Наше отечество ушинский пословицы

Обновлено: 07.11.2024

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Следующая пословица

Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К. Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Задачи урока:

1 ) - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;

- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.

2) - развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

3) - способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.

- развивать самооценку учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно-познавательный интерес и мотивация к теме «Родина» .

Метапредметные:

регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя;

познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;

коммуникативные – слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

чтение: работа с информацией: под руководством учителя

- работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- работать с толковым словарём;

- определять главную мысль текста и соотносить её с пословицей;

- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.

Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова, близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.

Технология достижения цели : деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Необходимое оборудование и материально-техническое обеспечение:

«Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М.: Просвещение, 2011

Предварительный просмотр:

Тема: К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».

(«Перспектива», «Литературное чтение», 4 класс)

Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

1 ) - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;

- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль.

2) - развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

3) - способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.

- развивать самооценку учащихся.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Девиз урока: С малой удачи начинается большой успех.

II. Включение в учебную деятельность. Слайд 2-3

  • Прочтём стихотворение способом «птичий базар»
  • Прочитайте, разделяя слова на слоги.
  • Прочитайте с замедлением
  • Прочитайте с интонацией восхищения

Ручеёк заливисто журчит.

Одуванчик ярко золотится.

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

- Стихотворение это не простое, а с «секретом». Из первых букв каждой строчки составьте слово. Что получилось? (РОССИЯ)

-Чем же для нас является Россия? ( Россия-это наша Родина ).

III. Актуализация знаний

-Вспомним пословицы, которые вы узнали на прошлом занятии. Задание: продолжить пословицу (на карточках).

Где кто родится, … там и пригодится.

Человек без родины, … что соловей без песни.

Береги землю родимую, …. как мать любимую.

Родину, как и родителей, …на чужбине не ищут.

Родина мать - …умей за нее постоять.

Проверка в парах по слайду (Слайд 4)

-Что объединяет эти пословицы?

- Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке? («О Родине, о подвигах, о славе».)

IV . Определение темы урока и постановка задач.

-Узнайте, чьи это слова, и вы узнаете автора произведения, с которым будем работать.

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил. К. Ушинский .

(Открывается фамилия автора на доске)

С другим автором мы еще не знакомились, назову его сама В.Песков.

- Подберите слова, близкие по значению к слову родина и вы узнаете название произведения.(Отечество, отчизна)

(Открывается названия «Наше Отечество», «Отечество» на доске.) ( Слайд 5 )

Запись даты, темы в тетрадь .

Цель : выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством.

  • Познакомиться … с произведениями К.Д. Ушинского «Наше Отечество». В.Пескова «Отечество».
  • Продолжить … учиться анализировать литературное произведение
  • Выяснить… значение слова Отечество

V. Работа по теме урока

Учебник с.58 Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество»

- Что вы знаете про писателя? Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? («Плутишка кот», … )( слайд 6- портрет)

1.Работа по иллюстрации.

- На что похожи иллюстрации?

-О каком событии напоминает левая иллюстрация? (О Победе ВОВ)

- Что можете сказать о месте, где выполнен правый снимок? (Москва. Красная площадь)

- Что можно сказать о времени создания фото? (прошлое и настоящее)

- Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).

2.Первичное восприятие рассказа.

- А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?».

- Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про Отечество, про Россию…)

-Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?

(Гордость, любовь к родине, восхищение, уважение.)

-Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)

-Верным ли оказалось наше предположение о содержании рассказа? (Да, этот рассказ о России).

Найдем значения слов Родина и Отечество в толковом словаре

РОДИНА , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения

ОТЕЧЕСТВО , -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит - В тексте встретилось выражение “испокон веку” . Как вы его понимаете?

ИСПОКОН : испокон веку, испокон веков (разг.) - издавна, с давних времен. (Словарь Ожегова)

V I . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Составление кластера

- Как автор называет нашу Россию ? (Отечество, Родина, мать.)Составим кластер в тетради.

Родина Отечество Мать

2. Прочитайте вслух с выделением глаголов.

3.Выборочное чтение. Ответьте словами текста

– П очему автор называет Россию Отечеством?

– Почему автор называет Россию Родиной?

– Почему автор называет Россию матерью?

Добавление в кластер:

родились здесь, жили отцы и деды земля кормит

- Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью .

-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

- Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи? (Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)

-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее? ( Нет. Каждому дорога своя мама.)

-А есть ли на Земле другие государства?( Да, есть другие страны .)

-А может быть у человека 3 Родины или 4? (Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе ).

- Определите главную мысль рассказа . ( Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться ?

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

4.Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество» (слайд 8 )

Василий Песков родился в 1930 году в Воронежской области. Его родителями были машинист и крестьянка. Окончил в воронежскую школу киномехаников. Увлёкся в юности фотографированием природы. Работал сперва фотографом. После невероятно успешной публикации своего первого очерка под названием «Апрель в лесу» сделался штатным корреспондентом. После нескольких статей в газету «Комсомольская правда» его приглашают в Москву. Он становится постоянным автором рубрики «Окно в природу». В 15 лет вёл с ник. .дроздовым программу «В мире животных». С1992 года он начал работать в журнале «Муравейник».

Любовь к окружающей нас природе в молодом человеке воспитал его школьный учитель, который ходил с детьми в лес, показывал разных птиц, говорил о природе.

(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)

- Какими существительными определяет Песков, что такое отечество? Найдите, зачитайте, дополним кластер. (Память, люди, земля)

жили отцы и деды земля кормит

память люди и дела земля

  • Объясните последнюю строчку текста В. Пескова.

VII. Подведение итогов урока (слайд 9 )

Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

Первая задача . С какими произведениями познакомились? Что узнал про авторов?

Вторая задача. Как мы работали с текстом? (придумывали название, догадывались о содержании по названию и иллюстрации, находили в тексте ответ на вопросы,

Третья задача . Что означает слово Отечество?

Цель -Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)

-А теперь оцените свою работу на уроке. Если вы все поняли- то красный карандаш, если остались вопросы, чувствуете, что нужно еще доработать - зеленый.

Следующая пословица

Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

1 ) – актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах; - познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; - формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.

2) – развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, рассказе учителя; - учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. - развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине; - пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине. - развивать самооценку учащихся.

Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно - познавательный интерес и мотивация к теме «Родина» .

регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять границы знания и незнания по теме «Родина», принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;

познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;

коммуникативные – слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

чтение: работа с информацией: под руководством учителя - работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя; - определять главную мысль текста; - использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.

Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.

Технология достижения цели : деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:

  • «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2012.
  • карточки со словами и картинками для «синквейна);
  • презентация к уроку;
  • компьютер, проектор.

1)Уч. Все сумели мы собраться,
За работу нужно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Уч. -А сейчас проверим рабочее место.

Уч. -И работаем под девизом ( Знаешь- говори, не знаешь- слушай).

Уч.-Значит как мы учимся говорить? ( правильно, чётко выговариваем слова, громко, чтобы все слышали и понимали.)

2) Речевая разминка.(СЛАЙД 1)

3)Скороговорка. .(СЛАЙД 2)

II. Подготовка к восприятию нового материала.

-Сегодня я обнаружила под дверью странный пакет. Давайте посмотрим что в нём. (выставила) И что с ним делать? ( собрать ребус)

-Какое слово получилось, читаем хором.( Родина на доске)

-Как вы думаете, почему именно это слово спрятано в ребусе? (это тема нашего урока)

(СЛАЙД 3 ) – Что вы видите на слайде? (герб, гимн, Флаг) Что это? (символы государства)

-Как называется главный город нашей родины?(Москва)

-Почему он главный? (там работает наше правительство, президент)

-Как зовут нашего президента?

Уч.-Да наша Родина – Россия, Это большая страна « От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля… » (слова из гимна)

-Нашу Родину населяют народы разных национальностей и все они живут в мире и дружбе. Любят свою Родину, заботятся о ней и гордятся ей.

III. Работа над новым материалом.

1)-Сегодня мы узнаем ещё больше о Родине и поможет нам в этом русский писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

-Рассказ называется «Наше Отечество».

-Обсудите в паре есть ли разница между словами Родина и Отечество.

(спросить пару, выслушать 2пары).

2) Прочтите текст просебя, есть ли в нём ответ на вопрос?

- Кто нашёл ответ в рассказе? ( если не нашли – подсказать – ответ в 1-3 строчке.)

Следующая пословица

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль.

- развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

ВложениеРазмер
Презентация. Наше Отечество.Ушинский, Песков 473.78 КБ
Урок литературного чтения. К.Д.Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество». 42.04 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Девиз: С малой удачи начинается большой успех.

Ручеёк заливисто журчит. Одуванчик ярко золотится. Солнце так развесило лучи, Словно крылья радужной жар-птицы. И, на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! »

Р учеёк заливисто журчит. О дуванчик ярко золотится. С олнце так развесило лучи, С ловно крылья радужной жар-птицы. И , на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! »

Где кто родится, Человек без родины, Береги землю родимую , Родина мать- Родину, как и родителей, там и пригодится. что соловей без песни. как мать любимую . на чужбине не ищут. умей за нее постоять.

К.Д. Ушинский « Наше Отечество » . В.Песков « Отечество » . Задачи: 1. Познакомиться… 2. Продолжить учиться … 3 . Выяснить… выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством Цель:

- издавна, с давних времен. Отечество, родная страна. Место рождения. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. ОТЕЧЕСТВО РОДИНА ИСПОКОН

Константин Дмитриевич Ушинский

Василий Михайлович Песков

К.Д. Ушинский « Наше Отечество » . В.Песков « Отечество » . Задачи: 1. Познакомиться… 2. Продолжить учиться … 3 . Выяснить… выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством Цель:

Дом. задание : 1.Составить синквейн о слове Отечество. 2.Подготовить выразительное чтение. 3.Выучить один отрывок наизусть.

Синквейн Отечество 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов Синоним

Читайте также: