Пословицы и поговорки владимирского края

Обновлено: 25.12.2024

мавр сделал свое дело. мавр может. уходить?

зело удивился, наткнувшись на наши родные пословицы и поговорки, оказывается полностью очень многие не знаю, а окончание некоторых подзабыл. вроде все на слуху, а продолжить слабо?

Ума палата
Ума палата, да ключ потерян.

Два сапога пара
Два сапога пара, оба левые.

Рука руку моет
Рука руку моет, да обе свербят.

Везет как утопленнику
Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо

За битого двух небитых дают
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

Молодые бранятся – тешатся
Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

Следующая пословица

Великий русский учёный, врач, естествоиспытатель, писатель и лексикограф Владимир Иванович Даль, главным трудом которого является "Толковый словарь живого великорусского языка", годы своей жизни посвятил сбору пословиц и поговорок русского народа.

Многолетний труд был завершен в 1853г., однако сборник не пошел в печать из-за цензуры. Первое издание увидело свет лишь спустя девять лет - в 1862г. под названием "Пословицы русского народа".

В.И. Даль разбил свой сборник на главы, в которые пословицы и поговорки были собраны по общей тематике.

Следующая пословица

Inquizitor вернуться к странице

Inquizitor запись закреплена

Традиционный фольклор Новгородской области. Пословицы и поговорки. Загадки. Приметы и поверья. Детский фольклор. Эсхатология. По записям 1963-2002 гг.

В сборник вошли пословицы, поговорки и загадки, популярные в Новгородской области по сей день, а также приметы и поверья. Обширен и разнообразен раздел детского фольклора — колыбельные и пестушки; заклички и нескладушки; считалки, дразнилки, страшилки.

Не имеет аналогов коллекция пословиц и поговорок, собранных и прокомментированных В.В. Гарновским (50-е—70-е гг. XX в.).

В разделе «Крестьянская эсхатология» опубликованы редкие записи повествований о конце света и возмездии за святотатства. Несколько публикаций сборника посвящены местной демонологии, истории.

Сборник снабжен вступительной статьей, подробными комментариями и дополнен публикациями архивных фольклорно-этнографических материалов.

Следующая пословица

Народные верования и традиционный фольклор Владимирской деревни Полевые материалы (1963-1969 год)

В 1960-е годы группа этнографов, фольклористов и музыковедов проводила полевые исследования во Владимирской области. Задачей экспедиции было изучение роли традиционного фольклора в народном быту. В состав отряда входили научные сотрудники Института этнографии АН СССР доктор филологических наук, профессор Э.В. Померанцева (руководитель), С.И. Дмитриева, Т.С. Макашина, Г.А. Носова, Р.А. Григорьева, В.А. Устинова; в поездках принимали участие фольклористы Н.В. Новиков, В.Г. Смолицкий, музыковеды - Б.И. Рабинович, В.Ф. Павлов, В. Базарнова, А. Перлин. Приложение в конце статьи
Всего с 1962 по 1969 г. было сделано девять выездов в города Владимир, Суздаль, Муром, где велись поиски в научных фондах Владимирского областного архива и музея-заповедника, Муромского краеведческого музея, а также в Собинский, Меленковский, Судогодский, Вязниковский, Гусь-Хрустальный районы. Объектом для стационарной работы послужило большое село Борис-Глеб Муромского района. В результате исследования был собран основательный и разносторонний материал по традиционному фольклору, народным верованиям и обрядам, проведены наблюдения над состоянием духовной культуры сельского населения. Участники экспедиции побывали в деревнях в различные календарные праздники - на Новый год, Масленицу, Пасху и Троицу и др., присутствовали на советских праздниках - 7 ноября, 8 марта, 1 мая, праздниках «Русской зимы» и «Русской березки», на семейных торжествах (свадьбах) и печальных обрядах (похоронах), в будние и праздничные дни находились в домах сельских жителей.

Конкретный полевой материал лег в основу коллективной монографии «Традиционный фольклор Владимирской деревни (в записях 1963-1969 гг.)», опубликованной в 1972 г. в издательстве «Наука» под редакцией Э.В. Померанцевой. Но некоторые материалы, в первую очередь, по состоянию религиозности населения, не вошли в книгу в полном объеме в связи с тем, что работа была посвящена, в основном, фольклору. Поэтому они остались как в архиве Института этнологии и антропологии РАН, так и в личном архиве автора. Часть из них будет представлена в настоящей публикации.

Владимирская область была выбрана для исследования не случайно. В социально-экономическом отношении она типична для центрального региона России; это область древнейшей и богатейшей народной культуры. Известны ее глубокие исторические традиции, редкие, классические памятники древнерусского и средневекового зодчества, живописи, народных ремесел и промыслов, представляющие непреходящую художественную ценность.

Владимирская земля была и одним из центров религиозной жизни страны. За ее многовековую историю здесь было построено большое количество православных соборов и церквей, крупнейших монастырей с их общеизвестными святынями, мощами угодников, привлекающими массы паломников. В монастырях создавались монументальные белокаменные постройки, скапливались богатые вклады, сокровища драгоценных произведений изобразительного и ювелирного искусства. Они также играли важную роль в экономической и культурно-политической жизни русского государства.

Своеобразие исторического пути Владимирщины определило не только характерные черты ее архитектуры и изобразительного искусства, но и фольклора, в частности, удельный вес в нем религиозной тематики. В традиционном фольклоре области выделяется группа произведений, в которых своеобразно отразились религиозные верования крестьянского населения. Часть этих произведений в прошлом была тесно связана с обрядностью, религиозным поведением: это обрядовая календарная и семейная поэзия, молитвы-заговоры, употреблявшиеся в народной медицине, рассказы, относившиеся к поклонению святым местам, предметам, «сверхъестественным» природным явлениям.

Нравится Показать список оценивших

Религиозные мотивы содержали некоторые разновидности устной прозы на исторические, топонимические, космогонические и другие темы - легенды, предания, были и т.д., повествующие об основании церквей и монастырей, о явлениях икон, о святых источниках, священных камнях и деревьях, других объектах религиозного почитания.

Бытовали и произведения на непосредственно религиозные темы, сложившиеся, по преимуществу, под воздействием церковной канонической и апокрифической литературы (легенды о святых, духовные стихи).
Одним из важнейших источников для исследования ранних форм религии служат жанры традиционного фольклора (сказки, былички и др.), донесшие до наших дней реликты древнего пласта народных верований - фантастические образы народной демонологии. Материалы по всем этим темам собирались участниками экспедиции.

Составной частью новогодних посиделочных игрищ до конца 1920-х годов было ряжение. Во Владимирской области преобладали бытовые костюмы ряженых: барина и барыни, монаха, горбуна, старика и старухи, цыганки, доктора. Из многочисленных описаний ряжения приведу одно из поздних, относящееся к послереволюционному периоду (1927 г.), раскрывающее тенденции в развитии святочных игр. Сведения наблюдателя относятся к нынешнему Собинскому району, деревне Цепелево: «Ряжеными стали ходить только свои деревенские бабы и некоторые девки, рядятся только в своей деревне. Раньше (три года назад) рядились все девки и парни и ходили в другие деревни. Девки рядятся барыней, солдатом, монахом, старухой, матросом, а кто просто накроет старушечий платок и идет в компании, чтобы не сидеть дома. В последнее время все стараются нарядиться барынями, а раньше все почуднее. Ребята рядятся в лохмотья, одевают маски. Нарядившись, идут по деревням, заходят в каждые поседки (посиделки. - Г.Н.). Деревней идут с шумом, песнями, некоторые пляшут кадриль, русского. Поют нецензурное: стараются “протащить” девок той деревни, в которую пришли. За такие частушки публика с ряженых не взыскивает - ряженым все позволительно».

Материалы краеведа К.А. Полякова, уроженца описываемых мест и участника молодежных святочных игрищ, говорят о том, что в 1920-е годы шел интенсивный процесс трансформации обряда: сокращался радиус деревень, посещаемых ряжеными, игрища сосредоточивались преимущественно в своей деревне. Изменялся состав масок: «чудные» (обыкновенно более древние) маски становились достоянием лишь пожилых и замужних женщин. Наряду с традиционными костюмами «старика» и «старухи», «барыни» и др., в состав святочных масок входили новые персонажи, образы которых заимствовались из современной жизни (Приложение. Рассказы о календарных обрядах. № 1-3).

Одновременно в ряжении сохранялся ряд архаических черт: свобода поведения, не считающаяся предосудительной, эротический колорит частушек и песен, исполнявшихся ряжеными.
Помимо бытовых масок, во Владимирской области издавна были известны зооморфные маски, прообразы которых связываются с ранними формами религии: коня, медведя, журавля, козы. Они составляли занимательные ансамбли, импровизировавшие комедийные сценки на бытовые сюжеты и, по замечанию наблюдателей, смешившие зрителей «до упаду».

Читайте также: