Охота пуще неволи смысл пословицы

Обновлено: 07.11.2024

"Охота пуще неволи" говорят о большом желании. Буквально: желание сильнее запрета.

Остальные ответы

Желание чего-то больше наказания в виде неволи) ) откуда пошло да из жизни

Если ты чего-то не можешь, но ты очень-очень этого хочешь, ты это делаешь. Как правило с неприятными последствиями. Приведу пример: Из-за задержки я застряла на концерте допоздна. Я могла уйти пораньше и поехать домой на метро - но проторчала там до конца и пошла домой пешком (благо 2 часа ходу). Моя мать это назвала "охота пуще неволи"

Следующая пословица

На первый взгляд, вроде всё понятно: охота - желание, пуще - сильнее, неволя - принуждение. Но вот само словосочетание, на мой взгляд, лишено логического смысла ?

Дополнен 11 лет назад

Дополнение: охота - отстрел животных, пуща (напрмер Беловежская) - заповедник, неволя - тюрьма. Получается: "Охота в заповеднике влечёт за собой уголовную ответственность"

Лучший ответ

Желание сильней запрета, принуждения
Хочется настолько сильно, что не боишься наказания
Если нельзя (неволя) , но очень хочется (охота) , то можно (охота пересиливает неволю) .

Остальные ответы

Когда натворишь ченить что очень хотелось, но по закону нельзя, тогда поймешь.

эт значит, что хочется так, что готов пойти на что угодно :)

Когда хочется чего то очень сильно, не смотря на негативные последствия.

То есть в вашей расшифровке "желание сильнее принуждения".
По-моему, логично.
Хочется сильнее, чем если бы заставляли хотеть.

P.S. Охота пуще неволи - значит, очень сильно хочется.
Фразеологизмы на то и устойчивые выражения, что не надо их расчленять и анализировать.

Эта пословица перекликается с известными выражениями как "Хочется, да колется", "Запретный плод сладок". Если в "Хочется, да колется", ясно, запрет не будет нарушен, хотя желание его игнорировать велико, то в "Охота пуще неволи" желание пересиливает запрет.

Следующая пословица

Много раз слышал поговорку - Охота пуще неволи, но до сих пор не могу разобраться в её смысле.

Лучший ответ

Употребляется, когда добровольно и охотно, но собственному желанию
берутся делать что-л. трудное, сложное, за что другой не взялся бы или
делал бы только по обязанности.
Буквальное значение пословицы — «собственные желания, стремления,
пристрастия сильнее, чем принуждение, необходимость; того, что делается
по собственному желанию, нельзя добиться принуждением» . Пословица
известна с XVII в. в разных вариантах, демонстрирующих положительную и
отрицательную усилительность наречия пуще — сильнее: Охота лучше неволи;
Охота хуже неволи. В укр. и бел. преобладает второй вариант: укр. Охота
г'ьршеневолг, бел. Ахвота горш няволи
Ш И Мария Александровна погрузилась в свои размышления. Нечего сказать:
они были хлопотливы. Но ведь говорится же, что охота пуще неволи. Достоевский. Дядюшкин сон) . — Да, нечего сказать, приключения! ..И
вот, подумаешь — охота пуще неволи — лезет же человек на такие
страсти.. . И не боится. (Я. Мельников-Печерский. В лесах) . — И сколько
же времени вы затратили, молодой человек, на эту корзину грибов? —
Сколько времени? Брожу с утра. Как говорят хозяйственники: работа
малорентабельная, — засмеялся Максим.. . Засмеялся и художник.. . — В
старину
не зря говорили: охота пуще неволи. Это остается истиной для всех
поколений. <Г. Марков. Соль земли) . Ср. : Своя воля, своя и доля.

Остальные ответы

когда бабу хотят

Ну это когда так охота, что никакая неволя не остановит.

Навіщо Вам кацапська приказка? Світ великий - вчіть американські, японські, польські .

goshaУченик (181) 11 месяцев назад

мы русские и нам дороги русские поговорки) а вам, чтобы мыть унитазы на западе, пиндосовские поговорки не нужны

John Doe Просветленный (44784) gosha, этот чувак, которому я ответил - житель Украины и очень не любил клятiх москалей. Со временем подзатих. Но не думаю, що любви у него с того времени только прибавилось. Ему мова понятнее и ближе. По-русски он тiлькi тут размовляэ.

Популярная присказка :) Обычно употребляется в ироническом, ключе по отношению к человеку, действия, поведение которого неразумно, вызывают неодобрительное удивление. Например девушка одевается красиво и модно но не по сезону. Туфли на шпильке, короткая юбка - а на улице, мороз, гололёд, темнота. Пытаешься безуспешно отговорить кого-то от необдуманных поступков, махнешь рукой.. . "Ну, охота пуще неволи. "

Когда что-то хочется (охота сделать) , найдется тысяча способов и возможностей для этого. А если не хочется, то и силой (неволей) не заставить.

Следующая пословица


«Охота пуще неволи» – гласит народная мудрость. Она о том, что желания – неблагоразумные или греховные – неволят нас сильнее, чем рабство.

Казалось бы: чего тут непонятного? Со своими недобрыми «хотелками» надо бороться – для того нам в помощь и подается Божественная благодать. Однако даже вполне себе греховные желания отлично маскируются под невинные. А уж те желания, которые можно охарактеризовать всего-навсего как неблагоразумные, вообще не вызывают у многих верующих никакой настороженности.

Между тем в духовной брани один из самых ходовых вражьих методов заключается в том, чтобы подтолкнуть человека к такому поступку, следствия которого заставят его потом отчаиваться или унывать.

Вовсе не греховному поступку!

Например, вопрос вступления в брак. Брак – это ведь не грех? Нет, это благословенная Богом форма спасения двух людей, ставших одной плотью. Тем не менее именно брак часто швыряет человека за грань отчаяния. Когда он неудачный, естественно.

Брак часто швыряет человека за грань отчаяния. Когда он неудачный, естественно

Никакие козни и пакости чужих людей не способны поразить так больно, как предательство того, кто был твоей половиной. Да что там предательство. порою и обычное непонимание ранит супругов чрезмерно сильно.

А ведь бывают еще такие ловушки для брака, как безнадежный инфантилизм одного из супругов, нестерпимые формы агрессивности, эгоизма, самообольщения, самолюбования. Которые в период ухаживания представляются то милой наивностью, то привлекательной мужественностью, то высокой просвещенностью. а то и глубоким благочестием!

– Почему вы хотите вступить с ним в брак?

– Он показался мне таким благочестивым!

– Я же читала в православной литературе, каким должен быть верующий муж.

– Ну, он такой и есть: ведет себя тихо, говорит мало, одевается скромно, любит возиться с детьми.

Вы это вычитали в православной литературе? Правда? В какой? В какой православной литературе говорится, что благочестивого мужа можно найти по чисто внешним признакам?!

А если его тихое поведение – из разряда тихих омутов? Разве не бывает молчаливость от высокомерия? Скромный гардероб – от скупости или – неожиданно – тщеславия? Интерес к детям – от желания проецировать свои властные наклонности?

Еще как бывает. Так бывает, что и рассказывать не хочется. Сколько печали мы видим в храмах у тех, кто не может создать семью. но как сокрушаются о неудачах в браках – не сравнить и близко.

Что же – не вступать в брак, что ли?

Если семейная жизнь – ваше призвание, то вступать, конечно. Просто вопрос выбора своей второй половины требует исключительного благоразумия. Надо искать волю Божию, а не бежать на поводу поверхностных впечатлений.

А воля Божия – это же не какая-то тайна за семью печатями. Когда мы ее ищем, то Господь всячески подсказывает нам – через совесть, через заповеди, через людей, через обстоятельства жизни… Вопрос лишь в том, а Божию ли волю мы ищем? Или, возвращаясь к началу разговора, мы ищем исполнения своего желания?

Какие ориентиры указывают на недобрые перспективы брака?

Не всегда это какие-то конкретные погрешности, потому что – кто без греха? Вопрос не в этом. А в чем?

Например, ваш избранник сознательно скрыл от вас неприятный факт своей биографии. Что это? Лукавство? Самооправдание? Не факт. Это может служить и признаком того, что человек нашел в себе мужество закрыть какую-то страницу своей жизни и не хочет возвращаться к ее обсуждению – как раз-таки из соображений благоразумия!

Но вот если свои неприглядные страницы он старательно закрывает, а чужие любит полистать, если о своих огрехах в прошлой жизни умалчивает, а о недостатках приятелей/ сослуживцев/ бывшей второй половины подробно рассказывает, то это не благоразумие – это именно лукавство и самооправдание. А они – очень плохие спутники брака.

Если в общении с вами человек мягок, снисходителен и легко признает свою неправоту, а в отношении родственников и давних знакомых сыплет негодованием/ жалобами/ претензиями – говорит ли вам это о чем-либо? Лицемерие – вещь страшная.

Это не значит, конечно, что надо радоваться, если он и с вами резок, груб и исполнен претензиями – пусть в этом нет лицемерия, но нет и любви.

Если вас привлекло именно его благочестие, а он вдруг склоняет вас к сожительству до брака, – разве об этом вы читали в православной литературе, какими должны быть православные супруги? Оправдание блудной страсти христианином – верный признак большой гордости, а гордость – первый враг благочестия.

Если, наконец, вы чувствуете, что вами явно манипулируют через ваше сострадание, чувство ответственности, чувство долга и т.п., – разве это не пренебрежение вашим человеческим достоинством? И разве это совместимо с отношениями людей в христианском браке?

Вам показалось, что статья написана предвзято, потому что инокиня предостерегает девиц и женщин от неудачного брака?

Мужчин неудачный брак сокрушает сильнее. Потому что дети остаются с женой, а если она – виновница развала брака, то что их там ждет? Хорошо еще, если мама просто истеричка. А если она «гулящая»?

Родительских прав за это не лишают. Ребенок ухожен, накормлен, уроки делает, пропусков в школе нет. пока. А то, что каждое утро из маминой спальни выходит новый дядя, – это к делу не подошьешь. Лишь бы не скандалили.

И вот уже очередной разведенный мужик сидит в храме и ПЛАЧЕТ. Здоровый, сильный, мужественный человек плачет, потому что ситуация вполне себе безвыходная – его ребенок живет там, где ему уродуют психику, а сделать ничего нельзя.

И вот уже очередной разведенный мужик сидит в храме и ПЛАЧЕТ

Но когда дети остаются с папой, потому что маме они откровенно не нужны, – это еще хуже. Нет, даже так: это – хуже некуда. Когда человека не любит родная мать – нет ничего хуже. Если он сирота, если живет среди равнодушных людей, если плачет в подушку в детском доме, если над ним издеваются, то и в этом мраке светится мысль, что, будь у него мама, она бы его любила. Но если мама есть, а ты ей не нужен. не знаю, с чем это сравнить, но хуже уже не бывает.

И это можно пережить, и это любящий папа может значительно компенсировать, и с этим вырастают прекрасными людьми. но это же не то, чего нормальные мужчины желают своим детям? И ведь к таким развязкам в браке может прийти совсем не испорченная девушка. А, например, просто инфантильная.

Впрочем, раз уж мы задавались вопросом «Кто без греха?», то надо сказать следующее: воля Божия может заключаться и в том, чтобы человек снизил свои претензии к избраннику и повысил свои претензии к себе. Возможно, человек и сам лукав и малодушен, сластолюбив и эгоистичен. И воля Божия заключается в том, чтобы он шлифовался о недостатки своей второй половины.

Но будем различать: отшлифоваться – одно, оцарапаться – другое, а разбиться – третье. Потому и надо сверяться по всем ориентирам, по которым узнаётся перспектива на брак, ибо неудачный брак может не смирить, а искалечить или сломать человека.

Еще один такой ориентир – это мнение близких. Настоящих близких, которые неравнодушны к вашей судьбе.

Если любящая мама начинает бессильно плакать при обсуждении ваших брачных планов – не отмахиваетесь ли вы бездумно? Если все ваши доброжелательные знакомые и добрые друзья смотрят на вашего избранника/избранницу в сильнейших сомнениях – откуда такое единодушие? Если духовник, известный своей богобоязненностью и деликатностью, вдруг начинает всячески призывать вас не спешить с этим браком – не стоит ли задуматься? А задумавшись, не стоит ли притормозить?

Не пытается ли ваш избранник увести вас подальше от тех, кто вас любит и о вас заботится?

Да-да, конечно, о том, что близкие в такой ситуации могут вдохновляться какой-то корыстью – ревностью, собственничеством, – сейчас много пишут. Но ведь не так, чтобы все сразу, верно?

Потому, еще: не пытается ли ваш избранник увести вас подальше от тех, кто вас любит и о вас заботится? Это отличный метод, выработанный в тоталитарных сектах – оторвать человека от всех, к кому он мог бы прийти в трудную минуту. а потом устраивать ему эти трудные минуты, ни в чем себе не отказывая.

Конечно, если у человека охота пуще неволи, то и ангел с неба ничего не сделает с его желанием. Знаю немало людей, которые пренебрегли советами великих старцев – отцов Иоанна (Крестьянкина), Кирилла (Павлова), Николая Гурьянова – и вступили-таки в брак, о неудаче которого их предупреждали великие старцы. И не зря же предупреждали.

Но если человек хоть как-то цепляется за свою христианскую ответственность, то как он может определить, что им движет: любовь – или пристрастие и ослепление?

Человек – никак. Потому и надо с сокрушением сердца припадать к Богу и просить о вразумлении. Именно о вразумлении. Потому что падший человек очень любит подменять волю Божию на свою. А подменять – значит менять неприметно. Нередко и для себя.

На чем бы еще проиллюстрировать этот механизм.

Вас обижали? Вас раздирала обида на то, как несправедливо с вами обошлись?

Само собой! Кого не обижали!

Надо просить у Бога, чтобы дал увидеть в этом деле не нашу правду, а Его.

Но из-за обиды человек сбивается на гнев или ропот. И никак, никак не может захотеть поставить вопрос таким образом. Если захочет и искренне попросит, то ответ от Бога огорченному сердцу придет очень быстро – почти сразу он увидит в случившемся либо свою часть вины, либо Промысл Божий на пользу своей душе. Обычно же – и то, и другое.

Но чаще обида внутри нас клокочет и требует, по сути, не видения правды Божией, а признания нашей правды – и от людей, и от Бога!

Мы говорим, что ищем волю Божию, а на деле требуем от Бога, чтобы Он подчинился нашей воле

Так же точно и в поднятой выше теме – надо отложить свое пожелание и просить Бога, чтобы вразумил поступить по Его воле. но это трудно, потому что в душе буйствует огонь своего хотения. И мы говорим, что ищем волю Божию, а на деле требуем от Бога, чтобы Он подчинился нашей воле.

Непостоянной, эгоистичной, глупой воле.

И разве так бывает только в вопросах брака? Со времен грехопадения так – во всем.

Читайте также: