Пословицы и поговорки средняя группа
Обновлено: 07.11.2024
В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла свои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса. Однако ни одна из них не обходится без живого и мудрого материала: это загадки, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.
Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.
Ход занятия.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.
-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают»ведет от сравнения: вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
- Хорошо это или плохо?
- Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор).
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!
Прикреплённые файлы:
ilyustraci-k-ruskim-poslovicam-i-pogovorkam_5sgdg.ppt | 4178 Кб |
Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.
Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!» Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление.
Следующая пословица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки о дружбе.
пословицы о труде.
Картотека пословиц и поговорок.
Разнообразие художественного материала по здровому образу жизни.
Картотека пословиц и поговорок.
Буду рада если картотека поможет воспитателям при ознакомлении детей с темой "Семья".
В картотеке представлены пословицы и поговорки отражающие народную мудрость. Используется в работе по составлению сказок мораль-этического типа. Эта группа сказок имеет ярко выраженную этическую .
Следующая пословица
Цель: Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками.
Задачи:
Образовательные: Учить детей обнаруживать в некоторых текстах особую иносказательную манеру повествования. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц. Показать, что пословицы может сочинять любой человек.
Развивающие: Развивать творческое воображение, умение воспринимать идею, образное содержание пословиц. Развивать активную речь детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Материал: Игрушка Незнайка, экран, бумага, карандаши.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, книг, чтение поговорок, пословиц, загадок.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна, в которой мы с вами живём?
Воспитатель: Россия наша, огромная страна, в ней живут люди разных национальностей, а в основном русские.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово – пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе и трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам сегодня на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.
Воспитатель: А вы, ребята, знаете? Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.
1 слайд: «Курица, высиживающая цыплят».
К этой картинке, подойдет пословица «Яйца курицу не учат». Как вы её понимаете?
2 слайд: «Цыплят по осени считают».
Чтобы вырастить цыплят нужно много о них заботиться, кормить. Некоторые иногда погибают. К этой пословице подойдет ещё одна «Сделал дело - гуляй смело».
3 слайд: «Готовь сани летом, а телегу зимой».
Как вы понимаете эту пословицу?
4 слайд: «Что с воза упало то пропало».
Чему учит вас эта пословица?
5 слайд: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».
О чем эта пословица?
(Без труда ни одно дело само собой не сделается).
В поле зернышко сидит,
Словно дремлет, словно спит.
(дети приседают, прижимают голову к коленям, обхватывают плечи руками).
Его солнце пригревает,
Теплый дождик поливает.
(постукивают пальцами по полу).
Из зерна в короткий срок,
К небу тянется высок,
На верхушке – колосок.
(встают на цыпочки, тянут руки вверх).
(улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками).
Словесная игра «Продолжи пословицу».
Что посеешь – … (то и пожнёшь).
Кто землю лелеет - … (того земля жалеет).
Тише едешь - … (дальше будешь).
Поспешишь - … (людей насмешишь).
Кончил дело - … (гуляй смело).
За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).
Без труда - … (не вынешь рыбку из пруда).
Ум хорошо - … (а два лучше).
Семеро одного - … (не ждут).
Как вы понимаете эту пословицу? А когда можно применить эту пословицу?
Упражнение «Все вместе».
(Дети встают в круг, берутся за руки и на каждое слово поднимают их вверх все вместе).
Семеро одного не ждут,
Говорят, и там, и тут.
Не заставляйте ждать друзей,
Приятней будет всем и веселей.
(повторить второй раз двигаясь по кругу).
Воспитатель: А теперь нарисуйте небольшую картинку по пословице, которая больше всего понравилась.
Воспитатель: А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Что это? Пословица?
Правильно, это загадка.
Чем отличается пословица от загадки?
Воспитатель: Верно, загадки надо отгадывать, а пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните какие загадки вы знаете?
(дети загадывают их друг другу).
Незнайка: Спасибо всем за помощь. В гостях, как говорится хорошо, а дома лучше.
Воспитатель: Вот и Незнайка заговорил пословицей. Приходи к нам ещё. Ребята, я надеюсь, что вы запомнили пословицы и поговорки и будете их применять в различных ситуациях.
Публикации по теме:Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные» с детьми средней группы Цель: создание условий для развитие связной речи. Образовательные задачи: повторить названия домашних животных и их детенышей; учить составлять.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.
Конспект НОД в средней группе по развитию речи Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и.
Конспект по развитию речи в средней группе Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Животные и их детёныши». Задачи: Учить детей по набору игрушек составлять короткий.
Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.
Конспект занятия по развитию речи «Поможем ежику» для детей средней группы Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать.
Конспект занятия по развитию речи «Про трех снеговиков» для детей средней группы Задачи: продолжать учить детей слушать внимательно художественное произведение, запомнить содержание сказки, пересказывать, сочинять свою.
Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Зимушка-зима» Цель занятия: формирование предложения у детей среднего дошкольного возраста о зимнем времени года. уточнить, обобщить и закрепить знания.
Занятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группы Конспект занятия в средней группе с применение технологии ТРИЗ Тема: «Маленькие волшебники» Білім беру саласы: Образовательная область:.
Следующая пословица
Конспект НОД по пословицам и поговоркам.
Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
Читайте также: