Пословицы и поговорки программа
Обновлено: 22.11.2024
Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками.
- Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
- Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
- Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
- Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
- Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
- Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
- Формировать умение командной работы.
Дети делятся на три команды. Каждая занимает свое рабочее место.
Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…» (автор М.Скребцова).
Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
- Пословица – всем делам помощница.
- Без пословицы не проживешь.
- Пословица вовек не сломится.
- Пословицы ни обойти, ни объехать.
- Пословица ведется, как изба веником метется.
По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»
Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»
Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.
- пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
- слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)
- пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
- есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)
- Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)
- слова, Из, выкинешь, поговорки, не. (Из поговорки слова не выкинешь.)
- строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Если мил друг, то и семь верст не крюк.
Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами».
Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.
- Лапки её мягки, да когти остры.
- Она спит, а мышей видит.
- Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
- И она помнит, кто ее кормит.
- Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
- Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)
Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)
- Грозит она кошке, да из норы.
- Она гложет, что может.
- Надулся, как она на крупу. (Мышь)
- Она на порог, а мышка в уголок.
- Ее против шерсти не гладят.
- Знает она, чье мясо съела. (Кошка)
Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)
- Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
- Как его ни корми, он все в лес смотрит.
- Его ноги кормят. (Волк)
- Он неуклюж, да дюж.
- С ним дружись, а за топор держись.
- Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)
Вспомните и назовите пословицу, которая означает попадание из малой беды в большую. (От волка бежал, да на медведя напал.)
Ведущая: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина, потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.
«Пословица – это коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности», – такое определение дал пословице В.И.Даль.
Проводится дидактическая игра «Живые буквы» – тема «Пословица».
Команды получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.
Ведущая дает задание:
Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!
1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово
2. Когда она есть, ума не надо. сила
3. Им лучше в грязь не ударять. лицо
4. Кто и во сне кур считает? лиса
5. Паршивая, она все стадо портит. овца
6. В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил? пиво
7. Бывает он долог, да ум короток. волос
Чтецы:
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»
- Лентяй да шалопай – два родных брата.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
- Где ум, там и толк.
- Красна птица пером, а человек умом.
Проводится дидактическая игра «Азбука – к мудрости ступенька».
Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.
Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да буки, а там и науки.)
Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)
Ведущая: Не каждый человек сумеет рассказать сказку или спеть песню. Но любой человек может употребить в разговоре пословицу или поговорку и даже сам того не заметит. Не зря в народе говорится: «Без пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки «Пословицы и поговорки в сказках». Вы внимательно слушайте и назовите потом те пословицы и поговорки, смысл которых объясняется в этой сказке.
Ведущая читает сказку «Делу время – потехе час» О.Перовой.
Ведущая: Все народы имеют пословицы, и у всех народов пословицы ведут свое начало от самой глубокой древности. Но у каждого народа они свои, потому что пословицы отражают национальные черты каждого народа.
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», – говорят русские люди. А в Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два арбуза одной рукой не удержишь».
«Новая метла чище метет»,– говорят русские. А таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В новом кувшине вода холодней».
У русских есть пословица: «Попал из огня да в полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти крокодила, угодил в пасть к тигру».
И таких примеров можно найти сотни. Недаром говорится: «В каком народе живешь, того и обычая держись».
Проводится дидактическая игра «Пословицы – мудрость народов».
Ведущая дает каждой команде карточку с русской пословицей. На отдельном столике разложены пословицы и поговорки народов мира.
Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира.
- Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (ассирийская пословица)
- У многих хозяев и собака дохнет. (карельская пословица)
- Где много нянек, там дитя без носу. (польская пословица)
- Много поваров плохой суп варят. (английская пословица)
- В доме, где много петухов, поздно наступает утро. (турецкая пословица)
- У кровельщика крыша дырявая. (бенгальская пословица)
- Дверь плотника всегда сломана. (арабская пословица)
- Торгующий овощами ест ботву. (китайская половица)
- Красильщик в некрашеных шароварах ходит. (японская пословица)
- Гадалка своей судьбы не знает. (осетинская пословица)
- Верблюда под мостом не спрячешь. (афганская пословица)
- В сене огня не скроешь. (грузинская пословица)
- Пика не кладется в мешок. (польская пословица)
- Угля в мешке не спрячешь. (английская пословица)
- Сидящий на верблюде себя не скроет. (туркменская пословица)
Демонстрируется отрывок из мультфильма «Волк и лиса» (голодный волк встречает лису, поедающую рыбку).
Дети просматривают отрывок и называют пословицу:«Ем свой, а ты подальше стой…»
Ведущая: Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица.
В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.
Демонстрируются диафильмы «Коломенская верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной строки»).
Ведущая: Если верить пословице, то в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность и образность.
Проводится игра «Мыслей и речи украшение».
- Б*б*ш*а н*дв*е ск*з*л*. (Бабушка надвое сказала.)
- *б*ть дв*х *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
- К*п*ть *от* в *еш*е. (Купить кота в мешке.)
- Д*а с*п*г* *ар*. (Два сапога пара.)
- Д*л* в *л*п*. (Дело в шляпе.)
- *ов*я *е*ла по-н*в*му м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
- *ор*г* *ож*а к *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)
Ведущая: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.
…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.
Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»
Следующая пословица
Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками.
· Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
· Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
· Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
· Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
· Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
· Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
· Формировать умение командной работы.
Дети делятся на три команды. Каждая занимает свое рабочее место.
Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…» (автор М.Скребцова).
Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
· Пословица – всем делам помощница.
· Без пословицы не проживешь.
Русский народ очень богат пословицами. Свое глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на них народ выразил в пословицах о самих пословицах:
· Пословица вовек не сломится.
· Пословицы ни обойти, ни объехать.
· Пословица ведется, как изба веником метется.
По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»
Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»
Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.
· пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
· слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)
· пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
· есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)
· Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)
· слова, Из, выкинешь, поговорки, не. (Из поговорки слова не выкинешь.)
Все команды
· строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)
Ведущая: Что же такое пословица? Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение.
Пословица учит, как надо жить, как обходиться с людьми, как надо относиться к труду, к своему отечеству и т.д.
Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважать науку, просвещение и книгу.
Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений. Недаром русские люди уже много лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц, перечитывали их, раздумывали над ними, старались их запомнить. И еще заметили, что стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому и становились пословицы стихотворными строчками:
· Вся семья вместе, так и душа на месте.
· Если мил друг, то и семь верст не крюк.
Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами».
Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.
· Лапки её мягки, да когти остры.
· Она спит, а мышей видит.
· Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
· И она помнит, кто ее кормит.
· Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
· Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)
Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)
· Грозит она кошке, да из норы.
· Она гложет, что может.
· Надулся, как она на крупу. (Мышь)
· Она на порог, а мышка в уголок.
· Ее против шерсти не гладят.
· Знает она, чье мясо съела. (Кошка)
Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)
· Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
· Как его ни корми, он все в лес смотрит.
· Его ноги кормят. (Волк)
· Он неуклюж, да дюж.
· С ним дружись, а за топор держись.
· Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)
Вспомните и назовите пословицу, которая означает попадание из малой беды в большую. (От волка бежал, да на медведя напал.)
Ведущая: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина, потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.
«Пословица – это коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности», – такое определение дал пословице В.И.Даль.
Проводится дидактическая игра «Живые буквы» – тема «Пословица».
Команды получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.
Ведущая дает задание:
Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!
1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово
2. Когда она есть, ума не надо. сила
3. Им лучше в грязь не ударять. лицо
4. Кто и во сне кур считает? лиса
5. Паршивая, она все стадо портит. овца
6. В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил? пиво
7. Бывает он долог, да ум короток. волос
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»
Ведущая: Пословицы стали возникать еще до появления письменности. В России они были известны свыше тысячи лет назад.
Русская народная пословица существовала в различных слоях общества, но большинство пословиц возникло в народной среде, и творцом их является сам народ.
«Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто. Слов мало, чувства много», – сказал однажды великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Пословичная энциклопедия народной мудрости непрерывно обновляется и обогащается, как и сама народная жизнь. На место устаревающих пословиц всегда возникают новые, отвечающие потребностям народа. Кроме того, среди старых пословиц много таких, которые не устарели еще и в наше время. Самые устойчивые из старинных пословиц те, которые величают труд и учение и выражают презрение к невеждам, глупцам и лентяям.
· Лентяй да шалопай – два родных брата.
· Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
· Где ум, там и толк.
· Красна птица пером, а человек умом.
Проводится дидактическая игра «Азбука – к мудрости ступенька».
Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.
Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да буки, а там и науки.)
Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)
Ведущая: Не каждый человек сумеет рассказать сказку или спеть песню. Но любой человек может употребить в разговоре пословицу или поговорку и даже сам того не заметит. Не зря в народе говорится: «Без пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки «Пословицы и поговорки в сказках». Вы внимательно слушайте и назовите потом те пословицы и поговорки, смысл которых объясняется в этой сказке.
Ведущая читает сказку «Делу время – потехе час» О.Перовой.
Ведущая: Все народы имеют пословицы, и у всех народов пословицы ведут свое начало от самой глубокой древности. Но у каждого народа они свои, потому что пословицы отражают национальные черты каждого народа.
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», – говорят русские люди. А в Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два арбуза одной рукой не удержишь».
«Новая метла чище метет»,– говорят русские. А таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В новом кувшине вода холодней».
У русских есть пословица: «Попал из огня да в полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти крокодила, угодил в пасть к тигру».
И таких примеров можно найти сотни. Недаром говорится: «В каком народе живешь, того и обычая держись».
Проводится дидактическая игра «Пословицы – мудрость народов».
Ведущая дает каждой команде карточку с русской пословицей. На отдельном столике разложены пословицы и поговорки народов мира.
Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира.
1 команда – «У семи нянек дитя без глазу»
· Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (ассирийская пословица)
· У многих хозяев и собака дохнет. (карельская пословица)
· Где много нянек, там дитя без носу. (польская пословица)
· Много поваров плохой суп варят. (английская пословица)
· В доме, где много петухов, поздно наступает утро. (турецкая пословица)
2 команда – «Сапожник всегда без сапог»
· У кровельщика крыша дырявая. (бенгальская пословица)
· Дверь плотника всегда сломана. (арабская пословица)
· Торгующий овощами ест ботву. (китайская половица)
· Красильщик в некрашеных шароварах ходит. (японская пословица)
· Гадалка своей судьбы не знает. (осетинская пословица)
3 команда – «Шила в мешке не утаишь»
· Верблюда под мостом не спрячешь. (афганская пословица)
· В сене огня не скроешь. (грузинская пословица)
· Пика не кладется в мешок. (польская пословица)
· Угля в мешке не спрячешь. (английская пословица)
· Сидящий на верблюде себя не скроет. (туркменская пословица)
Демонстрируется отрывок из мультфильма «Волк и лиса» (голодный волк встречает лису, поедающую рыбку).
Дети просматривают отрывок и называют пословицу:«Ем свой, а ты подальше стой…»
Ведущая: Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица.
В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.
Демонстрируются диафильмы «Коломенская верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной строки»).
Ведущая: Если верить пословице, то в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность и образность.
Проводится игра «Мыслей и речи украшение».
Каждая команда получает альбомный лист, на котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком написана зашифрованная поговорка. Рисунок служит подсказкой.
Задание: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.
· Б*б*ш*а н*дв*е ск*з*л*. (Бабушка надвое сказала.)
· *б*ть дв*х *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
· К*п*ть *от* в *еш*е. (Купить кота в мешке.)
· Д*а с*п*г* *ар*. (Два сапога пара.)
· Д*л* в *л*п*. (Дело в шляпе.)
· *ов*я *е*ла по-н*в*му м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
· *ор*г* *ож*а к *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)
Ведущая: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.
…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.
Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Следующая пословица
Конкурсная программа русских народных пословиц и поговорок среди 5,6,7,8,9 классов.
Цели : 1.Формировать осознанное патриотическое чувство, основанное на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной народно культуре.
2.Прививать желание знать и использовать русский фольклор.
3.Воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям.
Ход конкурса:
Ведущий 1: Все мы знаем и любим пословицы, поговорки и загадки. Они относятся к малым жанрам фольклора. Очень трудно переоценить из значимость в культурной жизни народа. Известный фольклорист, исследователь устного народного творчества Ф.И.Буслаев писал: «В старину предание заменяло и школу, и науку.». И пословицы, и поговорки, и загадки выполнили роль обучения и познания жизни.
Ведущий 2: Мы увидим, что они охватывают почти все сферы человеческой жизни. В них отразились представления народа о поведении и правилах жизни, о логике, этике, эстетики народного быта. Малые фольклорный жанры вобрали в себя общее мировоззрение народа.
«Начало поэтического творчества теряется в тёмной, доисторической глубине, когда созидался сам язык », - писал Ф.И.Буслаев. Народ тысячелетиями по крупицам собирал, накапливал свои жизненные наблюдения и закреплял их в пословицах, поговорках и загадках. Это поистине сокровищница народного опыта и мудрости.
Первый тур – «Загадка, загаданная пословицей»
На чужой стороне ооа милей вдвойне. Ооа краше солнца, дороже золота. Любовь к ней сильнее смерти.( Родина)
Кто в ней не бывал, красоты не видал. Ооа – что гранит, никто её не победит. Она слезам не верит. (Москва)
Рад он, что пирог велик, а не знает он, чем пирог набит. От него добра не жди. Из него и плачь смехом прёт. (Дурак)
Она и мудрого смиряет. Она плачет, богатство скачет. Она не грех, а до греха доводит. (Бедность)
Его сгубишь – новое не купишь. Оно дороже богатства. Чистота – залог его. (Здоровье)
Сердце её лучше солнца греет. Роднее её нет. Птица рада весне, а дитя ей. (Мать)
Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. (Язык)
Хлеб – соль ешь, а её режь. Она в воде не горит, и в воде не тонет. Она хорошо, а счастье лучше. ( Правда)
Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рубле, а имей сто их. (Друзья)
Без него нет добра. Без него нет плода. Без него и отдых не сладок.(Труд)
Где он, тут и хозяин. Его вести – не лапти плести. Он не велик, да лежать не велит (Дом)
Без него все приестся. Без него сыт не будешь. Блюди его на обед, а слово – на ответ. (Хлеб)
Второй тур – «Подбери пословицу».
Ведущий показывает пословицы и поговорки той или иной страны. Задача игроков – подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу.
В закрытый рот муха не залетит. Итальянская пословица.(Слово – не воробей: вылетит не поймаешь)
Две собаки вряд ли поделят одну кость. Английская пословица. (Два медведя в одной берлоге не уживутся)
Похвала – не пудинг. Английская пословица. («Спасибом» сыт не будешь)
Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдёт за апельсин. Иранская пословица. (Набезрыбье и рак – рыба)
Тот не заблудится, кто спрашивал. Финская пословица. (Язык до Киева доведёт)
Молчаливый рот – золотой рот. Немецкая пословица. (Слово – серебро, молчание – золото)
Разговорами риса не сваришь. Китайская пословица. (Гостя баснями не кормят)
И на белом нефрите есть пятна. Китайская пословица. (И на солнце есть пятна)
Ранняя птичка съедает червячка. Английская пословица. (Кто рано встаёт, тому Бог подает)
Пика не кладётся в мешок. Польская пословица. (Шила в мешке не утаишь)
Бежал от дождя, попал под ливень. Арабская пословица. ( Из огня да в полымя)
Не учи рыбу плавать. Английская пословица. (Не учи ученого)
Третий тур – «Одним словом»
Задание – одни словом передать смысл фразеологизма.
У черта на куличиках. (Далеко)
Семи пядей во лбу. (Умный)
От горшка два вершка. (Маленький)
Когда рак на горе свиснет. (Никогда)
Одной ногой в могиле. (Старый, больной)
Ни кола, ни двора. (Бедный)
В голове ветер гуляет. (Глупый, бестолковый)
Хоть пруд пруди. (Много)
Рыло в пуху. (Виноватый)
После дождичка в четверг. (Неизвестно когда)
Яблоку негде упасть. (Тесно)
С гулькин нос. (Мало)
Тугая ложка. (Богатый)
На ходу подметки рвёт.(Ловкий, хтрый)
Палец в рот не клади. (Отчаянный)
Четвертый тур – «Вспомни пословицу»
Участники отвечают на вопросы ведущего, вспоминая пословицы .
С чем сравнивают чужую душу пословица? (С потёмками)
Что в воде не тонет и в огне не горит? (Правда)
Что будет, если поспешишь? (Людей насмешишь)
Что в мешке не утаишь? (Шила)
Что не сделаешь без труда? ( Не вытащишь и рыбку из пруда)
Чем красна изба, если не углами? (Пирогами)
Пятый тур – «Продолжить пословицу»
Ведущий читает начало пословицы, а участники должны её закончить)
Кто много читает…(Тот всё знает)
Не спеши языком… (А спеши делом)
Дерево смотрят в плодах…(А человека в делах)
Без дела жить…(Небо коптить)
Старый друг…(Лучше новых двух)
Пустая мельница…(И без ветра мелет)
Мягко стелет…(Да жёстко спать)
Дарёному коню…(В зубы не смотрят)
Как аукнется…(Так и откликнется)
За двумя зайцами погонишься…(Ни одного не поймаешь)
Шестой тур – «Вспомни пословицу и поговорку»
Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упрёками тому, кто заставляет многих ждать себя. (Семеро одного не ждут)
Так говорится, когда у другого нет того, что он умеет делать, что он должен иметь по роду занятий. (Сапожник без сапог)
Так говорится про человека, который сам недостаточно или с чужих слов знает то, о чем говорит. (Услышал звон, да не знает, где он)
Если делаешь без суеты, то скорей достигнешь желаемых результатов. (Тише едешь – дальше будешь)
В состоянии страха опасность преувеличивают или видят её там, где её нет. Говорится, когда на самом деле опасность так велика. (У страха глаза велики)
Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог в беде или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду. (Друг познаётся в беде)
Следующая пословица
Задания предназначены для учащихся. Вам будут предложены изречения, представляющие собой пословицы и поговорки, смысл которых изменен, так сказать, на компьютерный лад. Назовите эти пословицы и поговорки.
1. Информатике учиться всегда пригодится. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
2. Когда компьютер обслуживают 7 техников, у него не работает монитор. (У семи нянек дитя без глазу.)
3. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
4. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.)
5. На монитор нечего пенять, коли видеокарта крива. (На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.)
6. Бит килобайт бережет. (Копейка рубль бережет.)
7. Семь бед — один “Reset”. (Семь бед — один ответ.)
8. Подаренному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят.)
9. В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. (В Тулу со своим самоваром не ездят.)
10. Не идентификатор красит файл, а файл идентификатор. (Не место красит человека, а человек место.)
11. END — программе конец. (Конец — всему делу венец.)
12. Программа высококвалифицированного программиста боится. (Дело мастера боится.)
13. Что напечатано принтером, не удалить и ножом. (Что написано пером, не вырубить и топором.)
14. И у опытного программиста бывают ошибки. (И на старуху бывает проруха.)
15. Любишь играть в компьютерные игры, люби и сам программировать. (Любишь кататься — люби и саночки возить.)
16. Интерес к программе приходит во время ее разработки. (Аппетит приходит во время еды.)
17. Где разрабатывают программы, там бывают ошибки. (Где лес рубят, там щепки летят.)
18. Будешь одновременно разрабатывать две программы — ни одна не получится удачной. (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.)
19. На отладчик надейся, но сам старайся не ошибаться. (На Бога надейся, а сам не плошай.)
20. Одна маленькая ошибка всю программу портит. (Паршивая овца все стадо портит.)
21. На NOT и суда нет. (На нет и суда нет.)
22. Не только опытные программисты программы разрабатывают. (Не боги горшки обжигают.)
23. Не так страшна задача, как кажется. (Не так страшен черт, как его малюют.)
24. Не хвались, начиная разработку программы, а хвались, закончив ее. (Не хвались, идучи на рать, а хвались, идучи с рати.)
25. За компьютером товарища хорошо, а за домашним лучше. (В гостях хорошо, а дома лучше.)
26. Неправильного результата работы программы без причины не бывает. (Дыма без огня не бывает.)
27. Знал бы, где ошибусь в программе, был бы вдвойне внимателен. (Знал бы, где упаду, соломки бы подостлал.)
28. Из программы фрагмент не выкинешь. (Из песни слова не выкинешь.)
29. Каждый программист свою систему программирования хвалит. (Каждая курица свой насест хвалит.)
30. Лиха беда — BEGIN. (Лиха беда начало.)
31. Первый запуск программы всегда неудачен. (Первый блин всегда комом.)
32. Плох тот программист, который не надеется стать Биллом Гейтсом. (Плох тот солдат, который не надеется быть генералом.)
33. Истинное утверждение неприятно воспринимать. (Правда глаза колет.)
34. Программист программиста всегда узнает. (Рыбак рыбака видит издалека.)
35. То много комментариев к программе, то их вообще нет. (То густо, то пусто (то нет ничего).)
36. Бит — это один или ноль. (Бабушка надвое сказала.)
37. Мал бит, да важен бывает. (Мал золотник, да дорог.)
38. Семь раз подумай, прежде чем удалить файл. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
39. Язык программирования, который я знаю, — друг мой. (Язык мой — враг мой.)
40. Транслятору доверяй, но правильность программы сам проверяй. (Доверяй, но проверяй.)
41. В программе на языке Бейсик правила языка Паскаль не применяют. (В чужой монастырь со своим уставом не ходят.)
42. Если не получается решить проблему вечером, отложи решение на утро. (Утро вечера мудренее.)
43. В заголовке оператора цикла с параметром использовано условие. (В огороде бузина, а в Киеве дядька.)
44. Одна бабушка сказала, что бит может принимать значения 0 или 1. (Бабушка надвое сказала — либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.)
45. Листинг программы все стерпит. (Бумага все стерпит.)
46. Ошибку видно, а причина не устранена. (Видит око, да зуб неймет.)
47. Каждый участник разработки программы должен работать над своей частью задачи. (Всяк сверчок знай свой шесток.)
48. Говорят, что в заголовке оператора цикла с параметром можно использовать условие, а в условии — оператор цикла. (Говорят, что кур доят, а коровы яйца несут.)
49. Если бы программист знал, где сделает ошибку, — думал бы над этим более внимательно. (Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал.)
50. Надо чередовать разработку программ и отдых. (Делу — время, потехе — час.)
51. Похвала приятна и начинающему программисту. (Доброе слово и кошке приятно.)
Читайте также: