Какова пряха такова на ней и рубаха значение пословицы
Обновлено: 07.11.2024
Т.е. пряха, если она работящая и аккуратная, будет прясть тонкую прочную нить из которой выйдет качественная рубаха. Т.е. как поработала, так и выглядит. Если применять в общем смысле, то по тому, как человек выглядит, можно судить о том, как он трудится.
Смысл в том, что живее будешь, если уступишь. Некоторые летят, дороги не разбирая.
Поэтому и есть правило 3-х Д. Оно же ДДД. Дай Дураку Дорогу.
И в напутствие им обычно говорят: 3,14(здуй). До первого столба.
И просто правило перехода через дорогу: сэкономишь секунду, потеряешь жизнь.
1 год назадОчень верная поговорка, даже с точки зрения физиологии человека. Приняв "на грудь" человек становится часто куда активнее чем трезвый, и в пьяном состоянии не замечает усталости. А вот сон после принятия спиртного поверхностный и этого самого сна требуется уже не 7-8 часов, а 12, а то и больше, но вставать приходится на работу как положено, вот человек, накануне вкусивший "Зелёного Змия" и не готов к работе в полную силу! Кстати, я пишу не по кем то изложенной информации, всё это прочувствовано мною лично и неоднократно.
1 год назадНа протяжении веков люди многое замечали и появлялись постепенно разные поговорки и пословицы. Многие из них актуальны и в наши дни.
Это касается и данной поговорки, ей можно отнести к такой категории, которая выражается в поговорке
то есть к тем, в которой отображается лень и нерадивость.
Полностью эта поговорка звучит так:
Можно к этой поговорке приписать и ещё одну :
Как бы там не было, но ответом на данный вопрос следует считать - да ленив вставать.
Следующая пословица
По этой пословице примечали хорошую хозяйку. В старину всех от мала до велика, от царя до крестьянина одевал батюшка-лен. Льну - древнейшей культуре, почитаемой с давних времен людьми, было посвящено музейное мероприятие, которое прошло 11 сентября. Да и время мы выбрали неслучайно, именно в сентябре была забота у крестьян, что.
По этой пословице примечали хорошую хозяйку. В старину всех от мала до велика, от царя до крестьянина одевал батюшка-лен.
Льну - древнейшей культуре, почитаемой с давних времен людьми, было посвящено музейное мероприятие, которое прошло 11 сентября. Да и время мы выбрали неслучайно, именно в сентябре была забота у крестьян, что льны приспевать. Все мы знаем, что изо льна изготавливают льняную ткань и масло. Ни одна другая ткань не может сравниться по качеству с льняной тканью. Льняная ткань очень прочная и долговечная. Из нее в старину изготавливали паруса для кораблей. Ни один другой материал не обладает такой воздухопроницаемостью как лен. Тело в нем «дышит».
Летом льняная ткань сохраняет прохладу, а зимой дарит тепло. На льне не приживаются ни грибки, ни бактерии. И до наших времен сохранилась льняная ткань египетских мумий, которой больше 5000 лет. Эта ткань тонкая как папирусная бумага. По сравнению с ней лучший бельгийский батист, почти невесомый и неощутимый, кажется грубой мешковиной. Если нити батиста оценивали 20 номером, то лен из гробницы- 200! Льняное масло, считается самым полезным маслом, им лечат рак. Его применяют для укрепления стенок сосудов. Оно повышает иммунитет. Полезных свойств льняного масла и не перечесть. В нашем селе лен сеяли исстари. В народе лен называли «северным золотом». Мы рассказали посетителям о том, как проходил этот долгий ручной труд, начинающийся от маленького зернышка, посаженного в землю, до изготовления льняной ткани. Этот долгий ручной труд был не легкий и трудоемкий, требовал много сноровки и терпения. Сначала лен сеяли. Лен, как и зерно, сеяли мужчины. Когда стебельки начинали подрастать, их пропалывали. С этого времени начиналась женская забота о льне. Цветущий лен - красивое зрелище. За околицей голубели поля цветущего льна. Когда вызревало семя лен теребили, т.е дергали руками, ведь скошенный лен потерянное богатство. Обмолачивали лен деревянными колотушками, из семян били масло. У.Я.Кузина уроженка нашего села рассказывала: « В Красновидово была своя маслобойня. Так вот мама, бывало, принесет сбитого масла в жбане, а оно такое густое, пахучее. Напечет лепешек, поставит самовар. Мы всей семьей сядем за стол, пить чай с лепешками и маслом. Вкуснотище!» Обмолоченные стебли льна везли на Волгу и там мочили его 15-20 дней, придавливая камнями. После этого хорошо сушили и принимались мять на специальных мялках. Со стеблей с треском сыпалась кострика, оставалось серое прочное волокно. Это волокно трепали, очищали от остатков кострики. Женщины во время этой работы, закрывали свое лицо полностью, оставались только глаза. Чесальными гребнями лен очесывали. После очеса наступало время пряжи. Сколько же пряжи перепряли женские руки. В крестьянской семье прясть начинали с раннего детства. Был обычай ходить прясть к соседям. Совместная пряжа называлась супрядки. Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканье. Мастерицы ткали на ручном ткацком станке.
РекламаУ нас в музее в экспозиции представлен станок, которому больше 100 лет. На станке ткали простую ткань и узорницу. Холсты выбеливали на снегу, либо щелоком (запаренная зола). Для практичности, холсты либо нитки красили. Из готового полотна шили одежду, постельное белье, полотенца. Е.М.Савинова, наша жительница, которой довелось носить самотканые вещи, вспоминает: « Сначала домотканую рубаху неловко было на себя надевать. Она была грубой. Со временем материал становился мягче, белее, тоньше» А дальше мастерицы пускали вход свою фантазию, чтобы украсить вещи вышивкой и кружевом. Женщины создавали рисунки необычайной красоты. В музейных фондах хранятся вещи XIX века, переданные в дар от жителей нашего села. Все эти вещи были представлены на выставке «Льняные смотрины». Здесь и полотенца, изготовленные Изотовой В.И., Останиной А.Н, Утеевой Л.В., Соловой М., Горчаковой Н.Я., льняные рубахи, переданные Румянцевой Г.В., самотканые половики от Стельмащук Н.В. Эти вещи настоящие произведения искусства! Любоваться ими одно удовольствие.
Далее посетители посмотрели театрализованное представление о льняном полотенце. Полотенце в старину являлось главным оберегом, и сопровождало человека всю жизнь от рождения. Рожденного человечка принимали на полотенце, до смерти, в последний путь провожали тоже на полотенце. Раньше полотенце разные предназначения имело, да и названий не счесть. Вот такое не простое, полотенце-то льняное. Свою любовь ко льну, народ выразил в фольклоре, в песнях, пословицах, поговорках. Мы вспомнили некоторые из них.
Сейчас лен давно не сеют в наших краях. Говорят, невыгодно, трудоемко, неперспективно. Да и ручной труд, заменили машинным. Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две опоры - рожь и лен! Мы должны знать трудовые традиции нашего народа, ведь это наша история!
Следующая пословица
Т.е. пряха, если она работящая и аккуратная, будет прясть тонкую прочную нить из которой выйдет качественная рубаха. Т.е. как поработала, так и выглядит. Если применять в общем смысле, то по тому, как человек выглядит, можно судить о том, как он трудится.
Следующая пословица
Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне. На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОЛОКОН
Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.
Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.
В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.
Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРЯЖИ И НИТЕЙ
Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.
На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.
Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали под колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.
У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический премет, который питал младенца женственностью.
Личную прялку никому не давали взаймы — даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку — непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.
На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей, таким образом, предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.
Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок : это было своего рода праздничным гаданием — какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог, кто упадет с прялки, скатываясь вниз — бедняжка не доживет до осени.
На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан — прятали, чтобы их духи не заплевали.
Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней — «чтобы скот не был голым».
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
В мифах разных народов прядение — действо ритуальное, а прялка — предмет, связанный с «тем светом».
На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.
Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале — сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.
А уж, сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити — одну женихову, другую — невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются — быть свадьбе, а если разойдутся — не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели — утонет или поплывет.
Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.
На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» — вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.
Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье — чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.
К пряже часто приравнивали и человеческий волос — как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…
Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядело как диск с отверстием посередине.
В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.
Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник.
Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена.
В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).
Если на нити завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот – выпрямляя. Создавая изделие, вместе с нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами. Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
ДУХИ ПРЯДУЩИЕ, ТКУЩИЕ, ВЫШИВАЮЩИЕ
Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит.
«От кикиморы не дождешься пряжи» – говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде.
Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу
Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее.
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов).
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) Мара забирает душу, покидающую тело.
Кикимора (вариации Мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» – «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке:
«Стоит дом в 12 окон. В каждом окне по 4 девицы. У каждой девицы по 7 веретен. У каждого веретена свое имя»
Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный.
В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть. Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию.
Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.
Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая – создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающими» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по старому стилю), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь).
Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.
В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне – и видят тонкие плетения – с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).
Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке – браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на крест.
Читайте также: