Пословица к сказке колосок украинская народная сказка

Обновлено: 22.11.2024

Что же эта за сказка? «Петух и лиса», «Колосок»? Наверное, дальше послушаем. И нам сразу станет ясно, как называется сказка.

Только вот его друзья

не спешат трудиться,

А к столу они хотят

Да, правильно, это сказка называется «Колосок».

Беседа и показ рисунка

Давайте все вместе вспомним и перескажем сказку «Колосок». (Педагог начинает, дети продолжают по цепочке пересказывать.) Что можно сказать о поступках петушка и мышат? А разве всегда петушок трудолюбивый, а мышата ленивые? Посмотрите (показ рисунка, какую новую сказку нам дарит художник. Как в этой истории выглядит петушок? Какие здесь мышата? Какая сказка вам нравится больше? Почему? Я предлагаю составить продолжение истории со счастливым концом.

Подбор пословиц и выражений к сказке «Колосок»

Дети послушайте пословицы и выберете, какая пословица нам подойдёт к этой сказке.

«Труд кормит, а лень портит», «Как потрудились, так и "наградились», «В детстве не научишься – всю жизнь промучаешься», «Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».

Этюд «Кот и мышата»

На кухни спит кот. Возле окна на столе стоит тарелка с сыром. Два мышонка хотят добраться до неё. Из норки вылазает первый мышонок и, убедившись, что кот спит, зовёт второго мышонка.Они знаками показывают друг другу: «Т-с-с!». Подкрадываются к тарелки, съедают сыр, радуются и, забыв об осторожности, идут к норке. Кот просыпается и пытается поймать мышат.

Сказочная математика

• Петушок испёк всей семье по 2 пирожка. Сколько получилось пирожков?

• У трёх бабушек было по одному серенькому козлику. Пошли они в лес погулять, а там их волки съели. Остались от козликов ножки да рожки. Сколько осталось ножек и сколько рожек?

• Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сёстрами: Одноглазкой, Двуглазкой и Трёхглазкой. Сколько всего было глаз у этой компании?

• Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла ещё три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла ещё пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку?

Ошибки сказочных героев

Взрослый называет персонажей, а дети говорят об их ошибках.

Козлята (открыли волку дверь); Сестрица из сказки «Гуси – лебеди»…; Колобок…; Круть и Верть…; Маша из сказки «Три медведя»

Назовите сказки по этим находкам: туфелька, колосок, сапоги – скороходы, красная шапочка, горшочек каши…

- Почему мышат звали Круть и Верть?

- Придумаем мышатам новые имена.

- Составим мышатам срочную телеграмму.

- Превратим сказку «Колосок» в загадку.

- Представим, что история о Петушке и мышатах в современном кафе. Петушок и мышата ждут посетителей… Как они себя поведут?

Сказочный дизайн

«Напечём пирожков»

Дети делают пирожки из глины, а затем каждый украшает свой пирожок так,как ему захочется: выкладывает из бусинок своё имя, вензель, цветочек и т. д. (После лепки рекомендуется организовать ролевые игры «Кафе», «Магазин».)

Сказочный сюрприз

Педагог надевает гребешок петушка на голову и сказочную юбочку с кармашками. В каждом кармашке сердечко – с персональным обращением к каждому ребёнку от имени героев сказки «Колосок», например, «Саша, покажи, как мы танцуем!» (Мышата) «Наташа, объясни, почему мы иногда ленимся?» (Мышата)«Коля и Оля, станцуйте наш любимый танец!» (Мышата) и т. д.

Публикации по теме:

Беседа по повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (старшая группа) КОНСПЕКТ беседы по повести А. на тему: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (отрывки из повести) Цель: продолжать знакомить детей.

Беседа «Воспитание добрых чувств» (старшая группа) Воспитание добрых чувств (социально – личностное развитие старшая группа) Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном качестве.

Фотоотчёт о музыкальной сказке «Колосок» Хотела бы показать вашему вниманию фотоотчёт о музыкальной сказки "Колосок". Роли главных героев исполняли дети подготовительной к школе.

Интегрированное занятие «Беседа об осени» (старшая группа) Задачи: закрепить и обобщить знания детей об осенних приметах: похолодание, листопад, день становится короче, ночь длиннее, о том как изменяется.

Конспект ООД по математике по сказке «Три медведя» (старшая группа) Конспект НОД по сказке «Три медведя» образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП) старшая группа2015г. Цель: Способствовать.

Проект по сказке «Гуси-лебеди» в рамках кружка «Умелые ручки» (старшая группа) Название проекта «Гуси - лебеди» Тип: художественно - творческий. Срок: краткосрочный - 1 неделя (15.02.16 по 19.02.2016) Участники проекта:.

Сценарий математического спектакля по сказке «Красная Шапочка» (старшая группа) Сценарий математического театра по сказке «Красная шапочка» старшая группа Разработала: воспитатель Зубкова Наталья Владимировна Задачи.

Сюжетное физкультурное занятие по сказке «Гуси-лебеди» (старшая-подготовительная группа) Цель: Продолжать учить детей бегать легко и ритмично. Закрепить различные виды ходьбы. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности прямо.

Театральная игра «Однажды в весеннем лесу» по сказке «Заюшкина избушка» (старшая группа) Цель игры: учить готовить необходимые атрибуты и декорации, распределять между собой обязанности и роли и выполнять их в соответствии с.

Викторина «В гости к сказке» (старшая группа) Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в гости к нашим любимым сказкам. сказка, ребята, пришла к нам с давних времен.

Следующая пословица

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Следующая пословица

- осуществлять нравственно-эстетическое воспитание на примере поступков героев сказки, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду людей, воспитывать чувство взаимопомощи, прививать любовь к чтению.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_1_klass.docx 20.25 КБ

среда, 13 марта 2019 г.

Украинская сказка "Колосок"

Жанр: сказка о животных

Главные герои сказки "Колосок" и их характеристика

  1. Золотистое горлышко, петушок. Добрый, работящий, суровый, справедливый.
  2. Круть и Верть. Мышата. Легкомысленные, игривые, беззаботные.
  1. Знакомство с героями
  2. Находка
  3. Обработка колоска
  4. Мука и тесто
  5. Пироги
  6. Голодные мышата
  1. Жили вместе мышата Круть и Верть и петушок Голосистое горлышко.
  2. Нашел петушок колосок и обмолол его.
  3. Потом свозил на мельницу и сделал муку.
  4. Потом намесил тесто и испек пироги.
  5. Хотели мышата пирогов поесть, а петух стал их спрашивать, что они сделали.
  6. Пристыженные мышата вылезли из-за стола и петушок один съел пироги.

Чему учит сказка "Колосок"
Сказка учит не лениться, всего добиваться упорным трудом. Учит выделять время для игры и для работы. Учит все дела делать сообща. Учит справедливости и доброте. Учит делиться с товарищем.

Отзыв на сказку "Колосок"
Мне понравилась эта милая сказка про мышат и петушка. Петушок в сказке очень положительный, все работал и работал. А мышата очень легкомысленные, все играли. И петушок не стал с ними делится, сам все съел. Это кончено очень поучительно, но немного жестоко.

Пословицы к сказке "Колосок"
Делу время, потехе час.
У кого работа, у того и хлеб.
Здоров на еду, да хил на работу.
Кончил дело - гуляй смело.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Колосок"
В одном дворе жили два мышонка и петушок. Мышат звали Круть и Верть, потому что они целыми днями ничего не делали, а только крутились и вертелись. А петушка звали Голосистое горлышко, за то что он вставал с солнцем, громко пел и начинал работать.
Однажды петушок нашел во дворе колосок и позвал мышат. Мышата увидели колосок и сказали, что его надо обмолотить, но сами молотить отказались.
Добрый петушок обмолотил колосок и вновь позвал мышат, готовое зерно показать.
Мышата увидели зерно и сказали, что его надо на мельницу отнести, но сами нести отказались.
Добрый петушок сам отнес зерно на мельницу, намолол муки и снова зовет мышат. Мышата увидели муку и сказали, что надо тесто намесить и пироги поставить. Но сами работать снова отказались.
Добрый петушок и тут не подкачал. Затопил печь, натаскал воды, намесил тесто и пироги испек. А как поспели пироги, мышата тут как тут. Уже за столом сидят, пирогов требуют.
Но петушок прежде стал их допрашивать. Кто колосок нашел? Кто его обмолол? Кто на мельницу отнес? Кто тесто месил и кто пироги пек?
И на все вопросы Круть и Верть отвечают тихо "Ты".
И вылезли мышата из-за стола и пошли печальные во двор. А петушок сел за стол и пирогов наелся.

Следующая пословица

1. Ввести в круг чтения новое произведение «Колосок».

2. Учить определять главную мысль, анализировать прочитанный текст, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы;

3.Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие, бережное отношение к хлебу;

I.Организационный момент. По цепочке перечислите, что мог Ниссе.

(Пахать, жать, сажать, печь, тачать, качать, выследить, жарить, шить, строить)

II.На прошлом уроке вы читали про Ниссе. С ним легко на свете жить, так как он многому учился и многое умеет. А если человек не учиться, ничего не хочет делать, с ним будет легко? Почему? А ему самому в жизни будет как? Вывод какой? Нужно учиться и трудиться. Ваша задача на уроке не лениться, а трудиться. Нужно быть внимательными, впереди много сложных заданий.

Мы с вами живём и учимся в одном классе, а чтобы класс стал настоящей командой, какие качества человеку необходимы (Честность, ум, терпение, преданность, забота, доброта, отзывчивость, трудолюбие,взаимовыручка)

Постройте домик из кирпичей (качества выбрать)+ окно.

-Итак, друзья, продолжаем урок! Затей у нас большой запас! А для кого они? Для Вас. Я знаю, вы любите поговорки, скороговорки, песни и загадки, Но нет ничего интереснее, чем наши и зарубежные сказки! Сегодня мы познакомимся с зарубежной (украинской) сказкой… Кто её написал?

А о чём будет сказка? (о труде) Как догадались? (раздел назван Трудолюбие - это клад)

IV.Введение в тему.

Загадка. Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнёшь его в ладони

Золотым зерном набит. Зашифровка названия сказки. К* л* с* к - Какая буква убежала? (о).

-Для чего люди выращивают колоски?

Беседа о бережном отношении к хлебу. Нравственное воспитание.

Из колоска получается хлеб. Хлеб – это наше здоровье, наша сила. Вы каждый день едите хлеб, ивы знаете, какой длинный путь проходит он, прежде чем попадёт на наш стол.

Хлеб - это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. В голодные годы войны кусочек хлеба мог спасти жизнь. Хлеба не было, так как враги в первую очередь сжигали поля, где росла пшеница. Знаете ли вы, какой кусочек хлеба давали человеку в день? Только люди, пережившие голод, по – настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но цена его высока. Но несмотря на это, к нему относятся с неуважением, выбрасывают. Наши предки говорили, что выброшенный хлеб поднимает чёрт. И он вами завладевает. Ещё по русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение. Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Но, к сожалению, не всегда можно увидеть бережное отношение к хлебу. А вы с уважением относитесь к хлебу?

Я прочитаю стихотворение, оно не выдумано автором, он взял его из жизни.

Мальчик, ногой пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающих лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали.

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говориться:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

-Как вы понимаете слова: Человеком быть перестал?

-Как нужно относиться к хлебу?

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова в путь.

VI. Словарная работа. (Карточки) Работа в паре.

-А сейчас мы прочитаем сказку о том, как из колоска можно получить хлеб. Но в сказке встретятся сложные по значению слова. Разберём сначала их.

-Объяснение незнакомых словПроверка.

«Посадить пироги в печь»-…

Вопрос перед чтением - Кто в этой сказке будет трудолюбивым?

VII. Знакомство со сказкой. 3мин

Первичное чтение учителем.

-Какой вопрос был задан перед чтением?

-Кто в сказке трудолюбивый?

VIII. Подготовка к чтению.

• Чтение слов на внимание.

• Чтение трудных для чтения слов.

Давайте потренируемся и прочитаем трудные слова. Упр. «Губы»

VIII. Повторное чтение детьми.

1часть Чтение. «Разведка».До слов «Кончил петушок молотить и крикнул…»

- Как звали мышат (Круть и Верть) Почему?

–Какими они были (ленивыми)

- Как звали петушка?Почему?

- Каким он был?трудолюбивым

2 часть Чтение. «Буксир»

1группа (1ряд). Разложить действия петушка.

2групп (2ряд). Разложить действия мышат.

3часть. Чтение. Соревнование в парах. Игра «5».

- Как вели себя мышата, когда накрыли на стол?

- Пришлось ли петушку звать их?

- Почему же петушок не угостил их пирогами? Найдите в тексте и зачитайте.

- А почему мышата не захотели помочь петушку?

- Как вы думаете, легко ли было петушку одному выполнять всю работу?

-За что вы хотели бы похвалить Петушка?

-За что вы осуждаете мышат?

-Как вы думаете, стыдно ли было мышатам? Почему?

-Ведь плохо, что Круть и Верть остались голодными?

-Давайте, их в наш домик поселим на перевоспитание (картинки мышат).

-Если бы они жили в нашем домике и были у них такие же качества, то конец у сказки был бы хорошим.

-Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

–Какой урок вы для себя взяли?

-Сказка учит быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждает лень.

XI. Итог урока. Самооценки.

Узнаем, как вы потрудились, и кто был внимательным. (Проверка иголкой).

Предварительный просмотр:

Занятие кружка « В гостях у сказки»

Тема: «Украинская народная сказка «Колосок». 1 класс

Цель: -познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок», пословицами о труде, закреплять знания о литературных жанрах, знания о видах сказки;

- развивать навыки выразительного чтения, мышление, речь и обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;

- осуществлять нравственно-эстетическое воспитание на примере поступков героев сказки, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду людей, воспитывать чувство взаимопомощи, прививать любовь к чтению.

Тип, вид урока: комбинированный.

- знание содержание сказки;

- определение пути от колоска до пирога;

- знание важности и необходимости труда;

- умение подбирать пословицу к сказке.

Оборудование: компьютер, презентация, рисунки.

-Сегодня мы будем знакомится со сказкой.

- Кто знает, что такое сказка? (Это народная мудрость, произведение волшебного характера, обычно, со счастливым концом.) (Слайд № 2)

- Какие бывают сказки? (Народные и литературные (авторские) Чем авторские сказки отличаются от народных? (У авторских сказок есть автор, а народные сказки сочинил народ) ( Слайд №3)

- Какие виды сказок по содержанию вы знаете? (о животных, волшебные, бытовые) (Слайд № 4)

-Сегодня мы познакомимся с украинской народной сказкой «Колосок».

- А кто знает, что такое колосок? (Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина). ( Слайд №6)

II. Эмоциональный настрой

- Сядьте удобно и приготовьтесь смотреть мультфильм. Нужно быть очень внимательными, чтобы запомнить, как зовут героев сказки и определить вид сказки.

IV. Анализ содержания сказки.

- Понравилась вам сказка?

- Как звали героев сказки? (Мышонок Круть и Верть и петушок Голосистое Горлышко.)

- Докажите, что просмотренное произведение – это сказка. К какому виду сказок мы отнесем данную сказку? (Сказка о животных).

- Чем занимались мышата и петушок? (Мышата пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, всех песней будил, а потом принимался за работу.)

- Как вы думаете, почему у героев сказки такие имена? (Петушок всех будил, а мышата крутились и вертелись.)

- Что нашёл петушок во дворе? (Пшеничный колосок.)

- Что сделал Голосистое горлышко с колоском? Проследим этот путь. ( Слайд № 7).

- Понравился мышатам пирог? (Они его даже и не попробовали)

- Почему даже не попробовали? (Петушок их не угостил)

- Как вы думаете почему? (Они лодыри и лентяи, петушку не помогали.)

- Поняли Круть и Верть свою ошибку, докажите? (Поняли и молча, вылезли из-за стола.)

Читайте также: