Маршак ледяной остров пословицы
Обновлено: 22.11.2024
Этот старинный поморский рассказ
В детстве слыхал я не раз.
В море затерян скалистый Удрест.
Волны бушуют окрест.
А на Удресте всегда тишина.
Там и зимою весна.
Вольным ветрам на Удресте приют.
Недруги в дружбе живут.
В гости к Норд-Осту приходит Зюйд-Вест,
Пьет у соседа и ест.
В гости к Зюйд-Весту приходит Норд-Ост,
Время проводит до звезд.
Только во мраке погаснет заря,
Оба летят на моря.
Мачты ломают, свистят в парусах,
Рвут облака в небесах
И, погуляв на просторе зимой,
Мчатся на остров - домой.
Буйный Норд-Ост и веселый Зюйд-Вест
Мчатся домой, на Удрест.
Много измеривших свет моряков
Бросили жен и невест.
Чтобы найти за грядой облаков
Солнечный остров Удрест.
Чайки кружились у них за кормой.
Чайки вернулись домой.
Но не вернулись домой корабли
Те, что на Север ушли.
Только один мореход уцелел.
Был он вынослив и смел.
Шхуну доверив движению льдин,
Цели достиг он один.
Он и донес до родных своих мест
Этот счастливый пловец
Вести про северный остров Удрест,
Пристань отважных сердец.
В книгах старинных встречал я не раз
Сказочный этот рассказ.
Книги покрыла столетняя пыль.
Червь переплеты их ест.
Лучше послушайте новую быль
Сказку про новый Удрест.
На севере северной нашей земли,
За мшистою тундрой Сибири,
От самых далеких селений вдали
Есть остров, неведомый в мире.
Тяжелые льдины грохочут кругом,
И слышится рокот прибоя.
Затерян на острове маленький дом.
Живут в этом домике двое.
В полярную стужу и в бурю они
Ведут, чередуясь, работу
Да книжки читают. А в ясные дни
Выходят с ружьем на охоту.
Добыча их - птица, тюлень иногда,
Порою медведь-северянин.
Но вот на зимовке случилась беда:
Один из полярников ранен.
Ружье ль сплоховало, патрон ли подсел
Кто знает? В глубоком сугробе
Его полумертвым товарищ нашел
В тяжелом бреду и в ознобе.
Над ним просидел он всю ночь напролет,
Гоня неотвязную дрему,
Повязки менял да прикладывал лед.
Но легче не стало больному.
Всю ночь на подушках метался больной,
А взломанный лед скрежетал за стеной,
И слышался грохот прибоя.
И снилось больному: он едет в Москву,
И где-то в дороге ложится в траву,
И слышит листву над собою.
Но чаще и громче удары колес,
Пронзительный скрежет железный,
И поезд несется с горы под откос.
Ломая деревья, летит паровоз
Со всеми вагонами в бездну.
Очнувшись, услышал больной наяву:
Ключом телеграфным стуча,
Товарищ его вызывает Москву
И требует срочно врача.
«Та-та! Та-та-та! Та-та-та! Та-та-та»
Радист отбивает тревожно:
Раненье серьезно. Грозит слепота.
Посадка на лед невозможна.
В любую погоду с утра до утра
По городу ходят к больным доктора.
Иль с красным крестом на стекле и борту,
Пугая прохожих гудком за версту,
Машина закрытая мчится
К бессонным воротам больницы.
А в дальнем краю, среди горных стремнин,
Куда не проникнут колеса машин,
Оседланный конь быстроногий
Бежит по отвесной дороге.
Песчаною степью кибитка ползет,
В полярных просторах летит самолет,
Да мчатся в упряжке собаки
По снежному насту во мраке.
Но может ли путник пробраться туда,
Где рушатся горы плавучего льда,
Куда не пройти пешеходу,
Куда не доплыть пароходу,
Где лодки своей не причалит рыбак,
Не ждет самолетов посадочный знак,
Где даже упряжке полярных собак
В иную погоду нет ходу!
Серьезное дело я вам поручу!
Начальник сказал молодому врачу.
Взгляните на карту с маршрутом.
Сюда предстоит совершить вам полет
В летающей лодке, откуда на лед
Вы прыгнуть должны с парашютом.
К полету готов! - отвечал капитан,
Потом оглядел деловито
Синевший на карте пред ним океан,
Где надпись была: «Ледовитый».
Мы знали, что лечат больных доктора,
Так было по прежним понятьям.
Но, видно, отныне настала пора
Не только лечить, но летать им.
К полету готов молодой капитан.
Ему-то летать не впервые.
Летал он с десантом в отряд партизан
В недавние дни боевые.
Не в залах, где свет отражен белизной,
Где пахнет эфиром, карболкой,
А и тесной и темной землянке лесной
Из ран извлекал он осколки.
Он смерть свою видел на каждом шагу,
Но был он душою не робок.
Не раз с партизанами ночью в снегу
Лежал он в засаде бок о бок.
Над тундрой сибирской гудит самолет.
Грозят ему вьюги и ветры.
Пять тысяч. Шесть тысяч. Шесть тысяч пятьсот
Легло позади километров.
И вот за спиною осталась Сибирь
В мохнатой овчине тумана.
Открылась пустынная, бледная ширь
Белесая муть океана.
Под солнцем базовым летит самолет,
Над бледно-зеленой страною.
Ложится он набок - и вздыбленный лед
Встает на мгновенье стеною.
Не видно нигде ни полоски земли.
Равнина мертва, нелюдима.
И вдруг померещилось где-то вдали
Ползущее облачко дыма.
На льду среди трещин и мелких озер
Блеснул в отдаленье сигнальный костер.
Кружит самолет над водою и льдом,
Изрезанным тысячей речек.
Уж виден в тумане игрушечный дом
И рядом на льду человечек.
Как он одинок, как беспомощно мал
В пустыне холодной и белой.
Но Родину-мать он на помощь позвал
И помощь к нему прилетела.
Крылатая лодка кружит над водой,
Десант она сбросить готова.
А этот десант - капитан молодой,
Летящий к постели больного.
Приказа последнего ждет капитан,
И вот наступила минута:
Он прыгнул с крыла в ледяной океан
И дернул кольцо парашюта.
В любую погоду с утра до утра
Повсюду - в горах, на равнинах
К постели больного спешат доктора
В телегах, в санях, на машинах.
Но в мире таких не бывало чудес,
Чтоб доктор на землю спускался с небес.
Верней, не на землю, а в воду
В такую дурную погоду.
Он дернул кольцо и над морем повис
Под белым шатром парашюта,
Но камнем тяжелым стремительно вниз
Его понесло почему-то.
Мгновеньем в опасности люди живут,
Оно не воротится снова.
Он понял, что прорван его парашют,
И дернул кольцо запасного.
Беду отвратил он движеньем одним.
Серебряный купол раскрылся над ним,
И снова могучая сила
Его на лету подхватила.
И, плавно спускаясь с холодных высот,
Услышал он вновь, как гудит самолет,
Плывущий по бледному своду.
Услышал, как лает на острове пес.
Но тут его ветер куда-то отнес
Он сел не на остров, а в воду.
Помог парашют человеку в беде,
Но стал его недругом лютым.
И долго, барахтаясь в талой воде,
Боролся пловец с парашютом.
Его парашют, словно парус, тянул.
Он вымок насквозь - до рубашки,
Но все же он встал и с трудом отстегнул
Застывшими пальцами пряжки.
Он вышел на лед, - утомленный борьбой,
Воды наглотавшись студеной,
И свой парашют потащил за собой.
Нельзя же оставить - казенный!
Возник этот остров из старого льда,
А почвенный слой его черный
Сюда нанесла по песчинке вода
Веками работы упорной.
Стоит здесь не больше недель четырех
Холодное, бледное лето.
Растет из-под снега один только мох
Седого и черного цвета.
Весною здесь пуночка робко поет,
Проворная, пестрая птичка.
Тепло возвещают утиный прилет
Да черных гусей перекличка.
Посылки и письма привозит сюда
Зимою упряжка собачья,
А летом дорогой, свободной от льда,
Приходит и судно рыбачье.
Но редки такие событья в году,
А год у полярников долог.
Живут одиноко в снегу и во льду
Два парня: радист и попавший в беду
Гидролог-метеоролог.
По радио только они узнают
О том, что творится на свете.
Но в самую злую из горьких минут
Пришел к ним на выручку третий.
Никто б не узнал офицера, врача
В продрогшем насквозь человеке.
Он шел, за собой парашют волоча,
И наземь текли с него реки.
Вошел и сказал он: - А где же больной?
Нельзя нам минуты терять ни одной!
Сменил он одежу, умылся, согрел
Над печкой озябшие руки.
Потом он больного, раздев, осмотрел
По правилам строгой науки.
В дорожном мешке инструменты нашел,
А вечером вместе с радистом
Он вымыл и выскоблил стены и пол,
Чтоб все было свежим и чистым.
И только тогда принялись за еду
И час провели в разговоре
Усталые люди - в избушке на льду
Среди необъятного моря.
А утром, когда за вспотевшим окном
На солнце капель зазвенела,
Приехавший гость, освежившийся сном,
Оделся и взялся за дело.
Не зря он вчера парашют приволок:
Теперь - после стирки и сушки
Он шелком блестящим покрыл потолок
И голые стены избушки.
Блестят серебром инструменты и таз.
Больному хирург оперирует глаз.
Бежит за мгновеньем мгновенье.
И в эти мгновенья бегущие спас
Товарищ товарищу зренье.
Придет катерок через восемь недель,
Доставит врача к самолету.
А раненый раньше покинет постель
И выйдет опять на работу.
На море и небо он будет смотреть,
На все, что нам дорого в мире.
Для этого стоило в бурю лететь
На край отдаленный Сибири.
Для этого стоило прыгать с высот
В седой океан, на изрезанный лед,
Куда не пройти пешеходу,
Куда не доплыть пароходу,
Где лодки своей не причалит рыбак,
Не ждет самолетов посадочный знак,
Где даже упряжке полярных собак
В такую погоду
Нет ходу!
Краткое содержание
- Автор рассказывает о старинном приморском рассказе, услышанном с детства, о недосягаемом острове Удрест.
- Множество моряков пыталось найти этот остров, но все погибли, за исключением одного, но автор хочет нам рассказать про новый Удрест.
- Недосягаемые и недоступные на Северном ледовитом океане в избушке жили радист и гидролог-метролог.
- Однажды гидролог-метролог был ранен в глаз, и радист отправил запрос, что срочно нужен врач, но самолет не сможет сеть, и собачья упряжка к ним не пройдет.
- Врач был доставлен на самолете, совершил прыжок с парашютом, приземлился в воду, но несмотря на все трудности пришел к избушке и провел операцию, вылечив раненого.
- Через восемь недель за врачом смог прийти катер и доставить его к самолету.
Главные герои
1) Гидролог-метролог и радист – живут и работают в избушке, расположенной на острове в Северном Ледовитом океане, гидролог-метролог был серьезно ранен в глаз.
2) Врач – капитан, бывший военный, отважный и опытный врач.
Читайте по теме:
Главная мысль
Доктора рискуя своей жизнью ради спасения людских жизней могут совершить невероятные подвиги, такие как прыжок с парашютом.
Следующая пословица
На этом острове, затерянном во льдах, работали два специалиста – гидролог-метеоролог и радист. Метеоролог вел наблюдения за погодой, а радист передавал собранную им информацию на Большую землю. Попасть на остров можно было только зимой, по льду, или же в пору короткого лета на морском судне.
Павел Буренин совершил этот прыжок. Основной парашют оказался поврежден, и Павлу пришлось задействовать запасной парашют. Он приземлился в воду, но сумел выбраться на лед, вытащив из воды и парашют. Добравшись до больного, капитан Буренин незамедлительно обследовал пострадавшего и стал готовиться к операции.
Таково краткое содержание повести.
Главная мысль повести в стихах «Ледяной остров» заключается в том, что для настоящих профессионалов своего дела нет ничего невозможного. Чтобы спасти человека, врач Буренин совершил прыжок с парашютом в тяжелейших климатических условиях и спас человеку зрение. Повесть учит со всей ответственностью относиться к выполнению гражданского долга и не бояться испытаний.
В повести мне понравился главный герой, капитан Буренин. Это настоящий человек и профессиональный врач. Он рискнул своей жизнью ради спасения здоровья человека и с честью выполнил свой гражданский долг.
Какие пословицы подходят к повести в стихах «Ледяной остров»?
Кто вовремя помог, тот дважды помог.
Где отвага, там и победа.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Пословицы
1) Сам погибай, а товарища выручай.
2) Где смелость – там и победа.
3) Возможное сделает каждый, невозможное – только отважный.
Чему учит
Стихотворение учит быть сильным, отважным, смелым, рисковать ради спасения других людей, быть осмотрительным, предусмотрительным и осторожным.
Следующая пословица
1 слайд Описание слайда:
2 слайд Описание слайда:
РОДИНА СИЛЬНАЯ, ЗАБОТЛИВАЯ ЗАЩИТИТ, СПАСЁТ, ПРИДЁТ НА ПОМОЩЬ ТОТ ИСТИННЫЙ ГЕРОЙ, КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ МАТЬ
3 слайд Описание слайда:
ПОЛЯРНИКИ ВЫНОСЛИВЫЕ, ОТВАЖНЫЕ РАБОТАЮТ, НАБЛЮДАЮТ, ВЫЖИВАЮТ СЛУЖАТ РОДИНЕ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ ТРУЖЕНИКИ
4 слайд Описание слайда:
ВРАЧ МУЖЕСТВЕННЫЙ, ГРАМОТНЫЙ СПАСАЕТ, ВЫДЕРЖИВАЕТ, ПОМОГАЕТ ДОЛГ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ГЕРОЙ
Выбранный для просмотра документ Сарычева Н.А., Ледяной остров.docx
библиотекаматериалов
Автор: Сарычева Н.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 31, г. Череповец
Конспект урока «Литературное чтение»
4 класс. Тема – С. Я. Маршак, повесть в стихах «Ледяной остров»; Тип урока – изучение нового материала
Цели – на основе повести С. Маршака формировать представление о долге каждого гражданина и человека, о роли государства в защите своих граждан, продолжить изучение творчества С. Я. Маршака.
Обучающая - изучить роль полярных станций, специфику медицинской службы, работу спасателей, роль государственных служб в жизни каждого гражданина своей страны; развивать словарный запас.
Развивающая – умение выделять героев произведения, составлять план текста, определять авторскую позицию и задачу, понимать главную мысль и содержание произведения, учить выражать свою точку зрения о героях и их поступках, воссоздавать их образы; умение выражать своё отношение при составлении синквейна.
Воспитательная – формировать понятия «гражданин», «защита государства», «служебный долг», «человеческий долг»; формировать положительное отношение к работе «на службе Родины», оценивать свои возможности и перспективы с точки зрения выполнения гражданского долга.
Средства для учителя – Литературное чтение. Учебная хрестоматия, рабочая тетрадь. Автор комплекта Ефросинина Л.А., мультимедийная презентация
Средства для учащихся – Литературное чтение. Учебная хрестоматия, рабочая тетрадь. Автор комплекта Ефросинина Л.А., мультимедийная презентация
Актуализация знаний, выявление затруднения.
Постановка цели, планирование
Комментированное поочерёдное чтение с обсуждением каждой части
3 мин Рефлексия
Оценивание работы на уроке
Настроить на работу, заинтересовать рассказом об интересном реальном событии.
Вызвать детей на спор, живое обсуждение, выявить пробелы в знании.
Определить задачи до чтения произведения, настроить внимание на целенаправленное восприятие
Связь с курсом «Окружающий мир» - беседа об условиях Арктики; беседа о профессиях метеоролога, радиста,
Связь с курсом «Окружающий мир» - необъятные просторы нашей страны, разные климат. условия; принципы работы гос. служб
Развивать воображение и логическое мышление, представляя «героев за кадром»
Ощущение человека как гражданина, находящегося под защитой государства.
Гимнастика для глаз с эмоциональной окраской
Вызвать сопереживание, страх за героя повести.
Снять мышечное напряжение
Развивать представления об Арктике
Беседа о безопасном, разумном поведении в критической ситуации
Сопричастность событиям через собственные эмоции
Обобщение по теме
Оценивание понятий «подвиг», «долг» через субъектный опыт, понимание главной мысли повести через заголовок, формирование установки на саморазвитие
поощрение за активную работу
возвращение к теме подвига и долга после урока, обсуждение д/з на следующем занятии или кл. часе
Что же такое подвиг?
Подвиг - д облестный , героический поступок , в ажное по своему значению действие , совершённое в трудных условиях (по сл. Ушакова) .
Итак, сегодня мы поговорим об одном событии, которое произошло более 50 лет назад. Летом 1946 года газеты писали: врач-десантник Павел Буренин совершил первый в истории прыжок с парашютом в условиях Арктики, чтобы спасти раненого полярника, выполнить сложную операцию. Можно ли охарактеризовать действие врача как подвиг?
Скажите, а может, спасение раненого было его долгом, обязанностью? Такое определение долга даётся в словаре Ожегова:
Долг - все должное, что должно исполнить, обязанность.
Почему существует эта обязанность? Выберите правильный вариант – какой долг выполнил врач: гражданский, человеческий?
Можем ли мы сказать, каковы отличия понятий «гражданский долг», «человеческий долг», «подвиг»? Для всех ли одинаково существует долг перед обществом? Как отличить героя от гражданина, выполнившего долг?
Как мы определим цель урока?
Самуил Яковлевич Маршак написал «Ледяной остров», в которой рассказаны все подробности необыкновенного случая в Арктике.
Попробуем составить план урока.
Откройте хрестоматию на стр…., приступим к чтению.
Чтение посвящения. Пауза. Учитель комментирует, что 1 часть (легенду о давно минувших днях, покорителях севера) дети смогут прочитать дома, а сейчас переходим сразу ко второй части.
Чтение 2 части. Найдите в тексте, сколько человек живёт на станции? Чем они занимаются? Какие животные могут стать их добычей? Какую ошибку допустил один из полярников? Что такое «неотвязная дрема»? Почему раненому снился поезд? Что такое Азбука Морзе?т.д. Комментарии (прил. 1) – возраст полярников, работа метеоролога и радиста.
Чтение 4 части – Почему выбрали П. Буренина? Подтвердите словами из текста. Какие качества важны для врача, спасателя? Комментарий об экипаже (прил.1)
Чтение 5 части. О чём, по- вашему, думали лётчики и врач? Что значит «Родину – мать он на помощь позвал»? Значит, и у государства есть обязанности?
Найдите описание природы Арктики. Представьте, как лётчики следят в полёте за сигнальным огнём. Проследите взглядом за звёздочкой.
Часть 6 – В какой момент вы переживали за врача больше всего?
Давайте представим напряжение врача в борьбе за жизнь. Встаньте, сожмите кулаки, напрягите постепенно мышцы, начиная с рук. Также постепенно расслабьтесь, мы «спасены».
Часть 7 – Что вы узнали об Арктике, об образовании островов, о жизни полярников?
Часть 8 – Объясните действия врача
Часть 9 – Какие чувства вы испытываете по отношению к героям повести? Коммент. (прил.1) о награждении П. Буренина, его общении с Маршаком. В ернёмся к цели нашего урока: чем долг отличается от подвига?
Я предлагаю вам составить синквейн
1ряд – к слову «Родина»
2 ряд – к слову «полярники»
3 ряд – к слову «врач»
Я тоже составила синквейны, мы можем проверить наши варианты (прил.2)
Какая из пословиц подходит к нашей повести?
«Первое дело в жизни - служить Отчизне» - осн. мысль
«Славу свою добывай в бою».
«От Родины теплом веет». «Пример героя зовет на подвиг» - цель автора дать пример читателю.
У всех ли есть обязанности, долг перед Родиной?
Как вы хотели бы будущем служить Родине?
Как вы думаете, почему С. Маршак назвал повесть «Ледяной остров», почему именно это место выражает главную мысль автора?
А есть ли у вас в жизни свой «ледяной остров»? Можно работу над собой считать подвигом для себя?
Д/з на выбор: 1. Рассказ или рисунок о профессии, связанной со служением Родине. 2. Сочинение на тему «Мой «ледяной остров»»
За активную работу на уроке, интересные ответы и наиболее полные синквейны хотела бы оценить…..
Анализируют текст пословицы, дополняют её:
«Подвиг делает тот, кто вперёд идет», т.к. двигается к цели, не сдаётся.
Выдвигают предположения (геройский поступок, смелый поступок, спасение). Сверяют свои ответы с образцом.
Действие врача м ожно охарактеризовать как подвиг.
Да, т.к. лечение больных – долг врачей - вспоминают о профессиях на службе Родины.
Люди должны помогать друг другу,
правильны оба варианта, т.к. все люди – граждане своей страны – учатся различать понятия «гражданский долг», «человеческий долг», понимать их схожесть, нераздельность.
Высказывают разные версии, затрудняются с выбором единого ответа.
Различать долг, подвиг, выяснить, у всех ли есть обязанности.
Прочитать текст, выяснить подробности происшествия, узнать о персонажах повести, дать характеристику их поступкам.
Слушают, хорошо читающие дети поочередно с учителем читают 2 часть.
Поисковое чтение, называют животных Арктики, представляют и описывают жизнь полярников, пересказывают происшествие, узнают о работе полярников
Узнают по описанию разные природные зоны России, предполагают наличие специальных организаций (министерств, ведомств) на службе Родины, многообразие профессий.
Дают характеристику врачу, определяют такие ведущие качества, как решительность, самоотверженность. Узнают о роли лётчиков в этой истории.
Боялись не успеть на помощь раненому.
Обсуждают роль государства в защите своих граждан, понимание, что каждый гражданин выполняет свои обязанности.
Следят за звёздочкой на экране.
Вспоминают и называют опасные моменты из повести.
Находят научные факты в тексте
Вспоминают о стерильности, о необходимости правильно спланировать свои действия, выспаться перед ответственной работой.
Долг – это обязанность каждого человека, а подвиг – это обязанность, поступок, сделанный в трудных условиях, связанных с риском.
Составляют синквейн по заданным темам, обобщают свои впечатления
Делают выводы по теме урока с помощью пословиц, обсуждают заголовок
Ледяной остров – это те трудные условия, которые превратили долг врача в подвиг.
Оценивают свои качества, возможности, ставят цели.
Планируют выполнение д/з
ЛУУД – ценностно-смысловая ориентация учащихся, сопереживание чужой судьбе
КУУД - умение вступать в диалог и вести его
ЛУУД – самоопределение, формирование гражданской идентичности
ПУУД - умение поставить учебную задачу,
ПУУД – умение самост. осознанно воспринимать произведение.
КУУД - умение вступать в диалог и вести его, учитывать особенности работы с текстом
ПУУД – объясняют значение слов.
Логич. УУД – выбор необходимой информации,
ПУУД- работа с текстом, поиск информации,
Логические УУД-делают выводы, обосновывают их;
ЛУУД – гражданская позиция, чувство благодарности Родине
КУУД- высказывают своё мнение, выслушивают ответы одноклассников, спорят, соглашаются
РУУД - контроль при выполнении движений
Логич. УУД – умение доказывать свои суждения, выделять научную информацию
ПУУД - самостоятельно формулируют наиболее значимые моменты в тексте, КУУД- высказывают своё отношение.
ПУУД - уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение сформулировать проблему и найти способ её решения; навык поиска практически важной информации в художественном тексте
ЛУУД - нравственно-этическое оценивание;
РУУД- рефлексия, ЛУУД - нравственно-этическое оценивание
ПУУД – умение работать с пословицей, заголовком текста
ЛУУД – смыслообразование, умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня саморазвитие?».
РУУД; Рефлексия, самооценка,
РУУД - адекватное отношение к оценке
ПУУД - умение поставить учебную задачу, выбрать способы
РУУД – планирование выполнение д/з
Рейтинг материала: 3,0 (голосов: 2)Выбранный для просмотра документ приложение 1.docx
библиотекаматериалов
Текст для учителя
СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА
Работники станций проводят работу по измерению глубины океана, наблюдают за погодой, меряют температуру воды и берут ее пробы на анализ. Без работы полярных метеостанций прогнозы погоды оказались бы слишком неточными, а значит, пострадали бы многие отрасли народного хозяйства.
На далекой полярной станции на одном из Новосибирских островов в Ледовитом океане, на Земле Бунге, служили два товарища – восемнадцатилетние комсомольцы Виктор Беляков и Константин Котельников. Метеоролог и радист.
С Виктором и случилось несчастье: 21 июня 1946 года на охоте пуля разорвала ствол ружья, и парню ранило лицо, повредило глазное яблоко. До материка – сотни миль. Медлить нельзя – раненый мучился, лежал в бреду и ознобе. По радиостанции радист Котельников посылает радиограмму в Москву, в Главное управление Севморпути: срочно нужна помощь врача!
В управлении решают сложную задачу. Доставить судном нельзя – море Лаптевых забито тяжелыми паковыми льдами. Да и долго. По той же причине отпадал вариант с доставкой хирурга на собачьей упряжке, хотя в другое время года именно так доставляли продукты и медикаменты на станцию. Самолетом? Но на острове нет посадочной площадки. Остановились на гидросамолете – если не найдет во льдах открытую воду, чтобы сесть, сбросит врача с парашютом.
ДОКТОРА ПРИДЕТСЯ БРОСАТЬ
Начальник полярной авиации Шверин обращается за помощью к молодому врачу Буренину. Врач-десантник Павел Буренин во время недавней войны он лечил партизан, за его плечами было 23 прыжка с парашютом. Для него это была первая операция на глазах, однако организаторы спасательного рейса прекрасно сознавали, что врача-окулиста с опытом прыжков им не найти, и молодой хирург взял ответственность на себя.
И вот гидросамолет в аэропорту Игарка. Последние приготовления к десантированию: Буренин укладывает парашют вместе с товарищем – мастером парашютного спорта Леонидом Опаричевым. Упаковывает хирургические инструменты и медикаменты. 1 июля совершена последняя посадка в Хатанге. Короткий отдых. У всех мысль: успеют ли? И вот материк позади. Погода ухудшается, угрожающе клубятся темносерые облака. Ничего не видно. Самолет идет на снижение, Наконец внизу увидели однообразную белую гладь – море Лаптевых. И темное пятнышко – остров Фаддеевский. Лётчик Козлов поворачивает машину к западу – а вот и Земля Бунге, пологая, изрезанная оврагами, с бурыми пятнышками многочисленных озер. Стало ясно - придется бросать доктора с парашютом».
Чтобы понять опасность этого предприятия, нужно знать: белый цвет ледяного поля внизу, под крылом самолета, сглаживает все неровности, делает невидимыми торчащие ропаки – льдины в торосах, стоящие ребром, и нагромождения торосистого льда. А главный враг с первых же минут – холод. Даже в июле.
Что это за земля? Песчаный участок суши между островами Фаддеевский и Котельный, открытыми бесстрашным исследователем Арктики Яковом Санниковым (1780 – 1811 гг.), старшиной артели у купцов Сыроватских из УстьЯнска. Он все грезил существованием какой-то земли там, к северу от островов «Новой Сибири». А Александр Бунге – русский зоолог, участник географических экспедиций конца девятнадцатого века на Север. В его честь и назвали крохотный островок в Новосибирском архипелаге. В советское время на Земле Бунге была создана полярная станция «Санников». Почту сюда доставляли зимой на собаках, летом подходило рыбацкое судно.
В ЧЕРНЫХ ВОДАХ ЛЕДОВИТОГО
Павел поднялся на ступеньку и просунул ноги в люк, ухватился за ручки и сел на обрезе люка. Руки мгновенно начали застывать. Шагнул в облака, отсчитал пять секунд и рванул кольцо. Встряхнуло, но купола парашюта не видно! Он лопнул в момент раскрытия. Пальцы окоченели и не могут захватить кольцо запасного парашюта. Высота 200 метров, 100. Наконец удалось, но Павел падает в черную промоину. Хлебнув ледяной воды, теряет сознание. Приходит в себя от удара о ледяной припай. До берега полтораста метров. Человек находит в себе силы бежать со льдины на льдину. Причем тащит за собой парашют! На помощь спешит радист Костя Котельников. С самолета тем временем прицельно сброшен груз.
В домике, едва согревшись, доктор осмотрел Белякова, оказал первую помощь, наложил повязку. Дела плохи, нужна операция, придется удалять остатки ткани поврежденного глаза. В этот день Буренин с радистом вымыли, выскребли пол и стены избушки, отгородили парашютным шелком пространство – для операционной. И 3 июля операция прошла. Благополучно, рапортовал Буренин в Москву, больной вне опасности. В общем, случилось чудо. Как в поэме у Маршака: «В мире таких не бывало чудес, чтоб доктор на землю спускался с небес. »
РОДИНА СЛЫШИТ, РОДИНА ЗНАЕТ
Метеоролог Виктор через три недели приступил к работе. А капитану медицинской службы Буренину пришлось еще восемь недель сидеть на острове, ждать прибытия шхуны. Но еще до того, как Павел оказался на Большой земле, он узнал, что указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден орденом Красной Звезды.
Самуил Маршак переписывался с героем своего стихотворения и помог тому продолжить образование. А Павел Иванович Буренин через несколько лет окончил медицинскую Академию, получил звание полковника, стал доктором медицинских наук и лауреатом Государственной премии.
Отзыв
«Ледяной остров» интересное и увлекательное стихотворение. Автор начинает рассказывать историю о недосягаемом острове Удресте, на который попал лишь один человек. Далее он приводит аналогию, что в мире существует новый Удрест, на нем трудятся и живут люди. К ним на остров можно добраться только в определённое время года, на пароходе летом или на собачьей упряжке зимой, так как в остальное время остров окружен океаном и подвижными льдами. Но когда одному из жителей острова понадобилась помощь врача, то отважный капитан отправился спасать человека. Для этого он совершил прыжок с парашютом.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 4 класса.
Следующая пословица
Самуил Яковлевич Маршак –русский поэт, драматург, сценарист, литературный критик, переводчик. Является автором детских сказок, а также сатирических произведений и более серьезной лирики. Обучался и жил в Англии, благодаря чему был переводчиком английских и шотландских произведений.
Одним из произведений автора является стихотворение «Ледяной остров».
Читайте также: