Пословицы и поговорки о прялках
Обновлено: 22.11.2024
Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, прялицы и собственно прялки ( веретено — резная палочка на которую наматывается готовая нить).(Приложение 1)
Несмотря на всю простоту прялка была удивительным завоеванием человеческого ума. Три операции: вытягивание, кручение и наматывание нити. Со временем в этом процессе ничего не изменилось, только выполнять эти операции стали машины.
Давным - давно прялка была в каждой семье, да и не одна. А как удивительно красивы эти простейшие орудия прядения: резные, расписные!
Вот и в нашей семье есть такая старинная прялка с Мезенской росписью. Ещё прабабушка пряла на ней. Я всё время удивляюсь, когда моя бабушка достаёт свою прялку, привязывает кудель, садится и каким-то волшебным образом начинает закручивать нить на веретено — так красиво, так складно у неё выходит (кудель — пучок шерсти, волокна льна, конопли).
Попробовала сама, не получается.
Как же так, почему не получается?
А откуда кудель взялась?
А прялка откуда? Почему такая необыкновенно красивая?
А есть какие-нибудь старинные обычаи, связанные с прялкой, веретеном?
А какая она наша родная, мезенская прялка и чем отличается от других?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать эту тему своей исследовательской работы.
Целью работы является изучение русской прялки.
- Изучить литературу по данной теме.
- Понять устройство прялки и изучить процесс прядения.
- Узнать особенности Мезенской прялки и отличие её от других прялок.
1.Виды прялок. Устройство прялок
Прялка или прялица (по — древнерусски) — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
1 Прялка — донце. (Приложение 2)
Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывают кудель и горизонтальное донце, где сидит пряха.
Делаются из корня и ствола берёзы или ели.
Состоят из двух деталей.
2. Самопрялка.(Приложение 3)
Появилась в Индии, затем в России, уже в 19веке. Состоит из доски, установленной на ней цилиндром с горизонтальным закрытым веретеном. Скорость прядения на самопрялке быстрее.
Стояки. Колесо располагается перпендикулярно к полу.
Лежаки. Колесо располагается под углом.
Устройство прялок
Эти прялки бытовали в центральных, южно-русских губерниях и в Поволжье.
Эти прялки бытовали на севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири и на Алтае.
Донце вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну а веретено из берёзы.
Типы прялок сложились в далёкие времена. В каждом районе была своя форма прялки и свои приёмы украшения.
Вырезать веретено — большое искусство: резчик или токарь должен был придать форму такую, при которой веретено на весу занимало бы строго вертикальное положение. Резчик украшал его резными желобками и поясками.
2 . Прядение
Прялка предназначена для прядения шерсти. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.
Славяне и финно — угорские народы Восточной Европы: прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой вращают веретено. На Кавказе и Средней Азии поступают наоборот. Во время прядения пели, а чтобы не пересыхало во рту славянская пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину и др. Прядение продолжалось весь осенне — зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. Нить должна быть тонкой, прочной, без узелков.
В избушке, распевая дева,
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.- писал А.С Пушкин.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Первую свою прялочку крестьянская девочка получала к семи годам от отца; став невестой — вторую, заказанную у мастера; от мужа — третью. Поэтому прялка была не просто инструментом женского труда, но даром в знак любви и уважения. Чтобы приготовить себе приданое, девочка садилась за прялку в 6-8лет.
3. Обычаи, связанные с прялкой
На Рождество или на все Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. Прядение является функцией некоторых мифических персонажей, а прялка связанной с тем светом. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикиморы, домовой, русалка и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь или на праздник с неоконченной куделью или на благословения. Оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит”, а веретено убирали.
Сама прялка воспринималась как атрибут нечистой силы. Верили, что по старому обычаю, девушка, когда спрядёт первый клубок, должна его сжечь, тогда она будет хорошо прясть всю жизнь. Также девушки верили, что если недопрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании или придёт за ними на праздник, будет пугать, танцевать рядом. Верили, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, то быть в той избе покойнику. Если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а, если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет. Мотив прядения отражён в религии. На Крайнем Севере был обычай — парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был жениться на ней. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
В последний день Масленницы женщины катались с гор на донцах прялок. Чем дальше они проедут. тем длиннее уродится лён. В Онежского районе Архангельской области, когда ребёнок не спал по ночам, делали из лучины веретёнце и прялку. клали их у изголовья. Прялка служила оберегом для девочки.
4. Прялка как символ
Ручная прялка стала символом Свадеши - экономической стратегии движения за независимость Индии. Колесо прялки стало колесом времени — рождения , жизни и смерти, а символ круга — означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчёта. Колесо символично и цифре 0 — замкнутого круга, беспредельное, начало и конец, - символ абсолюта. Веретено, прялка и само шитьё — символы жизни и временности. Все богини судьбы — прядильщицы и ткачихи.
По представлению далёких славянских предков(индоевропейцев), пряхой была Среча - божество Судьбы. Красивая девушка, которая пряла золотую нить жизни, заботилась о скоте, помогала бороться со злом. - это добрая Судьба. А Несреча - злая Судьба, она пряла слишком тонкую нить, и нить эта могла оборваться.
5. Роспись и украшение прялки
Исстари народ любил всё яркое, красочное, расписное. Расцвечивались яркими узорами посуда. Украшались росписью лошадиная сбруя и дуги, хомуты и топоры, сани и грабли. Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель, даже стены и потолки. Но особое место — прялки.
В основном в музеях сохранились прялки 17 века, хотя пряли и 10 тысяч лет до нашей эры.
Пожалуй, ни одно орудие крепостного труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцем), расписные (даже по торцам), гребневые, теремковые, светлые и тёмные, детские и взрослые прялки, - пряслины, - пряслины всех уголков России. Конечно. такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал монотонный труд. Все росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Раскрашена розовым прялка,
Дощечка сухая темна.
Стучит деревянная прялка
Старуха сидит у окна.
На прялках изображались птицы, животные, цветы, сцены из жизни — охота, катание с гор и др. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа: «Кого люблю того дарю», советы и поучения: «Пряди, прялку береги, да отца бога моли». Или вот такие: «Пряди моя пряха, пряди нелянися», или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали»
Веретено тоже украшалось. Пояски раскрашивались разными яркими красками: красной, жёлтой, зелёной.
Каждой области России своеобразна своя роспись прялки, характеризующая природу края, труда людей и их занятий. Над прялкой трудились сразу два мастера: один вырезал, другой украшал росписью. Ни одна из прялок не похожа на другую. Каждая наделена индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
6. Мезенская прялка
Своё название получила по названию местности Мезень, ныне Мезенский район Архангельской области. Мезенская прялка относится к типу цельной прялки — донца. Отличительной чертой мезенской прялки является не только форма, но и роспись, покрывающая как саму лопасть, так и ножку прялки. Мезенская роспись сложилась к началу 19 века в низовьях реки Мезени, в селе Палощелье. Исследователи народного искусства считают мезенские росписи прялок наиболее архаичными среди всех остальных. Действительно, в них будто оживает древняя техника росписи по дереву. Сажа и береговая красная глина - их краски, связующее - раствор смолы лиственницы в воде. Роспись наносилась прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Сурик стали применять с конца XIX века. Росписи покрывали олифой (Приложение 4).
Орнамент включает в себя «бёрда», волнистые линии, завитки, ромбики, крестики, точки, чёрточки (Приложение 5). Кроме геометрического рисунка присутствуют и стилизованные схематичные изображения коней и оленей, бегущих в определённом направлении и создающие ощущение динамики. Общая композиция обладает ритмичностью. Имеются также изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Главный регистр отведён для жанровых сценок: охота, гуляния, плавание кораблей и всевозможные истории, в которых замешаны кони (конь, которого ведёт под уздцы леший или человечек, скачущий на коне и т. д.) Рисунки выполнены схематично — у животного длинное туловище и изящно изогнутые «паучьи» ноги. Олени бегут, высоко держа голову, так что рога лежат на спине. Длинная шерсть и ветвистые рога выполнены тонкой штриховкой. Рядом с изображением часто встречаются надписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки (Приложение 6).Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней. Их декорировали резьбой, резьбой с подкраской и росписью.
Спустя некоторое время мезенские прялки распространились по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Среди мастеров Архангельской области наиболее известна семья Амосовых.
7. Бабушкина прялка
Я хочу рассказать, как у меня возникла мысль изучить историю происхождения прялки. Начну с того, что родилась я и живу в Архангельске. Так получилось, что в этом году я живу и учусь в Каменке. А живём мы с мамой у бабушки, Семёновой Тамары Николаевны. Бабушка у нас без дела не сидит: закончилась работа на огороде, бабушка идёт в прялку, веретено и начинается настоящее волшебство лес. Выпал снег, а у бабушки домашние работы продолжаются. Она достаёт чапахи, куделю, веретено и начинается настоящее волшебство (чапахи — две плоские дощечки с нанизанными крючками для расчёсывания шерсти).(Приложение 7) Куделю она сначала вычёсывает чапахами, а иначе прясть будет плохо, неудобно, как косы заплести из нерасчёсанных волос. У бабушки это получается ловко. Посмотрела я и подумала: «Как легко!» «Дай я попробую!» - говорю бабушке. Она смеётся: «Ну, на попробуй!» Сначала, конечно, ничего не вышло, а потом дело пошло. Вычесанную куделю бабушка привязывает к прялке. Прялка у бабушки старинная, уже немного поломанная, на ней потёртая от времени мезенская роспись. Там, где привязывается кудель, сверху вырезаны и расписаны маковки — церквушки, потом идут полосы «бёрда” , где мазками обозначены цветы, квадраты, точки, треугольники, штриховки. Посередине бежит конь на тонких паучьих ногах с длинным хвостом, затем опять «бёрда», и заканчивается роспись лопатки снова бегущим конём поменьше. Сзади прялки нарисованы в два ряда олени и кони. Олени, как и кони, очень красивые, с ветвистыми, тонко нарисованными рогами. Ни одного пустого местечка. Сама лопатка по краям ещё и вырезана рельефом. Для росписи прялки использовали только три цвета. Сначала прялку заолифили, она стала жёлтой, а потом для рисовали только чёрной и красной красками. Сделана прялка из цельного дерева. Жаль, что надписей на ней не сохранилось.
Я спросила у бабушки: «Откуда у неё эта прялка?» Бабушка ответила, что прялка досталась ей от её мамы, Семёновой Елены Васильевны. А вот как она появилась у моей прабабушки уже неизвестно. И мы с мамой обязательно сохраним и прялку, и веретено, и чапахи, как семейную реликвию.
8. Пословицы, поговорки, стихи о прялке
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту и терпение.
Прялка
Когда Медведица в зените
Над белым городом стоит,
Я тку серебряные нити,
И прялка вещая стучит.
Мой час настал, скрипят ступени,
Запела дверь. О, кто войдет?
Кто встанет рядом на колени,
Чтоб уколоться в свой черед?
Открылась дверь, и на пороге
Слепая девочка стоит;
Ей девять лет, ресницы строги,
И лоб фиалками увит.
Войди , случайная царевна ,
Садись за прялку под окно ;
Пусть под рукой твоей напевно
Поет мое веретено.
-Для Э мы выбрали отрывок из стихотворения «Лён – доля женская» Геннадия Дергачёва.
Сядет девушка за прялку,
Перед ней куделька льна;
Крутят пряжу и товарки
У лучинушки – огня.
Песня льётся, вьётся нитка,
Чуть стучит веретено,
Скрипнет, разве что, калитка,
Хоть давно уже темно.
-Нам кажется, что в стихотворении «Прялочка» Анна Гааг как раз говорится о дорогой семейной реликвии, которая досталась ей по наследству. Читает К.
Крутись, вертись,прялочка -
Резное колесо,
Поведай нам, жужжалочка,
Чья ты и сделал кто!
Такую чудо - прялку
Не просто сотворить,
Здесь душу и смекалку
Надобно вложить.
И выточить, и склеить,
Измерить, рассчитать.
Где мастер ,что сумеет
Такое вновь создать?
Простой кустарь -умелец,
Что по-соседству жил,
Гардт дядя Сандр
Ту прялку смастерил!
С женой по воскресениям
К нам в гости приходил
И маме в День рождения
Он прялку подарил.
Под звуки этой прялочки
Я в детстве засыпала,
Мне снились игры-салочки,
Во сне росла, летала.
А, повзрослев, как мама,
Сама на прялке пряла
И деткам вечерами
Варежки вязала.
Полвека пролетело,
Смотрю я не неё,
Как сохранить сумела
Родимых рук тепло?
Иные нынче нравы,
Другие времена.
Что делать с прялкой, право,
Теперь не знаю я.
И всё же, вспомнив детство,
Я прялку снаряжу,
И про своё наследство
Внучатам расскажу.
-Нам известно, что на Руси происходили «Посиделки». Вязали те, кто помоложе, старшие ткали и пряли, обеспечивая всю семью носками, рукавицами.
- на посиделках не только рукодельничали, а пели песни и играли.
- Т. споет нам народную песню «Пряха».
В низенькой светёлке
Под окном сидит.
По плечам развита
Ты о чём мечтаешь,
- Специально для проекта мы изучили игру.
Уж, ты, Прялица, кормилица моя ,
С горя выброшу на улицу тебя,
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку поглядывать.
По беседы нет весельца,
Моя мила не сердится.
Моя мила по дорожке шла
Черноброва барабан нашла
Она била, барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу темненька
При народе ему кланялась!
- А сейчас слово мы передаем нашим гостям:
- ансамбль «Чирпышечки» давно с нами сотрудничает, они к нам приезжают с концертами, с литературными вечерами.
-У нас несколько совместных проектов.
- Ребята, мы для вас привезли с собой прялку и веретена, а еще частушки ( поют солистки Л.Н. и И.И):
Эй, девчонки-хохотушки Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей.
1.Дайте лен, дайте лен, дайте 40 веретен.
Стану прясть –попрядывать, на дружка поглядывать.
2.Вот те прялка, вот те лен, Вот те сорок веретен,
Ты сиди попрядывай, На меня поглядывай.
3.Моя прялка не прядет, колесо не вертится,
Что-то милый не идет, видно долго сердится.
4.Пряла лен, пряла лен, Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек, С тальянкой под окно».
5.Люблю Васеньку я летом, Когда бегает с конфетам.
А Ванюшечку зимой – Садится к прялочке моей.
6.Не стой, милый, у порога, Проходи на лавочку!
Не спесивься, отодвинь Мою точону прялочку.
-Мы не все частушки спели ,знаем много их вдвоем,
Позовите в гости снова, мы другие вам споем.
- А вот вам и сюрприз, или эксперимент. Посмотрите на нашу пряху. У нее прялка и, конечно, веретенца. Сейчас Ирина Ивановна покажет, как нужно прясть, а потом каждый попробует это сделать сам:
- Ребята, прялка в нашей семье – семейная реликвия. Мне моя прялка досталась от мамы. Конечно, ее мне немного отремонтировали. Но все равно, я ее бережно храню. У меня 5 внуков, я всем им вяжу носки и варежки, никогда не даю им играть ни с прялкой, ни с веретенами. С собой я привезла изделия из пряденной мною шерсти. А еще я покажу вам, как я пряду, и каждый сможет попробовать прясть сам. Открою вам секрет, что есть еще умельцы этого ремесла и их много.
- Вывод: Своим проектом мы показали, что прядение занимало важное место в жизни наших предков. Это доказывает наличие в произведениях художественной литературы и фольклоре эпизодов, связанных с этим процессом. Оказывается, изделия ручной работы пользуются популярностью. И в этом мы сегодня убедились.
- Наша гипотеза подтвердилась: Прялка и веретено во многих семьях являются семейной реликвией.
Использованные интернет ресурсы и словари:
Большой академический словарь русского языка / Под ред. . Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997
Следующая пословица
Связала голову, туловище и хвостик. Вязала Саша спицами, очень старалась, потому что хотела не только поучаствовать в конкурсе, но и подарить котёнка маме на день рождения.
И вот результат! По-моему, достойный подарок и конкурсная работа.
Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет.
У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном.
А вот пословицы и поговорки о прялке и прядении
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Прялка не Бог, а рубаху дает
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
Не ленись прясть, хорошо оденешься
Следующая пословица
Русские пословицы, поговорки, крылатые выражения имеют силу удивительную. Они не только не стареют, но и молодеют. Остроумный и смекалистый русский народ переживал всякие времена, и лихие и добрые, и сочиненные народом мудрости передавались из уста в уста. Неизвестно, кто первым на Руси придумал меткое словцо или остроумную фразу, облекая ее в народную мудрость. Но до сих пор мы употребляем хлесткие мудрые изречения, которые помогают нам жить, выжить и пережить. Более того, присущее русскому народу природное чувство юмора, не раз выручавшее нас в лихие годы, родит на свет все новые и новые выражения.
Ф.М.Достоевский отметил, что «Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.»
Чем же пословица отличается от поговорки? Поговорка — это устойчивое выражение, идиома, фразеологизм, не имеющая законченного высказывания, в отличие от пословицы. Пословица же -это краткое изречение, народная мудрость, имеющая законченный назидательный смысл. ПОсловица, т. е. после словца (яркой мысли) идет вывод, который чему-то учит. Например: «Хоть а-у кричи» - поговорка. «Как аукнется, так и откликнется» - пословица. «Как волк на луну» - поговорка. «Волков бояться — в лес не ходить» . - пословица.
Известный исследователь В.И.Даль прямо указывает на то, что слово пословица произошло от старого наречия по́слову , то есть «вслед за словом, за приказаньем, точно или согласно со словом, с высказанным желаньем».
Есть поговорки и про саму пословицу, которые приводит В.И.Даль: «Не всякое слово пословица» «Пословица ведется — как изба веником метётся», «Старинная пословица не мимо молвится».
Пословицы даже самые короткие мудры и точны:
«Хозяин — барин», «Молодо — зелено», «Старость — не радость», «Повторение — мать учения», «Горе — не беда».
Меткие выражения рождались в народе и когда люди занимались ремеслами и возделывали землю, и когда воевали.
«Работа не волк — в лес не убежит». «Я и жнец, и жрец, я и на дуде игрец» . «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Много в народе пословиц, имеющих назидательный характер, народную воспитывающую словом мудрость.
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» . «Любишь кататься — люби и саночки возить». «Назвался груздем — полезай в кузов». «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Береги платье снову, а честь смолоду» .
В пословицах крестьяне описывали и растения, и животных, и природные явления. Народные половицы становились и природными приметами. Часто сравнивали людей по характеру с животными.
«Пока гром не грянет — мужик не перекрестится!». «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». «Утром — лето, вечером — осень» . (о конце лета). «Здоров, как бык», «Упрям, как осёл», «Важный, как гусь», «Норовиста, как лошадь» (о нраве вздорной и капризной женщины).
Но не только филологи и этнографы веками собирали народную мудрость. Но и знаменитые писатели и поэты, А,С,Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, И.А.Крылов. В одной только бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лингвисты насчитали более шестидесяти выражений, которых можно смело назвать пословицами. Одно из ярких его фразеологизмов «Служить бы рад — прислуживаться тошно» народ, высмеивая подобострастных и ленивых чиновников и лизоблюдов переделал в «Служить бы рад — прислуживаться тоже».
Народ часто перекраивал русские пословицы в определенную эпоху. Таким образом, каждое время рождает свои пословицы. Так например у пословицы «Не так страшен черт, как его малюют» есть и другой вариант: «Не так страшен черт, как его малютка» (или Малюта). Имеется ввиду Малюта Скуратов, автор опричнины и правая рука Ивана Грозного известен был на Руси свое свирепостью и жестокостью. Потому и боялся его народ хуже черта.
Даже в наши не иссяк народный юмор. Русские народные пословицы современные остряки и сегодня перекраивают на новый лад. Так появляется новая народная мудрость. Так старые известные поговорки получают второе рождение: «Баба с возу — финиш ближе», «Чем дальше влез — тем ближе вылез».
Огромное количество хлестких выражений, которые народ просто растаскивает на цитаты появляются благодаря современным комедийным фильмам и их авторам:
«Куй железо, не отходя от кассы!» («Бриллиантовая рука»).
«Солнце на западе, значит, Ашхабад там» («Кин-дза-дза!»).
«Смех продлевает жизнь. Тому, кто смеется, а тому, кто острит - укорачивает» ( «Тот самый Мюнхгаузен»).
«Голова предмет темный, и исследованию не подлежит», «Коли доктор сыт, то и больному легче», «Вы гость — вам положено стрелять первому», «Если один собрал, то другой завсегда разломать может» («Формула любви»).
«Тебя посодют, а ты не воруй!» («Берегись автомобиля»).
«Птица говорун отличается умом и сообразительностью» («Тайна третьей планеты»).
Кадр из мультфильма "Тайна третьей планеты" Кадр из мультфильма "Тайна третьей планеты"Времена проходят, меняются поколения, а русские пословицы и поговорки остаются в нашем языке, как настоящая река народного творчества, которая не иссякнет, пока жив народ русский.
Следующая пословица
Цель: выяснить, нужна ли прялка в современном мире.
- найти произведения и стихи о прялке и веретене,
- найти пословицы и поговорки,
Выработали план действий:
- работа в библиотеке;
- работа в Интернете;
Разделились на группы:
- изучением словарей занялись – I группа .
- подбор стихов и песен – II группа.
- подбор пословиц – III группа.
- изучение песен – IV группа.
- в ходе работы мы все вместе изучили игру.
- помощь в создании презентации для защиты я взяла на себя.
- Кроме того, мы составили анкету для своих сверстников.
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Гипотеза: Прялка и веретено во многих семьях являются семейной реликвией.
1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Анкета из вопросов: (на которые учащиеся в начале работы сами не знали ответ)
3.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
4.Выбор оптимального варианта хода проекта.
5.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
VII . Защита проекта: «В гостях у прялки»
В начале 5 класса мы изучили сказку Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна», где причиной долгого сна царевны стало веретено:
Гостя жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ее веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
- Все мы задумались: как можно уколоться веретеном, кто такая пряха, и, следовательно, что такое прялка?
Во-первых, поставили себе задачу:
- Узнать лексическое значение этих слов.
- Найти прозаические произведения и стихи о прялке и веретене.
- Найти пословицы и поговорки, песни, частушки.
- Выработали план действий:
- Поиск информации в библиотеке;
-Поиск информации в Интернете.
-Для работы мы разделились на группы.
- изучением словарей занялись – I группа .
- подбор стихов и песен – II группа.
- подбор пословиц – III группа.
- изучение песен – IV группа.
- в ходе работы мы все вместе изучили игру.
- помощь в создании презентации для защиты я взяла на себя.
Кроме того, мы составили анкету для своих сверстников.
Выдвинули гипотезу : Прялка и веретено во многих семьях являются семейной реликвией.
По мере работы над проектом происходил сбор и уточнение информации;
- основные инструменты, которые мы использовали: интервью, опросы, наблюдения, а так же пригласили на презентацию проекта солистку ансамбля «Чирпышечки» И.И. , которая хранит приспособления для прядения, доставшиеся ей от своей матери.
Результаты нашей работы:
- Во-первых: Посмотрите на результаты анкетирования:
До начала работы над проектом, оказалось, что из опрошенных 20 учеников 4-7 классов :
Знаете ли вы пословицы о прядении?
Все 20 – не знают
Знаете ли вы какие-нибудь обряды, игры с прялкой или веретеном?
Все 20- не знают
Видели ли вы когда-нибудь, как работает пряха?
Только в фильмах – 13
Используются ли понятия «прялка» и «веретено» в современном языке?
А вы видели, как прядут на ручной прялке?
Только в фильмах – 13
Как вы думаете, могут ли прялка и веретено быть семейной реликвией?
Отсюда мы сделали вывод, что проект нужно реализовать обязательно, и донести до наших сверстников понятия «прялка» и «веретено».
- Мальчики I группы, К. и Х., расскажут нам о своей работе.
- Мы работали со словарями Владимира Даля и Сергея Ожегова.
Вот что говорится о веретене у Даля:
Веретено – простое ручное орудие для пряжи, для ручного прядения: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы (около 27 см), острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою.
прядать что, крутить нить из волокон, тянуть из чего и сучить нитку; но сучить бол. говор. о сдвоении готовой нитки; вить, свивать волокна (весна близка, нити не вити). Прядут лен, пеньку, шерсть, хлопок; шелк прядут или сучат. Прядут веретеном, или прялкой, на прялке, или машинами.
У Сергея Ожегова:
-а, мм. -тёна, -тён, ср. I. Приспособление для прядения (ручного или машинного) - утолщённый стержень для навивания нити. 2. Вращающаяся ось в1 нек-рых машинах. II уменьш. веретёнце, -а, род. мн. -цев ы -нец, ср. II прил. веретённый, -ая, -ое.
-и, ж. Приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Сидеть за прялкой.
пряду, прядёшь; прял, пряла и пряла, пряло; прдценный; несов; что. Скручивая (волокна), делать нити. П. на прядке. П. на машине. II сов. спрясть, -яду, -ядёшь; -ял, -яла и -яла, -яло; -ценный и -ядённый (-ён, -ена). II сущ. прядение, -я, ср. II прил. прядильный, -ая, -ое. Прядильное производство. Прядильная машина. Прядильные культуры (растения, возделываемые для текстильной промышленности). ПРЯСТЬ2, пряду, прядёшь; прял, пряла, пряло; несов:. прясть ушами — о животном, обычно о лошади: настороженно шевелить ушами.
И. подготовил пословицы:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Прялка не бог, а рубаху даёт.
На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу.
Какова нить, такова и жизнь.
От кикиморы не дождёшься прялки.
Прялка не волк — в лес не убежит.
Не напрядёшься зимою, нечего будет ткать летом.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
На старое глядят — новое творят.
-Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды.
-Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды—из овечьей шерсти.
-Труд был тяжел. Славянских детей начинали приучать к работам с 5-7 лет. Прялка была неразлучной спутницей женщины. И она была не только орудием производства, но и произведением искусства.
-Веретену и прялке поэты и писатели посвящали свои произведения:
-Мы подготовили стихи, два из которых Пушкина, «Буря мглою небо кроет» прочитает Л..
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
-Отрывок из «Евгения Онегина» прочитает А.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
-Стихотворение «А за прялкой дева» прочитает Т.
А за прялкой дева целый день сидит,
Ласковое солнце на неё глядит.
Нитка вьётся бойко в молодых руках,
Грезится девице об иных мирах.
Из волокон пряжи скручивает нить,
Задаёт вращенью слаженную прыть.
Нитка обвивает ось веретена,
Дева напевает что-то у окна.
-Вторит сказке Жуковского Черубина де Габриак «Прялка», читает Г.
Черубина де Габриак
Читайте также: