Пословицы к рассказу стальное колечко паустовский
Обновлено: 24.12.2024
Читательский дневник по сказке «Стальное колечко» Константина Паустовского
Автор: Константин Георгиевич Паустовский
Название произведения: «Стальное колечко»
Число страниц: 4
Главные герои: Варюша, дед Кузьма, воробей Сидор.
Второстепенные герои: бойцы на платформе.
Характеристика главных героев:
Варюша — заботливая и доверчивая девочка.
Сильно переживала, что не найдёт кольцо.
Дед Кузьма — старый и ослабший.
Сидор — обладает дурным нравом. Но надёжный друг.
Характеристика второстепенных героев:
Боец — добрый и благодарный.
Подарил девочке чудный перстень.
Краткое содержание сказки «Стальное колечко»
Девочка Варя жила в деревне вместе со своим дедушкой.
Однажды он заболел, и внучка пошла в соседнее село ему за махоркой.
На станции Варя познакомилась с солдатами.
Они в обмен на махорку подарили девочке колечко из стали, называя его волшебным.
Варя надела кольцо на мизинец, и оно упало в снег.
Только весной Варя смогла отыскать своё колечко и сразу надела его на средний палец, обещающий здоровье.
Вернувшись, она увидела, что дед встал и вышел на улицу.
Ночью девочка надела кольцо на безымянный палец и случилось чудо — по лесу прошла весна.
План сказки:
- Дедушка и внучка.
- Поход за махоркой.
- Подарок солдата.
- Потеря кольца.
- Находка.
- Здоровый дедушка.
- Приход весны.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Стальное колечко»:
Главная мысль сказки в том, что если быть добрым и верить в чудеса, то им найдётся место в жизни.
Основная идея рассказа в том, что родные места самые лучшие.
Чему учит сказка
Рассказ учит быть добрым, отзывчивым, любить и уважать близких и свою Родину.
Краткий отзыв по произведению «Стальное колечко» для читательского дневника:
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что настоящая вера действительно может творить чудеса.
Девочка Варя верила, что, надев кольцо на палец, она принесёт деду здоровье.
Дед объяснял своё здоровье иначе — забытой дверью и сквозняком.
Но Варя надела колечко на другой палец и случилось приятное чудо — мимо прошла весна.
Это интересное и красивое произведение о любви к Родине, её природе и людям.
Автору удалось написать рассказ, очень похожий на сказку.
Хотя, если подумать, ничего сказочного в нём не происходит.
В этом произведении есть лишь одно волшебство природы.
Мне нравится добрая и отзывчивая девочка, героиня этого рассказа.
Она мечтала, чтобы её дед выздоровел, и он поправился.
Варя хотела чуда и настала весна.
Она не захотела в путешествие, считая родной край лучшим местом на земле.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что хорошо там, где нас нет.
Но в наших силах сделать так, чтобы хорошо стало там, где мы есть.
Пословицы к сказке:
- Щедрая рука много получит.
- Своя земля и в горсти мила.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родной край — и под ёлкой рай.
Словарь неизвестных слов:
- Махорка — табак-самосад.
- Бранить — ругать.
- Цыгарка — самокрутка.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Кто-то прошёл невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.
«Кто же это прошёл? А я и не разглядела!» — подумала Варюша.
Она не знала, что это весна прошла мимо неё
Следующая пословица
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Ход урока.
I. 1. Организационный момент. Приветствие. Эпиграф.
- «Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье» - говорил Платон. Это будет эпиграф нашего урока.
У бабы – бобы, у деда – дубы,
У деда – дубы, у бабы – бобы.
II. Проверка домашнего задания.
1. Составление характеристики.
- Кто составил рассказ о Варюше.
Варюша – девочка 9 – 10 лет. Живет она в деревне Моховое с дедом Кузьмой. Дед – единственный близкий человек для Варюши, она дорожит им, боится потерять. Живут они вдвоем, значит ей уже приходилось терять близких. Она проявляет заботу о старом дедушке. Ради него она одна решает идти на станцию, чтобы купить махорку. Девочка она бесстрашная, смелая, не трусливая. Без страха вступает в беседу с бойцами. Доброта и щедрость проявляются в поступке, когда она поделилась с ними махоркой. Варюша очень огорчилась, когда потеряла колечко, ведь это значило, что не выздоровеет ее дедушка, не будет у нее большой радости и не увидит она белый свет со всеми чудесами. Любопытная была, не терпелось ей побыстрее попробовать, что будет, если надеть кольцо на мизинец. А природу она любила так, что не захотела увидать весь белый свет.
2. Опровержение или подтверждение словами и предложениями из текста.
3. Чтение по ролям.
- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами. Прочитайте эту часть текста по ролям.
- Сколько действующих лиц нам понадобиться? (автор, Варюша, боец с бородой, второй боец)
- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?
- Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)
- Как вы думаете, колечко действительно волшебное? (мнения детей)
III. Работа над темой урока.
1. Словарная работа. Соотнеси слово с его лексическим значением. (Слова записаны на доске, значения читает учитель).
• Курительный табак низкого сорта.
• Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.
• Свернутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.
• Часть дома из досок, из древесины хвойных пород.
• Площадка для посадки пассажиров на железной дороге.
(Платформа, лязг, цигарка, тесовая крыша, махорка)
2. Чтение текста учащимися. (2 часть).
3. Беседа после чтения. Выборочное чтение.
- Какие приметы связанные с кукушкой вы знаете?
(Кукушка летает по деревне - к пожару. Кукушка натощак окукует - не к добру. Нельзя купаться, пока кукушка не закукует. Услышав весной первую кукушку надо позвенеть монетами или деньгами, тогда весь год не будешь нужды испытывать).
- А вы верите народным приметам про кукушку?
- Что вы думаете, когда слышите кукушку и вспоминаете приметы о том, к чему кукует кукушка?
- Верные они или ложные? Как вы считаете?
- Почему Варя смогла найти колечко?
- Зачитайте, как пришла весна.
- С кем сравнивается весна?
- В образе кого вы представляете себе весну?
- Какие цветы расцветают весной?
- Какие цветы встретила в лесу Варя?
- Как дед объяснил Варе, почему его «отпустила болезнь»?
- А чему верила она? Что она говорила деду? (зачитайте)
- Дочитайте сказку до конца.
- Почему Варя не захотела увидеть белый свет?
- «С чего начинается Родина» у Варюши?
Ветер дует нам в лицо,
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
V. Закрепление. Проверим, внимательно ли читали. Ответьте на вопросы.
- Внучку деда Кузьмы звали Настенька? (Нет – Варюша).
- Дед хотел вылечить свой кашель лесными травами? (Нет – махоркой).
- На станции Варюша встретила деревенского врача? (Нет – двоих бойцов).
- Боец подарил Варе стальное колечко? (Да).
- Чтобы дед выздоровел, колечко нужно было одеть на безымянный палец? (Нет – на средний).
- Варюша сможет посмотреть белый свет, надев колечко на указательный палец? (Да).
-Весна наступила после того, как Варюша надела колечко на мизинец? (Нет, оно упало в снег).
- Варюша попросила деда помочь найти колечко? (Нет Сидора).
-Варюша спешила одеть колечко на указательный палец? (Нет, потому что ее родина – самое прекрасное место на земле).
2. Работа с пословицами. - Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашему произведению?
• Всякому мила своя сторона.
• Добрая надежда человека никогда не покидает.
• Плох тот кулик который свое болото не хвалит.
VI. Подведение итогов.
- Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье»
- В чем нашла свое счастье Варюша? (Варюша нашла свое счастье в родной деревушке, рядом с дедом, которого она любит, заботится о нем. Любит она и родную природу)
- Будет ли любить свою большую Родину человек, который так нежно и трогательно любит свою маленькую Родину?
- Подумайте и скажите, что в этом произведении сказочного, а что может быть на самом деле?
- Любите, ребята, своих близких, родителей, дом, природу, всю нашу бескрайнюю Родину.
Прочитать вторую и третью части произведения, нарисовать весну такой, какой видит ее Варюша.
Публикации по теме:Конспект урока чтения в 3 класс для детей с ОВЗ «Осень наступила» А. Плещеев Конспект урока чтения в 3 классе Тема: «Осень» А Плещеев Цели: 1. Познакомить с творчеством А Плещеева; формировать навыки чтения, следить.
Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.
Конспект урока чтения в 8 классе по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер» Урок чтения Класс: 8 «В» Тема: Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер» Цель: - показать сущность русского характера: силу духа, любовь.
Конспект занятия по технологии продуктивного чтения-слушания по произведению Алексея Дмитриева «Бездомная кошка» Цель: понимать суть прочитанного, учить внимательно слушать произведение, развитие умения сопереживать героям. Побуждать детей активно участвовать.
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Учитель начальных классов: Зубова Олеся Алексеевна Тема. И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " урок № 2. 17.02.2018 Цель: формирование.
Конспект урока чтения «В. Орлов «Письмо ровеснику» Литературное чтение Тип урока: изучение нового материала. Тема: В. Орлов «Письмо ровеснику». Цели: способствовать полноценному восприятию.
Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Е. Пермяк «Первая рыбка» Урок чтения во 2 классе. Тема: Е. Пермяк «Первая рыбка». Задачи: • познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;.
Следующая пословица
Чему учит рассказ "Стальное колечко"
Рассказ учит быть добрым, отзывчивым, помогать другим людям. Учит верить в чудеса и никогда не терять надежду. Учит заботиться о своих близких. Учит уметь ждать. Учит любить свою Родину, учит патриотизму.
Отзыв на рассказ "Стальное колечко"
Мне очень понравился этот рассказ и особенно красивая девочка Варя, у которой глаза были похожи на анютины глазки. Варя была очень доброй, могла поделиться последним. Она любила природу и умела увидеть ее красоту. Девочка верила в чудо и поэтому все у Вари получилось.
Пословицы к рассказу "Стальное колечко"
Надеждою жив человек.
С верой нигде не пропадешь.
Всякому мила своя сторона.
Добрая надежда человека никогда не покидает.
Если есть на свете рай, это твой родимый край.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Стальное колечко"
Дед Кузьма жил с внучкой Варющей в деревне Моховое, у самого леса.
Зима в тот год была очень морозной и к середине зимы у Кузьмы кончилась махорка. Дед сильно кашлял и жаловался на здоровье.
Тогда Варюша пошла за махоркой в соседнее село, Переборы. Она купила махорки, положила в ситцевый мешочек, завязала узелком и пошла на железнодорожную станцию посмотреть на поезда.
Поезда в Переборах останавливались редко. На платформе сидели два бойца. Один из них, бородатый и веселый, спросил у Вари махорки. Девочка ответила, что дед запрещает ей продавать махорку, она ему от кашля, но предложила бойцу взять махорки столько, сколько ему требуется. Тот отсыпал полную горсть и протянул девочке стальное колечко. Боец сказал, что это колечко волшебное. Если его надеть на средний палец, то кольцо принесет здоровье. Если на безымянный, то принесет большую радость, ну а если захочется мир посмотреть, то нужно надеть кольцо на указательный палец. А второй боец добавил, что бородатый колдун и ему нужно верить.
Варюша побежала домой и по дороге решила надеть кольцо на мизинец, ведь про него боец ничего не сказал. Она надела кольцо, но то сразу скатилось с крохотного пальчика и упало в снег. Варя долго его искала, но так и не нашла. Она воткнула веточку на это место и пошла домой.
Дед Кузьма как могу утешал девочку, предлагая ей попросить найти колечко воробья Сидора.
Сидор давно жил у деда и прославился своим дурным нравом. На следующий день Варюша принесла Сидора на то самое место и попросила его отыскать колечко. Но Сидор посмотрел на глубокий снег и полетел обратно в избушку. Так колечко и не нашлось.
К весне дед Кузьма стал кашлять все сильнее, залез на печку и почти не выходил оттуда. Варюша корила себя за потерянное колечко, которое могло вернуть деду здоровье.
Но вот пришла весна. С крыш закапала вода, мокрый снег с шумом падал на землю. Стоило весне посмотреть на овраг, как в том начинал булькать ручей и чем дольше шла весна, тем веселей становился звон ручьев.
Варюша скорее побежала в лес, разгребла старые ветки и хвою, и под одним черным листочком нашла свое колечко. Оно нисколько не заржавело за зиму. Варя сразу надела кольцо на средний палец и побежала домой.
А там у крыльца сидел дед Кузьма и казалось просыхал на солнце. Он сказал, что Варюша забыла закрыть дверь и избу протянуло легким воздухом. И ему сразу стало легче.
Варя очень обрадовалась и весь день носила колечко на среднем пальце, чтобы подальше прогнать дедову хворь.
Только на ночь девочка надела колечко на безымянный палец и стала ждать огромной радости. Но та все не приходила и девочка заснула.
Рано утром Варя встала, оделась и отправилась на опушку. Еще светили звезды и девочке послышались колокольчики. Она оглянулась и всплеснула руками - подснежники на полянке покачивали головками и звенели. Где-то простучал пять раз дятел. Запела иволга и Варя заслушалась. Ее обдало ветерком и показалось, что кто-то невидимый прошел мимо. Варя стала гадать, кто же это прошел мимо, но она не знала, что это была весна. Девочка засмеялась и побежала домой, на сердце у нее пела действительно большая радость.
Варюша подумывала было надеть кольцо на указательный палец и посмотреть мир, но поглядела вокруг себя, на цветы, листочки, солнце и небо, и решила, что успеет. Ведь все равно нигде в мире не может быть так же хорошо как у них, в Моховом.
Следующая пословица
Екатерина Калинина
План-конспект урока чтения по произведению К. Д. Паустовского «Стальное колечко».
ЦЕЛЬ: Продолжить знакомство с творчеством К. Д. Паустовского.
1.Образовательная: учить ориентироваться в тексте, развивать грамотную речь, отрабатывать навыки чтения.
2.Развивающая: развивать умения краткого пересказа, умения выделять главное, устного иллюстрирования.
3.Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к окружающим, чувство гордости к родной земле и краю.
Оборудование: учебник «Чтение 6 класс» И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина, портрет писателя, выставка книг, текст произведения, словарь пословиц и поговорок.
Читайте также: