Кесарю кесарево поговорка что означает

Обновлено: 07.11.2024

В писании есть место, где Господь говорит искушающим Его иудеям, чтобы они отдавали кесарево кесарю, то есть монету, на кторой изображены образ и надписание кесаря, а Божие Богу (Мф 22,19-21; Мк 12,15-17; Рим 13,7)

Если на монете образ и надписание кесаря, значит надлежит отдавать этот образ и надписание первообразу, в виде должного - оброка. Как учит Апостол Павел: "Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим 13,7) А образ Божий, нужно относить его первообразу, отдавая ему как должное, со страхом Божьим - честь и поклонение.

Иисусу Христу, который есть и Бог, и образ Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари (Кол 1,15) надлежит воздавать служение подобающее Единому Богу. А всем преподобным Господа нашего, святым и праведным, которые своей жизнью уподобились Ему, насколько им это было возможно, поклонение подобает не как Богу, но как Его друзьям (Ин 15,14-15) и друзьям нашим, наставникам и проповедникам, которых и Апостол Павел учит поминать, и взирая на кончину их жизни подражать вере их (Евр 13,7) Ведь и в ветхом завете мы встречаем воздание почтения своим друзьям через поклонение, так, Давид например, с почтением поклонился своему другу Ионафану (1Цар. 20:41)

Следующая пословица

Очередная интересная фраза с неочевидным происхождением и исконным смыслом. Что это значит и откуда оно пошло? Я думаю, ни для кого не секрет, что огромной частью русских (и не только, многих европейских) фразеологем мы обязаны христианству и Писанию, откуда они и попали в наш язык. Это выражение — не исключение.

Начнём с непосредственного современного значения.

Гай Юлий Цезарь, римский диктатор и полководец, от которого и пошло слово «Кесарь» Гай Юлий Цезарь, римский диктатор и полководец, от которого и пошло слово «Кесарь»

Кесарю кесарево , а Божие Богу — то есть, каждому своё. Всё просто, эта же фраза во многих других вариациях существует в самых разных языках. Возникновение её связано с одним из библейских сюжетов.

Иисус Христос, который становился всё более и более популярным у населения, подвергся провокации со стороны фарисеев. Решив проверить, так ли он мудр, они спросили у него, а стоит ли платить Цезарю (императору Рима) налог? А эта проблема довольно долго будоражила умы жителей Иудеи, которая тогда была одной из провинций римского государства.

Иисус не мог ответить однозначно «да» или «нет», потому что в обоих случаях проигрывал (говоря «да», он провоцировал иудеев, ведь они считали недостойным платить римлянам-оккупантам, говоря «нет», он развязывал руки римлянам, чтобы казнить его за призыв к мятежу). Тогда он сделал следующее.

Кесари в Новом Завете

В Новом Завете можно встретить упоминания о римских кесарях, так как многие события в истории раннего христианства происходили во времена образования Римской империи. Так, например, по повелению кесаря Августа о переписи населения Иосиф из Назарета с женой Марией пошел записываться в свой родной город Вифлеем, где и родился Христос Спаситель.

  • В правление кесаря Тиверия Иоанн Креститель проповедовал покаяние и Крещение во оставление грехов.
  • Упомянут в Библии кесарь Клавдий, по распоряжению которого иудеи были изгнаны из Рима.
  • В правление кесаря Нерона произошли события, которые Апостол Павел описывал в 25-28 главах книги Деяний.

Кесарю-кесарево

Этой фразой Христос показал, что следует разделять политику и религию. Есть повиновение гражданской власти, а есть поклонение и служение Богу. Кесарю принадлежит лишь монета с его изображением, но не душа человека.

Мф., 90 зач., 22, 15–22

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Следующая пословица


Зачем нужны посредники в прошении к Богу?

Евангелие описывает случай, как у одного сотника слуга, которым дорожил он, был при смерти, услышав же о Иисусе, он послал к нему Иудейских старейшин, чтобы они просили Христа прийти и исцелить этого смертельно больного слугу (Лк 7,2-10).

Прообразно, слуга этот есть душа язычника, которой он сильно дорожил, ведь душа человека и цены не имеет (Мф 16,26). И вот, сотник услышал о Христе своими духовными очами, ведь многие желали слышать и не слышали, видеть, и не видели (Мф 13,13; Лк 10,23-24) и послал почтеннейших самого себя людей, Иудейских старейшин, которым прилично было по их чину просить Христа, ибо он счел себя недостойным, чтобы Христос вошел к нему в дом (1 Кор 3,16-17) И когда Господь был уже недалеко от дома его, настолько сотник этот был недалеко от Царствия Божьего (Мк 12,34), он прислал ко Христу друзей, которые от имени сотника просили Господа сказать слово, которое исцелит душу его.

Так и христианин, становясь все ближе ко Христу, познает всего себя недостойным, прозревая от Божественного света он начинает видеть свою греховность и негодность. От этого просит друзей, которые находятся рядом со Христом (Ин 12,26), Святых угодников Его, чтобы они просили Христа сказать только слово, и будет исцелена смертельно больная душа его.

Следующая пословица

Больше месяца назад сетевая газета «Взгляд» поделилась со своими читателями публикацией фондового аналитика Александра Разуваева под интригующим названием «Русский Ватикан». Сама статья к настоящему моменту уже потеряла свежесть, но тема – тема ее вечно актуальна.


Священник Димитрий Свердлов

Мысль автора заключается в необходимости создания на основе Русской Православной Церкви международного центра всемирного религиозного и политического влияния. А главным инструментом такого влияния предполагается сделать учреждение «коммерческого и инвестиционного банка, а также управляющей компании под крылом Церкви» и фонда прямых инвестиций, контролируемого этой управляющей компанией РПЦ.

В пример приводится Ватикан, который «представляет собой очень влиятельный центр силы и в политике, и в финансах» и «владеет значительными финансовыми ресурсами, являясь, в том числе, игроком на фондовой бирже».

Но это средства. А глобальная цель этих средств – дать России «сильный козырь, который может значительно усилить наше влияние в мире». По мнению автора, это последний козырь, наряду с нефтегазовым сектором и ядерным оружием – единственные «конкурентные преимущества», которые позволят России «претендовать на успех в современном мире». Единственные, потому что прогресс в сфере высоких технологий в России затруднен, и «существенную долю в данном секторе получить сложно, мир уже давно полностью поделен»…

Не споря с позицией автора в вопросах макроэкономики (вряд ли стоит спорить с мнением, что у России остались два актуальных козыря – нефтегаз и ядерное оружие), хочу поговорить о третьем, простите, козыре – о позиции, которую автор отводит Русской Православной Церкви.

Самое, на мой вкус, неприятное – это роль «инструмента»: «Русская Церковь может стать очень мощным инструментом нашего влияния, прежде всего на постсоветском пространстве и на Балканах…»

Позиция не новая. Часто можно слышать от тех, кто идентифицирует себя патриотами и государственниками, о том, что сила Русской Церкви может поднять русское государство. Позиция очевидная. Последовательное следование нравственным христианским принципам действительно может оздоровить общество. Но есть несколько «но».

Первое и главное «но» заключается в унизительном месте, отведенном православной вере и Церкви, носительнице этой веры.

Церковь, которая Христова Невеста – по определению не может быть служанкой никакого государства, даже самого любимого. Церковь, которая призвана оперировать прежде всего в сфере духовного, больше и выше любого государства, любой империи, любой патриотической доктрины. Церковь, в первых и в главных, призвана служить Христу, Богу. Такова вселенская, трансцендентная роль Церкви. Интересам же государства – большой вопрос, должна ли в принципе?

Церковь и государство могут (кто-то скажет: «должны») быть союзниками. Но этот союз ограничен временными и нравственными границами. Бытие Церкви простирается за пределы времени в Вечность, жизнь же любого государства, даже самое православного – ограниченно рамками времени и исторического, временного же, бытия (приведите обратный пример?).

Церкви, не государству, дана Христом власть приводить дух человека к Богу. Государство в принципе не обладает ни полномочиями в этом деле, ни методами – государство может быть лишь помощником Церкви на этом поприще, но не наоборот.

Высокая евангельская нравственность, которую призвана проповедовать Христова Церковь, часто – и неизбежно – входит в противоречие со средствами государства, среди которых – суд, принуждение, убийство, война, в том числе во имя имперских амбиций.

С драматическими противоречиями между церковностью и формальной православной государственностью сталкивалась история не раз. Разуму не поддающаяся многовековая война между православной Византией и крещенной ею в Православие Болгарией… Русская княжеская усобица, когда с хоругвями и молебнами русские православные шли в походы на других русских православных (см. историю новгородского похода князя Андрея Боголюбского и явление иконы «Знамение» в Новгороде…) Малоизвестная страница русской истории, русско-литовские войны 16-го века: население Великого Княжества Литовского было преимущественно православным, и после значимых побед каждая из воюющих сторон закладывала православные же храмы; в Литве особым усердием в этом отличался полководец князь Константин Острожский, а позднее – его сын Василий, великий защитник Православия и основатель Острожской типографии, в которой диакон Иван Федоров отпечатал первую русскую Библию…

Более близкие по времени эпизоды из истории России: Петр Первый, которому экстренно нужны солдаты для расширения пределов Российской Империи, сильно ограничивает монашеские постриги… Екатерининская секуляризация монастырей – Екатерине Великой нужны земли и, соответственно, деньги… Недавняя, для православного сердца болезненная, война между исторически православной Россией и исторически православной Грузией…

А. Разуваев предлагает стартовый капитал для церковного банка выделить из государственных резервов: «Объем международных резервов Российской Федерации по состоянию на 23 сентября 2011 года составлял 526 млрд долларов США, выделение даже 1% от данной суммы в пользу церковного инвестиционного банка дало бы ему хороший стартовый капитал»…


Интересно, автор думал о том, что случится, если Российская Федерация, предположим, попросит в обмен на эти пять с лишним миллиардов долларов благословить очередную «маленькую победоносную войну»? Нас ждет еще одна страница в истории, деликатно опущенная в семинарских учебниках?

…Все это старая проблема, которая упирается в разноприродность Церкви – Небесной, и государства – земного. И смешение одного и другого, зависимость и Церкви от государства, и государства от различных церквей в реальной истории успешно опускало Церковь на землю, а вот никакое государство на Небо поднять так и не смогло…

Попытки создать «Русский Ватикан» и поставить его на службу государству тоже уже случались – и ничего хорошего из них не получилось. Стыдная и в итоге кровавая реформа патриарха Никона, за которую пришлось по сути извиняться Поместному Собору 1971 г., касалась не только и не столько исправления богослужебных книг и обрядов – приведение богослужения к греческому образцу служило цели создания как раз всемирного центра православного влияния в Москве, что удачно совпало с реализацией зарождающихся в государственных умах планов расширения Руси до масштабов империи. Отсылаю к сериалу Николая Досталя «Раскол», который, конечно, ни в коей мере не исторический источник, но довольно наглядная иллюстрация…

Не имею понятия, знал ли автор статьи о последней попытке создать «Русский Ватикан» и поставить его на службу государству. Надеюсь, что нет. Потому что попытка эта принадлежит русскому Ироду, как назвал его митрополит Иларион (Алфеев), – Иосифу Сталину.

После войны, когда встал вопрос о расширении международного влияния СССР, сталинские идеологи и практики решили использовать Московскую Патриархию для осуществления этого влияния, реализовав идею «концентрировать внимание всего православного мира к русской православной Церкви и довести ее значение до степени первенствующей Православной Церкви, а святой Москвы до значения Третьего Рима» (из доклада 1946 г., направленного Патриархией Г.Г. Карпову, председателю Совета по делам религий, бывшему (?) высокопоставленному сотруднику НКВД).

Тогда эта попытка провалилась, в том числе и благодаря во многом проамериканской позиции Константинопольского Патриарха Афиногора I. Следующий заход кремлевских политиков был направлен на активное участие Московского Патриархата в экуменическом движении. Последствия последнего и конфликт с Константинополем нашей Церкви приходится расхлебывать до сих пор…

Сильная и богатая Россия – это хорошо. Сильная и православная Россия – еще лучше. Сильная Церковь – тоже… Вопрос только в том, что считать приоритетным благом? Силу, основанную на любви, или силу основанную на деньгах? Церковь как «инструмент» Христа или Церковь как инструмент государственного влияния.

Читайте также: