Пословицы и поговорки с жи ши

Обновлено: 05.10.2024

Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

Записать, вставив буквы А или У.

Ч…й, ч…йник, ч…шка, ч…ща, рощ…, щ…вель, выруч…й, гуща, ч…сто, ч…с, ч…сы, ч…совой, ч…йка, туч…, ч…гун, хоч…, ч…сть, ч…б, ч…до, учу, щ…ка.

Записать и подчеркнуть сочетания букв ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога.

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ча, ща, щу.

Чижи.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев.

________________________________________________________________________
Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

Обыкновенная роща.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники!

Вставь пропущенные буквы. Спиши.

Начало зимы.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают первые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

На маш…не ш…шки, тащ… щ…ку, сш…ли ж…лет, круж…лись снеж…нки, кач…лись камыш…, у щ…ки щ…рёнок, наш… маш…ны, крич…т ч…йки и стриж…, Рыж…к сторож…т, выращ… щ…вель.

Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.
У шиповника красивые цветы.

Чудная картина, как ты мне родна.

Дедушке сшили новый жилет.

У машины резиновые шины.

У нас живёт собака Рыжик.

Вечером мы пили чай с шиповником.

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Мыши живут в норке.

Исправь ошибки Незнайки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан . Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище !

2. Спиши. Выучи стихотворные правила.

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у .

Сочетания ча-ща

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

3.Вставь пропущенные буквы. Прочитай полученные рифмовки. Спиши.

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

1.Исправь ошибки Незнайки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан . Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище !

2. Спиши. Выучи стихотворные правила.

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у .

Сочетания ча-ща

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

3.Вставь пропущенные буквы. Прочитай полученные рифмовки. Спиши.

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ .

По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.

Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _ )

Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _ )

Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _ )

Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _ )

Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.
Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .

Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Ароматный чай - д_____________ чай,

просторные улицы - ш_____________ улицы,

толстый кот - ж____________ кот,

мохнатые ели - п_____________ ели?

огромные лужи -б ___________ лужи,

красивые цветы - ч___________цветы,

прекрасный малыш - заме____ый малыш,

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

постная (пища) - ж__________,

Припиши слева или справа сочетания "жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Коровы - м________, птецы - п__________, змея ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________, кони мч_т.

Спиши, вставь пропущенние орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Шиповник.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__ . __ка - рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.

Спиши, подчеркни орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

В живом уголке жили ежи и ужи.

У Маши и Миши в чулане жили мыши.

У Ильича удача, есть машина и дача.

У грача грачата пищат.

У врача свеча горяча.

Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных.О каких животных идет речь?Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.

Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.

_______________ - ж_вут в холодных морях.

________________ - самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.

Записать и прочитать слова. Подчеркнуть гласные после шипящих ж, ш, ч, щ.

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

Записать. Подчеркнуть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А инженеру — лучше,

Я бы строить дом пошёл —

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком — торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на р..ке тиш..на. Мы плывём на ло..ке по ш..рокой протоке. По в..де плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. К слову вода подобрать однокоренные слова.

Мой папа любит рыбалку. Он ч..сто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на маш..не на озеро. Папа поймал большого лещ.. и щ..ку. Он положил их в садок.

1.В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

В нашей школе ж..вут еж. мыш.. и заяц. Ребята ухаж..вают за ж..вотными. После уроков мы б..жим в ж..вой уголок и угощ..ем своих друзей чем-нибудь вкусным.

Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

1. Чуж..ми руками жар не загребай! 2. Ш..ла в мешке не утаишь. 3. Не спеш.. языком- торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово наруш..ть. 5. Как щ..ка ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

__________________________________________________________________

Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на р..ке тиш..на. Мы плывём на ло..ке по ш..рокой протоке. По в..де плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. К слову вода подобрать однокоренные слова.

Мой папа любит рыбалку. Он ч..сто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на маш..не на озеро. Папа поймал большого лещ.. и щ..ку. Он положил их в садок.

1.В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

В нашей школе ж..вут еж. мыш.. и заяц. Ребята ухаж..вают за ж..вотными. После уроков мы б..жим в ж..вой уголок и угощ..ем своих друзей чем-нибудь вкусным.

Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

1. Чуж..ми руками жар не загребай! 2. Ш..ла в мешке не утаишь. 3. Не спеш.. языком- торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово наруш..ть. 5. Как щ..ка ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Следующая пословица


Большая буква в именах собственных
Имена, фамилии, клички , города-
все с заглавной буквы
пишутся всегда.
Начинает буква
важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк
Жи и Ши-такие слоги,
что всегда к ребятам строги.
Жи и Ши - Жи и Ши-
только с И всегда пиши!

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги Жи и Ши!

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ-
слоги эти заучу!
Щука, роща, каланча,
Чудо, часики, свеча.
ЧА и ЩА, Щу и ЧУ-
Я пятерку получу.

Не хочу идти к врачу.
Не хочу - пищу, кричу,
Щу да Чу, Чу да Щу-
с буквой У и ЧУ и ЩУ.

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулки и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу-
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

Точный, срочный,
Личный, вечный,
Скучный, шуточный, сердечный,
И мучной, и речной,
И обычный, и ночной-
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак!

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Елочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка,
Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Свечка, печка, строчка,
Булочка и и точка.
Ты теперь, наверняка,
Назовешь слова с ЧК.

Мягкий знак- показатель мягкости после согласных
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится-
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Разделительный Ъ
Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
-Кто виновен?
_Твердый знак!
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНИЕ
И ПОДЪЕЗД И ОБЪЯВЛЕНИЕ.

Перенос слова
Я сейчас вам расскажу, как слова переношу:
ЗИма- ЗИ- МА, ПОЖАР - ПО-ЖАР, КОЗА- КО-ЗА, КОМАР - КО-МАР.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на соги,
ПЕРЕНОСИМ ПО СЛОГАМ.
А теперь попробуй сам,
Раздели слова: ЛИСА,
ПЕТУШОК, ТРАВА, КОСА.
По слогам слова скажи и в тетрадке запиши!

Правописание слов с удвоенными согласными
С двойной согласной непременно
пишут:класс, шоссе, антенна,
килограмм, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.

Безударные гласные проверяемые ударением в корне слова
Безударный гласный
СТОП!
Писать опасно!
Чтоб развеять все сомнения,
Ставьте звук под ударение.
Гора- Горы, дела_ дело,
А теперь пишите смело.
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным , мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот- коты-
Будешь грамотным и ты!

Следующая пословица

1. ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Делу время - потехе час. Не торопись отвечать – торопись слушать. Грибы ищут – по лесу рыщут. Придёт солнышко и к нашим окошкам. Чужим богат не будешь. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Век живи, век учись. Жизнь прожить – не поле перейти. Яйца курицу не учат. Знание – дело наживное. Сам погибай, а товарища выручай. Шила в мешке не утаишь. Чужая душа – потёмки. В чужие сани не садись.

Упражнения на правописание слов с жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Считалка. Жили наши мыши за трубой на крыше. Там чудесное местечко, потому что рядом печка. Сушит печка сухари, мыши ищут крошки. Знают даже малыши: ищут мышек кошки.

Малинка. Часто в чаще я ищу ягодку малинку. Я молчу, молчу, молчу, всё кладу в корзину. Вот закрыто уже дно. Вот уж серединка. Я ищу, ищу, ищу, покажись, малинка!

2. Непроверяемые безударные гласные.

Два медведя в одной берлоге не живут. Худ обед, когда хлеба нет. Мельница сильна водой, а человек едой. Работай до поту, так поешь в охоту. Дорога ложка к обеду. Без капусты щи не густы. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. На вкус, на цвет товарища нет. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко. Пустили козла в огород. Не дорог обед, а дорог привет. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не молот железо куёт, а кузнец, что молотом бьёт. 3. Не с глаголами.

Добыча ловца не ждёт. После дела за советом не ходят. Не откладывай дела в долгий ящик. Согласного стада и волк не берёт. Семеро одного не ждут. Насильно мил не будешь. После драки кулаками не машут. Сиденьем города не берут. Не плюй в колодец: случиться напиться. Кто не работает, тот не ест. Есть калачи - не сидеть на печи. Ум бороды не ждёт. Дыма без огня не бывает. Не спеши языком, торопись делом. Не сиди сложа руки - не будет скуки.

4. Падежные окончания имён существительных.

При солнышке тепло, при матери добро. На чужой сторонушке рад своей воробушке. Птица рада весне, а младенец – матери. Не грози щуке морем. Чему научишься в молодости, пригодится в старости. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. Друг познается в беде.

5. Безударные личные окончания глагола.

Доброе дело само себя хвалит. Правда глаза колет. Труд человека кормит, а лень портит. Кто не сеет, тот не жнёт. Своя ноша не тянет. Улитка едет, когда-то будет. Сытый голодного не разумеет. Видит око далеко, а ум ещё дальше. И сила уму уступает. Много видит, да мало слышит. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Мягко стелет, да жестко спать. Перо пишет, а ум водит. Одним ухом спит, другим слышит. Друг спорит, а враг поддакивает.

6. Глаголы 2- го лица единственного числа.

Тише едешь, дальше будешь. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. Что посеешь, то и пожнешь. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Близок локоть, да не укусишь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Слезами горю не поможешь. Одной рукой и узла не завяжешь. Без беды друга не узнаешь. Кашу маслом не испортишь. Слышал звон, да не знаешь, где он. За чужим погонишься - свое потеряешь. Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой. Упустишь минуту – потеряешь час. Слезами горю не поможешь

7. Глаголы на - тся, - ться. Где тонко, там и рвется. Волка бояться - в лес не ходить. Слухом земля полнится. Грамоте учиться - всегда пригодиться. Пуганая ворона и куста боится. В тихом омуте черти водятся. Любишь кататься, люби и саночки возить. Конь познаётся при горе, а друг при беде. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

8. Проверяемые безударные гласные.

Большой говорун – плохой работник. Дела, как сажа бела. Сядем рядком да поговорим ладком. Утро вечера мудренее. За худой головой и ногам не покой. У страха глаза велики. Не на пользу читать коли только вершки хватать. Молодец против овец, а против молодца и сам овца. О дереве судят по плодам, а о человеке – по его делам. Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. По платью встречают, по уму провожают.

9. Парные звонкие и глухие согласные.

Мёд есть - в улей лезть. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Хвост голове не указка. Хлеб - всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Мал золотник, да дорог. По Сеньке и шапка. Один с сошкой, а семеро с ложкой. На языке мёд, а на сердце лёд. Кто любит труд, того люди чтут. Старый друг лучше новых двух. Снег глубок - год хорош. Терпение и труд всё перетрут. Был покос, да пришёл мороз. Рыбка мелка, да уха сладка.

10. Разделительный мягкий знак.

Где хотенье, там и уменье. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Терпенье и труд всё перетрут. Всяк кузнец своего счастья. Птице крылья, а человеку – разум. Маленькое дело лучше большого безделья. Вся семья вместе, так и душа на месте. Ученье - свет, а не ученье – тьма. Повторенье - мать ученья.

11. Правописание приставок.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Одна пчела немного меда натаскает. Ум за разум зашёл. Подал ручку, да подставил ножку. Легко чужими руками жар загребать. Нашла коса на камень.

12. Однородные члены предложения.

За совесть, за честь хоть голову снесть. Кто встал пораньше, ушел подальше. Спишь, спишь и отдохнуть некогда. Не игла шьёт, а руки. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

13. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Книга для ума – что теплый дождь для всходов. Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. Дождливое лето хуже осени. Зима снежная - лето дождливое. Маленькое дело лучше большого безделья.

Следующая пословица

Цели: Совершенствование практических навыков в написании орфограмм жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала.

Развивать умение вести диалог, внимание, орфографическую зоркость, умение логически мыслить. Обогащение словарного запаса детей. Воспитывать доброе отношение к русскому языку и аккуратность.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний и умений.

2.1. Словарная работа. Напишите слова под диктовку, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.

Ветер, дежурный, до свидания, горох, земляника, коллектив, Красная площадь, народ, одежда, машина .. Пол-ананаса, полбанана, полвосьмого, полгода, пол-Гре­ции, полдень, полдороги, пол-игры, пол-лавки, пол-листа, получасовой, полушаль, полушарие, полушёпот, полушерстяной, полушубок,

2.2.Орфоэпическая минутка: Фонетика, туфля, оптовый, досуг, столяр, щавель, звонит, скучно, сердечно, скворечник , чтобы, компьютер.

3. Повторение изученного

Догадайтесь - ка, ребята,
Отчего ежи, ужи,
Щуки, белки и волчата
Рассмеялись от души

На доске - слова: Ежы, ершы, щюки, бельчята, волчята .

3.2.Прочитайте стихотворение А. Милна . Найдите в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие. Запишите их в транскрипции
Жили два медвежонка в чащобе глухой,
И один был хороший, другой был плохой,
И хороший твердил своё: «Дважды один»,
А плохой всё немытый ходил.

3.3. Составление таблицы

брошюра, жюри, парашют

В сочетаниях НЧ, НЩ, ЧН, ЧК, РЩ никогда не пишется ь.

Весёлая рифма

В сочетаниях жи – ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишут только букву у.

В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, щн, рщ Ь знак НИКОГДА не пишется. Бабочки Цветочница Нянчится Каменщик Помощник сборщик.

4.Закрепление изученного

4.1.Отгадать загадки на изученные правила. Записать отгадки, подчёркнут орфограмму.

У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)

Растет на грядке с кислинкой
Зеленый лист, как косынка.
Не ленись, его сорви.
С ним пирог ты испеки. (Щавель)

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)

К розе не подпускают,
От всех ее защищают. (Шипы)

Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами:
“Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!” (Часы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (Чайник)

Живут в норке,
Грызут корки.
Короткие ножки.
Боятся кошки. (Мыши)

4.2.Фронтальная работа . «Хитрые вопросы». Записать только ответы.

Как превратить мел а место на реке? (мель)

Как угол превратить в топливо? (уголь)

Как сделать, чтобы шест стал числом? (шесть)

Как из банки сделать баню? (банька)

Как из полки сделать танец? (полька)

4.3.Фонетическая работа. Игра «Посчитаем»

Вот идут они гуськом

Вдоль лесных дорожек;

В каких подчёркнутых словах число звуков и букв совпадает? (ребёнок)

В каких словах звуков больше, чем букв и почему? (ёж, ежиха, ёжик)

В каких словах букв больше и почему? (гуськом, вдоль, мать)

Какую роль выполняет ь в этих словах? (показатель мягкости)

4.4. Правильно прочитайте слова. Какие из них допускают произношение буквенного сочетания чн как [шн] и [ч’н

Библиотечный Конечный Конечно Кузьминична Беспечный Скучно Молочная каша Порядочный Яблочный яичница Горчичник Пустячный Черничный Убыточный Крошечный Булочная Отличник двоечник

4.5.Заменить одним словом

Жвачное животное с очень длинной шеей. Шестьдесят минут. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая. Какие животные носят еду на спине?

4.6. К данным словам подберите синонимы с сочетаниями ЧУ, ЧА, ЩА

4.7. Выборочный диктант. Запишите только те слова, в которых встречаются изучаемые орфограммы:

За бульваром, у Покровки,
На трамвайной остановке,
Вылезая, буква “Щ”
Тянет пояс от плаЩА.
А в трамвай влезает “Ч”
С чемоданом на плече.
Вышел ёж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.
Гуталина не ЩАдит,
Гуталин слегка ЧАдит.
Заяц волка замеЩАет,
Всех косых он замеЧАет.

А волна реки, плеЩА,
Пену бросила с плеЧА.

Оба брата, Гек и ЧУк
Принялись за ловлю ЩУк.
И кричит им птица ЩУр:
- Не меня ловите, ЧУр!

Рядом с иголками рыЖИк под ёлками.
Не мал, не велик, а леЖИт и блестит.
Ехала маШИна, лопнула вдруг ШИна.
Воздух из ШИны с ШИпеньем выходит.

Читайте также: