Пословица какой стиль речи
Обновлено: 22.11.2024
Стилистика – это раздел языкознания, изучающий выразительные возможности и средства языка, их лексическое значение, а также закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах общения. Стилистику принято делить на две дисциплины: лексическую стилистику и функциональную стилистику. Лексическая стилистика рассматривает выразительные средства языка, точное значение слов и их коннотации, лексическую сочетаемость, явления синонимии и антонимии, фразеологию и т.д. Функциональная стилистика исследует то, как язык функционирует в разных сферах деятельности людей, т.е. она анализирует функциональные стили, их признаки и особенности их употребления в разных коммуникативных ситуациях. В этом уроке мы сосредоточимся именно на функциональной стилистике.
Ещё раз напомним, что функциональный стиль или просто стиль текста – это определенная система употребления языковых средств и способов их организации, сопровождающая тот или иной вид человеческой деятельности и зависимая от него в своих основных характеристиках. В прошлом уроке мы уже говорили, что функциональные стили делятся на два вида: разговорный стиль и книжные стили. Традиционно выделяют четыре книжных стиля: научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Главное отличие разговорного стиля от всех книжных стилей состоит в том, что разговорный стиль – это стиль диалога, стиль спонтанной устной речи, в то время как книжные стили – это кодифицированные стили письма, которые не используются нами в повседневном общении. Впрочем, многие исследователи подчёркивают, что разделение стилей условно. Часто тексты выполняют одновременно несколько функций, и поэтому в них могут сочетаться разные стили. Несмотря на это, при написании текста нужно очень чётко представлять, в каком именно стиле вы работаете и какой стиль уместен исходя из ваших целей и вашей аудитории. Дело в том, что определение «плохой стиль» часто означает, что выбранный автором стиль письма не соответствует речевой ситуации и тем функциям, которые текст должен выполнять. Например, неуместно использовать книжные стили в повседневной речи, точно также неуместно писать с помощью официально-деловых канцеляризмов публицистические или художественные тексты, или пользоваться разговорным стилем в научном тексте. Чтобы помочь исключить подобные ошибки, разберём основные черты и признаки каждого из функциональных стилей.
Содержание
Художественный стиль
Художественный стиль, как явствует из названия, это стиль художественной литературы. Все исследователи отмечают особую сложность его изучения и характеристики. Дело в том, что художественная литература крайне неоднородна, плюс, в ней могут использоваться языковые средства всех других функциональных стилей. Поэтому выделить какие-то общие признаки, присущие всем художественным текстам, практически невозможно. Пожалуй, единственное, что можно с достоверностью утверждать о художественном стиле: его главная функция – это эстетическое воздействие. Какие бы конкретные средства не использовались в конкретном тексте, все они работают именно на эту функцию.
При этом выразительные средства могут быть самыми разными. Во-первых, большое значение имеет форма текста. Художественная литература создала наибольшее количество жанров, у каждого из которых есть своя структура, свои особенности и правила построения. Причём форма в данном случае всегда несёт смысловую нагрузку. Во-вторых, в художественном стиле активно эксплуатируются различные типы лексики и эффекты их сочетания. В-третьих, художественный стиль отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью благодаря использованию всевозможных тропов. Также как и в случае с жанрами, художественная литература разработала наиболее развитую систему тропов. В-четвертых, художественный стиль уделяет большое внимание эффектам синонимии, антонимии, коннотациям, языковым играм. Наконец, в художественном тексте могут использоваться совершенно разные синтаксические конструкции – от предельного упрощения до предельного усложнения. Допустима так называемая авторская пунктуация, в наибольшей мере передающая главную мысль.
Научный стиль
В общем и целом для научного стиля характерны точность речи, логичность изложения, эмоциональная нейтральность. Научный стиль имеет дело, прежде всего, с результатами понятийного мышления. Поэтому научные тексты отличаются однозначным использованием понятий, их чётким определением, их соединением в суждения и умозаключения в соответствии с законами логики, наличием прозрачной аргументации. Научному стилю также присуща строгая структурированность. О каком бы жанре не шла речь, у научного текста практически всегда сохраняется одна и та же структура: введение, в котором выдвигается определённый тезис, основная часть, где объясняется его значение, приводятся аргументы и примеры в его пользу, разбираются контраргументы, и заключение, которое обобщает полученные результаты и описывает дальнейшие направления исследований. При этом текст делится на абзацы, параграфы и главы по принципу «один абзац/параграф/глава – одна мысль».
В научном стиле используется как нейтральная общеупотребительная лексика, так и специальные термины: плазма, интерференция, пептиды, фонема. Также употребляется большое количество абстрактной лексики: тезис, доказательство, структура, аналогия, методология. Часто используются термины, заимствованные из других языков, или слова, имеющие приставки латинского и греческого происхождения: дегуманизация, ультразвук, антибиотик. Наблюдается преобладание существительных и прилагательных.
В научном стиле особое значение имеют конструкции и обороты связи, призванные подчёркивать логическую последовательность мыслей и структуру изложения: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, впрочем, между тем, кроме того, в заключение, например.
Относительно синтаксиса, в научном стиле преобладают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, а также предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами. Кроме того, широко распространены пассивные и безличные конструкции: "Эти процессы активно исследовались двадцать лет назад, Отсюда можно заключить".
Стоит отметить, что научный стиль обычно характеризуется пониженной эмоциональностью и выразительностью. Хотя, как правило, это утверждение верно, бывают и исключения. Они касаются, в первую очередь, полемических текстов, но также относятся и к гуманитарным наукам. Исторические, философские, литературоведческие тексты часто активно используют сравнения, метафоры, эпитеты и прочие выразительные средства языка.
Следующая пословица
Повторить особенности изученных стилей речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Познакомить обуч-ся с особенностями художественного стиля речи и закрепить полученные сведения на практике.
Воспитывать у обуч-ся интерес к выбранной профессии, родному языку.
- толковый словарь В. И. Даля;
- раздаточный материал (текст «Русский повар»)
Повторение материала предыдущих уроков раздела «Функциональные стили речи».
Учитель: сегодня мы продолжаем наш разговор о функциональных стилях речи русского языка. И начнём мы наш урок с устной разминки, которая покажет, как вы усвоили материал предыдущих уроков.
Перед вами отрывок статьи «Русский повар» из журнала «Смена», прочитаем его выразительно, определим основную мысль и стиль речи, к которому он относится.
Русский повар
Война ворвалась в его жизнь, как и в жизнь миллионов советских людей, неожиданно. Эвакуироваться до прихода немцев их семья не успела и оказалась на оккупированной территории. То время он помнит плохо – ему было всего четыре года. В памяти остался дом, где пришлось ночевать всем жителям деревни, мышиного цвета форма, незнакомая речь и постоянное чувство голода. День Победы встретил в столице. Его друзья по двору ждали своих отцов, братьев и сестёр, а ему ждать было некого, так как отец погиб в первые дни войны.
Что определило выбор профессии? Точно Иван Сергеевич Богомолов сказать не может. Скорее всего, лишения, перенесённые в годы войны, а ещё близость к дому ПТУ, куда он поступил после семилетки. То, что казалось случайностью, стало делом всей его жизни, которому отдал пятьдесят лет.
Сейчас Богомолов – главный шеф-повар ресторана «Метрополь» города Москвы. За годы работы он внедрил в производство десятки оригинальных блюд. Иван Сергеевич – призёр многих конкурсов, в том числе международных. Скромный русский повар внёс реальный вклад в создание высокого престижа своей профессии.
Работа с текстом.
- Какова основная мысль текста?
- К какому стилю относится текст? Докажите.
- Какие ещё стили речи вам известны? Назовите их особенности, основные признаки.
Учащиеся списывают в тетрадь 4 абзац текста, объясняют орфограммы, знаки препинания.
Учитель обращает внимание обуч-ся на правописание слов оккупированной, территории из первого абзаца.
3. Переход к теме урока. Объяснение нового материала.
Учитель: то, что труд играет огромную роль в жизни человека, говорят и многочисленные пословицы и поговорки, в которых, как мы знаем, запечатлена мудрость нашего народа. Давайте приведём примеры пословиц и поговорок о труде и запишем их на доске и в тетрадях (обуч-ся записывают 5-6 пословиц и поговорок, объясняя орфограммы).
- К какому стилю относятся пословицы и поговорки?
- Сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки – так же, как и повести, романы, рассказы, стихи – относятся к художественному стилю речи, о котором мы и будем говорить сегодня на нашем уроке. Запишем тему урока.
- Как вы думаете, чем же всё-таки отличается этот стиль речи от других?
Демонстрируется таблица «Художественно-выразительные средства языка»
- Какова функция этого стиля речи?
- Откройте учебники на стр. 310 и прочитайте определение художественного стиля речи. Запишите его в тетрадь.
4. Закрепление нового материала.
- Послушайте стихотворение ( учитель читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза») . Назовите его название и автора.
- Запишем стихотворение на доске.
- Объясним орфограммы и знаки препинания.
- Лексическое значение всех слов понятно вам в данном стихотворении?
- Что такое «перлы»? Обратимся за помощью к толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.
- Докажите, что данный текст относится к художественному стилю речи.
- Какие художественно-выразительные средства языка использует автор?
- А теперь предлагаю вам самим попробовать себя в роли авторов. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение «Весёлый денёк». Начало текста запишем под мою диктовку в тетрадях.
Стояли хмурые зимние дни. И вдруг улыбнулась погодка…
- Продолжите описание зимнего дня в лесу или в парке в ясную солнечную погоду, используя художественно – выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.
Те учащиеся, которые выполнили творческую работу, зачитывают свой рассказ всему классу.
Подведение итогов урока. Комментирование отметок.
Домашнее задание: продолжить творческую работу;
Васильев А.Н. «Русский повар». – ж . «Смена», №5, 2006 г. – с.31
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11 класс». - М.: «Просвещение», 2014г. – с. 310.
Золотарёва И.в.; Дмитриева Л.П. «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: «Вако», 2003г. – с. 192-194.
Тютчев Ф.И. «Стихотворения». – М.: «Просвещение», 1987г. – с. 15
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. – ИД «Весь», Санкт-Петербург, 2004г.
Как различать стили?
Чтобы вам было проще ориентироваться в описанных выше стилевых чертах, мы представили их основные характеристики в виде краткой таблицы.
Публицистический стиль
Публицистический стиль связан, прежде всего, с общественно-политической сферой и является стилем средств массовой информации. Его основные функции – информирование, воздействие и просвещение. Он включает в себя четыре подстиля: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический. Из-за своей неоднородности и разнообразия задач публицистический стиль плохо поддаётся унифицированному описанию. Поэтому мы отметим только наиболее общие черты.
Поскольку публицистический стиль используется по преимуществу в журналистике, исследователи отмечают, что ему обязательно должны быть присущи документальная точность и логичность. Однако на практике это скорее некоторые пожелания, чем реальное положение дел: часто авторы жертвуют точностью и логичностью, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Неоспоримым является то, что публицистический стиль отличается оценочностью и эмоциональностью. Автор обращается к читателю не только затем, чтобы донести до него определённую информацию, но и сформировать у него некоторое отношение к этой информации.
В связи с этим особое значение приобретает форма, вид, способ подачи текста. В отличие от научного и официально-делового стилей, жанры публицистики редко имеют чётко заданную структуру. Тем не менее, в публицистике активно используются выразительные способности разделения текста на части с помощью заголовков, подзаголовков, выделения отдельных предложений крупным шрифтом и т.п. Их цель – зацепить читателя, поймать его на крючок.
По большому счёту, в публицистическом стиле употребляются все типы лексики: нейтральная, книжная, разговорная, научная, официально-деловая. Всё зависит от темы текста и его целевой аудитории. В публицистическом стиле можно отметить преобладание общественно-политической и гражданско-патетической лексики: "общественное сознание", "рыночная экономика", "вертикаль власти", "гражданское общество". Употребляются и так называемые газетизмы, которые часто встречаются в СМИ, но практически не используются в других стилях: "аграрий, оборотни в погонах, утечка мозгов, квасной патриотизм". В целях придания особой выразительности речи могут использоваться неологизмы, архаизмы, историзмы, экзотизмы. Слова часто употребляются в их расширенном значении: "политический рубеж", "география конфликта". Активно используются фразеологизмы и идиоматические выражения. В публицистическом стиле также распространены тропы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д. Нередки случаи использования языковой игры и иронии.
Что касается синтаксиса, то в публицистическом стиле присутствуют и простые, и сложные предложения. При этом в публицистическом стиле стоит избегать чрезмерного усложнения синтаксиса посредством введения многих причастных и деепричастных оборотов или придаточных предложений. Публицистический стиль стремится к лаконичности и наибольшему воздействию на читателя, поэтому для него характерны изящные синтаксические конструкции. Например, использование двоеточий и тире вместо союзов, эллиптические предложения, разбивка одного длинного предложения на несколько более коротких. Также часто используются риторические вопросы и восклицания. Если текст имеет агитационный характер, то в нём присутствуют императивы и прилагательные с модальным значением.
Следующая пословица
- воспитательные: нравственное воспитание студентов через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Форма: открытый урок
Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы студентов и анализа языковых явлений.
Оборудование: мультимедийный проектор;
компьютерная презентация по теме урока;
слайды с заданиями;
диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;
Раздаточный материал: тексты стихотворения А. Фета «На заре ты ее не буди» для
анализа изобразительно-выразительных средств;
листы с заданиями «Творческой мастерской»
Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи;
лексические и фразеологические единицы языка;
знать основные виды тропов и фигур речи;
подготовить рисунок для анализа цветописи
Организационный момент
Сегодня на уроке мы поговорим о функциональных возможностях языка, повторим стили речи, которые уже изучили ранее, а еще познакомимся со стилем, который занимает особое место среди стилей русского литературного языка.
2. Этап проверки домашнего задания
Терминологический диктант
- Ответьте, какой термин скрывается под определением:
1. Разговор двух и более лиц (диалог)
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм).
4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).
5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).
6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)
Практическая работа
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
♦ Определите лексические значения выделенных слов
1. Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр.
2. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон.
3. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом.
4. Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», - сказал он, стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию.
5. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом.
(1. Человек, любящий драться на дуэли, скандалит и забияка;
2. Дурной тон, невоспитанность;
3. У грузин послушник, т.е. мужчина, готовящийся стать монахом;
5. Человек, верящий в судьбу)
♦ Придумайте пару омонимов…
1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.
2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.
3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.
♦ Объясните смысл следующих устойчивых выражений:
1. Потемкинские деревни;
2. Куда Макар телят не гонял;
3. Глас вопиющего в пустыне;
4. Буря в стакане воды.
(1. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучие чего-либо;
3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;
4. большое волнение по ничтожному поводу)
♦ Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.
(Тише едешь – дальше будешь)
3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
(Что написано пером, то не вырубишь топором)
♦ Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:
1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.
(« …И скучно, и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов)
2.Луч света в сером царстве.
(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)
(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)
(«Маленький принц» А. Экзюпери)
5.Много шума – и ничего
(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)
6.Хождение по внукам.
(А. Толстой «Хождение по мукам»)
7. На трейлере слона возили.
(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)
♦ Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)
Там, где капустные грядки
Красной зарей поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)
Как бабочка – я на костер
Лечу и огненность целую. (С. Есенин)
Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом. (Е. Носов)
♦ Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.
В Совет старейшин острова Итаки
от Одиссея, царя, проживающего
на Козьем холме, 15
Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.
(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика (долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлога от (Заявление кого, а не от кого)
♦ Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :
Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:
«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.
Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:
«Семечки в квартире есть запрещено».
И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:
«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».
Затем рукой Зины:
«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».
Рукой Дарьи Петровны (печатно),
«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».
(публицистический, официально-деловой, разговорный)
4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.
Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.
Задание 1. Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача - проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.
♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»
В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.
- Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?
Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:
- Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего…
♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»
- Дозволь, боярин, слово молвить.
-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.
Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам….
- Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?
- Что у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!
(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)
Задание 2. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее не буди…
На заре она сладко так спит!
Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.
Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.
♦ Надо мною небо… (продолжить)
А Маяковский продолжил так:
Надо мною небо – синий шелк.
Никогда не было так хорошо!
♦ То сердце не научится любить, которое…
(У Некрасова: устало ненавидеть)
( Ее глаза – как два тумана,
Ее глаза – как два обмана,
Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)
♦ Кто прячет прошлое ревниво…
(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)
♦ Спасибо, музыка, за то…
(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)
Задание 4. А сейчас представьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.
Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)
Задание : самостоятельно - «вместо поэта» - подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.
Звёздочки , звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ?
Частые звёздочки, звёздочки !
Что в вас прекрасного, что в вас могучего!
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ,
Звёзды небесные, звёзды !
Подберите синоним к слову «светлые».
Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
Подберите синоним к слову «частые».
Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,
жгучий.
Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,
страдать.
Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,
далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
5. Этап проверки знаний
ТЕСТ - ПРОВЕРКА
Стиль литературного языка – это:
А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;
Б) исторические сложившиеся образцы и правила;
В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;
Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
2. Книжных стилей в русском языке:
3. Особенности художественного стиля:
А) индивидуально-авторский подход;
средства массовой информации;
Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств
4. Функция художественного стиля:
В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.
5. Жанры художественного стиля:
А) романс; Б) заметка;
В) комедия; Г) фельетон.
6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую
А) параллелизм; Б) сравнение;
В) бессоюзие; Г) олицетворение.
7. Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:
А) сравнение; Б) гипербола;
В) антитеза; Г) эпифора.
8. Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей
художественной выразительности:
А) тропы; Б) фигуры;
В) синонимы; Г) фразеологизмы.
9. Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной
речи, усиления выразительности текста:
А) крылатые слова; Б) поговорки;
В) тропы; Г) фигуры.
10. Найдите метонимию:
А) лес поет; Б) золотые волосы;
В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.
11. Найдите градацию:
А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;
Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;
В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;
Г) утешится безмолвная печаль.
12. Фонетические средства выразительности:
А) аллитерация; Б) парцелляция;
В) градация; Г) ассонанс.
6. Домашнее задание
Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.
7. Подведение итогов занятия
А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать 5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»
1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;
2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;
3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;
4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;
5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи.
М.: «Просвещение» 2003. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль отличается точностью, лаконичностью, оценочной и эмоциональной нейтральностью, стандартизированностью. Это единственный стиль, для которого характерно не просто наличие принятой структуры, но использование регламентированных образцов – бланков. Помимо бланков, эффект страндартизированности создаётся также за счёт использования штампов и канцеляризмов: на основании представленных фактов установлено, предписывается возместить ущерб, в истекшем году, необходимо оказать содействие, прошу принять меры по устранению недостатков, доводим до вашего сведения, вступить в законную силу.
В официально-деловом стиле преобладают существительные, причём характерно их соединение в длинные цепочки: "меры по регулированию производительности труда на предприятиях в условиях стагнации экономики". Используется как нейтральная, так и специальная официально-деловая лексика: "кассация, протокол, акт гражданского состояния, накладная". Люди именуются по их должности или роли: "работодатель, истец, ответчик, главный специалист отдела маркетинга". Долженствующе-предписывающий характер речи создаётся с помощью перформативных глаголов и кратких прилагательных со значением модальности, а также глаголов в повелительном наклонении: "приказываю, постановляю, необходимо, обязан, должен, следует".
В официально-деловом стиле преобладают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, в частности сложноподчинённые предложения, передающие отношение условия, причины и следствия. В большом количестве употребляются конструкции с именными предлогами: "в связи, в целях, на основании, во избежание". Чаще всего используется прямой порядок слов.
Разговорный стиль
Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.
Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: "Так оно и есть, А этот что тут делает?" Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: "Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил".
В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: "Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет". Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: "Отстань!", "Да ладно?!", "Вот это да!" Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.
Читайте также: