Лагерь пословицы и поговорки

Обновлено: 22.11.2024

Форма занятия: Беседа с элементами викторины.

1. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, обратить внимание на их сходство и различие.

2. Развить навык самостоятельной и групповой работы.

3. Воспитать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

4. Сформировать уровень ответственности ребёнка как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.

Оборудование: проектор, презентация на тему классного часа, карточки с заданиями, коробка – сундук.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

- Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем «дружить» с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в трудные минуты, ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества.

- Ребята , мы с вами сегодня поговорим о том богатстве, которое есть в русском языке от русского народа. Ещё с незапамятных времён, когда не было даже письменности на Руси, люди создали высокую культуру красивого слова – устное народное творчество. Слайд 2

Это своеобразная литература, основанная на опыте народа и воплощённая в краткое и меткое словесное воплощение.

Как ч асто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» , «Работа не волк, в лес не убежит», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь»? Слайд 3

Тема нашего классного часа - « В мире пословиц и поговорок ». Сегодняшнему мероприятию предшествовала большая подготовка учащихся 4-А класса. Дети, разделившись на группы, Слайд 4 подбирали пословицы и поговорки о чтении, Слайд 5 другие-загадки о чтении, Слайд 6 третьи-стихи и песни о чтении. Не только подбирали, но и выучили песню о чтении, о книгах.

Слайд 7 Звучит «Песенка читателей».

А сейчас давайте послушаем ребят, которые специально подготовились к нашей беседе. Они прочтут «Хвалебное слово пословице».

1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!

Они великие помощницы и в жизни верные друзья!

2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,

3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!

5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?

6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.

7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.

8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».

10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.

12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.

13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!

14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!

15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Пословицы и поговорки сами рассказывают о том, как важны в нашей жизни. К примеру:

· Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

· На пословицу ни суда, ни расправы.

· На твою спесь пословица есть.

· Не всякая пословица при всяком молвится.

· Старая пословица век не сломится.

· Из поговорки слова не выкинешь.

· На всякого Егорку есть своя поговорка.

Пословицы представляют собой краткое и точное изречение с очень глубоким смыслом. Буквально несколько слов из пословицы заставят Вас задуматься о серьезнейших темах.

Поговорки - это те же пословицы, но несколько короче. Они не содержат поучений. Поговоркой стали считаться часто употребляемые "острые" выражения.

Слайд 10 Как отличить пословицу от поговорки?

Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и содержание. Поговорка отличается незавершенностью, отсутствием поучительного характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки .

Разницу между ними народ выразил в пословице: поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», указывая на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение .

Изначально пословицы и поговорки были неотъемлемой частью сказок, былин и рассказов. В них содержался краткий основной смысл излагаемого произведения. Я предлагаю вам посмотреть фрагменты сказок. Найдите в отрывках пословицы и поговорки.

Слайды 11-16

А сейчас, ребята, мы разделимся на три команды и поиграем в знатоков пословиц и поговорок.

1. Игра «Знатоки пословиц и поговорок »

1. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)

2. Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья? ( Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)

3. Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что ей на это ответили ребята? ( Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

4. Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

5. Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

6. Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

Следующая пословица

Внеклассное мероприятие "Игры с пословицами" для учеников начальной школы.

Автор: Будко Наталья Афанасьевна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТст. Старовеличковской.
Описание работы: Методическая разработка "Игры с пословицами" предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, для проведения на каникулах.
Цель: Стремление привить детям определённые оценки явлений жизни поведения человека.
Задачи: Воспитывать смелость, честность, доброту, чувство товарищества, патриотизм.

Ход мероприятия:

Ведущая: Знаете ли вы что такое пословица? А кто знает какие-нибудь пословицы?
(Дети отвечают).
Ведущая: Пословица-это народная мудрость, в которой передается память и опыт народа.Как вы думаете, почему пословицы, несмотря на тысячелетнюю историю, до сих пор сохраняют популярность в быту? Не знаете? Тогда послушайте. За каждой стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают-они просто утверждают или отрицают что-либо, так как все сказанное ими-истина.
Например: "Что посеешь, то и пожнёшь","Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".
Кроме пословиц есть еще и поговорки. Поговорки-это незаконченные предложения, например "надулся, как индюк";"как сыр в масле катается" и другие.
Поговорки часто бывают частью пословиц, Например: "Как собака на сене: ни себе, ни людям"- пословица.
Пословицы и поговорки обогащают и украшают наш язык, благодаря чему люди с давних пор приобретали навыки выражать свои мысли доходчиво и лаконично.
Пословицы учат нас многому,каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относится к матери, старшим, к родине.Итак, сегодня мы с вами посмотрим, знаете ли вы пословицы и поговорки, умеете ли ими пользоваться в своей речи.
Конкурс 1. Закончите поговорку названием животных:
Голоден как. (Волк).
Труслив, как. (Заяц).
Изворотлив, как. (Уж).
Нем, как. (Рыба).
Упрям, как. (Осёл).
Болтлив, как. (Сорока).
Хитер, как. (Лиса).
Здоров, как. (Бык).
Надут, как. (Индюк).
Грязный, как. (Свинья).
Мокрый, как. (Курица).
Колючий, как. (ЕЖ).
Конкурс 2. Закончите крылатые выражения взятые из сказок:
Поди туда-не знаю куда. (принеси то-не знаю что).
Скоро сказка сказывается. (да не скоро дело делается).
Это все присказка, а. (сказка будет впереди).
Конкурс 3 "Похлопаем, Потопаем"
Дети делятся на две команды : "бездельники" и "обманщики".Ведущий говорит поговорку. К какой команде она относится, та хлопает в ладоши.Если поговорка со значением "быстро", то обе команды топают ногами.
Сидеть сложа руки; сломя голову; втирать очки; во все лопатки; бить баклуши; со всех ног; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводить в заблуждение; высунув язык.
Конкурс 4. Загадки-складки "Доскажи словечко".
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой. (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и . (поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле . (Волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь. (Медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес . (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши . (вянут).
Конкурс 5. Загадки- шутки "Что это?"
Ведущий читает определения, а дети отгадывают, о чём говорится.
Нос
Его вешают, когда приходят в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Уши
Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают.
Не белье , а их развешивают чрезмерное доверчивые.
Ветер
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает.
На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Конкурс 6. "Вспомним пословицу"
Ведущий: Пословица,тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
Детям предлагается вспомнить, как правильно звучит пословица.
Голод-не щётка.(Тётка).
Два сапога-тара.(Пара).
Жди у горя погоды.(Моря).
Толочь в ступе соду.(Воду).
Нашла коза на камень.(Коса).
Не зная броду,не суйся в моду.(Воду).
Первый клин комом.(Блин).
Сашу маслом не испортишь.(Кашу).
Мы сами с ушами.(Усами).
От бобра бобра не ищут.(Добра).
Конкурс 7. "Составь пословицу"
Ведущий называет попарно слова,из которых детям нужно составить пословицы
Коса - камень.(Нашла коса на камень).
Лес - щепки. (Лес рубят Щепки летят).
Шило - мешок. (Шило в мешке не утаишь).
Синица - журавль. (Лучше синица в руках чем журавль в небе).
Яблоня - яблочко. (Яблочко от яблони недалеко падает).
Дело - мастер. (Дело мастера боится).
Дело -потеха. (Делу время потехе час).

Следующая пословица

На данной странице собраны интересные пословицы про лагерь, которые обязательно расскажут много полезной информации о туристах.

Следующая пословица

Поговорки.ру это сайт поговорок номер один. Мы собрали для вас лучшие поговорки на одном сайте. Народные поговорки, поговорки о добре и зле, старинные и поговрки о временах года.

Читайте также: