Недаром моя мама любила повторять эту пословицу

Обновлено: 22.11.2024

Праздник-развлечение «Пословица недаром молвится».

Цель активизировать имеющиеся знания педагогов, создать благоприятный психологический климат в педагогическом сообществе учителей-логопедов.

Следующая пословица

Чем отличается пословица от поговорки? Чаще пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка – это меткое замечание относительно какого-либо события, явления, объекта. Но я всегда путаюсь в этих понятиях, поэтому не взыщите в случае, если не так выражусь.
Моя мама любила в разговоре ввернуть какую-нибудь пословицу или поговорку. Эту особенность ее речи я осознала после ее ухода, так как совершенно неосознанно сама стала часто их употреблять. Теперь, когда то или иное выражение из маминого наследия возникает в моем лексиконе, я сразу обращаю на это внимание. Как будто это какой-то привет от мамы. И сразу становится приятно и тепло на душе.
С самого раннего детства я уже знала, что немилого целовать неприятно, совсем невкусно после частого употребления мамой пословицы: «Без соли хлебать, как немилого целовать!». Дети, конечно, чаще всего имеют свое осмысление фраз взрослых. Вспоминаются эпизоды из прелестной книжки Корнея Чуковского «От двух до пяти», прекрасно иллюстрирующие детские представления.
Одна девочка услышала по-своему поговорку из уст мамы: «Терпи, казак, атаманом будешь!», и, баюкая куколку, приговаривала: «Терпи, коза, а то мамой будешь!». Другая девочка поняла мамину фразу буквально и когда за столом собралась семья и приехавшая родня, она долго пристально смотрела на дядю Петю и произнесла возмущенно: «Мама, ты говорила неправду, что дядя Петя сидит на шее у тети Нади. Вовсе он у нее не на шее сидит. Он на стуле сидит!»
Сейчас на дворе март. Погода неустойчивая, то плюс, то минус. Небо безоблачное, пронзительной голубизны, какое бывает в начале весны. Не смотря на наличие яркого солнца, ветер все еще по-прежнему колючий и даже порой обжигающе холодный. А я уже скинула дубленку, облачившись в светлое полупальто, всем своим организмом желая носить что-то радостное, легкое, одним словом - весеннее. Даже шарфик завязала исключительно веселенькой расцветки: на светло-зеленом фоне яркие зеленые листочки. Голова моя не покрыта. Ветер тормошит волосы, и я не могу представить, чтобы этой свободной игре мешала какая-нибудь шапка. Навстречу еще много попадается людей в черном зимнем обличье, в натянутых на лбы вязаных и даже меховых головных уборах. И я, совершенно не понимая их мрачное оборонительное утепление, в душе чувствую некое превосходство: «Что вы все «кутаетесь»? Эй, вы, посмотрите на меня: сразу видно, что весна наступила. Во всем моем облике оптимизм и весенняя радость». И знаете, другими людьми мой весенний облик не остается незамеченным. Вот вчера сосед с третьего подъезда отметил с улыбкой: «Вы такая весенняя сегодня!». Но ведь приятно же, когда ты ассоциируешься с весной, с пробуждением природы.
В один из дней на этой неделе мы договорились встретиться с подругой Аллочкой. Она меня более, чем порадовала, превзошла все мои ожидания. Алла явилась в новом мягком уютном модном полупальто яркого апельсинового цвета, где-то даже более близкого по тону к цвету мандарина. Это смело. Не всякий решится облачиться в одежду таких красок. Но в сочетании с темно-каштановым цветом волос и смугловатой кожей моей подружки эта мандариновая гамма смотрелась очень эффектно. Образ получился исключительно весенним, солнечным. Я с удовлетворением, подумала о том, что друзья – единомышленники во всем. Сразу было видно, что душа Аллочки открыта новым весенним ощущениям, а весь ее наряд напоминал нам, что не только весна наступила, но и не за горами лето с его насыщенными, радующими глаз красками.
Не могла не описать свое настроение, присущее большинству людей, особенно дамам, когда вместе с природой душа требует обновления гардероба. И вот среди этого противостояния весеннего воздуха и холодных укусов ветра у меня в голове возникают мамины поговорки на эту тему. Мама переживала за меня, когда я с первыми теплыми денечками стремилась быстрее переодеться в более легкое весеннее одеяние. Ее предостережения на счет коварности весны, естественно, выдавались в виде пословиц: «Придет марток - надевай сто порток», «Весна красна да обманчива», «Весна да осень – на дню погод восемь».
Обожала я и употребляемые мамой поговорки в ситуации, когда меня хвалили чужие люди. Говорят, что, русские мамочки отличаются от еврейских тем, что стесняются хвалить своих детей. А еврейские мамы при любом раскладе будут своих детей нахваливать перед чужими людьми вне зависимости от того, правда это или преувеличение. И это правильно, я считаю. Ведь не только красота - страшная сила, как говорила героиня Фаины Раневской в фильме «Весна» (вот сегодня что-то все мысли о весне да о весне), но и реклама – страшная сила. Мы же женщины по себе знаем. Своих детей больше критикуем, а потом удивляемся, отчего у окружающих какое-то неприятное для нас мнение о наших отпрысках. Так мы все для этого сами сделали, создали антирекламу. Сами не замечаем, как поругиваем своих детей то здесь, то там, а когда вдруг кто-то позволяет себе критическое высказывание, мы в душе возмущаемся: «Эээ, да ты чего? Это мне только можно критиковать, я же мама. А ты с какой стати позволяешь это делать? И вообще откуда ты знаешь, ты же с моим ребенком ни разу не общался?!». Откуда-откуда? Оттуда, от тебя самой, мамочка - находка для шпиона. И так это неприятно, когда кто-то посторонний пытается делать критические замечания в адрес твоего дитяти.
Конечно, ни мои подруги, ни я такой бестактности себе не позволяем. Но у меня были подобные ситуации с некоторыми знакомыми. Вот, почему с одними дружишь, а с другими слегка приятельствуешь. Потому что люди подбираются схожие. Так что надо вести себя, как еврейские мамочки: хвалить своих детей самым беззастенчивым образом и не только среди чужих людей, но в глаза им – детям, чтобы чувствовали любовь, что они самые лучшие для родителей. А то ведь и комплекс неполноценности может развиться.
Моя мама как раз была типичной русской мамочкой. Она больше любила покритиковать, чем похвалить. Но я всегда видела в ее глазах любовь и восхищение, да ее высказывания носили какой-то смешливый смысл, как бы говорящий, что это как раз неправда, как раз все наоборот. Просто неудобно об этом говорить вслух.
Когда я вошла в возраст самого расцвета девичьей привлекательности, маме часто говорили комплименты на счет меня. А мама стеснялась сказать, к примеру: да, неплохая девчонка получилась.
Конечно, мама меня поддерживала, когда я сомневалась на счет своей внешности, особенно в подростковом возрасте. К примеру, мне казалось, что я слишком высокая. Я даже комплексовала. На школьном вечере не всякий мог пригласить на танец. Многие были ниже ростом, а в школьные годы этому придавали значение. Мама сразу возмущалась: «Ты что? Это же благо. Вот как обычно начинается описание главной героини в романах: вышла высокая стройная девушка! Вот! Это большой плюс. Ты видела кадры из фильма «Табор уходит в небо»? Героиня Светланы Тома - Рада идет в центре толпы цыганок, выделяясь среди них не только красотой, стройной осанкой, но и ростом. Я думаю, что Лотяну намеренно подбирал окружение Рады из низкорослых цыганок, чтобы на их фоне героиня выделялась».
Теперь я это понимаю, и когда меня спрашивают: какого я роста, я отвечаю: 1м 74 см. А в юном возрасте уменьшала – 1м 73 см. С математической точки зрения позволительно сделать приближение в сторону увеличения. Ведь мой точный рост – 1м 73, 5 см. В наше время этот рост просто никакой и не рост, а так, ерунда какая-то. Это уже совсем и не высокая девушка в сравнении с нынешними. Так… шмыргалка какая-то, как говорил мой муж. Он любил «приколоться»: «Ты все считаешь, что ты высокая. Какая ты высокая? Вот сегодня ехал в лифте с девушкой, так вот она высокая, я понимаю. У меня 1 м 83, но мне пришлось, нажимая на кнопку, голову чуть-чуть приподнять, чтобы спросить, на какой этаж она едет. Вот это рост! А ты… так … шмыргалка какая-то». Говорил он, конечно, любя. Это я поясняю для тех, кто без юмора.
Так вот, мама меня умиляла своей реакцией на комплименты в адрес дочери.
- Анна Александровна, Лена ваша, так расцвела. И как ей идет этот наряд – примерно что-то такое говорили маме.
- Да уж, одень пень – и не налюбуешься целый день – бодренько так отвечала мама, хоть и шутя, но, однако, с тенью смущения. Получалось, что дело то все в одежде, а так- то дочь моя – урод уродом, это она красивыми тряпками прикрылась. В общем, рекламка для меня была еще та, особенно, если она произносилась в присутствии людей без чувства юмора.
Я же, большая любительница «поржать», конечно, не обижалась на маму, а смеясь, качала головой: «Вот вы, какая, МАМО! С пнем меня сравниваете!».
Да что там с пнем! Одна поговорка вообще меня в подлецы относила. Мне, как всем молодым и стройным, конечно, любая одежда шла. И вот когда я примеряла какой-нибудь наряд, среди одобрительных возгласов можно было услышать и мамино с юмором замечание: "Подлецу все к лицу!". Но главное было то, что мы обе понимали, что это шутка.
Или вот такой часто повторялся вариант:
- Анна Александровна, Лена ваша хороша!
- Ага, хороша, когда спит и дома нет! – как всегда лихо парировала мама.Или же еще у нее был вариант: "Такая красавица, что, отворотясь, не насмотришься!"
Тут что-то вспомнилась и папина поговорка: «Молодец среди овец, а среди молодцов и сам овца!». Как всякий русский человек он тоже использовал в своей речи пословицы и поговорки, но не так часто, как мама. У нее был целый ряд штампованных фраз – поговорок, которые вылетали из нее автоматически согласно ситуации.
Так, к примеру, хоть она и уверяла меня, что высокий рост – это красиво, но все в той же тональности критического ко мне отношения она говорила: «Большая фигура да дура. Мал золотник да дорог!».
Когда мама считала, что человек вполне заслуживает то, что имеет, она произносила: «По Сеньке и шапка!». И сразу все понятно. В аналогичной ситуации она говорила еще такую пословицу: «Нечего на зеркало пенять коли рожа крива!». Смысл, конечно, шире, большей частью касающийся внутреннего мира человека, хоть и о роже говорится.
Получается, что любую мысль можно подкрепить поговоркой или присказкой.
В интернете легко найдется много поговорок, но я знаю такие, которые я слышала только от конкретных людей и нигде больше не встречала. Моя подруга с времен проживания в Риге Таня Гаврикова разговаривает очень ярко. Она может и матерком припечатать. Причем, это тот редкий случай, когда мат звучит не оскорбительно для ушей, а как-то самобытно, по-доброму, и всегда по делу. Но мне вспомнилось одно Танино выражение, к счастью, не матерное. Вот не знаю: народная это поговорка или ее собственное изобретение, но я нигде больше не слышала эту фразу. Как-то глядя в зеркало, Таня печально произнесла: «Волос осталось … на одну драку».
Или же вот еще. Одна моя коллега по работе, веселый и артистичный человек, имевшая лишний вес и хороший аппетит, как-то сказала по этому поводу совсем незнакомую для меня ранее поговорку: «Нарастил сало – теперь корми его!». Она умела посмеяться и над собой в первую очередь.
Вообще разные русские поговорки мне нравятся своим юмором и точностью выражения мысли.
Если говорить о еде, то мой муж любил повторять одну поговорку, когда кто-нибудь произносил, глядя на шикарный стол с закусками и выпивкой: «Какой стол!». Он говорил: «Каков стол, таков и стул!». Однажды мы встречали Новый год в гостях у не знакомых нам людей, но знакомых наших друзей. Хозяева дома были супружеской парой, очень простой, не слишком образованной, но гостеприимной, доброй и веселой. Когда мы зашли в их гостиную и увидели ломящийся от разных блюд стол, друг воскликнул: «Какой стол!». Муж мой тут же сострил: «Каков стол, таков и стул!». А хозяин, недолго думая, ввернул свою поговорку: «Как едим, так и пердим!». Мы все попадали. Весьма было неожиданно, учитывая тот факт, что мы с мужем только что с ним познакомились.
Да, наши русские поговорки яркие. Например, есть английская поговорка: «Fortune favours the brave» - «Фортуна благоволит храбрым» или же «Смелым сопутствует удача». Или же «Судьба благоприятствует смелым». Как ни переводи, а звучит, как простая констатация факта подобно: «Дважды два четыре» или же «После лета наступает осень». Где изюминка? А наш аналог с этим же смыслом звучит просто с гусарской удалью: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское!». Вот это я понимаю сказано! Или же: «Смелость города берет!». Тоже неплохо.
Сила русской поговорки попадает точно не в бровь, а в глаз! Все мы встречали таких людей, про которых можно сказать: «Глаза завидущие, руки загребущие» или же таких: "В каждой бочке затычка!" И таких полным-полно, кто в чужом глазу увидит соринку, в своём бревна не замечает. Сказано коротко и ясно. Лучше не охарактеризуешь человека.
Думаю, что не стоит волноваться поборникам русского языка, пословицы и поговорки не умрут. Они бьют метко в цель, сидят в наших мозгах глубоко и без них уже не обойтись.
Что-то я разболталась, ведь известно, что делу время, а потехе час. Хотя… Счастливые часов не наблюдают. Но все ж. кончил дело – гуляй смело!

© Copyright: Елена Горяинова, 2019
Свидетельство о публикации №219082001099

Следующая пословица

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные, не всегда придерживаются русских традиций.

План проведения мастер класса.

Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:

1. Представление технологии.

2. Проведение имитационной игры.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания. Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

К малым фольклорным жанрам относятся загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки. Естественно,может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала. В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.

Поговорим сегодня о пословицах и поговорках.

Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.

Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте,ссоре:

В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала.

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

• Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».

Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

«Пословица недаром … молвится». «С родной земли … умри – не сходи». «Без дела жить – только … небо коптить».

• Можно предложить детям подбирать пословицыи поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

«Нет друга – ищи, а найдешь береги» «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». «Родная земля и в горести мила». «Родина мать умей за неё постоять»

• Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу.Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».

• Изобрази пословицу пантомимой.

Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

• Нарисуй пословицу.

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

• Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.

• Найди лишнюю пословицу.

«Дело мастера боится»; «Не бойся работы, пусть она тебя боится»; «Не спеши языком – торопись делом»; «Язык до Киева доведет».

• Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц,близких по смыслу:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Руби дерево по себе»; «Знания никому не в тягость»; «Без корня и полынь не растет»; «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; «По Сеньке и шапка».

Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.

• Картинка + рассказ + пословица.

Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.

• Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки,например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».

Так, при обсуждении понравившегося произведения Л. Кассиля «Твои защитники» ребята восхищались мужеством и находчивостью героев, делали обобщение, используя пословицы: «Тот побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто за Родину горой».

• Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

«Где храбрость и отвага – до победы два шага»; «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»; «Человек без друзей – что солнце без лучей»; «Работай смелее – будешь жить веселее».

К. Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.

«Без дела жить – только небо коптить». «Кто лениться – тот не цениться». «Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

«Человек без Родины, что соловей без песни». «Родина мать умей за нее постоять». «Жить – Родине служить». «Один за всех и все за одного». «Жизнь пройти, не поле перейти».

Пословицы и поговорки помогают включить в словарь дошкольника такие слова, как «боец, герой, Родина, народ, побеждать, защищать и т. д.»

Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

2. Проведение игр с использованием пословиц.

Игра: «Скажи по другому»

Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.

Игра: «Узнай пословицу по картинке»

Игра: «Я начну, а ты продолжи.»

Игра: «Нарисуй пословицу»

Игра: «Инсценировка пословиц»

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы Цель: создать условия для расширения у детей старшего дошкольного возраста представления о русских народных праздниках. Задачи: продолжать.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация для родителей «Мама, я сам!» Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам (а!" - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти.

Консультация для родителей «Милосердие» Впустите в сердце доброту Чуткость,сострадание. И в вашем сердце зацветут Любовь и понимание. Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении.

Консультация для родителей «Мы изучали» На этой неделе мы изучали тему «День матери. Женские профессии» 1. Развитие речи: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Задачи:.

Консультация для родителей «Святки». Консультация для родителей «СВЯТКИ». Все на Святки! Все на Святки! Приходите-ка! И ОВСЕНЬ и КОЛЯДА будут вместе снами! -Это что такое СВЯТКИ?.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1 Пословицы и поговорки— неотъемлемая часть культурного развития русского фольклора. Это можно назвать даже одним из способов передачи накопленного.

Ход развлечения

-Добрый день, дорогие коллеги. Сегодня мы собрались на речевой праздник, который посвящён пословицам. В моей необычной коробочке приготовлены для вас жетоны, которые вы будете получать за ваши правильные ответы, за вашу смекалку, находчивость и за знание пословиц.

Представление жюри и команд.

- Кто придумал пословицы?

- Кто собирал и записывал пословицы?

- О чём говорят пословицы? (о добре, зле, справедливости, о труде, о дружбе и т. д.)

- Почему они вам нравятся? (складные, красивые).

Слайд № 2. Появляется изображение А. С. Пушкина.

- Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил пословицы.Он сказал: «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

Пословицы – это настоящее богатство, оставленное нам в наследство. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Слайд № 3. Конкурс 1. - «Доскажи пословицу»

- Я читаю начало пословицы, а вы заканчиваете. (Вопросы задаются по очереди каждой команде).

Сначала подумай, потом … (говори).

Сумел взять – умей (отдать).

Терпение и труд, всё(перетрут).

О дереве судят по плодам, а о человеке по. (делам).

Слайд № 4. Конкурс 2. - «Узнай пословицу по двум словам»

- Послушайте пару слов и скажите, в какой пословице они встречаются.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

100 рублей – 100 друзей.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не спеши языком, торопись делом.

Труд кормит, а лень портит.

Слайд № 5. Конкурс 3. - «Кто быстрее назовёт пословицу»

На экране появляется изображение к пословице.

- Чья команда быстрее поднимет флажок, та и отвечает. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Слайд № 6. Большому кораблю – большое плаванье.

Слайд № 7. Доброе слово и кошке приятно.

Слайд № 8. На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых.

Слайд № 9. Друг познаётся в беде.

Назвался другом – помогай в беде.

Слайд № 10. Много выбирать – женатым не бывать.

Гляденьем сыт не будешь.

Слайд № 11. Поскорее подрастай да к работе поспевай

Мал золотник, да дорог.

Свою работу на других не перекладывай.

Слайд № 12. Поспешишь — людей насмешишь.

Дело шутки не любит.

Слайд № 13. Хочется есть, да не хочется лезть.

Лёжа пищи не добудешь.

Лень матушка вперёд родилась.

Кто труд любит, долго спать не будет.

Слайд № 14. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дурак думками богатеет.

Слайд № 15. Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.

Летний день за зимнюю неделю.

Слайд № 16. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Лёжа на печи не испечёшь калачи.

Слайд № 17. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Слайд № 18. Конкурс 4. - «Вспомни пословицу, которая начинается на это слово»

Волков (Волков бояться - в лес не ходить).

Одна (Одна голова хорошо, а две лучше).

Дают (Дают - бери, бьют - беги).

Любишь (Любишь кататься, люби и саночки возить).

Слайд № 19. Конкурс 5. - «Аукцион» Кто пословиц больше знает, Тот награду получает.

-Назовите пословицы о дружбе. Побеждает тот, кто больше вспомнит пословиц о дружбе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружба дружбой, а служба службой.

Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Дружба,как стекло: разобьёшь - не сложишь.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Друг познаётся в беде.

Друг лучше старый, а платье – новое.

Сам погибай, а товарища выручай.

Слайд № 20. Конкурс 6. - «Каждой сказке своя пословица»

На мультимедийке появляются эпизоды из сказок.

- Команды по очереди должны отгадать какая это сказка и подобрать к ней пословицы.

Слайд № 21,22. «Палочка – выручалочка»

«Зачем тебе палка? Что в ней толку? Это палка не простая.

Это палочка-выручалочка - наверх- поднималочка.»

«Это палочка-выручалочка- по-врагу-ударялочка.»

«Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!»

Пословицы: Где ум, там и толк.

Умный товарищ – половина дороги.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Дураку всё смех на уме.

Доброе дело без награды не останется.

Слайд №23. «Лягушка – путешественница»

«Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, тёплые болота. Какие там червяки! Хорошо на юге!»

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Незачем далеко, и здесь хорошо.

Всякому мила своя сторона.

Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко.

Не хвались отъездом, хвались приездом.

Не считай звёзды,а гляди в ноги: ничего не найдёшь, так хоть

Слайд №24. «Айога»

«Совсем разозлилась. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости – так замахала, что руки у неё в крылья превратились.»

«Ах, какая я красивая! Го-го-го!»

Пословицы: Буду есть мякину, а фасон не кину.

Пустой колос гордо стоит.

Высоко летаешь, да низко садишься.

Вздулся пузырь, да и лопнул.

Выкормил змейку на свою шейку.

Живы родители - почитай, умерли – поминай.

Самолюб - всякому не люб.

Слайд №25. «Волк и лиса»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»

Пословицы: И рыбы наловит, и ног не замочит.

Лиса семерых волков проведёт.

Кабы на твою хитрость, да не моя простота.

Слайд №26. «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо»

«Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе»

"Чего тебе надобно, старче?

«Ну теперь твоя душенька довольна. "

«По делом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа,наука:

Не садися не в свои сани!"

«Глядь: опять перед ним землянка»

«На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.»

Пословицы: Лучше воробей в руки, нежели петух на кровле.

Свинья только рыло просунет – и вся полезет.

Глаза завидущие, руки загребущие.

Влез кот на сало и кричит «Мало».

Из грязи в князи.

Слайд №27. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Не пей, братец, козлёночком станешь!»

«Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро,

козлёночек будет жить с нами.»

«Выплынь, выплынь на бережок.»

«Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!»

Пословицы: И в моё оконце засветит солнце.

Правда тяжелее золота, а на воде всплывает.

Всё минется, одна правда останется.

Слайд №28. «Стрекоза и муравей»

«Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.»

«И кому же в ум пойдет на желудок петь голодны

Так, что голову вскружило.»

«Ты всё пела?Это дело: Так пойди же, попляши!»

Пословицы: И сей день не без завтрашнего.

Застала зима в летнем платье: а мы чаяли и зимы не будет.

Лето пролежишь-зимой с сумой побежишь.

Будет – так будет, а не будет, так что-нибудь да будет.

Слайд №29. «Царевна –лягушка»

«Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!»

Слайд № 30,31. Сценка «Фома и Ерёма»

-Есть на свете маленькое село «Пословицыно».

(На экране появляется картинка села).

- Много работают в этом селе, но и веселиться не забывают. Недаром в пословице говорится: «Делу – время, потехе – час». Когда заканчивалась работа, собирались у околицы и стар и млад, и смешили друг друга небывальщиной да неслыхальщиной.

Звучит музыка. (Выходят Фома и Ерёма)

Фома и Ерёма: Здрасьте. А вот и мы оба, Фома да Ерёма.

Фома: Голоса услыхали, к вам прибежали.

Ерёма: Мы ребята удалые…

Фома: Мы ребята озорные…

Ерёма: Голосом пляшем, ногами поём.

Фома: В общем и в целом, прекрасно живём.

Ерёма: А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома: Нынче мы вам расскажем в лицах весёлые небылицы (Садятся).

Ерёма: Начинай (толкает).

Фома: Нет, ты начинай.

Оба: вместе мы начнём, а вы подпевайте. (Фома и Ерёма играют на балалайках).

Фома: На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.

Все: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Ерёма: Рано утром вечерком, поздно на рассвете Баба ехала верхом в ситцевой карете.

Фома: А наш дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Все: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших у ворот всё идёт наоборот. Ерёма: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье.

Фома: сидит Ёжик на берёзе, новая рубашка, На головке сапожок, на ноге фуражка.

Все: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших у ворот всё идёт наоборот. Ерёма: Сидит заяц на берёзе в алюминиевых штанах. А кому какое дело, может заяц космонавт!

Фома: По реке плывёт корова, обгоняет пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребёт.

Все: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Слайд № 32. Конкурс 7 - «Кто больше вспомнит пословиц с числами семь, один»

Один в поле не воин.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семь бед - один ответ.

Один за всех и все за одного.

Одна пчела много мёду не натаскает.

Подчас и один стоит семерых.

Одной рукой и узла не завяжешь.

У одной овечки да семь пастухов.

В семи дворах один топор.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один воин десять рот водит.

Один глаз на нас, другой на Арзамас.

Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

Одно око, да видит далеко.

Одна голова хорошо, а две-ещё лучше.

За семь вёрст да киселя хлебать.

Одна нога тут, другая – там.

Одной шапкой двоих накрывает.

Один поёт- другой подыгрывает.

Слайд №33. Конкурс 8 - «Объяснялки»

- От каждой команды выходят капитаны. По очереди снимают по одному яблоку с яблони (с обратной стороны яблок написаны пословицы) и объясняют пословицу. Жюри слушают и оценивают. Выигрывает в этом конкурсе тот, кто правильно объяснит пословицу.

Подведение итогов (Участники подсчитывают жетоны).

Публикации по теме:

Сценарий праздника к Дню матери «Мама — самый лучший друг!» 2015 Мама – самый лучший друг!» тематический вечер для детей средней группы «Непоседы» и их родителей. Подготовила: Дамфа Надежда Ивановна,.

Игра КВН. Сценарий праздника по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Лучший пешеход» Игра КВН. Сценарий праздника по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Лучший пешеход»Образовательная область: Познание. Физическое.

Сценарий праздника к 8 Марта «Лучший подарок для мамы» Роли: 1. Ведущий 2. Мадмуазель 3. Баба-Яга 4. Кикимора 5. Индианка Что нужно подготовить: 1. Мадмуазель (духи, крем, косметику, прищепки, шляпки,.

Лучший сценарий праздника «Остров Здоровья» Сценарий районного спортивного праздника «Остров Здоровья» (первый этап) Цели: Привлечь детей и взрослых к занятиям физической культурой.

Сценарий праздника «Мой папа — самый лучший!» Актуальность: 23 февраля празднуется мужской праздник - День защитника отечества. Это праздник всей сильной половины человечества. В этот.

Сценарий конкурса педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ» Звучит музыка (гимн детского сада, гости и жюри проходят в зал и рассаживаются. Звучит музыка А. Рыбникова «Усатый нянь» Ведущий: Добрый.

Сценарий праздника «Лучший в мире день рождения» Сценарий «Лучший в мире день рожденья» Под веселую музыку забегает Клоун. Клоун : Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! Вы, конечно.

Сценарий развлечения «Книга — лучший друг» Сценарий развлечения "Книга - лучший друг" Цель: формирование интереса детей к чтению, к произведениям детской литературы. Задачи: 1. Активизировать.

Стенгазета ко Дню защитника Отечества «Самый лучший папа — мой!» Яркие моменты праздника. Стенгазета ко дню защитника отечества "Самый лучший папа - мой!" День защитника отечества давно стал одним из любимых праздников россиян.

Читайте также: