Чтобы научиться трудолюбию нужно пословица
Обновлено: 07.11.2024
Когда сумеешь взяться за дело - и снег загорится, когда не сумеешь - и масло не вспыхнет.
Следующая пословица
личности. «Труд - всему отец», - из поколения в поколение говорят лакцы, подчеркивая тем самым огромные возможности труда, определяемые богатством его содержания, значением для общины и народа, а также многообразием конкретных приемов и средств обучения детей и молодежи труду.
Рассматривая труд как моральный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труддоставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы,трудявляется источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы.
Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются
идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность,чувство долга и ответственности за результат дела: «Хозяин земли тот, кто ее пашет» (даг., «Вдоль пахал - след, добавь поперек - будет пашня» (табасар., «Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь» (аварск., «Труд и терпенье - превращаются в золото» (лакск., «Отложенное дело - засыпает снег», «Кто умеет, тот и на море разведет огонь» (кумыкск.) и др.
Праздность осуждалась народом как явление в высшей степени чуждое его
образу жизни: «Погибшая на ногах собака - лучше, чем сдохший лежа лев»
(аварск., «Жизнь, потраченная на сон, - пропавшая жизнь» (лакск., «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда» (ногайск.).
Наоборот, трудолюбие, готовность выполнять любую работу в народе считались
одним из ценных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. При этом
выдвигалось требование: формировать у детей понимание того, что, как сказано
в лакской сказке «Зурнач, барабанщик и канатоходец», «всякая профессия,
оказывается, хороша, если только зарабатывать деньги трудом, а не хитростью и
Представители старшего поколения проявляли заботу о пробуждении у
будущей смены молодых тружеников чувства ненависти к угнетателям. В известной степени эта забота народа проявлялась в систематической пропаганде свободолюбивых идей во всех жанрах устного поэтического творчества и в первую очередь - в поговорках и пословицах. У всех народов Дагестана есть афоризмы, высмеивающие мулл, проклинающие хозяев, вызывающие ненависть и презрение к бекам,ханам: «Сытый мулла хуже голодного волка, при виде халвы забывает Бога», «Мулла лука не ест, а если найдет, тогда и шелухи не оставит», «Хан не имеет стыда, камень - глаз», «Реку не мерь, беку не верь», «Уши хозяина глухи», «У голодного силы нет, у богатого - жалости».
Считая труд основным фактором физического, умственного развития и
нравственного совершенствования подрастающего поколения, народ не
ограничился только его оценкой, образным и многоплановым раскрытием его
общественной роли. Народом была создана оригинальная система трудового
воспитания, которая включала в себя реализацию определенных задач, общих
для всех народов, но каждым народом решающихся специфически, в соответствии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач у горцев является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и результатам их труда.
Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в
процессе их совместной деятельности со взрослыми.Детям внушали: уважать
трудовой народ - это прежде всего беречь то, что сделано их руками («Сделанное десятью ударами, портят одним», необходимо оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где нашелработающих, - кушай, где нашел кушающих»); чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, брать пример с простых тружеников («Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»,
В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать
осознание необходимости личного груда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая,
полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «Дерево плодами ценится, человек
трудами ценится», «Пусть аллах меня осилит, лишь бы я землю осилил», «У кого
умелые руки, тог и мед ест».
Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к
труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обогащаться темными путями («Пьяный вином - протрезвится,пьяный казной - никогда», «Работающему в поле пахарю - толокно, сидящему на меже хозяину - сыринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и умственный труд: «Держись за перо - оно сын хлеба», «Знанье и труд - близнецы», «Рабство - вниз, наука - вверх», «В надежде на хлеб - ума не бросай».
В народе проявлялась постоянная забота о привитии подрастающему поколению тр бов рабом родился, раб тот, кто завершает путь и ничему не научился».
Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ успешно решал эту задачу трудового воспитания созданием общественного мнения, являвшегося своеобразным и доминирующим фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудового в особенности. Отсутствие трудовых умений и навыков осуждается и высмеивается в пословицах последовательно и настойчиво: «Не умеющему доить - и двор кривой», «Корову доил - молоко не сберег, рукав латал - шубу, сжег», «Не управился с быком - так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.
Народ придавал большое значение приучению молодежи к трудовой взаимопомощи и солидарности, к объединению трудовых интересов и усилий в выполнении трудовых задач: «Кто не с людьми - тот словно и не родился», «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет», «Рост аула - это люди, сила аула - единство», «Один поможет - ты вдвое сильней, двое помогут - в сто раз сильней», «Гора не нуждается в горе, а человеку без человека - не быть», «Кто не вместе с аулом, тот покойник без могилы».
Много внимания уделяли народы Дагестана тому, чтобы внушить подрастающему поколению мысль о созидательной силе труда, возвеличивающего человека. Вся жизнь дагестанских трудящихся в суровых горных условиях представляла собой трудовой подвиг, ибо они вынуждены были с колыбели отвоевывать свое существование у грозной природы. Горскому населению требовалось невероятное упорство и мужество, чтобы вырастить что- то в горах, так как землю таскали из долин на спинах поколение за поколением. Создавали, строили крохотные поля-террасы.
Вместе со взрослыми в труде принимали участие подростки и юноши. Они старались быть похожими на своих отцов и старших братьев, подражая им в трудолюбии и мужестве. Будущие труженики видели реальные результаты своего труда, глубоко осознавали его созидательную силу, когда вместе со старшими по высоким, крутым и отвесным скалам перекидывали деревянные желоба, по которым текла отведенная с верховьев рек вода, когда вырубали в скалах канавы, тянули через пропасти акведуки,за десятки верст вели воду от источников: «Бедняк ради мерки зерна и гору одолеет».
В пословицах дагестанцев о труде находит подтверждение мысль Энгельса о значении преобразующего людей труда, влиянии их деятельности, например борьбы с силами природы, на формирование человеческой личности. По словам Энгельса, именно изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, способствовало тому, что человек совершенствовался и развивался сам.
В своем поэтическом творчестве народ учил подрастающее поколение, что
именно простые люди, трудящиеся массы являются той силой, которая
преобразует окружающую природу.Дагестанцы внушают детям испокон веков: «Народ - солнце земли», «Народ - все может», «Как решит народ, так и будет». В этих словах - сознание народом своей силы, своей решающей роли в судьбах мира.
Публикации по теме:Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.
Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.
Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.
Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.
Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.
Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.
Следующая пословица
Мудрость пословиц и поговорок о труде научит ваших детей уважать и ценить труд других людей. Пословицы и поговорки о труде помогут в формировании и воспитании трудолюбия у ребенка. Обязательно прочитайте пословицы и поговорки о труде своим детям и проанализируйте каждую из них.
Без труда и отдых не сладок.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без труда нет совершенства.
Без труда ничего не дается.
Бог труды любит.
Была бы охота — заладится всякая работа.
Весело живется — работа спорится.
Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
Всяк мастер на свой лад.
Всякая работа мастера хвалит.
Всяко ремесло честно, кроме воровства.
Всякое уменье трудом дается.
Где хотенье, там и уменье.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дела словами не заменишь.
Делать как-нибудь, так и никак не будет.
Дело мастера боится.
Дело учит, мучит и кормит.
Делу — время, потехе — час.
Его ремесло по воде пошло, по воде пошло — водой сплыло.
Железо в работе не ржавеет.
За все берется, да не все удается.
За все браться — ничего не сделать.
И то ремесло, кто умеет делать весло.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Каждому — по делам его.
Как сказано, так и сделано.
Каков мастер, такова и работа.
Кому до чего, а кузнецу до наковальни.
Кому работа в тягость, тот не знает радости.
Кончил дело — гуляй смело.
Копнешь, так и найдешь.
Кто бежит, тот и догоняет.
Кто не работает, тот не ест.
Кто рано встает, тому Бог дает.
Лежебоке и солнце не в пору встает.
Ленивый — к обеду, ретивый — к работе.
Лес сечь — не жалеть плеч.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Люди работают, а лодырь потеет.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мешай дело с бездельем — с ума не сойдешь.
Муравей не велик, а горы копает.
На острую косу много сенокосу.
Не боги горшки обжигают.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Не игла шьет, а руки.
Не испортив дела, мастером не будешь.
Не котел варит, а стряпуха.
Не натопишь — не погреешься.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.
Не работа дорога — умение.
Не разгрызть ореха — не съесть ядра.
Не спеши языком, спеши делом.
Не столько роса с неба, сколько пот с лица.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.
Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.
Нетрудно сделать, да трудно придумать.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Никому не мило, когда дело хило.
Ноги носят, а руки кормят.
От скуки на все руки.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Откладывай безделье, а не откладывай дела.
Пашню пашут, так руками не машут.
По работе и плата.
По работе и работника знать.
По службе — ни друга, ни недруга.
Работа да руки — надежные в людях поруки.
Работа — с зубами, а лень — с языком.
Работай боле — тебя и помнить будут доле.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Работай-ка,не зевай-ка: лето — гость, зима — хозяйка.
Ремесло — золотой кормилец.
Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
Рукам работа, душе — праздник.
Рукй не протянешь, так и с полки не достанешь.
С Богом начинай, руками кончай.
С плохими косцами плох и укос.
С ремеслом не пропадешь.
Сегодняшней работы на завтра не откладывай!
Сказано — не доказано, надо сделать.
Слесарь, плотник — на все руки работник.
Совет хорошо, а дело лучше.
Страшно дело до зачину.
Терпенье и труд все перетрут.
Топор острее, так и дело спорее.
Труд кормит, а лень портит.
Труд создал человека.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Уменье везде найдет примененье.
Хорошая работа не один век живет.
Хорошего быка под ярмом узнают.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Человек трудится — земля не ленится; человек ленится — земля не трудится.
Человек худеет от заботы, а не от работы.
Чем труднее дело, тем выше честь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Что потопаешь, то и полопаешь.
Что потрудимся, то и поедим.
Что сказано, то и сделано.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Публикации по теме:Конспект беседы о труде почтальона (младшая группа) (9 ноября — Всемирный день почты) Цель: познакомить детей с работой почтальона. Воспитывать чувство уважения к людям труда. Предварительная.
Конспект беседы о труде воспитателя (младшая группа) Цель: познакомить детей с трудом воспитателя. Учить называть воспитателей по имени и отчеству, обращаться ним на «вы». Воспитывать уважение.
Консультация для воспитателей «Загадки, пословицы, поговорки-школа развития речи для детей» Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми. Ошибочно считать, что ребенка можно развлекать.
Пословицы и поговорки о Весне Снег теперь уже не тот - * Весенний день год кормит. Потемнел он в поле, * Весенний день - что ласковое слово. На озерах треснул лед,.
Пословицы, поговорки, приметы осени для детей Пословицы, поговорки, приметы осени для детей. Осень – время еды. Осень богатая, зима сытая. Осенью любая птица богатая. Сентябрь - проводы.
Конспект занятия по познавательному развитию в формировании речи детей «О труде хлеборобов» Программные задачи: уточнить представление детей о труде хлеборобов. Воспитывать интерес и уважение к труженикам, желание доставить им радость.
Сценарий итогового педсовета «Церемония вручения грамот за достижения в педагогическом труде» Сценарий итогового педагогического совета: «Церемония вручения грамот за достижения в педагогическом труде». Все участники педсовета становятся.
Следующая пословица
Достойное место занимают в народном творчестве пословицы о трудолюбии. Жизнь человека на протяжении многих веков, как и сегодня, связана с трудом.
Красноречивые краткие изречения воспитывают у школьников трудолюбие. Работа учеников – это изучение основ науки, профессии. Когда им сложно смериться с дисциплиной, трудными уроками, на помощь приходят народные пословицы и поговорки.
В них очень точно говорится о пользе труда и терпения. В народе давно замечено, что человек живет так, как он трудится. У трудолюбивого – дом полной чашей. У ленивого – холод и голод. Трудолюбие – прекрасная черта характера, которую надо воспитывать в себе, чтобы быть счастливым.
Читайте также: