Консультация для родителей пословицы и поговорки

Обновлено: 24.12.2024

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным даже легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма не многие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…» К. Д. Ушинский

На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания»основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речь. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

При дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств, станут самой надежной рекомендацией общественной жизни и творческой деятельности.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследования Ф. А. Сохина доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладение детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на становление нравственного облика ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Богатейший материал для воспитания нарвственных качеств и культуры речи содержит в себе устное народное творчество. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Что не маловажно для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Отличаются эти дети и своеобразием отдельных сторон мышления, как например, несформированностью некоторых понятий, замедленностью темпа мыслительных процессов и пр. У детейнаблюдается также некоторые особенности в эмоционально-волевой и мотивационной сфере, которые проявляются в психофизической расторможенности или заторможенности, в отсутствии устойчивого интереса. Поэтому в работе с детьми использую народные изречения, в которых всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действия через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние, что еще более усиливает воздействие на человека.

Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку,который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое,когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня?»

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.

Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл,например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.

Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.

Пословицы и поговорки произношу выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождаю жестами и мимикой. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.

Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развитиятаких мыслительных операций,как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Добро помни, а зло забывай».

Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать,дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь».

После занятия, кстати, будет пословица: «Делу время, потехе – час».

Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Организовывая детей на какое-нибудь совместное дело,говорю: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)», а после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы («Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались» и т. п.) становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую)и она получилась качественной говорю: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело».

Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы,чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи». Пословицей показываю отношение к силовому; сила хороша с добротой,а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого,несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».

Ссора может привести к потере друзей. В подобной ситуации привожу пословицы, подчеркивающее значения дружбы,согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе - тесно, а врозь - скучно», «Старый друг лучше новых двух».А про двух неразлучных друзей говорю: «Куда иголка, туда и нитка».

Многообразие интонаций, с какими произношу одну и ту же пословицу, расширяет ее педагогические возможности. Например, с помощью пословицы «Наскоро делать - переделывать» в одном случае констатирую как результат поспешности, а в другом – предупреждение.

Прибаутки, пословицы, поговорки использую вне конкретного поведения и действий детей, а как средство создания определенного поведения и действий детей, а как средство создания определенного настроения, атмосферы вокруг какого-то явления. Например, атмосферы неприятия, высмеивания лени, нерадивости. В педагогическом процессе нахожу место «тематическим подборкам» пословиц и поговорок, например, после прочтения сказки «Колосок»,разыгрываем сценку прибаутку:

- Тит, поди молотить!

- Тит, поди кисель есть!

- Где моя большая ложка?

Итог подвожу пословицей: «Ленив работать, да не ленив поесть»

Когда дети будут знакомы с достаточным количеством пословиц и поговорок, тогда можно проводить игры на понимание и умение использовать их в нужной ситуации.

«О чем говорить пословица»

После беседы о значении какой-нибудь пословицы предлагаю детям придумать сказку, в которой кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрации к пословице. Это упражнение рекомендую использовать на занятиях при ознакомлении с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек - волк».

Даю детям деформированный пословицыи предлагаю произнести ее верно:

- «Глаза – делают, руки - боятся»;

- «Работнику – еловые шишки, а лодырю – медовые пышки»;

- «Маленькое безделье лучше большого дела».

Дети делятся на две команды. Каждому ребенку первой команды даю свою часть пословицы, каждому ребенку второму команды продолжение пословицы. Послесигнала ребенок должен найти свою пару. Побеждает тот, кто первый «составил» свой пословицу.

- «Один за всех, все за одного»;

- «Делу – время, потехе - час»;

- «Легко сломать, трудно сделать»;

- «Долог день до вечера, коли делать нечего»;

- «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Приводимая работа доказала, что арсенал способов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду поистине огромен. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. Приобщая детей к золотому фонду народной культуры решаю не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствую их внутренний мир, делаю его более духовным.

Публикации по теме:

Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Пословицы , поговорки , стишки о здоровье в картинках для детей»

Консультация с использованием мнемотехники.

Консультация для воспитателей. "Режим дня и его значение в развитии детей. Режимные моменты мероприятия, корректирующие здоровье детей".

Консультация для воспитателей " Подвижные игры и их значение для развития детей" Консультация для родителей «Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей»

Данная косультация напомнит взрослым пословицы и поговорки из русского народного фольклора и подскажет, как лучше применить проявления народной мудрости в воспитании детей.

Консультация для родителей «Домашние животные и их значение в развитии детей»

В консультации предоставленны материалы по общению с домашнеми животными и их роль в развитие ребенка.

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки»

Консультация для родителей.

Колыбельные песни очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, в развитии мышления. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького чело.

Следующая пословица

Пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей жизни, они помогают людям жить. Мы предлагаем вам вспомнить их вместе с нами.

Чтобы ребенок полюбил труд, уважал чужой труд, его необходимо правильно воспитывать.

Пословицы о труде помогут вам в трудовом воспитании детей.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Без труда жить — только небо коптить.

Всякое дело концом хорошо.

В детях необходимо воспитывать уважение, любовь и заботу к родителям (маме, папе, бабушке, дедушке…), формировать у них семейные принципы. Пословицы о семья помогут вам в этом.

ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Родную мать никем не заменишь.

Птица рада весне, а младенец — матери.

Материнская ласка конца не имеет.

В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

Всякой матери своё дитя мило.

Птица рада весне, а дитя — матери.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Слава сына — отцу отрада.

От худого дитяти у отца голова седеет.

Не смейся над старым: и сам будешь стар.

Старость забывчива, молодость неопытна.

Около молодых посидеть — самому помолодеть.

Учите детей ценить дружбу

Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях

Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

Был бы друг, будет и досуг.

Вдруг не станешь друг.

Верному другу цены нет.

Друг в беде узнается.

Друг верен, во всем измерен.

Друг денег дороже.

Друг до поры — тот же недруг.

Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.

Друг лучше старый, а платье новое.

Друг научит, а недруг проучит.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Дружба и братство дороже богатства.

Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.

Сто малодушных не заменят одного мужественного.

Победит тот, кто не дрогнет.

Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжелым.

Мужественному человеку никакое дело не трудно.

Мужество рождается в борьбе.

Мужество создает победителей.

Мужество - это сила.

Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Мужественно биться — победы добиться.

Мужественному человеку никакое дело не трудно.

Победит тот, кто не дрогнет.

Сто малодушных не заменят одного мужественного.

Мужественный пеняет на себя, малодушный — на товарища.

Мужественный человек не любит себя хвалить

Если есть у тебя мужество, дело не будет тяжелым

Это пословицы о великой русской земле, о любви к Родине, о бесценности земли русской.

Пословицы о Родине.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Дома и стены помогают.

Если народ един, он непобедим.

За морем теплее, а у нас светлее.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Пословицы и поговорки о пище

Голод и волка из лесу гонит.

Голоден, как волк.

Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Сладкого досыта не наешься.

Натощак и песня не поется.

И пес перед хлебом смиряется.

Положить зубы на полку.

Пословицы о времени

Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Обещанного три года ждут.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Делу время, потехе час.

Следующая пословица

Данная косультация напомнит взрослым пословицы и поговорки из русского народного фольклора и подскажет, как лучше применить проявления народной мудрости в воспитании детей.

ВложениеРазмер
kons._dlya_rodit._poslovitsy.doc 46.5 КБ

Следующая пословица

1. Обобщение опыта духовного наследия народного творчества.

1. Развивать навыки связной речи;

2. Способствовать развитию мыслительной деятельности;

3. Развивать способность рассуждать, объяснять, понимать прямое и переносное значение слов.

1. Воспитывать интерес к формам работы с пословицами и поговорками;

2. Воспитывать нравственные качества, культуру поведения.

Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование в речи пословиц и поговорок. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей.

Поговорки и пословицы используются во всех практически видах деятельности. Так, удачное применение данного материала способствует исправлению каких-либо недостатков личностного характера. Это отличный способ для развития речи дошкольников. Стараясь объяснить значение пословицы, дети совершенствуют навыки мыслительной деятельности.

Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным,часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Организуя работу с детьми, необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок.

Вот некоторые из них,часто используемые в работе с детьми:

Примеры поговорок

«Голод не тётка, пирогом не накормит»

«Не плюй в колодец — пригодится, воды напиться»

«Слово не воробей»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался груздём — полезай в короб»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Как Вы лодку назовёте — так она и поплывёт»

«Дорога ложка к обеду»

«На Бога надейся, а сам не плошай»

«Друзья познаются в беде»

«От сумы да тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень»

«Без Бога ни до порога»

Примеры пословиц

«Начал за здравие, а кончил за упокой»

«За битого двух небитых дают»

«Своя рубашка ближе к телу»

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»

«Слезами горю не поможешь.»

«Хлеб- всему голова.»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»

«Семеро одного не ждут.»

«У семи нянек дитя без глазу.»

«Семь раз отмерь — один отрежь.»

«Сытый голодному не товарищ.»

«Кто не работает, тот не ест.»

«Слово — дорого, а молчание — золото.»

«Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.»

«Тише едешь — дальше будешь.»

«Делу время — потехе час.»

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.»

«Любишь кататься — люби и саночки возить.»

«Своя ноша не тянет.»

«На воре и шапка горит.»

«Волков бояться — в лес не ходить.»

«Копейка рубль бережёт.»

«Бережённого Бог бережёт.»

«Под лежачий камень и вода не течёт.»

«Знание — сила.»

«Один в поле не воин.»

«С миру по нитке — нищему рубаха.»

«Клин клином вышибают»

Давать задания надо в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.

2. Упражнение" Кто знает, тот продолжает" (первый произносит пословицу, следующий- другую, но обязательно по этой же теме).

3. Иллюстрирование пословиц и поговорок (кроме изобразительных средств можно предложить картинки для выкладывания на магнитной доске).

4. Моделирование пословиц и поговорок (с помощью кукол разыгрывают разнообразные ситуации).

5. Упражнение "Восстанови пословицу, поговорку и объясни ее" .

• Век живи тем больше дров

• Как аукнется твоя неделя

• Делу время людей насмешишь

• Мели, Емеля так и откликнется

• Чем дальше в лес век учись

Поспешишь потехе час

Введение пословиц и поговорок в речь требует определенной системы. Объясняя смысл пословиц поговорок, используется прием сравнения, сопоставления предметов и их явлений.

Применение пословиц и поговорок в работе с детьми способствует приобщению к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, умственных процессов. А, значит, это дает возможность использовать пословицы и поговорки как эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения словарного запаса, улучшения восприятия окружающего мира и взаимосвязи с образностью русского языка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» На занятиях по обучению грамоте.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» Подготовила: Унагаева Л. М., Общение и отношения с людьми является одной из.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.

Консультация для родителей «Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста» Период развития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие. Дети дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Пословицы, поговорки и прибаутки –

проявления народной мудрости в воспитании детей»

Пословицы, поговорки, прибаутки, - это народная мудрость, свод правил жизни. Народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство.

И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. В коротких народных изречениях, афоризмах всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действие через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того, в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние (недовольство, восхищение, удивление), что еще более усиливает воздействие на человека. Одно дело, например, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда взрослый говорит: "Что же выходит: делать - не я, работать - не я, а есть кисель нет против меня?"

Поэтому для повышения воспитательного эффекта при общении с детьми желательно включать притчи, простые иносказания, намеки, как называл пословицы и поговорки В.И. Даль.

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, "Говорить легко - делать трудно", "Играй, играй да дело знай". Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения. Другие имеют и прямой и переносный смысл ("Без труда не вынешь рыбку из пруда")

Действительно, чтобы выудить рыбку, нужен труд. Но так говорят и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы получить результат.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например, "Назвался груздем - полезай в кузов", т.е. взялся за дело - доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение - действуй.

Последние не всегда понятно детям и требует разъяснения. Однако использование пословиц в контексте деятельности при соответствующих условиях делает для ребенка ясным их общий смысл. Для этого взрослый подбирает пословицы всех трех категорий с единым смыслом и параллельно применяет их в момент события, поступка, действия ребенка. Например, ребенок охотно взялся за дело, но вскоре остыл к нему и готов бросить. Взрослый обращается к нему: «В народе говорят: заделано (начато) - надо доделывать (нет иносказания); или ещё говорят: затянул песню, так веди до конца (имеет и прямой смысл, и иносказательный). Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?» Чтобы ребенок закончил дело, взрослый помогает ему и, работая с ним вместе, находит повод сказать: назвался груздем - полезай в кузов (полное иносказание). В этой ситуации может быть другой вариант применения пословиц с разной степенью иносказательности. Взрослый сокрушенно произносит. "И вправду сказано, не мудрено начать - мудрено кончить, т.е. просто начать, да не просто закончить. Мы с тобой, Вова , сейчас вместе закончим работу, а то ведь дело без конца что кобыла (лошадь) без хвоста. Так ведь и дела без конца не бывает - это смешно. Давай закончим, чтобы над нами не посмеялись»

Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, радостью, удовлетворением, сожалением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами и мимикой. Например: когда дети отвлекаются от работы разговорами, можно с сожалением воскликнуть: "Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов на мешок!" И жестом показать, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы и побуждают к желаемому поступку.

Какие же пословицы, поговорки, прибаутки можно рекомендовать использовать по ходу, например, трудового процесса? Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.

  • Была бы охота - заладится всякая работа.
  • Доброе начало - половина дела.
  • Где хотенье - там и уменье.
  • Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Бывает и так, что кто-то отказывается от работы, явно с неохотой отзывается на предложение. Шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение, поставят ребенка перед выбором формы поведения.

  • Люди жать, а мы с поля бежать.
  • В работе разгар, а он на базар.
  • У лодыря, Егорки, всегда отговорки.
  • Люди пахать, а он руками махать.

Высказав, таким образом, своё отношение к поведению ребенка, взрослый может и настаивать на его участии в работе. Но если ребёнок решает участвовать, надо поддерживать его радостной улыбкой, жестом (погладив по голове, прижав ласково к себе). Взрослый может пошутить: "Не для того руки даны, что бы даром болтались, так ведь?"

Всякое, даже самое маленькое дело, требует обдумывания, и нужно, что бы дети осознали планирование как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц легко подчеркивает именно это:

  • И по малу делу большая дума.
  • Голова научит - руки сделают.
  • Семь раз примерь - один отрежь.
  • Чем больше науки, тем умнее руки.
  • Ум хорошо, а два лучше.

Робких детей можно поддержать следующими изречениями:

  • Лиха беда - начало.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Смелость города берет.

Взрослый может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.
  • Волков бояться в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:

• Умел начать - умей и окончить.

• . Усталость пройдет, а добрая слава останется.

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Тем, кто отвлекается во время работы на разговоры, на игру, в зависимости от конкретной ситуации можно сказать:

• Где много слов, там мало дела.

• Большой говорун - плохой работун.

• Языком не торопись, а делом не ленись.

  • Один пашет, а семеро - руками машут.
  • Люди за дело, а мы за безделье.

Если дети проявляют терпение, сами стараются преодолеть возникшие трудности, то их надо поддержать:

  • Горька порой, работа, да хлеб от неё сладок.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Над чем постараешься, тому и порадуешься.
  • Всякое уменье трудом даётся.

Но бывает и наоборот: дети проявляют поспешность, нетерпение во время работы, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как. И в таких случаях можно высказать свое отношение через пословицу:

  • Делом спеши, а людей не смеши.
  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Кто делает все на авось, у того все хоть брось.

А о бойком, ловком, все успевающем умельце можно сказать:

  • Мал телом, да велик делом.

Похвала, высказанная в пословицах, несет в себе оттенок шутки, игры (т.к. ребенок называется птичкой, пострелом, муравьем и т.д.), а потому не дает повода для зазнайства.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучения, замечания, будет эффективнее сказать:

Читайте также: