Пластилиновая композиция народные пословицы

Обновлено: 22.11.2024

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

"Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный"

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик - семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну "выручалочку" - мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть

Урок по основам православной культуре в 4 классе.

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо.

«Совесть - это. »

Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии.

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра.

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс.

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней.

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн.

Следующая пословица

Цель урока : помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-этических ценностей в обществе.

1. Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.

2. Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.

3. Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: проблемный.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, маркеры, бумага для выполнения продуктивных заданий.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Начать урок я хочу с уже знакомой нам фразы: «Все в твоих руках…». Продолжите фразу.

II. Актуализация знаний.

– Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках? ( добро и зло )

А что такое добро? А зло? ( дети вспоминают определения )

- Как же не попасть в сети зла?

Тренинг «Как не попасть в сети зла?»

- Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?

Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.

Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.

Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.

А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик.

И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

- Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

- Какой надежный щит поставить на пути зла?

( Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность)

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Предлагаю вам посмотреть ситуацию из школьной жизни основанную на реальной истории.

Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.

- Привет! – сказал он ребятам.

- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!

- А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим.

- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!

- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.

Вопросы для обсуждения:

– Вы догадались, кто этот подсказчик? ( Совесть .)

– Какие сомнения мучили Матвея? ( Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол. )

– Что удивило Сашу? ( Что Матвей сам вернулся в класс .)

– То есть подсказчик Матвея внутренний, его собственный.

– Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? ( Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?)

– Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с 75.

- «Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?» ( Верно, совесть и долг ).

- «Совесть и долг» тема сегодняшнего урока.

– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа в группах

Группа №1. Упражнение ассоциации

- Опираясь на свой опыт, знания, запишите, какие ассоциации у вас возникают при слове «совесть»?

Группа №2. Работа с ключевым понятием

- Ознакомитесь со значением слова «совесть» в словарях и составьте свое определение этого слова.

Группа №3. Структурирование текста в форме таблицы

Работа с текстом «По зову долга».

Примеры и комментарии

Группа №4. Работа с ключевым понятием

Опираясь на текст «По зову долга», дать определение понятию «долг». Свой вариант сравните с вариантом по словарю в конце учебника.

Группа №5. Упражнение «кластер».

- Прочитайте сказку «Бабушка-медведица и внучка» Ю.Г.Карпиченковой и составьте кластер «Чувства», ответив на вопрос:

- Какие чувства испытала юная медведица?

Подведение итогов работы в группах.

От каждой группы выступает представители с ответом на поставленный вопрос.

V. Обобщение и закрепление изученного материала.

-Объясните, чему учит сказка о бабушке-медведице и ее внучках.

- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?

- Подумайте, в чем заключается ваш долг.

- Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть?» Обоснуй свой ответ.

– Вспомните главный вопрос урока. («Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?») и попробуйте сформулировать свой вывод. ( Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно )

– Сравним наш вывод с авторским.

«У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой» .

Объясни смысл пословиц:

В ком стыд, в том и совесть.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Совесть без зубов загрызёт.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Составление синквейна на тему «Совесть»

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Самое главное украшение – чистая совесть»

Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?


– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

– Какие выводы вы сделали для себя?

- Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Кто доволен сегодня своей работой?

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание на выбор.

  • Найди 5 пословиц и поговорок о совести.
  • Подбери стихотворение или сочини сам на тему: «Совесть».
  • Расспросите родителей о значении совести в их жизни.

Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект по теме «Зов долга и совести»? Если да, то выбери один из предложенных или придумай свой.

Пластилиновая композиция «Народные пословицы о совести и стыде»

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те.

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к.

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест.

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики».

Сценарий праздника "Троица".

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо.

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и .

Следующая пословица

Урок по учебнику «Светская этика» авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва.

ВложениеРазмер
urok_-_dolg_i_sovest.doc 61 КБ

Следующая пословица

На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.

Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

Предварительный просмотр:

Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть, понять , что значит жить в ладу со своей совестью.

Ключевые понятия: совесть, стыд, долг.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Долг и совесть», учебник «Светская этика» авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва.

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и задач урока. Постановка проблемы.

- Сегодня мы снова отправимся в

Послушайте небольшой рассказ. Подумайте, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

- Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

- Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.

- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

- Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

- Какой вопрос возникает?

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

III. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

- Сегодня на уроке вы узнаете

  • О подсказках совести.
  • Как исправлять ошибки.

1. Работа с определениями.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае .

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного .

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению.

- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

- Зачем человеку совесть? (Совесть человека помогает ему отличать добро от зла.)

- В народе говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

- Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

(Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

- Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?

2. Работа с притчами (в группах)

  • Прочитайте притчу.
  • В чем заключается смысл притчи?
  • В чем мораль?
  • Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

1 группа. Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

2 группа Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

3 группа Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

- Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

4 группа. Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

- Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).

3. Игра «Найди пару». Работа в паре.

- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить.

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной

совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

IV. Творческое применение знаний.

Портрет совестливого человека

- Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

V. Итог урока. Рефлексия.

- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как стыд и совесть. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Больше всего мне запомнилось …
  • Я задумался …

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

VІ. Домашнее задание.

- Реализуй один из предложенных проектов или придумай свой.

Подписи к слайдам:

«Все в твоих руках …»

Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? « Долг и совесть »

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру» В. Н. Даль «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» С. И. Ожегов

«Долг – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний»

чувства стыд вина тяжесть на сердце огорчение грусть обида

В чем заключается ваш долг? Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»?

Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно. «У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими – или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой».

В ком стыд, в том и совесть. Как ни мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. Когда совесть раздавали, его дома не было.

Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон

Читайте также: