Пословицы и поговорки орловского края

Обновлено: 01.05.2024

Никто из нас и не думал, что так интересно и весело собирать и записывать пословицы, поговорки и меткие, с потаённым смыслом, непонятные словечки. Мы собрали и записали около сотни пословиц, поговорок, потешек и песен Льговского края. Обследовали на этот предмет следующие сёла и деревни: с. Банищи, с. Иванчиково, с. Красная Дубрава, с. Марица, д. Люшинка, Пригородняя Слободка, с. Черемошки, с. Шустово и город Льгов. Эти населённые пункты находятся в непосредственной близости с городом Льговом, а также несколько поговорок из города Курска и Курского уезда. В данном проекте мы представляем наиболее яркие и типичные образцы Льговского фольклора.

Главной целью написания данной работы является привлечение внимания детей и взрослых к сохранению этнокультурного наследия Льговского края, привлечение обучающихся к сохранению материальной и нематериальной культуры Льговского края, увидеть и полюбить красоту живого народного слова.

ВложениеРазмер
lgovskie_poslovicy_pogovorki_prigovorki_pesenki_i_poteshki.doc 60 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

красота весны и орловского края в стихах поэтов-орловцев .

интегрированное занятие по развитию речи с элементами ручного труда.

Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года

Ознакомление с сезонными изменениями позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения.


Проект "Природные богатства Орловского края "

Природные богатства Орловского края.


Презентация опыта работы по теме "Лекарственные растения Орловского края"

Проект с детьми старшей группы по теме "Лекарственные растения Орловского края".


Познавательно - исследовательский проект "Лекарственные растения Орловского края"

Проект: «Лекарственные растения Орловского края» Тип проекта: познавательно – исследовательскийСроки выполнения проекта: краткосрочный - 1 месяцАктуальность. Экологическое воспитание.


Консультация для педагогов «Традиционная глиняная игрушка Орловского края»

Обзор игрушек плешковских и чернышенских мастеров Орловского края.


Конспект НОД «Путешествие по Орловскому краю»

Расширять представление детей о достопримечательностях родного края, продолжать учить решать арифметические задачи, находить знакомые буквы среди разных картинок, составлять простые .

Следующая пословица

НЕКОТОРЫЕ СВОЕОБРАЗНЫЕ ЧЕРТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЖИТЕЛЕЙ ОРЛОВСКОГО КРАЯ.

С орловскими горожанами и жителями Орловского края связано несколько довольно острых и весьма нелестных пословиц и поговорок, которые бытуют не одно столетие. Среди них самые известные и весьма распространенные:

«Орел да Ливны ворами дивны».
«Орел да Кромы - первые воры».
«В Орле что ни двор, то вор».
«Орел да Кромы; первые воры, а Карачев на придачу,
а Елец всем ворам отец».

Эти пословицы, по мнению историков, появились во времена Смутного времени. В начале XVII в. Орел стал одним из мест, связанных с событиями Смутного времени. В 1605 году через Орел прошли войска Лжедмитрия I, здесь он реформировал свою армию. В 1606 году город без боя перешел под контроль Ивана Болотникова. Зимой 1607 - весной 1608 гг. Орёл стал резиденцией Лжедмитрия II.
У деревни Каменка (под Орлом) 30 апреля - 1 мая 1608 года Лжедмитрий II нанес поражение армии Шуйского. Самозванцу также без боя сдался 5-тысячный гарнизон Болхова и путь на Москву был открыт. Орел и близлежащие поселения служили одним из складочных и сборных пунктов «повстанцев», а сами жители принимали активное участие в боевых действиях. Такая рьяная поддержка различного рода авантюристов и весьма сомнительных кандидатов на престол и привела к появлению неприятной для горожан пословицы.
Вспомним что «ворами» в это время назывались не преступники (те назывались «тати»), а различные самозванцы пытающиеся похитить престол (так Пугачев и Разин были «ворами»). Принял Орел и первого, и второго самозванца. Лжедмитрий II вовсе получил прозвище «орловский царик», потому что сделал Орел своей резиденцией. Известный польский авантюрист Лисовский, превративший Россию в руины, тоже начинал с Орла. В 1611 и 1615 гг. на завершающем этапе борьбы с польской интервенцией город был разрушен польскими войсками. Жители ушли во Мценск и другие окрестные города
Когда поляки были разгромлены, Орел почему-то было решено сровнять с землей (вряд ли он был разрушен настолько, что его бесполезно было восстанавливать). Скорее всего, Москва просто захотела наказать это гнездо «воров». Только через 20 лет, в 1636 г. крепость Орла был восстановлена на прежнем месте.
Но со временем слово «вор» стало синонимом «тать» и уже в таком смысле и понималась пословица «Орел да Кромы – первые воры». С этим смыслом эта пословица приводится в «Грабеже» Лескова:
«- Разве вы, - говорит, - братец, не знаете, какое у нас орловское положение? Постоянно с ворами, и день и ночь от полиции запираемся.
Дядя отвечает, что это у всех одно положение: Орел да Кромы - первые воры, а Карачев на придачу, а Елец всем ворам отец. «И мы, говорит, тоже от своей полиции запираемся, но только на ночь, а на что же днем?».

Отметим попутно нелестную характеристику орловской полиции, от которой приходится запираться не только ночью, но и днем!

Интересно сравнить орловского жителя с обитателями соседних областей. И в этом нам помогут великие русские писатели, уроженцы Орловского края, не понаслышке знающие местные характеры. Начнем с классика – И.С. Тургенева. Откроем «Записки охотника», рассказ «Хорь и Калиныч».

«Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой. Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью. ».

Да, скажем прямо, не лестно.

Обратимся к другому классику-орловцу. Николай Семенович Лесков в произведении «Продукт природы» , говоря о заселении степных районов, так характеризует жителей Центрального района:
(Глава 1). «Людей, которых вели сюда, скупали на вывод у разных помещиков в губерниях Орловской и Курской, отчего «сводные люди» делились на два народа: «народ орловский» и «народ курский». «Орловский народ» считался «пошельмоватее», а куряне - «ведомые кметы» - подразумевались якобы «подурасливее».
(Глава 3). «Петр Семенов возил меня показывать, как «народы помещались» на барках. На двух были «шельмоватые» народы орловские, а на третьей «дурасливые» куряне. Над каждым из этих народов были приставленные из своего народа «старосты». Над орловскими старостою был тележник Фефел, о котором Петр сообщил мне, что он был человек дорогой, но незадолго перед этим убил оглоблей человека, который пришел звать его ужинать. Это скрыли, а про всякий случай Фефела поскорее дешево продали,
- Над орловскими шельмецами такой именно и нужен, - говорил Пизарро.
Курскими людьми заведовал орловский мужик Михайло, человек добрый и степенный.
- Курский народ - что цыплята!».

А вот еще одна яркая лесковская характеристика:
«Между Орловскою губерниею, где процветал князь Трубецкой, и Пензенскою, которая была осчастливлена переводом туда из Саратова А. А. Панчулидзева, находится Тамбовская губерния, сродная Орловской по особенной чистоте плутовских типов. (Ни в той, ни в другой даже «жид долго не мог привиться» – потому что «свои были жида ядовитее».) Через Тамбовскую губернию орловцы с пензяками перекликались: пензяки хвалились орловцам, а орловцы пензякам – какие молодецкие у них водворились правители. «Наш жесток». – «А наш еще жестче». – «Наш ругается на всякие манеры». – «А наш даже из своих рук не спущает». Так друг друга и превосходили". (Рассказ «Умершее сословие»).

Драчливый и буйный характер орловцев выливался в традиционных для Орла кулачных и гусиных боях. Вот как об этом пишет Н.С. Лесков в «Грабеже».
«Только одно полное удовольствие мне раз или два в зиму позволялось – прогуляться и посмотреть, как квартальный Богданов с протодьяконом бойцовых гусей спускают или как мещане и семинаристы на кулачки бьются.
Бойцовых гусей у нас в то время много держали и спускали их на Кромской площади; но самый первый гусь был квартального Богданова: у другого бойца у живого крыло отрывал; и чтобы этого гуся кто-нибудь не накормил моченым горохом или иначе как не повредил – квартальный его, бывало, на себе в плетушке за спиною носил: так любил его. У протодьякона же гусь был глинистый, и когда дрался – страшно гоготал и шипел. Публики собиралось множество.
А на кулачки биться мещане с семинаристами собирались или на лед, на Оке, под мужским монастырем, или к Навугорской заставе; тут сходились и шли, стена на стену, во всю улицу. Бивались часто на отчаянность. Правило такое только было, чтобы бить в подвздох, а не по лицу, и не класть в рукавицы медных больших гривен. Но, однако, это правило не соблюдалось. Часто случалось, что стащат домой человека на руках и отысповедовать не успеют, как уж и преставился. А многие оставались, но чахли. Мне же от маменьки позволение было только смотреть, но самому в стену чтобы не становиться. Однако я грешен был и в этом покойной родительнице являлся непослушен: сила моя и удаль нудили меня, и если, бывало, мещанская стена дрогнет, а семинарская стена на нее очень наваливает и гнать станет, то я, бывало, не вытерплю и становлюсь. Сила у меня с ранних пор такая состояла, что, бывало, чуть я в гонимую стену вскочу, крикну: «Господи благослови! бей, ребята, духовенных!» да как почну против себя семинаристов подавать, так все и посыпятся».

И.А. Бунин «Великий дурман» (1917).
«Один орловский мужик сказал мне. удивительные слова:
- Мы, батюшка, не можем себе волю дать. Взять хоть меня такого-то. Ты не смотри, что я такой смирный. Я хорош, добер, пока мне воли не дашь. А то я первым разбойником, первым грабителем, первым вором, первым пьяницей окажусь».

Самое интересное не столько описание, сколько осмысление орловской натуры, я нашел у современного автора:
«Живёт и едва ли не свирепеет город Орёл. . Но в самой именно этой косности, в которой надрыв ещё сочетается со стихийною силой, в которой духовная неоформленность и непрояснённость покрываются той известной всему миру природной феноменальной русской талантливостью, в которой «расхристанность» уживается с аскетичностью и многотерпением . в самой застывшести этой и неизменности русского человека, в этом ведь чудится, потрясённый, но устоявший и в основе своей непоколебленный, живой и духовный остов, самая нить, самый стержень русской истории и русской народности».
(А.Я. Загородний. «Азия и Россия: цвет и свет» (2000).

Итак, мы видели сравнения орловцев, в произведениях великих русских писателей, с жителями Калужской, Курской, Тамбовской, Пензенской областей. А теперь обратимся еще к одному интересному и весьма характерному выражению самоидентификация этноса – генезису фамилий, встречающихся на территории Орловской области. На эту тему есть прекрасная работа М.Б. Оленева «Каков ты, орловский мужик? (о чем еще могут рассказать фамилии)». Дадим ее краткое изложение, полностью с ней можно познакомиться в Интернете (Электронный журнал «Исследовано в России», 2002. 172/021118, стр. 1910-1918. ).
В данной работе автор анализирует этимологию фамилий Орловской области и представляет данные в виде таблиц.

Анализ прозвищ. О чем же все-таки «говорят» фамилии?

NN Количество упоминаний прозвищ
ВОСТОК СЕВЕРО-ВОСТОК ЮГО-ВОСТОК ВСЕГО
1 Нелюдимые, угрюмые, ворчливые 17 25 16 58
2 Здоровые, мощные, высокие 17 20 11 48
3 Болтуны, крикуны, ревуны 15 14 8 37
4 Шумные, ворчливые, драчуны 14 9 7 30
5 Льстивые, плуты, надоедливые 14 10 1 25
6 Черноволосые 7 3 9 19
7 Толстые, жирные, пузатые 9 4 5 18
8 Рыжие 6 8 4 18
9 Пьяные, ленивые, трусливые 6 7 4 17
10 Горбатые 3 11 3 17

В Западной части жителей более всего раздражали БОЛТУНЫ и, как это не покажется странным, ЧЕРНОВОЛОСЫЕ:

NN Количество упоминаний прозвищ
СЕВЕРО-ЗАПАД ЗАПАД ЮГО-ЗАПАД ВСЕГО
1 Болтуны, крикуны, ревуны 35 11 3 49
2 Черноволосые 23 2 2 27
3 Худые, длинные, сухие 23 1 1 25
4 Рыжие 21 2 0 23
5 Нелюдимые, угрюмые, ворчливые 11 7 3 21
6 Толстые, жирные, пузатые 13 6 1 20
7 Шумные, ссорные, драчуны 15 2 1 18

Жители Центральной части Орловской области страдали нетерпимостью также к болтунам, жгучим брюнетам, горбатым и всевозможным калекам.

NN ЦЕНТР
1 Болтуны, крикуны, ревуны 57
2 Черноволосые 33
3 Горбатые, калеки 22
4 Шумные, ссорные, ворчливые, драчуны 20
5 Зубастые, с различными дефектами 11
6 Нелюдимые, угрюмые, ворчливые 11

В селе Березовое Залегощинского района, если «расшифровать» отдельные прозвища, проживали БОЛВАН, БУЯН, НЕЛЮДИМ, СЕРДИТЫЙ И ТРЕПАЧ. Вот другие выборочные данные по отдельным селам:

Кромы
пучеглазый
трусливый
мешкотный
болтун
хитроумный

с. Верхососенье
сплетник
путный, ладный
угодливый
пустослов
бойкий, удачный

с. Жерновец
юркий
мешкотный
горделивый
мелкий

с. Кошелево
рыжий
конопатый
зубастый


Об этом же писал И.С. Тургенев в примечании к рассказу «Хорь и Калиныч» отмечает «своеобразии» орловского языка: «орловское наречие отличается вообще множеством своебытных, иногда весьма метких, иногда довольно безобразных слов и оборотов».

Оленев М.Б. приходит к интересному выводу: «Оказывается, больше всего пренебрежительных форм использовали в ЦЕНТРЕ и на ВОСТОКЕ Орловской области, а более ласковые – на СЕВЕРО-ВОСТОКЕ и на ЗАПАДЕ». И в заключение своего исследования он пишет: «Наверное, более подробная «расшифровка» этих данных – вопрос, скорее к психологам, нежели к историкам. Но тем не менее. Картина получается весьма интересной».

Один из моих знакомых, прислал мне свой интересный случай, по-своему характеризующий орловский характер. Думаю, он не будет против если я его здесь опубликую.

Мне в армии один гражданский мужичек, курянин, говаривал:
– Курские - соловьи, тульские - самоварники, а орловские - дубинники.
– Это почему-же? – спрашивал я.
– Это потому, что орловские за громом с дубиной бегают!
– Как это "с дубиной"?
– Сидели - говорит, - орловские разбойники под мостом и караулили проезжающих. Гром громыхнул, а они подумали, что телега по мосту проехала. Выскочили из-под моста да и побежали с дубиной гром догонять.

© Copyright: Игорь Чистюхин, 2018
Свидетельство о публикации №218032501881 Рецензии

Здравствуйте, Игорь! С большим интересом прочитал Ваши работы, включая глубокое исследование об орловском казачестве. Не известно ли Вам откуда были первые насельники Орловского края, в частности дети боярские, которые при царе Федоре Иоанновиче получали там земельные наделы. Попутно, хотелось бы высказать свое соображение по поводу ("как это не покажется странным") черноволосых в западной части губернии.На эту характеристику местного населения указывал в середине XIX века в записке для Русского географического общества трубчевский лесничий Сполохов.Известный советский антрополог В.В.Бунак относил славянское племя северян, выходцев с Балкан, к одной из ветвей средиземноморской расы.Западные уезды Орловщины, как известно, были местом проживания северян.

Спасибо за интерес к тому что я делаю. К сожалению, о детях боярских, получавших земельные наделы при Федоре Иоанновиче ничем не могу Вам помочь. Моя основная тема – вятичи. Их этногенез, история развития до вхождения в состав Московского государства. У меня есть большая работа «Вятичи в древних письменных источниках». Уже закончено исследование описание вятичей в арабских источниках, хазарской переписке. Пишу «Вятичи в русских летописях».
Северянами на территории Орловщины я не занимался. Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы выслали эту записку лесничего, или указали бы какие-то ее координаты. Я бы с радостью покопался бы вместе с Вами в этом вопросе.

Добрый день, Игорь!
Записка лесничего помещена в материалах Русского географического общества, кстати, там много Вы почерпнете по этнографии края. Руководил отделом известный ученый Зеленин. (Зеленин Д.К.Описания рукописей ученого архива императорского РГО. ВЫП. 2, П., 1915.С.964.)
Очевидно, Вам известна любопытная работа П. Якоби «Вятичи Орловской губернии» (1907 г.), по этой же теме, и конкретно по генезису вятичей, встречал исследования современного историка А.Майорова. С удовольствием ознакомился бы с Вашим трудом.
В публикации о священнике, и его подвиге напрашивается хотя бы короткая справка о его дальнейшей судьбе и что там сегодня.
С уважением,

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая пословица

Данный сборник включает в себя фольклор Орловского края. Представлен потешками, скороговорками, пословицами, поговорками. Материал сботрика предназначен для для автоматизации поставленных звуков. Может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

ВложениеРазмер
sbornik_folklor_orlovskogo_kraya.doc 2.86 МБ
Предварительный просмотр:

Следующая пословица

Интегрированное занятие ( развитие речи и изонить ) в подгот. группе.

Тема: красота весны и орловского края в стихах поэтов-орловцев .

Цель : познакомить детей с описанием весны в стихах поэтов и научить работать с изонитью.

Задачи: - повторить признаки весны.,

учиться давать лексическое значение слов из стихотворений.,

подбирать прилагательные.,повторить виды перелетных птиц.

Оборудование: картины весны, изображение ласточки, карточки

со стихами, костюм Весны, муз.оформление, картонные заготовки для работы с изонитью.

Воспитатель входит с детьми в группу, здороваются с гостями и дети садятся на стульчики.

Восп .- Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

Какие весенние месяцы вы знаете?

Я не зря задаю вам эти вопросы.

К нам сегодня придет еще одна гостья.Внимание…

(звучит музыка Э. Григ « Утро»)

Пришла я к вам с первыми цветами,свежим ветром,капелью и теплыми лучами солнца.

Я , надеюсь, вы меня узнали.Кто я? ( дети-Весна..)

А знаете ли вы признаки весны?( ответы детей)

Многие поэты прославляли весну и красоту орловского края.

Каких поэтов -орловцев вы знаете?Назовите их..(Фед.Ив. Тютчев,Аф.Фет, Ив. Бунин…)

Кто хочет прочитать стихотворение или отрывок из него кого-то из этих поэтов?

Читает ребенок: « С горы бежит поток проворный

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный-

Все вторит весело громам» (Ф.И.Тютчев)

Весна - Ребята , а что такое « поток»? ( ответы детей)

А почему он « проворный»? А что значит слово» гам»? ( гам лесной).( ответы детей)

Весна - А кто еще хочет прочитать стихотворение?

Ребенок читает-« Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,что оно горячим

светом по листам затрепетало,

Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся,веткой каждой

Каждой птицей встрепенулся и весенней полон жаждой.

Весна - Ребята, а почему « лес проснулся»? Он что спал? ( ответы детей)

Весна - Ребята,а какие самые первые цветы появляются весной? ( подснежники)

Встаньте, пожалуйста, и сейчас я превращаю вас в подснежники, которые тянутся навстречу солнышку и колеблются на ветру.

( весна делает волшебные движения над головами детей)

Под музыку дети изображают подснежники.

В конце Весна превращает их обратно в детей и они садятся на стульчики.

Весна- А в каких местах Орла и Орловской области вы отдыхали на природе?

(Орл. Полесье,на реке,в лесу, парке….)

А вы заметили какой необычный воздух весной?Опишите его… какой он?( прозрачный, свежий…)

А какое солнце? ( теплое, ласковое…)

Небо какое? ( голубое, бирюзовое…)

А сейчас послушайте отрывок из стихотворения Аф. Фета

в исполнении вашего воспитателя….

Воспит.- « К безотчетному веселью подымаясь в небеса

Сыплют с неба трель за трелью вешних птичек голоса».

Воспит.- Скажите,а какие птицы прилетают к нам весной?(скворец,грач,соловей, ласточка, кукушка)

А на этой картинке какая птица?( ласточка)( разглядывают птичку и описывают ее).

Воспит.- Обратите внимание на ее хвостик.Какой он? ( дети- длинный, острый,раздвоенный).

Ласточки очень дружные и летают стайками, а не поодиночке, поэтому для нашей ласточки мы сделаем друзей в технике изонить. Я прошу вас встать и подойти к столам ( дети занимаются за столами)

Весна обращается к гостям и проводит с ними викторину(в конце викторины гости получают подарки).

Весна - А пока дети занимаются, мне бы хотелось провести с вами викторину и узнать насколько хорошо вы знаете свой город.

  1. Назовите, пожалуйста, дату основания города Орла.( 1566г.)
  2. Какой юбилей города мы будем отмечать в этом году?
  3. Почему город назвали Орлом и по указу какого царя началось строительство орловской крепости?
  4. Для чего строился город-крепость?
  5. Какие реки Орла вы знаете? Какая река впадает в реку Оку?
  6. В каком году город был освобожден от нем.-фаш.захватчиков? ( 5авг.1943г.)
  7. Почетные звания города…( город первого салюта, город воинской славы).
  8. Какие памятные и просто интересные места вы знаете?(скульптура орла, Орл.полесье…..)
  9. Назовите поэтов и писателей г. Орла и орловской области…..(И.С. Тургенев, М. Пришвин,А. Фет,Н.С.Лесков,М.Булгаков(родители родились в орловской области),Ф.И. Тютчев.,М.И. Глинка,Ив. Бунин………А современные известные люди -Леон.Мих.Рошаль( детск.врач),предки С. Шойгу,Дм. Медведева.,актера Д.Харатьяна………

Знаете ли вы пословицы,где упоминаются названия городов орл. области?

(я вас познакомлю с некоторыми)

« Наш Болхов тем гордился, что он церквей столица»,

«В названье» Мценск» есть меда блеск,

«А наши Ливны гармонью дивны»,

«Кромы всякому хоромы»,

« Расскажет каждый сторожил, что славен песней Новосиль»…..

Спасибо за ответы .

Ну,а сейчас посмотрим, что сделали наши ребята.(Воспитатель показывает работы детей и рассказывает о них).

Дети прощаются с Весной и гостями и уходят. Занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года

Ознакомление с сезонными изменениями позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения.


Сборник "Фольклор Орловского края"

Данный сборник включает в себя фольклор Орловского края. Представлен потешками, скороговорками, пословицами, поговорками. Материал сботрика предназначен для для автоматизации поставленных звуков.


Проект "Природные богатства Орловского края "

Природные богатства Орловского края.


Презентация опыта работы по теме "Лекарственные растения Орловского края"

Проект с детьми старшей группы по теме "Лекарственные растения Орловского края".


Познавательно - исследовательский проект "Лекарственные растения Орловского края"

Проект: «Лекарственные растения Орловского края» Тип проекта: познавательно – исследовательскийСроки выполнения проекта: краткосрочный - 1 месяцАктуальность. Экологическое воспитание.


Консультация для педагогов «Традиционная глиняная игрушка Орловского края»

Обзор игрушек плешковских и чернышенских мастеров Орловского края.


Конспект НОД «Путешествие по Орловскому краю»

Расширять представление детей о достопримечательностях родного края, продолжать учить решать арифметические задачи, находить знакомые буквы среди разных картинок, составлять простые .

Предварительный просмотр:

Льговские пословицы , поговорки, приговорки, песенки и потешки.

« Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины…

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его регулярную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Русские и народные сказки, русские народные пословицы и поговорки, русское народное творчество. Русское народное… Это ведь тоже имя автора, не автора-одиночки, а автора коллектива. Людям свойственно придумывать и рассказывать. В далёкие времена, когда у людей не было ни грамоты, ни книг, всякая песня, всякая сказка, пословица, приговорка только так и могла существовать – переходя от человека к человеку, через живую речь, из уст в уста. Поэтому всё, что так передавалось и пришло к нам из глубины веков, мы называем теперь устным народным творчеством.

Никто из нас и не думал, что так интересно и весело собирать и записывать пословицы, поговорки и меткие, с потаённым смыслом, непонятные словечки. Это нам, современникам, они не всегда понятны, а старожилы, которые дарят нам свои воспоминания, наблюдения, свою память, как частичку быта – им всё понятно. Льговчане живут этим!

Мы собрали и записали около сотни пословиц, поговорок, приговорок, потешек и песен Льговского края. Обследовали на этот предмет следующие сёла и деревни: с. Банищи, с. Иванчиково, с. Красная Дубрава, с. Марица, д. Люшинка, Пригородняя Слободка, с. Черемошки, с. Шустово и город Льгов. Эти населённые пункты находятся в непосредственной близости с городом Льговом, а также несколько поговорок из города Курска и Курского уезда. В данном проекте мы представляем наиболее яркие и типичные образцы Льговского фольклора.

Если говорить об общем впечатлении нашего устного наследия, то можно прийти к выводу, что жители нашего Льговского края имеют непростой характер. Они хитрят и жалуются, бережливы до прижимистости, любят хорошо погулять и покушать, а также не прочь пригрозить или пригвоздить собеседника метким словцом. Безграничная любовь к «малым детушкам» проявляется в колыбельных песенках и потешках, а надежды на лучшую жизнь и воспоминания о героическом прошлом выражены в наивных и трогательных песнях балладах. Также в нашей копилке есть несколько покосных, девичьих и свадебных песен.

Пословицы и поговорки.

Для удобства восприятия пословицы и поговорки мы разделили по нескольким темам.

Отношения. Отношения в семье.

На привет собачка бежит. ( с. Шустово)

Это означает, что каждый рад хорошему отношению к себе.

Родня – посерёд дня, а ночью не попадайся. (с. Иванчиково)

Не всегда оказываются хорошие отношения с роднёй.

Был бы милый по душе, проживём и в шалаше. (Пригородняя Слобода)

Аналогия пословицы «С милым рай в шалаше».

Господи, ты господи!

Убей того до смерти,

У кого жена хороша,

А у кого не дюже,

Муж всегда виноват, и если жена хороша, и если не дюже, т.е. не очень.

О характере человека, о его лени.

На лицо, как яйцо, а в серёдке болтень. (г. Льгов)

Объяснение этой пословицы состоит в следующем: на лицо человек может быть красивый, гладкий как яйцо, а характер никакой «ни рыба, ни мясо».

На бедного Акима все шишки летят. (с. Банищи)

Ванька – туда, Ванька – сюда, а Ванька сел и никуда. (г. Льгов)

Куряне, что дворяне, только сено в бороде. (с. Кожля, бывший Льговский уезд)

Вырастили змейку на свою шейку. (Пригородняя Слобода)

Каля-маля купил коня. (г. Льгов)

Это значит, что никудышний, неприспособленный человек купил коня.

Не люблю, когда умрут и подглядывают. (д. Городище, Курский уезд)

О хитром человеке.

Не ели – осовели, а съели – попузатели. (Пригородняя Слобода)

Каждая хата своим горем напхата. (с. Марица)

У каждого свой путь, своя судьба, своё предназначение, ещё наши предки говорили – у каждого свой крест.

Кому что, а гусям ярмо. (г. Льгов)

Осуждение современных нравов.

Вам бы всё по аглицки, да на хранцузский манер. (г. Льгов)

Эта поговорка говорит о том, что мы слишком покланяемся всему заграничному.

Теперь ваши танцы:

Прижмись ко мне покрепче, и

Давай подрыгаемся. ( г. Курск, 60-70-е годы)

Снизу юбка из капрона,

Сверху тоже ничего. ( г. Курск, 60-70-е годы)

Поговорка о том, что современная молодёжь одевается в очень короткие юбки и слишком прозрачные кофточки.

От работы кони дохнут. (Пригородняя Слобода)

Работать никто не любит.

Охоч, как Мартын до мыла. ( с. Марица)

Ну, не любит Мартын мыться с мылом, также как и работать.

На хороший кусок, всегда найдётся куток. (с. Шустово)

Куток, значит, закоулок, местечко, куда спрятать.

Осталось только хвост припаять и будет гавкать. (Пригородняя Слобода)

Села, чтобы не висело, а то оторвётся и побьётся. (Пригородняя Слобода)

Раньше, почти до начала 20 века, в народном костюме не было карманов и все мелкие предметы привязывали к поясу: Кошелёк, гребень, нож и зеркальце в том числе. Очевидно, пословица идёт ещё с тех времён.

О небрежности, неразберихе.

Чёрт завалится и того не найдёшь. (Пригородняя Слобода)

Шинтер на вынтер. (г. Льгов)

Всё не так, всё как зря.

Как жениться, так и черти в глаза. (Пригородняя Слобода)

Иванчики в глазах. (Пригородняя Слобода)

Говорят, что так бывает с похмелья.

Огонь бы, тебя, спалил. (с. Марица)

Маланья б, тебя, сожгла. (с. Марица)

О потаённом смысле.

А то Маруся кашлять будет. (Пригородняя Слобода)

О человеческом организме и газах при переедании. Марусей называли часть тела ниже спины.

Как оказалось рядом с нами живут интересные словечки, которые нет, нет, да и выскакивают при разговоре у пожилых людей и не только…

На вдара. - зачем, почему? (г. Льгов)

Семена поныли, т.е. застыли в росте .(г. Льгов)

Ах ты шавульник - хитрец, проходимец. ( д.Люшинка)

Сливки захряснут – станут густыми, сядут (с. Марица)

Перемадела , - пересидела, перетомилась в печке, например картошка или каша.( с.Иванчиково )

Обордюжиться – опуститься на дно жизни, говоря современным языком, стать бомжом (г. Льгов)

Читайте также: