Илья пророк и гроза поговорки

Обновлено: 22.11.2024

С Ильина дня идёт поворот на осень.
Заканчивается сенокос.
Илья Пророк - косьбе срок - начинается жатва.
Сначала жатва, опосля жратва.
Зажин.
Обряды:
Жницы брали с собой в поле хлеб и соль.
Нажавши первый сноп, садились на него и угощались караваем.
Пели обрядовые песни.
Первый сноп украшали полевыми цветами и лентами.
Сноп ставили в избе в почетный угол со словами:
"Это Илье на бороду".
Первый сноп - первый осенний праздник.
С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб и угощать им.
Новая новина на Ильин день.
Первый ломоть подавали по старшенству.
Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на Успение.

Илья Пророк в поле копны считает.
На Илью до обеда лето, после обеда осень.
С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.
До Ильина всяк купается, а с Ильи с водою прощается.
До Ильи поп дождя не умолит,
После Ильи баба фартуком нагонит.
До Ильи тучи по ветру идут, опосля Ильина дня - супротив.
До Ильина дня в сене пуд меду, после - пуд навозу.
В ильинском сене сладимая явства для любой скотины.
С Ильина дня две угоды:
ночь длинна, да вода холодна.
На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит.
Придет Илья, принесет гнилья (дождь).
На Ильин день скота не выгоняют в поле - грозы боятся.
На Ильин день зверь и гад бродят по воле.
Первый выезд на волков: "Если затравят зверя - весь год будет счастливая охота".
На Ильин день перегоняют пчел, подрезают первые соты.
После Ильи комары перестают кусаться.
До Ильина дня и под кустом не сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
Ильинский дождь целебен:
им окачиваюся и умываются от призора (дурной глаз) и от разных хворей.
К Ильину дню заборанивай пар.
За Ильину ночь конь наедается, а мужик высыпается.

© Copyright: Илья Токов, 2018
Свидетельство о публикации №118080203819 Рецензии

С ДНЁМ АНГЕЛА, ДОРОГОЙ ВЫ НАШ ПОЭТ, ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ!
Ильин день прошёл!
Куда ж ты, друг, ушёл?
Ты нас одних оставил
И горевать заставил.

Добрый вечер, Раиса! Спасибо за комплименты,но я на Стихах ру., как и все, просто тусовщик. Удачи!

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая пословица

Илья грозы держит.
Илья наделяша (наделяет хлебом).
Не коси — сено от молний сгорит.
До Ильина дня сено сметать — пуд мёду в него накласть, после Ильина — пуд навозу.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
Ильинская соломка — деревенская перинка.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи хоть одним зубом подери.
Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
Ильин день без гроз не стоит.
Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит.
От божьего гнева да божьей милости (то есть грозы) не уйдёшь.
На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
К Ильину дню заборанивай пар.
Илья Пророк три часа приволок.
В Ильин день с утра облачно — сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень — средний сев; а вечером облачно — сев поздний и урожай плохой.
Открываются волчьи норы — весь зверь бродит на свободе.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
«Дождь слепой, — гласили деревенские святцы. — Ему говорят: „Иди, куда тебя просят“.
Докучлив, как ильинская муха.
Богат, как ильинский сот.
Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
На Илью и купаться нельзя.
Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник.
Илья словом дождь держит и низводит.
До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
Новая новина на Ильин день — спят на Ильинской (новой) соломе.
То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
Илья пророк — копны считает.
С Перунова дня собирают горох.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники)
Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).
Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
На Илью до обеда — лето, после обеда осень.
Илья-пророк — косьбе срок.
А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут“. А он пошёл, где жнут».
Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул — вода в реках делается холодной».
На Илью — первое подрезывание сотов на пчёльнике.

Украинские приметы на Ильин день:

«Грім гримить, то Ілля по небесному мосту в огненній колісниці їде» (укр.).
«Илья в воду налья» (укр.).
«На Іллі новий хліб на столі» (укр.).

Белорусские приметы:

«Ілля жніво пачынае, а лета канчае» (белор.).
«На святога Галляша (местное название Ильи) з новых круп каша» (белор.).
На Илью начинали пахать паровое поле (белор.).
«Илья надзелив гнильля» (белор.).

Следующая пословица

Не сокрушайся, Мой Пророк!
На все есть час, на все есть срок;
Пускай, кичась, растет порок:
Будь зло добру в святой урок!
Но не грусти! Твой Господин
Здесь не совсем еще один,
Не все пошли к Ваалу в сети!
Есть тайные у Бога дети,
Есть тайный фимиан сердец,
Который обонять мне сладко!
Они бегут ко Мне украдкой,
И я являюсь втайне к ним;
И их лелею, просветляю
Высоким, истинным, святым!

Мы ждем и не дождемся сроков
Сей бедственной с нечестьем при:
Твоих зарезали Пророков,
Твои разбили алтари!
Проснись, Бог сил! Заговори!
Нет места для Твоей святыни,
И я теперь жилец пустыни,
Я плачу пред тобой один!
А Ты им терпишь, Властелин
Земли, морей и облаков!
Ты терпишь от Своих рабов!

Дождь – хорошая примета

С Ильиным днем на Руси было связано много разных примет, касающихся погоды. Считалось, что именно в этот день, 2 августа, лето уступает место осени и что это последний день, когда можно купаться в реках и озерах. Скорее всего, эта примета была связана с тем, что в августе в водоемах обычно начинается цветение водорослей, и купаться там, во-первых, не очень приятно из-за их специфического запаха, а во-вторых, опасно из-за разных инфекций. Кроме того, наши предки верили, что погода в Ильин день указывала на то, каким будет следующее лето: если в этот день пойдет дождь, следующий год будет урожайным.

Заместитель Перуна и не только

Подобная метаморфоза произошла с пророком Илией и на славянских землях. У славян был свой бог-громовержец – Перун, кое в чем довольно похожий на Зевса. У него тоже была привычка чуть что – кидаться молниями в тех, кто ему не нравится, и держать всех в страхе. День Перуна в разных областях мог отмечаться в разное время, но чаще всего это был летний праздник. В древней Руси он, как правило, приходился на 20 июля. К этому дню на полях заканчивалась уборка хлеба, овощей и скошенной травы – после завершения такой большой работы необходимо было как следует отдохнуть.

Начинался День Перуна с принесения жертвы – громовержца необходимо было как следует задобрить. Для этой цели обычно выбирали самого большого, сильного и страшного на вид быка. Чтобы потом приготовить мясо этого быка, разводили костер, причем огонь для него добывал трением кто-нибудь из жрецов. После того, как огонь вспыхивал, начиналась основная часть праздника – танцы вокруг костров и прыжки через огонь, разные веселые соревнования. А поскольку Перун считался не только повелителем грозы, но еще и покровителем воинов, обязательным пунктом праздничной «программы» в его день были состязания между мужчинами – кулачные бои и битвы с разным оружием.

Так наши предки представляли себе Перуна

После принятия христианства на Руси, пророк Илия в определенном смысле заменил Перуна. Праздник, посвященный богу-громовержцу, остался прежним – он только сменил название на Ильин день, и начинать его стали не с жертвоприношений, а просто с зажигания костров. В некоторых областях Ильин день долгое время продолжали отмечать 20 июля, а кое-где праздновали дважды – и в этот день, и 2 августа.

Как и византийцы, славяне тоже стали воспринимать Илью-пророка грозным любителем напугать грешников громом и молнией. Однако это не мешало им устраивать в его день веселые народные гуляния с песнями, хороводами и вкусным угощением. Чаще всего, Ильин День отмечался на свежем воздухе, где-нибудь в поле, и на празднование собирались жители нескольких расположенных по соседству деревень.

Позже, приблизительно в XII веке, Илью-пророка на Руси стали путать с другим Ильей, тоже причисленным к лику святых – с Ильей Муромским. Несмотря на то, что особого сходства, кроме имен, между этими святыми нет, пророку Илие даже сейчас иногда приписывают некоторые факты из жизнеописания его муромского тезки – например, в некоторых посвященных ему статьях говорится, что это он, а не Илья Муромец, первые 33 года своей жизни тяжело болел и не мог даже встать с постели.

Икона Ильи Муромского

Следующая пословица

Отписаться можно в любой момент.

2 августа - День пророка Илии.
2 августа российские православные христиане отмечают День пророка Илии – очень древний праздник, с которым связано множество любопытных традиций и поверий. Подобные праздники есть и в других христианских конфессиях – там они приходятся на другие дни, но тоже отмечаются очень бурно и весело. Кроме России, Илья-пророк весьма «популярен» в Греции, Грузии и большинстве славянских стран.

Связана такая любовь именно к этому библейскому пророку с тем, что он оказался «похожим» сразу на нескольких мифологических персонажей, которым разные народы поклонялись до принятия христианства. В результате праздники, посвященные этим персонажам, плавно и безболезненно превратились в день почитания пророка Илии, сохранив многие свои атрибуты.

Откуда взялись молнии и колесница

Еще в Византии, в первые века нашей эры, Илию иногда путали с древнегреческими богами – Зевсом и Гелиосом. Что и не удивительно – чисто внешне пророк кое-чем напоминал этих двоих. Как известно, Зевс, по представлениям древних греков, мог повелевать громом и молниями, а Гелиос, бог солнца, ездил по небу в огненной колеснице. И именно такими «способностями» обладал, согласно библейским легендам, пророк Илия.

Статуя Зевса, созданная в 776 году до н.э.

Точнее, так его воспринимали люди, не разбирающиеся в религиозных тонкостях. На самом же деле в Ветхом Завете описана история, когда Илия, пытаясь убедить израильского царя Ахаву отказаться от поклонения языческому богу Вааалу, предложил ему устроить своеобразное соревнование: поставить два жертвенника с дровами, один для Ваала, а другой для истинного Бога, и посмотреть, чьи молитвы помогут зажечь на них дрова. Жрецы Ваала долго взывали к своему божеству, но с их жертвенником ничего не произошло, а вот в жертвенник, сделанный Илией, с неба ударила молния. А позже пророк Илия за свои многочисленные заслуги был взят живым на небо.

Эти легенды нередко становились сюжетами для картин. Сцену с вознесением Илии на небо художники изображали по-разному, в том числе и так, словно он поднимался в воздух на летающей колеснице. В результате вскоре образ этого пророка уже прочно ассоциировался с молниями и колесницами, летящими по небу, то есть, с главными отличительными признаками Зевса и Гелиоса. А поскольку у Зевса, по мифам, был еще и довольно вспыльчивый и жестокий характер, Илие тоже стали приписывать суровый нрав. Впрочем, первые христиане все же не считали пророка в точности таким, как Зевс: его стали считать строгим только по отношению к грешникам.

Классическое изображение Гелиоса на древнегреческой амфоре

Читайте также: