Пословица к сказке лгун

Обновлено: 20.05.2024

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

"Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный"

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик - семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни».

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну "выручалочку" - мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

Следующая пословица

Прочитав басню Толстого о медведе и двух товарищах, первым делом напрашивается вывод, что это история о дружбе и помощи друг другу, поэтому пословицы, которые характеризуют сюжет могут быть такими:


Что в них показано? То же самое, о чем и классик в басне рассказал. О том, что друг тем и дорог, что никогда не предаст.

Но басня содержит еще одну мораль, то, что надо на себя надеяться, а не ждать милости от кого-то. Т.е. свои: умение, сноровка, хитрость, смелость и находчивость должны быть. Ведь друг может оказаться не рядышком, а жить или быть в трудную минуту очень далеко, верно? И тогда совсем не помешает умение жить своей головой, своими силами/возможностями­ :

Следующая пословица

Можно делать подборку пословиц по всему сюжету рассказа "Не надо врать", а можно сконцентрироваться на определенных моментах. Например:

  • эпизод с Лелькой, которая давала плохие советы брату, раскрывает такая пословица:


Если помните, девочка решила, что папа теперь всем подарки за двойки будет делать, и рассказала о своих оценках. Но, каково было изумление, что ее отругали, а не похвалили за рассказанную правду. А ведь в том и заключена перчинка рассказа, что в отличие от Миньки, она не раскаялась в содеянном, а снова схитрила, желая получить похвалу и награду, т.е. девочка еще не вынесла для себя жизненного урока в том, что врать - отвратительно!

  • картина, где Минька все-таки раскаялся и почувствовал стыд, говорит о том, что совесть в нем живет. Поэтому считаю, что пословицы и поговорки про человеческую совесть могут войти в список подобранных мудрых мыслей, которые мы заносим в свою работу.


  • Нравственные наставления в конце произведения Зощенко, когда отец объясняет сыну почему лгать скверно, можно описать такими пословицами:


автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Snefn­ ug [159K] 3 года назад

В рассказе Михаила Зощенко "Не надо врать" главный герой Минька пошёл на обман, лишь бы получить в подарок от отца фотоаппарат, но поскольку на уроке он получил единицу, наверняка папа не подарил бы его, поэтому мальчик всячески скрывал правду, о чём горько пожалел. Когда всё стало очевидно, ему было очень стыдно за свой нехороший поступок.

  • Итак, наиболее, на мой взгляд, подходящие пословицы к произведению:

1.) Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. (Именно так и произошло. Учительница, найдя дневник в классе за шкафом, Миньку вруном и обманщиком назвала и, по сути, была права)

2.) Кто правдив, тот спокоен. (Мальчик ощутил это на себе, когда во всём признался, ему стало намного легче и спокойнее)

3.) Ложь - болезнь, правда - лечение. (Из-за обмана человек испытывает сильные переживания, а сказав правду, как-будто исцелился)

  • И самая основная пословица, отражающая суть:

4.) Сколько верёвочке не виться, а конец будет.


Дополнительную информацию о рассказе, смотрите через ссылки:

комментировать в избранное ссылка отблагодарить Natal­ ya780­ 508 [54.1K] 3 года назад

В рассказе Михаила Михайловича Зощенко "Не надо врать" главный герой Минька решил солгать отцу об единице, которую он получил за не выученное стихотворение. Как мне кажется в этом случае больше всего подходит украинская пословица: "Ложь как не встретит, так догонит ".

Пословицы учат и убеждают всех, как детей так и взрослых, говорить всегда только правду, никогда и никому не врать, так как о вранье всё равно станет известно.

Я считаю, что к рассказу Михаила Зощенко "Не надо врать" подходят также и такие пословицы как:

  • "Лучше печальная правда, чем радостная ложь";
  • "У лжи короткий век";
  • "Всё тайное становится явным".
комментировать в избранное ссылка отблагодарить Граф [203K] 3 года назад

Все пословицы к рассказу Михаила Михайловича Зощенко " Не надо врать ", так или иначе, отражают главную мысль данного литературного произведения - ложь - это зло, которое никому и никогда не принесёт удовлетворение.

И всё же, что стало поводом и причиной лжи в данной ситуации ?

Повод - невнимательность на уроке, какая привела к единице, а причина - страх перед наказанием за полученную неудовлетворительную оценку . А лучшими пословицами отражающими их будут следующие :



Старшая сестра Миньки подбивает его аккуратно заклеить отрицательную отметку, а после получения подарка, долгожданного фотоаппарата, "покаяться". Её поступок мудрый народ, скорее всего, охарактеризовал бы так :


Когда Миша рассказал о припрятанном дневнике, у него сразу же на душе полегчало, и к оному эпизоду я подобрал такие пословицы :


А вот попытка Лели, воспользоваться случаем, и запоздалым признанием оторвать и себе кусок пирога привело лишь к заслуженному наказанию девочки так как :


комментировать в избранное ссылка отблагодарить Corel­ paint­ er [157K] 3 года назад

Очень поучительный рассказ Зощенко "Не надо врать" о том, как гимназист Дениска хотел скрыть от отца свою единицу в дневнике. И так он этого хотел, что друг за другом выбросил два дневника с единицей, притворившись, что потерял их, а в третьем дневнике склеил вместе те страницы, где стояла единица. Но ложь открылась, когда нашёлся первый Денискин дневник. Дениске было очень стыдно и он повинился перед отцом ещё за два дневника. Дениска нашёл в себе мужество, чтобы признаться в своём вранье и его папа был рад, что сын сам сознался, а Дениска, пережив столько стыда, сам себе поклялся больше так не делать и потом в своей жизни он всегда говорил правду.

Лучше всего к рассказу "Не надо врать" подходят поговорки о правде и лжи:


Зощенко. Не надо врать: какая пословица подходит к рассказу

комментировать в избранное ссылка отблагодарить Чёрна­ я Луна [225K] 2 года назад

Рассказ М.Зощенко "Не надо врать" очень поучительный и интересный. Главные герои рассказа брат Минька и сестра Леля. Минька совсем недавно пошел в школу и его обижали мальчишки. Однажды он даже прослушал задание из-за это, по заданию нужно было выучить стих. И как назло на следующий день его спросили. Минька был не готов поэтому получил плохую оценку в дневник. Сестра предложила заклеить страницы, но Минька отказался. Получилось так, что он забыл дневник в парке и завел новый, в который поставили ту же плохую оценку. Минька разозлился и кинул дневник за шкаф. Получилась так, что оба дневника нашлись и родители все узнали. В итоге Минька понял, что врать не хорошо.

Пословицы к рассказу М.Зощенко "Не надо врать":



комментировать в избранное ссылка отблагодарить Милая Кошеч­ ка [328K] 2 года назад

В рассказе "Не надо врать" автор описывает, как Минька обманул своих родителей и бросил дневник в парке, на скамье. Потом он закинул дневник в классе, за шкафом. Но правда, все равно обнаружилась.

К этому рассказу подойдут такие пословицы:

"Как ни хитри, а правды не перехитришь" - как не хитрил Минька, а все равно правду его отец узнал.

"Ветра не удержишь, правды не скроешь" - правду очень трудно скрыть, рано или поздно все станет явным.

"Враньё не ведёт в добро" - вранье не принесло Миньке ничего хорошего, после этого случая Минька запомнил на всю жизнь, что врать это очень плохо.

"Как веревочка ни вьется, а конец найдется" - сколько не ври, но правда все равно выйдет наружу.

комментировать в избранное ссылка отблагодарить Ninaa­ rc [386K] 2 года назад

В рассказе Зощенко "Не надо врать" мы встречаемся с гимназистом Минькой, который по литературе схлопотал единицу, но побоялся рассказать правду отцу. Его молчание привело к новой лжи, а затем неправда разрастается и превращается в огромный ком лжи.

Отец Миньки смог пояснить сыну, что неправда не приводит к счастью и что угрызения совести непременно будут мучить солгавшего человека. Приведем пословицы о том, что ложь человека не делает лучше и что она приводит к угрызениям совести:


Минька осознал свою вину и понял, что даже новенький фотоаппарат не вернет ему спокойствие. Он признался отцу о наличии третьего дневника и заслужил похвалу от родителя за честность. Приведем пословицы о том, что лучше сказать правду и получить наказание, чем хитрить и врать:


Рассказ учит нас, что ложь всегда выходит на поверхность, а правда торжествует. Нужно быть честным человеком и всегда говорить правду, даже если признаться страшно. Автор призывает нас не прибегать ко лжи и уметь отвечать за совершенные поступки.

Следующая пословица

1. Развивать умение вести беседу по литературному произведению, используя сложные предложения;подвести к пониманию основной идеи произведения: ложь не приводит к добру.

2. Развивать умение анализировать текст – устанавливать связи между событиями, героями, их поступками, понимать мотивы, чувства героев, передавая их в речи (обман пастушка привел к тому, что волк загрыз всех овец; сначала пастушок веселился от того, что смог всех провести; когда пришел волк, пастушку было очень страшно; позже, вероятно, ему стало очень стыдно от того, что из-за него вся деревня осталась без овец.)

3. Развивать умение составлять план рассказа и пересказывать текст от лица литературного героя в форме театрализованной деятельности.

4. Воспитывать желание поступать честно, не обманывать.

Предварительная работа. Чтение и обсуждение произведения Л. Толстого «Чашка». заучивание поговорок о правде и лжи.

Конструирование ситуации.

Выставка книг с произведениями Л. Толстого.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, какой рассказ Льва Толстого мы с вами недавно читали? Давайте попробуем вспомнить, о чем он?

В о с п и т а т е л ь. А сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Льва Толстого, он называется «Лгун». Как вы думаете, о чём он?

Дети высказывают свои предположения.

В о с п и т а т е л ь. А вот теперь мы посмотрим, насколько мы были правы,- прочитаем рассказ Толстого «Лгун»

Чтение рассказа.

В о с п и т а т е л ь. Понравился ли вам рассказ? О чем этот рассказ? Почему вы так думаете? Почему мужики не прибежали на помощь, когда волк напал на овец? Как вы думаете, зачем мальчик обманывал? Кто-нибудь смеялся над его шутками?

В о с п и т а т е л ь. Почему мужикам не было смешно?

Д е т и. Им пришлось бросить свою работу и бежать к мальчику на выручку, они боялись, волновались за пастушка, ведь волк мог напасть и на него тоже, не только на овец.

В о с п и т а т е л ь. А что произошло, когда они прибежали туда, где паслось стадо?

Д е т и. Мальчик посмеялся над ними, над их страхами и сказал, что просто пошутил.

В о с п и т а т е л ь. Как вам кажется, это была хорошая шутка? Почему? Можно ли назвать это шуткой? Почему? К чему в результате привело такое поведение мальчика? Чтобы вы могли посоветовать этому мальчику, если бы встретили его? Как вы считаете, как можно назвать этот рассказ.

В о с п и т а т е л ь. Есть хорошая русская пословица; «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят». Подходит ли она к этому рассказу? Почему?

В о с п и т а т е л ь. Если бы мы встретили пастушка и попросили рассказать, что с ним произошло, что бы он мог нам рассказать? Давайте составим план этой истории. С чего начинается рассказ пастушка? Что происходит дальше? Что потом случилось? Чем закончился рассказ пастушка?

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а давайте покажем этот рассказ в нашем театре. Кто будет играть роль автора? А кто будет исполнять в театре роль мальчика? А кто будет в роли волка? Мужиков?

Распределение ролей. Театрализованная деятельность.

В о с п и т а т е л ь. Мы с вами познакомились с двумя рассказами Льва Толстого – «Лгун» и «Чашка». Как вам кажется, есть ли между ними что-то общее? А чем они отличаются поступки мальчиков чем –то похожи? Как вы думаете, если поменять героев местами, что-то изменится в этих историях? Как поведет себя мальчик из рассказа «Лгун», если разобьёт чашку? Он признается сам или нет? А как поведет себя мальчик из рассказа «Чашка»? Какой урок вынес пастушок из этой истории? Какой из этих двух мальчиков понравились вам больше? Почему?

В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, что хотел сказать нам автор своими рассказами? Может быть, с кем-то из вас случалось что-то такое же, как с героем рассказа «Чашка»? А кто-нибудь из вас поступал так же, как пастушок из рассказа «Лгун»?

В о с п и т а т е л ь. К рассказу «Лгун», который мы сегодня прочитали, ребята подготовили поговорки о лжи. Давайте послушаем их. (дети читают поговорки)

«Солжешь сегодня, не поверят и завтра», «Слушать его можно, а верить нельзя», «Раз солгал, а на век лгуном стал», «Его что больше слушаешь, то пуще врёт»

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а может нам сделать альбом, который нас будет учить жить честно, не обманывать, в который мы поместим пословицы и поговорки о правде и лжи. А назовём мы наш альбом «Правда, светлее солнца»

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Читайте также: