Пословица лево и право

Обновлено: 22.11.2024

Праздник всех влюблённых позади и теперь можно всерьёз поговорить о том, что меня недавно заинтересовало:

Откуда появилось выражение "СХОДИТЬ НАЛЕВО"?

Сто миллионов раз мы его слышали, тысячу раз употребляли сами, некоторые может даже практиковали подобное. Но задумывались ли Вы, почему измена обозначается именно так? Походом налево ?

Почему не направо, или ещё каким-нибудь оборотом?

Иллюстрация - Яндекс. Картинки Иллюстрация - Яндекс. Картинки

Я вот задумалась.

И решила разобраться, что к чему и почему. А заодно и Вам рассказать.

Оказывается, достоверного ответа не найти, но зато есть целых 3 гипотезы образования этого устойчивого словосочетания. Рассказываю.

Вариант первый - христианский:

У христиан принято считать, что на плечах у каждого человека обитают 2 сущности. На правом плече ангел - добрая сущность, которая побуждает человека делать правильные и красивые поступки, а на левом - бес, который подталкивает ко всяким гадостям, подлостям и грехам.

Соответственно "правым" называют всё доброе, светлое, положительное, а "левым" - плохое, слабое, неправильное.

Т.е. выражение "сходить налево" согласно этой гипотезе означает "сделать что-то неверное, плохое".

Вариант второй - славянский:

У славян в древней Руси избы делились на две половины - мужскую и женскую. Даже в церквях мужчины и женщины занимали разные части помещения. Так вот мужчины обитали в правой половине, а женщины - в левой. И, само собой, иногда мужчины были ой как не прочь "сходить налево" - на женскую половину.

Вариант третий, и самый интересный:

Публичное посещение дома терпимости считалось делом порицаемым, поэтому в библиотеку зачастили люди, которых до этого никто бы не заподозрил в любви к древним манускриптам. С тех пор множество турецких жён не могли спать ночами и сомневались, зачем всё-таки ходил их супруг в библиотеку, пошуршать свитками или "налево".

Мне лично наиболее правдоподобной кажется первая версия. А вам?

Делитесь мнениями, догадками и фактами в комментариях, и не забывайте:

Следующая пословица

Текст научной статьи на тему «ПРАВО В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ»

ПРАВО В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

О.В. Южакова, доцент

Статья посвящена проблемам взаимосвязи языка и права, в частности, речь идет о правовых институтах, закрепленных в пословицах и поговорках. В статье также уделено внимание методическим приемам обучения с помощью пословиц и поговорок, предпринята попытка поделиться авторским опытом использования данной формы народного творчества в образовательном процессе.

Ключевые слова: пословица, поговорка, народное творчество, методика преподавания, отрасли права, интерактивные игры.

Пословицы и поговорки передают накопленный веками опыт и мудрость народа, а в современной педагогической деятельности могут способствовать совершенствованию методов обучения и воспитания школьников и студентов.

Впрочем, впитывание ребенком культурных традиций, к определенным формам которых можно отнести пословицы и поговорки, начинается значительно ранее, в дошкольном возрасте.

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер и являются чрезвычайно важной в практическом отношении областью знаний. Они включают в себя невероятно обширный комплекс эмпирических рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, его правах и обязанностях, о формировании личности, о жизненном укладе на определенном отрезке исторического развития государства. Иначе говоря, своим происхождением пословицы и поговорки обязаны самой жизни. Мало того, они определяли сущность того или иного правового явления значительно раньше, чем

содержащиеся в них правоотношения облекались в форму закона.

Указанные формы народного творчества предельно сжаты, лаконичны, назидательны, легко запоминаются. То есть сама оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством не только воспитания, но и обучения.

Совершенно очевидно, что обращение к пословицам и поговоркам может служить источником знакомства обучающихся с правовым укладом, сущностью государственного устройства нашей страны в ее прошлом, особенностями национального характера. Все это не могло не сохраниться в социально-генетической памяти русского народа, а следовательно, изучая прошлое, детям будет легче понять настоящее, осмыслить сегодняшнюю социально-правовую сферу.

В исследовательской литературе предпринимались попытки обобщить народное творчество, систематизируя пословицы и поговорки по отраслям права. Так, еще в XIX веке Н. Закрев-ский и А. Матвеев издали «Очерки народного юридического быта Самар-

ской губернии». Подобные исследования были проведены и опубликованы И.И. Иллюстровым в книге «Юридические пословицы и поговорки» и т. д. Вместе с тем, исследователями практически не уделялось внимания методическим приемам обучения с помощью пословиц и поговорок.

Преподаватели не только школы, но и вузов, владея приемами работы с пословицами и поговорками, могут успешно применять их на практике, обучая школьников и студентов основам правовых дисциплин. Однако следует признать, что немногие преподаватели оптимально используют данный вид народного творчества в процессе лекционных курсов, проведения практических занятий. А это свидетельствует о насущной необходимости исследования и внедрения методики работы с пословицами и поговорками в рамках процесса воспитания и образования.

Прежде чем перейти к методическому опыту работы с пословицами и поговорками, представляется необходимым разобраться в их филологической и юридической сущности.

С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет пословицу как «краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм», а поговорку как «выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом» [1, с. 461]. В.П. Жуков, автор «Словаря русских пословиц и поговорок», полагает, что поговорка «в большей степени, чем пословица, передает эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явле-

ний», выражая, прежде всего, чувства говорящего [2, с. 7]. Однако было бы ошибочно сводить различия этих филологических феноменов лишь к степени эмоциональности выражения. При их общей схожести, различия традиционно определяются следующими основными особенностями:

1) если пословица представляет собой законченное поучающее, дидактическое высказывание, то поговорка не содержит явного нравоучительного характера, в ней нет итогового вывода в виде наставления;

2) если пословица возникла в силу социальной необходимости закрепления в сознании человека каких-то правил поведения, законов, то поговорка - в результате стремления сделать речь разнообразнее, живее и ярче, помочь человеку выразить свои чувства, эмоции;

3) если пословица содержит глобальный обобщающий смысл высказывания, то поговорка представляет собой всего лишь образную ассоциацию, меткую характеристику чего-либо и порой может являться составной частью пословицы;

4) если в пословице приоритетным является ее смысл, а красота и складность звучания - вторичным, то в поговорке - наоборот, внешняя оболочка первична.

От филологической составляющей перейдем к содержательной основе пословиц и поговорок на правовые темы. Долгое время они служили источниками обычного права, будучи плодом многовековой мысли. Причем ритмичность, афористичность, метафоричность и метонимичность пословиц и поговорок делала их доступными для

восприятия, запоминания и передачи от поколения к поколению. Ведь в эпоху отсутствия книгопечатания именно народное творчество являлось основным источником знаний. Изучение пословиц дает нам возможность выстроить четкое представление о социально-бытовом укладе нашего народа, его правовой культуре, правоприменительной практике, о зарождении и развитии различных правовых институтов и т. д. Причем существуют пословицы и поговорки не только позитивного, но и негативного оттенка, что отражает одобрительное либо осуждающее отношение народа к закону, власти, государству и т. д. Например, среди негативных пословиц можно вспомнить следующие:

• закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло (о случаях несправедливости судейского акта);

• сила закон ломит (о бездействии закона);

• не подмажешь - не поедешь;

• всяк подъячий любит калач горячий (о взяточничестве) и т. п.

Вообще, закону, государственному строю, власти, правосудию, должностным лицам посвящен наибольший удельный вес пословиц и поговорок. Например:

• закон, как паутина: шмель проскочит, а муха увязнет;

• закон назад не действует, закон назад не пишется;

• перед Богом ставь свечку, перед судьей - мешок;

• земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос;

• что мне законы, коли судьи знакомы;

• дьяк у места - как кошка у теста;

• узнавай купца по обману, а судью по карману

• не ведает царь, что делает псарь и т. д. [3].

Значительное внимание в народном творчестве уделено гражданско-правовым институтам. Например, практически предвосхищая появление Закона РФ «О защите прав потребителей», пословицы и поговорки дают устоявшиеся веками рецепты для рекламодателей, продавцов, изготовителей и потребителей товаров, работ и услуг:

• не похваля, не продашь; не похуля, не купишь;

• купец божится, а про себя отрекается;

• обманом барыша не наторгуешь;

• дорого - да мило, дешево - да гнило (о соотношении цены и качества);

• торг любит волю, а ум - простор;

• дареному коню в зубы не смотрят;

• дар - не купля, не хаят, не хвалят;

• выморочное добро на казну пошло;

• уговор дороже денег;

• кто поручится - тот помучится;

• не тот тужи, кто берёт, а кто в заем даёт и т. п.

Не обошло вниманием народное творчество также уголовно-правовую и уголовно-процессуальную тематику. Широко известны следующие пословицы и поговорки, касающиеся преступления и наказания, уголовной ответственности, презумпции невиновности и других институтов данной правовой сферы:

• сперва рассуди, а потом осуди;

• не пойман - не вор;

• осуждай поступок, а не преступника;

• повинную голову и меч не сечет;

• за признание - половина наказания;

• в тюрьму широка дорога, а из тюрьмы - узка;

• воровство - последнее ремесло;

• легко воровать, да тяжко отвечать и т.п.

Народное творчество всегда во всех своих прозаических и поэтических формах включало извечные вопросы семьи и брака. И это неудивительно, поскольку семейные правоотношения уходят своими корнями в глубокую старину, откуда и произрастают доныне существующие социальные и правовые нормы в данной сфере.

Обратимся, например, к пословицам и поговоркам, дающим понятия семьи, свойства и семейных правоотношений:

• куда мать, туда и дитя;

• человек без семьи, что дерево без плодов;

• что есть - вместе, чего нет - пополам;

• семейное согласие всего дороже;

• брат, брат, а денег-то не брать;

• жена не лапоть: с ноги не сбросишь;

• родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца;

• шурин по зяте не наследник и т. д.

Небезынтересны примеры народного творчества, отражающие смерть одного супруга как основание прекращения брака:

• худой муж помрет, добрая жена по миру пойдет;

• не дай Бог вдоветь и гореть;

• вдовец деткам не отец, а сам - круглый сирота;

• жена без мужа - всего хуже и т. д. [4].

Таким образом, можно отследить наличие в пословицах и поговорках обозначения различных социально-правовых институтов.

Далее обратимся к практико-методи-ческому аспекту исследования вопроса.

Представляется целесообразным использовать пословицы и поговорки как иллюстративный материал на лекционных занятиях, проводить интерактивные игры в рамках практических занятий. Например, студентам можно предложить ряд пословиц и поговорок, проанализировав которые они должны определить, какое правовое понятие в них задействовано. Всегда пользуется у студентов успехом организация сценок, представлений, в которых зашифровано какое-либо правовое понятие. Например, может быть разыграна правовая фабула на основе пословиц и поговорок.

Или можно предложить обучающимся в целях закрепления терминологии провести игру-викторину: «Назовите пословицу!» Например, преподаватель предлагает назвать 10 пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих понятий: право, прест

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Следующая пословица

Курица удивила петуха необычными детенышами

"Прикалывались": в Петербурге задержали дагестанца, затеявшего стрельбу из люка авто

В Грозном избили двух болельщиков «Спартака»

Loading.

Забавные демотиваторы на разные темы

"Молчание ягнят" - как создавался один из лучших триллеров в истории кино?

Трейлер фильма "Фантазии для взрослых" (2021)

Почему у Швейцарии и Науру нет столицы?

Функции зеленого покрова деревьев

Робот Boston Dynamics станцевал с чирлидершами на стадионе

Шведки разыскивают советских моряков, которые спасли их в 1984 году

"Охотники за привидениями": интересные факты о фильме и фото со съёмок

Эффектный вылет с "кольца" в Санкт-Петербурге

Как ловили банду эвенка Павлова, грабившего золотые прииски

Модные тренды: уйти или остаться?

Кухонный работник эффектно отбился от грабителя

Авария дня. Момент смертельного ДТП с мотоциклистом в Твери

"Доступное жильё": опасные для жизни дома в поселке под Краснодаром

В Петербурге блогершу чуть не зарезали из-за доставленной не по адресу пиццы

В сеть попала запись с дрона, съеденного крокодилом

Мать оставила ребёнка одного ночью, и МЧС пришло на помощь

Объявления из России, которые заставляют усомниться в адекватности их составителей

Папарацци засняли Чендлера из друзей, который выглядел просто ужасно

Как Лондон утопал в пиве

Chevrolet Corvette AAT Commemorative Edition 1953/2003 — особый подарок к 50-летию Corvette

Появилось видео задержания предполагаемого убийцы студенток

Кот с характером украл у хозяйки нож

На Канарах бушует вулкан

Сотрудники "Магнита" дубинками избили заподозренных в краже мужчин

Авария дня. Момент смертельного ДТП с мотоциклистом в Тольятти

18 гениальных решений на каждый день

Cоветский внедорожник УАЗ 1984 года выпуска выставили на торги в США

Детки в печке: удивительные русские традиции

Следующая пословица

70 полных версий пословиц и поговорок


27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.
28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.
30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха.
33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
36. Не все коту масленица, будет и пост.
37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.
40. Один в поле не воин, а путник.
41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
42. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет.
44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев.
46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.
47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши.
48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
52. Рука руку моет, да обе свербят.
53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.
55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.
56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.
57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
58. Собаку съели, хвостом подавились.
59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.
60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
61. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
62. У страха глаза велики, да ничего не видят.
63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить.
64. Ума палата, да ключ потерян.
65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
66. Хлопот полон рот, а прикусить нечего.
67. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда.
68. Шито-крыто, а узелок-то тут.
69. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.
70. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Читайте также: