Пословицы искусство и литература
Обновлено: 07.11.2024
Воду пьёт в реке осёл-
языком алкая.
Человек ладонь подставя-
стакан первый изобрел!
И вершиной красоты-
кратер найденный в Помпее:
века роспмсь не тускнеет
обнажённой немоты.
Чувства у зверей острее-
но что делать им в музее?
Высказывания великих людей об искусстве
Гиппократ
- Жизнь коротка, искусство вечно!
Александр Дюма – сын
— Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.
Леонардо да Винчи
— Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.
Джордано Бруно
— Искусство восполняет недостатки природы.
Сальвадор Дали
— Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности.
Л. Н. Толстой
— Простота — необходимое условие прекрасного.
Оноре де Бальзак
— Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.
Гегель
— Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.
Эмиль Золя
— Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.
Иоганн Иоахим Винкельман
— Рисунок для художника – то же, что для оратора у Демосфена: он должен быть на первом, на втором и на третьем месте.
Леонардо да Винчи
— Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.
Антон Семёнович Макаренко
— Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.
Борис Пастернак
— Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Сенека
— Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.
Микеланджело
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Т. Драйзер
— Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства.
А. Н. Толстой
— Воспринимать искусство. столь же трудно, как и творить его.
Г. Флобер
— Все цвета хороши, надо только уметь писать ими.
П.Пикассо
— Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.
Еврипид
— Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.
Л.Н.Толстой
— Искусство есть одно из средств единения людей.
В.Гете
— Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.
Андре Жид
— Искусство — это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше.
Дени Дидро
— Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Микеланджело Буонаротти
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Г. Гегель
— Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.
Брехт Бертольт
— Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
Александров Георгий
— Высшее искусство – это срез времени, замороженный на века.
Малевич К
— Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга.
Санд Жорж
— Дороги ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.
Леонардода Винчи
— Живопись спорит и соревнуется с природой.
Гельвеций Клод Адриан
— Задача искусства — волновать сердца.
Шиллер Иоганн Фридрих
— Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.
Анатоль Франс
— Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства — значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель — тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.
Дмитрий Сергеевич Лихачев(1906-99)
Письма о Добром и прекрасном
Письмо тридцать второе
(фрагменты)
Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.
Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.
Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.
Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.
Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.
Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».
?
Эстетика ницше. "Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины".
Следующая пословица
Эстетика (греч. — чувствующий, чувственный, от — чувство, чувственное восприятие) — 1) Наука, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др., его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.
Эстетическое воспитание – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика – это приобщение к искусству.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.
В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному.
Задачи эстетическоговоспитания по программе:
1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т. е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
2. воспитывать эстетику поведения.
3. развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т д.
Основные средства эстетического воспитания:
1. окружающая действительность, но в ней есть положительное и отрицательное. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.
3.занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
4. эстетика быта.
В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т. е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.
Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.
Основная эстетическая категория – это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства и т. д. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен.
Это они узнают из пословиц и сказок:
1. «Что посеешь, то и пожнешь».
2. «Кончил дело – гуляй смело».
3. «Без труда – не вынешь и рыбки из пруда».
4. «Труд кормит, а лень портит».
5. «Делу время, а потехе час».
Любовь к Родине – это прежде всего любовь к своим предкам, их укладу и образу жизни, обычаям, традициям и т. д.
Знакомство с русским бытом начинается еще с совсем маленькими детьми. Например в сказке «Репка» дети видят сплоченную, дружную семью, где все друг другу помогают. И только когда они берутся за дело все вместе, дружно, все у них получается. Это хороший пример для детей всех возрастов, который учит их помогать друг другу.
Более взрослым детям знакома такая сказка, как «Гуси-лебеди».
На примере этой сказки дети видят, как девочка – Маша помогла печке – вынуть пирожки, яблоньке – сбросить яблоки, ручейку – освободить русло от камня, а за это они потом помогли ей спрятаться от гусей.
Традиция помогать друг другу называлась помочь. Во времена наших предков никто не отказывал в помощи ни семье, ни соседям.Потому что знали: сегодня помогу я, а надо будет - соседи мне в помощи не откажут.
В этой же сказке «Гуси-лебеди» дети знакомятся с печкой.О ней в старину говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит самая главная. В ней и еду готовили, и спали на ней, сушили одежду, запасы на зиму (ягоды, грибы, травы, и лечились, лежа на печи.
В сказке «Колобок» дети знакомятся с хлебом. Он предстает перед ними в образе веселого, говорящего колобка.
Хлеб в старину был главным блюдом стола. Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. В каждом доме он стоял на самом видном месте. Под иконами стоял стол, а на нем лежал каравай хлеба с солонкой.
Загадки о хлебе о соли:
1. Меня бьют, и колотят, и режут, а я терплю – людям добром плачу.
2. Одну меня не едят, а без меня редко едят.
Говоря о еде можно вспомнить такие сказки, как «Колобок», «Репка», «Лиса и журавль», «Маша и медведи», «Гуси - лебеди» и т. д.
В простых домах главной пищей были щи, каша.Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». По праздникам баловались пирогами, блинами, киселями. В богатых домах пища была поразнообразнее, пожирнее. Но везде главным на столе был хлеб.Недаром сложил народ поговорки: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска». А пили на Руси мед жидкий да квас.
В сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» дети наблюдают за тем, как главные герои (воробей, мышонок, и блин) дружно живут вместе. Один колит дрова, другой добывает еду, а третий готовит щи да кашу. Показывая иллюстрации этой сказки детям, мы снова видим печку, в которой готовят еду и знакомим с чугуном и ухватом.
Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
А вот еще одна загадка про одного верного помощника:
«Кривая собачка в печку глядит». (Кочерга)
(Собачка дом стережет, а кочерга – огонь. Очень важная помощница. Без нее с печкой не справишься.)
А как же раньше носили тяжелые ведра с водой?
Концами над водой висит, серединкой на плече лежит. (Коромысло)
А из чего же готовили еду? Конечно выращивали сами овощи, овес, пшеницу, гречиху, собирали в лесу грибы, ягоды, держали скот (коров, коз, кур, гусей, уток и т. д.)Это можно наблюдать в сказках: «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведи», «Гадкий утенок» и др.
В сказке «Дудочка и кувшинчик» дети знакомятся с девочкой Женей, которая в начале сказки была очень ленивой. Ей не хотелось нагибаться и заглядывать под листочки, но после разговора с мудрым старичком-лесовичком, она поняла, что лень - это очень плохое качество. В конце сказки мы видим Женю трудолюбивой девочкой, которая набрала целый кувшинчик земляники.
Следующая пословица
Пословицы про искусство заставят вспомнить нас о прекрасном. Искусство – это то, что позволяет нам абстрагироваться от рутины, подумать о высоком и вечном, насладиться прекрасным. Искусство многолико, как и вся наша жизнь.
Жизнь коротка, искусство долговечно.
Всякое искусство есть подражание природе.
Всё великое в искусстве в единственном числе.
Искусство творить добро.
И у искусного ткача хоть раз да порвется нить.
Искусство и учение вызывают расположение и уважение.
Думающий о будущем – мудрец, чинящий старьё – искусник.
Жизнь – это искусство.
Умение молчать – искусство, а болтовня ведет к неприятностям.
Всем людям угодить – это искусство, которое не под силу никому.
Дипломатия – искусство говорить долго и ничего не сказать.
Нужда научит всяким искусствам.
Искусство – половина святости.
Уменье – половина спасенья.
Великое искусство – уметь хорошо приказывать.
Всецело предан искусству.
Выучился, да не знаешь скромности – значит, искусство невысоко.
Где искусный лётчик пробреет, там парикмахер ввек не понадобится.
Дипломатия – искусство возможного.
Рубрика: Пословицы Постоянная ссылкаЭта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Следующая пословица
Отдельно же можно выделить пословицы и поговорки про литературу или книги. Да, здесь речь тоже пойдет о книгах, но уже не о том, как она ценна сама по себе, а о том, сколько всего в ней можно почерпнуть. Ведь хорошая литература – это как путешествие в совсем другой мир.
- Известно, что любовь к книгам – любовь к мудрости
- Без книги, как без солнца, и днем темны оконца
- Черные буквы красные дни приносят
- Книга подобна воде: дорогу пробьет везде
- Книга книгой, да и своим умом двигай
- Кто много читает, тот много знает
- Книга поможет в труде, выручит в беде
- Книгу читай, а умом смекай
- Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь
- С книгой поведешься – ума наберешься
- Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать
- Книга учит жить , книгой надо дорожить
- Книга – твой друг, без нее как без рук
- Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век
- Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания
- Не все читай, иное и откладывай
- Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость
- В книге ищи не буквы, а мысли
- Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай
- Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает
- Книга мала, а ума придала
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
- Книга – ключ к знанию
- Будешь книги читать-будешь все знать
Литература хоть и неразрывно связана как с поэтическим ремеслом (о соответствующих пословицах упомянуто в отдельной статье), так и с книгами (о них речь идет также в иной статье), она все-таки представляет собой обособленный элемент рукописного творчества.
Пословицы и поговорки о литературе содержат в себе массу полезных и поучительных цитат, которые напоминают людям о ценности чтения в нашей современной жизни. Актуальность литературы, конечно, тяжело недооценить, потому пословицы и поговорки про литературу имеют такое широкое распространение и востребованность.
Нужда в таких афоризмах появилась еще в очень давние времена, когда человечество начало активно развивать лингвистическую идею об остроте языка путем внедрения в него различных “ловких” приемов: красиво поле снопами, а гумно скирдами. Занятно, что в пословицах и поговорках на тему литературы очень часто употребляются слова литературного стиля и “высокого регистра” – это позволяет человеку проникнуться всей интеллектуальностью и изысканностью атмосферы.
Читайте также: