Иероним босх пословицы картина

Обновлено: 22.11.2024

Следующая пословица

1. Фонтан жизни

Источник , дарующий жизнь всему сущему , скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы , духовной слепоты и ереси. Должно быть , таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том , что всякая жизнь — греховна.

Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические коннотации. Розовый хитиновый фонтан — это Рак , сова — символ темного « несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз , ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.

Создатель , взяв Еву за руку , как на обряде венчания , велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики , во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному , что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий , которые веками ведут исследователи творчества Босха. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась , что , в самом деле , подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода , то не имеет понятия о таких категориях , как Добро и Зло. И , по идее , должна не ведать стыда. Выходит , концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.

3. Хищники и жертвы

На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем , как положено в Эдемском саду , а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.

Слева от источника жизни плавают утки , считавшиеся во времена Босха « низкими тварями», поскольку они « погружаются в грязь по самые глаза». Справа — царственный лебедь , непорочный символ Братства Богоматери , в котором Босх состоял до самой смерти. Не исключено , что это противопоставление. Впрочем , лебедь движется в ту же сторону , что и презренные земноводные. Возможно , утки и лебедь , напротив , воплощают идею райской терпимости: фонтан дает жизнь всему — и возвышенному , и земному.

Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью , выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души , не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Если рассуждать логически , подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам ( на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе , совершая первородный грех , Адаму и Еве было бы нечего познавать.

Конструкция из двух округлых плоскостей , скрепленных поперечной осью — образ , который встречается у Босха довольно часто ( см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры ( см. также « Корабль дураков«).

Все интересное в искусстве и не только.

450-летняя картина содержит более 100 пословиц, многие в ходу до сих пор

И у стен бывают уши. Водить друг друга за нос. Дуракам везет. Не будите спящую собаку. Все мы знаем пословицы. Иногда ироничные, часто глупые и забавные, эти изречения - аллегории как задачки на сообразительность.)) Игра с языком в литературе, разговоре, и искусстве всегда было отличительной чертой различных культур на протяжении веков, а иносказательный смысл не только развлекал, но и давал возможность выразить свое отношение к какому-нибудь событию.

Имея это в виду, более 450 лет назад, голландский мастер Питер Брейгель Старший нарисовал просто невероятную картину «Фламандские пословицы». Еще она известна как голландские Притчи, это масло по дереву. Шедевр представляет собой подробный визуальный рассказ, в нем больше 100 голландских пословиц.
Брейгель известен своей искусной детальной работой, и то, что кажется на первый взгляд, простой деревенской сценой с широким набором персонажей, раскрывается как нечто большее.

Там даже цвета несут символическое значение.

Например, женщина, одетая в красное в центре картины, ну просто невозможно читать пословицу без понимания цветовых символов. В 1559 г., когда композиция была написана, красный был цвет греха.

В то же время, синий плащ, который она раскрывает над мужем продолжает рассказ. Синий часто значил обман или глупость, он подсказывает, что эта женщина обманывает его!


Коллекционирование пословиц – одно из многих проявлений энциклопедического тенденций XVI столетия. Начало этому изучению положил в 1500 году великий гуманист эпохи Северного Возрождения Эразм Роттердамский.

В 1559 году свою Деревню пословиц создает живописец Питер Брейгель Старший – Брейгель Мужицкий. Эта картина называется – «Нидерландские пословицы» (или «Фламандские пословицы» (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden)). Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр! Эта картина ныне находится в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин-Далем)

Даже учитывая невероятное творчество и воображение Брейгеля, поражаешься, как ему удалось поместиться так много в одну картину.

Вот еще фрагмент. Кроме его несомненной красоты, в нем глубокий смысл: В центре композиции исповедующийся под сенью: «он исповедуется дьяволу» (что означает – выдает секреты врагу). В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» (заводит друзей без разбору, льстит всем).

Картина «Фламандские пословицы» была максимально понятна человеку времени Брейгеля. Сейчас же все образы приходиться расшифровывать, так как многие из этих пословиц забылись. На картине изображено более сотни пословиц. Расшифровка сюжетов до сих пор не завершена!

Картина увлекает зрителя, уводя в мир образов и аллегорий, которые зачастую очень юмористичные, а порой проникнуты большой глубиной и философией.

Работа Брейгеля Старшего пользовалась большой популярностью. Сын Брейгеля Старшего Питер Брейгель Младший, так же известный художник, создал около 20 копий этой картины.

Стучать головой об стену

Одна нога обута, другая босая (Дисбаланс, перегибы)

Вот размеченная на фрагменты картина, перечень расшифрованных поговорок будет под ней, а ниже пойдут фрагменты, некоторые будут пописаны.


Перечень под спойлером
[ Spoiler (click to open) ]
1Крыша крыта пирогами (страна изобилия; рай дураков; «Страна Кокейн»).
2 Жениться через метловище (повенчаться вокруг ракитового куста, брачная церемония, не имеющая законной силы; жить в грехе под одной крышей удобно, но постыдно).
З Выставить метлу (хозяев нет дома; «Кошка в гости, мышкам праздник»).
4 Он смотрит сквозь пальцы (ему можно шиковать, так как у него достаточный доход).
5 Висит нож (вызов).
6 Сабо стоят (напрасно ждать)

7 Водить друг друга за нос (надувать друг друга).
8 Кости брошены (это решено).
9 Дуракам достаются лучшие карты.
10 Как карта ляжет.
11 Он какает на мир (он презирает всех).
12 Мир вверх ногами (все шиворот-навыворот; мир наоборот).
13 Протащить через дырку в ножницах (получить нечестную прибыль; или «Око за око»).
14 Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде (держать подкладень, «Хранить на черный день»).
15 У него зубная боль за ушами (возможно, симулировать болезнь).
16 а) Он писает на луну (пытается сделать невозможное; Лаять на луну) или Писать против ветра)).
б) Он пописал на луну (потерпел фиаско).
17 У него дыра в крыше.
18 Старую крышу приходится часто латать.
19 У крыши есть обрешетка («У стен есть уши»).
20 Висящий горшок (в мире вверх тормашками на харчевне висит ночной горшок, а не кувшин).
21 Брить дурака без пены (одурачить кого-нибудь; надувать).
22 Расти из окна (этого не скроешь; «Тайное всегда становится явным»).
23 Два дурака под одним капюшоном; дурак дурака видит издалека)).
24 а) Пускать вторую стрелу, чтобы найти первую (бессмысленное упорство).
б) Выпустить все стрелы (неразумно расходовать все средства сразу, не оставляя ничего на случай необходимости).
25 Она может даже дьявола привязать к подушке (упрямая баба победит самого дьявола).
26 Кусающий колонны (религиозный лицемер).
27 у нее в одной руке огонь, а в другой — вода (она двулична и лжива).
28 а) Жарить целую селедку ради икры 3абросить кильку, чтобы выловить селедку), то есть рискнугь малым ради большого).
б) Его селедка жарится не здесь (все идет не по плану).
с) Получить колпак на голову (обязали возместить ущерб; заставили держать сумку); ему пришлось расхлебывать).
29 В нем будет побольше, чем в пустой сельди (многие вещи имеют более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд; «Все не так просто, как кажется»).
30 Сидеть в пепле между двумя табуретами (упустить возможность; потерпеть неудачу из-за нерешительности; «Сидеть между двумя стульями).
31 Что может сделать дым железу? (нет смысла пытаться изменить существующий порядок).
32 Веретено падает в пепел (дело не выгорело).
33 Найти собаку в горшке. Пустишь собаку в дом, залезет в кладовку (неприятности ни за что, ни про что; спохватиться слишком поздно; «Пусти козла в огород»).
34 Свинья вытаскивает затычку (оплошность; нерадивость должна быть наказана).
35 Биться головой о каменную стену (упорствовать в достижении невозможного).
36 Вогнать в броню (разозлиться, прийти в ярость; «Готов броситься в бой»).
37 Повесить коту колокольчик (если о твоих планах становится известно всем, жди провала).
38 Вооруженный до зубов.
39 Кусающий железо (болтун).
40 Ощупывающий курицу (Считать цыплят до того, как они вылупились).
41 Он вечно гложет одну кость (бесконечная нудная работа; или постоянное повторение одного и того же; «Тянуть одну и ту же песню»).
42 Вывесить ножницы (символизирует карманные кражи; притон, где обманут и об- чистят; обираловка).

43 Он говорит двумя ртами (двуличие, лживость; говорить двумя сторонами рта).
44 Один стрижет овец, другой — свиней (одному все, а другому ничего; или один живет в роскоши, а другой в нужде; Богач и бедняк).
45 Громкий крик, да мало шерсти («Много шуму из ничего»).
46 Стриги, но не обдирай их (не преследуй своей выгоды любой ценой).
47 Кроткий как ягненок.
48 а) Одна прядет на прялке, что другая сучит (распускать недобрые сплетни).
б) Следи, чтоб черная собака между не пробежала (все может пойти не так; или, где есть две женщины, лающая собака не нужна).
49 Он выносит день в корзинах (тратить время попусту; «Украшать солнце свечой»).
50 держать свечку для дьявола (заводить друзей без разбору и льстить всем вокруг; подлаживаться ко всем).
51 Он исповедуется дьяволу (выдавать секрет врагу).
52 Дующий в уши (болтун или сплетник; «Распускать слухи»).
53 Лиса и журавль развлекают друг друга (Брейгель использует мотив, знакомый по «Басням» Эзопа: два обманщика никогда не забывают о собственной выгоде; обманутый обманщик).
54 Что хорошего в красивой тарелке, если она пуста? («Золотым блюдом живот не набьешь»).
55 Он шумовка или взбивалка (забулдыга, паразит).
56 Взять на заметку (это не будет забыто; долг придется оплатить; «Поставить на счет»).
57 Он закапывает колодец после того, как теленок уже утонул (принять меры уже после того, как случилось несчастье).
58 Мир вращается на его большом пальце (все пляшут под его дудку; «Держит всех на коротком поводке»).
59 Совать спицы в чужие колеса (чинить препятствия).
60 Приходится кланяться, если желаешь преуспеть (кто хочет многого достичь, должен быть хитрым и неразборчивым в средствах).
61 Он привязывает льняную бороду к лицу Христа (часто за маской благочестия скрывается обман).
62 Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6) (бесплодные усилия либо что-то, не стоящее затраченных усилий).
63 Она надевает голубую мантию на мужа (она обманывает его; «Наставляет ему рога»). 64 Свинья заколота в живот (неизбежный результат; необратимость; «Сделанного не воротишь»).
65 Две собаки редко согласны по поводу одной кости (ожесточенно спорить из-за одного итого же; «Кость раздора»; образ алчности и ревности; зависть).
66 Сидеть на горячих угольях (быть встревоженным и проявлять нетерпение; «Сидеть как на иголках»).
67 а) Мясо на вертеле нужно полить подливкой.
б) Писать на огонь полезно для здоровья.
в) Пописать на костер (его костер угас; он совсем скис)
68 С ним вертела не повернешь (с ним нельзя сотрудничать).
69 а) Он ловит рыбу голыми руками (этот умник извлекает выгоду из чужой работы, таская рыбу из сети, закинутой другими).
б) Забросить корюшку, чтобы поймать треску (то же, что и поговорка 28а).
70 Он падает сквозь корзину (отвергнутый поклонник; получить отказ; потерпеть неудачу).
71 Висеть между небом и землей (попасть в неловкую ситуацию и не знать, как быть).
72 Он берет куриные яйца и упускает гусиные (сделать плохой выбор из-за жадности).
73 Он разевает рот перед печью; или тот, кто хочет перезевать зев печи, должен зевать очень долго (он пытается открыть рот шире, чем зев печи, то есть переоценивает свои способности; «Откусывает больше, чем может прожевать»; или бессмысленно выступать против тех, кто заведомо сильнее).
74 Он едва дотягивает от одной булки до другой (с трудом сводить концы с концами).
75 а) Он ищет топорик (он пытается найти повод).
б) И вот, наконец, он с фонарем (у него появляется возможность продемонстрировать свои сильные стороны)76 Топорик с топорищем (единое целое — значение неясно).
77 Копыто с ручкой (что-то бесполезное? значение неясно; изображена мотыга без черенка).
78 Тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно (допустив раз оплошность, уже не исправишь; «Что пользы плакать над убежавшим молоком»).
79 Они перетягивают, чтобы заполучить самый длинный конец (перетягивание каната; каждый думает о своей выгоде).
80 Он держится крепко (возможно, любовь там, где есть деньги).
81 а) Он загораживает свет самому себе.
б) Никто не будет искать другого в печи, если сам в ней не побывал (только испорченные думают плохо о других; «Не суди других по себе»).
82 Он играет у позорного столба (не следует выставлять свой срам на всеобщее обозрение; «Те, кто живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями»); также: не питай предубеждений).
83 Он упал с быка на осла (заключить неудачную сделку; переживать плохие времена).
84 Один нищий жалеет другого, стоящего перед дверью.
85 Любой может видеть сквозь дубовую доску, если в ней есть дыра.
86 а) Тереться задницей о дверь (не принимать ничего близко к сердцу).
б) Он ходит с ношей на плечах.
87 Он целует (дверное) кольцо (неискреннее, преувеличенное почтение).
88 Он рыбачит ниже сети (упустить случай, напрасный труд).
89 Крупная рыба ест мелкую рыбешку.
90 Он не переносит сияния солнца на воде (мне не дает покоя собственность соседа и раздражают блики солнца на водной глади; зависть, ревность).
91 Он бросает свои деньги в воду (расточительность; «Выбрасывать деньги на ветер»; «Спускать деньги»).
92 Они какают в одну дырку (неразлучные друзья).
93 Висит, как очко сортира нал сточной канавой (ясное дело).
94 Он хочет убить двух мух одним разом (но ни одной не поймает; чрезмерные амбиции наказуемы).
95 Она глазеет на аиста (она попусту тратит время).
96 Узнавать птичку по перышкам.
97 Держать плащ по ветру (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами; «Кроить паруса по ветру»; «Плыть по течению»).
98 Он бросает перья по ветру (его усилия ни к чему не приводят; бессистемность в работе).
99 Лучшие ремни получаются из чужой кожи (легко распоряжаться чужой собственностью).
100 Кувшин будет ходить за водой (к колодцу), пока не разобьется (всему есть предел). 101 Удержать скользкого угря за хвост (гиблое дело, обреченное на провал).
102 Тяжело плыть против течения (трудно тому, кто восстает и не хочет мириться с общепринятыми нормами).
103 Он перекидывает сутану через изгородь (он отбрасывает знакомое, не зная, справится ли на новом поприще).
104 Эта пословица не опознана. Возможны следующие значения:
а) Он видит, как медведи танцуют (он умирает с голоду).
б) дикие медведи предпочитают общество друг друга (стыдно не уметь ладить с
ровней).
105 а) Он бежит, как будто у него задница горит (у него стряслась беда).
б) Кто ест огонь, какает искрами (затевая опасное дело, не следует удивляться
последствиям).
106 а) Коль ворота открыты, свиньи побегут есть зерно (без пригляду все идет кувырком).
б) Когда зерна становится меньше, свиньи становятся больше (по весу); «У одного
убудет, другому прибудет»).
107 Его не заботит, чей дом горит, пока он греется у пламени (он ничем не гнушается ради собственной выгоды).
108 Стена с трещинами скоро обрушится.
109 Легко плыть по ветру (при хороших условиях легко добиться успеха).
110 Он следит за парусом («Знать, куда ветер дует»).
111 а) Кто знает, почему гуси ходят босиком (у всего есть своя причина).
б) Если гуси не мои, то пускай гуси будут гусями.
112 Лошадиный навоз — не фиги (не дай на- дуть себя).
113 Тащить болванку (обманутый кавалер; выкладываться в бессмысленном деле).
114 От страха и старушка побежит (в нужде открываются неожиданные способности).
115 Накакать под виселицей (наказание его не пугает; висельника ждет плохой конец).
116 Где лежит туша, там летают вороны.
117 Если слепой ведет слепого, оба свалятся в канаву (когда невежда руководит другими, не избежать беды).
118 Вид церкви и колокольни вдали еще не означает конца путешествия (цель можно считать достигнутой, только полностью завершив стоящую перед собой задачу).
Еще одна пословица относится к солнцу в небе: «Как бы ловко ни обтяпать, все на свет выйдет» (в конце концов не останется ничего тайного и неотомщенного).

35. Крыть крышу пирожными (тортами) (Быть очень богатым)

Здесь сразу несколько фрагментов.

51. Вешать плащ по ветру (Приспосабливать своё мнение к текущему моменту)

Следующая пословица

Босх , Брейгель и Дюрер , зрители земные , сами были вовлечены в кошмар безумия, вырывавшийся из-под земли и окружавший их со всех сторон… Вся властная сила безумия развёрнута на пространстве чисто визуальном.
(Мишель Фуко , французский философ и культуролог , в книге « История безумия в классическую эпоху»)

Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том , что другие стараются изобразить людей такими , как они выглядят снаружи , ему же хватало мужества изображать их такими , какими они являются изнутри.
(Фра Хосе де Сигуэнса , монах , библиотекарь и первый историк Эскориала)

Свои картины адских шабашей Иероним Босх мог бы подписать теми же словами , которыми Ян ван Эйк засвидетельствовал свое присутствие при тихой сцене бракосочетания Арнольфини: «Я был здесь».
(Эрнст Гомбрих , австрийский и английский историк и теоретик искусства , в книге « История искусства»)

1510-е , 83.5×76.7 см

Картины Иеронима Босха часто интерпретируют так , как будто они — книги кроссвордов или магических тайн. Босх же не «приподнял» католическую религиозную живопись до каких-то особых философских-магических-алхимических « высот», наоборот , он её еще глубже « опустил». В тину какого-то космического суеверия. В муть предсуществования. В копошащуюся массу архетипов-мутантов-роботов-клонов. Его творчество-ремесло было очевидно антигуманистическим. И его недаром обожали испанские религиозные ханжи , садисты и изуверы. Они чуяли своего.
(Игорь Шестков , писатель)

Главное для зрителя — не поддаться искушению принять зло , которое здесь ( на картинах Босха — ред.) выглядит просто очаровательно!
(Жозе Луи Порфирио , португальский музеевед и арт-критик)

Его искусство не то до странности передовито , не то архаично. Впрочем , в архаизм Босха не очень « веришь», он точно деланный. Смелость мысли , полет фантазии мастера так изумительны , такого колоссального размаха , что они прямо приводят в недоумение: не хочется верить , чтобы эти « бесноватые» по самому исполнению картины были произведением того же времени , что и усердная , тихая , терпеливо отделанная живопись Давида, Мемлинга, младшего Боутса, Метсиса. Между тем , как раз в некоторых приемах пейзажа Босх зачастую архаик , готик. Он любит поднимать горизонт под самый верхний край своих композиций , он делает нелепые ошибки в перспективе , он пользуется массой условных схем.
(Александр Бенуа, художник , историк искусства , художественный критик)

XVI век, 131.5×225 см

Босх был первым художником , который сумел переосмыслить религиозное искусство и придать своим композициям элементы повседневной жизни , соответствующие вкусам и настроениям своих современников.
(Морис Метерлинк , бельгийский писатель , драматург)

Что означает , Иероним Босх , этот твой вид , выражающий ужас , и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю , тебе были открыты и бездна мрачного Плутона , и жилища ада , если ты мог так хорошо написать твоей рукой то , что сокрыто в самых недрах преисподней.
(Доминикус Лампсониус , фламандский ученый-гуманист , поэт и художник XVI века)

Сам воздух у Босха будто пропитан присутствием дьявола.
(Вальтер Бозинг , автор книги « Иероним Босх. Между Адом и Раем»)

Этот мир предстает перед нами расчленённым на множество кусочков, которые перемешались , словно в калейдоскопе , и получается , что сложить « картинку» теперь вряд ли удастся — приходится оставить все как есть и искать в этой путанице гармонию и красоту.
(Роже Кайуа , французский писатель , философ , социолог)

Я обнаружил панков на одной картине Иеронима Босха, которая меня просто осчастливила: представьте себе , я увидел на ней пирата со множеством колец в носу и ушах , да еще и с наколками. Тогда таких людей единодушно считали уродливыми. Если бы в то время к вам домой явился человек с внешностью панка , вы бы испугались. Сегодня — уже нет.
(Умберто Эко , итальянский писатель , философ , теоретик искусства)

Правая створка

1500-е , 220×97.5 см

1. Меланхоличное чудовище

Так называемое « меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется , его ничуть не тревожит тот факт , что его древесное тело высохло и растрескалось , а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Мертвое дерево , полое яйцо — символы смерти и греха , которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Ноги древесного существа неслучайно « обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию , парня штормит и покачивает. К слову , некоторые исследователи считают , что это автопортрет

Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше . Лицо дерева-выпивохи , в самом деле , выписано с особым тщанием , как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Однако , если сравнить « меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами , сходство обнаружится весьма условное. Свидетельств того , что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или , напротив , состоял в хертогенбосском обществе трезвенников , до нас не дошло. Так что , судить о том , насколько образ личный , трудно.

2. Птицеголовый монстр

По общепринятому мнению , птицеголовый монстр — это Дьявол , пожирающий души грешников. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На голове у Дявола — горшок , символизирующий ( как и всякий пустой сосуд) безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту , которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.

Впрочем , существует теория , согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим , отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того , некоторые исследователи полагают , что кувшины на ногах Кроноса — это котурны , как у актеров , игравших в греческих трагедиях.

3. Музыкальный ад

Во времена Босха в Нидерландах было в ходу выражение « похоть — это музыка плоти». К музыке было принято относится как к легкомысленному развлечению , предваряющему любовные утехи. Полифоническую музыку считали греховным проявлением , а ее исполнение в церкви — изощренной формой ереси. Похоже , Босх разделял мнение католического престола , поскольку превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия — точь-в-точь , как это делают в наше время некоторые музыканты-авангардисты.

4. Тройка , семерка , туз

Обнаженная девушка с игральной костью на голове , отрубленная кисть с кубиком на пальцах , перевернутый карточный стол , беременный демон , судя по всему , предлагающий партию в нарды. Смысл этого фрагмента очевиден: грешникам , предававшимся такому пороку как азартные игры , придется в День Страшного Суда буквально бросить кости. К слову , если приглядеться , среди разбросанных на земле карт можно разглядеть тройку и туза. Семерку Иероним , должно быть , припрятал в рукаве.

Следующая пословица

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.


У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?

Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.


Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой

Следующая пословица

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Пусть говорят: цитаты о кошмарах безумия, жутко-пленительной мерзости, панках и пирсинге в творчестве Босха

4 августа 2016 10:06 • 0 комментариев

Если бы когда-нибудь нашёлся дневник, трактат, да хоть какая-нибудь рукопись Иеронима Босха – это произвело бы эффект разорвавшейся бомбы. Для сравнения: живший ровно в те же годы и десятилетия Леонардо да Винчи исписал дневниковыми заметками, афоризмами, баснями, эпиграммами, техническими выкладками и пророчествами более семи тысяч страниц! Босх же не завещал потомкам ни строчки. Пять веков они, то есть мы, только и делаем, что гадаем: кем он был, о чем думал и, главное, что он имел в виду.

Босх состоит из одних загадок.
(Федерико Дзери, итальянский искусствовед)

Ничего подобного до сих пор не делали и ни о чем подобном не думали…
(Альбрехт Дюрер, немецкий живописец и график – о творчестве Иеронима Босха)

Босх, Брейгель и Дюрер, зрители земные, сами были вовлечены в кошмар безумия, вырывавшийся из-под земли и окружавший их со всех сторон… Вся властная сила безумия развёрнута на пространстве чисто визуальном.
(Мишель Фуко, французский философ и культуролог, в книге «История безумия в классическую эпоху»)

Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватало мужества изображать их такими, какими они являются изнутри.
(Фра Хосе де Сигуэнса, монах, библиотекарь и первый историк Эскориала)

Свои картины адских шабашей Иероним Босх мог бы подписать теми же словами, которыми Ян ван Эйк засвидетельствовал свое присутствие при тихой сцене бракосочетания Арнольфини: «Я был здесь».
(Эрнст Гомбрих, австрийский и английский историк и теоретик искусства, в книге «История искусства»)

1510-th , 83.5×76.7 cm

Картины Иеронима Босха часто интерпретируют так, как будто они – книги кроссвордов или магических тайн. Босх же не «приподнял» католическую религиозную живопись до каких-то особых философских-магических-алхимических «высот», наоборот, он её еще глубже «опустил». В тину какого-то космического суеверия. В муть предсуществования. В копошащуюся массу архетипов-мутантов-роботов-клонов. Его творчество-ремесло было очевидно антигуманистическим. И его недаром обожали испанские религиозные ханжи, садисты и изуверы. Они чуяли своего.
(Игорь Шестков, писатель)

Главное для зрителя – не поддаться искушению принять зло , которое здесь (на картинах Босха – ред.) выглядит просто очаровательно!
(Жозе Луи Порфирио, португальский музеевед и арт-критик)

Его искусство не то до странности передовито, не то архаично. Впрочем, в архаизм Босха не очень «веришь», он точно деланный. Смелость мысли, полет фантазии мастера так изумительны, такого колоссального размаха, что они прямо приводят в недоумение: не хочется верить, чтобы эти «бесноватые» по самому исполнению картины были произведением того же времени, что и усердная, тихая, терпеливо отделанная живопись Давида, Мемлинга, младшего Боутса, Метсиса. Между тем, как раз в некоторых приемах пейзажа Босх зачастую архаик, готик. Он любит поднимать горизонт под самый верхний край своих композиций, он делает нелепые ошибки в перспективе, он пользуется массой условных схем.
(Александр Бенуа, художник, историк искусства, художественный критик)

XVI century, 131.5×225 cm

Босх был первым художником, который сумел переосмыслить религиозное искусство и придать своим композициям элементы повседневной жизни, соответствующие вкусам и настроениям своих современников.
(Морис Метерлинк, бельгийский писатель, драматург)

Что означает, Иероним Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездна мрачного Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней.
(Доминикус Лампсониус, фламандский ученый-гуманист, поэт и художник XVI века)

Сам воздух у Босха будто пропитан присутствием дьявола.
(Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем»)

Этот мир предстает перед нами расчленённым на множество кусочков, которые перемешались, словно в калейдоскопе, и получается, что сложить «картинку» теперь вряд ли удастся – приходится оставить все как есть и искать в этой путанице гармонию и красоту.
(Роже Кайуа, французский писатель, философ, социолог)

Я обнаружил панков на одной картине Иеронима Босха, которая меня просто осчастливила: представьте себе, я увидел на ней пирата со множеством колец в носу и ушах, да еще и с наколками. Тогда таких людей единодушно считали уродливыми. Если бы в то время к вам домой явился человек с внешностью панка, вы бы испугались. Сегодня – уже нет.
(Умберто Эко, итальянский писатель, философ, теоретик искусства)

Фрагменты гентского "Несения креста" Босха и посвященные им страницы из книги "История уродства" под редакцией Умберто Эко:

Центральная часть

1500-е , 220×195 см

1. Голые и смешные

Некоторые исследователи считают , что Иероним Босх состоял в секте адамитов , члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная , но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов , трудно поверить , что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее , Босх рисовал героев триптиха голыми , чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем , рясой или напудренным париком.

В зависимости от культурного или религиозного контекста , разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру , ежевика была символом чистоты Девы Марии , а земляника — знаком праведности и трудолюбия. Однако в целом , гигантские ягоды , очевидно , выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь , сексуальной. Должно быть слово « клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации , что и у нас сейчас.

Некоторые исследователи полагают , что на центральной части « Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век , когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила , а люди жили в сытости , праздности и неге.

3. Фонтан вечной молодости

Большинство исследователей сходится в том , что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости , а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха ( вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро « разбросанные» Босхом , чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.

Кавалькада всадников , восседающих на козерогах , тельцах , львах и других ( экзотических и не слишком) животных — это , очевидно , сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных ( по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть , по мнению Босха , противоестественным образом.

И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз , в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке « грязная» утка. И удод , о котором современники Босха говорили , что он «греховнее , нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья , но питается испражнениями. И вездесущая сова , которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.

6. Прозрачная сфера

Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды , скорее всего , служат алхимической аллегорией: любовники « реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем , люди , отгородившиеся от остального мира прозрачной « броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того , Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Некоторые искусствоведы считают , что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ , который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти , ада , безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества ( см. «Извлечение камня глупости«). В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы , глухи и бессильны. Они также увязли во грехе , как алхимики и удод. Исследователи считают , что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу « правильных католиков» ( к примеру , членов Братства Богоматери в Хертогенбосе , родном городе художника). Они , хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры , но , кажется , тоже в ужасе от происходящего вокруг.

Нет сомнений , что рыба , встречающаяся на картинах Босха не реже , чем его вездесущие совы , всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако , символ этот настолько универсален , что о смысле , вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую , мертвую , летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа , знак зодиака , Луну , воду , флегматический темперамент , быть атрибутом любострастия , служить символом поста. В конце концов , рыба могла означать просто рыбу.

Читайте также: