Наше отечество ушинский пословицы
Обновлено: 22.11.2024
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Следующая пословица
Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К. Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.
Задачи урока:
1 ) - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;
- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;
- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.
2) - развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
3) - способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;
- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.
- развивать самооценку учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно-познавательный интерес и мотивация к теме «Родина» .
Метапредметные:
регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя;
познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;
коммуникативные – слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
чтение: работа с информацией: под руководством учителя
- работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- работать с толковым словарём;
- определять главную мысль текста и соотносить её с пословицей;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.
Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова, близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.
Технология достижения цели : деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Необходимое оборудование и материально-техническое обеспечение:
«Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М.: Просвещение, 2011
Предварительный просмотр:
Тема: К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».
(«Перспектива», «Литературное чтение», 4 класс)
Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
1 ) - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;
- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;
- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль.
2) - развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
3) - способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;
- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.
- развивать самооценку учащихся.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Девиз урока: С малой удачи начинается большой успех.
II. Включение в учебную деятельность. Слайд 2-3
- Прочтём стихотворение способом «птичий базар»
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте с замедлением
- Прочитайте с интонацией восхищения
Ручеёк заливисто журчит.
Одуванчик ярко золотится.
Солнце так развесило лучи,
Словно крылья радужной жар-птицы.
И, на воле весело играя,
Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»
- Стихотворение это не простое, а с «секретом». Из первых букв каждой строчки составьте слово. Что получилось? (РОССИЯ)
-Чем же для нас является Россия? ( Россия-это наша Родина ).
III. Актуализация знаний
-Вспомним пословицы, которые вы узнали на прошлом занятии. Задание: продолжить пословицу (на карточках).
Где кто родится, … там и пригодится.
Человек без родины, … что соловей без песни.
Береги землю родимую, …. как мать любимую.
Родину, как и родителей, …на чужбине не ищут.
Родина мать - …умей за нее постоять.
Проверка в парах по слайду (Слайд 4)
-Что объединяет эти пословицы?
- Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке? («О Родине, о подвигах, о славе».)
IV . Определение темы урока и постановка задач.
-Узнайте, чьи это слова, и вы узнаете автора произведения, с которым будем работать.
«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил. К. Ушинский .
(Открывается фамилия автора на доске)
С другим автором мы еще не знакомились, назову его сама В.Песков.
- Подберите слова, близкие по значению к слову родина и вы узнаете название произведения.(Отечество, отчизна)
(Открывается названия «Наше Отечество», «Отечество» на доске.) ( Слайд 5 )
Запись даты, темы в тетрадь .
Цель : выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством.
- Познакомиться … с произведениями К.Д. Ушинского «Наше Отечество». В.Пескова «Отечество».
- Продолжить … учиться анализировать литературное произведение
- Выяснить… значение слова Отечество
V. Работа по теме урока
Учебник с.58 Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество»
- Что вы знаете про писателя? Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? («Плутишка кот», … )( слайд 6- портрет)
1.Работа по иллюстрации.
- На что похожи иллюстрации?
-О каком событии напоминает левая иллюстрация? (О Победе ВОВ)
- Что можете сказать о месте, где выполнен правый снимок? (Москва. Красная площадь)
- Что можно сказать о времени создания фото? (прошлое и настоящее)
- Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).
2.Первичное восприятие рассказа.
- А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?».
- Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про Отечество, про Россию…)
-Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?
(Гордость, любовь к родине, восхищение, уважение.)
-Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)
-Верным ли оказалось наше предположение о содержании рассказа? (Да, этот рассказ о России).
Найдем значения слов Родина и Отечество в толковом словаре
РОДИНА , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения
ОТЕЧЕСТВО , -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит - В тексте встретилось выражение “испокон веку” . Как вы его понимаете?
ИСПОКОН : испокон веку, испокон веков (разг.) - издавна, с давних времен. (Словарь Ожегова)
V I . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Составление кластера
- Как автор называет нашу Россию ? (Отечество, Родина, мать.)Составим кластер в тетради.
Родина Отечество Мать
2. Прочитайте вслух с выделением глаголов.
3.Выборочное чтение. Ответьте словами текста
– П очему автор называет Россию Отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью?
Добавление в кластер:
родились здесь, жили отцы и деды земля кормит
- Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью .
-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.
Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
- Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи? (Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)
-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее? ( Нет. Каждому дорога своя мама.)
-А есть ли на Земле другие государства?( Да, есть другие страны .)
-А может быть у человека 3 Родины или 4? (Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе ).
- Определите главную мысль рассказа . ( Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)
- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться ?
(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
4.Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество» (слайд 8 )
Василий Песков родился в 1930 году в Воронежской области. Его родителями были машинист и крестьянка. Окончил в воронежскую школу киномехаников. Увлёкся в юности фотографированием природы. Работал сперва фотографом. После невероятно успешной публикации своего первого очерка под названием «Апрель в лесу» сделался штатным корреспондентом. После нескольких статей в газету «Комсомольская правда» его приглашают в Москву. Он становится постоянным автором рубрики «Окно в природу». В 15 лет вёл с ник. .дроздовым программу «В мире животных». С1992 года он начал работать в журнале «Муравейник».
Любовь к окружающей нас природе в молодом человеке воспитал его школьный учитель, который ходил с детьми в лес, показывал разных птиц, говорил о природе.
(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)
- Какими существительными определяет Песков, что такое отечество? Найдите, зачитайте, дополним кластер. (Память, люди, земля)
жили отцы и деды земля кормит
память люди и дела земля
- Объясните последнюю строчку текста В. Пескова.
VII. Подведение итогов урока (слайд 9 )
Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока.
Первая задача . С какими произведениями познакомились? Что узнал про авторов?
Вторая задача. Как мы работали с текстом? (придумывали название, догадывались о содержании по названию и иллюстрации, находили в тексте ответ на вопросы,
Третья задача . Что означает слово Отечество?
Цель -Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)
-А теперь оцените свою работу на уроке. Если вы все поняли- то красный карандаш, если остались вопросы, чувствуете, что нужно еще доработать - зеленый.
Следующая пословица
Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.
1 ) – актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах; - познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; - формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.
2) – развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, рассказе учителя; - учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. - развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине; - пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине. - развивать самооценку учащихся.
Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно - познавательный интерес и мотивация к теме «Родина» .
регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять границы знания и незнания по теме «Родина», принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;
познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;
коммуникативные – слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
чтение: работа с информацией: под руководством учителя - работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя; - определять главную мысль текста; - использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.
Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.
Технология достижения цели : деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:
- «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2012.
- карточки со словами и картинками для «синквейна);
- презентация к уроку;
- компьютер, проектор.
1)Уч. Все сумели мы собраться,
За работу нужно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Уч. -А сейчас проверим рабочее место.
Уч. -И работаем под девизом ( Знаешь- говори, не знаешь- слушай).
Уч.-Значит как мы учимся говорить? ( правильно, чётко выговариваем слова, громко, чтобы все слышали и понимали.)
2) Речевая разминка.(СЛАЙД 1)
3)Скороговорка. .(СЛАЙД 2)
II. Подготовка к восприятию нового материала.
-Сегодня я обнаружила под дверью странный пакет. Давайте посмотрим что в нём. (выставила) И что с ним делать? ( собрать ребус)
-Какое слово получилось, читаем хором.( Родина на доске)
-Как вы думаете, почему именно это слово спрятано в ребусе? (это тема нашего урока)
(СЛАЙД 3 ) – Что вы видите на слайде? (герб, гимн, Флаг) Что это? (символы государства)
-Как называется главный город нашей родины?(Москва)
-Почему он главный? (там работает наше правительство, президент)
-Как зовут нашего президента?
Уч.-Да наша Родина – Россия, Это большая страна « От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля… » (слова из гимна)
-Нашу Родину населяют народы разных национальностей и все они живут в мире и дружбе. Любят свою Родину, заботятся о ней и гордятся ей.
III. Работа над новым материалом.
1)-Сегодня мы узнаем ещё больше о Родине и поможет нам в этом русский писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
-Рассказ называется «Наше Отечество».
-Обсудите в паре есть ли разница между словами Родина и Отечество.
(спросить пару, выслушать 2пары).
2) Прочтите текст просебя, есть ли в нём ответ на вопрос?
- Кто нашёл ответ в рассказе? ( если не нашли – подсказать – ответ в 1-3 строчке.)
Следующая пословица
- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль.
- развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Наше Отечество.Ушинский, Песков | 473.78 КБ |
Урок литературного чтения. К.Д.Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество». | 42.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз: С малой удачи начинается большой успех.
Ручеёк заливисто журчит. Одуванчик ярко золотится. Солнце так развесило лучи, Словно крылья радужной жар-птицы. И, на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! »
Р учеёк заливисто журчит. О дуванчик ярко золотится. С олнце так развесило лучи, С ловно крылья радужной жар-птицы. И , на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! »
Где кто родится, Человек без родины, Береги землю родимую , Родина мать- Родину, как и родителей, там и пригодится. что соловей без песни. как мать любимую . на чужбине не ищут. умей за нее постоять.
К.Д. Ушинский « Наше Отечество » . В.Песков « Отечество » . Задачи: 1. Познакомиться… 2. Продолжить учиться … 3 . Выяснить… выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством Цель:
- издавна, с давних времен. Отечество, родная страна. Место рождения. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. ОТЕЧЕСТВО РОДИНА ИСПОКОН
Константин Дмитриевич Ушинский
Василий Михайлович Песков
К.Д. Ушинский « Наше Отечество » . В.Песков « Отечество » . Задачи: 1. Познакомиться… 2. Продолжить учиться … 3 . Выяснить… выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством Цель:
Дом. задание : 1.Составить синквейн о слове Отечество. 2.Подготовить выразительное чтение. 3.Выучить один отрывок наизусть.
Синквейн Отечество 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов Синоним
Читайте также: