Пословицы и поговорки обрядовый фольклор
Обновлено: 07.11.2024
На уроках литературы мы говорили о силе и красоте слова, о том, что русский язык хранит основные ценности России. То, что было человеку ценно, представлено в фольклорных произведениях (устном народном творчестве). Известно, что до начала ХХ века основное население России составляло крестьянство. Оно и было той почвой, которая питала русскую культуру. На уроке мы обратимся к русским народным песням, пословицам, поговоркам, чтобы, познакомившись с ними, понять, чем и как жил испокон веков русский человек, что было основой его мира.
Следующая пословица
Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь.
Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, не имеют автора.
Пословица — это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают». |
Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В пословице видели доброго советчика: «Пословица — всем делам помощница»;отмечали долголетие пословиц: «Пословица век не сломится».
Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безграничны. Самый большой сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, в котором более 30 000 пословиц и поговорок, содержит 180 разрядов по разным темам.
Хорошо известны пословицы о Родине: «С родной земли — умри, не сходи», «Своя земля и в горсти мила».
Много пословиц создано о труде, семье, воспитании: «Дело мастера боится», «Дерево смотри в плодах, а человека — в делах», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Дома и стены помогают».
В пословицах народ выразил своё отношение к обязанностям и поведению человека, его взглядам на дружбу: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух».
С осуждением и презрением народ говорит о лодырях и болтунах: «Под лежачий камень вода не течёт», «На печи по дрова поехал», «Не спеши языком, торопись делом».
Почти каждая пословица имеет прямой и переносный смысл, который расширяет рамки её применения. «Большому кораблю большое плавание» — это пословица не столько о корабле, сколько о человеке и его возможностях.
Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма:
Ни то ни сё кипело, да и то пригорело. | Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось. |
Поговорка — это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения. Например: «Лёгок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу ни к городу». |
Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка — украшение речи (цветок), тогда как пословица — суждение полное, завершённое, зрелое (ягодка).
В живой речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. «Чужими руками жар загребать» — это поговорка. Так говорят о любителе использовать даром чужой труд. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «Легко чужими руками жар загребать». В ней есть поучительный вывод и законченность суждения.
Пословицы
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Не мил и свет, когда друга нет.
Один в поле не воин.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
К большому терпению придёт и умение.
Делу — время, потехе — час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без наук как без рук.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Дело не медведь, в лес не уйдёт.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Молодец на овец, а на молодца — сам овца.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Пуганая ворона куста боится.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Дураков не сеют, не жнут — сами родятся.
На голове густо, а в голове пусто.
В трёх соснах заблудился.
Лоб что лопата, а ума небогато.
Поговорки
Лёгок на помине.
Кота в мешке покупать.
Ума палата.
Хоть шаром покати.
Их водой не разольёшь.
Соловьём поёт.
Следующая пословица
Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.
Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.
Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.
Жанры фольклора
Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.
Пословицы и поговорки
Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.
Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.
Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.
Пример русских пословиц:
«Береженого Бог бережет»
«Мал золотник, да дорог»
«Копейка рубль бережет»
Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.
Пример русских поговорок:
«Остаться с носом» (быть обманутым)
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«Когда рак на горе свистнет» (никогда)
Приметы
Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.
Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.
Хозяйственные приметы
Из березы течет много сока — к дождливому лету.
Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.
Ни в марте воды, ни в апреле травы.
Илья жниво зачинает, лето кончает.
Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.
Без воды зима не встанет.
Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:
Народные приметы по звездам
Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.
Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.
Народные приметы по воздушным явлениям
Народные приметы по животным
Воробьи купаются в песке — к дождю.
Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.
Поверье
В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.
Сказки
С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.
Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.
Былины
Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.
Календарный фольклор и годовой песенный цикл
Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.
Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:
«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.
Семейный фольклор
Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.
Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.
Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».
Колыбельные песни
Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.
Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.
Пестушки и потешки
Скороговорки
Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:
- Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
- Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
- Тур туп, тупогуб.
- У быка губа тупа.
- Сыворотка из-под простокваши.
Свадебные песни
Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.
Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.
Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.
Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).
Окказиональный фольклор
Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.
Заклички
Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке.
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!
Считалки
Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.
Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.
Заговор
И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.
Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.
Следующая пословица
Сборник пословиц, поговорок, загадок для детей от 5 до 10 лет.
Оглавление
- Вступление
- Пословицы
- Поговорки
- Пословицы и поговорки русского народа, собранные В. И. Далем
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 1000 пословиц, загадок, поговорок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Поговорки, в отличие от пословиц, как правило, не имеют скрытого смысла. Это просто легко запоминающиеся выражения, иногда веселые, иногда назидательные. Они воспроизводят нашу жизнь такой, какая она есть.
«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» — так мы говорим о тех, кто слишком любопытен.
Многие поговорки пришли из сказок и преданий: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
А теперь — «сядем рядком, поговорим ладком», почитаем, посмеемся и, может быть, задумаемся.
Ответы на вопросы о пословицах и поговорках
1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
1. В пословицах люд гласит о многом, в том числе о наилучших и дурных человечьих качествах: о труде, семье, воспитании, об отношении к обязательствам и поведению человека, о дружбе, о лентяях и болтунах.
Пословицы просто запоминаются, так как они коротки, в их есть ритм и часто рифма.
И пословица, и поговорка — это короткое меткое изречение. Пословица содержит законченную идея, а поговорка — это часть суждения без вывода.
2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость».
I. Родина.
3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.
О судьбе.
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Что ни делается, всё к лучшему.
Придёт солнышко и к нашим окошечкам.
О счастье.
Счастье без ума нипочём.
Счастье со счастьем сойдётся, а без ума не разминётся. Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.
О терпении и надежде.
Топор своего дорубится.
Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
О муже и жене.
Жена не сапог, с ноги не скинешь.
Не наряд жену красит — домостройство.
Муж и жена — одна душа.
О языке и речи.
Язык мал, великим человеком ворочает.
Язык языку ответ даёт, а голова смекает.
Язык до Киева доведёт.
4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.
Пословицы, которые возникли из басен И.А. Крылова:
«Сильнее кошки зверя нет» — басня «Мышь и Крыса»;«А Васька слушает да ест» — басня «Кот и Повар»;
«У сильного всегда бессильный виноват» — басня «Волк и Ягнёнок»;
«Слона-то я и не приметил» — басня «Любопытный»;«А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак».
1. Определите смысл поговорок:
«Заткнуть за пояс» —победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» —
«При царе Горохе» —
«Медведь на ухо наступил» —
Составьте предложения с этими поговорками.
1. «Рвёт и мечет» — говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.
«При царе Горохе» — так говорят о том, что было очень давно, и неизвестно, было ли это вообще.
«Медведь на ухо наступил» — говорят о человеке, у которого нет слуха.
2. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.
Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что о пословице нельзя составлять или высказывать какое- нибудь мнение, потому что она сама есть суждение.
3. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
«Видит око, да зуб неймёт»: то, что видят глаза, иногда невозможно взять.
«Дорого, да мило, дёшево, да гнило»: хочется купить дешёвое, но дешёвое, как правило, бывает плохого качества;а то, что нравится, что мило, обычно бывает дорого.
«Делить шкуру неубитого медведя»: говорить о результате дела, которое ещё не сделано.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: прежде чем сделать дело, надо хорошо подумать.
«Близок локоток, да не укусишь»: то, что кажется близко, иногда невозможно бывает достать.
«Мал золотник, да дорог»: не всегда бывает дорогим то, что большое по размерам. Золота может быть мало, но оно всё равно будет очень дорогое.
4. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?
5. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:
Пень не околица, глупая речь не пословица.
Своя земля и в горсти мила.
Век живи — век учись.
Делу время — потехе час.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Красно говорит, а слушать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
6. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.
Примеры рифмы в пословицах:
Грамоте учиться всегда пригодится.
Чего в детстве просим, то под старость бросим.
На всякого Егорку есть поговорка.
Читайте также: