Мероприятие о пословицах и поговорках в библиотеке

Обновлено: 22.11.2024

Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками.

  • Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
  • Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
  • Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
  • Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
  • Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
  • Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
  • Формировать умение командной работы.

Дети делятся на три команды. Каждая занимает свое рабочее место.
Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…» (автор М.Скребцова).

Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

  • Пословица – всем делам помощница.
  • Без пословицы не проживешь.
  • Пословица вовек не сломится.
  • Пословицы ни обойти, ни объехать.
  • Пословица ведется, как изба веником метется.

По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»

Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»

Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

  • пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
  • слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)
  • пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
  • есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)
  • Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)
  • слова, Из, выкинешь, поговорки, не. (Из поговорки слова не выкинешь.)
  • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Если мил друг, то и семь верст не крюк.

Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами».

Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.

  • Лапки её мягки, да когти остры.
  • Она спит, а мышей видит.
  • Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
  • И она помнит, кто ее кормит.
  • Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
  • Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

  • Грозит она кошке, да из норы.
  • Она гложет, что может.
  • Надулся, как она на крупу. (Мышь)
  • Она на порог, а мышка в уголок.
  • Ее против шерсти не гладят.
  • Знает она, чье мясо съела. (Кошка)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)

  • Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
  • Как его ни корми, он все в лес смотрит.
  • Его ноги кормят. (Волк)
  • Он неуклюж, да дюж.
  • С ним дружись, а за топор держись.
  • Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает попадание из малой беды в большую. (От волка бежал, да на медведя напал.)

Ведущая: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина, потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.
«Пословица – это коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности», – такое определение дал пословице В.И.Даль.

Проводится дидактическая игра «Живые буквы» – тема «Пословица».

Команды получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово
2. Когда она есть, ума не надо. сила
3. Им лучше в грязь не ударять. лицо
4. Кто и во сне кур считает? лиса
5. Паршивая, она все стадо портит. овца
6. В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил? пиво
7. Бывает он долог, да ум короток. волос

Чтецы:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»

  • Лентяй да шалопай – два родных брата.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • Где ум, там и толк.
  • Красна птица пером, а человек умом.

Проводится дидактическая игра «Азбука – к мудрости ступенька».

Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да буки, а там и науки.)
Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)

Ведущая: Не каждый человек сумеет рассказать сказку или спеть песню. Но любой человек может употребить в разговоре пословицу или поговорку и даже сам того не заметит. Не зря в народе говорится: «Без пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки «Пословицы и поговорки в сказках». Вы внимательно слушайте и назовите потом те пословицы и поговорки, смысл которых объясняется в этой сказке.

Ведущая читает сказку «Делу время – потехе час» О.Перовой.

Ведущая: Все народы имеют пословицы, и у всех народов пословицы ведут свое начало от самой глубокой древности. Но у каждого народа они свои, потому что пословицы отражают национальные черты каждого народа.
«За двумя зайцами пого­нишься – ни одного не пойма­ешь», – говорят русские люди. А в Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два арбуза одной рукой не удержишь».
«Новая метла чище метет»,– говорят русские. А таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В новом кувшине вода холодней».
У русских есть пословица: «Попал из огня да в полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти крокодила, угодил в пасть к тигру».
И таких примеров можно найти сотни. Недаром говорится: «В каком народе живешь, того и обычая держись».

Проводится дидактическая игра «Пословицы – мудрость народов».

Ведущая дает каждой команде карточку с русской пословицей. На отдельном столике разложены пословицы и поговорки народов мира.
Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира.

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (ассирийская пословица)
  • У многих хозяев и собака дохнет. (карельская пословица)
  • Где много нянек, там дитя без носу. (польская пословица)
  • Много поваров плохой суп варят. (английская пословица)
  • В доме, где много петухов, поздно наступает утро. (турецкая пословица)
  • У кровельщика крыша дырявая. (бенгальская пословица)
  • Дверь плотника всегда сломана. (арабская пословица)
  • Торгующий овощами ест ботву. (китайская половица)
  • Красильщик в некрашеных шароварах ходит. (японская пословица)
  • Гадалка своей судьбы не знает. (осетинская пословица)
  • Верблюда под мостом не спрячешь. (афганская пословица)
  • В сене огня не скроешь. (грузинская пословица)
  • Пика не кладется в мешок. (польская пословица)
  • Угля в мешке не спрячешь. (английская пословица)
  • Сидящий на верблюде себя не скроет. (туркменская пословица)

Демонстрируется отрывок из мультфильма «Волк и лиса» (голодный волк встречает лису, поедающую рыбку).

Дети просматривают отрывок и называют пословицу:«Ем свой, а ты подальше стой…»

Ведущая: Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица.
В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.

Демонстрируются диафильмы «Коломенская верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной строки»).

Ведущая: Если верить пословице, то в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность и образность.

Проводится игра «Мыслей и речи украшение».

  • Б*б*ш*а н*дв*е ск*з*л*. (Бабушка надвое сказала.)
  • *б*ть дв*х *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
  • К*п*ть *от* в *еш*е. (Купить кота в мешке.)
  • Д*а с*п*г* *ар*. (Два сапога пара.)
  • Д*л* в *л*п*. (Дело в шляпе.)
  • *ов*я *е*ла по-н*в*му м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
  • *ор*г* *ож*а к *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

Ведущая: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»

Следующая пословица

Цель: привитие интереса учащихся к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок, скороговорок, развитие речи.

Обучающая - пополнять словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять их значение ;

Воспитательная - воспитывать интерес к фольклору, к народному творчеству;

Развивающая - развивать связную устную речь, мышление.

Предварительная работа: заучивание скороговорок, пословиц; подготовка инсценирования скороговорок.

Оборудование: картинки к пословицам; сборники скороговорок, пословиц, поговорок; карточки с заданиями; маски для драматизации: волка, лисы, жука, ежа.

Ход занятия:

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии!

- Перед тем как начать наше занятие, мы должны поделиться на 2 команды: «Говорунишки» и «Болтунишки»

- В ходе занятия вы будете выполнять различные задания и за каждое правильно выполненное задание команда будет получать жетон -язычок. Победит та команда, которая наберет больше жетонов.

Организационный момент

Тяжелей, чем влезть на горку:

«На дворе растет трава,

На траве лежат дрова» -

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

«На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава»

До чего же все занятно

До чего же непонятно.

Задание 1 «Скороговорки - невелички »

Необходимо быстро, четко и понятно рассказать скороговорку.

Скороговорки для команды «Болтунишки»

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дядя Федя дал меда медведю.

Сынок не носит косынок.

Наш шпион выше вашего шпиона.

Лев поднял лапу и дал волку по лбу.

Дима дает Дине дыню.

Скороговорки для команды «Говорунишки»

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа – капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Дома один Дима и два Вадима.

Десять совят на сосне сидят.

У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

У зеленой елки колкие иголки.

- Величайшее богатство народа – это язык! Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и

поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой и остроумной. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Задание 2 . «Назови пословицу»

Игроки каждой команды поочередно называют пословицу о дружбе и учебе.

1. Ученье свет, а неученье тьма.

2.Ищи друзей, а враги сами найдутся.

3.Неверный друг – опасный враг.

4.Друг спорит, а враг поддакивает.

5.Старый друг, лучше новых двух.

6. Умеешь ссориться, научись мириться.

7.Повторенье – мать ученья.

8.Один ум хорошо, а два лучше.

9. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

10.У короткого ума длинный язык.

11.Знай больше, говори меньше.

12. Ради нового дружка, старого не покидай.

14.Чем сердиться, так лучше помириться.

Следующее задание 3 "Собери пословицу".

Для каждой команды выдаются разрезанные пословицы. Задача игроков- собрать пословицы как можно быстрее и назвать их.

Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой хваткой.

Шутке – минутка, делу – час.

Задание 4 «Подскажи словечко»

Игрокам необходимо вставить пропущенные слова в скороговорках, используя для этого слова из словаря.

Вставьте пропущенное слово:

1)Скоро сказка …………………, да не скоро дело……….

2)Хватит тебе, молодцу, горе ………….

3)Не впервой волку зиму……………….

4)Молодое растет, а старое …………….

5)На ……………… и рак – рыба.

6)Все живое хочет ……….

Словарь: делается, сказывается, зимовать, горевать, стареет, безрыбье, жить.

Вставьте слова: большой, маленький.

1)……………. ..пенек опрокинул ……………. воз.

3)Даже самое ………………дерево выросло из ……………семени.

4)В ………………лодку… ……………..груз не кладут.

5)… ………………крючком ………………..рыбу не выудишь.

Задание 5 «Полянка цветов и ягод»

Необходимо положить цветок или ягоду в конверт, соответствующий теме пословицы или поговорки:

«О дружбе», «О труде», «Об учебе», «О Родине».

Задание 6 «Драматизация скороговорки»

Кто артистичнее расскажет

1)- Ты скажи мне, милый еж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмешь!

2) Разговор с жуком

- Эй, жук! Мой друг!

Расскажи, где ты живешь?

Что нас в гости не зовешь?

Ты себе построил дом?

- А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом!

Он и крыша и навес.

Если жарко – в тень залез,

Если дождик - я исчез.

- Мы лисички, дружные сестрички

- Как, с одной –то лапкой?

- Нет, еще со шляпкой!

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую Лису.

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела.

Голова еще цела.

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

- Сыт ли, милый куманек?

- Еле ноги уволок!

Задание 7 « Загадки в пословицах и поговорках»

Игроки каждой команды задают друг другу загадки, составленные из пословиц и поговорок-подсказок.

Команда «Болтунишки»

- Лапки ее мягки, да когти остры.

Чует она, чье мясо съела.

Доброе слово и ей приятно. (кошка)

- И она помнит, кто ее кормит.

Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.

Она на сене: сама не ест и другим не дает.(собака)

- И ловкий его без рукавиц не удержит.

Вертится, словно на него сел.

Свои иголки ему не колки. (еж)

- Не гони его кнутом, гони овсом.

Он копытом дает сдачи.

Дареному ему в зубы не смотрят. (конь)

- Не мечите бисер перед ними.

Она грязь всегда найдет.

Посади ее за стол, она и ноги на стол. (свинья)

- И считанную ее волк съедает.

Не прикидывайся ею; волк съест.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ее съел. (овца)

- Безрогая она хоть шишкой, бодает.

У нее молоко на языке.

Она черна, да молоко у нее белое.(корова)

Команда «Говорунишки»

- Худ обед, коли его нет.

Лучше он с водой, чем пирог с бедой.

Он – всему голова. (хлеб)

- Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь.(каша)

- В ступе ее не толкут.

Она и землю точит и камень долбит.

На обиженных ее возят. (вода)

- Держи ее высоко, не поднимая носа.

Дурная она ногам покоя не дает. (голова)

- Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.

Они – зеркало души.

У страха они велики. (глаза)

- Оно дороже богатства.

Его сгубишь – новое не купишь.

Чистота – залог его. (здоровье)

- За чужой щекой он не болит.

Видит око, да он неймет.

Дареному коню в них не смотрят. (зубы)

Задание 8 « Веселый тест»

команда «Болтунишки» Вопросы:

1) Куда смотрит волк, сколько его не корми?

На волчицу; на козлят; в лес.

2) Кто должен свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

Соловей-разбойник; рак; милиционер.

3) Кто гладок от того, что поел и на бок?

Свинья; кот; медведь.

На крыльях; на хвосте; на блюдечке.

5)Кого можно считать рыбой на безрыбье?

Рака; улитку; лягушку.

6)Что летит когда лес рубят?

Птицы; щепки; шишки.

7) Какая птица согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?

Гадкий утенок; жар-птица; жареный петух.

8) Кого согласно поговорке, только девятая смерть донимает?

Лису; кошку; слона.

9) Кого, согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?

Свинью; ежа; змею.

Команда «Говорунишки» Вопросы:

1) Что называют зеркалом души?

Уши; лицо; глаза.

2)У чего есть уши?

У дверей; у сен; у домофона.

3) Чем капусту не шинкуют?

Кулаком; языком; носом.

4) Что заказывает тот, кто платит?

Музыку; обед; такси

5) Какому коню пословица советует не смотреть в зубы?

Купленному; дареному; выигранному.

6) Чего много в пустой бочке?

Пыли; звону; воздуха.

7)Что делает с рублем копейка?

Воспитывает; бережет; стережет

8) Кто платит дважды?

Скупой; рассеянный; крутой.

9)Как поступит умный человек, встретив на пути гору?

Покорит; обойдет; сдвинет

Задание 9 «Соедини половинки»

В этом задании игрокам нужно подобрать вторую половинку, чтобы получилась пословица.

Любишь кататься, то и пожнешь.

Делано наспех, и кошке приятно.

Что посеешь, в лес не ходить.

За двумя зайцами погонишься, нет для себя рубахи.

Доброе слово ни одного не поймаешь.

У плохой пряхи люби и саночки возить.

Волков бояться – сделано на смех.

Век живи, тем больше дров.

Как аукнется, век учись.

Чем дальше в лес, так и откликнется.

Делу время, потехе час.

Не в свои сани не садись.

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Вот и подошло к концу наше занятие! Давайте посчитаем, сколько жетонов у каждой команды.

Итак, побеждает команда. Вы все большие молодцы!

– Что такое пословица? О чём они бывают? Какие пословицы запомнили? Для чего мы используем их в речи?

Закончить наше занятие я хочу такой пословицей «Сделал дело - гуляй смело».

Следующая пословица

Когда-то жил в восточном царстве-государстве мудрый царь. И был у него очень верный и любимый друг. Умирая, царь призвал его к себе и сказал: «Дороже тебя у меня нет никого, и я хочу сделать тебе подарок: сними с моего пальца кольцо и ,не читая, то, что написано на его внутренней стороне, надень его на палец, Как бы тебе тяжело пи приходилось, кольца не снимай. И если вдруг тебе станет плохо настолько, что ты не захочешь больше жить, сними кольцо и прочти надпись.»

Царь умер. Жизнь его друга была трудной, много бед он пережил, но кольца не снимал. Однажды настал момент в его жизни, что, отчаявшись, он решил уйти в мир иной. И тогда он снял кольцо и прочёл фразу, которая помогла ему жить дальше. На кольце было написано: « И это пройдёт»

Для человека вовремя рассказанная притча становится поводом для размышления, и он сам находит выход для размышления., и он сам находит выход из трудной ситуации. И сегодня наш разговор о притчах, которые, как говорят в народе, «короче носа птичьего», то есть о пословицах и поговорках.

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь. А язык- это как воздух, вода, солнце, всё то, без чего мы не можем жить. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная речь.

Так давайте вспомним пословицы и поговорки. В них так много красоты, поэзии и народной мудрости.

1 конкурс «Найдите ошибку»

В е д у щ и й: Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими пословицами и поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?

Было бы золото, а черти найдутся (болото).

Вот где собака забыта(зарыта)

Город не тётка (голод)

Всяк жулик своё болото хвалит(кулик)

Дружба дружбой, а кабачок врозь(табачок)

Знает мошка, чьё мясо съела(кошка)

Блин блином вышибают (клин клином)

Комар косу не подточит (носу)

Лес рубят- кепки летят(щепки)

Мети, Емеля, твоя неделя (мели)

По одёжке протягивай рожки (ножки)

Проще жареной репы (пареной)

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало. (не плакало)

Рысак рысака видит издалека (рыбак рыбака)

2 конкурс «Найди поговорки и пословицы»

В е д у щ и й: Посмотрите сценки, найдите в них пословицы и поговорки:

1) –Бабушка, пусти гулять…

-Разве не знаешь: «Делу время- потехе час».

-Ох, внучка, допекла ты меня! Придётся тебя за ушко да на солнышко.

2-Хорошо бы Света пришла…

-Нет, не придёт, обидели мы её.

-Помогла бы задачу решить…

-Помогла бы, да не придёт. Верно говорят:»Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

-Да, что имеем, не храним-потерявши, плачем.

3) –Слышала, Петька решил в книгу рекордов Гинесса попасть?

-Ха! Близок локоть, да не укусишь…

-Подумаешь, волков бояться- в лес не ходить.

Встречаются через день.

-Попал Петька в книгу рекордов?

-Попал, только не в книгу…

-Орал благим матом два часа.

-Да! Всяк по-своему с ума сходит.

3 конкурс «Загадка, загаданная пословицей»

В е д у щ и й: А теперь загадки. Только они необычные. Отгадать их вам поможет знание пословиц. Команда, давшая правильный ответ с первой попытки, получает три балла, со второй- 2 балла, с третьей 1 балл.

1.На чужой стороне она милей вдвойне.

Она краше солнца, дороже золота.

Любовь к ней сильнее смерти. (Родина)

2.Человек без них что дерево без корней.

Они познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто их ( Друзья)

3.Его сгубишь- новое не купишь.

Оно дороже богатства.

Чистота залог его (Здоровье)

4.Сердце её лучше солнца греет.

Роднее её родни нет.

Птица рада весне, а дитя- ей.(Мать)

5.Кто в ней не бывал, красоты не видал.

Она что гранит, никто её не победит.

Она слезам не верит. (Москва)

4 конкурс «Рисунки-подсказки»

В е д у щ и й: Вспомните с помощью рисунков, какие поговорки мы употребляем, когда говорим:

1)о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении ( сесть в калошу);

2)о том, кто сам не пользуется и другим не даёт (собака на сене);

3)о том, к чему трудно придраться (комар носу не подточит);

4)о полной тишине ( слышно, как муха пролетит);

5)об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть);

6) о состоянии тоски, тревоги, беспокойства ( на душе кошки скребут)

7)о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок( козёл отпущения);

5 конкурс «Толкование пословиц и поговорок»

В е д у щ и й: Пословицы и поговорки кратки и метки. А вот их толкование бывает весьма витиеватым. Определите, какую пословицу или поговорку могли так растолковать.

1) В месте проживания даже вертикальные перегородки помещения оказывают поддержку. (Дома и стены помогают)

2)У домашнего животного производимый им продукт питания находится во рту (У коровы молоко на языке)

3) Супружеская чета- это представитель нечистой силы в единственном экземпляре (Муж и жена- одна сатана).

4)Овальные предметы съедобного характера не должны показывать превосходство в уме над самой птицей (Яйца курицу не учат).

5)При отсутствии оболочки тела и передней части головы умудряется производить вращательные движения тем, что выросло сзади. (Ни кожи, ни рожи, а хвостом вертит)

6)Того, кто всегда стоит на своём, даже если неправ, может воспитать палка внушительных размеров, а того, у кого искривление позвоночника,- углубление в земле ритуального свойства (Упрямого исправит дубина, а горбатого- могила»

6 конкурс « Пословицы и поговорки в пантомиме»

В е д у щ и й: сейчас вам покажут пантомимами пословицы, назовите их:

1) А ларчик просто открывался.

2)Аппетит приходит во время еды

3)Близок локоток, да не укусишь.

4)Копейка рубль бережёт.

5) На чужой роток не накинешь платок.

6)Звёзд с неба не хватает.

7)Днём с огнём не найдёшь.

8)Переливать из пустого в порожнее.

9)Слушай ухом, а не брюхом.

10)Обжёгся на молоке, дует и на воду.

11)Ходить с протянутой рукой.

12)) Шишка на ровном месте.

7 конкурс «Фразеологическая анатомия»

В е д у щ и й: Конкурс «Фразеологическая анатомия». Балл получает команда, первой давшая правильный ответ.

1)Дурачить, намеренно вводить в заблуждение- морочить …(голову).

2)Быть осторожным, внимательным, готовым к чему-либо неожиданному- держать… (ушки на макушке).

3)Униженно просить о чём-либо – кланяться в… (ножки).

4)Испытывать нужду, голодать- класть… (зубы на полку).

5)Жить богато, ни в чём себе отказывать- жить на… (широкую ногу).

6)Позволять себе говорить лишнее- распускать…(язык).

7)Оказаться в опасности, под угрозой,- висеть на…(волоске).

8)Становиться для кого-то невыносимым, нестерпимым- вставать ему поперёк…( горла).

9) Подробно, до мелочей обсуждать что-либо- разбирать по…(косточкам)

10)Победить кого-нибудь в споре, соревновании – положить его на…(лопатки

8 конкурс «Составь пословицу»

В е д у щ и й: Сейчас каждая команда получит по пять карточек, на которых написаны концы пословиц. Я буду читать начало пословицы, а вы ищите её продолжение. Если составите пословицу правильно, получаете балл, если неверно- теряете балл. Пословицы и поговорки можно назвать сводом правил. Мы составляем пословицы о пьянстве.

1)Вешний лёд не дорога, а с пьяным не беседа.

2)Вино веселит, да от вина же и голова болит.

3)Вино полюбил- семью разорил.

4)Водка- вину тётка.

5)Выпили на гривну, а шуму на сто рублей.

6)Выпьешь вина, так убавишь ума.

7)Горе вином не зальёшь, а радость пропьёшь.

8)За ковш- так и за нож; а за чарку- так и за драку.

9)Иван пьян гуляет, а Марья с голоду умирает .

10)Как пьян, так и капитан, а как проспится, и свиньи

11)Кто винцо любит, тот сам себя и губит.

12)Кто пьёт, тот и горшки бьёт.

13)Муж пьёт- полдома горит ; жена пьёт- весь дом горит .

14)Напьётся- так и с царями дерётся, а проспится- так и курицы

15)Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

9 конкурс «Замени русской пословицей»

В е д у щ и й: К пословицам мира подберите русскую пословицу:

Арабская Бежал от дождя попал в ливень. Из огня в полымя

Финская Тот не заблудится, кто спрашивает. Язык до Киева доведёт.

Вьетнамская Неторопливый слон раньше Тише едешь- дальше

достигает, чем жеребёнок . будешь.

Английские У кого болтливый рот, Язык мой- враг мой.

у того тело в синяках.

Один утренний час лучше Утро вечера мудренее.

Грузинская В каждом стаде есть своя В семье не без урода

( Жюри подводит итоги конкурса и всей игры)

В е д у щ и й: Ребята, помните: пословицы и поговорки- жемчужины русского языка, украшайте ими свою речь!

Следующая пословица

Цели: расширять и углублять представления о народной культуре, продолжать знакомство детей с устным народным творчеством (пословицами), развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.

(В ходе мероприятия возможно использование компьютерной презентации <Приложение2>)

“Пословица – всем делам помощница” - именно так называется наш устный журнал. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Сегодня мы поговорим о пословицах и увидим, что они использовались народом в различных жизненных ситуациях.

Первая страница нашего журнала называется: “Чтение – лучшее учение” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании.

  1. Кто много читает, тот много знает.
  2. Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
  3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  4. Книга – зеркало жизни.
  5. Прочел новую книгу – встретился с другом.
  6. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  7. Хорошая книга – лучший друг.
  8. Грамоте учиться – вперед пригодится.

Ведущий. Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете.

Ведущий. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народа. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, труженик села – о том, как успешней собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Но мы должны бережно относиться к книгам.

Незнайка. Ребята, я сегодня хотел взять книгу в библиотеке, но меня попросили сначала ответить на вопросы. Ребята, у меня вся надежда на вас. Вы мне поможете? (Да.) Тогда слушайте вопросы.

  1. Книга боится дождя? (Да.)
  2. Книга любит снег? (Да.)
  3. Книга боится грязных рук? (Да.)
  4. Закладкой для книги может быть карандаш? (Нет.) Пирожок? (Нет.) Закладка? (Да.)
  5. Книга любит, когда ее читают во время еды? (Нет.)
  6. Книга любит, когда ее разрисовывают и расписывают? (Нет.)
  7. Книга боится быть порванной? (Да.)

Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. Теперь мне обязательно дадут книжки, и я буду читать. До свидания.

Я к вам обращаюсь, милые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Песня “Чему учат в школе”

Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли. Вспомним, как много пословиц о труде.

  1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Человек живет век, доброе дело – два.
  4. Делу – время, а потехе – час.
  5. Землю красит солнце, а человека – труд.
  6. Что посеешь, то и пожнешь.
  7. Человек от лени болеет, от труда – здоровеет.
  8. Птица крепнет в полете, а человек в труде.
  9. Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
  10. Дело мастера боится.

Ведущий. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

Ведущий. Но главный наш труд сегодня – это учеба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлекся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Сценка “Закончил дело – гуляй смело”

Действующие лица: мальчик-ученик, Солнышко, Вишенка, Птичка, автор.

Мальчик сидит за столом, делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, милая Пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, Вишенка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Автор. Наконец урок окончен.

Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил? Вот теперь можно и порезвиться.

Все. Закончил дело – гуляй смело!

Ведущий. Конечно, каждому человеку иногда не хочется что-то делать. Но большинство людей успешно борются с ленью, не давая ей сделать себя ее рабом. Про таких людей говорят, что у них есть характер. Необходимо воспитывать характер и быть сильными, тогда вы непременно исполните свои мечты.

А сейчас предлагаю вам загадки о профессиях.

Песня “Антошка”

Ведущий.Следующая страница нашего журнала называется: Птица сильна крыльями, а человек – дружбой”.

  1. Старый друг лучше новых двух.
  2. Друзья познаются в беде.
  3. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  6. Человек без друзей, что дерево без корней.
  7. Друг за друга стой – выиграешь бой.
  8. Один за всех и все за одного.
  9. Дружба – как стекло, разобьется – не склеишь.

Ведущий. Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.

Ведущий. Настоящие друзья способны помочь бескорыстно, не требуя ничего взамен. Если ты хочешь, чтобы тебя любили, то должен добиваться этого, делая что-то хорошее для других, порой даже отказывая в чем-то себе.

Песня “Ты да я, да мы с тобой”

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.

Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.

Автор. Белка прыгала с ветки на ветку и упала на спящего Волка. Волк вскочил и схватил Белку.

Волк. Попалась, Белка, я теперь тебя съем.

Белка. Отпусти меня, Волк!

Волк. Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка. Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

(Волк отпускает Белку и Белка уходит на дерево.)

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Ведущий. Да, ребята, весь секрет в том, что только к воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. У него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Счастье не ищут, а делают”.

  1. Доброе дело само себя хвалит.
  2. Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь, там и сгубишь.
  3. Счастье не в воздухе вьется, а в труде познается.
  4. Худо тому, кто добра не делает никому.
  5. Добро век не забудется.
  6. Себялюб никому не люб.

Ведущий. Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство. Но ведь настоящее счастье за деньги не купить. Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава, действительно, радует человека, а от худой славы он не знает, как отделаться.

Л.Н.Толстой сказал: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого”.

Счастливый человек тот, кто, свершив добро, наслаждается тем, что другому человеку стало хорошо, радостно.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Инсценировка сказки В.А.Сухомлинского “Как Белочка Дятла спасла”.

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

--Почему это ты, Дятел, плачешь?

--Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Ведущий. “От добра добра не ищут”, - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – счастливый человек.

Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники Удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям!

Песня “Если добрый ты”

Ведущий. Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

  1. Родина краше солнца, дороже золота.
  2. Родина – мать, умей за нее постоять.
  3. Жить – Родине служить.
  4. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  5. На чужой сторонушке и Весна не красна.
  6. Нет в мире краше Родины нашей.
  7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  8. Человек без Родины -- что соловей без песни.
  9. Где кто родился, там и пригодился.

Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.

Ведущий. Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной.

Здравствуй, Русь: седые дали,
Плуг и меч, копье и серп,
Край надежды и печали,
Стон дубов и слезы верб…
Все твои озера святы,
Все ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И – кресты, кресты, кресты.
Все тут мило, от березы
До высоких облаков.
То ли росы, то ли слезы
На стогах твоих веков.
Край родной: твои дубравы,
Нивы, села, города,-
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда.
Сколько бед прошло над Русью –
Подсчитать я не берусь.
Только низко поклонюсь я
И промолвлю: “Здравствуй, Русь!”

Песня “Наш край” (Мальчики поют, девочки танцуют)

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!

Читайте также: