Конкурс пословица не в бровь а в глаз

Обновлено: 22.11.2024

Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки, рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, как богатейший духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского национального характера.

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире. На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать главную мысль прочитанного. Так, после чтения статьи «Родина» по Н. Михайлову спрашиваю у ребят: «Какой смысл вкладывает автор в слово Родина? Как велика наша страна? Чем она богата? Почему мы гордимся ею? Как об этом сказано в статье?»

И только после беседы предлагаю детям прочитать пословицу «Береги землю родимую как мать любимую»

Ученики узнают, как мы называем свою родину и почему должны беречь её как мать, приводят пословицы о Родине.

Работая с детьми, я заметила, что они охотно читают пословицы и обсуждают их смысл. Многие из пословиц им понятны, доступны и вызывают интерес. Чтобы помочь детям понять смысл пословицы, ставлю перед ними вопросы, дающие возможность оценивать поведение действующих лиц, их отношение к окружающей действительности. Наиболее целесообразным является вопрос «Как бы вы поступили в данном случае?», который шире, чем другие раскрывает жизненную позицию детей.

Мы все хотим, чтобы дети выросли мужественными, целеустремлёнными, умными и добрыми, четными и трудолюбивыми. В сложном деле воспоминания среди наших помощников, одно из важных мест принадлежит пословицам.

Использование пословиц в работе нужно рассматривать как материал, который поможет учителю улучшить процесс изучения русского языка.

Ниже приводятся пословицы, которые целесообразно использовать при изучении следующих тем:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

Какие труды, такие и пл_ды.

Мороз л_нивого за нос хв_тает, а перед провонрым шапку сн_мает. Дерево сильно к_рнями, а человек своими трудами. З_рно в кол_су – торопись сжать пол_су.

ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

Кто любит труд, того люди чтут. Терпение и труд все перетрут. Сорвать прут не большой труд. В мае дождь – будет рожь. Был бы покос, да пришёл мороз. Жидка слеза, да едка. Красная ягодка, да на вкус горька. Рыбка мелка, да уха сладка. Бровь да глаз рядом живут рядом. Не тот друг, кто мельком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ

Книга для ума – что тёплый дождь для восходов. Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождливое лето хуже осени. Зима снежная – лето дождливое. Маленькое дело лучше безделья.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Упуст_ минутку – потеря_ час.

В решете воду не удерж_ . Конь вырывается – догон_ , а слово сказанное не ворот_ . Слезами горю не помож__. Цену вещи узна__, когда её потеря__. Трус погиба__, а храбрый побежда__.

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

ВО ВТОРОМ ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Нет друга – так ищи, а найдешь – береги. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведешь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. С трусливым и болтливым в беду попадешь. Одной рукой узла не завяжешь. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Не спеши языком, торопись делом. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не сиди сложа руки – не будет скуки. Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим. Ссора до добра не доведёт.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ

Грамоте учиться – всегда пригодится. Не трудиться, так и хлеба не добиться. Учиться никогда не поздно. С умным разговориться – что мёду напиться. Надо беречься, чтобы не обжечься. Волков боятся – в лес не ходить.

ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь. Где раньше рожь руками жали, теперь комбайны зашагали. С кем поведешься, от того и наберешься.

Наиболее ценными являются детские сочинения, написанные по пословицам. Например: Упустить минуту, потерять час.

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Собрались товарищи на рыбалку. Взяли удочки, червей нашли. Погода была великолепная. Утро тихое–тихое. Толя сидел на берегу и задремал. Спохватился, видит: у друга много рыбы в ведре, а у него нет даже маленькой рыбёшки. (В. Савчик)

За спортом дело стало.

Среди больших домов в маленькой песочнице играл Андрейка. Ракету из песка строил. А рядом в песочнице ссорились два брата. Задрали кверху носы, нахмурили брови, сжали кулачки и наступали друг на друга. И вдруг они заметили большую ракету. Мальчики по открывали рты от неожиданности. А ведь они могли бы тоже слепить такую ракету, даже ещё лучше. (А. Протас).

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Вадик и Лёша дружили. Но однажды они поссорились. Лёша отказался дать Вадику тетрадь с домашним заданием. Сказал, что не будет больше подсказывать ему на уроках. Предложил помогать ему после уроков.

«Настоящий друг должен помогать товарищу не подсказкой, а сделать так, чтобы он не отстал в учёбе», - сказал Лёша. Вадик обиделся и перестал заходить к Лёше и здороваться с ним. (В. Савчук).

У страха глаза велики.

Заяц захотел морковки. Прибежал в деревню. Увидела его собака и погналась за ним. Вот-вот догонит. Вбежал заяц в какой-то двор. Видит: стоит ящик. Прыгнул в него, притаился. Слышит: Что-то часто стучит. Думает заяц: «Что сердце ящика бьётся, волнуется, за меня.» Собака не нашла зайца и убежала. Вылез заяц из ящика и говорит: Спасибо, ящик, что ты так волновался за меня. (С. Перезович).

С начала учебного года ребята готовились к утреннику.

«Пословицы – краткие изречения».

Каждая группа получила задание – собрать пословицы о труде, о счастье, о книге, об учебе, о Родине. Ребята мастерили поделки, костюмы, маски для инсценировок.

УТРЕННИК В 3 КЛАССЕ

Вступительное слово учителя

Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Она имеет форму совета, поучения, наставления, предупреждения. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

На доске написаны столбиком пословицы:

Пословица – всем углам помощница.

Красна речь пословицей.

Глупая речь не пословица.

Без пословицы не проживёшь.

1 группа (каждый ученик произносит несколько пословиц о книге)

Книга – зеркало жизни.

Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Много читает тот, кто много знает.

Прочёл новую книгу – встретился с другом.

Инсценировка басни М. Ильина «Две книжки»

Однажды встретились две книжки. Разговорились меж собой.

«Ну, как твои делишки?» -

Одна спросила у другой.

«Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Обложки вырвал. С мясом!

Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает корабли, плоты,

Боюсь листы пойдут на змея

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целые бока?

«Твои мне незнакомы муки

Не помню я такого дня

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри как на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про пятна я молчу, -

О них и говоришь – то неприлично

Зато и я его учу

Не как-нибудь, на «отлично!

Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

Книга – твой друг, без неё как без рук.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Вторая группа на доску вывешивается плакат с пословицей:

Дерево сильно корнями, а человек трудом»

(Каждый ученик произносит по одной пословице)

Без труда мечта мертва.

Упустишь минутку – потеряешь час.

Без труда ничего не даётся.

Землю солнце красит, а человека – труд.

Человек живёт век, а доброе дело – два.

Птица крепнет в полёте, а человек в труде.

Третья группа (дети читают пословицы о дружбе, остальные объясняют их смысл)

Человек без друга – что земля без воды.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Друзья познаются в беде!

Правильны эти слова, но, к сожалению, далеко не все люди верно их толкуют. Многие, например, не понимают того, что настоящий друг, как бы он тебе не сочувствовал, не будет кривить душой и потакать твоим слабостям.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

2-ой ученик (читает сказку «Неверный друг»)

Шли однажды вместе осел и собака. На спине у осла лежал мешок с хлебом. Шли они, шли, устали и почувствовали голод. Осел, не раздумывая, принялся щипать траву, которая росла около дороги. Но ведь собака не могла последовать его примеру и попросила у осла хлеба.

Осёл, однако, и не подумал помочь ей.

–Если ты голодна, - сказал он ей, - так разыщи себе пищу. А у меня для тебя лишнего хлеба нет.

Собака промолчала и они отправились дальше. Неожиданно вдалеке увидели волка.

Дрожа от страха, стуча зубами, осёл сказал собаке:

-Ведь ты защитишь меня, правда?

-И не подумаю, - ответила собака. – Кто один ест, тот и защищается в одиночку.

И, бросив осла, она убежала в другую сторону.

Так осёл стал добычей волка.

Будь сам верным другом – и тебе помогут в беде.

Четвёртая группа (Дети читают написанные на плакате пословицы о счастье)

Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Наше счастье в общем труде .

Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящее счастье за деньги не купишь.

Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Слава славе рознь. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Ученик (читает стихотворение З. Александровой «Родина»)

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встает старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У рек березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный годок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учащиеся называют пословицы о Родине:

Нет в мире краше Родины нашей

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Только тому почёт будет, кто Родину не славой, а делом любит.

Одна у человека мать, одна у него Родина.

В классе оформлена выставка книг «Пословицы».

Учитель знакомит ребят со сборниками пословиц

Стоит только взять в руки любой сборник пословиц, и мы увидим указания, как надо учиться, трудиться, как надо вести себя. Пословицы многому нас учат: как жить, как дружить.

Они воспитывают в людях благородство, честность, доброту, порицают и осуждают лень, жадность, лживость и другие людские пороки. Пословицы живут долго и не стареют.

Каждая группа в процессе подготовки к утреннику находила пословицы из книг, журналов на определённы темы и по разделам записывала их в альбом. Ребята, умеющие рисовать, красочно оформляли страницы, подбирали к пословицам рисунки, рассказы, стихи, басни, помещали в альбом лучшие творческие работы. Так постепенно был составлен сборник пословиц под названием «Старая пословица век не сломится».

Проводится викторина пословиц. Учитель читает начало пословиц, ученики – конец.

Кто много читает – тот много знает.

Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

Поздно встанешь – мало сделаешь.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Что одному не под силу, то легко коллективу.

Дружно за мир стоять – войне не бывать!

Далее проводится игра по составлению пословиц из двух предлагаемых слов. Выигрывает та группа, которая быстрее других правильно составит пословицы.

Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Дело мастера боится.

Труд – лень. Труд человека кормит, а лень – портит.

В заключение утренника проводится игра «Семь и один». Каждая группа называет четыре пословицы, в которых упоминаются числа семь и один. Выигрывает та группа, которая больше назовёт пословиц.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед, один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

В конце утренника называют фамилии учащихся, группы, собравшие в сборник больше пословиц и активно участвовавшие в утреннике.

Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. 2004.

Волина В. Занимательное азбуковедение. 1993.

Волина В. Веселая грамматика. 1995.

Аникин В. П. Старинные русские пословицы и поговорки. 1988.

Русский фольклор. 1986.

Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. 1971.

Полякова А. В. Превращение слов. 1985.

Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. 1987.

Предварительный просмотр:

Белова Елена Викторовна,

учитель начальных классов,

«Доброе слово сказать - посошок в руки дать»

(по русским пословицам и поговоркам)

  • прививать учащимся любовь к русской культуре;
  • научить их понимать народную мудрость, заложенную в пословицах и поговорках;
  • развивать у учащихся потребность обмениваться знаниями и умениями, а также общаться со своими сверстниками в процессе игры.
  • приобщить учащихся к сокровищам духовной культуры русского народа с целью духовно-нравственного развития личности;
  • формировать коммуникативную, культуроведческую компетенции школьников;
  • развивать творческие способности учащихся.
  • Повышение интереса к русской речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие грамотной, точной, выразительной речи;
  • Обогащение внутреннего мира учащихся;
  • Умение слушать собеседника;
  • Соблюдение правил общения;

Применяемые технологии, оборудование:

  • Информационные, игровые технологии.
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска;
  • 5 флажко в (цвет:красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый);
  • 5 лент(цвет:красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый).
  • Персональный компьютер;
  • Ученические работы в программе PowerPoint.

Данная программа была проведёна в рамках социокультурного проекта "Чистое слово". Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая среда не воспитывают это.

Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.

Игровая программа хоть на некоторое время сможет приобщить учащихся к сокровищницам духовной культуры русского народа. У школьников формируется коммуникативная, культуроведческая компетенции.

Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс этого формирования, повысить темп программы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет использовать игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности детей.

Ход конкурсной программы:

В зале размещены 5 столов, в центре каждого флажок (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый). Участники: дети начальной школы. На входе каждый получает карточку определенного цвета и фломастером пишет на ней своё имя. Под музыку дети располагаются за столами, согласно цвету своих карточек.

Богата земля русская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.

Россия славится богатым устным народным творчеством. Правильное использование людьми пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека . Они - хранители истинно народной мудрости.

Пословицы - это «самоцветы и самородки» русского языка – несут неподражаемый колорит, выражают мысль образно, эмоционально.

В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица не была, все-таки это законченное произведение.

Сейчас мы проведем конкурс по русским пословицам и поговоркам «Доброе слово сказать - посошок в руки дать».

В ходе конкурса будем обмениваться знаниями народных пословиц и поговорок, учиться понимать народную мудрость, тем самым повышая свой уровень воспитанности и культуры.

Конкурсную программы начнем с замечательных слов Максима Горького и народных мудростей.

«Пословицы» кратки, а ума и чувства выложено в них на целые книги», - писал М.Горький.

Пословица не на ветер молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Пословица ввек не сломится.

Красна речь пословицами.

(Ведущие поочередно проводят конкурсы)

Первый конкурс«Продолжи пословицу»

На экране появляются названия тематических групп пословиц. Ребята выбирают одну. В каждой группе 5 пословиц, за правильный ответ - 1 балл.

Жизнь дана (на добрые дела).

Добра желаешь, ( добро и делай!)

Добро не умрёт, (а зло пропадёт).

Добрые слова (дороже богатства).

Добрый человек (в добре проживёт век).

Без друга (в жизни туго).

Верному другу (цены нет).

Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью).

Друга ищи, (а найдёшь – береги).

Дерево живёт корнями, (а человек – друзьями).

Грамоте учиться (всегда пригодится).

Век живи – (век учись).

Красна птица перьем, (а человек ученьем).

Ученье дороже (богатства).

Наукой свет стоит, (а ученьем люди живут).

В ком добра нет, (в том и правды мало).

Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь).

Всяк правду ищет, (да не всяк её творит).

За правду стой (горой).

Дело знай, (а правду помни).

Смелость (города берёт).

Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).

Храброму смерть (не страшна).

На смелого собака лает, (а трусливого кусает).

Волка бояться – (и от белки бежать).

Второй конкурс «Угадай словечко»

На экране под цифрами от 1до 10 зашифрованы фразеологизмы.

Задание: одним словом передать смысл фразеологизма. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. У черта на куличках. (Далеко.)

2. Семи пядей во лбу. (Умный.)

3. От горшка два вершка. (Маленький.)

4. Когда рак на горе свистнет. (Никогда.)

5. Ни кола, ни двора. (Бедный.)

6. В голове ветер гуляет. (Глупый, бестолковый.)

7. Хоть пруд пруди. (Много.)

8. Рыло в пуху. (Виноватый.)

9. После дождичка в четверг. (Неизвестно когда.)

10. На ходу подметки рвет. (Ловкий, хитрый.)

Третий конкурс «Театр пословиц»

Наши русские пословицы и поговорки бывают настолько яркими по смыслу и меткими по отраженным в них художественным образам, что их даже можно инсценировать и разыгрывать, как мини-сценки.

Задание: инсценировать и разыгрывать пословицу, как мини-сценку.

Если пословица угадана, команда получает 3 балла. За каждую отгаданную и правильно произнесенную пословицу, отгадавшая команда получает 3 балла.

Пословицы для инсценировок:

  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Знает кошка, чье мясо съела.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  • Слово — не воробей; вылетит — не поймаешь.

Четвёртый конкурс «Угадай пословицу»

На экране под цифрами от 1до 10 зашифрованы пословицы и поговорки той или иной страны. Задача игроков: подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу. За каждый правильный ответ 2 балла.

1.В закрытый рот муха не залетит. Итальянская пословица.

(Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.)

2.Две собаки вряд ли поделят одну кость. Английская пословица.

(Два медведя в одной берлоге не уживутся.)

3.Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин. Иранская

пословица. (На безрыбье и рак - рыба.)

4.Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская поcловица.

(Язык до Киева доведет.)

5.Молчаливый рот - золотой рот. Немецкая пословица.

( С лово - серебро, молчание - золото.)

6.Разговорами риса не сваришь. Китайская пословица .

(Соловьябаснями не кормят.)

7.Ранняя птичка съедает червячка. Английская поcловица.

(Кто рано встает, тому Бог подает.)

8.Пика не кладется в мешок. Польская пословица. (Шила в мешке не утаишь.)

9. Бежал от дождя, попал под ливень. Арабская пословица.

(Из огня да в полымя.)

10. Не учи рыбу плавать. Английская пословица. (Не учи ученого.)

Пятый конкурс «Лента для капитанов»

Капитаны, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот изкапитанов, который смог смотать больший кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.

За победу в конкурсе капитан приносит своей команде 2 балла

Шестой конкурс«Подумай и ответь»

Следующая пословица

Смирнова Надежда Эксановна, учитель русского языка, учитель высшей категории.

ЦЕЛЬ: - создать условия для расширения знаний о фразеологизмах;

  1. способствовать развитию устной речи уч-ся;
  2. -способствовать воспитанию любви к родной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты с фразеологизмами, карточки-задания для команд, декорации.

Команды–участники в течение недели готовятся к КВН: выбирают капитана, придумывают название команды, эмблему, девиз, вопросы соперникам, готовят домашнее задание.

КВН проходит в зале, празднично оформленном. На передней стене – тема КВНа « Не в бровь, а в глаз». Под ней расположены плакаты:

-водить за нос, вылетел в трубу, дело в шляпе, мокрая курица, глухая тетеря, лопнуть от зависти, мутить воду, висеть на волоске, лебединая песня, мозолить глаза, кожа да кости, бить баклуши, нос не дорос, кот наплакал, намылить шею.

В зале стоят столы для участников и жюри, подготовлены места для болельщиков. Все занимают свои места.

Звучит плавная тихая музыка, на фоне которой звучат слова ведущего:

Дорогие друзья! Прежде, чем начать наш КВН « Не в бровь, а в глаз», посвящённый фразеологизмам, несколько слов командам – участницам, жюри, болельщикам.

Команды! Мы не берём с вас клятвы, как принято на международных встречах, но верим, что встреча весёлых и находчивых пройдёт на благоприятных полюсах с соблюдением всех правил соревнований.

Гости! Просим вас вести себя так, как принято , скромно и тактично, не мешать участникам ни ответом, ни подсказкой.

Судьи! Пусть правосудие восторжествует

Не в театре телевизионном,

А среди наших школьных имён

Мы начинаем традиционный КВН.

Команда «Гусь лапчатый»

Девиз: «Лиха беда – начало».

Приветствие соперникам: «Бог в помощь, друзья мои!»

Приветствие жюри: « Знаем мы вас!»

Команда: «Стреляный воробей»

Девиз: «Будь что будет».

Приветствие соперникам: «Не мерь на свой аршин».

Приветствие жюри: « Держите ушки на макушке»

Ведущий: Прошу команды обменяться эмблемами. На расшифровку эмблем отводится 1 минута.

Ведущий: Жюри, объявите оценки за 1 этап игры.

Ведущий: Спасибо. Приступаем к проверке домашнего задания.

Задания: 1) Придумать рассказ, используя фразеологизмы (для обеих команд).

2) Разыграть сценку или пантомиму (по выбору команд).

Ведущий: Прошу объявить оценки за домашнее задание.

Ведущий: Приступаем к следующему заданию. Конкурс капитанов.

Аукцион . В этом конкурсе побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия птиц, насекомых, животных,

Ведущий: Прошу капитанов взять карточки с заданиями для следующего конкурса.

  1. На основании какого фразеологизма инопланетяне смогли бы судить, что у человека очень много ног?
  2. На основании чего люди, не владеющие русским языком, могут подумать, что в России в неделе много пятниц?

Ведущий: Перед вами предметы: ложка, гребёнка, камень, телефон, тарелка. Назовите фразеологизмы, в которых используются названия этих предметов.

Прошу жюри сообщить оценки на данном этапе.

Ведущий: Отгадайте загадки и вспомните фразеологизмы, в которых используется слово – отгадка. Кто больше?

1)Кто над нами вверх ногами?

  1. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Ведущий: Капитаны, возьмите карточки с заданиями.

  1. Составьте карту страны Носари, используя фразеологизмы, в состав которых входит слово нос
  2. Составьте карту страны Зубарии, используя фразеологизмы, в состав которых входит слово зуб (ы).

Команды рисуют карты «стран», а в это время проводится игра с болельщиками.

  1. Назовите синонимы – фразеологизмы к словам « быстро», «пропал».
  2. Вспомните и назовите фразеологизмы с прилагательными заячья, крокодиловы, ежовые, лебединая.
  3. Изобразите с помощью пантомимы фразеологизм «два сапога пара».

Ведущий: Прошу жюри сообщить оценки. Команды демонстрируют и озвучивают свои карты, жюри оценивает и этот конкурс.

Ведущий: Следующий конкурс « Угадай профессию». Среди представителей каких профессий появились данные фразеологизмы: 1) играть первую скрипку, петь с чужого голоса, открывать Америку, ждать у моря погоды, попасть в ловушку, закусить удила, сгущать краски.

  1. стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочки, через час по чайной ложке, ход конём.

Ведущий: А сейчас игра «Кто быстрей». Объясните значение фразеологизма одним словом.

Кожа да кости, дырявая память, на всех парусах, перемывать косточки, хоть кровь из носу, рукой подать, сбить с толку, как рыба в воде, лететь сломя голову, попасть пальцем в небо, из рук валится, много воды утекло.

Ведущий: Прошу сообщить результаты состязания.

Жюри сообщает итоги .Команда – победительница награждается, проигравшей команде вручается сладкий утешительный приз.

Следующая пословица

Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая среда не воспитывают это.

Сегодня происходит засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь.

Игровая программа хоть на некоторое время сможет приобщить учащихся к сокровищницам духовной культуры русского народа. У школьников формируется коммуникативная, культуроведческая компетенции.

Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс этого формирования, повысить темп программы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет использовать игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности детей.

ВложениеРазмер
innovats-aya_progr_musht_belov.docx 39.18 КБ

Следующая пословица

Невозможно представить речь грамотного человека без пословиц. Они делают разговор интереснее и помогают емко и кратко выразить мысль. Жаль, что со временем некоторые остроумные выражения забываются. Мы собрали 7 старинных пословиц, которые полезно знать всем, ведь они отражают суть любого времени.

В мелких словах и большое дело можно утопить

Эту бы поговорку да в уши некоторым руководителям! Если вести бесконечные обсуждения и строить планы, то до выполнения работы может так и не дойти. Наши предки напоминают: работать нужно руками и головой, а не языком.

Снявши голову, по волосам не плачут

По легенде, автор этой поговорки – император Петр I. Но выражение получилось таким удачным, что ушло в народ. Дело было так: некий атаман Искра предупредил Петра о том, что украинский гетман Мазепа задумал ему изменить. Царь не поверил, разгневался и велел казнить Искру за клевету. Однако вскоре оказалось, что предупреждение было верным. Раскаиваясь в своем поступке, Петр I и произнес эту фразу.

Смысл в том, что, если случилось какое-то печальное и непоправимое событие, бесполезно сожалеть о мелочах. Народная мудрость призывает нас в следующий раз не рубить с плеча, а сперва подумать о причинах и последствиях.

Всяк несет уста, где вода чиста

Эту пословицу можно понимать буквально: всем приятно жить в чистоте, и в опрятный дом гости всегда придут с удовольствием. В более широком смысле можно говорить о душевной чистоте. Как родник собирает вокруг себя усталых путников, так и с добрым и понимающим человеком приятно проводить время, к нему тянутся люди. Конечно же, каждому нужно стремиться стать таким человеком.

Церковь близко – да идти склизко, кабак далеко – да идти легко

Кто хочет найти оправдание – тот его непременно найдет. Наши предки прекрасно знали, что вести праведную жизнь и совершать хорошие поступки гораздо сложнее, чем жить в свое удовольствие, не думая о других. Но на то мы и люди, чтобы сделать выбор и идти этой дорогой, не отвлекаясь на соблазны.

Не суйся, ижица, поперек аза

Не каждый современный человек поймет, о чем идет речь в этой поговорке. Для этого нужно вспомнить старославянский алфавит, где каждая буква имела свое название. Первая из них, «мама» нашей «а», называлась «аз».

А в самом конце стояла буква по имени «ижица». Она выглядела так: Ѵ. Эта буква передавала звук «и», но использовалась только для записи слов, заимствованных из греческого языка. В общем, мало того, что последняя, так еще и не особо важная и редко употреблявшаяся буква. Смысл пословицы короче можно выразить так: «Знай свое место».

Бодливой корове бог рог не дает

Очень оптимистичная пословица! Ведь рога не достаются только недоброй корове, а вот спокойная, очевидно, их получает. Имеется в виду, конечно же, не крупный рогатый скот, а люди. Тому, у кого намерения плохие, не хватает возможностей, чтобы их осуществить. А значит, добра и справедливости в мире всегда больше, чем зла.

Девушку манят, семь городов сулят, а выманят – и пригородка нет

Да, романтические отношения часто развиваются по такой схеме. Когда мужчина пытается завоевать женщину, он готов на все. В ход идут комплименты, подарки, всевозможные обещания. Но ситуация меняется, как только мужчина добивается своего.

Хотя эта поговорка работает во многих сферах жизни. Кто из нас не пытался произвести впечатление на работодателя или блеснуть умом в новой компании? Поначалу мы пытаемся (пусть даже неосознанно) показаться лучше, чем мы ест на самом деле. Пословица предлагает нам не забывать об этом и предупреждает, что первое впечатление может быть обманчиво.

Читайте также: