Пословицы и поговорки скатерть баранчик и сума

Обновлено: 07.11.2024

Береги девку, что стеклянную посуду: грехом расшибёшь — в век не починишь.

Битая посуда два века живёт.

Скатертью трясёт, а на стол не несёт.

Пустая ложка губы царапает.

Бей в решето, когда в сито не пошло!

Борода с аршин, а сам с кувшин.

В малой посуде всё кажется крупней.

Глаза по ложке, а не видят ни крошки.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться.

Расклавши тарелки, по чашке горелки.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Нож туп — хозяин глуп; скатерть черна — хозяйка глупа.

Хата брата всем богата: два полена, три ушата.

Солнечный диск решетом не закрыть.

Вино в человеке-ум в кувшине.

Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит.

У кого половник, у того и навар.

Барский приказчик и в лохани указчик.

У него не душа, а ручка от ковша.

Как хлеб да квас, так все у нас, а скатерть со стола, так и дружба сплыла.

Следующая пословица


Посмотреть мультфильм Пословицы и поговорки 3 сезон 18 серия - «Скатерть, баранчик и сума» онлайн вы можете в нашем онлайн-кинотеатре на русском языке в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Пословицы и поговорки со старинными мерами объема

На Руси существовали такие меры сыпучих тел (хлебные меры), как:

  • цебр;
  • кадка (кадь, оков);
  • куль;
  • полокова;
  • половник;
  • четверть;
  • четь;
  • осьмина;
  • полосьмина;
  • четверик;
  • получетверик;
  • четвёрка;
  • гарнец;
  • малый четверик;
  • полугарнец;
  • стакан.

Также были в ходу меры жидких тел (винные меры):

  • бочка;
  • корчага;
  • ведро;
  • четверть (ведра);
  • гарнец;
  • штоф (кружка);
  • винная бутылка;
  • водочная (пивная) бутылка;
  • бутылка;
  • косушка;
  • стакан;
  • четушка;
  • чарка;
  • шкалик.

В отличие от мер длины и массы, старинные единицы объема в пословицах и поговорках использовались не часто. По крайней мере, до наших дней таких изречений дошло совсем немного:

Следующая пословица

На этом занятии педагог помогает детям использовать схему действия опосредствования для создания собственных загадок.

Можно построить работу по-разному, например, предложить детям вместе с взрослым придумать сказку, в которой кто-то будет задавать трудные задачи, а потом предложить ребятам придумать эти задачи.

На доску прикрепляют черный и белый квадраты, воспитатель говорит, что пока детям нужно сочинить только сами загадки, а не отгадки.

Развитие творческого мышления. Работаем.

Все предложенные детьми предложения обсуждаются и соотносятся со схемой (подходят или не подходят). Для педагога детские предложения - это информация о том, насколько ребята научились выделять именно противоположности. В конце занятия все идеи можно записать и поместить на стенд под заголовком: "Придумываем волшебные задания". Стоит намекнуть детям, что в свободное время они могут подумать и над разгадками.

Другой вариант: дети придумывают одно-два задания, после чего педагог предлагает им придумать, как эти задания можно выполнить и нарисовать решения. Этот вариант гораздо более сложный и для детей, и для воспитателя: и найти опосредствование довольно сложно, и оценить, насколько предложенные детьми решения являются именно опосредствованиями, тоже непросто.

Однако, если все же хотя бы несколько хороших решений будет обнаружено, их надо (похвалив при этом всех ребят за старание) всем показать, рассказать, в чем остроумие найденной разгадки. Все рисунки детей стоит собрать в книжечку и придумать для нее общий заголовок (например, "Трудные загадки").

Пословицы и поговорки, в которых упоминаются старинные меры длины

поговорки в которых упоминаются старинные меры длины

Сам с ноготок, а борода — с локоток.

Жили с локоть, а жить с ноготь.

Носе локоток, а ума с горсть.

Нос с локоть, а ума с ноготь.

Скажешь на ноготок, а перескажут с локоток.

Пядь (расстояние от растянутого указательного пальца до большого, около 18 см):

Семь пядей во лбу.

На аршин борода, да ума на пядь.

Не уступишь не пяди.

Уступишь на пядь, потеряешь сажень.

Уступишь на пядень, а потянут на сажень.

Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.

Пяденька за пяденькой, а не стало саженьки.

Жили сажень, а доживать пядень.

Шаг (длина человеческого шага, равнялась 71 см):

Шагнул и царство покорил.

Идти семимильными шагами.

Аршин (равен длине руки, то есть расстояние от кончика среднего пальца до плечевого сустава, около 72 см):

Мерить на свой аршин.

Каждый купец на свой аршин меряет.

Сидит, ходит, словно аршин проглотил.

На аршин борода, да ума на пядь.

На свой аршин не меряй.

Аршин на кафтан, да два на заплатки.

На три аршина в землю видит.

Ты от дела на вершок, а оно от тебя на аршин.

Верста (расстояние чуть больше километра — 1066,8 м):

Коломенская верста (шутливое название очень высокого человека).

Москва верстой далека, а сердцу рядом.

Любовь не верстами меряется.

От слова до дела — целая верста.

Верстой ближе, пятаком дешевле.

Семь верст молодцу не крюк.

На версту отстанешь — на десять догоняешь.

Врёт семь верст до небес, и все лесом.

За семь верст комара искали, а комар — на носу.

Охотник за семь верст ходит киселя хлебать.

Тянись верстой, да не будь простой.

От мысли до мысли пять тысяч верст.

Писать о чужих грехах аршинами, а о своих — строчными буквами.

Его за версту видно.

Вершок (от слова «верх», то есть «верхушка чего-то», изначально соответствовал длине основной фаланги указательного пальца, позднее стал равняться 4 ногтям, или 44,45 мм):

На вершок вперёд – и уж всё темно.

На вершок глубже вспашешь – пять дней засухи перенесёшь.

Борода с вершок, а слов с мешок.

Два вершка (или полвершка) от горшка, а уже указчик.

У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла.

От горшка — три вершка.

Миля (1 миля = 7 верст, что составляет около 7,5 км)

Сажень (213,36 см):

Косая сажень в плечах.

Полено к полену — сажень.

Ты от правды на пядень, а она от тебя на сажень.

Уступишь на пядень, а потянут на сажень.

Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.

Пяденька за пяденькой, а не стало саженьки

Жили сажень, а доживать пядень.

Сказка "Скатерть, баранчик и сума"

Сказка эта очень любопытна: журавль дарит старику подарки, а тот, по своему простодушию, теряет их один за другим. Первые два подарка - скатерть-самобранка и волшебный баранчик - очень привлекательны, но старик расстается с ними из-за своей глупости. Наконец, в подарок достается вещь очень странная, в общем-то, сомнительной нужности - сорок молодцов готовы отдубасить всякого, в том числе и владельца сумы. Этот третий подарок вне контекста сказки нормальному человеку может показаться бессмысленным. Но в сказке именно эта вещь и оказывается самой важной: она позволяет вернуть остальные подарки.

Сума с молодцами сначала преподносится старику как очередной подарок, и кажется ему очередной наградой за его однажды проявленную доброту - ведь он уже привык получать от журавля разные блага (привычка такая, как мы знаем, образуется очень быстро). Потом сорок молодцев своего нового хозяина избивают, т. е. подарок превращается в свою противоположность - в наказание. Но в результате старик понимает свои ошибки, умнеет, и соображает, как можно использовать новый подарок для своей защиты и возвращения утраченных ценностей. Именно так проявляется в этой сказке действие замыкания : сначала предмет кажется очень желанным (подарком, наградой), затем оказывается чем-то вполне противоположным (причиняет страдания), но потом именно благодаря этому качеству становится наградой.

Однако, пожалуй, все еще интереснее: мы сталкиваемся с таким даром, который одновременно приносит страдание, огорчение и при этом, и даже благодаря этому, помогает измениться, и поэтому несет радость. В жизни сплошь и рядом мы встречаемся с разного рода разочарованиями, неожиданными препятствиями и пр., которые очень легко принять за беду и наказание. Но диалектическое мышление помогает стать зорче и извлечь из опыта урок, и тогда из испытания человек может выйти обновленным. Так проявляется диалектическое действие объединения .

Обнаружить диалектические действия в сказке детям не так просто. Если после прочтения сказки "Скатерть, баранчик и сума" задать дошкольникам вопрос о том, какой подарок они считают самым лучшим, почти наверняка прежде всего будут названы скатерть и баранчик. Это значит, что детям трудно уловить диалектику сказки: они как бы "забывают", что эти-то подарки старика не осчастливили, и, наоборот, сума только сначала принесла страдания, зато потом помогла вернуть все остальные ценности.

Однако сума не сама по себе помогает вернуть подарки, а благодаря своему действию на старика: дело в том, что, получая тумаки, он соображает, как его перехитрил богатый мужик, что всему виной его хвастовство и пр. Третий подарок явно меняет героя: с ним происходит превращение .

Превращение - это элементарное диалектическое действие, которое позволяет предположить возможность изменения объекта. Иногда и этого действия достаточно, чтобы предвосхитить кардинальное изменение ситуации и, значит, хотя бы отчасти подготовиться к нему (или подготовить его). Действие превращения необходимо и для того, чтобы заметить переход объекта в противоположный. Трудно это бывает сделать потому, что изменение происходит только по одному, чаще всего скрытому качеству, а внешне человек или предмет остается таким же, вот и возникает у окружающих иллюзия, что ничего не произошло . В отношениях между людьми это происходит сплошь и рядом - как часто мы не замечаем происходящих изменений, ведь внешне человек остается тем же. И внезапные открытия другого, и внезапные потери связаны именно с этим. Да и наблюдая за окружающим миром, мы совсем не так чутки к превращениям: не в этом ли секрет того, что невероятное многообразие жизни некоторыми воспринимается как скучное однообразие?

Разумеется, этими действиями диалектика сказки не исчерпывается. В "Скатерти, баранчике и суме" есть целый ряд противоположностей, и на поверку оказывается, что ни в одном случае нельзя вынести о герое однозначного суждения! Не так просто ответить на вопрос: сильный журавль или слабый, обычный (раз запутался в сетях) или волшебный (раз одарил подарками)? А тумаки, которые помогли старику набраться ума, это добро или зло? Действительно ли богат хозяин постоялого двора или он беден (как беден всякий человек, которого гложет зависть к чужому добру)? Все эти вопросы можно обсуждать с детьми, помня, что главное - помочь им удивиться, увидеть проблемную ситуацию, а не получить четкую "формулу ответа".

На содержании этой сказки можно поставить перед детьми несколько диалектических задач, позволяющих совершить разные диалектические действия: превращения, замыкания, объединения.

1. Читаем сказку, отвечаем на вопросы

Цель. Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.

Материалы. Сказка "Скатерть, баранчик и сума" с иллюстрациями, картинки с изображением старика, журавля, скатерти, баранчика и сумы.

Педагог читает детям сказку, затем задает вопросы о последовательности и причинах событий в сказке и выставляет на доске соответствующие картинки.

Вопросы могут быть, например, такими:

- Что случилось на болоте со стариком?

- Почему журавль решил подарить ему подарок?

- Что произошло с первым подарком?

- Что обнаружил старик дома?

- На что старик надеялся? А как все вышло на самом деле?

- Что старик подумал о том, почему скатерть не дала ему еды? (Здесь важно помочь детям уловить иронию сказки: старик не понял, что его обманули.)

- Что подарил журавль старику во второй раз? Что произошло со вторым подарком? Что обнаружил старик дома?

- Что он подумал о том, почему баранчик не дал ему денег?

- На что старик пожаловался журавлю, придя к нему в третий раз?

- Что подарил журавль старику в третий раз? Понравился ему подарок? Зачем журавль подарил старику такой подарок? Что сделал старик с третьим подарком?

После того как будут заданы все вопросы по содержанию сказки и на доске появятся все картинки, изображающие подарки, педагог предлагает детям пересказать сказку, опираясь на иллюстрации. При пересказе взрослый помогает детям восстановить причинно-следственные связи, а не только перечислить произошедшие события.

2. Разыгрываем сказку по ролям

Цели. Выражение отношения к героям сказки через символические средства. Выявление разных позиций в сказке.

Материалы. Значки с изображениями персонажей сказки: старика, журавля, хозяина постоялого двора, старухи, а также предметов-подарков.

Следующая пословица

Это в 21 в. появились умные весы и лазерные линейки, а на Руси все измеряли совсем по-другому. Как именно, рассказывают пословицы в которых упоминаются старинные меры — аршин, вершок, пядь, златник. Эти названия сейчас кажутся непонятными, даже странными, и уже давно не используются, но все же живут в словарях и мудрых народных изречениях, которыми мы хотим с вами поделиться. Читайте и развивайте свою эрудицию!

Пословицы о старинных русских мерах массы

пословицы о старинных мерах массы

Золотник (от слова «златник», так называлась монета весом около 4,3 г., служившая единицей веса драгоценных металлов и камней):

Мал золотник, да дорог.

Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами.

Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нем возят.

Беда (горе, несчастье, недоля) приходит пудами, а уходит золотниками.

Пуд (40 фунтам или 16 с небольшим кг):

Зёрнышко пуд бережет.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Сено – на пуды, а золото – на золотники (т. е. каждая вещь имеет свою определенную ценность).

За это можно и пудовую свечку поставить.

Зернышко пуд бережет.

Свой золотник чужого пуда дороже.

Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.

Человека узнаешь, покуда с ним пуд соли съешь.

Пудовое горе с плеч свалишь, а золотниковым подавишься (т. е. не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью).

Фунт (старая русская мера веса, 409,5 г или 96 золотников):

Вот так фунт! (выражение разочарования или удивления).

Это тебе не фунт изюму (шутливо о непростом деле).

Фунт пуду должен уступить (надо уважать старших и более опытных).

Узнать, почём фунт лиха.

Читайте также: