Пословицы искусство и литература

Обновлено: 05.10.2024

Воду пьёт в реке осёл-
языком алкая.
Человек ладонь подставя-
стакан первый изобрел!

И вершиной красоты-
кратер найденный в Помпее:
века роспмсь не тускнеет
обнажённой немоты.

Чувства у зверей острее-
но что делать им в музее?

Высказывания великих людей об искусстве

Гиппократ
- Жизнь коротка, искусство вечно!

Александр Дюма – сын
— Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.


Леонардо да Винчи
— Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Джордано Бруно
— Искусство восполняет недостатки природы.

Сальвадор Дали
— Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности.

Л. Н. Толстой
— Простота — необходимое условие прекрасного.

Оноре де Бальзак
— Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.

Гегель
— Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Эмиль Золя
— Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.

Иоганн Иоахим Винкельман
— Рисунок для художника – то же, что для оратора у Демосфена: он должен быть на первом, на втором и на третьем месте.

Леонардо да Винчи
— Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.

Антон Семёнович Макаренко
— Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Борис Пастернак
— Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Сенека
— Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.

Микеланджело
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Т. Драйзер
— Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства.

А. Н. Толстой
— Воспринимать искусство. столь же трудно, как и творить его.

Г. Флобер
— Все цвета хороши, надо только уметь писать ими.

П.Пикассо
— Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.

Еврипид
— Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.

Л.Н.Толстой
— Искусство есть одно из средств единения людей.

В.Гете
— Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.

Андре Жид
— Искусство — это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше.

Дени Дидро
— Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Микеланджело Буонаротти
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Г. Гегель
— Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

Брехт Бертольт
— Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Александров Георгий
— Высшее искусство – это срез времени, замороженный на века.

Малевич К
— Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга.

Санд Жорж
— Дороги ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.

Леонардода Винчи
— Живопись спорит и соревнуется с природой.

Гельвеций Клод Адриан
— Задача искусства — волновать сердца.

Шиллер Иоганн Фридрих
— Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.

Анатоль Франс
— Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства — значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель — тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.

Дмитрий Сергеевич Лихачев(1906-99)


Письма о Добром и прекрасном

Письмо тридцать второе
(фрагменты)

Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.


Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.


Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

?
Эстетика ницше. "Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины".

Следующая пословица

Эстетика (греч. — чувствующий, чувственный, от — чувство, чувственное восприятие) — 1) Наука, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др., его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

Эстетическое воспитание – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика – это приобщение к искусству.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному.

Задачи эстетическоговоспитания по программе:

1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т. е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2. воспитывать эстетику поведения.

3. развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т д.

Основные средства эстетического воспитания:

1. окружающая действительность, но в ней есть положительное и отрицательное. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.

3.занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

4. эстетика быта.

В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т. е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Основная эстетическая категория – это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства и т. д. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен.

Это они узнают из пословиц и сказок:

1. «Что посеешь, то и пожнешь».

2. «Кончил дело – гуляй смело».

3. «Без труда – не вынешь и рыбки из пруда».

4. «Труд кормит, а лень портит».

5. «Делу время, а потехе час».

Любовь к Родине – это прежде всего любовь к своим предкам, их укладу и образу жизни, обычаям, традициям и т. д.

Знакомство с русским бытом начинается еще с совсем маленькими детьми. Например в сказке «Репка» дети видят сплоченную, дружную семью, где все друг другу помогают. И только когда они берутся за дело все вместе, дружно, все у них получается. Это хороший пример для детей всех возрастов, который учит их помогать друг другу.

Более взрослым детям знакома такая сказка, как «Гуси-лебеди».

На примере этой сказки дети видят, как девочка – Маша помогла печке – вынуть пирожки, яблоньке – сбросить яблоки, ручейку – освободить русло от камня, а за это они потом помогли ей спрятаться от гусей.

Традиция помогать друг другу называлась помочь. Во времена наших предков никто не отказывал в помощи ни семье, ни соседям.Потому что знали: сегодня помогу я, а надо будет - соседи мне в помощи не откажут.

В этой же сказке «Гуси-лебеди» дети знакомятся с печкой.О ней в старину говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит самая главная. В ней и еду готовили, и спали на ней, сушили одежду, запасы на зиму (ягоды, грибы, травы, и лечились, лежа на печи.

В сказке «Колобок» дети знакомятся с хлебом. Он предстает перед ними в образе веселого, говорящего колобка.

Хлеб в старину был главным блюдом стола. Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. В каждом доме он стоял на самом видном месте. Под иконами стоял стол, а на нем лежал каравай хлеба с солонкой.

Загадки о хлебе о соли:

1. Меня бьют, и колотят, и режут, а я терплю – людям добром плачу.

2. Одну меня не едят, а без меня редко едят.

Говоря о еде можно вспомнить такие сказки, как «Колобок», «Репка», «Лиса и журавль», «Маша и медведи», «Гуси - лебеди» и т. д.

В простых домах главной пищей были щи, каша.Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». По праздникам баловались пирогами, блинами, киселями. В богатых домах пища была поразнообразнее, пожирнее. Но везде главным на столе был хлеб.Недаром сложил народ поговорки: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска». А пили на Руси мед жидкий да квас.

В сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» дети наблюдают за тем, как главные герои (воробей, мышонок, и блин) дружно живут вместе. Один колит дрова, другой добывает еду, а третий готовит щи да кашу. Показывая иллюстрации этой сказки детям, мы снова видим печку, в которой готовят еду и знакомим с чугуном и ухватом.

Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

А вот еще одна загадка про одного верного помощника:

«Кривая собачка в печку глядит». (Кочерга)

(Собачка дом стережет, а кочерга – огонь. Очень важная помощница. Без нее с печкой не справишься.)

А как же раньше носили тяжелые ведра с водой?

Концами над водой висит, серединкой на плече лежит. (Коромысло)

А из чего же готовили еду? Конечно выращивали сами овощи, овес, пшеницу, гречиху, собирали в лесу грибы, ягоды, держали скот (коров, коз, кур, гусей, уток и т. д.)Это можно наблюдать в сказках: «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведи», «Гадкий утенок» и др.

В сказке «Дудочка и кувшинчик» дети знакомятся с девочкой Женей, которая в начале сказки была очень ленивой. Ей не хотелось нагибаться и заглядывать под листочки, но после разговора с мудрым старичком-лесовичком, она поняла, что лень - это очень плохое качество. В конце сказки мы видим Женю трудолюбивой девочкой, которая набрала целый кувшинчик земляники.

Следующая пословица


Пословицы про искусство

Пословицы про искусство заставят вспомнить нас о прекрасном. Искусство – это то, что позволяет нам абстрагироваться от рутины, подумать о высоком и вечном, насладиться прекрасным. Искусство многолико, как и вся наша жизнь.

Жизнь коротка, искусство долговечно.

Всякое искусство есть подражание природе.

Всё великое в искусстве в единственном числе.

Искусство творить добро.

И у искусного ткача хоть раз да порвется нить.

Искусство и учение вызывают расположение и уважение.

Думающий о будущем – мудрец, чинящий старьё – искусник.

Жизнь – это искусство.

Умение молчать – искусство, а болтовня ведет к неприятностям.

Всем людям угодить – это искусство, которое не под силу никому.

Дипломатия – искусство говорить долго и ничего не сказать.

Нужда научит всяким искусствам.

Искусство – половина святости.

Уменье – половина спасенья.

Великое искусство – уметь хорошо приказывать.

Всецело предан искусству.

Выучился, да не знаешь скромности – значит, искусство невысоко.

Где искусный лётчик пробреет, там парикмахер ввек не понадобится.

Дипломатия – искусство возможного.

Рубрика: Пословицы Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Следующая пословица

Пословицы и поговорки о литературе

Отдельно же можно выделить пословицы и поговорки про литературу или книги. Да, здесь речь тоже пойдет о книгах, но уже не о том, как она ценна сама по себе, а о том, сколько всего в ней можно почерпнуть. Ведь хорошая литература – это как путешествие в совсем другой мир.

  • Известно, что любовь к книгам – любовь к мудрости
  • Без книги, как без солнца, и днем темны оконца
  • Черные буквы красные дни приносят
  • Книга подобна воде: дорогу пробьет везде
  • Книга книгой, да и своим умом двигай
  • Кто много читает, тот много знает
  • Книга поможет в труде, выручит в беде
  • Книгу читай, а умом смекай
  • Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь
  • С книгой поведешься – ума наберешься
  • Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать
  • Книга учит жить , книгой надо дорожить
  • Книга – твой друг, без нее как без рук
  • Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век
  • Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания
  • Не все читай, иное и откладывай
  • Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость
  • В книге ищи не буквы, а мысли
  • Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай
  • Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает
  • Книга мала, а ума придала
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
  • Книга – ключ к знанию
  • Будешь книги читать-будешь все знать

Литература хоть и неразрывно связана как с поэтическим ремеслом (о соответствующих пословицах упомянуто в отдельной статье), так и с книгами (о них речь идет также в иной статье), она все-таки представляет собой обособленный элемент рукописного творчества.

Пословицы и поговорки о литературе содержат в себе массу полезных и поучительных цитат, которые напоминают людям о ценности чтения в нашей современной жизни. Актуальность литературы, конечно, тяжело недооценить, потому пословицы и поговорки про литературу имеют такое широкое распространение и востребованность.

Нужда в таких афоризмах появилась еще в очень давние времена, когда человечество начало активно развивать лингвистическую идею об остроте языка путем внедрения в него различных “ловких” приемов: красиво поле снопами, а гумно скирдами. Занятно, что в пословицах и поговорках на тему литературы очень часто употребляются слова литературного стиля и “высокого регистра” – это позволяет человеку проникнуться всей интеллектуальностью и изысканностью атмосферы.

Читайте также: