Пословицы с удвоенными согласными

Обновлено: 07.11.2024

Прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность.

В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерны меткость, краткость и образность языка.

Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными

Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов.

Рекомендуется использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными.

• Мороз да метели под февраль налетели.• Яблоко от яблони недалеко падает.

• Человек без Родины, что соловей без песни.

Работу над пословицами со словами, которые не проверяются правилами, следует увязывать с выполнением отдельных упражнений по учебнику. Например, в учебнике русского языка для 2 класса есть задание: придумать четыре предложения со словами трактор, работа, машина, комната. После проверки его выполнения учитель записывает на доске слова трактор, работа и говорит, что их написание, как и написание слов машина, комната, надо запомнить. Затем, если до этого уже проводилась работа с пословицами, можно спросить учащихся, какие пословицы и поговорки с этими словами они знают. Или их приводит сам учитель:

• Где трактор ходит, там золотая пшеница родит.• Трактором пахать, не лопатою копать. • Не трактор пашет, а тракторист.

Ученики записывают пословицы в тетрадь, выделяя слово трактор. Затем учитель приводит пословицы со словом работа: • Каков мастер, такова и работа.

Учащимся дается задание: найти и выписать пословицы с указанными учителем словами. Например, во 2 классе для орфографического словарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель.

Дети находят и выписывают пословицы с указанными словами:

• Жить — Родине служить. • Сам погибай, а товарища выручай.

• В сильный мороз береги нос. • Всякая дорога вдвоем веселей.

• Не спеши языком, торопись делом.• Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.

• Март с водой, апрель с травой.

Выписывание пословиц в тетрадь, подчеркивание нужного слова, их заучивание, несомненно, надолго оставит в памяти учеников написание отдельных слов.

Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.

• Всякая (дорога) вдвоем веселей. • Собирая по (ягодке), наберешь кузовок.

• Не та (собака) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.

• Лежебоке и (солнце) не в пору всходит.• Ленивому всегда (праздник).

• Два друга — (мороз) да вьюга.

• (Мороз) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Пословицы при изучении слов с удвоенными согласными

Изучение написания слов с удвоенными согласными опирается на зрительный образ образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. При объяснении написания слов с удвоенными согласными хорошо использовать пословицы, в которых нужные для запоминания слова подчеркиваются.

При закреплении материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы:

• Недаром говорится, что нужда коллектива боится. • Утренний дождь не долог.

• Хороший лен — дохода миллион . • Русский солдат не знает преград.

Подчеркнутые слова пишутся цветными мелками. Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов. Затем учитель стирает слова с удвоенными согласными, после чего учащиеся списывают пословицы, дописывая отсутствующие слова.

В 3 классе при изучении этой же темы прежде всего вспоминается написание уже известных учащимся слов. Учитель напоминает, что во 2 классе они записали и изучили пословицы, в которых есть слова с двойными согласными, и предлагает их вспомнить. Ученики называют пословицы, а нужные слова записывают на доске, выделяя удвоенные согласные цветными мелками. Если учащиеся затрудняются, то следует напомнить им слова: коллектив, русский, утренний, миллион, ранний — или напомнить сами пословицы. Затем записываются новые пословицы:

Весенние ветры приносят летние дожди. • Русский в словах горд, в делах тверд.

В 4 классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц

Утренний дождь путника не остановит.

К дому друга дорога никогда не бывает длинной. Осенняя сушь что острый нож.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

Важно обратить внимание детей на то, что написание одних слов с удвоенными согласными нужно просто заучить (коллектив, дрожжи, жужжать, суббота), а для запоминания других требуется знание состава слова. Например, длинный, каменный, русский — удвоение согласных происходит здесь на стыке корня и суффикса. А в словах поддакивать, оббежать — на стыке приставки и корня. Для иллюстрации правила можно подобрать пословицы:

• Длинный язык до добра не доведет. • Недруг поддакивает, а друг спорит.

Игры с пословицами

Особым видом работы с пословицами на уроках русского языка в начальной школе являются игры с пословицами. Цель игры — закрепить и проверить знание орфографических правил.

1-й вариант . Отгадай пословицу по названному слову.

Учитель называет слово, а учащиеся приводят пословицы, в состав которых входит данное слово, и объясняют написание слов, указанных учителем.

Учитель: Назовите пословицу со словами рыбка, уха.

Ученик: Рыбка мелка, да уха сладка.

Учитель: Найди орфограммы в словах рыбка, сладка, мелка и объясни способы проверки написания.

2-й вариант . Отгадай вторую часть пословицы.

Учитель называет первую часть пословицы, а ученики всю пословицу и объясняют написание отдельных слов.

Учитель: Труд человека кормит.

Ученик: Труд человека кормит, а лень портит. Учитель: Объясни написание слов труд, лень, человека.

Следующая пословица

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней.

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

Использование пословиц при изучении мягких и твёрдых согласных

·Порядок время бережёт.

·Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.

·Поле труд любит.

·И медведя люди учат.

·Всякий человек вперёд смотрит.

·Мороз невелик, да стоять не велит.

Использование пословиц при изучении темы: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов»

·Зимою шубка не шутка.

·Кошке игрушки, а мышке слёзки.

·Не будь тороплив, а будь памятлив.

·Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

·В зимний холод всякий молод.

·Снег на полях – хлеб в закромах.

·В чужих руках всё дело легко.

·Рыбка мелка, да уха сладка.

·Глаз видит, да зуб неймёт.

·Не в бровь, а в глаз.

·Наш народ растёт из года в год.

·На сказки герой, а на работу слаб.

·Хороший друг – это настоящий клад.

·Пример героя зовёт на подвиг.

·Сядем рядком. да поговорим ладком.

·Спасибо, мороз, что снега нанёс.

·Терпенье и труд всё перетрут.

·Если дружба велика, будет Родина крепка.

Использование пословиц при изучении безударных гласных в корне слова

·Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

·Флот морской – границ часовой.

·Смелость города берёт.

·Посуда любит чистоту.

·На хороший цветок и пчела летит.

·На языке медок, а на сердце ледок.

·Собака лает, а ветер носит.

·Красна весна цветами, а осень плодами.

·Нет земли краше, чем страна наша.

·Тот герой, кто за Родину стоит горой.

·Наша правда врагам глаза колет.

·Апрель с водою – май с травою.

·Вода на лугу – сено в стогу.

·По лесу ходи – под ноги гляди.

·Целина красна не только хлебами, но и богатырями.

·Народы нашей страны дружбой сильны.

Использование пословиц при изучении слов с непроизносимыми согласными

·Радостная жизнь сердце веселит.

·Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.

·Человек трудолюбивый – самый счастливый.

·Честный труд – наше богатство.

·Рукам работа – душе праздник.

·Сердце матери лучше солнца греет.

·Ленивому и будни праздник.

·Счастливым и красивым делает человека работа.

·Дождливое лето хуже осени.

·Москва от глаз далеко, да к сердцу близко.

·Солнце пригреет – всё поспеет.

·Без коллектива и жизнь не счастлива.

Использование пословиц при изучении слов с удвоенными согласными

·У коллектива большая сила.

·Хороша нива только у коллектива.

·Ссора до добра не доводит.

·В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

Использование пословиц при обучении правописанию слов с предлогом и приставкой

·Сначала подумай, потом говори.

·Труд и накормит, и научит.

·Язык до Киева доведёт.

·Родина поучает, Родина выручает.

·За край родной иди бесстрашно в бой.

Использование пословиц при изучении темы: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»

·Умел начать – умей и окончить.

·Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

·Не давши слова – крепись, а давши – держись.

·Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

·Кто дрожит, тот и бежит.

·Не верь чужим речам, верь своим очам.

·Жить – Родине служить.

·Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

·Сам погибай, а товарища выручай.

·Жизнь дана на добрые дела.

·Чужой славой не проживёшь.

·Жизнь правде посвящай.

·На чужой стороне и летом холодно.

·Кто с техникой дружит, тому она верно служит.

·С книгой жить – век не тужить.

·С песней дружить – и в бою не тужить.

·Шила в мешке не утаишь.

·Грибы ищут – по лесу рыщут.

·Не спеши языком – торопись делом.

Использование пословиц при изучении слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного

·Маленькое дело лучше всякого безделья.

·Больше дела, меньше слов.

·От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

·Мужество рождается в борьбе.

·Умел взять – умей отдать.

Использование пословиц при изучении правописания слов с разделительными ъ и ь знаками

·Без терпенья нет уменья.

·Без ученья нет уменья.

·Доброе молчанье лучше пустой болтовни.

·От желанья к исполненью приложи уменье.

·Ручьи сольются - река, люди соединятся – сила.

·Красна птица перьями, а человек уменьями.

·Повторенье – мать ученья.

·Здоровье всего дороже.

·Уменье везде найдёт примененье.

·З большим подъёмом и спуск большой.

·Пословицу не обойти, не объехать.

·Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.

·Знает кошка, чьё мясо съела.

·Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

·Лето собирает, а зима подъедает.

·Ум без книги, как птица без крыльев.

Использование пословиц при изучении падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений

·Добрые вести не лежат на месте.

·Солдата к славе ведут ученье и труд.

·Умный товарищ – половина дороги.

·Нашей армии сыны – Родине веры.

·Будет и на нашей улице праздник.

·Делу – время, потехе – час.

·И на солнце есть пятна.

·Наша сила в крепости тыла.

·Ленивому Микишке всё не до книжки.

·По наружности о человеке не суди.

·Богаче Сибири нет земли в мире.

·Труд – дело чести, славы, доблести и геройства.

Использование пословиц при формировании навыков правильного письма имён существительных с шипящими на конце

· На помощь надейся, а сам не плошай.

·Спящий кот мышь не поймает.

·Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

·Идёт дождь, даст он рожь.

·Хорошую речь хорошо и слушать.

·Книжка – лучший товарищ.

·Ростом с мышь, а храбрый малыш.

·Наука – источник знаний, знание - светоч жизни.

Использование пословиц при изучении тем: «Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений», «Правописание не с глаголами»

·Правда в воде не тонет, в огне не горит.

·Ласточка день начинает, а соловей кончает.

·Умелый воин не дрогнет в бою.

·Труд кормит, а лень портит.

·Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит.

·Умный человек не тратит много слов.

·Берись дружно, не будет грузно.

·Лето собирает, а зима подъедает.

·Читает – летает, да ничего не понимает.

Использование пословиц при изучении темы: «Личные окончания глаголов 2-го лица»

·Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

·Без пословицы не проживешь.

·Одной рукой узла не завяжешь.

·Что написано пером, того не вырубишь топором.

·Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.

· Слезами горю не поможешь.

·Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь.

·Поспешишь – людей насмешишь.

·Что посеешь, то и пожнёшь.

·Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.

·Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Использование пословиц при изучении местоимений

·Одна у человека мать, одна у него и родина.

·Живи для людей, поживут и люди для тебя.

·Герой умирает, а слава его живёт.

·Брат мой, а ум у него свой.

Использование пословиц при изучении темы: «Неопределённая форма глагола»

Следующая пословица

Движущей силой, развивающей человеческое общество, во все времена была система его ценностей. И не только материальных, но, в большей мере, морально-нравственных и духовных.

Ценности, появились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением о желаемом идеале. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества. Для закрепления и передачи следующим поколениям своей системы ценностей, которые были выработаны и выстраданы многими поколениями, русский народ создал богатый и разнообразный «мир»- «мир» устного народного творчества. И в нём «кладезем» народной мудрости являются пословицы и поговорки. Они были достоинством и умом народа. Пословицы и поговорки формировали и укрепляла его нравственный облик, его историческую память и наполняли глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием родителей. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение.

На каждое последующее поколение ложится задача передавать, укреплять и развивать это «богатство». В современном обществе чаще всего это происходит в семье и школе. В жизни каждой семьи возникают ситуации, при которых взрослые произносят ту или иную пословицу и детский цепкий ум сразу же её «схватывает», запоминает. И не только содержание, но и ситуацию, в которой эта пословица уместна. Но в последние годы в семьях пословицы звучат всё реже и поэтому эта задача, в большей мере, ложится на школу.

Современная школа уделяет изучению половиц очень большое внимание, особенно на уроках русского языка и литературы. И это не случайно, ведь пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию”. В книге “Родное слово”, предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам.

В Начальных классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи. Работу с пословицами следует начинать уже в 1-м классе. Можно это сделать, когда ученики изучают алфавит. Можно подобрать пословицы, первое слово в которых начинается на изучаемую букву. Дети слышат звук и соотносят его о буквой . А збука к мудрости ступенька. Б едность не порок . В есной дни долгие, да нитка коротка. В ода камень точит. Г рамоте учиться-всегда пригодится. Д ружно - не грузно, а врозь - хоть брось. Д оброе слово и кошке приятно.

Некоторые из них могут служить эпиграфом к уроку.

В «Азбуке» и в учебнике для литературного чтения дети также найдут много пословиц. Ученики читают пословицу, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель может предложить детям завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением, подходящим по смыслу к изученной пословице. На следующий день на уроке учащиеся вспоминают пословицу, которую накануне заучили, показывают картинки из своей тетради. Работа с пословицами продолжается и во 2-м классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Во 2-м классе можно ограничиться выбором и использованием тех пословиц и поговорок, которые встречаются в “Родной речи” и в учебнике русского языка, так как их количество там довольно значительно.

В 3–4-м классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше пяти-шести в 3-м классе и больше десяти в 4-м классе.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну – две пословицы по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы. Затем дается новая тема, по которой также подбираются пословицы. Время от времени, учитывая содержание рассказов, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома и характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

В 4-м классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае. . Темы для альбомов могут быть такими: 1) Ученье и неученье; 2) Добро и зло; 3) Труд и лень; 4) Вежливость и грубость; 5) Родители и члены семьи; 6) Родина; 7) Времена года; 8) Явления природы; 9) Животные; 10) Богатство и бедность. Художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки – все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа.

Очень интересная и важная работа с пословицами может быть проведена на уроках русского языка. Достижение высокой грамотности учащихся является одной из важнейших задач школы и она закладывается в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.

Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением

На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить детей пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением. Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы: К о нe'ц – делу венец. К o 'нчил дело, гуляй смело . В первой имеется слово с безударным гласным, а во второй в этом слове этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова к онe'ц и кo'нчил , гласную букву о и ударение выделяют красным карандашом. Пословицы заучиваются как пример к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением.

Не та дружба с и льна, что в сл о вах, а та, что в д е лах. С и ла есть- ума не надо. Сл о во не воробей – вылетит не поймаешь. Делу время, а потехе – час.

Пословицы при изучении слов с парными согласными.

При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во 2-м классе учитель вспоминает поговорку Береги но с в большой моро з , записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз. Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с , а в другом з . Учитель разъясняет, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос-носа, мороз-мор о за . При этом сомнительные согласные на письме выделяются. Эта поговорка знакома детям ещё с первого класса, поэтому объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле. Аналогичная работа проводится и по другим пословицам : В зимний холо д всякий моло д . Весна го д кормит. Весенний дож д ь растит, осенний — гноит. Сне г на полях - хле б в закромах. Декабрь го д кончает, зиму начинает. Землю красит Солнце, а человека тру д .

Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными

Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова. Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов. Лучше использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например: У к о ровы м о л о ко на я зыке ; М о ро з да метели под ф е враль налетели; Ябл о ко от ябл о ни н е дал е ко падает; Ч е л о век без Р од и ны, что с о л о вей без песни. Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Примеры : Сам погибай, а ( товарища) выручай; Всякая (дорога ) вдвоем веселей; Собирая по (ягодке ) , наберешь кузовок; Не гони коня кнутом, а гони коня ( овсам) ; Корова на дворе – ( молоко ) на столе; Не та ( собака ) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет; Лежебоке и ( солнце ) не в пору всходит; Ленивому всегда ( праздник ); В страду одна забота: не стала бы (работа ) ; Два друга – ( мороз ) да вьюга; ( Мороз ) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает; На (капустнике ) козел не караульщик. Не разгрызешь ( ореха) , не съешь ядра; Ученому везде ( дорога ); Что написано пером, то не вырубишь ( топором ); Слово не ( воробей ) , вылетит – не поймаешь; На смелого ( собака ) только лает, а труса кусает; Ласточка день начинает, а ( соловей ) кончает.

В 3–4-м классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается несколько пословиц с пропущенными словами . Крепкую дружбу и ……не разрубишь. Два …..- пара. Доверили козлу ….. . Дорога ложка к … . Делят шкуру неубитого ….. . ….. месяц поёт, а ….. каркает круглый год. Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные.

Пословицы при изучении слов с двойными согласными

Изучение написания слов с двойными согласными опирается на зрительный и двигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написании слов с двойными согласными хорошо использовать плакат с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются. Хороша нива у дружного ко лл ектива . А кк уратность человека красит. Сс ора до добра не доводит. Добрый друг лучше ста родстве нн иков. При закреплении этого материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы: Не даром говорится, что нужда коллектива боится; Утренний дождь не долог; Хороший лен – дохода миллион ; Русский солдат не знает преград.

В 3-м или 4-м классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц. Примерный текст диктанта: Всякая ссора красна миром; Утренний дождь путника не остановит; К дому друга дорога никогда не бывает длинной; Осенняя сушь что острый нож; С ремеслом дружи, в коллективе живи; Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. Храброму не нужна длинная шпага; По дрожжам пирогов не узнаешь; Худой мир лучше доброй ссоры. Можно познакомить учеников и с пословицами других народов: Ранняя осень – убыток, поздняя осень – достаток. (Кит.); Острый язык – дарование, а длинный – наказание; Один утренний час лучше двух вечерних. (Англ.); Между “говорить” и “делать” – длинная дорога. (Испан.); Если в чужой стороне идет золотой дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на своей земле. (Афр.).

Пословицы при изучении Ь как знака мягкости и как разделительного знака

Уже во 2-м классе учащиеся учатся различать ь , который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь , отделяет согласный звук от сочетания звуков, обозначаемых на письме гласным буквами е, ё, ю, я . При закреплении этого материала в 3-м классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик – слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком. Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке. Родину-мат ь умей защищать; Отол ь ются волку овеч ь и слезки; Учен ь е – путь к умен ь ю; Мален ь кое дело лучше бол ь шого безделья; От зор ь ки до зор ь ки моряки на вахте зорки. Красна птица пер ь ями, а человек – учен ь ями. Повторен ь е - мать учен ь я. Здоров ь е дороже богатства.

Пословицы на сочетания ЖИ, ШИ

Жи знь про жи ть - не поле перейти.
Жи ви для людей, по жи вут люди и для тебя. Жи ви просто – до жи вёшь до ста лет. Хоро ши й гость хозяину в почет.

Определение падежей слов в пословицах.

Учитель предлагает ученикам прочитать пословицы и определить, какое слово повторяется. Труд кормит, а лень портит; Землю солнце красит, а человека – труд; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Суди о человеке по его труду ; Белые ручки чужой труд любят; В труде рождаются герои. Дети замечают, что это слово «труд». Затем они ставят к этому слову вопрос, выделяют окончание и определяют падеж. Можно ещё уточнить, каким членом предложения оно является. Аналогичная работа проводится и с другой группой пословиц. У дороги конца нет. Знающий дорогу не устает. С хорошим попутчиком – половина дороги.

Больше землю удобряй, выше будет урожай . Хороший снежок урожа й сбережет. Упустишь время – потеряешь урожай .

Работа с использованием пословиц и поговорок может проводиться и по другим темам и в других направлениях, а также и при изучении других предметов и при проведении внеклассных мероприятий. Эта работа многогранна. И она необходима т. к. обогащает речь, мышление, память детей. Благотворно влияет на их эмоциональный настрой, помогает находить правильный выход из создавшейся жизненной ситуации, строить свою линию поведения. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.

Пословицы и поговорки, являясь составной частью языка, «живут» по его законам: создаются, изменяются, развиваются, перестают употребляться и снова создаются. В каждый конкретный отрезок времени были свои специфичные условия жизни народа и они отражались в пословицах. Современная жизнь во многом отличается от жизни предыдущих поколений и это способствовало созданию новых пословиц. В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче… Если дым стелется по земле - вернитесь и выключите утюг, если поднимается столбом - можете уже не возвращаться. Hе имей сто процентов, а имей сто клиентов.

Следующая пословица

Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте

1. Орг. момент.

- Для нашего урока я подобрала вот такой эпиграф:

  • Если сделал добро – скрой,
  • Если тебе сделали добро – расскажи.

- Объясните смысл этой пословицы

- Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры “Заседание редакционной коллегии газеты”. Вы сотрудники редакции: журналисты, помощники журналистов, корреспонденты, корректоры (корректор проверяет текст на наличие ошибок), а я главный редактор.

- Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность вашей работы будет зависеть от того, как вы активно будете участвовать в обсуждении всех вопросов.

- Какую бы работу мы с вами не делали, все начинается с разминки. Наша разминка – это минутка чистописания.

- Что это написано на доске? (Согласные буквы) Какое задание вы можете предложить? (Разделить на группы)

(- На звонкие и глухие, парные и непарные) - Лишнее? (гг). Как можно сказать, одним словом все эти согласные? (Двойные согласные)

- Пропишите буквы с правильным соединением.

3. Актуализация знаний.

- Я сегодня получила телеграмму для вас от Незнайки. Она не простая, а зашифрованная.Давайте ее прочитаем.

ТЕЛЕГРАММА!

Ребята! Послушайте группы слов, возьмите первые буквы слов и запишите слова, которые из них состоят. Расшифровав их, вы поймете о чем пойдет сегодня речь:

Комната, лестница, арка, стена, строитель (класс)

Весна, апрель, небо, наст, атмосфера (ванна)

Гуашь, ранец, игра, портфель, пенал (грипп)

Аист, лебедь, лиса, енот, ястреб (аллея)(слайд)

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

4. Постановка цели и задач урока.

- Так над чем нам придется поработать сегодня? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Что нужно уметь хорошо делать для написания слов с удвоенной согласной.

(Хорошо уметь разбирать слова по составу).

5. Изучение нового

- Послушайте и скажите, о каком правиле здесь идет речь?

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни. (Перенос слов)

- Чтобы заседание редакционной коллегии было слаженным, нам необходимо выполнить несколько упражнений и как можно больше запомнить слов с удвоенными согласными.

- Давайте выполним упражнение 159 ,разомнемся перед трудной работой.Начнем все вместе, закончите самостоятельно.

Учебник с. 85 упр.159

Проверка выполнения упражнения

6. Первичное закрепление

- К нам в редакцию поступило первое задание.(Слайд 3)

- Орфограммы веселились
В салки бегали, резвились
Вы порядок наведите
Слова на группы разделите

Пас. ажир, кал. ендарь, кол. ектив, рус. кий, тел. фон, кол. екция, кос. мос, бас. ейн, дорож. ка, рис. унок.

- Сейчас мы попробуем себя в роли корректоров.

- Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте. (Слайд № 4).

Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.

- Что вы заметили? (Разбор ошибок)

- Постарайтесь выполнить работу без ошибок, используя правила написания слов. Запишите в свои рабочие блокноты исправленный текст.(Работают в тетради)

- Давайте проверим, кто справился с этой задачей.

7. Творческое применение знаний (работа в группах)

- А сейчас каждая группа получит задание. Нужно выполнить его максимально точно. От этого зависит, сможем ли мы выпустить газету в номер.

Итак, задание для помощников журналистов. Вы можете помочь в нахождении нужной информации .Вот ваш конверт с заданием

1 группа (синяя) – выполняют помощники журналистов

В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.

Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.

Раздели на слова и запиши полученное предложение.

2 группа - журналисты. Ваша задача заключается в том, чтобы данным определениям дать название одним словом

(зеленая) – выполняют журналисты.

Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты - ________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________

Товарищ по работе - ______________________________________

Обучение животных - _____________________________________

Спортивный бег - ________________________________________

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

Карточка № 3. (красная) – выполняют корреспонденты.

1. Измени слова по образцу.

Рано, звонок – ранний звонок

Класс, комната - ________________________________________________

Осень, дни - ____________________________________________________

Пассажир, поезд - _______________________________________________

2. Прочитайте. Найди и исправь ошибки.

Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса

Читайте также: