Пословицы и поговорки средняя группа

Обновлено: 24.12.2024

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла свои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса. Однако ни одна из них не обходится без живого и мудрого материала: это загадки, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.

Ход занятия.

Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.

-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.

Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.

Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают»ведет от сравнения: вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»

Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.

Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.

Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!

Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.

- Хорошо это или плохо?

- Плохо, так как можно все растерять, что везешь.

Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.

Дети рисуют (самостоятельный выбор).

А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке

-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.

-Чем отличается пословица от загадки?

Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!

Прикреплённые файлы:
ilyustraci-k-ruskim-poslovicam-i-pogovorkam_5sgdg.ppt | 4178 Кб
Публикации по теме:

Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!» Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление.

Следующая пословица

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пословиц и поговорок о дружбе

Пословицы и поговорки о дружбе.

Картотека пословиц и поговорок о труде

пословицы о труде.

Картотека пословиц и поговорок о смелости, отваге, Родине, и богатырях.

Картотека пословиц и поговорок.

Картотека пословиц и поговорок о здоровом образе жизни

Разнообразие художественного материала по здровому образу жизни.

Картотека пословиц и поговорок

Картотека пословиц и поговорок.

картотека пословиц и поговорок о семье

Буду рада если картотека поможет воспитателям при ознакомлении детей с темой "Семья".

Картотека пословиц и поговорок

В картотеке представлены пословицы и поговорки отражающие народную мудрость. Используется в работе по составлению сказок мораль-этического типа. Эта группа сказок имеет ярко выраженную этическую .

Следующая пословица

Цель: Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками.

Задачи:

Образовательные: Учить детей обнаруживать в некоторых текстах особую иносказательную манеру повествования. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц. Показать, что пословицы может сочинять любой человек.

Развивающие: Развивать творческое воображение, умение воспринимать идею, образное содержание пословиц. Развивать активную речь детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Материал: Игрушка Незнайка, экран, бумага, карандаши.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, книг, чтение поговорок, пословиц, загадок.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна, в которой мы с вами живём?

Воспитатель: Россия наша, огромная страна, в ней живут люди разных национальностей, а в основном русские.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово – пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе и трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам сегодня на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.

Воспитатель: А вы, ребята, знаете? Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.

1 слайд: «Курица, высиживающая цыплят».

К этой картинке, подойдет пословица «Яйца курицу не учат». Как вы её понимаете?

2 слайд: «Цыплят по осени считают».

Чтобы вырастить цыплят нужно много о них заботиться, кормить. Некоторые иногда погибают. К этой пословице подойдет ещё одна «Сделал дело - гуляй смело».

3 слайд: «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Как вы понимаете эту пословицу?

4 слайд: «Что с воза упало то пропало».

Чему учит вас эта пословица?

5 слайд: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

О чем эта пословица?

(Без труда ни одно дело само собой не сделается).

В поле зернышко сидит,

Словно дремлет, словно спит.

(дети приседают, прижимают голову к коленям, обхватывают плечи руками).

Его солнце пригревает,

Теплый дождик поливает.

(постукивают пальцами по полу).

Из зерна в короткий срок,

К небу тянется высок,

На верхушке – колосок.

(встают на цыпочки, тянут руки вверх).

(улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками).

Словесная игра «Продолжи пословицу».

Что посеешь – … (то и пожнёшь).

Кто землю лелеет - … (того земля жалеет).

Тише едешь - … (дальше будешь).

Поспешишь - … (людей насмешишь).

Кончил дело - … (гуляй смело).

За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

Без труда - … (не вынешь рыбку из пруда).

Ум хорошо - … (а два лучше).

Семеро одного - … (не ждут).

Как вы понимаете эту пословицу? А когда можно применить эту пословицу?

Упражнение «Все вместе».

(Дети встают в круг, берутся за руки и на каждое слово поднимают их вверх все вместе).

Семеро одного не ждут,

Говорят, и там, и тут.

Не заставляйте ждать друзей,

Приятней будет всем и веселей.

(повторить второй раз двигаясь по кругу).

Воспитатель: А теперь нарисуйте небольшую картинку по пословице, которая больше всего понравилась.

Воспитатель: А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу.

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Что это? Пословица?

Правильно, это загадка.

Чем отличается пословица от загадки?

Воспитатель: Верно, загадки надо отгадывать, а пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните какие загадки вы знаете?

(дети загадывают их друг другу).

Незнайка: Спасибо всем за помощь. В гостях, как говорится хорошо, а дома лучше.

Воспитатель: Вот и Незнайка заговорил пословицей. Приходи к нам ещё. Ребята, я надеюсь, что вы запомнили пословицы и поговорки и будете их применять в различных ситуациях.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные» с детьми средней группы Цель: создание условий для развитие связной речи. Образовательные задачи: повторить названия домашних животных и их детенышей; учить составлять.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД в средней группе по развитию речи Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и.

Конспект по развитию речи в средней группе Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Животные и их детёныши». Задачи: Учить детей по набору игрушек составлять короткий.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем ежику» для детей средней группы Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать.

Конспект занятия по развитию речи «Про трех снеговиков» для детей средней группы Задачи: продолжать учить детей слушать внимательно художественное произведение, запомнить содержание сказки, пересказывать, сочинять свою.

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Зимушка-зима» Цель занятия: формирование предложения у детей среднего дошкольного возраста о зимнем времени года. уточнить, обобщить и закрепить знания.

Занятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группы Конспект занятия в средней группе с применение технологии ТРИЗ Тема: «Маленькие волшебники» Білім беру саласы: Образовательная область:.

Следующая пословица

Конспект НОД по пословицам и поговоркам.

Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.

2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.

Читайте также: