Пословицы на звук с
Обновлено: 22.11.2024
Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ
Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.
Вариант 2. Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З, то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.
Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.
Следующая пословица
1. Спеш и , не спеш и , а потор а пливайся.
2. По пл а тью встреч а ют, по ум у провож а ют.
3. Жизнь прож и ть – не п о ле перейт и .
4. Л и бо м ё д пить, л и бо б и ту быть.
5. Безд е ятельность – сестр а бол е зни.
6. Белор у чка – не раб о тник.
7. Баловств о м хл е ба не доб у дешь.
8. Побал у ешься – избал у ешься.
9. Не ищ и бед ы : бед а сам а теб я с ы щет.
10. Бед а на бед е , бед о й погон я ет.
11. Бед а прид ё т – с ног собь ё т.
12. Берег и сь бед, пок а их нет.
13. У люд е й ш и ло бр е ет, а у нас и бр и тва не бер ё т.
14. Был бы бык, а м я со б у дет.
15. Б ы ли бы к о сти, а на кост я х м я со б у дет.
16. Был а бы кор о ва, под о йник б у дет.
17. Б ы ло бы что в амб а ре, б у дет и в карм а не.
18. Е сли бы не плешь, то бы н е было и голов ы .
19. Е сли бы да каб ы , да в ы росли во рту боб ы , так был бы не рот, а ц е лый огор о д.
20. Е сли бы не бы, в ы росли бы гриб ы , да все б е лые бы.
21. Б у дет д о ждик, б у дут и грибк и , а б у дут грибк и , б у дет и кузов о к.
22. Л и бо дождь, л и бо снег, л и бо б у дет, л и бо нет.
23. Пан и ли проп а л.
24. Сроб е л – проп а л.
25. Д о брому – д о брая п а мять.
26. Бестолк о в, да п а мятлив.
27. Слаб п а мятью: у ког о что возьм ё т – заб у дет, а что ком у даст – п о мнит.
28. Не тот глуп, кто на слов а скуп, а тот глуп, кто на д е ле туп.
29. В о время п а шешь – весел е й пл я шешь.
30. Гл у бже всп а шешь – б о льше хл е ба возьм ё шь.
Игры и упражнения по звуковой культуре речи (ЗКР) со звуками З и ЗЬ
Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»
Покажите две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково мягко зьзьзьзьзь.
Взрослый говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.
Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.
Примеры слогов: за, зо, зу, зы, зэ, зя, зё, зю, зе, зи, аза, азо, озо, ози, озе и др. Можно давать в игре цепочки слогов. Например, за-зо-зу. Или аза-оза-озу.
Задача эха – повторить слоги или цепочку слогов без ошибок и правильно произнося звук З или ЗЬ.
Слова со звуками З и ЗЬ для игр и занятий по ЗКР с детьми.
Звук З в начале слова: забор, замок, завод, зайка, заводь, зубы, запятая, завиток, занавес, зонт, здание, заколка, зубастый, запонки, звезда.
Звук З в середине слова: коза, роза, водолазы, мимоза, вокзал, слезы, гильза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, кузовок, изба, азбука, гнездо, узлы, Незнайка. береза.
Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, звезда, зелень, зеленый, земля, земляника, звено, змея, тазик, козел, зебра, зефир.
Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, козел, кузина, резина, бузина, мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, газета, лезвие, магазин, озеро, корзина, гвоздика, узел.
Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.
Игры со словами со звуком З.
«Один – много».
Я назову один предмет, а ты – много.
«Парные картинки»
Подготовьте пары картинок, в названии которых есть звук З (или Зь). К каждой картинке должна быть пара.
Вариант 1. Для игры с 1-2 детьми. ЛОТО «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?»
1.Положите все картинки стопкой (рисунками вниз). Раздайте каждому игроку по 4 картинки из стопки.
2. Все игроки по очереди берут картинку из стопки и ее называют: «Я взял зайку». Или «У меня звонок». Если взятая из стопки картинка является парой к имеющейся картинке, то накрываем ей нашу картинку. Задача – как можно быстрее закрыть все картинки.
Вариант 2. Для игры с группой детей.
- Разделите все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положите стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздайте детям.
- Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.
- Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены.
- Побеждает в игре тот, кто быстрее всех остался без картинок. Это игра «на удачу», и победа в ней не зависит от усилий ребенок. Она учит детей не только выигрывать, но и проигрывать и правильно относиться к случайной неудаче.
В игре взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук З.
Чистоговорки со звуками З и ЗЬ
Зы-зы-зы, давно не было грозы.
За-за-за, надвигается гроза.
Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.
Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.
Зы-зы-зы, вымыли тазы.
За-за-за, у Нины карие глаза.
Зу-зу-зу, кубики везу.
Зи-зи-зи, к дому подвези.
Зе-зе-зе, дай воды козе.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и ? … козу!
Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с ? …. Козой!
Фразы-скороговорки со звуками З и ЗЬ.
Авторы фраз – И. Г. Сухин, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева.
- У маленькой Зины бузина в корзине.
- В вазе у Зины мимозы и гвоздики.
- К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.
- Позади завода заводь.
- Зоя и Зина – кузины.
- Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
- Звездолет взлетел к звездам.
- Зинин звонок звенит звонко.
- На вокзале – поезда.
- У Зои коза под замком.
- Зина в лес пошла, землянику нашла.
- Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.
- Трезор и Тузик залаяли на Забияку.
- Резинового зайку забыла разиня-хозяйка.
- У Зины – корзина. В корзине – грузди.
- Не спи, Мазай! Зайцев спасай!
- Звёздный змей зазвенел.
- У Зины бузина в корзине.
- Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
- Зимой поле белое промёрзло-леденелое.
- Видит волк грозу – забыл и козу.
- У Зои заболели зубы.
- У Зины зимой зябнет нос.
- Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.
Пословицы и поговорки со звуком З.
Почему так говорят? О чем так можно сказать?
- Мал золотник, да дорог.
- Зима не без морозов.
- Одной рукой узла не развязать.
Загадки со звуком З.
- Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик)
- Зубы имеет, а зубной боли не знает. (Грабли)
- Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
- В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печка)
Стихи со звуком З и ЗЬ.
При использовании стихов можно дать детям задание:
- Запомнить слова из стихотворения со звуком З и назвать их после прочтения стихотворения.
- Составить свои предложения с этими словами.
- Произнести одну и ту же фразу из стихотворения с разной интонацией: удивленно, восхищенно, радостно, огорченно, смущенно и т.д.
- Угадать интонацию и настроение, с которой была прочитана строчка из стихотворения.
- Прочитать две-четыре строчки из стихотворения с разной скоростью (медленно как черепаха Тортилла, в среднем темпе как Буратино, в быстром темпе как Торопыжка).
- Прочитать строчки из стихотворения с разной громкостью – игра «Радио». Вы «регулируете» громкость то громче, то тише (как будто Вы поворачиваете регулятор громкости на радиоприемнике). Дети быстро реагируют и меняют громкость своего голоса.
Резиновая Зина.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли,Она была разиня,
Резиновая Зина
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину
И пальцем пригрозим:
«Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин! (А. Барто)
Зеленая песенка.
В зеленом,зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит –
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне. (А Стройло)
Зимний звон.
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы (В. Суслов).
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (К. Чуковский)
Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла. (В.Викторов)
Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея!Зажглась зеленая звезда –
Запустим звездолет туда!
Берёзы.
Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.
Не ходите, козы,
В молодой наш лес!
Вырастут берёзы,
Будут до небес!
К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.
Здравствуй, праздник новогодний!
Праздник елки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы!
Потешки, считалки со звуками З и ЗЬ.
Идет козел мохнатый,
Идет козел бородатый,
Рогами помахивает,
Бородой потряхивает,
Идет, блеет,
Коз, козлят зовет.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!
Считалка со звуком З.
За морями,
За горами,
За дремучими лесами
На пригорке – теремок.
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Следующая пословица
Пословица – краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть богатство языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи, а сама о себе говорит: «Пословица не даром молвится».
В. И. Даль
1. Не ищ и красот ы , ищ и доброт ы .
2. Ком у пирог и да п ы шки, ком у желвак и да ш и шки.
3. Ком у чин, ком у блин, а ком у и клин.
4. У мный молч и т, когд а дур а к ворч и т.
5. С ним вод и ться, что в крап и ву сад и ться.
6. Как о в Март ы н, так о в у нег о и алт ы н.
7. Где лж и во – там гн и ло.
8. Паш и не лен и во, поживёшь счастл и во.
9. Как печь топ и ть, так и дров а руб и ть.
10. Где блин ы , там и мы.
11. Был бы хлеб, а з у бы с ы щутся.
12. На д е ло не мы, на раб о ту не мы, а гул я ть и пляс а ть пр о тив нас не сыск а ть.
13. Коб ы лка есть – хомут а нет; хом у т доб ы л - коб ы лка ушл а .
14. Не в том с и ла, что коб ы ла с и ва, а в том, чт о бы в о ду воз и ла.
15. Хвал и лась син и ца м о ре спал и ть.
16. Хвал и сь, да не поперхн и сь.
17. Хвал и лся, хвал и лся, да п о д гору и свал и лся.
18. Не крич и о себ е – пусть друг и е о теб е т и хо ск а жут.
19. Од и н к и нул – не док и нул; друг о й к и нул перек и нул; тр е тий к и нул – не поп а л.
20. К и нулся, да и перек и нулся.
21. Б ы ли бы кр о шки, а м ы шки найд у тся.
22. Л и хо не леж и т т и хо.
23. Гроз и т мышь к о шке, да из нор ы .
24. Не см е тя с и лы, не подним а й в и лы.
25. С с и льным не дер и сь, с бог а тым не суд и сь.
26. Не горд и сь зв а нием, а горд и сь зн а нием.
27. И скра мал а вел и к пл а мень род и т.
28. У Ф и ли б ы ли, Ф и лю же и поб и ли.
29. Зн а ли, ког о б и ли, - потом у и побед и ли.
30. Кто см е рти не бо и тся – невелик а пт и ца, а кто жизнь полюб и л, тот страх загуб и л.
Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.
Зайчики (литовская сказка)
Мальчик и козы.
«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь.
Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».
Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.
Рассказ «Подруги». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».
Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.
Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».
Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.
Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.
Все дети говорят:
«Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»
Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»
Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.
Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.
В игре можно менять голос, говорить писклявым высоким голосом или толстым басом. Всегда интересно и неожиданно в этой игре, как изменят голос игроки.
Словесный материал из видео:
Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).
Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Как вызвать звук З по подражанию?
При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию. Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.
- Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
- Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
- Попросите малыша повторить ее.
Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.
При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.
Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.
Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.
Следующая пословица
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами – на ветке.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Учить – ум точить.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Звуки [д] и [д’]
Повтори скороговорки:
В дупле на дубе дятла дом.
Целый день сидит он в нём.
Даня в доме мылся в душе,
Долго мыл ладонью уши.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
От добра добра не ищут.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Звуки [к] и [к’]
Повтори скороговорки:
Около кола – колокола.
Клала Клава лук на полку,
Кликнула себе Николку.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Без наук как без рук.
Всяк кулик на своей кочке велик.
Звуки [г] и [г’]
Повтори скороговорки:
Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.
На иве – галка, на берегу – галька.
Клади в угол уголь.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
У лодыря Егорки все отговорки.
А нашёл – береги.
Звуки [х] и [х’]
Повтори скороговорки:
Дед Михай надел малахай.
Муха-горюха села на ухо.
Уха была неплохо, неплоха была уха.
Прохор и Пахом ехали верхом,
Ехали верхом Прохор и Пахом.
Грызёт белка орех, а ребятам смех.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Что сделано наспех,
Такова и рубаха.
Звуки [с] и [с’]
Повтори скороговорки:
У Саньки новенькие санки.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне…
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
В поле – все, все, все:
В поле – сев, сев, сев.
Сеня вёз сена воз.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Каковы сани, таковы и сами.
Ему по секрету, а он всему свету.
Звуки [з] и [з’]
Повтори скороговорки:
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
Замок закрыт на замок.
У входа в замок – звонок.
Столетняя пыль на звонке –
Замок сто лет на замке.
Из загона три газели
На пустой загон глазели.
– Вот бы сигануть с разгона
Через изгородь загона!
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Не всё то золото, что блестит.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Звук [ц]
Повтори скороговорки:
Бедным курицам не спится,
Если им лисица снится.
Пёс тоскует на цепи,
А попробуй отцепи.
Из колодца принесла
И цыплята всей семьёй
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Да лень ворочаться.
Звук [ш]
Повтори скороговорки:
Шесть мышат в камышах шуршат.
Кукушек на опушке.
В плошке – плюшки.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Тише едешь – дальше будешь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Звук [ж]
Повтори скороговорки:
Жутко жуку жить на суку.
Два ужа. Один поуже,
Только он о том не тужит.
Ах, какая жара, жара,
Ты дома сиди, ты не выходи,
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Да добра наживать.
Звук [щ]
Повтори скороговорки:
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Щёки красные у Саши,
Щей он много ел и каши.
Мой руки чаще и чище.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Где щи – там и нас ищи.
Звук [ч]
Повтори скороговорки:
На кочке – квочка, квочка на кочке.
Трещит за печкою сверчок.
В четверг, четвёртого числа,
В четыре с четвертью часа.
У нас в печурочке –
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Речисто, да не чисто.
Что топор неточеный.
Звуки [л] и [л’]
Повтори скороговорки:
А Луша помогала.
Под липой – лиса,
Налили Лене лимонада,
А ей ещё лимона надо.
На льдине спит тюлень,
Он ленится весь день.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
И не складно, и не ладно.
Кончил дело – гуляй смело.
Звуки [р] и [р’]
Повтори скороговорки:
Тридцать три трубача трубят тревогу.
У Варвары куры стары.
Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Публикации по теме:Два ангела Два Ангела на плечи опустились, Запели песню, и. тоска прошла. Два Ангела,какое совершенство, Два Ангела,какая чистота! И Рождество.
Юбилей дедушки — 70 лет. Песня переделка на песню «Бухгалтер». Мы так хотим вам спеть сегодня про дедулю, Поздравить с Днем Рожденьем мы его хотим. Желаем счастья и большого приключения, Конечно с бабушкою.
Автор публикации: Картотека «Скороговорки, пословицы, поговорки» на отработку звукопроизношения+28 Голосовать Расскажите коллегам и друзьям! Комментарии: Всего комментариев: 19. Для просмотра комментариев Популярное из нового
Во всем мире ученики сегодня поздравляют своих учителей. Свыше 100 государств отмечают 5 октября праздник «Всемирный день учителя». В России, чтобы особо подчеркнуть значимость этого торжества, учрежден.
Пришла пора окончательной уборки, рубки капусты и её засолки на зиму. Об этом полезном огородном овоще, который был для наших предков основным источником витаминов с осени и до следующего лета, мы и.
Горячие темочкиКартинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста
Календарь праздников на МААМ
Лучшее из новогоМастер-класс по изготовлению поделки «Кошелёк» в т. | +320 |
Магнитная доска как основная часть «Говорящей стен. | +308 |
Фотоотчет о подготовке к выставке «Русская игрушка. | +291 |
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к. | +282 |
Конспект интегрированной ОД по лепке «Звери на опу. | +281 |
4 октября 2021 в 22:30
4 октября 2021 в 22:26
4 октября 2021 в 22:26
4 октября 2021 в 22:26
МААМ в соцсетях
Ваши предложения
и пожелания
Выбор редакции
МААМ-Поиск 1 162 000 публикаций 2 755 000 пользователей
Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.
Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:
- Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
- Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
- Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.
Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.
Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков.
Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.
Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:
- 1.упражнения с изолированным звуком,
- 2.звук в слогах,
- 3.звук в словах,
- 4.звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.
Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.
Читайте также: