Пластилиновая композиция народные пословицы
Обновлено: 22.11.2024
• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.
"Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный"
•Бранись, брда на себя оглнись.
• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.
• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.
• .Других не суди, на себя погляди.
• Правда – глаза колет.
Осень
• От осени к лету поворота нету.
• Лето со снопами, осень с пирогами.
• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.
• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.
• Осень – запасиха, зима – прибериха.
• Холоден сентябрь, да сыт.
Зима
• В зимний холод всякий молод.
• В феврале дороги широки.
• Готовь сани летом, а телегу зимой.
• Зиме да лету союза нету.
Весна
• Матушка весна – всем красна.
• В апреле земля преет.
• Февраль богат снегом, апрель водой.
• Весна и осень – на дню погод восемь.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
• За большим погонишься – последнее потеряешь.
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Везде хорошо – где нас нет.
Ш. Перро «Кот в сапогах»
• Встречают по одежде, провожают по уму.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
• Шуба овечья, да душа человечья.
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.
• Лесом шел, а дров не нашел.
В. Катаев «Цветик - семицветик»
• Дружба дороже денег.
«Хлеб»
• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
• Хлеб – всему голова.
• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.
• Хлеб да вода – молодецкая еда.
• Без соли, без хлеба худая беседа.
• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
«Бременские музыканты»
• Доброе братство лучше богатства.
• У страха глаза велики, да ничего не видят.
• Один за всех – все за одного.
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
• Доброму везде добро.
• Кто любит труд, того люди чтут.
• От вежливых слов язык не отсохнет.
• С поклону голова не болит.
Семья
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.
Праздник мам
• Материнская молитва со дна моря поднимает.
• Лучше матери друга не сыщешь
• Нет такого дружка, как родная матушка.
• При солнце тепло, а при матери добро.
Посуда
• Дом как полная чаша.
• Дорога ложка к обеду.
Овощи
• Без заботы и репу не вырастишь.
• Всякому овощу свое время.
Домашние животные
• Без кота мышам раздолье.
• Козла спереди бойся, коня сзади.
• Кошка на порог, а мышка в уголок.
Труд – профессии
• Птицу узнают в полете, а человека в работе.
• Делу время, потехе час.
• Поработаешь до поту – поешь в охоту.
• Умелые руки не знают скуки.
• Сделал дело – гуляй смело.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Терпенье и труд все перетрут.
Рыбы
• Как рыба в воде.
• Биться. Как рыба об лед.
• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Об учении
• Азбука к мудрости ступенька.
• Без муки нет науки.
• Без терпенья нет ученья.
• Грамота – второй язык.
• Грамоте учиться – вперед пригодиться.
• Знание лучше богатства.
• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
• Сразу всему не научишься.
Колобок
• Чем хвалимся, на том и провалимся;
• На языке медок, да на сердце –ледок.
Теремок
• Не бравши топор, жилья не срубишь;
• Легко взято, легко и потеряно.
Репка
• Из многих малых одно большое выходит;
• Капля по капле и камень долбит.
Лиса и журавль
• Как аукнется, так и откликнется.
• Каков привет, таков и ответ.
Курочка, мышка и Тетерев
• Хочешь есть калачи - не лежи на печи.
Лисичка со скалочкой
• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.
Царевна Несмеяна
• Не все то золото, что блестит.
• Телу – простор, душе – теснота.
Публикации по теме:
Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну "выручалочку" - мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть
Урок по основам православной культуре в 4 классе.
А.Гайдар "Совесть"Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо.
«Совесть - это. »
Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии.
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра.
Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.
Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс.
час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней.
Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн.
Следующая пословица
Цель урока : помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-этических ценностей в обществе.
1. Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.
2. Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.
3. Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: проблемный.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, маркеры, бумага для выполнения продуктивных заданий.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Начать урок я хочу с уже знакомой нам фразы: «Все в твоих руках…». Продолжите фразу.
II. Актуализация знаний.
– Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках? ( добро и зло )
А что такое добро? А зло? ( дети вспоминают определения )
- Как же не попасть в сети зла?
Тренинг «Как не попасть в сети зла?»
- Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?
Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.
Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.
Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.
А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик.
И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)
- Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
- Какой надежный щит поставить на пути зла?
( Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность)
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
- Предлагаю вам посмотреть ситуацию из школьной жизни основанную на реальной истории.
Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.
- Привет! – сказал он ребятам.
- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!
- А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим.
- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!
- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.
Вопросы для обсуждения:
– Вы догадались, кто этот подсказчик? ( Совесть .)
– Какие сомнения мучили Матвея? ( Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол. )
– Что удивило Сашу? ( Что Матвей сам вернулся в класс .)
– То есть подсказчик Матвея внутренний, его собственный.
– Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? ( Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?)
– Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с 75.
- «Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?» ( Верно, совесть и долг ).
- «Совесть и долг» тема сегодняшнего урока.
– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Работа в группах
Группа №1. Упражнение ассоциации
- Опираясь на свой опыт, знания, запишите, какие ассоциации у вас возникают при слове «совесть»?
Группа №2. Работа с ключевым понятием
- Ознакомитесь со значением слова «совесть» в словарях и составьте свое определение этого слова.
Группа №3. Структурирование текста в форме таблицы
Работа с текстом «По зову долга».
Примеры и комментарии
Группа №4. Работа с ключевым понятием
Опираясь на текст «По зову долга», дать определение понятию «долг». Свой вариант сравните с вариантом по словарю в конце учебника.
Группа №5. Упражнение «кластер».
- Прочитайте сказку «Бабушка-медведица и внучка» Ю.Г.Карпиченковой и составьте кластер «Чувства», ответив на вопрос:
- Какие чувства испытала юная медведица?
Подведение итогов работы в группах.
От каждой группы выступает представители с ответом на поставленный вопрос.
V. Обобщение и закрепление изученного материала.
-Объясните, чему учит сказка о бабушке-медведице и ее внучках.
- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?
- Подумайте, в чем заключается ваш долг.
- Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть?» Обоснуй свой ответ.
– Вспомните главный вопрос урока. («Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?») и попробуйте сформулировать свой вывод. ( Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно )
– Сравним наш вывод с авторским.
«У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой» .
Объясни смысл пословиц:
В ком стыд, в том и совесть.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Совесть без зубов загрызёт.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Составление синквейна на тему «Совесть»
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Самое главное украшение – чистая совесть»
Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
- Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Кто доволен сегодня своей работой?
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание на выбор.
- Найди 5 пословиц и поговорок о совести.
- Подбери стихотворение или сочини сам на тему: «Совесть».
- Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект по теме «Зов долга и совести»? Если да, то выбери один из предложенных или придумай свой.
Пластилиновая композиция «Народные пословицы о совести и стыде»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те.
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к.
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест.
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики».Сценарий праздника "Троица".
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо.
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и .
Следующая пословица
Урок по учебнику «Светская этика» авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_dolg_i_sovest.doc | 61 КБ |
Следующая пословица
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Предварительный просмотр:
Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть, понять , что значит жить в ладу со своей совестью.
Ключевые понятия: совесть, стыд, долг.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Долг и совесть», учебник «Светская этика» авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва.
- Организационный момент.
- Определение темы и задач урока. Постановка проблемы.
- Сегодня мы снова отправимся в
Послушайте небольшой рассказ. Подумайте, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстро оделся и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!
- Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.
- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
- Прочитайте эпиграф урока.
Самое главное украшение человека – чистая совесть.
- Какой вопрос возникает?
1. Что такое совесть?
2. Нужна ли человеку совесть?
3. Что значит поступать по совести?
4. Какая совесть бывает чиста?
III. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
- Сегодня на уроке вы узнаете
- О подсказках совести.
- Как исправлять ошибки.
1. Работа с определениями.
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае .
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного .
Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению.
- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.
- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?
- Зачем человеку совесть? (Совесть человека помогает ему отличать добро от зла.)
- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
- Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
(Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
- Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?
2. Работа с притчами (в группах)
- Прочитайте притчу.
- В чем заключается смысл притчи?
- В чем мораль?
- Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)
1 группа. Совесть без муки
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
2 группа Слуга совести.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?
— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.
3 группа Совесть
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
- Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?
4 группа. Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
- Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).
3. Игра «Найди пару». Работа в паре.
- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить.
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
IV. Творческое применение знаний.
Портрет совестливого человека
- Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
V. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как стыд и совесть. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
- Сегодня на уроке я узнал …
- Больше всего мне запомнилось …
- Я задумался …
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.
VІ. Домашнее задание.
- Реализуй один из предложенных проектов или придумай свой.
Подписи к слайдам:
«Все в твоих руках …»
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? « Долг и совесть »
«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру» В. Н. Даль «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» С. И. Ожегов
«Долг – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний»
чувства стыд вина тяжесть на сердце огорчение грусть обида
В чем заключается ваш долг? Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»?
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно. «У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими – или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой».
В ком стыд, в том и совесть. Как ни мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. Когда совесть раздавали, его дома не было.
Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон
Читайте также: