На чужих ошибках учатся пословица

Обновлено: 22.11.2024

Есть известная пословица: дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих. Но я с ней не согласна. Я вообще не согласна с тем, что учатся на ошибках. Учатся на опыте. Для умных нет ошибок, есть плохие результаты, которые всегда можно улучшить. Но это бесценный опыт.

Невозможно научиться на чужом опыте. Как бы тщательно вы не анализировали чужой опыт, это не даст пользы, не приведет к истинному знанию. Всякое теоретическое знание "умника" - это пустая, бессодержательная, поверхностная информация.

То же самое относится и к религиозному (нравственному) опыту. Тот человек, который познал Бога внутри себя - знает Его истинно. А тот, кто говорит о едином абстрактном Боге, тот ничего не знает о Нём.

Некоторые возражают, что Бог не может быть "личным", Он один на всех. Да, разумеется! Но каждый познает Его (если действительно познаёт) через себя.

Все мы дышим одним воздухом, но у каждого свои легкие и свои ощущения, связанные с этим процессом. На самом деле ничто нельзя познать иначе, чем изнутри себя.

Следующая пословица

Как часто вы слышите эту фразу? Я например сколько себя помню. Мама с самого детства старалась вложить в мою голову это правило, тем самым уберечь от глупых и не нужных ошибок. Каждая любящая мама старается помочь своему ребенку не оступится, но к великому сожалению моей так и не удалось. Никогда не умела учится на чужих ошибках. Наступала на одни и те же грабли столько раз, что на лбу места для шишек не оставалось. Конечно же в последствии корила себя за это, но никогда не допускала мысли, что бы смотреть как ошибаются другие. Мои выводы исходят исключительно из личного опыта и не стоит жалеть о сделанном. Прошлое не вернешь, ошибки не исправишь, а вот уроки жизненные получишь. Шагай лучше по своему пути и не смотри, что там у других. Каждая совершенная мною ошибка привела к той Соне, которой явлюсь на данный момент, если бы дали такую возможность что-либо изменить, не задумываясь отказалось. Стоит думать перед совершением ошибки, а не после. Жизнь в идеализированном мире рано или поздно заканчивается и как правило печально, розовые очки могут разбиться стеклами в глаза и тогда наступает истинное просветление.

На прошлой неделе мне задали вопрос: "Если человек не понимает своих ошибок, значит он не ошибается?", мой ответ — значит он ошибается, что не ошибается.

Мы не в праве осуждать кого либо, каждый выбирает сам по какой дороги идти, но стоит помнить, что нет идеальных людей. Ты имеешь право на ошибку и даже соверши ее, пусть будет стыдно, глупо и не правильно, но кто тут решает что правильно, а что нет? Главное вынести для себя нужные уроки. Пусть ударюсь тысячу раз, но точно буду знать в каких местах шрамы, что бы в последствии туда уже не падать.

« Говори по французски, если не можешь придумать слово на английском, что бы описать какую-либо вещь. Когда идёшь выставляй пальцы ног снаружи. и не забывай, кем являешься!»

Следующая пословица

В чем принципиальная разница между знаниями и умениями? В результате. Первые, скажем так, обеспечивают нам идею или, если хотите, образ результата. А вот вторые, собственно, сам результат, а главное — его устойчивость. Ведь что такое “умение”, “навык”? Это знание, воплощенное в действие. А что такое результат? То, к чему это самое действие приводит.

Простой пример: вы можете тысячу раз прочитать о том, как управлять автомобилем. Выучить последовательность действий — ночью разбуди, расскажете. Вы можете знать ПДД так, что “от зубов отскакивает”. Но чтобы действительно НАУЧИТЬСЯ управлять автомобилем, вам придется сесть за руль и совершить все те действия, о которых вы читали. Причем, неоднократно. Вам придется совершать и совершать их — до тех пор, пока они не станут автоматическими. И вот только тогда вы сможете сказать: я УМЕЮ водить машину, не так ли?

При чем тут ошибки, дураки и умные, спросите? А вот при чем: скажите честно, сможете ли вы не совершать ошибок во время этого процесса — воплощения ваших знаний в навыки? Возьмем тот же пример с обучением вождению автомобиля: друзья, признайтесь, сколько раз вы забывали включать указатель поворота? Или включали не тот? А никогда не начинали движение, не сняв машину со стояночного тормоза — в простонародье, “ручника”? Я, помнится, будучи зеленым совсем новичком однажды на этом самом ручнике метров сто умудрилась проехать. А педали газа с тормозом не путали по неопытности? То-то и оно.

Процесс обучения — то бишь воплощения знаний в умения — просто невозможен без ошибок. Причем, своих, а не чьих-то там. Ну не получится делать что-то новое — и не ошибаться, не терпеть неудачу. Почему так? Чтобы это понять, давайте разберемся, а что такое, собственно, ошибка (неудача)?

Смотрите, когда мы встречаемся с чем-то новым — я имею в виду, с новой задачей, любой, — сначала мы пытаемся решить ее по уже известным нам алгоритмам. То есть мы используем известные нам способы — иначе говоря, когнитивные или поведенческие шаблоны. Если способ срабатывает, ошибки нет.

Например, я знаю, как варить пельмени — класть их в кипящую воду и периодически перемешивать, пока вода снова не закипит. Затем еще немного поварить в кипящей воде и — вуаля, пельмешки готовы. Так? Допустим, я никогда не варила макароны и делаю это в первый раз. Что мне подсказывает мой опыт? Макароны — это тесто. По сути, такое же, как и в пельменях. Значит, к макаронам я применяю тот же способ варки, что и к пельменям. Логично? Само собой. Ошибки нет. Но, друзья, при этом нет и обучения! Ведь по сути я ничего нового не сделала.

А теперь представим, что я никогда в жизни не варила ни пельменей, ни макарон. Зато у меня есть опыт приготовления вареной картохи. Картофель, как известно, кладут в холодную воду. Итак, я, имея опыт варки картошечки, впервые в жизни решила сварить макарошки. Что я делаю? Правильно, использую известный мне способ: кладу макароны в холодную воду. Но данный способ здесь не применим. То есть я совершаю ошибку.

Понятное дело, что скорее всего в данном конкретном случае я, как взрослый человек, сначала прочитаю теорию — как именно варить пресловутые макароны. Но, например, в моем детстве интернета не было. То бишь не было таких вот источников информации, которые “под рукой”. И когда моя старшая сестра лет в восемь решила сварить впервые макароны, она положила их именно в холодную воду. А в общем-то, на этом простом примере я хочу показать, как протекают наши когнитивные процессы, когда мы встречаемся с чем-то новым.

А они, если очень упрощенно, протекают так: когда мы встречаемся с чем-то новым, наш мозг проводит очень быструю сверку этого нового с уже нам известным. Такой, знаете, поиск по “библиотеке” нашего опыта. И если новое хоть немного, хоть чем-то напоминает что-то из известного, то первое, что делает мозг — “включает” уже известный способ взаимодействия с этим новым. Иначе говоря, срабатывают существующие нейронные связи.

Что такое нейронные связи? Опять же, если очень упрощенно: в нашем мозгу сотни тысяч нейронов. И информация между ними передается в виде электрических импульсов. Когда мы делаем что-то впервые, включаются определенные нейроны и между ними, собственно, пробегает этот импульс. Если это действие мы начинаем повторять, повторять, повторять — регулярно, методично, — импульс тоже “повторяется и повторяется”. Образуется нейронная связь. И чем чаще мы повторяем это действие, тем более устойчивой и крепкой становится эта связь. Собственно, вот так и формируются привычки — или, иначе, паттерны, шаблоны.

И, повторю, когда наш мозг “приходит к выводу”, что новое похоже на что-то, уже известное нам, автоматически включается та нейронная связи (или связи), которая за это самое “известное” отвечает. То есть включается тот или иной способ — шаблон, паттерн — действия физического или когнитивного (мыслительного).

Да, как я уже сказала выше, при встрече с чем-то неизвестным, новым самое разумное — пойти и найти теорию. Почитать, что и как делать. Это логично, не так ли? Но! Мы же помним: знать — еще не означает “уметь”. В том смысле, что даже прочитав теорию, мы не сразу можем ее применить. Ибо будут мешать те самые устойчивые нейронные связи.

Объясню на примере. Возьмем вождение автомобиля. Сейчас, насколько мне известно, можно обучаться сразу на машине с автоматической коробкой передач. А вот в мое время все учились только на “механике”. И уж потом пересаживались на “автомат”, если хотели. У меня, например, с механической коробкой отношения не очень сложились, скажу честно. Я как в том анекдоте — ножки две, а педальки три. Поэтому еще во время учебы я инструктору говорила, что ездить буду только на “автомате”. И после сдачи экзаменов она мне дала совет: мол, когда начнешь водить машину с АКП, левую ногу засовывай поглубже под сиденье. Рекомендацию эту я оценила потом сполна, ибо в первые недели самостоятельного моего вождения левая моя нога все время лезла и пыталась надавить — ну хотя бы на педаль тормоза! И, само собой, все искала педаль сцепления.
Думаю, ситуация знакома всем, кто хоть раз в жизни пересаживался с “механики” на “автомат”, да? Так вот, смотрите: я ведь ЗНАЛА, как водить автомобиль с АКП, так? Я имею в виду, я владела теорией. Но — уже закрепившийся поведенческий шаблон все равно срабатывал.

И вот так у нас — за редким-редким исключением — происходит всегда при встрече с чем-то новым. Именно поэтому ошибки, то есть срабатыванием привычных, закрепленных способов, неизбежны.

А теперь самое главное: в чем же, собственно, заключается польза — или, если хотите, благословение! — ошибок? А в том, что после того, как мы ее, ошибку совершим, у нас включается, друзья. творчество! Иначе говоря, как только наш мозг “понимает” что известные способы не работают, он начинает — что? Правильно, процесс СОЗИДАНИЯ новых способов. И — новых нейронных связей, как вы понимаете. Мы начинаем творить, друзья. Креативить. И вот это — и есть процесс освоения нового . Процесс развития. Это и есть процесс обучения на ошибках.

И возвращаясь к фразе о “дураках и умных”: как сами считаете, учитывая все вышесказанное, реально ли научиться на чужих ошибках? Да, можно поразмышлять/порассуждать теоретически: мол, я бы на месте этого человека сделал бы так и так. И, в общем-то, это тоже будет своего рода “креативчик”. Но! Нейронные связи-то при этом не будут образовываться. И укрепляться не будут. Соответственно, мы не будем и учиться.

Вывод: научиться на чужих ошибках невозможно.

А что же такое “принцип дурака” ? А это, друзья, когда человек не учится НА СВОИХ ОШИБКАХ. И соответственно, повторяет их снова и снова. Происходит это из-за страха. Чего? Да собственно, страха ошибок. Точнее — наказания в случае неудачи. Естественно, страх этот чаще всего не осознается. Но при этом (а вернее сказать, именно потому) очень сильно управляет. И заставляет человека избегать ошибок — теми или иными способами. Опять же, бессознательно избегать. И способы, как я уже сказала, тут разные. Например, чтобы гарантированно не ошибаться, человек избегает встречи с новым . Другими словами, не делает нового. А значит — не развивается.
Или человек избегает признавать ошибки , точнее, он отрицает свое авторство в том, что произошло . Включается защита под названием “отрицание”, а следом — другая, "рационализация". Иначе говоря, человек убеждает (в первую очередь себя), что он “не виноват”. Что не он, вернее, не его действия стали причиной произошедшего. А неудачу как-то объясняет, как-то обосновывает (это и есть “рационализация”), находит или придумывает причины извне — обстоятельства, другие люди. И что в таком случае происходит с этим человеком? А ничего. Он не меняется. Точнее, не меняет своих способов взаимодействия с новым. Ну, раз он бессознательно, то бишь искренне верит, что не его действия (способы) привели к ненужному результату. Соответственно, новых способов он не ищет — не креативит. И значит, не развивается.

Так вот, друзья, принцип дурака — это модель поведения, при которой человек НЕ УЧИТСЯ на своих ошибках. Это модель поведения, при которой человек раз за разом совершает действие, уже приведшее к нежелательному результату, в надежде получить ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. А по-простому, снова и снова наступает на грабли — и каждый раз искренне верит, что вот сейчас-то в лоб не прилетит.

Вывод? Он прост: не бойтесь ошибок, совершайте их — ведь только так вы научитесь новому. Только так вы будете развиваться.

Комментировать

Все комментарии (63)

"Для умных нет ошибок, есть плохие результаты, которые всегда можно улучшить."
Так хорошего результата не получишь:

а так можно результат улучшить:

Жаль, что Вы еще не улучшили свой результат.

Вадим krsk, как настоящий джентльмен решил пропустить вас вперед.

Спасибо, но у меня свои методы улучшения результата.

"Изнутри себя" познать математику, физику, химию и прочее? Это как?

Решать с их помощью свои жизненные задачи и добиваться успеха.

Вать имано: надо присвоить то, что находится вовне. Кто-то из выдающихся людей сравнил процесс познания с движением гусеницы: надо опираясь на то, что уже присвоено, подтягиваться к новому. А начинается всё с проб и ошибок.

Прочтите про Сринивазу Рамануджана. Или Теслу.

Вот людям делать нечего с целью выделиться в макспарке. Обозвали одно и то же разными словами и статейку тиснули.
Ошибка - это и есть некоторые результаты поступка, опыт.

"Ошибка - это и есть некоторые результаты поступка, опыт".
-----------
Вы повторили то же, что и в статье. Стоило комментарий оставлять?

нет. В статье было написано: "Я вообще не согласна с тем, что учатся на ошибках. Учатся на опыте. Для умных нет ошибок, есть плохие результаты, которые всегда можно улучшить. Но это бесценный опыт. "
Вот и объясните новизну мысли, изложенной в статье, учитывая, что сами согласились с тем, что "Ошибка - это и есть некоторые результаты поступка, опыт".

Статья опровергает пословицу, которая говорит, что умные учатся на чужих ошибках. А Вы лучше объясните, чем Ваш комментарий нов? Вы повторили мою мысль слово в слово.

Я показал, что учиться на чужих ошибках - это и есть учиться на чужом отрицательном опыте.
Именно поэтому умные действительно учатся на чужих ошибках. А дураки нарабатывают тот же опыт, который можно было почерпнуть у других.

На чужом отрицательном опыте научиться ничему нельзя. Только на положительном, и то - при условии его личного применения на практике.

Вот дураки и не могут ничему научиться на чужом отрицательном опыте. А умные еще как учатся. Я много проблем избежал, глядя на других.

Вы многого избежали, а чего Вы добились? Или Вы всю жизнь только избегаете?

Например, я не ссал на оголенные провода. В отличие от сотен тысяч придурков, которые это сделали и досрочно преставились. Наркотики не употребляю в отличие от миллионов кретинов, которые быстро сдыхают, хорошо, если не в канаве.

Вы перечисляете чего Вы НЕ делали. А что хорошего Вы сделали? Что умное, доброе, вечное посеяли?

Забавная Вы тётка :-) Объяснили Вам, что умные учатся всё-таки на чужих ошибках, так вместо того, чтобы забить на теме, полезли в атаку с переходом на личности.
Ну хорошо. Попробуйте перекинуть логический мостик от обсуждаемой темы к тому, что я должен делать что-то хорошее, не говоря уже, что должен Вам исповедоваться.

Я не говорила, что Вы должны что-то делать. Просто из логики статьи следует, что Вы дурак, и Вам нравится учиться "на чужих ошибках". Дело Ваше. Прощайте.

Делать нечего тем кто комментирует.

Фигня. если пока сам "фейсом об тэйбл",то откуда врождённые инстинкты ? Ведь это результат ошибок моих прапрапращуров.

Результат опыта, жизни, а не ошибок.

Мусульмане говорят - НЕТ БОГА КРОМЕ АЛЛАХА! И они нексомненно правы. А Русские говорят дай бог прожить еще один день, подай ьоже что другим не гоже. И это бесконечные стенаня и самоунижение каждого верующего. Человек способен сам решить свим опытом как поступить когда сеять и когда собирать урожай, что есть , а что опасно для здоровья и поэтому способен быть самостоятельным! Так не будем уподобляться западным аферистам и станем активниями строителями своей жизни и творить во имя процветания своего народа и братских с нами народов. И только тогда станем по настоящему свободными и независимыми!

Золотые слова - учатся на позитивном опыте, а не на ошибках. Ошибки просто заставляют создавать позитивный опыт, который и ложится в основу нового знания. Просто ошибки толкают человека к чему-то - но к разному.

Если человек назвал что-то ошибкой, он уже не сможет извлечь из этого пользу. Надо уметь прощать, а еще лучше перестать винить. Надо быть нацеленным на положительный результат и работать над этим, и тогда всё постепенно образуется.

Вы хоть перестали хвататься за оголенные провода и, надеюсь, при запахе газа на кухне спичкой не чиркаете?

а что, есть идиоты, для которых избегание оголенных проводов результат опыта, и избегание огня при запахе газа - последствие взрыва этого газа?? хи-хи.

Галина,в результате вашего бла-бла-бла,ничего не меняется.Человек учится на своих ошибках.

Не на ошибках, а на опыте. Просто измените слово, и учеба пойдет гораздо быстрее. Желаю успехов!

Извините,это типа:век живи-век учись. Галина,вы не подготовлены к диалогу! Желаю успеха!

А Вы считаете, что Вы уже все знаете и ничему учиться больше не хотите? Это начало деградации.

Почему на своих? Разве Вы уже пили кислоту или прыгаете из окна, потому что так быстрее, чем на лифте?

Автор, ваша мысль понятна. Но здесь надо всё-таки выразиться поточнее.
Для учёных (разновидность умного человека) отрицательный результат - это тоже результат. Но это общеизвестная истина.
А от себя я добавлю другое. Настоящий учёный любую ошибку в работе рассматривает как кажущуюся ошибку, а не истинную ошибку. Отсюда всегда вытекают спецмероприятия по проверке и уточнения. Это трудоёмко, нудно, но плодотворно.

Пример из истории. Группа академика Н.Н.Семёнова в 30-х годах работала по изучению процессов горения и взрыва. Подчинённые Семёнова пришли к казалось бы парадоксальному результату - возникновение химического взрыва (позднее выяснилось, что и атомного тоже) зависит от геометрической формы объёма взрывающейся смеси. Семёнов очень скептически, как к грубой ошибке, отнёсся к этому "факту". Но следуя святому научному принципу "посмотреть на ошибку поподробнее", всё перепроверил и убедился в правильности закономерности. И вследствие этого впервые в мире родилась количественная теория химических цепных реакций. С обширными приложениями к взрывной технике и, естественно, к обороне. И за эту теорию Н.Н.Семёнов получил Нобелевскую премию в 1956 году.

Любую ошибку можно рассматривать как глухую стену. Но никогда не надо забывать, что в этой стене часто можно найти маленькую, но открытую дверь.

Следующая пословица

Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих? Эта пословица стала актуальной в наши дни, когда информации так много, что только и успевай перерабатывать ее и усваивать. Доступны любые фильмы, книги, учебники и философские трактаты. Умный человек впитывает в себя опыт предыдущих поколений, пытаясь не оступиться в собственной жизни.

Человек недалекий живет в уверенности, что над нами довлеет судьба. Как распорядиться Вселенная, так и произойдет. А сам человек тут не при чем, он не хозяин положения, а лишь марионетка в руках Создателя.

Умные люди осторожны и осмотрительны. Не потому, что родились под особой звездой, а потому, что они стараются не повторять чужих ошибок. Их мы с вами сегодня и разберем. Нашим учителем будет древнекитайский философ VI-V веков до н. э. - Лао-Цзы.

Первая ошибка знакома многим, в особенности тем, кого хоть раз сильно обидели, незаслуженно оскорбили или унизили:

Стремление мстить

Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывает труп твоего врага.

Если вы столкнулись с проявлением несправедливости, хамства или злобы, потратьте все силы на то, чтобы привести свой дух в равновесие. Но никогда не мстите, не запускайте цепочку злых дел, а найдите в себе внутренние ресурсы остановить это зло.

Сделайте определенные выводы, которыми в будущем поделитесь с внуками и живите себе спокойно дальше.

А жизнь сама накажет того, кто не совладал со своими демонами. Как? Столкнет лов в лоб с чужой яростью, агрессией или завистью.

Стремление к обладанию

Освободитесь от стремления иметь.

Как только вы поймете, что вещи - это тлен, а люди - не ваша собственность, которые должна служить на благо ваших интересов - жить станет проще и легче.

Кто-то из мудрецов изрек: "Тот, кто много имеет, много потеряет".

Старайтесь накапливать опыт, впечатления, приятные воспоминания, навыки, шлифовать свое мастерство, совершенствоваться, словом, все то, что можно иметь и не потерять. Но не обрастайте вещами, деньгами, связями. Это только видимость счастья и стабильности, обманчивая иллюзия. Фактически, это ваша зависимость от культа материальных ценностей.

Как только ваши активы начнут падать в цене, вы потеряете покой и начнете паниковать. Как только ваши любимые люди отстранятся на шаг от вас, вы начнете страдать. Как только вы обзаведетесь множеством друзей, вы автоматически станете претендентом на предательство и пересуды.

Стремление все успеть

Старинная китайская пословица гласит:

Природа никогда не спешит, но всегда успевает.

Все в мире подвержено циклу, даже фрукты должны вызреть перед тем, как упасть на землю. Не торопите события, имейте терпение. Не пытайтесь прожить жизнь экстерном, она и так слишком коротка, чтобы спешить, бежать и суетиться.

Всему свое время. Тренируйте свою выдержку и старайтесь находить хорошее там, где, казалось бы, время замерло и ничего не происходит. Возможно, это затишье перед бурей. Отдыхайте. Набирайтесь сил.

Стремление соответствовать

Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной.

Вы никогда не познаете вкус счастья, пока будете пытаться выдавать себя за другого человека, пока будете поднимать планку перед собой все выше и выше. Прогресс личности - это естественные метаморфозы, не подгоняйте их искусственно. Не перекраивайте свой характер и образ мыслей.

Не повторяйте чужих историй успеха, потому что нет на свете двух одинаковых тропинок для разных людей.

Не пытайтесь всем нравиться, ваш успех скорее вызовет злость и зависть, нежели одобрение. Познайте наслаждение быть самим собой. В конце-концов, разве может бабочка стать орлом, а синица соколом?

Читайте также: