Как через пословицы проявлялась любовь казака к своему коню

Обновлено: 22.11.2024

Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, передаваемой от поколения к поколению. Частицей многовекового опыта донских казаков являются пословицы и поговорки. Они малы по объему своему, но какой большой смысл каждый из нас найдет в них! Не случайно донской писатель М.А.Шолохов назвал пословицу и поговорку крылатой мудростью.

Воспитанники краеведческого кружка “Росинка”, изучая пословицы и поговорки, приобщаются к культурному наследию донских казаков. Каждое занятие ребят-дошкольников – это увлекательное путешествие в удивительный казачий мир. Формы занятий “Росинки” разнообразны, среди которых особенно притягательны для детей музейные уроки. На данных занятиях всегда широко представлены предметы казачьего быта. Воспитанники краеведческого кружка “Росинка”, изучая пословицы и поговорки, знакомятся с бытом и традициями донских казаков не только на основе самих пословиц и поговорок, но и на основе выставок предметов быта донских казаков.

Это и отражает представленное музейное занятие по теме: “Казак с конем – и ночью, и днем”. Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне”. Данное занятие способствует развитию личности воспитанника-дошкольника, так как дает возможность ребенку не только узнать новое и интересное о своем любимом донском крае, но и почувствовать себя сопричастным к культурным традициям донских казаков.

Данный музейный урок – это урок овладения новыми знаниями о культурном наследии донских казаков.

Цели работы: создание условий для приобщения детей к культурным казачьим традициям на основе пословиц и поговорок донских казаков; развитие творческих способностей детей через активные формы работы на занятии.

1) воспитательные: воспитание любви к Родине – России, воспитание любви к родному донскому краю; воспитание бережного отношения к окружающим, к животным, к природе донского края;

2) развивающие: развитие интереса ребенка-дошкольника к культурным традициям донских казаков на основе пословиц и поговорок;

3) образовательные: углубление понятия детей о быте и традициях донских казаков через пословицы и поговорки.

2. Постановка цели и задач занятия, актуализация знаний.

3. Творческая работа “Определение темы занятия”.

Педагог. Мы продолжаем изучать замечательные пословицы и поговорки Тихого Дона. Тему сегодняшнего занятия вы, ребята, должны определить сами. А поможет вам в этом добрый донской Зайчик, который прислал нам волшебную корзинку, а в ней – подсказка сегодняшней темы занятия. Да еще и подарок – сюрприз ждет вас, ребята, в конце занятия от Зайчика. Сам Зайчик не смог прийти к нам сегодня, он отправился на помощь тем, кто наводнение перенес нынешней весной. Как вы думаете, ребята, прав Зайчик, что нужно помогать тем, кто попал в беду?

Дети. Да, надо всегда помогать тем, кто попал в беду.

Педагог. Молодцы, ребята. И вам сегодня на занятии надо будет тоже хорошо потрудиться, чтобы порадовать всех. Согласны вы со мной, ребята?

Педагог. А сейчас мы с вами посмотрим, что же в нашей корзиночке волшебной?

(Педагог достает из корзинки Зайчика книгу В.В.Воронина “Люска”, на обложке которой нарисована красивая донская лошадь, и показывает ее детям). Педагог. Ребята, как вы думаете, о ком будут наши сегодняшние пословицы и поговорки?

Дети. Мы думаем, что сегодня мы будем изучать пословицы и поговорки о казачьем коне.

Педагог. Правильно, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия: “Казак с конем – и ночью, и днем”. Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне”. Повесть Владимира Васильевича Воронина “Люска” мы добавим в нашу книжную копилку, с этой интересной книгой мы познакомимся позже на мероприятии.

(Педагог ставит книгу “Люска” В.В. Воронина на книжную выставку).

Педагог. А сейчас мы, как настоящие следопыты – юные донские казаки и казачки, отправляемся в краеведческое путешествие, в котором нас ждут замечательные станции, в названии которых – пословицы. Вам, ребята, нужно будет внимательно прослушать на каждой станции рассказ о верном друге казака – его боевом коне , да разгадать мудрый смысл названий краеведческих станций, да определить назначение представленных на станциях экспонатов. Вы готовы к путешествию?

Педагог. В путь, ребята!

4. Краеведческое путешествие “Пословицы и поговорки о верном друге казака – о его боевом коне”. (Объяснение нового материала, проверка знаний, полученных ранее, обобщение новых знаний).

Педагог. Наша первая краеведческая станция называется “Казак с конем – и ночью и днем”. Казак с конем – и ночью и днем. И это, ребята, действительно так. Ведь в неспокойное время жили казаки – воевать им часто приходилось. Они защищали свой родной дом, свой благословенный Дон, свою Родину от врага. И верным другом казака, конечно же, был его боевой конь. Все тяготы военной жизни казак и его боевой друг делили поровну. Казачий конь должен быть сильным, выносливым, быстрым, поэтому казак заботился о нем как о верном друге своем. Казаки жили в то неспокойное время по своим казачьим законам – казачьим заповедям. Вот они, ребята.

(Педагог зачитывает казачьи заповеди).

Педагог. А как, ребята, называется главный закон нашего российского государства?

Дети. Главный закон нашего государства – Конституция Российской Федерации.

Педагог. Правильно, ребята. В Конституции Российской Федерации говорится о том, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Педагог. На нашей краеведческой станции представлена интересная экспозиция. Назовите предметы экспозиции и определите их назначение по отношению к названию станции “Казак с конем – и ночью и днем”.

(Дети дают определение назначения представленных предметов).

Педагог. Молодцы, ребята. Вспомнили много, а пойдете в школу, узнаете еще больше на уроках истории, географии, на уроках иностранного языка и других. Я вижу, что вам очень хочется узнать о том, кто этот донской казак на прекрасном боевом коне.

(Педагог показывает портрет Матвея Ивановича Платова, представленный в материалах краеведческой экспозиции).

Дети. Да, очень хочется узнать об этом казаке.

Педагог. Это, ребята, - замечательный донской казак, прославивший Дон и Россию в давние времена, - это атаман Войска Донского, казачий генерал Матвей Иванович Платов. Сейчас традиции донского казачества возрождаются. Приятно чувствовать свою сопричастность к этому процессу. В настоящее время атаманом Войска Донского является Виктор Георгиевич Гончаров.

(Педагог рассказывает о донском казаке Матвее Ивановиче Платове).

Педагог. Понравился вам рассказ о Матвее Ивановиче Платове?

Дети. Да. Очень понравился.

Педагог. Хотели бы вы, ребята, быть похожими на нашего знаменитого донского казака Матвея Ивановича Платова?

Дети. Да. Он был храбрым, добрым, справедливым. Матвей Иванович Платов очень любил свою родную донскую землю. Он учит нас любить свою Родину.

Педагог. Вы можете больше узнать о Матвее Ивановиче Платове из книг, представленных на нашей книжной выставке. Наше путешествие продолжается. Следующая краеведческая станция – “Дончак под седлом - казак на нем”. Вот какая замечательная казачья история произошла давным-давно, послужившая названием этой станции. Послушайте рассказ, ребята.

(Педагог рассказывает о донских казаках – героях Отечественной войны 1812 года, о героях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.).

Педагог. Хотелось бы вам, ребята, походить на замечательных донских казаков?

Педагог. А какие краеведческие экспонаты вам особенно понравились на нашей станции?

(Дети называют предметы экспозиции).

Педагог. Молодцы, ребята. Расскажите об этом дома. Наше путешествие продолжается. И третья наша станция – “Казак сам не поест, а коня накормит”. И это действительно так, ребята. Внимательно посмотрите нашу экспозицию, да постарайтесь вспомнить изученное ранее на занятиях, чтобы расскажите о том, почему так важен конь для донского казака.

(Дети рассматривают экспозицию и рассказывают о значении боевого коня в жизни донского казака).

Педагог. Молодцы, ребята. Наша следующая станция – “Бесконный – не казак”. А сколько у нас станций в пути? И какая эта по счету?

(Дети отвечают, что данная станция – четвертая, а всего их по счету - шесть).

Педагог. Молодцы, ребята. А сейчас послушайте рассказ, как казаки решали вопрос о том, чтобы у каждого казака был боевой верный друг – конь. Да постарайтесь и сами принять активное участие в рассказе нашем.

(Педагог рассказывает о казачьем круге, решающем главные казачьи вопросы. Ребята принимают активное участие в рассказе).

Педагог. Молодцы, ребята. Вот мы уже и на пятой краеведческой станции. В названии ее пословица – “Хорошего казака конь не подведет”. Казак заботился о своем коне и день, и ночь, ведь конь казачий – это верный боевой друг казака. А друг никогда не подведет. Об этом много примеров в казачьей истории. Вот только несколько прославленных имен: казачий генерал Яков Петрович Бакланова, Котельников, казачий генерал Алексей Васильевич Иловайский, казачий генерал Петр Матвеевич Греков, Василий Васильевич Орлов-Денисов и др. О них сложены песни, легенды, в их честь названы казачьи станицы. О них вы узнаете больше на уроках литературы, истории, став школьниками. Хочется вам узнать и о других донских героях, ребята?

Дети. Да. Это очень интересно.

5. Закрепление новых знаний.

(Дети выполняют задание).

Педагог. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на нашу выставку “Юбилеи родного края моего: 30-летие Волгодонского района и 400-летие Романовской” и скажите, какие подарки мы приготовили к замечательным юбилеям.

Дети и педагог. Здесь на выставке мы видим книги о нашем родном районе: “Волгодонской район: история и современность” В.П.Мельникова и С.Ю. Шендерук” и “Станица Романовская”. В этом году к юбилейным датам была издана при поддержке КМО “Донцы” авторская образовательная программа “Истоки” Ивана Александровича Прокопенко. На основе этой программы мы проводим занятия своего краеведческого кружка “Росинка”. К юбилеям мы готовим исследовательскую работу “Моя родословная”. Здесь на выставке - и вышивки, которые подарили нам в кружок “Росинка” к нынешним юбилеям наши замечательные хуторяне - потаповцы.

Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу сегодняшнее занятие тронуло вашу душу и не оставило равнодушным ваше сердце. Давайте еще раз назовем тему нашего занятия.

Дети. Тема нашего сегодняшнего занятия - о замечательных донских казаках: “Казак с конем – и ночью, и днем”. Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне”.

7. Домашнее задание.

Педагог. Спасибо, ребята, вы молодцы. О том, что особенно понравилось на занятии и запомнилось вам, расскажите дома – это и будет вашим домашним заданием сегодня. Вы заслужили подарок – сюрприз от донского Зайчика, забирайте его, да с друзьями поделиться не забудьте, помня о том, чему доброму и хорошему научились вы на сегодняшнем занятии.

(Педагог вручает детям подарок-сюрприз донского Зайчика).

Педагог. До свидания, ребята.

1. Астапенко.М.П. Краткое пособие по истории Донского края. - Ростов-на-Дону, 1995.

2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.- Ростов-на-Дону, 2009.

3. В низовьях Дона. - М., 1987.

4. История Донского края. – Сост. Н. П. Бугрова, П.А.Кабанов. – Волгодонск, 1997.

5. Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995.

6. Краеведческая игротека. – Ростов-на-Дону, 2003.

7. Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010.

8. Прокопенко И.А. Авторская образовательная программа “Истоки” по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка. - Волгодонск, 2013.

Ход ЗАНЯТИЯ

2. Постановка цели и задач занятия, актуализация знаний

3. Творческая работа «Определение темы занятия»

Педагог. Мы продолжаем изучать традиции, обычаи и жизнь казаков Дона. Тему сегодняшнего занятия вы, ребята, должны определить сами. А поможет вам в этом подсказка, которая находится в волшебной корзинке. Вам сегодня на занятии надо будет тоже хорошо потрудиться, чтобы порадовать всех.

А сейчас мы с вами посмотрим, что же в нашей корзиночке волшебной?

(Педагог достает из корзинки Зайчика книгу В. В. Воронина «Люска», на обложке которой нарисована красивая донская лошадь, и показывает ее детям).

Педагог. Ребята, как вы думаете, о ком будет наше сегодняшнее занятие?

Дети. Мы думаем, что сегодня мы поговорим о казачьем коне.

Педагог. Правильно, ребята.Тема нашего сегодняшнего занятия: «Казак с конем – и ночью, и днем». Вот эту книгу-повесть Владимира Васильевича Воронина «Люска» мы добавим в нашу библиотеку, с ней мы познакомимся позже. Слайд № 1

(Педагог убирает книгу «Люска» В. В. Воронина).

Педагог. А сейчас мы, как настоящие следопыты – юные донские казаки и казачки, отправляемся в путешествие, в котором нас ждут замечательные станции, в названии которых – пословицы. Вам, ребята, нужно будет внимательно слушать на каждой станции рассказ о верном друге казака – его боевом коне, да разгадать мудрый смысл названий станций, и определить назначение представленных на станциях экспонатов. Вы готовы к путешествию?

Педагог. В путь, ребята!

4. Путешествие «Верный друг казака - его боевой конь» (объяснение нового материала, проверка знаний, полученных ранее, обобщение новых знаний). Слайд № 2

Педагог. Наша первая станция называется «Казак с конем – и ночью и днем». И это, ребята, действительно так. Ведь в неспокойное время жили казаки – воевать им часто приходилось. Слайд № 3

Они защищали свой родной дом, свой благословенный Дон, свою Родину от врага. И верным другом казака, конечно же, был его боевой конь. Все тяготы военной жизни казак и его боевой друг делили поровну. Казачий конь должен быть сильным, выносливым, быстрым, поэтому казак заботился о нем как о верном друге своем. Казаки жили в то неспокойное время по своим казачьим законам – казачьим заповедям. Вот они, ребята.

(Педагог зачитывает детям заповеди). Слайд № 4

Педагог. В главном законе нашего государства – Конституция Российской Федерации говорится о том, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Когда вы пойдете в школу, то многое узнаете на уроках истории, географии, на уроках иностранного языка и других. Я вижу, что вам очень хочется узнать о том, кто этот донской казак на прекрасном боевом коне.

(Педагог показывает портрет Матвея Ивановича Платова, представленный в презентации). Слайд № 5

Дети. Да, очень хочется узнать об этом казаке.

Педагог. Это, ребята, – замечательный донской казак, прославивший Дон и Россию в давние времена, – это атаман Войска Донского, казачий генерал Матвей Иванович Платов. Родился Матвей Платов в столице донского казачества городе Черкасске (ныне — станица Старочеркасская Аксайского района Ростовской области). Его отец-казак Иван Фёдорович Платов был войсковым старшиной. Мать — Платова Анна Ларионовна. В браке с Иваном Фёдоровичем у них было четверо сыновей: Матвей, Стефан, Андрей и Пётр. Это сейчас мы знаем его как Известного русского военачальника, войскового атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии, графа.

А начинал свою службу Матвей Иванович в чине урядника, а позже получил чин есаула. Принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века.

За свои подвиги был награждён по указу императрицы Екатерины II именной золотой медалью. Тогда и прозвучали знаменитые слова Матвея Ивановича Платова,ставшие его жизненным девизом:

Честь дороже жизни.

В атаманском звании Матвей Иванович занялся «усовершенствованием» вверенного ему казачьего войска, много сделав для улучшения его военной организации и повседневной жизни. Одним из значимых событий в истории и биографии Матвея Ивановича Платова является основание им города Новочеркасска, и перенесение столицы Донского казачьего войска в новый город. (дети присаживаются на свои места).

Сейчас традиции донского казачества возрождаются. Приятно чувствовать свою сопричастность к этому процессу.

В настоящее время атаманом Войска Донского является Виктор Георгиевич Гончаров. Слайд № 6

(Педагог рассказывает о донском казаке Матвее Ивановиче Платове).

Педагог. Понравился вам рассказ о Матвее Ивановиче Платове?

Дети. Да. Очень понравился.

Педагог. Хотели бы вы, ребята, быть похожими на нашего знаменитого донского казака Матвея Ивановича Платова?

Дети. Да. Он был храбрым, добрым, справедливым. Матвей Иванович Платов очень любил свою родную донскую землю. Он учит нас любить свою Родину.

Педагог. Наше путешествие продолжается. Вторая станция – «Дончак под седлом – казак на нем». Слайд № 7

Вот какая замечательная казачья история произошла давным-давно, послужившая названием этой станции. Послушайте рассказ, ребята.

(Педагог рассказывает о донских казаках – героях Отечественной войны 1812 года, о героях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.). 12 июня 1812 года французский император Наполеон с 640-тысячной армией двинулся на Москву. Слайд № 8

Правительство России обратилось с призывом ко всем губерниям собирать народное ополчение для борьбы врагом. Донские казаки живо на него откликнулись. Их желание защищать свое Отечество было на столько велико, что кроме выставленных в действующую армию казачьи полков, на Дону стало формироваться ополчение. Ни в одну из войн России донские казаки не проявили столько массового и беспримерного героизма, как в Отечественную войну 1812 года. Слайд №9

В Бородинском сражении в составе русской армии участвовало 20 казачьих полков и 2 конно-артиллерийских роты, 14 казачьих полков и 2-я рота донской конной артиллерии войскового старшины П. В. Суворова оставляли корпус под командованием М. И. Платонова. Также казачьи полки были включены в кавалерийский корпус под командованием генерал-лейтенанта Ф. П. Уварова.

Слайд № 10 Многие казачьи полки были награждены Георгиевскими знаменами. За проявленную в боях доблесть награды получили и многие казаки.Среди них: казакистаницы Пятиизбянской сотники: Антонов Герасим Аверьянович- награжден Знаком Отличия Военного Ордена Георгиевским крестом, двумя орденами Св. Анны 4-й степени;

сотник Горин Дмитрий Львович – орденом Св. Анны 4-й степени, медалями за участие в войне 1812 года и взятии Парижа;

Егоров Александр Иванович –серебряной медалью, золотым полевым крестом, Знаком отличия ордена Св. Георгия;

Гусев Тихон Анатольевич - орденом Св. Анны 4-степени, серебряными медалями за участие в Отечественной войне 1812года и за взятие Парижа.

Слайд № 11 За годы Великой Отечественной Войны звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака. Казаки воевали не только в казачьих кавалерийских соединениях. Сотни тысяч служили в пехоте, артиллерии, танковых войсках, авиации. Много казаков стяжало себе славу в лихих и яростных воздушных боях – (Слайд № 12) в том числе дважды Герой Советского Союза Александр Николаевич Ефимов (будущий Маршал авиации, Герой Советского Союза Георгий Андреевич Кузнецов (впоследствии – командующий авиацией Военно-Морского Флота). За годы Великой Отечественной войны прославил свой народ и крупный военачальник, Герой Советского Союза, донской казак, уроженец станицы Преображенской генерал-полковник Василий Степанович Попов. Достойный вклад в великую победу над фашистской Германией внесли терские казаки: бессменный командующий Северным флотом во время Великой Отечественной войны адмирал Арсений Григорьевич Головко, генерал-полковник авиации Николай Фёдорович Науменко, генерал-лейтенант Василий Григорьевич Терентьев, контр-адмирал Пантелей Константинович Цаллагов, генерал-майоры Михаил Андреевич Байтуганов, Николай Матвеевич Диденко, Пётр Михайлович Козлов и многие другие.

Педагог. Хотелось бы вам, ребята, походить на замечательных донских казаков?

Педагог. Наше путешествие продолжается. И третья наша станция – «Казак сам не поест, а коня накормит». И это действительно так, ребята. Внимание на экран.

Слайд № 13 Есаул и его конь Кубанская казачья сказка

Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от набегов врагов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть.

Слайд № 14 И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди врагов.

Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ—его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили.

Слайд № 15 И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.

Слайд № 16 А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился.

Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.

Слайд № 17 Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой.

Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.

Слайд № 18 Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула.

Слайд № 19 А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили врагов далеко от своего рубежа.

А есаульский конь все время возле своего хозяина находился.

А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Слайд № 20

Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы.

А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казакпригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».

Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.

Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.

А история эта разнеслась по всей России. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.

Педагог. А наша следующая станция – «Хорошего казака конь не подведет». А какая эта по счету? Слайд № 21

(Дети отвечают, что данная станция – третья).

Педагог. Молодцы, ребята. Вот мы уже и на третьей станции. Казак заботился о своем коне и день, и ночь, ведь конь казачий – это верный боевой друг казака. А друг никогда не подведет. Об этом много примеров в казачьей истории.Вот только несколько прославленных имен: казачий генерал Яков Петрович Бакланова, Котельников, казачий генерал Алексей Васильевич Иловайский, казачий генерал Петр Матвеевич Греков, Василий Васильевич Орлов-Денисов и др. О них сложены песни, легенды, в их честь названы казачьи станицы. О них вы узнаете больше на уроках литературы, истории, став школьниками.

5. Закрепление новых знаний

(Дети выполняют задание).

6. Итог занятия Слайд № 23

Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу сегодняшнее занятие тронуло вашу душу и не оставило равнодушным ваше сердце. Давайте еще раз назовем тему нашего занятия.

Дети. Тема нашего сегодняшнего занятия – о замечательных донских казаках: «Казак с конем – и ночью, и днем».

Педагог. Спасибо, ребята, вы молодцы. О том, что особенно понравилось на занятии и запомнилось вам, расскажите дома – это и будет вашим домашним заданием сегодня.

Следующая пословица

Баба с коровкой дома помрёт. Казак и лошадка где Бог приведёт (в походе или набеге сгинет).

Конь подо мной – полк за мной.
Казак голодует, а конь сыт.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Конь казаку неизменный друг.
Учи белого лебедя плавать, казачьего сына - на коня садиться.
То и конь, что треноги рвёт.
Степного коня в стойле не удержишь.
Помилуй, Господи, коня и меня.
Казаку конь себя дороже.
Господь Бог надо мною, добрый конь подо мною.
Не конь везёт, а Бог несёт.
Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.
Без коня казак круглая сирота.
Казак без коня, что солдат без ружья.

© Copyright: Геннадий Коваленко 1, 2014
Свидетельство о публикации №214061901435 Рецензии

Очень интересная подборка у вас получилась. У нас в селе ещё говорили такую присказку: "Баба с коровкой дома помрёт. Казак и лошадка где Бог приведёт". Откуда она взялась на севере ума не приложу.

А север, это где? Может быть у вас жили после революции ссыльные казаки или бежавшие туда с Дона и Кубани. Кстати интересная поговорка, у еня такой нет, а на странице размещена только малая толика пословиц и поговорок. Запишу себе. С уважением.

Терский берег, южная часть Кольского полуострова.

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая пословица

Жители донского края бережно хранят традиции, поверья и обычаи донских казаков.
Своеобразный диалект, песни и танцы вплетаются в общую яркую, самобытную культуру.

Почему-то принято считать, что только кавказские народы произносят длинные интересные тосты.

Донские казаки гостеприимные, хлебосольные люди. Ни один праздник, ни одно семейное торжество не обходится без доброй чарки и хорошего тоста.

Я вам поведаю и расшифрую настоящий казачий тост.

Если вы впервые попадаете в гости к настоящим родовым казакам, то за накрытым столом у вас обязательно с долей лукавства спросят: - Вы находитесь на исконно казачьей земле, а знаете ли вы, сколько чарок пьёт казак за праздничным столом?

Видя, что гость старается что-то вспомнить или предположить, ему тут же предлагают :

- Послушайте наш самый главный тост, и вы сами поймёте, сколько чарок пьёт казак.

ПЕРВАЯ чарка, которую выпивает казак, называется ЗАСТОЛЬНАЯ. Казак сидит в кругу друзей за праздничным столом и выпивает ЗАСТОЛЬНУЮ чарку, она повторяется n-ое количество раз, но всё это - Застольная чарка, застольная песня.

Вот и мы вам желаем, чтобы у вас всегда был накрыт стол, за которым собирались настоящие друзья, родные и могли выпить ЗАСТОЛЬНУЮ чарку.

ВТОРУЮ чарку казак пьет, когда ставит ногу в стремя. Он уходит в поход, и, подойдя к коню, выпивает СТРЕМЕННУЮ чарку. На Руси ещё говорят – на посошок. А казак пьёт только СТРЕМЕННУЮ.

Мы желаем вам крепкого здоровья, чтобы вы были легки на подъём, и могли выпить СТРЕМЕННУЮ чарку.

ТРЕТЬЯ чарка называется – ЗАКУРГАННАЯ. По обычаю, родные провожают казака до последнего двора селения (станицы или хутора). Но в день, когда казак уходит в поход, ему давалось право назначить свидание за курганом той женщине, с которой он хотел бы проститься без посторонних глаз. Вот там, прощаясь с этой женщиной, казак пьёт ЗАКУРГАННУЮ. Именно отсюда на Руси пошло правило третий тост поднимать за любовь.

Мы желаем вам иметь ту единственную (или единственного) любимого человека, с которым хотелось бы выпить ЗАКУРГАННУЮ чарку.

Но вот казак ускакал в степь, рядом с ним никого нет. Он останавливается, сам себе наливает ЧЕТВЁРТУЮ чарку. Она называется – КОНЮ В МОРДУ.

Дело в том, что казак не допивает до конца содержимое чарки, а остатки выплёскивает коню в морду. Существует поверье, что конь запомнит, откуда идёт сивушный запах, и если его седок будет без сознания или даже мёртвый, но удержится в седле, конь привезёт его в родное селение. Таких случаев было много.

Так вот, мы желаем вам, чтобы и у вас был тот родной уголок, где вас любят и всегда ждут. И где бы вы ни засиделись, в гостях ли, в деловой командировке или ещё где, чтобы вы думали – пора плеснуть КОНЮ В МОРДУ и возвращаться туда, где вам рады.

Давайте же выпьем четыре казачьих чарки – ЗАСТОЛЬНУЮ, СТРЕМЕННУЮ, ЗАКУРГАННУЮ и КОНЮ В МОРДУ!

Желаю вам здравствовать!

© Copyright: Надежда Дедяева, 2012
Свидетельство о публикации №212050701116 Рецензии

Невежественно путать байки о казаках с казачьей традицией.
Есть, например, песни о казаках (Розенбаум там поет, Кадышева), а есть традиционные казачьи песни (протяжные, скажем, плясовые и прочие). Так же и здесь: то, что написано - известная байка о казаках (когда создавали образ казака-пьяницы и разбойника). А в реальности, никакой конь не подпустит пьяного человека. Попробовали бы Вы когда-нибудь сесть, выпивши, на коня, как у Вас бы это получилось, я бы посмотрел )

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая пословица

Конспект ООД по теме: «Казак с конем – и ночью, и днем».

Цели работы: создание условий для приобщения детей к культурным казачьим традициям на основе пословиц и поговорок донских казаков; развитие творческих способностей детей через активные формы работы на занятии.

воспитательные: воспитание любви к Родине – России, воспитание любви к родному донскому краю; воспитание бережного отношения к окружающим, к животным, к природе донского края;

развивающие: развитие интереса ребенка-дошкольника к культурным традициям донских казаков на основе пословиц и поговорок;

образовательные: углубление понятия детей о быте и традициях донских казаков через пословицы и поговорки.

• Книжная выставка «Родимый край казачий».

• Экспозиции о быте и культурных традициях донских казаков.

Выставка: «Казаки на Дону».

• Выставка детских рисунков «Мой замечательный конь».

Читайте также: