Как поговорки влияют на нашу жизнь
Обновлено: 25.12.2024
Сочинение об употреблении пословиц в нашей речи.Умение подбирать пословицы к различным ситуациям.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_o_poslovitsakh_i_pogovorkakh.docx | 15.36 КБ |
Следующая пословица
С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " мал золотник, да дорог", " не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад " Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека" | 54.14 КБ |
" Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека" презентация к докладу | 1.17 МБ |
"Пословицы и поговорки" Сценарий классного часа | 1.6 МБ |
Сборник пословиц и поговорок. часть 1 | 1.39 МБ |
Сборник пословиц и поговорок. часть 2 | 1.39 МБ |
Сборник пословиц и поговорок. часть 3 | 884.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность. С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " мал золотник, да дорог", " не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследовательскую работу на тему: " Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека".
Объект исследования: роль пословиц и поговорок в жизни современного человека (на примере диагностики обучающихся 3 Г класса МОБУ СОШ №27)
Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.
Цель исследования: определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулировать интерес к данному жанру фольклора.
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику учащихся 3 Г класса МОБУ СОШ №27.
3. Составить сборник пословиц и поговорок для младших школьников.
ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА.
1.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах. Но от наших предков нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор. Ни что не может заменить живую речь.
1.2. Пословицы и поговорки.
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на Древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения. Точно также неизвестно и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные выразительно и очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
Неоспоримым остается только один факт: и пословицы и поговорки могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории.
А в чем отличие пословиц и поговорок?
Точного определения, что такое пословицы и поговорки, не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.
Пословицы относятся к самому любопытному жанру фольклора, остающемуся во многом загадочным и непонятным. Пословица, это, скорее всего народная оценка какого-либо события. Это отображение духовного облика народа, идеалов и стремлений, а также размышлений о разных гранях жизни. Сами того не замечая, мы употребляем пословицы в своей речи, в которой они приобретает конкретный смысл.
Со временем появляются новые пословицы, а старые приобретают новые значения. Широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них теряла свое прямое значение, то тут же приобретала новый, переносный смысл.
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. В поговорке нет законченности суждения, как и конкретного характера.
Так мы можем придти к выводу, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
«Заруби себе на носу» – запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.
Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей. И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются, и еще будут появляться пословицы и поговорки, характеризующие свою веху в истории человека.
ГЛАВА II. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
2.1. Опытно-экспериментальная работа
Для того, чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки мы провели экспериментальную работу.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе мы попытались выяснить у учащихся 3Г класса МОБУ СОШ № 27, знают ли они пословицы и поговорки; от кого чаще всего они их слышат. Для того, чтобы это выяснить мы составили анкету, состоящую из 3 вопросов:
Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.
1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ
Если ДА приведите пример:
2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ
Если ДА приведите пример:
3. От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?
А) От родителей Б) От бабушек и дедушек В) От учителей
Анализ результатов анкетирования показал, что только 40% детей знают, что такое пословицы, а поговорки знают только 10 %, затруднились привести примеры. Большинство опрашиваемых отметили, что они их слышат в основном от бабушек и дедушек.
Результаты анкетирования показаны в диаграмме 1:
На 2 этапе работы мы разработали сценарий классного часа и провели его.
Тема: Пословицы и поговорки.
Цель: Стимулировать интерес к пословицам и поговоркам, как к жанру фольклора.
I. Организационный момент
II. Основная часть
Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках.
1. Беседа «Из истории пословиц и поговорок»
Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру.
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.
А в чем отличие пословиц и поговорок?
Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная мудрость, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена поучительного смысла. Поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
Таким образом, мы приходим к выводу, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
«Заруби себе на носу» - запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.
III. Игра «Половинки».
Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы.
За двумя зайцами погонишься,
Чем дальше в лес,
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
тем больше дров.
так и откликнется.
один раз отрежь.
IV. Антонимы в пословицах. Кто даст определение, что такое антонимы?
Найти в пословицах слова с противоположными значениями.
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало, будет и конец.
Будет день, будет и ночь.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг.
Сытый голодного не разумеет.
От лени — болезнь, от работы — здоровье.
Добро побеждает зло.
Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости, пригодится и в старости
V. Подставьте подходящие по смыслу слова.
Весна дает цветы, а ____________ — плоды.
Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.
____________ без снега — лето без хлеба.
Чем крепче зима, тем скорее ______________ .
Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.
Что летом родится, то _________________ пригодится.
Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.
Лето собирает, а _______________ поедает.
Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.
Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.
VI. Работа по иллюстрированному сборнику пословиц и поговорок.
Для того, чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, мы собрали и издали сборник пословиц и поговорок. Сюда вощли пословицы и поговорки. К ним даны пояснения их смыслов. (Слайды 9, 10, 11). Возьмём несколько пословиц из сборника и попытаемся определить их смысл, затем сравним наши представления с пояснениями данными в сборнике.
Ребята, в заключении мы просим вас заполнить анкету.
1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?
Результаты второго анкетирования показаны в диаграмме 2:
На 3 этапе мы обобщили результаты и делали выводы по проделанной опытно-экспериментальной работе. И пришли к таким выводам. Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство опрошенных считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире.
2.2 . Сборник пословиц и поговорок для младших школьников
С целью стимулирования интереса к пословицам и поговоркам мы решили собрать пословицы и поговорки в сборник. Туда же включили пояснения смысла каждой пословицы и поговорки. Сборник красочно иллюстрирован, что особенно важно, ведь он адресован детям.
Пословицы и поговорки.
С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " мал золотник, да дорог", " не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Слыша и привыкая к пословицам и поговоркам с ранних лет, мы инстинктивно понимаем их смысл. Мы не задумываемся, откуда взялось то или иное выражение, мы воспринимаем пословицы и поговорки как неотъемлемую часть речи, быта и общения. А какой же изначальный смысл несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в наш век, в наше время? Большинство из них утратили свое первоначальное значение, и приобрели новый смысл. Давайте попробуем погрузиться в историю и найти там первоначальные значения знакомых нам выражений и фраз.
Вот яркий пример пословицы, которую все мы хорошо знаем: без труда не выловишь рыбку из пруда.
Всем нам понятен смысл этих слов. Речь идет, конечно же, о том, что для достижения каких либо целей надо приложить усилия, что все задуманное и запланированное не придет к вам само.
Есть еще много похожих пословиц, говорящих о пользе труда, о необходимости приложения усилии и стараний.
Вот еще один яркий пример: Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
Смысл тоже ясен. Лень, и нежелание приложить усилия не дадут нужных результатов.
Пословиц и поговорок о труде и лени великое множество. Вот, например: Делу время, а потехе час. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.
Вот поучительная пословица: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько дел, и поэтому ни одного не может сделать хорошо.
Пример пословицы о дружбе: Старый друг лучше новых двух. Все мы имеем друзей, умеем дружить. Но у каждого человека есть один, особенный друг, проверенный временем, который был рядом с вами и в радости, и в беде. Вот именно о таких друзьях говориться эта пословица. Когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
Ну а для тех, у кого нет еще такого человека рядом, народная мудрость гласит: Нет друга – так ищи, а нашел – так береги.
Конечно же, есть пословицы и поговорки и о доме, о семье. Например: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Сейчас слово " красна" многие воспринимают лишь как цвет, красный, оттенок красного. Но раньше это слово использовалось в значении – красота, красивый. Например: Красна девица. Говорится о том, как девушка красива. Так же и о доме. Красота дома и его хозяйки – это не внешний вид. Раньше девушек судили не по тому, кто румяней и белее, а по ее умению готовить, вести хозяйство.
Еще мы часто слышим такое выражение: Дома все вместе, и душа на месте.
Здесь речь идет о том, что когда вся семья в сборе, все дома, то всем спокойно, ни за кого волноваться не приходится. Если кто-то задержался допоздна, то конечно за него переживаешь, и ждешь родного человека.
То и клад, коли лад.
Эта пословица говорит сама за себя во все времена. Когда дома все ладят, нет ссор и обид. Что еще человеку для счастья надо? В любящей и понимающей семье, где всегда можно найти поддержку, там всегда будет и достаток, и достижения.
Но и для того чтоб в семье был лад, нужно приложить немало усилий, об этом и говорит следующая поговорка: Счастье не птица, само не прилетит.
Надо уметь строить отношения, уметь сберечь свое счастье. Еще есть поговорка: за счастье надо бороться.
Есть так же пословицы и поговорки, отображающие смену времен года. Каждый сезон года был важен для народа.
До сих пор существует праздник - проводы зимы. Люди ждали пробуждения природы, ждали прихода весны, ведь именно весной начиналась на Руси посевная. Народ верил, что зиму надо проводить с почестями. Зазвать весну в свои края.
Именно весной люди сеяли пшеницу и рожь, из которой потом мололи муку, пекли хлеб. С этим тоже связанно множество пословиц и поговорок, которые в наше время приобрели новое значение, но смысл остался прежним, и дошел до нас через века.
Например: Один день год кормит. Здесь речь изначально шла о важности дня сева и посадок. Отсюда и другая поговорка: Что посеешь, то и пожнешь. Сейчас эта поговорка применима ко многим случаям. Как воспитаешь детей, что ты в них вложишь, такой человек и вырастит. Как ты относишься к людям, такое отношение жди и к себе.
Кстати об отношении людей. Есть меткая пословица: Каков привет, таков и ответ.
Здесь речь идет о том, как вы относитесь к окружающим вас людям. Поучительная поговорка. Не стоит ждать от человека хорошего к вам отношения, если вы к нему плохо отнеслись.
Пословиц и поговорок великое множество. Все они нас чему-то учат. Работать без лени, дружить искренне и честно, беречь свое счастье, свою семью. О своевременности помощи друг другу. Например: Дорога ложка к обеду. Эта пословица говорит нам о том, что помощь оказанная вовремя очень важна. Есть много пословиц и поговорок, несущих в себе этот смысл.
Дорого яичко к святому дню. Все мы знаем светлый праздник пасхи. Так же все дети с радостью помогают мамам и бабушкам красить и украшать яйца, неизменный атрибут этого праздника. Ведь в обычные дни люди этого не делают. Отсюда и смысл о том, что все должно быть сделано в свое время.
Следующая пословица
В работе представлен материал, направленный на изучение речевой деятельности человека, характер произносимых слов и влияние на жизнедеятельность. Работа имеет практическое значение, так как собранные в ней сведения можно использован как пропаганду среди учащихся знаний о словах правильной речи.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_vliyanie_slov_na_nashu_zhizn.docx | 705.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пословиц и поговорок в нашей речи .
Пословицы и поговорки использовали люди в своей речи всегда. Да и сейчас они часто употребляются. Всем известно, что в них отразились народный ум, народный опыт и мудрость. Эти небольшие высказывания содержат глубокий смысл и в лаконичной форме помогают выразить свои мысли. Пословицы и поговорки очень похожи. Мне вспоминаются слова А.С. Пушкина о поговорках, которые мы читали на уроке литературы, учась в школе. Но писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Их можно использовать в различных речевых ситуациях, так как они разнообразны по своей тематике.Я помню такие пословицы:
Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь,а один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дело мастера боится. Не спеши языком, а торопись делом. Делу время, а потехе час.
Многие пословицы и поговорки я услышала от своей бабушки. Она любит их употреблять в разговоре с нами, внуками. Она живёт в деревне одна. И я думала не один раз, что ей скучно без нас. Но однажды она мне сказала: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Она очень трудолюбивая и заботливая и всегда найдёт себе занятие по душе. От того ей не приходится скучать.
Летом мы с бабушкой ходили за лесной ягодой. День был жаркий. Мы собрали немного ягод. И мне больше не хотелось их собирать, но бабушка мне напомнила:
« Любишь кататься – люби и саночки возить». Да, я, действительно, люблю варенье из лесной клубники. После этих слов ягоду я с бабушкой собирала до вечера.
Бабушкина пословица мне помогла и перед экзаменом. «Повторенье – мать ученья,» - тихо проговорила бабушка, когда увидела, что я хотела отложить в сторону тетрадь с экзаменационном материалом.
Пословица, мне кажется, объединяет людей, призывает к труду, взаимопомощи. И на этот случай у бабушки нашлась пословица: «Один в поле не воин». Как-то мы приехали к ней в выходной день, а у неё целая гора дров лежит перед домом. Одна она не могла их перенести в сарай. Мы с мамой помогли ей быстро это сделать.
Я наблюдала, что в речи бабушки встречались и такие выражения:
Как снег на голову. Лёгок на помине. Живут душа в душу. Их водой не разольёшь. Это поговорки.
Одним словом, у моей бабушки на всякий случай есть пословица или поговорка. О ней можно сказать: «Собирательница пословиц».
Предварительный просмотр:
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА«
Влияние слов на нашу жизнь.
Выполнил: Крейзберг Светлана
МБОУ «Первомнская СШ»
Руководитель: Урбель Наталья
МБОУ «Первомнская СШ»
П. ПЕРВОМАНСК, 2020 г.
- Теоретическая часть…………………………………………………………………. 4
- Сила изречённого слова …………………………………………………..………4
- Классификация слов по характеру влияния на жизнедеятельность. ………….6
- Практическая часть………………………………………………………………….…9
- Эксперимент с растениями………………………………………………………..9
- Анкетирование учащихся……………………………………………………..…..9
Утром, когда мы просыпаемся, нас ждёт новый день, который мы начинаем с чистого листа. В этот день любой из нас хочет быть счастливым, радоваться каждому мгновению и получать от жизни только хорошее. Мы собираемся в школу или по другим своим делам, но наши желания одинаковые, мы хотим радоваться жизни.
В конце дня, возвращаясь домой, мы понимаем, что не всё так хорошо, как хотелось. Очень часто, на протяжении дня мы слышим то, что неприятно нам. А своим близким и друзьям говорим не только добрые пожелания, но и оскорбительные высказывания. Может из-за этого и меняется наше настроение, встречаются неудачи, разочарования, даже, ухудшается наше здоровье? Могут ли слова влиять на жизнь растущего организма? В этом и заключается актуальность нашей работы.
Новизна работы состоит в том, чтобы собрать и систематизировать информацию о словах, провести исследование их влиянии на живой растущий организм, а именно на растения.
Цель - исследовать роль слов на жизнедеятельность .
Гипотеза: если в течение дня люди говорят и слышат хорошие слова, тогда они становятся здоровыми, успешными и счастливыми.
Объектом исследования являются слова из нашей повседневной речи.
Предмет исследования – роль влияния слов на жизнь людей и растений.
1. Собрать и изучить материал о силе произносимого слова.
2. Анализировать и группировать слова по характеру их влияния на живой организм.
3. Провести эксперимент и показать значимую роль слов на жизнь растений.
4. Провести опрос среди учащихся «Один день из жизни: как ты строишь свою речь».
Источники исследования : материалы интернет сайта и справочная литература.
Методы исследования: поиск, сбор и анализ информации, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение , а также методы, обработки данных: анализ, обобщение и сравнение.
Работа имеет практическое значение, так как результаты опросов, материалы исследований можно использовать в виде статьи для издания школьного альманаха «Сила слов в нашей жизни».
- Теоретическая часть
- Сила изречённого слова
Главной задачей было проведение исследований о существовании влияния слов, которые произносятся людьми. Для этого мы изучили поговорки и фразы, которые остались нам от старшего поколения.
Мы узнали, что издревле люди уделяли большое внимание содержанию слов. Они осознанно строили свою речь так, чтобы получить желаемое или не навлечь на себя беду. Фраза «иди с миром» содержала пожелание счастья и добра тому, к тому она была обращена. Считалось, что с помощью слов можно подарить благословение или проклясть. Известны даже случаи исцеления словом [6].
Пословица «острое словечко колет сердечко» сообщает нам о том, что слово может ранить сердце. Или поговорка «где доброе слово скажется, там и добро окажется» сообщает, что добро приходит к тому, кто говорит добрые слова. А пословица «доброе слово лечит, а злое калечит», учит о том, как слова могут вредить, или исцелять. Или, выражение «словом можно возвеличить или убить» сообщает о том, что каждое слово несет силу, которая укрепляет или разрушает, влияет на настроение, самочувствие и внешность. Эти наблюдения свидетельствуют о могучей силе слова.
При изучении истории зарождения слов, были сделаны интересные открытия. Но сначала скажите, какие слова вы используете, чтобы отблагодарить человека? В современном обществе часто используемым считается слово «спасибо». Оказывается, оно не так то и полезно к использованию. Согласно различным источникам, слово «спасибо» имеет 3 значения. Первое значение — «спаси Бог» или «упаси Бог» — применяется как слово-оберег для себя, чтобы уберечься от беды. Второе — «спаси Бог», употреблённое как благодарность человеку, которому необходимо спасение от наказания. Поэтому в ответ ему отвечали «не за что». И третье — «спас ибо» или «ибо спас» — говорит о том, что вам помогли. Благодарности не просит. Отсюда, возможно, и появилось большое количество пословиц такого содержания, как «спасибо в карман не положишь и на хлеб не намажешь», «спасибом сыт не будешь». Поэтому, в качестве благодарности за добрые поступки более правильным будет слово «благодарю». Оно состоит из двух прекрасных слов: «благо» и «дарю», что означает, отвечаю добром на добро [6].
Со временем некоторые люди забыли о силе изречённого слова и назвали это суеверием. В речи стали появляться фразы с негативным смыслом, бранные слова. Но за каждым русским словом скрывается смысл, влияющий на нас. Оказывается, после произнесения фразы наши уши, передают слова в мозг, ум анализирует сказанное и отправляет его в подсознание, которое передает его чувствовать сердцу. И всё это влияет на наше физическое и эмоциональное состояние. Даже сказанное как в шутку, подсознание принимает всерьёз. Влияние усилится, если фраза повторяется неоднократно. Если фраза несёт негатив, она будет ухудшать жизнедеятельность [6].
Из наблюдений известно, что настроение может легко портится из-за сказанных кем-то неприятных фраз. Эта тема волновала людей и ранее. Изучив исследованиями учёных, были обнаружены интересные факты.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что под воздействием слова вода может меняться. Он заморозил и сфотографировал воду под микроскопом. На фото видны кристаллы разной формы похожей на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование. Оказалось, что слова с негативным смыслом не образуют форму, а положительно настроенная вода имеет красивые кристаллы [9].
Неожиданное открытие в области слов сделал и научный руководитель Геннадий Чеурин. Он провёл исследование на бранные слова и доказал, что мат приводит к физиологическим изменениям людей к психическим расстройствам, к снижению иммунитета. ДНК способен воспринимать человеческую речь. Сквернословие наносит вред здоровью самого матершинника, его потомству и окружающим. [4].
Доктор биологии Иван Белявский 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что каждое слово несет энергетический заряд – положительный или отрицательный. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость [3].
Из исследований учёных мы узнали, что слова имеют воздействие на жизнедеятельность человека. Одни фразы оздоравливают, другие травмируют. Не важным становится наше настроение и окружающая обстановка, мы всегда реагируем на слова.
Также, большое влияние на нашу жизнь оказывает сила родительского слова. В общении с детьми родители как бы программируют их на модель поведения, ограничивают возможности своих детей или расширяют. Например, родители говорят детям «Да всё равно двоечником будешь». И у ребёнка не остаётся выбора, как следовать этому шаблону. Как говорится, «скажи человеку, что он глупый, 99 раз, и на сотый он поверит в это». Эти и подобные слова настраивают на определённый тип поведения и отбивают желание помогать, познавать и изучать мир. Другие родители, которые внимательны к словам, хвалят: «Это мне нравится», «Это восхитительно», «У тебя замечательно получается». Если ребёнку что-то интересно, но он ещё мал, то его не выгоняют со словами «подрастешь — научишься», а говорят: «Давай сделаем это вместе». Когда взрослые ругают или хвалят детей, на подсознание это действует одинаково [6].
Таким образом, любое произнесенное слово влияет на нашу жизнь и жизнь наших потомков.
- Классификация слов по характеру влияния на жизнедеятельность
Главная задача - показать какое влияние слова оказывают на живой организм.
Из исследований интернет источников стало известно, что в наш мозг заложен механизм самопрограммирования. И работает он незаметно для нас. Это инструмент, при помощи которого мы несём в нашу жизнь удачу, здоровье, счастье и благополучие или горе, несчастья и разрушение. А работает этот механизм при помощи слов и выражений. То есть, как говорим – так и живем [4].
Первым провёл исследования в этой области немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан и обнаружил, что есть слова, которые программируют наше тело на болезни. Пезешкиан доказал, что этими словами пользуются все люди. Это слова и выражения, которые влияют на физиологические органы человека. Например: лопнуло мое терпение, я уже голову сломал, надоело до тошноты. Этими выражениями мы даем команды своему здоровью на болезнь [5].
Проведя анализ, органические слов можно распределить по характеру влияния на область здоровья (приложение 1).
Слова, которые не содержат ругательства, но при этом отрицательно влияют на нас. При этом негатив влияет на того, в чей адрес произносятся слова, и на говорящего. Они становятся причиной психологических комплексов, неудач. Чем чаще говорит человек фразу «у меня не получится», тем больше негатива притягивает в жизнь. Похожим действием обладает фраза «я не достоин». С их помощью люди притягивают проблемы, отказываются от радости, счастья, наслаждения жизнью. Выделяют четыре клана слов-кандалов.
1. «У меня не получится». Показывают неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, они в прямом смысле заставляют стоять (топтаться) на месте.
2. «Я не достоин». Имеют противоположное значение первому клану. Их используют люди, которые много умеют и не боятся взять на себя ответственность за много дел.
3. «Невозможно». Этими словами мы закрываем себе дорогу к исполнению наших желаний, достижению целей.
4. «Я не хочу, но заставляют». Часто используем эти слова. Мы ходим с озабоченными, унылыми лицами и забываем о том, что жизнь дана нам для радости. [10].
Более подробно ознакомиться с ними можно в подготовленной статье «Они ломают наши судьбы» (приложения 2).
Сквернословие – слова, которые применялись для того, что бы усмирить, унизить противника, приписать ему недостатки, пожелать ему стать жертвой неприятностей. Например: дурак, слабак, урод, подлец. Сегодня они утратили свою первоначальную значимость и стали использоваться в общей повседневной речи. Матом не ругаются, матом разговаривают [1].
В словаре В. Даля сказано: «Скверна» — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно. [7].
Сквернословие – речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У неё много определений: нецензурная брань, матерщина, скверна [13]. Конечно, мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – не только набор непристойностей. Подобная лексика говорит о духовной болезни человека. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь» [8].
Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации радости или гнева. Сквернословие неприемлемо в кругу воспитанных, культурных людей. Если мы считаем себя культурными людьми, то начнем с самих себя. Исключим бранные слова из своего лексикона. [2, 7].
Важно ещё то, что скверное слово несёт разрушающую силу тому, от того исходят и к кому обращено. [12]. Также, кроме губительной силы изнутри, нецензурная брань в обществе влечёт за собой и наказание по закону (приложение 3).
Слова радости и надежды
Слова, которые вызывают чувство радости и надежды, дают установку к успеху, благотворно сказываются на внешности, спасают от гибели - «любовь», «надежда», «вера», «доброта». Они помогают людям выздоравливать и восстанавливаться после тяжёлых болезней, раскрывают в человеке таланты и приводят к новым открытиям. Особой положительной силой обладают слова «прекрасный», «нежный», «радостный», «светлый», «яркий», «сильный» . Отклик и эмоциональный строй придают слова «здравствуй » всегда оказывается положительным – «будь здоров». Сильный позитивный заряд несут слова «успех» и «победа» . Как только мы их слышим, в нашем организме начинают вырабатываться гормоны счастья [8].
Слова «я могу», «у меня всё получится», "я намерен(а)", несут в себе уверенность, твёрдость и готовность действовать. Фраза «Все хорошо!» или «У тебя обязательно всё получится!» - дающие силу и уверенность. «С удовольствием», «с радостью», ««благодать», «прекрасно», «волшебно», «счастье то какое», «вот радость то», «красота», «я в восторге», «как хорошо», «мне повезло», «замечательно», «очаровательно», «здорово», «превосходно», «великолепно», «успех», «ура», «браво» и др. – эти фразы восхищения дают хорошее настроение и счастье [11].
Группа слов для ободрения, поднятия настроения и поддержания жизнедеятельности. Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения, похвалы. Самые распространенные вежливые слова, которые бывают в нашем общении: здравствуйте, будьте добры, спасибо, будьте любезны, извините, доброе утро, спокойной ночи, благодарю, пожалуйста, добрый день, до свидания, добрый вечер, докажите, который час, извините за беспокойство.
Таким образом, анализируя полученную информацию, можно утверждать о существовании слов, которые способны разрушать и строить нашу жизнь, влиять на судьбу человека, притягивать неприятности и болезни или, наоборот, исцелять. Поэтому, по характеру влияния на жизнь людей все слова можно разделить как на «губительные», так и «созидающие».
Слова и короткие фразы без частицы «не», которые помогают нам поверить в себя и избавиться от проблем - аффирмации . Произносят их наедине с собой перед зеркалом. Например: «Я красивая. Я стройная. Я могу все», «Сегодня у меня хороший цвет лица», «Вчера у меня получился удачный макияж» - фразы направлены хвалить свою внешность[8].
- Практическая часть
- Эксперимент с растениями
Слова обладают большой губительной и созидающей силой. Употребление в речи добрых слов оказывает влиять на нашу жизнь и здоровье. И если эта сила так велика, значит, она может повлиять и на жизнь растений.
На этом этапе работы главной задачей становится проведение эксперимента, который докажет роль слов на жизнь растений.
Для проведения эксперимента было выбрано травянистое растение гузмания. Два одинаковых цветка были высажены в комнатные горшки в одно и то же время. До проведения эксперимента они, благополучно подрастали при одинаковых условиях ухода.
В начале эксперимента образцы подписали и поместили в те же условия, в которых они находились (приложение 4, рисунок 1).
В ходе опыта растениям говорили слова. На первый образец были направлены созидающие слова, на второй – губительные. Спустя две недели растения значительно изменились. Подходило время к их цветению, оба образца стали выбрасывать цветоносы. Но второй образец делал это с некоторой задержкой, а некоторые его листья имели нездоровый вид (приложение 4, рисунок 2).
Через месяц, к концу эксперимента образцы значительно отличались. Первый цветонос хорошо подрос и приобрёл яркую окраску. Второй образец только-только стал выбрасывать цветонос, а число усохших листьев увеличивалось(приложение 4,рисунок 3).
Таким образом, доказано, что сила слов велика, и влияет на процесс развития и роста живого организма. Губительные слова губят, созидающие способствуют укреплению и улучшают рост. Слова влияют на жизнедеятельность растений
- Анкетирование учащихся
Главная задача – выяснить, какие слова учащиеся говорят и слышат в течение дня.
В опросе принимали участие 20 учащихся школы разного возраста. Мы предложили им ответить на вопросы анкеты «Один день из жизни: как ты строишь свою речь» (приложение 5).
Результаты опроса показали, что учащиеся мало знают вежливых слов, в основном, пользуются общепринятыми. Они совсем не применяют слова радости и надежды, мало делают комплименты. Вообще не используют слова ободрения и слышат в ответ они бедное количество созидательных слов. Самыми распространёнными оказались такие как: доброе утро, спасибо, пока.
Таким образом, можно утверждать, что учащиеся в своей речи чаще применяют слова губительного характера, из которых большое место занимают органические.
Можно сделать вывод: от встречи с друзьями и знакомыми учащиеся не получают радости и счастья. Потому что, при общении друг с другом они мало говорят и слышат слов созидательного характера. Следовательно, мы находимся под угрозой привлечения к себе болезней, неуспеха и неудач. Можно сказать, что нашему поколению есть над чем поработать (приложение 6).
В ходе исследования мы узнали много нового о словах, то чего никогда не услышим на уроках русского языка или языкознания.
Любое произнесенное слово влияет на нашу жизнь и жизнь наших потомков. Сила слова настолько велика, что может положительно или отрицательно воздействовать на процесс жизнедеятельности. Существует огромное количество слов, которые оказывают губительные действие, могут привлечь болезнь и неудачи, но как противодействие им в ответ можно легко использовать слова, которые способствуют созиданию.
Анализируя полученную информацию в ходе работы, можно утверждать о существовании слов, способных влиять на судьбу человека, вести к успеху притягивать благополучие и исцелять.
Таким образом, можно считать, что гипотеза доказана, и мы пришли к следующим заключениям: если будем ежедневно применять вежливые слова, слова радости и надежды, а в ответ слышать только добрые, тогда станем успешны, и наша жизнь будет счастливой.
Теперь важно, донести эту информацию до учащихся нашей школы. С этой целью, планируется подготовить материал для издания школьного альманаха «Сила слов в нашей жизни», где будут помещены результаты опросов, материалы исследований, и рекомендации о совершенствовании своей речи (приложение 7).
Работа имеет практическое значение, так как собранный в ней материал может быть использован как пропаганда среди учащихся знаний о словах правильной речи.
В течение дня люди встречаются со своими родными, они рады их видеть, говорить им добрые слова, желают слышать и получать всё самое хорошее. Ведь каждый человек желает быть успешным, здоровым и счастливым. Следите за своей речью, берегите её. Ваша жизнь изменится и станет лучше!
Читайте также: