Пословица лебедь несет носу снег
Обновлено: 22.11.2024
Следующая пословица
Иван Петрович Сахаров
Знаменитый археолог, собиратель песен, народных верований, преданий и обычаев, родился в 1807 г. в гор. Туле, в семье священника. Он воспитывался в местной семинарии и потом стал готовиться к поступлению в университет. Собиранием неисчерпаемых в то время материалов по народоведению он начал заниматься еще до студенчества. Выгодное положение русского духовенства, как посредника между простонародьем и образованными, правящими классами, облегчало ему это великое дело.
Но откуда столь светлая идея могла забрести в голову вчерашнего бурсака в то время, когда даже в многоученой Германии только десятки людей относились с уважением и интересом к трудам братьев Гриммов, а сотни смотрели на них, как на чудаков, занятых собиранием такой дряни, на которую не стоит обращать никакого внимания? Сахаров в своих записках сам разъясняет нам это чудо глубоким и деятельным патриотизмом и чтением истории Карамзина, в которой этот патриотизм нашел себе прочную опору.
Много было говорено о влиянии этой знаменитой книги, но еще больше придется говорить о ней; в биографии каждого общественного, литературного или научного деятеля 30-х и 40-х годов видно ее поразительное действие. На Сахарова, как и на многих других, Карамзин влиял двояко: помимо высокого подъема национального чувства и "народной гордости", Карамзин дал ему прекрасный, плавный слог, которому он остался верен, несмотря на некоторый недостаток литературного образования и на резкости, в которые завлек его впоследствии дух его литературно-ученой партии, в то время не отличавшийся терпимостью.
Еще до студенчества И. П. Сахаров начал "печататься": он работал одновременно с другими над историей родного города; часть этой работы издал тогда же, а часть послужила материалом для нескольких археологических статей, изданных впоследствии.
В 1830 г. Сахаров поступил в Московский университет на медицинский факультет; занимался он своей специальностью довольно усердно, но и в это время не оставлял излюбленных работ по археологии и народоведению, печатал статьи и собирал песни, обряды и предания. В 1835 г. он окончил курс лекарем, а в 1836 уже издал 1-ю часть своих знаменитых "Сказаний русского народа", которая через год потребовала переиздания. В 1837 г. он напечатал "Путешествие русских людей в чужие земли", а в 1838 приступил к печатанию "Песен русского народа" и в то же время с редким усердием при своих ничтожных средствах руководимый только горячей любовью к своему святому делу, продолжал издавать по рукописям чрезвычайно важные памятники старинной русской литературы.
Между тем его медицинская служба шла своим чередом; он был одно время университетским доктором, потом перешел на службу в почтовое ведомство, начальник которого, образованный князь Александр Николаевич Голицын, обратил внимание государя на бескорыстные ученые труды своего подчиненного. Государь поручил их рассмотрение министру просвещения, незабвенному по своей любви к науке гр. Уварову. Сахаров в 1841 г. получил высочайший подарок и увеличенный (вдвое) оклад жалованья.
В том же 1841 г. вышел 1-й том его "Сказаний" в большом октаве (3-е издание), в который он внес и песни; 2-й том этого издания вышел в 1849 г.; он заключает в себе массу интереснейшего историко-литературного материала, изданного не всегда с ученой точностью, но всегда по лучшим из известных тогда рукописей; многие важнейшие памятники нам известны исключительно по "Сказаниям" Сахарова; не будь их, история нашей допетровской литературы имела бы иной, несравненно более тощий и жалкий вид.
Иван Петрович Сахаров умер в сентябре 1863 г., в Валдайском уезде; последние годы его жизни, по словам знакомых, были медленной агонией много потрудившегося деятеля.
Обвинять Сахарова за то, что он, издавая памятники, не всегда придерживался строгого филологического метода, принятого в наше время, что он не указывал с точностью место записи предания или песни, что он не отмечал особенностей говора, что он не всегда отличал деланую литературную сказку от народной, даже за то, что он позволял себе подправлять стих в песне, слог и содержание в сказке,- значит обвинять его время за то, что оно не было нашим временем; и братья Гриммы в немногих из своих "Наus und Kindermarchen" сохранили особенности говора и народной речи; и лучшие германисты 30-х годов при издании памятников средневековой поэзии зачастую предпочитали более верному чтению варьянт, дающий более красивый смысл.
"Сказания" Сахарова имели огромное и благотворное влияние на историю русского народоведения: они возбудили глубокий интерес и уважение к памятникам народного творчества в довольно широком круге русского общества; благодаря им и трудам, частью или всецело на них основанным, выражение простонародный навеки изменило свой смысл; с книгой Сахарова в руках Киреевские, Рыбниковы, Гильфердинги, Чубинские отправлялись в свои экспедиции; с нее начинали свои подготовительные работы Буслаевы, Афанасьевы, Костомаровы; она же должна была быть настольною книгою у их многочисленных эпигонов…
Биография Ивана Петровича Сахарова
А между тем "Сказания" важны не для одних студентов и специалистов: благодаря трудам русских ученых в последние десятилетия среди образованной публики возник серьезный интерес к народной жизни, быту, преданиям, верованиям. Теперь изучение народности вообще и народных "суеверий" в частности не является исключительно делом ученой любознательности, а делом практической необходимости для всякого практического деятеля, как изучение почвы для агронома.
Специалисты в своих статьях, кроме "Сказаний" Сахарова, не без основания заподозренных в ученой неточности, пользуются другими, позднее собранными материалами: отдельно изданы песни того или другого края обширной земли русской; отдельно изданы по рукописям и записям заклинания, загадки; издаются во множестве уголовные дела о чарованиях; то, что Сахаров называет "Чернокнижием", послужило задачею целого ряда солидных исследований. Но между всеми этими исследованиями и материалами нет и долго еще не будет возможности указать одну книгу, которая представляла бы так прекрасно составленный и так общедоступно изложенный обзор целого ряда явлений по народоведению. Публика не нуждается в указании номера и палеографических признаков рукописи, из которой взят любопытный материал, ни в обозначении уезда и волости, где записано сказание; варьянты и особенности говора только отпугивают ее; легкость и гладкость изложения для нее с избытком выкупают недостаток скрупулезной, научной точности.
"Сказания" Сахарова имеют еще одно неоспоримое достоинство перед современными трудами и изданиями того же рода. "Народоведы" последнего времени довольно резко разделяются на два вечно воюющие лагеря. Одни из них - школа национально-мифологическая- склонны выводить все предания, произведения устной поэзии, обычаи, верования из основ народной дохристианской жизни, даже из арийской прародины; другие - школа литературного заимствования- отыскивают, откуда народ усвоил, перенял тот или другой сюжет, то или другое предание и обряд; исследуют пути этого усвоения, разрывают главным образом толстый слой наносных, послехристианских традиций.
Календарь народных праздников, примет и суеверий, сегодня:
11 сентября (29 августа по старому стилю)
Иван Постный, Пролетный, Предтеча.В этот день пост длится всего сутки, но он обычно строго соблюдается. На Ивана Постного не разрешается есть ничего круглого, варить щи (из круглого капустного кочана), срезать мак, копать картофель и рвать яблоки.
С Ивана Постного лето заканчивается, и вместе с ранними заморозками приходит осень. Если в этот день журавли летят на юг - осень будет короткой и вскоре ляжет снег. Иван Постный пришел, лето красное увел. С Ивана - поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает. Иван Постный — осени отец крестный. С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана. На Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купала собирают травы. На Ивана Постного щей не варят. На Ивана Постного последнее стлище на льны. Иван Предтеча гонит птицу за море далече. Коли журавли на юг пошли на Ивана Сухого — ранняя зима. Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю. Лебедь несет на носу снег. Скворцы долго не улетают - к сухой осени. Стаи грачей тянутся тёмными вечерами - к хорошей погоде.
День памяти Иоанна Предтечи – заметный переломный рубеж и в природе, и в крестьянских заботах; Начиналась заготовка разносолов на зиму. Открывались осенние торги и ярмарки. Иван постный был, пожалуй, единственным в году днем, в котором одновременно сходились и запреты, и соблазны. Поэтому особенно тяжко переживался мужским населением. К тому и говорилось: «Иванов пост не велик, а перед ним и Филлипов пост кулик».
Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым.
В Тульской губернии поселяне наблюдают полет птиц. Если журавли летят на Киев, к югу, тогда говорят: Скоро наступят холода. Вообще все наблюдения о птицах они сохранили в поговорках: Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю. — Лебедь несет на носу снег. — Ласточка день начинает, а соловей вечер оканчивает. — Сколько раз бухало (филин) будет бухать, по столько кадей хлеба будет молотить с овина. — Одна ласточка весны не делает. — Петух не человек, а свое все скажет и баб научит. — Чай, примечай, куда чайки летят. — Прилетела бы чайка, а то будет весна. — Видна птица, что журавль, коли летит на юг. — У журавля та и дорога, что на теплые воды лететь.
Следующая пословица
Сегодня 11 сентября (29 августа по старому стилю) 2021 года какие народные приметы, праздники и суеверия: Иван Постный, Пролетный, Предтеча. В этот день пост длится всего сутки, но он обычно строго соблюдается. На Ивана Постного не разрешается есть ничего круглого, варить щи (из круглого капустного кочана), срезать мак, копать картофель и рвать яблоки.
С Ивана Постного лето заканчивается, и вместе с ранними заморозками приходит осень. Если в этот день журавли летят на юг - осень будет короткой и вскоре ляжет снег. Иван Постный пришел, лето красное увел. С Ивана - поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает. Иван Постный — осени отец крестный. С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана. На Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купала собирают травы. На Ивана Постного щей не варят. На Ивана Постного последнее стлище на льны. Иван Предтеча гонит птицу за море далече. Коли журавли на юг пошли на Ивана Сухого — ранняя зима. Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю. Лебедь несет на носу снег. Скворцы долго не улетают - к сухой осени. Стаи грачей тянутся тёмными вечерами - к хорошей погоде.
День памяти Иоанна Предтечи – заметный переломный рубеж и в природе, и в крестьянских заботах; Начиналась заготовка разносолов на зиму. Открывались осенние торги и ярмарки. Иван постный был, пожалуй, единственным в году днем, в котором одновременно сходились и запреты, и соблазны. Поэтому особенно тяжко переживался мужским населением. К тому и говорилось: «Иванов пост не велик, а перед ним и Филлипов пост кулик».
Приметы 11 сентября
Иван Постный. Иван Пролетный. Иван Предтеча. Иван Постный - осени рябой отец крестный. Коли журавли на Киев (юг) пошли - ранняя зима.
Улитки рано закрывают крышки своих раковин — скоро зима даст о себе знать.
Если высокое атмосферное давление быстро падает, а ветер меняет направление с юго-западного на северо-западное, то ясная, но прохладная погода сменится более теплой, дождь пойдет через 1-2 дня.
Бутоны кувшинки белой в 7-8 часов утра не поднялись из воды — к похолоданию и затяжным дождям.
Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.
В Тульской губернии поселяне наблюдают полет птиц. Если журавли летят на Киев, к югу, тогда говорят: Скоро наступят холода. Вообще все наблюдения о птицах они сохранили в поговорках: Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю. — Лебедь несет на носу снег. — Ласточка день начинает, а соловей вечер оканчивает. — Сколько раз бухало (филин) будет бухать, по столько кадей хлеба будет молотить с овина. — Одна ласточка весны не делает. — Петух не человек, а свое все скажет и баб научит. — Чай, примечай, куда чайки летят. — Прилетела бы чайка, а то будет весна. — Видна птица, что журавль, коли летит на юг. — У журавля та и дорога, что на теплые воды лететь.
Следующая пословица
Снег выпадает, чтобы мерзли ноги; дождь идёт, чтобы мокло тело; беда приходит, чтобы её переносили достойно.
Читайте также: