Пословица матушка весна всем красна
Обновлено: 22.11.2024
Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
Весна длинным днем красна.
Весна красная, а лето страдное.
Весна на тепло щедра, да скупа на время.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Весна красна, на все пошла.
Весна говорит - гнило! А лето - мило, лишь бы было!
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весной безпольище, летом страдные работушки, осенью-то бездорожица, зимой зимушка студеная.
Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весенний день – что ласковое слово.
Весною день упустишь, так годом не вернешь.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Весной часом отстанешь — днем не догонишь.
Весной и заяц на слуху сидит.
Весной, что рекой прольет - капли не видать; осенью ситцем просеет - хоть ведром черпай.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Вешний ледок, что чужой избы порог.
Вешняя пора - поел да и со двора.
Весенний день целый год кормит.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.
Как не злись метелица, всё весною пахнет.
Кто спит весною - плачет зимою.
Прилетела бы чайка, а весна будет.
Матушка – весна всем красна.
Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Одна ласточка весны не делает.
Май, май, да шубу не снимай.
Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.
Хоть весна пришла, марток – надевай двое порток.
Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Апрель с водой, а май с травой.
Приметы о весне
Весною день с ночью меряется, равняется.
Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Из березы течет много сока — лето будет дождливым.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
Мокрое Благовещенье — грибное лето.
Коли ночь на Благовещенье теплая — весна будет дружная.
Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно — к мокрому лету.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
Мокрый апрель — хорошая пашня.
Весна рано пришла - летом будет много непогожих дней.
Май холодный — год хлебородный.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Следующая пословица
Занятие, рассчитано на детей подготовительной к школе группы и адаптировано для проведения родителями. Так же будет интересно для воспитателей ДОУ.
Информация для родителей:
Предлагаю сегодня поговорить с детьми на тему «Весна в пословицах, приметах и поговорках». Изучение пословиц и поговорок способствуют формированию у детей более полной картины окружающего мира: они приучают детей любить и уважать природу, прививают чуткость и внимательность ко всему, что нас окружает. Кроме того, плоды устного народного творчества имеют особый ритм и рифму, поэтому пословицы и поговорки несут в себе не только практические знания о весенней природе, но так же способствуют выработке языкового чутья и развивают умение выражаться грамотно и красиво.
1. Расскажите ребенку о том, что пословицы и поговорки несут в себе много полезной информации, подсказок или рекомендаций по поводу того, как нужно поступать в той или иной ситуации в повседневной жизни. Просто так пословицы в нашей памяти не всплывают, для этого обязательно нужен повод или какая-нибудь схожая ситуация.
2. Предложите ребенку объяснить значение пословиц про весну:
- «Весною сверху печет, а снизу морозит» (Солнце пригревает, а земля еще холодная)
- «Матушка весна всем красна» (После белоснежной зимы все кругом зацветает)
- «Кто весною потрудится, тот осенью повеселится» (Весной много работы в садах и огородах, это тяжелый труд, зато осень порадует богатым урожаем)
Не забывайте постоянно хвалить ребенка!
Его ответы могут не совпадать с приведенными, но быть правильными!
3. Предложите ребенку придумать конец пословицы или поговорки о весне:
- «Весна красна цветами, а осень…» (пирогами, грибами, яблоками и т. д.);
- «Грач на горе – весна…» (во дворе, везде и т. д.);
- «Без первой ласточки весна …» (не обходится, не бывает, не начинается и т. д.);
- «Красна весна, да …» (голодна);
- «Март с водой, апрель с травой, а май с …» (цветами)
Родители: «Молодец, очень интересные пословицы у тебя получились!»
4. Вы хорошо поработали и можно отдохнуть, сделав физминутку.
Солнце травке улыбнулось (улыбнуться)
И природа вся проснулась (потянуться)
С юга птицы прилетели (махи руками)
И звенят везде капели (руки перед собой, пальчиком «капать» в ладонь)
По ручьям хожу в сапожках (маршировать на месте)
Холодно еще немножко (скрестить руки перед собой, потирать плечи)
Дни становятся длиннее (руки медленно развести в стороны)
И гулять мне веселее (маршировать на месте)
5. Предложите ребенку поиграть и найти картинку, соответствующую пословице [i(картини подготовить заранее)[/i]:
«Грач на горе – весна на дворе»
«Черёмуха расцвела – холода позвала»
«Зима весну пугает, да сама тает»
«Апрельский скворец – весны гонец»
«Кто весной трудиться рад, будет осенью богат»
«Готовь сани с весны, а колёса с осени»
6. Прочитайте ребенку пословицы и поговорки о весенних месяцах, выучите по одной о каждом из них:
Пословицы и поговорки про март
• Пришел марток - надевай семеро порток.
• Март - не весна, а предвесенье.
• В марте курица из лужицы под порожком напьется.
• Март - ветронос, водотек, грачевник.
• В марте день с ночью меряется, ровняется.
• Иногда и март морозом хвалится.
• Март зиму кончает, весну начинает.
Пословицы и поговорки про апрель
• Апрельский цветок, ломает снежок.
• Мокрый апрель - хорошая пашня.
• Апрель всех напоит.
• Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
• Апрельские ручьи землю будят.
• В апреле земля преет, спеши пахать и сеять.
• Наступил апрель - кончилась капель.
Пословицы и поговорки про май
• Май, май, да шубу не снимай!
• Май весну кончает, лето начинает.
• Майская травка и голодного накормит.
• Одна майская роса коням лучше овса.
• Пришел май, только успевай, не зевай.
7. Прочитайте ребенку приметы весны и предложите проверить те, которые он запомнил:
• Плывущие весной быстро и высоко облака, предвещают хорошую погоду.
• Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне - быть холодному лету.
• В мае два холода - черемуха цветет и дуб распускается.
• Жаркий май - к сухому лету.
Вы можете использовать и другие приметы, которые знаете сами.
ПРЕДЛАГАЮ ЗАКОНЧИТЬ НАШЕ ЗАНЯТИЕ ПОСЛОВИЦЕЙ
«Сделал дело - гуляй смело»
Публикации по теме:
Фотоотчет «Пасха — сидим дома с пользой» Пасха может стать очень ярким и интересным праздником для детей. Ведь детишки всегда с удовольствием помогают маме украшать белой глазурью.
Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Сидим дома не скучаем, дружно весело играем» Сидим дома с пользой. Самоизоляция – не повод грустить и скучать! Не знаете, чем занять ребёнка дома? Не обязательно играть на приставке,.
Сидим дома с пользой, не скучаем. Фотоотчет Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих.
Следующая пословица
Цель: Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
-Закреплять знания народных примет, поговорок, закличек, загадок о весне, народных весенних игр
-Закреплять умение детей сопровождать речь движениями.
-Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
-Развивать логическое мышление детей;
- Развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;
-Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения.
-Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и в окружающей действительности весной.
-Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки.
-Воспитывать у детей интерес к народному календарю через знакомство с народными поговорками, с народными названиями весенних месяцев.
Словарная работа. Зимобор, протальник, капельник, грачевник, солнцегрей, снегогон,березозол,ручейник,ледолом, травень, цветень, росеник.
Форма проведения речевой работы: беседа, диалог.
Предварительная работа: вспомнить с детьми признаки весны, рассмотреть их на сюжетных картинках, научить дошкольников наблюдать признаки весны в природе в ходе проведения прогулки; разучить поговорки о весне, заклички, учить детей отгадывать весенние загадки, познакомить детей с весенними народными играми, с картинами А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»; чтение художественной литературы по теме «Весна»
Оборудование: проектор, презентация «Весна в живописи», музыкальный центр, аудиозапись И. П. Чайковский «Жаворонок», аудиозапись «Весенняя капель», медальки для поощрения детей.
Следующая пословица
Пословицы о весне — народная мудрость, которая зародилась много веков назад. Эти высказывания метко подмечают всё о весне, факты и приметы, которые люди наблюдали годами. Весна — это время, когда пробуждается природа. Самая активная пора для крестьян, когда нужно готовиться и работать в поле.
В основном, все пословицы о весне призывают к усердному труду, который в будущем станет залогом сытой и беззаботной жизни на весь год.
Читать и разбирать такие пословицы нужно с детьми, чтобы развивать в них интерес к изменениям природы и разнообразить их речь. Юные слушатели должны знать, каким трудом зарабатывали на хлеб наши предки, какова ценность этого времени года.
Ход непосредственно образовательной деятельности
(Дети находятся в группе и замечают письмо,воспитатель обращается:)
Кто—то бросил мне в оконце,
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Может, кто письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
И загадку отгадать.
«Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла …
Дети: весна.
Воспитатель: Правильно, это письмо от Весны.
Воспитатель: Давайте порадуем Весну, вспомним весеннюю закличку.
Дети встают в круг, держась за руки.
«Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
С радостью, радостью, С великой милостью.
(идут в другую сторону)
С льном высоким,
(останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)С корнем глубоким
(приседают, опускают руки, выдох)
С дождями, ливнями, С хлебами обильными».
(взявшись за руки, бегут по кругу).
Воспитатель: Что же пишет нам весна? (воспитатель «читает письмо)
-Она приглашает нас в гости в весенний лес.
Воспитатель:Для этого нужно сказать волшебные слова: Вокруг себя ты обернись, в лесу весеннем очутись.
Вот мы и в лесу.
Присядьте за столы, посмотрим, что же интересного происходит в лесу.
(Воспитатель обращает внимание детей на экран.)
Воспитатель: Посмотрите, как красиво художники отобразили весну в своих картинах.
Дети смотрят презентацию «Весна в живописи»
В конце презентации на экране остаются 3 картины весны с наиболее выделенными признаками весны.
Воспитатель: Какая же это весна! Что-то художники напутали.
На этой картине снег лежит. Это, наверное, зима. А на этой травка зеленая и цветы- это же лето!
- А вы как думаете?
- Видите в этих картинах признаки весны?
(Дети доказывают, что на картинах весна, называя признаки весны в картинах)
Весной солнце греет, припекает, ласкает. Весной сосульки под солнцем тают, капают. Весной сугробы от солнечного тепла оседают, тают. Весной на деревьях почки набухают, лопаются Весной ручьи бегут, журчат, звенят. Весной птицы возвращаются, прилетают. Весной птицы гнёзда вьют, строят, делают. Весной лёд на реке тает, трещит, ломается, плывёт. Весной на проталинах первые цветы появляются, расцветают. Весной травка пробивается, растёт, зеленеет
Весной ярко светит солнце. Весной тает снег. Весной появляются проталинки. Весной появляются лужи. Весной набухают почки. Весной прилетают птицы. Весной появляются сосульки. Весной бегут ручьи. Весной просыпаются насекомые. Весной дикие животные меняют цвет шубки. Весной у зверей появляются детеныши. Веснойпоявляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха. Весной появляется трава. Весной идет дождь.
Воспитатель: Да, теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку, что делает ее светлой, теплой, радостной?
Воспитатель: А сейчас поиграем с солнечным зайчиком.
Гимнастика для глаз.
Солнечный мой заинька, (вытягивать вперед ладошку)
Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька (ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо
!Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать. (следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза, (закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает. (широко раскрыть глаза)
Воспитатель: Пригревает весной солнышко, резвятся солнечные зайчики. Сосульки начинают таять. Капель так и звенит. В народном календаре весенний месяц, когда начинается капель называли «капельник».
А сейчас этот месяц как называют?
Воспитатель: Приглашаю вас в игру.
Дети встают полукругом от воспитателя.
Воспитатель: Я буду говорить современное название месяца, а вы- его народное название.
Март- Зимобор, он с зимой борется,
Март- Капельник, начинается капель,
Март- Грачевник, прилетают грачи
Март- Солнцегрей, солнышко начинает пригревать.
Апрель- Протальник, появляются первые проталины,
Апрель- Снегогон, снег быстро тает.
Апрель- Березозол, заготавливают березовый сок.
Апрель- Ручейник, появляются ручьи
Апрель- Ледолом, на реках ломается лед, начинается ледоход
Май- Травень, появляется молодая трава
Май- Цветень, расцветает много цветов
Май- Росеник, по утрам обильные росы.
(Дети повторяют название месяца за воспитателем, а затем говорят народное название и объясняют, причину названия.)
- Молодцы. Вы знаете много народных названий месяцев весны.
Начинает звучать музыка И. П. Чайковского «Песня жаворонка»
Воспитатель: ребята, какая красивая музыка. Присядьте и послушайте.
(Дети садятся на стульчики и слушают музыку.)
После того, как музыка закончилась.
Воспитатель. Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский.
Что вы можете сказать о музыке, какая она, какие чувства вызывает?
Дети: Нежная, красивая, весенняя, радостная, веселая, в ней слышно пенье ручейка, и звон капели.
Воспитатель: Эта мелодия называется «Песня жаворонка»
Она похожа на звонкую, чистую песню жаворонка.
В старину эту маленькую птичку ждали все. Считалось, что переливчатые трели жаворонка будят природу от зимнего сна.
Весной к нам возвращаются и другие перелетные птицы.
Какие? Кто помнит?
Дети: жаворонок, утки, грач, ласточка, гуси, цапля, журавли, кукушка, лебеди, скворец, зяблик, трясогузка, дрозд, иволга, горихвостка.
Воспитатель:В народе говорят так: «Грач на горе- весна на дворе»
-Вспомните, как называется эта народная мудрость.
Воспитатель: А вы поговорки о весне знаете?
(Дети вспоминают и говорят поговорки)
Как в марте зима не злится, да весне покорится.
Весенний день год кормит. Весенний дождик лишним не бывает. Кто весной трудиться рад – будет осенью богат. Много воды – много травы. Грач на горе – весна на дворе.
Март – с водой, апрель с травой, май с цветами.
Весенний день – что ласковое слово.
Матушка – весна всем красна
Апрельские ручьи землю будят.
Пришел май- под кустом рай.
Весной трёх погожих дней рядом не бывает.
Май леса наряжает и лето в гости поджидает.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Апрельский цветок ломает снежок
Солнышко с апрельской горки в лето катится
Увидел скворца- весна у крыльца
Воспитатель: Молодцы, много поговорок вспомнили.
-А как люди придумывали поговорки?
Дети: люди подмечали, запоминали, что происходит с приходом весны в природе каждый год, а потом по наблюдениям придумывали поговорки.
Воспитатель: Да, все верно.
Воспитатель: С приходом весны дети стараются больше играть на улице.
И мы поиграем в весеннюю игру «Золотые ворота»
(Дети встают в круг. Воспитатель выбирает четырех человек, которые будут воротами. Остальные дети берутся за руки, образуя цепочку.)
Воспитатель: Давайте золотые ворота для Весны- красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, и зиму побороть.
Дети цепочкой проходят через ворота и говорят слова.
Ходит матушка – весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Ворота закрываются, пойманный ребенок встает в круг к воротам.
Воспитатель: Представляете, эту игру народ придумал давно, а играть в нее и сейчас интересно.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, надо в детский сад возвращаться. Закрывайте глазки и повторяйте за мной.
Вокруг себя обернусь, в нашей группе окажусь.
Вот мы и в группе, присаживайтесь на свои места.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
Воспитатель: Что для вас было интересным? Что запомнилось?
Дети: Было интересно получить письмо от весны, рассматривать картины художников. Еще мы вспоминали поговорки о весне, народные названия весенних месяцев, слушали песенку жаворонка.
Воспитатель: Как много вы запомнили из нашего весеннего путешествия. Весна приготовила вам в подарок хорошее настроение! Ведь весной так хочется радоваться, улыбаться! Весна дарит вам маленькие солнышки. Пусть у вас всегда будет отличное настроение!
Под музыку «Весенняя капель» воспитатель раздает детям эмблемы с изображением солнца
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Интеграция образовательных областей:.
Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Задачи:.
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом» Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать.
Читайте также: