Поговорки про мишар татар

Обновлено: 24.12.2024

Был у автора этой статьи товарищ по учёбе в институте, которого все считали татарином. Как-то раз он сказал: «Мы не татары. В татары нас записали. На самом деле мы – мишари». На мой удивлённый вопрос: «А кто это?» он ответил: «Мы мещеряки». Дело было в самом начале 1990-х.

Историческая справка

Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. На формирование облика мишарей повлияли буртасы, тюркоязычное население в лице булгар и кипчаков , местные финно-угорские народы — мещера и мордва и, возможно, маджары. Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, обычно связывается с буртасами, которые подверглись сильному влиянию булгар. После образования Золотой Орды в районы проживания потомков буртасов проникли кипчакско-ногайские группы, которые в XIV веке входили в состав Улуса Мухша. В этот период и позже активизируется употребление этнонима «можар» — «мещера», но в источниках часто используется и наименование «татары».

Дальнейшее формирование мишарей как народности (XIV — середина XVI века) происходило на основе «можарского» и «татарского» компонентов в границах Касимовского ханства , столица которого первоначально называлась Городец-Мещерский . О наличии этих двух этносословных страт в Мещерском юрте (Касимовском ханстве) свидетельствуют две сохранившиеся этнонимические системы. Первая — «Мещерские земли», «Мещерские места», «Мещера», «Мещерский юрт», «Мещерские князья». Из этого ряда возникло понятие «мещерские люди», сокращенно — «можеряне», «можары», «мещеряне», обозначавшее буртасов. Вторая связана с феодальным сословием Касимовского ханства: в XV веке оно называлось «татарами», в XVI веке — «городецкими татарами», «мещерскими татарами».

Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI — первой половины XVIII века мишари широко расселились на правобережье Волги, в Закамских районах и Приуралье. Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими группами (XVI−XIX века). Казанские татары сыграли большую роль в этнокультурном развитии мишарей. В свою очередь мишари также оказали сильное влияние на материальную и духовную культуру остальных групп татар, а также башкир , тептярей и некоторых других народов. Мишари, в отличие от казанских татар, до середины 1950-х годов не праздновали Сабантуй и Джиен . В ХХ веке различия мишарей и татар исчезли или оказались нивелированными. В настоящее время этноним «мишари» сохраняется локально как самоназвание второго уровня.

О причинах возникновения группы «мишари»

доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ

Все народы негомогенны: внутри каждого есть локальные группы, которые появляются по разным историческим или природно-географическим причинам. В процессе взаимодействия соседние народы дарят друг другу элементы культуры, и этот процесс может протекать по-разному: на соседском, дружеском, рабочем уровне, благодаря межэтническим бракам. Мишари — это локальная этнографическая группа в составе поволжских татар, образовавшаяся вследствие специфического расселения этого народа. Многие представители мишарской группы сейчас живут в Нижегородской области, в соседних с Татарстаном республиках, в Москве. От остальных поволжских татар мишари отличаются диалектом, а исторически у них всегда было развито коневодство.

Подробнее о мишарях можно узнать в книге Рамзии Мухамедовой «Татары — мишари» и в книге «Татары» серии «Народы и культуры».

Об истории этнонима и «татарских евреях»

член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»

Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари — это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы — рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля — вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.

Отдельный народ тюркской группы

По данным первой всесоюзной переписи населения в 1926 году к мишарям причислило себя 242,6 тыс. человек. По-видимому, такая цифра наиболее точно отражает численность этого народа тогда. Оценки его численности перед революцией разнятся на порядок. Так, до проведения первой общеимперской всероссийской переписи 1897 года, мишарей считали от 160 тыс. до 622,5 тыс. Однако по самой переписи мишарей оказалось всего 53,8 тыс. По оценке современных этнографов, перед Первой мировой войной мишарей, или мещеряков, было всего 11,5 тыс.

Кажущееся резкое возрастание численности этого народа сразу после революции объясняется тем, что дореволюционная статистика не знала понятия «национальность». Она учитывала носителей родного языка. По-видимому, уже в конце XIX века для большинства мишарей родным языком был татарский или русский, а собственный уже забылся. Но, когда советская власть потребовала от опрашиваемых идентифицировать свою этничность, то мишарями назвали себя все те, кто помнил о своём происхождении, являлся носителем соответствующего этнического сознания.

О мишарском диалекте

доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая

Мишарский диалект — один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье — Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.

Фонетика мишарей близка к фонетике древнетатарского литературного языка. Фонетическая особенность мишарского диалекта — отсутствие глубоких [к] и [г], открытая [а] в отличие от огубленного произношения в татарском языке. Также буква «ч» произносится как в русском языке, а в позиции начала слова в мишарском диалекте наблюдается ёканье. Если говорить о диалекте с точки зрения лексики, то в нем много заимствований из русского языка, адаптированных на татарский. Зато встречаются заимствования из финно-угорских языков — мордовского, марийского, потому что эти народы в основном живут по соседству с мишарями. Как говорят ученые, морфология татарского языка основана на мишарском диалекте, поэтому каких-то особенностей в этом плане у него нет. В отличие от литературного татарского языка, в синтаксисе мишарского диалекта вопросительные частицы «-мы / -ме» можно добавлять к любому слову, на которое падает логическое ударение.

В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).

Следующая пословица

«Инде» запускает новую рубрику «Ясно-понятно», в которой будет искать ответы на насущные вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В первом выпуске рассказываем о мишарях: чем они отличаются от татар, почему их называют «татарскими евреями» и какие особенности есть у мишарского диалекта. Для самых пытливых и любознательных — выдержка из Татарской энциклопедии в конце материала.

Загадка происхождения

О происхождении мишарей и их имени существуют различные версии. Та, что считает название мишари производным от финского племени мещёра – лишь одна из них. Согласно другой, экзотической, самоназвание мишарей восходит к имени «маджары», которое есть не что иное, как мадьяры, то есть венгры.

Происхождение самого народа трактуется ещё более разнообразно. Традиционная гипотеза утверждает, что мишари это потомки финского племени мещёра, подвергшегося языковой ассимиляции татарами. Другая гипотеза, также получившая широкое распространение в науке, говорит, что мишари произошли от татар Золотой Орды, пришедших вместе с ханом Касымом на Нижнюю Оку в середине XV века. Здесь эти татары получили от московского великого князя земли для поселения и основали вассальное Касимовское царство, просуществовавшее до конца XVII века. Третья гипотеза отождествляет с мишарями буртасов русских летописей. Наконец, есть теория, согласно которой мишари имеют смешанное происхождение от самых разных народов, включая и мещёру, и буртасов, и венгров, и татар, и булгар, и половцев.

Несложно заметить, что все эти теории не исключают одна другую. Характерно, что все они связывают формирование мишарского этноса с территорией, примыкающей к Нижней Оке, а следовательно – входившей в страну древнего племени мещёра. Окончательное формирование и консолидация этноса мишарей происходила, очевидно, на территории Касимовского царства. Близкий к татарскому язык и исповедание большей частью мишарей (примерно 80% перед революцией) ислама не оставляют сомнений в значительности тюркской составляющей этого народа.

Военно-служилое сословие

Касимовские татары и мишари несли военную и пограничную службу Московскому государству. Строившиеся засечные черты на восточных рубежах России заселялись, в том числе, мишарями. Так мишари в XVI-XVII вв. широко расселились на землях Среднего Поволжья, среди мордвы. Ими были населены, в частности, города Пенза, Верхний Ломов и Нижний Ломов. С конца XVI века мишари переводятся и за Волгу, ими заселяются земли только что покорённого Казанского ханства, в основном в Приуралье, среди башкир.

В Касимовском царстве и на новых землях, куда переселялись мишари, жило очень много татар, но мишари, исповедуя чаще всего ту же мусульманскую веру, сохраняли своё этническое самосознание и отличали себя от татар.

Служилым мещерякам жаловались небольшие поместья, в которых работали мордовские, татарские и русские крепостные крестьяне. Усиленный перевод мещеряков на Урал в XVIII веке был вызван нехваткой земель для поместий. На Урале мишари находились в положении, близком к положению казаков. В 1798 году из мишарей, башкир и тептярей там было организовано Башкиро-мещеряцкое войско (по образу казачьих войск), просуществовавшее до 1864 года.

После ликвидации в 1681 году Касимовского царства русское правительство развернуло процесс принудительной христианизации местной мордвы и мишарей. Спасаясь от религиозных преследований, многие мишари бросали освоенные земли на засечных чертах и уходили дальше на восток.

В результате всех этих процессов основная масса мишарей к концу XIX века проживала в Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской губерниях. Незначительная их часть оставалась на правобережье Волги – в Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Саратовской губерниях.

Хотя основная масса мишарей в начале ХХ века говорила либо на языке казанских татар, либо на русском, она осознавала свои особенности. Одним из характерных отличий мишарей от татар было то, что мишари не праздновали сабантуй, зато отмечали навруз (день весеннего равноденствия). Этнографы подчёркивали своеобразие национального костюма мишарей, выделявшего их на фоне татар и других поволжских народностей.

Искоренение самосознания

Несмотря на наличие почти четверти миллиона мишарей в 1926 году, к следующей всесоюзной переписи населения в 1939 году они… официально исчезли из всех переписных листов. Всех мишарей в принудительном порядке записали татарами. Некоторые сумели записаться русскими.

Такое отношение советской власти было обусловлено поворотом в её национальной политике с середины 1930-х годов. Согласно новому курсу, мелкие этносы должны были быть поглощены крупными «социалистическими нациями».

Кроме того, мишари в начале 30-х годов подверглись сильному прессу раскулачивания. Ведь в своём большинстве они были потомками зажиточного военно-служилого сословия, сродни казакам, благодаря чему и хранили память о своём происхождении и свой отличный от татар быт. Чтобы успешнее их «коллективизировать», большевикам требовалось сломать этническое самосознание мишарей, слить их с другими народностями.

Мишари не учитывались и во всех последующих советских переписях. В современной России переписные органы в Татарстане и Башкортостане стремятся за счёт мишарей и других «непризнанных» этнографических групп увеличить номинальную численность титульных наций республик. Тем не менее, 786 человек в 2010 году назвались мишарями, а не татарами, башкирами или как-то иначе.

Что такое 786 человек по сравнению с 242 тысячами почти сто лет назад? Исчез ли народ мишарей с карты России навсегда? Покажет ближайшее будущее.

О тематическом паблике VK и отличиях мишарей от татар

администратор паблика VK, посвященного мишарям

Я создал это сообщество чуть ли не в первый год работы VK — лет девять назад. Тогда было мало комьюнити, и все в духе «группа для тех, кто любит спать и переворачивать подушку на холодную сторону», а мне хотелось чего-то по-настоящему интересного. Я планировал, что участники группы не только будут обмениваться контактами и информацией онлайн, но и впоследствии начнут встречаться в офлайне. Но с самого начала в группе пошли конфликты: вопреки названию, в ней состояли не только мишари. У меня не было цели столкнуть людей лбами, выделиться — мол, мы хорошие, а вы нет. Поэтому мы решили обозначить миссию и говорить только об индивидуальных качествах мишарей, особенностях их характера.

Все мишари разные. В Ульяновске — довольно грубые, а в Самаре и Татарстане — наоборот. Судя по моему окружению, мишари преуспевают в бизнесе. Они упорные, трудолюбивые, умеют торговаться, обладают хитростью — не банальной, которая заключается во вранье, а тонкой. Если мишарь захочет кого-то обмануть, он сделает это красиво, так, что человек даже ничего не поймет. Если татарин захочет обмануть, он сделает это жестко — другими словами, кинет. Мишари — довольно импульсивный народ, но в то же время отходчивый. Я бы сказал, они похожи на итальянцев.

В чем отличие мишарей от татар? Умные мишари мне попадались чаще, чем умные татары. Мишари более услужливые, пунктуальные, скрупулезные, умеют вести дела. У них не бывает «и так сойдет!». Они обязательные, держат слово, хоть про них и говорят, что они, мол, как евреи. Есть даже несколько поговорок: «Когда родился мишарь, еврей заплакал», «Мишәр күтеңне тишәр» и другие. Вот евреи, когда жмут руки, говорят: « Мазаль тов ». Они не заключают юридический договор, слова достаточно. То же и у мишарей.

Мишари скрывают свою национальность, потому что боятся предвзятого отношения. Если говоришь новому соседу или партнеру по бизнесу, что ты мишарь, он относится к тебе настороженно — можешь обмануть. Приходится доказывать поступками, что ты обязательный человек и держишь слово. Мне кажется, стереотипы о мишарях связаны с их сферой деятельности: много людей занято в торговле.

Следующая пословица

Чужой компьютер

Просмотр темы 6

Мишарский фольклор

Прошу Вас всех добавлять мишарские пословицы, поговорки, песни и т.д. Только они должны быть мишарскими, а не про мишар чужого народа.

Нравится Показать список оценивших

Цыннатырып елаганда, сукыр куздэн дэ яшь цыга.
Сукыр таукка бар да быдай.
Акыллы уйлагынца, тиле бэреп ега.
Берсе мал зыя, икенце янцек тегэ.
Куган да "Алла" этэ, кацкан да "Алла" этэ.
Эти пословицы любила говорить моя пробабушка.
Илдэ тауш - куштаннарга табыш.
Юрганына курэтэ аягын.

Нравится Показать список оценивших

"Урам бизэге," - называют бездельника.
Кычыктан сырыйлар:
- Ник эрэсен, -дип.
- Бурене куркытам.
- Ник калтырыйсын алай?
- Буредэн куркам.
Сембердэ син дэ бер, мин дэ бер.
Тиренне базарда курим.
Ат аягын сузганда, бака да пытын сузган дилэр.
Тилегэ акыл бирсэн, юлын тыкыр булсын кацырга.
Матурлык туйда гына кирэк.
Аузын тулы кан булсын, кеше алдында текермэ.
Тиледэн сырама, узе этеп бирэ.

Нравится Показать список оценивших

Рлямаген, тугэмагэн Мавлюканда сукне штан. "Не украдены, не сшиты у Мавлюки суконные штаны" - в случаях, когда неожиданно какая-то обновка появляется. (пардон за мой татарский, если с ошибками).

Следующая пословица

Чужой компьютер

Просмотр темы 17

мишар= дразнилка."Мишар" - слово,навязанное татарам Поволжья (Гайнутдин Ахмеров 1903 г.)

Гайнутдин Ахмаров.1903 год.

"Мишари сами себя называют татарами, а название «мишарь» считают в отношении себя оскорбительным выражением. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «т/ишарь» (пробьет, проколет).
Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским.
. Они, называя себя настоящими татарами, не уважают названия Мишарь. На мой вопрос: «почему же Казанские татары называют их Мишарями»? последовал ответ: «они сами дикие, как лесные, и говорят, ничего не понимая». Смеялся над Казанскими татарами, называя их «Чамбар»; значение этого слова никто из них не мог мне объяснить60. Судя по их собственным преданиям, они переселились из Касимова, а некоторые роды считаются потомками татарских мурз.
Мишари Кузнецкого уезда Саратовской губернии мне рассказывали, что в деревнях Пельденке, Алазане, Дюма-улы, Колчуре, Бигееве, Чершуме, Мазаре, Трое и др. живут татарские мурзы, напр., Еникеевы, Дубердеевы, Агишевы, Янгалычевы, Тенишевы, Муратовы, Байгильдины, Бичури-ны, Терегуловы, Кулахметевы, Янгуразовы, Бахтияровы, Ахмановы, Давлетгильдеевы, Баишевы, Богдановы и др. Некоторые из этих мурз имеют особые грамоты на владение землею, напр., в грамоте от имени царя Ивана Грозного сказано: «отказываю землю и т. д. мурзам», и проч.
Мулла деревни Малой Цыльни Буинского уезда Симбирской губернии мне рассказывал, как деды их—мурзы во время Золотой Орды судили русских, сидя верхом на лошади в их церквах. Судя по рассказам муллы, большинство мишарей совсем не слыхали названия мишарь, сами себя они называют татарами.
Из этого понятно, что слово мишар воспринималось как дразнилка: «мишэ эр» - буквально лесной человек.
Там же: «В татарских анекдотах говорится о мишарях как о народе некультурном, не знакомом с сельским хозяйством и религией мусульманскою; например, мишари, принимая полосу гречихи за море, стали раздеваться, чтобы переплыть. Принимая карманные часы с цепочкою за дракон (змею), стали бить оглоблей; проходя мимо мечети и указывая на ее выступ в передней части, где мулла читает молитву, спрашивают, зачем это отхожее место среди улицы?
Мишарь, посетивший татарское селение второй раз через год, и видевший в оба раза азанчея на башне мечети, сказал: зачем же полез туда, когда целый год не можешь вылезть, и кричишь и т. д.
Мишарские анекдоты рисуют татар нигде не бывалыми и не знающими по-русски, например, желая узнать дорогу в г. Казань, татары спрашивают дорогу в котел, так как слово Казань значит котел.

Читайте также: