Доносчику первый кнут значение пословицы
Обновлено: 22.11.2024
(значение) — поговорка о неодобрении доноса, предупреждение доносчика о том, что и ему может навредить его же донос.
В старину государство поощряло (и поощряет) доносы, так как это лучший способ предупредить преступления.
В то же время, недобропорядочные подданные стали пользоваться лжедоносами, чтобы отобрать имущество у соседа, недруга, родственника и т.д. Тогда государство было вынуждено ввести наказания за лжедоносы и правила рассмотрения дел по доносам (например, пп. 13, 14 главы II Соборного Уложения 1649 года). В то время и появилась эта пословица. Она указана в книге "Пословицы русского народа" (1853 г.) В.И. Даля (раздел "Вина – Заслуга").
Следует отметить, что нелюбовь к доносчикам была не только в России. Так, Древнеримский историк Светоний Гай Транквилл (ок. 75 – 160 г. н.э.) в книге "Жизнь двенадцати цезарей" (книга 8 "Домициан") пишет про римского императора Домициана (51 – 96):
"Ложные доносы в пользу казны он пресёк, сурово наказав клеветников, – передавали даже его слова: "Правитель, который не наказывает доносчиков, тем самым их поощряет""
Исследователь русского фольклора Максимов Сергей Васильевич (1831 – 1901) в своей книге Крылатые слова: По толкованию С. Максимова (1899 г.) / [Послесл. и примеч. Н. С. Ашукина] описывает расследование того времени:
"Доносчик и обвиняемый приводились в судную избу вместе, но допрашивались порознь: "истцу первое слово, а ответчику последнее". Так это и в пословицу попало. Первым ставили перед судейским столом обвинителя, который и повторял донос. Приводили обвиняемого. Он божился и клялся всеми святыми и родителями, отпираясь от поклепов и оправдываясь. Местами и временами он изругивался, искоса и в полуоборот волчьим взглядьем посматривая на злодея-доносчика. Приводили снова этого и ставили очи на-очи. Давалась "очная ставка". "Очи на очи глядят, очи речи говорят": доносчик стоит на своем, обвиняемый, конечно, отпирается. "И не видал, и не слыхал, и об эту пору на свете не бывал"
Тогда, по Уложению царя Алексея Михайловича и по древним судейским обычаям, уводили доносчика в особую пристройку "за стеной" судной избы или в "застенок". Там раздевали его донага, "оставляли босого и без пояса, в одних гарусных чулочках и без чеботов" -- как поется в одной старинной песне. Затем клали его руки в хомут, или связывали назад веревками, обшитыми войлоком, чтобы не перетирали кожи; на ноги привязывали ремень или веревочные путы. На блоке и в хомуте двое вздымали к потолку, двое других придерживали за ноги внизу, оставляя всего человека на весу вытянутым на "дыбе" и не допуская его концами ножных пальцев упираться в пол. Палач становился на бревешки, и вывертывал го лопаток руки (что называлось "встряскою"), и затем, как опытный костоправ, вправлял их, вдвинув изо всей силы на старое место.
Давали висеть полчаса и больше. Если "на подъеме" он не говорил того, что хотели слышать, тогда начинали "пытать" - допытывалися правды. Палач, или заплечный мастер, мерно биль по нагнутой спине "длинником", хлыстом или прутом ("батогом"), а то и просто палкой или даже кнутом, - словом, что первое подвернется палачу под руку, или на что укажут ему. С вывернутыми из суставов руками, со жгучею болью в груди, - на виске "под длинниками" или "под линьками" говорил пыточный с пытки "подлинные речи". Поседелый в приказах дьяк придвигал к дыбе в застенке свой столик: перо у него за ухом и пальцы в крюк. Мучительно-медленным почерком, чтобы какой-нибудь на бумаге крюк не выпустить из рук, "нижет приказный строку в строку, хоть в ряде слов нет проку". В это время доносчик висит на виске и говорит первые пыточные речи, или измененные и дополненные показания, ту "подлинную", понятия о которой несправедливо и неправильно перенесли потом на все то, что называется настоящим и имеет вид безобманного и истинного. Часто случалось, что доносчик, под длинниками, т.е. батогами или хлыстами, гибкими и хлесткими прутьями на дыбе, от своих показаний отказывался и сознавался, что поклепал напрасно или спьяну, или из мести и по злобе. Тогда его опять пытали три раза. И сталось так, как говорят пословицы: "на деле прав, а на дыбе виноват; пытают татя на три перемены".
Если доносчик с этих трех пыток подтверждал свое пыточное сознание, обвиняемого отпускали. Он успокаивался на той мысли, что "нескорбно поношение изветчика". В противном случае подвешивали на дыбу и этого: "оправь Бог правого, выдай виноватого".
"Били доброго молодца на правеже в два прутика железные. Он стоит удаленький, - не тряхнется, и русы-кудри не шелохнутся, только горючи слезы из глаз катятся", - выпевают по настоящее время слепые старцы по торгам и ярмаркам. Правится он на правеже ("на жемчужном перекрестычке", как добавляется в московской песне с указанием на то урочище, где было место старых казней), правится он, как береста на огне коробится, и с ущемленными в хомуте руками, - "хомутит" на кого-нибудь, т.е. или клевещет и взводит напраслину на неповинного, или сваливает свою и чужую вину на постороннего. В таком, по крайней мере, смысле и значении убереглось это слово до наших дней вместе с пословицей, обязательно предлагающей "первый кнут доносчику"."
Следующая пословица
Удаление из Википедии статьи «Доносчику первый кнут» — примечательное событие весны 2008 года в русской Википедии.
Написанию этой статьи предшествовала забавная история. Википедист AndyVolykhov начал злоупотреблять предупреждениями другим участникам и жалобами на них администраторам. В ответ на такое поведение участник Александр Сергеевич шуткой предложил устроить Andyvolykhov’у темную. За эту шутку он поплатился блокировкой, но в энциклопедии появились статьи «Доносчику первый кнут» и «Темная». Теперь же доносчика не стало.
Как не трудно догадаться, первым проголосовал за удаление статьи AndyVolykhov, но на его мнение не нужно обращать внимание — он голосует исключительно по коньюнктурным соображениям. Забавно, однако, что статья была удалена при подавляющем большинстве голосов за оставление.
Удаливший статью администратор NBS недавно был пойман нами на неразумности при удалении статьи «Академия исследования будущего» (он в наглую проигнорировал мнение доктора наук, подтвердившего существование этой академии, наличия трудов и конференций). Каковы же аргументы удалиста? Вот они: «Собственно о поговорке — только небольшой абзац; единственный АИ — словарь Даля. Всё остальное ориссные рассуждения о „психологической особенности многих жителей Российского государства“ (что характерно, сама поговорка в тексте статьи встречается только в первом абзаце). Удалено. NBS 21:19, 4 апреля 2008 (UTC)»
Верно ли такое мнение? Ознакомившись со статьей, нетрудно видеть, что она содержит правильную информацию об отношении русских к стукачеству, хотя и в несколько отвлеченной форме. Эту информацию можно было бы и сократить, приведя статью к формату большинства статей из категории «Латинские выражения». Таким образом, веских оснований удалять статью не было, а истинная причина действий администратора — «русофобия», оговоримся — в вышеобозначенном нами смысле.
Поиск по Googl’у немедленно возвращает массу информации:
Доносчику первый кнут: В России показания обвиняемых также проверялись на «подлинность». Во многих спорах свидетеля вешали рядом с отрицающим всё подозреваемым и лупили обоих по очереди до тех пор, пока один из них не сознается в лжи. Отсюда и пошло выражение «доносчику первый кнут». Такой способ следствия давал некоторую гарантию против клеветы и лжесвидетельства. Думаю, что многие жертвы европейского «правосудия» тех веков предпочли бы русский суд.
ДОНОСЫ: ФАКТЫ, СТРАНЫ, ВЕКА А как шли дела в наших краях, где долгое время словом «донос» называлась обычная служебная бумага и никакого эмоционального оттенка в это не вкладывалось? В общем, в зависимости от уровня паранойи конкретного самодержца. Но был на Руси и свой апофеоз доноса — знаменитый возглас «Слово и дело!». Выкрикнувший эти слова тем самым объявлял, что собирается донести о государственном преступлении, и с этой секунды каждый, кто мешал немедленной доставке его властям, сам становился государственным преступником. Даже выкрикнувший «Слово и дело!» по дороге на эшафот брат Степана Разина Фрол отсрочил свою казнь на несколько лет, мороча дьякам голову спрятанными сокровищами. Не раз попавшие в смертельную опасность приостанавливали угрозу себе выкриком «Слово и дело!» — каждый пытающийся им повредить оказывался под смертельной угрозой, ибо поди разбери, кто донесет? «Слово и дело!» работало, как ребячье «Замри!», приостанавливающее все прежние игры. Но потом начиналась другая игра, с еще более жестокими правилами. В том числе и ставшим пословицей «Доносчику — первый кнут!» (пытке подвергали и доносчика, и его жертву, причем доносчика — первым). В общем, когда Петр III лишил силы это волшебное слово, все вздохнули с облегчением.
Что ж очередное удаление «орисса» о русской поговорке при очевидном наличии информации, позволяющей улучшать статью. Ну а вообще, как обстоят дела в русской Википедии с описанием русских пословиц? С латинскими пословицами все хорошо, даже есть наиподробнейшая статья «Хлеба и зрелищ». Ну а как с русскими? Единственной статьей, обнаруженной нами в категории «русские пословицы» была «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».
Следующая пословица
Применяется как неодобрение доноса, предупреждение доносчика о том, что и ему может навредить его же донос.
- ⚜ Ябеда и беда — соседи
- ⚜ Бойся клеветника как злого еретика
- ⚜ Ябедника на том свете за язык вешают
- ⚜ Клеветники на том свете раскалённые сковороды лижут
П ословица относится к старым временам, когда на Руси доносчика — человека, который часто клеветал на кого-то, — пытали, били батогами, допытываясь, правду ли он сказал.
И ныне ябед никто особо не жалует.
А потому многие из доносчиков стараются не выявлять себя, пишут анонимные письма, не указывая своего имени и адреса.
Ложные доносы в пользу казны он пресёк, сурово наказав клеветников, — передавали даже его слова: «Правитель, который не наказывает доносчиков, тем самым их поощряет».
Светоний Гай Транквилл. «Жизнь двенадцати цезарей»
Доносчику первый кнут
Применяется как неодобрение доноса, предупреждение доносчика о том, что и ему может навредить его же донос.
Следующая пословица
34%
голосовать
Не первый кнут
66%
голосовать
186
360
Доносчику первый кнут?
Поговорка Доносчику первый кнут, в более старой версии вместо слова «доносчик» в выражении было слово «доказчик» и поговорка имело форму «Доказчику первый кнут». Трактовать поговорку можно почти дословно – тот кто донёс, настучал, предал, наябедничал – того наказывают первым. Поговорка старинная, подтверждает, что ещё в давние времена в нашем обществе, мягко говоря, недолюбливали доносчиков. Правда число доносчиков во все времена от этого не снижалось, такие люди были и скорее всего будут всегда. Следует отличать донос (когда доносят на своих) от сдачи. Если к примеру какой-то больной шизофреник едет на автомобиле по пешеходной дороге – его просто необходимо изолировать от гражданского общества, такой шизофреник может быть СВОИМ только среди таких же шизофреников. Другое дело если люди что-то делают сообща, какое-нибудь общее дело, и кто-то из сообщников слил информацию тем людям, которые могут при помощи этой слитой информации причинить вред.Доносчиков, предателей не уважают ни в одном здоровом обществе. Причем никакого уважения к доносчикам нет и от тех людей, которые доносы принимают. Ведь Предавший однажды – предаст не единожды.
С другой стороны – история показывает что доносчики порой очень даже неплохо устраиваются в жизни. Никто их не наказывает, ведь они в свое время сотворили пусть неэтичное, но кому-то нужное дело. Другое дело что к доносчикам нет никакого доверия, но доверие и наказание – разные вещи
Читайте также: