Как наелся так и расплатился смысл пословицы
Обновлено: 22.11.2024
развивать внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию, память, речь.
Ход занятия.
Сегодняшнее занятие, ребята, мы посвятим пословицам.
Глубока кладовая народной мудрости, не вычерпать ее до дна. Русский язык особенно богат пословицами. Меткие, короткие, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.
Многие пословицы живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.
Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать ее очарование.
Найдите и исправьте ошибку в русской пословице (если она есть).
Делу - время, потехе - минута . (час)
Кончил дело - гуляй сколько влезет . (смело)
Яблоко от яблони рядом падает. (недалеко)
Долог день до вечера, когда кушать нечего. (делать)
Один ум - хорошо, а два - некрасиво . (лучше)
Кашу маслом не измажешь . (испортишь)
Без труда не вытянешь и щуку из пруда. (рыбу)
Что написано пером, того не вырезать ножом . (не вырубить топором)
Не говори " ура" , пока не перепрыгнешь. (гоп)
Друг познается в воде . ( в беде)
Цыплят по весне считают. (по осени)
Не все то золото, что сверкает . (блестит)
Соедините линией начало и конец пословицы.
Без наук чем горькая ложь.
Лучше горькая правда, как без рук.
Лучше вода у друга, пригодится воды напиться.
После драки - мука будет.
Не плюй в колодец: чем мед у врага.
перемелется - руками не машут.
Ответ. Без наук как без рук. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше вода у друга, чем мед у врага. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Перемелется - мука будет. После драки- кулаками не машут.
Послушайте истории, придуманные вашими ровесниками, и из трех пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.
История1 . "Собака".
Я долго уговаривал родителей купить мне собаку. Они упорно не соглашались, говорили, что это большая ответственность, но я все же уговорил их. Я обещал, что только сам всегда буду выгуливать ее. Когда в доме появилась собака, моей радости не было конца. Я сам выгуливал ее, и мне это доставляло большое удовольствие. Я частенько старался угостить ее чем-нибудь вкусненьким. Помогал папе купать моего четвероногого друга, а маме - расчесывать его густую шерсть.
Прошло время, и я вдруг затосковал по моей собаке, стал плакать и просить родителей вернуть ее обратно. Но они категорически отказались. И тогда папа грустно сказал: .
Без друга в жизни туго.
Что имеем - не храним, потеряем - плачем.
Как аукнется, так и откликнется.
К моему брату пришел одноклассник. Он стал жаловаться на события, которые с ним произошли и, уходя, сказал:
- Потерянный у меня день!
Я спросил у брата, как это может потеряться день. Брат сказал, что если человек не сделал ничего полезного в течение дня, ничему не научился, никому не помог, то можно считать этот день потерянным днем. И добавил:
"Знаешь такую пословицу. "
Береги платье снову, а честь смолоду.
Меньше говори, да больше слушай.
Время дороже золота.
Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел да в окно глядел.
Наступила осень - пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.
Вот так-то. Как известно.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
Вспомните и назовите не менее трех пословиц, прозвучавших на занятии.
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: "Сегодня я узнал (понял) . ".
И снова пословицы, пословицы, пословицы.
Цель: познакомить учащихся с новыми для них пословицами;
развивать внимание, мышление, воображение, речь, память.
Оборудование: цветные карандаши.
Ход занятия .
Мир строит, а война. (разрушает).
Мало хотеть, надо. (уметь).
Делу время, потехе. (час).
Мал золотник, да. (дорог).
"Авось" да "как-нибудь" до добра. (не доведут)
Тише едешь - дальше. (будешь).
Не говори "гоп", пока не . (перепрыгнешь).
Береги платье снову, а честь. (смолоду).
Ученье - свет, а неученье - . (тьма).
Лучше поздно, чем. (никогда).
Худой мир лучше доброй . (ссоры).
Семь раз примерь, один раз. (отрежь).
Долог день до вечера, коли делать . (нечего).
Готовь сани летом, а телегу. (зимой).
Соедините линией начало и конец пословицы. Объясните их смысл.
Лучше быть в деревне первым, тот плачет зимой.
За большим погонишься - чем в городе последним.
Чтобы из ручья напиться, а мед будет.
Кто веселится весной, малое потеряешь.
Были бы пчелы, надо наклониться.
Ответ. Лучше быть в деревне первым, чем в городе последним. За большим погонишься - малое потеряешь. чтобы из ручья напиться, надо наклониться. Кто веселится весной, тот плачет зимой. Были бы пчелы, а мед будет.
Послушайте истории, придуманные вашими ровесниками, и из трех предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.
История 1. "Часы".
Один мой знакомый - Вася - взялся перевести стрелки на больших настенных часах, потому что вся страна переходила с летнего на зимнее время. Но родителям о своей затее ничего не сказал. И вот, стоя на стуле, он стал откручивать болтики, державшие стекло. И вдруг стекло выскользнуло у него из рук, ударило Васю по голове и разбилось. Вася свалился со стула и потерял сознание.
Я как раз в это время шел к Васе домой. Только очутился у двери, как услышал страшный грохот. Я позвонил в дверь несколько раз, но мне никто не открыл. стало ясно, что-то случилось.
Я кинулся к соседям и от них позвонил спасателям.
Служба спасения выломала замок в двери и пришла на помощь моему незадачливому приятелю.
Когда пришли с работы Васины родители и узнали обо всем, то они, конечно, не стали ругать Васю за разбитое стекло и испорченный замок - он ведь и так пострадал. Но мама все же сказала: "Пусть это будет тебе уроком".
Не зная броду, не суйся в воду.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Век живи, век учись.
История 2. "Хвастун".
Однажды дети пошли за грибами в лес. Вова сказал, что он - мастер по сбору грибов и наберет больше всех.
В лесу было солнечно и тепло. дети разбрелись в поисках подосиновиков, подберезовиков и моховиков. Вова же в гордом одиночестве удалился в самую глубь леса. Он думал, что там будет много грибов. Но ему не повезло - там он почти ничего не нашел.
Когда дети вышли из леса, то оказалось, что у всех полные корзинки, а у Вовы лишь на дне лежало несколько грибочков. Мальчику стало стыдно за свое хвастовство. А дети ему сказали: ". ". Вот так-то!
Правда глаза колет.
Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.
всякое дело мастера боится.
История 3. "Тошка и Шарик".
Привет! Меня зовут Пушистик. Я расскажу вам такую историю. Однажды мои друзья собаки Тошка и Шарик остались во дворе одни. Хозяин ушел и приказал им стеречь дом. Но Шарик и Тошка заигрались и забыли про то, что им хозяин наказывал. Незаметно в дом пробрался вор. Хозяин пришел, а дом ограблен. Тошке и Шарику здорово досталось! И поделом.
Делу время, потехе час.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
новая метла по-новому метет.
Разгадайте зашифрованную в криптограмме пословицу. Объясните ее смысл.
- . по чести. (Честь.)
- маленький водоём, образующийся после дождя. (Лужа.)
- "Катится, катится голубой. ". (Вагон.)
- дерево, которое очень любят пчёлы. (Липа.)
Ответ . Учись вежливости у невоспитанного.( Не бери пример с невоспитанного, учись как не надо поступать.)
Задание 5.
Среди пословиц на одну тему найдите лишнюю. Отметьте её.
1. Пчела мала, а и та работает.
2. От скуки дело бери в руки.
3. И Москва не вдруг строилась.
4. Собирай по ягодке - наберешь кузовок.
5. Утопающий хватается за соломинку.
Отгадайте загадки и расскажи о предмете-отгадке всё, что вы о нём знаете.
Из края города в другой
Ходит домик под дугой. (Трамвай.)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом её не заводите -
Колёсики начнут крутиться.
Поставьте - и она помчится. (Заводная машина.)
С огнём бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники.)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Примерные ответы. 1. Это трамвай. Он является транспортом. Работает на электричестве. Он перевозит пассажиров. Трамваем управляет водитель. 2. Это заводная машина. Она относится к игрушкам. Обычно с ней играют мальчики. 3. Это пожарники. Есть такая профессия, она очень опасная. Пожарники ездят на красных пожарных машинах. Они тушат пожар, выносят людей из огня. У них есть специальный защитный костюм. 4. Это время года. Оно приходит после осени. Зимой идёт снег, стоят морозы, реки покрыты льдом. Можно кататься на лыжах, коньках, санках, играть в снежки. Зимой бывают новогодние утренники, на которые приходят Дед Мороз и Снегурочка.
Возвращаемся к пословицам.
Задание 6.
Соотнеси пословицы с их значениями.
1. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
2. Утопающий и за соломинку хватается.
3. На словах и так и сяк, а на деле никак.
а) ища выход из сложной ситуации, человек пробует различные варианты, даже самые безнадёжные.
б) сделать хорошо два дела одновременно не удастся.
в) некоторые люди очень хорошо о каком-либо деле говорят, да при этом ничего не делают.
Ответ. За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. (сделать хорошо два дела одновременно не удастся.) Утопающий и за соломинку хватается.( ища выход из сложной ситуации, человек пробует различные варианты, даже самые безнадёжные.) На словах и так и сяк, а на деле никак.(некоторые люди очень хорошо о каком-либо деле говорят, да при этом ничего не делают.)
Задание 7 .
Две пословицы "рассыпались". Наведите в них порядок.
ДОБРОЕ У СЛОВО СТРАХА ГЛАЗА И КОШКЕ ВЕЛИКИ ПРИЯТНО
Ответ.
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. У страха глаза велики.
Вспомните и назовите не менее трёх пословиц, которые прозвучали сегодня на занятии.
Следующая пословица
Глагол "аукать" означает звать кого-то при помощи слова "ау", а его часто кричат, потерявшиеся в лесу. На громкий крик откликается эхо, которое повторяет слова кричащего. Образ такого эха лежит в основе пословицы "как аукнется, так и откликнется", только под криком "ау" подразумеваются поступки и действия человека по отношению к другим людям.
То есть, как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Добро вернётся добром, а зло злом.
Уместно использовать в разговорной повседневной речи, когда человек совершает неприятный поступок, а считает, что ему попадает от людей не по заслугам.
Следующая пословица
Объяснение смысла популярных русских пословиц и поговорок.
Пословицы и приговорки признаны поучать и советовать. Но нравоучение не всех пословиц понятно. Пословицы можно понимать и трактовать по-своему. У некоторых пословиц и поговорок не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя.
Возьмем популярные пословицы школьной программы и разберемся, что же они означают. Мы воспользуемся рассуждениями из книг писателей и фольклористов, авторов заметок в газетах и журналах, мнения пользователей интернет-ресурсов. Объединим все суждения и добавим своё мнение.
Следующая пословица
1 слайд Описание слайда:
Занятие №25 Кайкубаева С. К. учитель начальных классов КГУ ШГ №144 г. Алматы, Казахстан И снова пословицы 2 класс
2 слайд Описание слайда:
Задание 1 Используя код, прочти пословицу на тему «Дружба». 4 16 9 4 16 5 17 5 3 15 6 18 10 16 15 9 10 18 16 7 11 с к р б д г ш ж з н ь л п й у е ы а о и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Прадеды Г. Граудин Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва – дёготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был, прадед. Мял Кожемякин кожи, С пилою Пильщиков дружил, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. А вот Октябрьский был рождён Совсем в другую пору: Матросов в Зимнем помнит он И грозную «Аврору»… Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России.
3 слайд Описание слайда:
Проверка Без беды друга не узнаешь.
4 слайд Описание слайда:
Задание 1 Используя код, прочти пословицу на тему «Дружба». 5 3 15 8 4 18 5 19 3 19 8 16 5 16 10 16 6 с к р б д г ш ж з н ь л п й у е ы а о и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Прадеды Г. Граудин Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва – дёготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был, прадед. Мял Кожемякин кожи, С пилою Пильщиков дружил, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. А вот Октябрьский был рождён Совсем в другую пору: Матросов в Зимнем помнит он И грозную «Аврору»… Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России.
5 слайд Описание слайда:
Проверка Дружба дороже денег.
6 слайд Описание слайда:
Задание 1 Используя код, прочти пословицу на тему «Дружба». 10 18 5 16 10 11 6 20 5 3 15 6 18 10 16 2 15 13 20 7 11 с к р б д г ш ж з н ь л п й у е ы а о и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Прадеды Г. Граудин Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва – дёготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был, прадед. Мял Кожемякин кожи, С пилою Пильщиков дружил, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. А вот Октябрьский был рождён Совсем в другую пору: Матросов в Зимнем помнит он И грозную «Аврору»… Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России.
7 слайд Описание слайда:
Проверка На деньги друга не купишь. Объясни смысл пословиц.
8 слайд Описание слайда:
Задание 2 Среди пяти пословиц на одну тему найди лишнюю. Отметь её. 1 . Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. 2. Своя земля и в горсти мила. 3. С родной земли умри – не сходи. 4. Хлеб – всему голова. 5. Чужая сторона – дремучий бор. Смешные фамилии С. Михалков Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Самоед, Пупков и Перепутов! В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых: Лисичкин, Раков, Индюков, Селёдкин, Мышкин, Тёлкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепёлкин!
9 слайд Описание слайда:
Проверка Хлеб – всему голова.
10 слайд Описание слайда:
Задание 3 Расшифруй криптограмму. - с него начинается река. - мама цыплят. - имя девочки, которая громко плачет, уронив в речку мячик. 5 1 11 6 2 12 7 3 11 12 8 4 12 9 6 10 7 12 9 4 1 10 6 8 5 2 12 7 3 11 6 Прадеды Г. Граудин Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва – дёготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был, прадед. Мял Кожемякин кожи, С пилою Пильщиков дружил, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. А вот Октябрьский был рождён Совсем в другую пору: Матросов в Зимнем помнит он И грозную «Аврору»… Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России.
11 слайд Описание слайда:
Проверка Яйца курицу не учат. Объясни смысл пословицы. 5 1 11 6 2 12 7 3 11 12 8 4 12 9 6 10 я й ц а к у р и ц у н е у ч а т 7 12 9 4 1 Р у ч е й 10 6 8 5 т а н я 2 12 7 3 11 6 к у р и ц а Прадеды Г. Граудин Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва – дёготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был, прадед. Мял Кожемякин кожи, С пилою Пильщиков дружил, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. А вот Октябрьский был рождён Совсем в другую пору: Матросов в Зимнем помнит он И грозную «Аврору»… Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России.
12 слайд Описание слайда:
Задание 4 Соедини стрелками из левого столбика с их значением из правого столбика. Конь корове не товарищ. Разные люди друг друга не понимают. Чтобы рыбкусъесть, надо в воду лезть. Каждый желает получить то, чего у него нет. Слепой всегда о глазах мечтает. Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.
13 слайд Описание слайда:
Занимательный привал Доскажи одно слово, соблюдая ритм и рифму. Ой-ой-ой, побегу скорей … Жу-жу-жу, я кувшин в руках . Са-са-са, на цветке сидит … То-то-то, снимем зимнее . Ю-ю-ю, я вам песенку . Ох-ох-ох, баба сеяла … Им-им-им, из труб клубится … Ане-ане-ане, платок ношу в … домой пчела пальто спою горох дым кармане держу Смешные фамилии С. Михалков Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Самоед, Пупков и Перепутов! В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых: Лисичкин, Раков, Индюков, Селёдкин, Мышкин, Тёлкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепёлкин!
14 слайд Описание слайда:
Занимательный привал Перерисуй по клеточкам цыпленка. Раскрась. Дай цыплёнку имя. Из яйца, как из пелёнок, Только выбрался цыплёнок – И пошёл пушок пешком Настоящим петушком. Л. Сафронов
15 слайд Описание слайда:
Задание 5 Послушай болгарскую народную сказку. Выбери подходящую к тексту пословицу. Отметь её. 1 . Хороша верёвка длинная, а речь короткая. 2. Как наелся, так и расплатился.. 3. Все за одного и один за всех. Смешные фамилии С. Михалков Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Самоед, Пупков и Перепутов! В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых: Лисичкин, Раков, Индюков, Селёдкин, Мышкин, Тёлкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепёлкин!
16 слайд Описание слайда:
Проверка Как наелся, так и расплатился.
17 слайд Описание слайда:
Мишуткина академия Найди в фантазийном слове части названий двух предметов одежды. юбалат - ___________________ свитутболка – _______________ пальтакет - __________________ юбка, халат свитер, футболка пальто, жакет
18 слайд Описание слайда:
Мишуткина академия Угадай имя сказочного героя. Запиши его. Служитель почты Заслонкин -___________________ Бабулька Цилиндр – _______________ Геннадий Зелёный - __________________ почтальон Печкин старуха Шапокляк крокодил Гена
19 слайд Описание слайда:
Мишуткина академия Разгадай метаграммы. Когда я - месяц, то, легко дыша, Ты, как и снег, на солнце словно таешь. Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш», То под меня ты бодро зашагаешь. Март – марш.
20 слайд Описание слайда:
Поделись! Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял)…».
21 слайд Описание слайда:
22 слайд Описание слайда: Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Скрыть
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
СкрытьМеждународная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: также Вы можете выбрать тип материала: Краткое описание документа:
Данное пособие по русскому языку может служить хорошей опорой к темам: «Пословица», «Устная речь» и др. Презентация может быть использована учителем во время классного часа и в интеграции с другими предметами, такими как литературное чтение, риторика. Послужит электронным пособием к курсу Л. В. Мищенковой "Занимательный русский язык"(2 класс, занятие №25).
Читайте также: