Пословицы и народная мудрость в терапии

Обновлено: 22.11.2024

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Знать много пословиц и поговорок и уметь их использовать в своей речи - очень актуально , так как они украшают нашу речь, делают её более выразительной, образной, обогащают словарный запас.

- осмысление содержания пословиц и поговорок;

- применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.

Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

Найти различия между поговорками и пословицами

Провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками.

Пополнить свой активный словарный запас.

Объект исследования: устное народное творчество – малые жанры фольклора.

Предмет исследования: пословицы и поговорки.

Методы исследования: наблюдение, анализ, беседа.

Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, наблюдение, анализ, беседа.

Гипотеза исследования


Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть

Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово фольклор английского происхождения folk lore . Оно значит народная мудрость, народное знание.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно одно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной.

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость, которое несет в себе какое-то поучение, вывод, сделанный из определенного события или случая. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом, а поговорку можно назвать «половиной пословицы».

Поговорка – красивое высказывание, преимущественно образное, которое не несет в себе законченной мысли.

«Чужими руками жар загребать легко» – пословица – она содержит вывод.

«Чужими руками жар загребать» – поговорка – не содержит вывод.

Основой опыта и мудрости можно назвать именно пословицы.

Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Поговорка – это нечто другое. Это просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»…

Общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.

Сравнение:

Пословицы

Краткое, мудрое суждение о жизни

Содержит поучительный смысл, законченное суждение

Характеризует поступки, образ жизни

Украшает нашу речь

Поговорки

Часть суждения, незаконченное предложение

Дает оценку поступкам, но не поучает

Сходство и различие хорошо видны на кластере , который я создала.

Вот примеры некоторых пословиц и поговорок: см на слайды 14-17

А еще я составила Синквейн к слову «Пословица»

( стихотворение из 5 строк )

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста

Народная мудрость

Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок.

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Каждый народ имеет свой набор пословиц и поговорок. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу.

Язык до Киева доведет. ( Русская ).

Тот не заблудится, кто спрашивает. ( Итальянская ).

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Одна птица в руках стоит двух в кустах. ( Английская ).

Любишь кататься, люби и саночки возить. ( Русская ).

После обеда приходится платить. ( Английская ).

Учиться никогда не поздно

It is never too late to learn

Осетинские пословицы и поговорки.

Сказать "не знаю" не стыдно – «Нǽзонын» худинаг нǽу

Кто не осознает ошибку - делает другую- Йǽ рǽдыд чи не мбары,уый ноджы дǽр фǽрǽдидзǽн.

Ни о ком не будешь думать - тебя никто не вспомнит – Куы ныкǽуыл хъуыды кǽнай, уǽд дǽу дǽр ничи ǽрхъуыды кǽндзǽн.

Две росинки - и те друг на друга не похожи –Дыууǽ ǽртагъы дǽр кǽрǽдзийы хуызǽн не сты.

У бодастого быка ломаются рога - Цǽваг галǽн йǽ сыкъа сǽтты.

И звестные поговорки и пословицы на тему Знание, учение :

Красна птица пером, а человек ученьем.

Мудрец известен знаниями, а не происхождением.

Спросить - минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь.

Лиса знает много, но тот, кто ее ловит, знает больше.

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом не сможешь знания добыть.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг - беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жуков Издательство Москва 2001г.

К мудрости ступенька В. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

Русские народные пословицы поговорки, загадки. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

Русские пословицы А. С. Спирин. Издательство Ростовского университета, 1985 г.

Русское народное творчество. Издательство Высшая школа Москва 1966 г.

Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В. П. Аникина.

Народная мудрость в пословицах и поговорках. Н.А.Сытова Издательство Москва, 1985 г

Предварительный просмотр:

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО»

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

В представленной научно-исследовательской работе рассматривается роль пословиц и поговорок в жизни общества.

Для раскрытия темы исследования использованы литература по народному устному творчеству, публикации в периодической печати, интернет-ресурсы.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволяет:

- осмыслить и в значительной мере углубить представление о роли и месте пословиц и поговорок в жизни общества, их влияние на духовно-нравственную и социальную атмосферу;

- определить современное состояние народной мудрости и предложить пути оптимизации её функционирования;

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в проведении воспитательных мероприятий эстетического и нравственного направлений, через изучение культурного наследия России.

Данная работа дала простор мысли, в ней я старался соблюдать логически обоснованную последовательность.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, где представлены материалы изучения данной проблемы в различных источниках, материалы социологического опроса и исследования о значимости пословиц и поговорок в наши дни.

Подписи к слайдам:

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Байрамова Л.К.

Паремии с соматизмом «Сердце» в русском и корейском языках Народная медицина на страницах газеты «Северное утро» (1911-1917 гг. ) Преобразование аксиологических параметров концепта «Врач» в современной русской лингвокультуре Лексема - фразеологизм - пословица /поговорка - афоризмы / крылатые слова - лозунг: все только о правде i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Следующая пословица

Цели исследования: 1. Раскрыть значимость народных лингвистических жанров ( заговоров , пословиц , поговорок и афоризмов, посвященных выздоровлению человека) и их связь с медицинской деонтологией , особого учения в составе медицины как науки и практики лечения, обусловленного её гуманистическим содержанием. 2. Раскрыть необходимость использования врачами в своей врачебной практике принципов деонтологии , привлекая лингвистические средства. Задачи исследования: 1. Исследовать научные аспекты медицинской деонтологии . 2. Дать анализ лингвистических средств ( заговоров , пословиц , поговорок, афоризмов), вдохновляющих больного и помогающих его выздоровлению . 3. Охарактеризовать деятельность учёных, которые доказали большую роль воздействия слова на человека. В статье анализируются заговоры и нравственно-гуманитарное содержание русских пословиц и поговорок о здоровье и болезни как средств, помогающих выздоровлению человека, воодушевляющих его и дающих, по словам медиков, « терапевтический эффект ». В этом заключаются возможности практического применения результатов исследования. Это заговоры : от головной боли, от глазных болезней, от болезни ушей, от крови, от зубной боли, от ячменя, от чирея, от бессонницы младенца и др. Пословицы , поговорки , афоризмы предупреждают человека, раскрывая «предвестников» болезни; указывают народные средства для здоровья, связанные с образом жизни, употреблением отдельных пищевых продуктов и т.д. Большой вклад в теоретические аспекты медицинской деонтологии внесло учение И.П. Павлова, которому научным объективным методом удалось доказать влияние слова как условного раздражителя на течение, исход и даже возникновение различного рода болезненных состояний. Среди лингвистов, анализировавших заговоры как средства лечения болезней в первобытном обществе, большой вклад внёс Н.В. Крушевский.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заговоры, пословицы и поговорки о здоровье и болезни как cредства лечения и элемент врачебной деонтологии»

ЗАГОВОРЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ КАК CРЕДСТВА ЛЕЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

ФГАУ ВО Казанский федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация Аннотация. Цели исследования:

1. Раскрыть значимость народных лингвистических жанров (заговоров, пословиц, поговорок и афоризмов, посвященных выздоровлению человека) и их связь с медицинской деонтологией, - особого учения в составе медицины как науки и практики лечения, обусловленного её гуманистическим содержанием.

2. Раскрыть необходимость использования врачами в своей врачебной практике принципов деонтологии, привлекая лингвистические средства.

1. Исследовать научные аспекты медицинской деонтологии.

2. Дать анализ лингвистических средств (заговоров, пословиц, поговорок, афоризмов), вдохновляющих больного и помогающих его выздоровлению.

3. Охарактеризовать деятельность учёных, которые доказали большую роль воздействия слова на человека.

В статье анализируются заговоры и нравственно-гуманитарное содержание русских пословиц и поговорок о здоровье и болезни как средств, помогающих выздоровлению человека, воодушевляющих его и дающих, по словам медиков, «терапевтический эффект». В этом заключаются возможности практического применения результатов исследования. Это заговоры: от головной боли, от глазных болезней, от болезни ушей, от крови, от зубной боли, от ячменя, от чирея, от бессонницы младенца и др. Пословицы, поговорки, афоризмы предупреждают человека, раскрывая «предвестников» болезни; указывают народные средства для здоровья, связанные с образом жизни, употреблением отдельных пищевых продуктов и т.д. Большой вклад в теоретические аспекты медицинской деонтологии внесло учение И.П. Павлова, которому научным объективным методом удалось доказать влияние слова как условного раздражителя на течение, исход и даже возникновение различного рода болезненных состояний. Среди лингвистов, анализировавших заговоры как средства лечения болезней в первобытном обществе, большой вклад внёс Н.В. Крушевский.

Ключевые слова: заговоры, пословица, поговорка, деонтология, врач, выздоровление, терапевтический эффект.

Вводная часть. Одним из средств лечения больных во времена отсутствия научной медицины являются заговоры. В то время люди лечили себя заговорами, считая, что слово имеет особую силу, энергию.

Оформление деонтологии медицинской в виде особого учения в составе медицины как науки и практики лечения обусловлено её гуманистическим содержанием. Цели медицины органически включают в себя нравственные оценки не только потому, что предполагают этические нормы взаимоотношений медика и

больного, но и потому, что соблюдение деонтологиче-ских норм медиками само по себе даёт терапевтический эффект» [3, с. 109].

Основная часть исследования. В заговорах люди, используя сравнения, обращались к природным явлениям, космонимам, образам животных и др.

Вот некоторые из заговоров [6, с. 230 - 287].

Заговор от головной боли:

Как в Великий Четверг солнце всходит, радуется, всякими цветами переливается, так бы и моя головушка не болела, не кружилась, жила бы, радовалась. (Заговор читается, когда восходит солнце; надо выйти, смотреть на него и пальцем безымянным обводить голову, чтобы не болела.)

Заговор от глазных болезней:

Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны. Куры, куры, отдайте мне зрение, возьмите себе слепоту. (Сесть под насест

к курам и во время произнесения заговора брызгать водой в глаза.)

Заговор от болезни ушей:

Чёрная змея дорожку перешла. У чёрной змеи ушки не болели никогда. Так же бы раба Божьего (имя) ушки не болели. Аминь. (Повторяется три раза).

Заговор от крови:

Баба шла, собаку вела. Собака стала - да кровь перестала.

Заговор от зубной боли:

Месяц, месяц, как у тебя зубы не болят, так пусть они не болят у (. имя). См. также: Месяц на небе, медведь в лесу, мертвец в гробу; когда эти три брата сойдутся вместе, тогда пусть болят зубы у (называется имя) [5, с. 45].

Заговор от ячменя:

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что хочешь, то и купишь: купи себе топорок, руби себя поперек. См. также: Солнце на запад, день на исход, сучок на глазу (ячмень) на извод [5 , с. 47].

Заговор от чирея:

Как этот сучок сохнет, так бы и чирей засыхал. (Сучком очерчивают чирей и приговаривают.)

Заговор от бессонницы младенца:

Крик и плач представляются народу как самостоятельно существующие предметы. Он обращается к Заре, чтобы она «взяла свой крик и плач и отдала дитяти сон». При этом Зори называются христианскими именами (Мария, Катерина и т.п.). В других заговорах с той же просьбой обращаются к курам [5, с. 47].

Научное исследование заговоров связано с именем профессора Н.В. Крушевского. автора работы «Заговоры как вид русской народной поэзии» (1876). Н.В. Крушевский в этой работе отмечал, что в период возникновения заговоров человек не умел мыслить абстрактно. Его мысль, как и слово, - картина [5, с. 16]. При этом автор доказывал, что у современного человека мышление абстрактное.

Анализ «Заговоров . » Н.В. Крушевского с точки зрения и достижения психологии даёт основания утверждать, что он - первый, кто уже тогда понял сущность эйдетики (учения в психологии о субъективных наглядных образах), хотя сами психологи заинтересовались этим явлением намного позднее (В. Урбанчич, 1907; Э. Йенш, 1920; А. Выготский, 1930).

Эйдетизм (греч. eidos - вид, образ) - это особый картинный характер памяти, основанный преимущественно на зрительных впечатлениях, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ увиденного ранее предмета, по своей наглядности и детальности не уступающий образу восприятия. Основу эйдетизма составляет видение отсутствующего предмета или картины [7, с. 570-571].

В своей работе Н.В. Крушевский отмечал, что человек верил в силу заговора, и сам народ засвидетельствовал, что силу заговора он видит именно в слове.

В системе деонтологии одним из средств лечения являются пословицы, поговорки, афоризмы.

Пословицы и поговорки, хотя и представляют другой вид жанра по сравнению с заговорами, но по их образности и силе воздействия на человека слова могут рассматриваться в одном ряду с заговорами. Однако в отличие от заговоров пословицы могут использоваться в медицинской деонтологии.

Оформление деонтологии медицинской в виде особого учения в составе медицины как науки и практики лечения обусловлено её гуманистическим содержанием. Цели медицины органически включают в себя нравственные оценки не только потому, что предполагают этические нормы взаимоотношений медика и больного, но и потому, что соблюдение деонтологиче-ских норм медиками само по себе даёт терапевтический эффект» [3, с. 109].

Исследование по истории медицины [3, с. 109-113] раскрывает, что термин «деонтология» был введён в обиход этики в начале 19 в. английским философом-утилитаристом Бентамом (J. Bentham). Однако для творческой и практической деятельности медиков, внимание к психологическим особенностям медика и больного, а также их взаимоотношений, характерны со времён зарождения медицины.

Нравственный облик врача основан на принципах, которые «формировались и изменялись на протяжении столетий в зависимости от сложившихся в данном обществе политического строя, социально-экономических и классовых отношений, уровня культуры, национальных, религиозных традиций и т.д. Соответственно менялись и уточнялись требования, предъявляемые обществом в различные исторические эпохи к физическим, моральным и интеллектуальным качествам врача, его профессиональному мастерству» [3, с. 109-110]. Идеальным образом врача, описанным Гиппократом, является врач-мудрец: «. Всё, что ищется

в мудрости, всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам (Об этом презрительно говорится и в бытующей в народе поговорке: «Лекарь свой карман лечит». - Л.Б.), совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни (отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами . » [3, с. 109-110].

Эти принципы нашли отражение и в пословицах.

Например, о предвестниках болезни говорится: Беспричинная усталость - предвестник болезни. (Здесь и далее пословицы и поговорки приводятся по работе [2].)

Пословицы напоминают, что заболеть легко - вылечиться трудно:

Болезнь /хворь входит пудами, а выходит золотниками.

Захворать - один день, а поправляться семь недель.

Здоровье выходит пудами, а входит золотниками. / Здоровье уходит пудами, а возвращается / приходит золотниками.

Старые немощи трудно лечить.

Старый недуг раскроется не вдруг.

Хворь не сорочка - с плеча не скинешь.

И болезни всегда рядом с человеком: Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

В эпоху Возрождения получили признание гуманные заветы великих античных медиков. Известный врач и химик Т. Парацельс писал: «Сила врача - в его сердце . величайшая основа лекарства - любовь.» [3, с. 110]. И в народе говорят об этом:

Врач - больному друг.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Боль врача ищет. (Во время болезни следует обратиться к врачу.)

Больной себе поможет - врач скорее вылечит.

Больному помогает врач, а голодному - калач

Врачу не веришь - болезнь не одолеешь.

Верь не болезни, а врачу. /Верь врачу, а не болезни. Не одолеешь.

Горькое лекарство рот вяжет, да болезнь излечивает.

Р. Декарт считал, что «только медицина может разрешить проблемы, которые более всего касаются величия и счастья человечества» [3, с. 110].

Большой вклад в теоретические аспекты медицинской деонтологии внесло учение И.П. Павлова, которому научным объективным методом удалось доказать влияние слова как условного раздражителя на течение, исход и даже возникновение различного рода болезненных состояний [3, с. 110]. Действительно, не зря в народе говорят: Слово лечит, слово и калечит. Доброе слово лечит, а злое калечит.

Настоящий врач знает, что любить свою профессию - это значит «любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению» [3, с. 111].

Его (врача) задача заключается в том, чтобы убедить больного в реальной возможности излечения. Сам факт посещения врача должен облегчать состояние больного. Доверие к врачу - одна из гарантий успешного лечения [3, с. 110]. Врач, работающий в стационаре, должен очень пристально следить не только за динамикой болезни, но и за настроением больного, за его моральным состоянием [3, с. 111 - 112].

Врач во время общения с больным может сослаться и на пословицы, в которых заключена народная мудрость:

Время врачует раны. (Августин)

Время - лучший врач. (Августин)

Желание выздороветь своё возьмёт.

Желание вылечиться помогает лечению.

Даже когда больного невозможно спасти, нельзя отнимать у него надежды. И в последней стадии болезни человек продолжает верить в спасение. Он ищет не правду, а надежду. Больной в любом случае не должен чувствовать себя обреченным [3, с. 111-112]. Как здесь не вспомнить слова великого Л.Н. Толстого: «Вот в чём заключается сила врача: он удовлетворяет вечную тягу к утешению и сочувствию, которую испытывает любой страдающий человек».

А выздоровевшему можно пожелать здоровья и дать некоторые советы, которых желательно придерживаться в обыденной жизни. Это о том, какие народные средства лечения предупреждают болезни:

Баня - мать вторая. Кости распаришь, всё тело поправишь.

В России ото всех болезней первый доктор - баня [4, с. 86].

Когда б не баня, все б мы пропали.

Лук да баня всё правят.

Лук и капуста болезнь не пустят.

Лук от семи недуг.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Хрен да редька, лук да капуста - лихого не подпустят.

Идея о том, что нельзя поддаваться боли / болезням, выражена в следующих пословицах и поговорках:

Дай боли волю - она в дугу согнёт.

Дай боли волю - умрёшь раньше смерти.

Кто не боится холеры, того она боится.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддайся одной боли да сляг - и другую наживёшь.

Простуде дай волю - заболеешь боле.

А от самолечения получается только вред:

Самого себя лечить только портить.

Быть больным не означает скорую смерть:

Не всяк / всякий умирает, кто хворает.

Скрипучее дерево живуче.

Скрипучее дерево два века стоит.

Пословичный фонд содержит немало советов о том, чтобы не (за)болеть:

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Вечерние прогулки полезны: они удаляют от болезни.

Где пиры да чаи - там и немочи.

Есть скоро - не быть здоровым.

Кто жиреет, тот и болеет.

Кто к здоровью относится беспечно, тот болеет вечно.

Мало есть - выгонять много болезней.

Свою болезнь ищи на дне тарелки.

Сидеть да лежать - болезни поджидать.

Сладко есть и пить - по врачам ходить.

Сляжешь - хуже разломает; а хоть ломайся, да обмогайся.

Физкультурой заниматься будешь - про болезни забудешь.

Чем лучше пищу разжуешь, тем больше проживёшь.

Чем больше пожуёшь, тем дольше проживёшь.

Выводы. Анализ лингвистических жанров (заговоров, пословиц, поговорок, афоризмов) раскрывает веру человека в силу слова, особую энергетику слова, что может быть использовано при лечении больных. Наличие этой вербальной силы, энергетики было доказано

учеными-исследователями (лингвистом Н.В. Крушев-ским, физиологом И.П. Павловым и др.).

Выполняя свои профессиональные обязанности, врач-деонтолог может использовать эту энергетику слова при лечении больных как дополнительное средство в совокупности с этическими нормами.

[2] Байрамова Л.К. Здоровье и болезнь как ценность и антиценность во фразеологической парадигме русского, болгарского, английского, немецкого, французского, татарского языков. Казань: Центр инновационных технологий. 2015.

[3] Билибин А.Ф., Вагнер Е.А., Корж С.В. Деонтология медицинская // Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. акад. Б.В. Петровский. - М.: Советская энциклопедия, 1977. Т. 7. С. 210-213.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. - М., 2004.

[5] Крушевский Н.В. Заговоры как вид русской народной поэзии. - Казань, 1876.

[6] Русские заговоры и заклинания. - М.: МУ, 1998.

[7] Эйдетизм // Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 29. С. 570-571.

CHARMS, PROVERBS AND SAYING ABOUT HEALTH AND DISEASE AS AN

Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation

Annotation. The Aims of the Paper:

1. To disclose the importance of the folk linguistic genres (charms, proverbs, sayings and aphorisms devoted to healing people) and their connection with medical deontology - a special teaching inside medicine as a science and as a treatment practice. This teaching is conditioned by the humanistic content of medicine.

2. To disclose the necessity of using the principles of deontology by physicians in their medical practices using linguistic means. The Purposes:

1. To analyze the scientific aspects of medical deontology.

2. To analyze the linguistic means (exorcisms, proverbs, sayings, aphorisms), which would inspire the patient and help him recover.

3. To characterize the activity of the scholars, who have proved the immense role of the influence of a word on a human being.

The teaching of I.P. Pavlov has made a great contribution into theoretical aspects of medical deontology. He managed to prove scientifically and objectively the influence of a word as a conditional irritant on the course, outcome and even origin of different illnesses. Among linguists who analyzed charms as a means of curing illnesses in the primitive society a big contribution was made by N.V. Krushevsky.

Key words: charms, proverb, saying, deonotology, doctor, recovery, therapeutical effect.

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО»

Секция «Литературное чтение»

в пословицах и поговорках

Учащийся 3 «Б» класса

Ризванова Раушания Рамильевна

учитель начальных классов

Глава I. Пословицы и поговорки, как богатый источник культурного наследия

  1. Определение пословицы и поговорки…………………………………………………………4
  2. Истоки происхождения пословиц и поговорок ……………………………………………..5
  3. Выражение основных ценностей посредством народной мудрости ……………………….6
  4. Пословицы и поговорки в литературе…………………………………………………………7

Глава II. Без сохранения пошлого нет будущего

2.1.Пословицы и поговорки в современном обществе ………………………………………….8

«Старая пословица век не сломится»

Язык – богатство народа. А как богат язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая, прекрасная, добрая и мудрая речь!

Не выучил домашнее задание - учительница скажет: «Ученье – свет, а не ученье - тьма». Дома родители постоянно отвечают на твою просьбу разрешить поиграть на компьютере: « Сделал дело – гуляй смело» или «Делу – время, а потехе – час».

В прошлом году я учувствовал в конкурсе эрудитов «ЭМУ». Задания конкурса требовали отлично разбираться в знании русского языка и литературного чтения. Одно из заданий было таким: «Доскажи словечко – допиши пословицу!». Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса – с этим заданием справились полностью лишь 2 человека. Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. И я обратил внимание, что пословицы и поговорки, мало знакомы мне и моим ровесникам.

И у меня возникли вопросы:

  1. Сколько пословиц - знает наизусть каждый из нас?
  2. Как отличить пословицу от поговорки?
  3. Каковы истоки происхождения пословиц и поговорок?
  4. Как пословицы воспитывают человека?

На эти вопросы я никак не мог найти ответ, и было решено провести исследовательскую работу по теме: «Народная мудрость в пословицах и поговорках». Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И я решил стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу народных пословиц и поговорок.

Актуальность: изучение пословиц и поговорок помогает не только расширить словарный запас, но и понять национальные особенности своего народа.

Цель исследования: определить ценность и роль пословиц и поговорок, показать как прекрасна, могуча и добра наша речь.

Объект исследования: пословицы и поговорки русского народа.

Предмет исследования – продуктивность их употребления, социальная значимость и роль, в современной русской речи.

Гипотеза : если объяснить скрытый смысл пословиц и поговорок, показать ценности, отражённые в них, то мы можем расширить наши знания о родном языке, пополнить свой словарный запас, лучше понять народную мудрость.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить глубокий смысл, ценность пословиц и поговорок.
  2. Выявить истоки происхождения пословиц и поговорок.
  3. Провести исследование среди обучающихся МБОУ «СОШ № 10» на тему «Часто ли вы употребляете в своей речи пословицы и поговорки» и «Какая ваша любимая пословица?»
  4. Определить отношение к предмету исследования представителей различных поколений.

В работе над проектом использовал следующие исследовательские методы: Знакомство со специальной литературой, информация в сети Интернет по данной теме, социологический опрос учащихся и учителей, беседа с родителями, бабушками, дедушками, обобщение исследовательской работы, на основе чего и были сделаны выводы.

Содержание исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы, приложений. В работе содержится три таблицы.

Глава I. Пословицы и поговорки, как богатый источник культурного наследия

1.1.Определение пословицы и поговорки

Прежде чем исследовать пословицы и поговорки, я узнал значения этих понятий. Для этого я обратился к различным словарям и энциклопедиям. Например, в словаре С.И.Ожегова «Пословица-это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм, а поговорка - краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания».

С.И.Ожегов, 13 – 558

Составитель знаменитого словаря русских пословиц Владимир Иванович Даль даёт следующее определение: «Пословица – короткая притча. Это суждение, приговор, поучение».

О поговорках Владимир Иванович говорил, что поговорка – это складная, короткая речь, ходячая в народе («На всякого Егорку есть поговорка»). Поговорка, в отличие от пословицы, ничего не обобщает, никого не поучает, используется как переносная речь. Поговорка не договаривает, а лишь намекает. 2

Назначение поговорки - как можно ярче, образнее рассказать о каком-либо явлении или случае. Поговорки помогают выразить эмоциональное состояние: «Как об стенку горох», «Сидит, как на иголках», «Надулся, как индюк». Но уж если нам кто-то нравится, то и поговорки другие: «Говорит, что рублём одарит», «Как сыр в масле катается».

Сам народ предлагает такое различие пословицы от поговорки: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Из чего можно сделать вывод, что в пословицах заключена народная мудрость, законченное суждение.

1.2. Истоки происхождения пословиц и поговорок

Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения, наделенные особым смыслом. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность. Или во времена возникновения человеческой речи. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений. Кто-то когда-то, верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу.

Пословицы наряду с поговорками, стали своеобразной формой сохранения и передачи своего жизненного опыта последующим поколениям. Учёные считают, что первые пословицы появились в связи с необходимостью закрепить какие-то правила, советы, обычаи. Пословицы очень разнообразны по своей тематике. «Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому». 2

2Даль В. Пословицы русского народа. // Сб. пословиц, поговорок, речений, – М.: 1862 (изд. 2, СПБ, 1879, 2 тт).

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенародные по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», Даль впервые распределил их по темам: «Русь – родина», «Народ – мир», «Ученье – наука», «Былое – будущее», «Добро и зло», «Правда и ложь» (Приложение 1)

Тем 180, а пословиц более 30 000. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

1.3. Выражение основных ценностей посредством народной мудрости

К.Д. Ушинский о пословицах пишет: «По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. В народных

пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”. 3

Пословицы для нас - своеобразный учебник жизни они имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Владимир Иванович Даль, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная, правда». 4 В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Пословицы воспитывают в человеке любовь к Родине, к труду, раскрывают характер взаимоотношений между людьми; осуждают глупость, лень; восхваляют ум, трудолюбие, скромность. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Следуя пословицами, мы можем быть уверены, что поступаем правильно. Недаром говорят: «Как пословица говорит, так и действуй».

Во все времена одной из главных ценностей является здоровье человека, поэтому огромное количество пословиц и поговорок, посвящённых этой теме:

3 К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Том 2, с167.

4 "Сказки, пословицы, загадки", Москва "Детская литература", 1989г (1)

«Чистота – залог здоровья»; «Болен – лечись, а здоров – берегись » (Приложение 2)

В пословицах и поговорках мы видим яркие примеры того, что наши предки ценили ученье, науку, старательность и трудолюбие, а глупость, лень, осуждались и презирались: «Ученье – свет, а не ученье – тьма» (Приложение 3) Народ посвятил большое количество пословиц и поговорок доброте и человеколюбию, отзывчивости

и благодарности. «Коли хочешь себе добра, никому не делай зла»; «Из зла добро не родиться» (Приложение 4)

“Пословица к слову молвится”- умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Знание пословиц и поговорок обогащает, делает нас более внимательными к слову, к родному языку, развивает память.

Таким образом, русские пословицы имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком смысле.

1 .4. Пословицы и поговорки в литературе

Примеры использования пословиц и поговорок можно найти и в письменной речи, литературе. Особенно много можно встретить эти крупинки мудрости в русских народных сказках. Например, всем известная сказка «Лиса и журавль»: «Как аукнулось, и откликнулось». В сказке «Две пословицы» - «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым ещё лучше». Но более всего пословицы обязаны литературной басне, особенно басням И.А.Крылова. Кто не знает его пословиц! «Ай, Моська так сильна. Коль лает на слона», «А ларчик просто открывался».

Пословицы могут изменяться под влиянием времени и истории. Раньше всегда говорили: «Один в поле не воин», а во время Великой Отечественной Войны у наших солдат эта поговорка зазвучала по-новому: «Если по-русски скроен, и один в поле воин», воспевая тем самым дух и героизм русского солдата.

Мы выяснили, какое огромное значение придавалось пословицам и поговоркам в прошлом, а как обстоят дела сейчас? Есть ли интерес к народной мудрости в современном мире? Эти и другие вопросы я поставил перед собой, приступая к исследованию по теме: «Народная мудрость в пословицах и поговорках».

Глава II. Без сохранения пошлого нет будущего

2.1.Пословицы и поговорки в современном обществе

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться со словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». 5

Для изучения ситуации в отношении предмета исследования в качестве дополнительного, уточняющего материала я изучил специальную литературу, взял интервью, провёл социологический опрос. Для наиболее объективного отражения действительности в анкетировании участвовали по 40 представителей различных поколений, а именно - ученики нашей школы, люди старшего и среднего возраста, задал вопрос на форуме в интернете. Это позволило мне выявить, современное отношение детей и взрослых к пословицам и поговоркам русского народа.

Это подтверждают результаты социологического опроса среди учащихся МОУ «СОШ» №10.

Следующая пословица

В представленной научно-исследовательской работе рассматривается роль пословиц и поговорок в жизни общества.

Для раскрытия темы исследования использованы литература по народному устному творчеству, публикации в периодической печати, интернет-ресурсы.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в проведении воспитательных мероприятий эстетического и нравственного направлений, через изучение культурного наследия России.

ВложениеРазмер
poslovitsa.ppt 2.26 МБ
annotatsiya.doc 31.5 КБ
npk.doc 109.5 КБ
Предварительный просмотр:

Читайте также: