Что означает пословица у лести нет чести
Обновлено: 06.11.2024
Данная пословица говорит, что важен не процесс труда, а его результат. Не важно, сколько времени потребовалось на что-либо, главное что из этого получилось. А лучше вообще ничего не говорить - результат скажет сам за себя.
З В Ё Н К А [556K] 1 год назадЗначение.
Пословица о рассказе про сделанное и не сделанное носит ярко выраженный назидательный характер. Она нисколько не иронична, не шутлива, а абсолютно серьёзна. Смысл этой сентенции заключается в том, что можно очень долго рассказывать о том, что было задумано, что планировалось и что начато. Но лучше не увлекаться такими повествованиями то тех счастливых пор, пока дело не будет благополучно и успешно завершено. Иначе рассказанное будет очень похожим на нелепое хвастовство, на попытку приобретения ложного авторитета или на выпрашивание незаслуженного комплимента.
Происхождение.
Мне кажется, что эта пословица родилась под влиянием частых фактов хвастливости. Человек бывает слишком расторопен языком, но нетороплив в делах. Достаточно при этом бывает взять в руки топор, а уже тянет поведать, как весь лес героически вырублен.
Например.
«Талантлив ты, Фёдор, языком. Но не говори ты, что делал. Скажи лучше, что уже сделал».
Peresvetik [796K] 1 год назадТакая поговорка не зря родилась, потому что есть такой тип людей, которые любят похвастаться и такой готов целый роман пересказать, как и в каком порядке он занимался каким то делом,со всеми мельчайшими подробностями.
И конечно это никому не интересно, потому что нужно говорить по существу, что дело сделано, а не как он его делал.
Либо сделал,либо нет, тогда просто нужно пояснить-почему.
В любом деле важен результат и вот об этом говорит нам мудрость данной поговорки.
Никогда не нужно пустословить, а говорить нужно по существу данного вопроса и без лишних подробностей,которые в принципе не будут интересны никому.
СТЭЛС [211K] 1 год назадДеньги нам платят не за труд, а за результаты нашего труда! Так и здесь, можно быть на работе, присутствовать, создавать вид бурной деятельности, а к вечеру сделанного и не видать. Потому ни кому и не интересен процесс, интересен результат!
Sveta S [56.1K] 1 год назадНе говори, что делал, а говори, что сделал.
Эта пословица говорит о том, что в любом деле важен результат работы. Потому что делать можно много, да не в толк. А вот показать, что работа завершена, дело сделано - это заслуживает уважения. Потому так и говорят в народе.
Лия Манилова [6.7K] 1 год назадЕсть такой термин - "финалить" - то есть заканчивать, сделать. Обычно когда ты сделал что-то. то получил результат, дошел до логического завершения и к этому уже можешь не возвращаться.
А делать - это процессное понятие, связанное с пребыванием, то есть на вопрос что ты сделал? Часто отвечают я делал то-то и то-то и не закончил, потому что. и часто эти дела откладываются на потом, к ним возвращаешься после и они имеют тенденцию накапливаться.
Это как - "скажи, какого результата ты достиг?"
lorik01072 [2.5K] 1 год назадЭто означает, что надо говорить о результатах своих действий, а не о том, что когда-то пытался сделать и не сделал.
Следующая пословица
Изначально данная пословица родилась от народной приметы о погоде. Люди давно заметили связь между вечерней зарей, закатом солнца и погодой следующего дня, особенно его первой половины.
Если закат ясный, небо на заре чистое, без облачков, то и следующий день обещает быть ясным. Если на заре солнце садится в облака, то жди дождя и непогоды.
Но также эту пословицу можно понимать и иносказательно.
Если человек что-то делает сегодня полезного, то завтра он будет пожинать плоды этого дела. Именно сегодня и сейчас человек закладывает основу для своего будущего счастья. И если его вечерняя заря получилась плодотворной, ясной, то и дальнейшая погода, жизнь человека будет безоблачной.
Orara [2.8K] 1 год назадНу, если воспринимать буквально, то, возможно, имеется ввиду, что по заре можно определить погоду грядущего дня. Есть ведь поговорка "Солнце красно вечером, морякам бояться нечего". Если же фигурально, то наш действия и поступки сегодня создают наше завтра. Как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Стрымбрым [300K] 1 год назадДействительно, существует такая народная примета. Только, на мой взгляд, философский смысл этой пословицы, не так однозначен и понимать её нужно гораздо шире. То есть, те дела и поступки, которые совершает человек в настоящем времени, обязательно скажутся на дальнейшей жизни. Человек, своими повседневными делами сегодня, закладывает фундамент будущего успеха или, наоборот неуспеха и, таким образом, сам влияет на свою судьбу.
Конечно наши предки данную пословицу применяли к погоде. Но постепенно многие поговорки стали использовать и применительно к повседневной жизни. так и получается, что если у нас все хорошо было раньше, то и большая вероятность , что и потом все будет хорошо. Об этом говорит и поговорка
anna95 [16.2K] 1 год назад
Смысл пословицы "Какова вечерняя заря, таков и другой день" в том, что с каким настроение и с какими мыслями ляжешь спать, с таким настроением и проснешься на следующий день, поэтому очень важно думать только о хорошем, а вечером выкинуть все негативные и плохие мысли из головы, ведь это не только мешает заснуть, но еще и отражается на следующем дне.
Красное облако [211K] 1 год назадЭто относится к погодным народным приметам.
К примеру заря (закат в данном случае) без облаков ясная, то на следующий день будут такая же погода, это как правило.
Это прямое понимание данной пословицы, есть и косвенное, что-то вроде, как поработаешь такой и результат получишь, как-то так.
Смысл пословиц заключается в том, что только благодаря упорному труду можно заработать на жизнь. Ну, логично, что "хлеб в закромах" можно обозначить как "деньги в кошельке", если грубо. Аналогичной пословицей можно назвать "без труда не вытащишь и рыбку из пруда"
1 год назадДостичь совершенства можно лишь в чём-то одном, направив на развитие квалификации, расширения и углубления знаний, накопление опыта. в выбранной сфере деятельности, а не распыляясь в разные стороны, тратя свои силы на многое и разное.
Объясняю более просто на примерах:
- Один потратил сто часов на работу и совершенствование в ней, а второй потратил сто часов на сто разных видов деятельности, по часу на каждую. И вопрос, чему и как научился этот второй по сравнению с первым?
- Один - авто-мото-теле-фото-вело-радио-монтёр? Типа "пилю, строгаю, кошу, поливаю, гвозди забиваю, комьютеры починяю. Второй занимается исключительно ремонтом и обслуживанием компьютеров. Компьютер свой кому из них доверите в случае проблем с ним?
Мне представляется это разумным, потому что соответствует понятию гармонии.
Ущербной считается потребительская позиция, когда индивид способен легко просить, брать, требовать, но не готов ни с кем делиться, не желает помогать безвозмездно, презирает просящих.
Другая крайность - когда человек рад проявлять щедрость по отношению к другим, забывая о своих интересах, стесняясь просить поддержки, отказываясь от неё, чтобы не быть, так сказать, в долгу.
Для незакомплексованного , гармонично развитого человека естественны оба процесса - получать и давать, дарить и принимать в дар. Вселенная откликается на искренние просьбы человека, и он, получая какие-то блага, имеет возможность поделиться с нуждающимися.
В итоге деньги у него всегда будут водиться.
1 год назадПословица учит и направляет человека на свершение добрых дел.
За доброе дело, а к нему можно присовокупить и честный, благородный поступок, и дельный совет, и помощь, и содействие ближнему – словом все, что делается от доброго сердца, а не от лукавого, - за все это никогда не придется краснеть или сожалеть.
О добрых поступках можно смело, не стыдясь говорить. И не только о своих, но и о тех, о которых мы от кого-то наслышаны, и которыми по праву можем восхищаться.
Вот такие мысли навевает эта пословица…
2 месяца назадЛесть — это угодливое преувеличение заслуг того, к кому она обращена. Как правило, причиной лести является желание получить благосклонность, а вслед за этим какие-то блага.
В лести нет правды, она истолкована корыстными желаниями — всё это явно никак не похоже на поведение честное и благородное. Поэтому пословицу "У лести нет чести" можно истолковать так: льстец лишён чести.
Так как льстивые слова — слова лживые, по большей части. Пословицу "У лести нет чести" модно истолковать ещё и так: невысока честь получать льстивые похвалы.
Следующая пословица
Лесть — это угодливое преувеличение заслуг того, к кому она обращена. Как правило, причиной лести является желание получить благосклонность, а вслед за этим какие-то блага.
В лести нет правды, она истолкована корыстными желаниями — всё это явно никак не похоже на поведение честное и благородное. Поэтому пословицу "У лести нет чести" можно истолковать так: льстец лишён чести.
Так как льстивые слова — слова лживые, по большей части. Пословицу "У лести нет чести" модно истолковать ещё и так: невысока честь получать льстивые похвалы.
Следующая пословица
Официальный комментарий: В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Из толкового словаря : Определение понятий: 1."Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). || Целомудрие, непорочность (женщины; устар.) (словарь Д.Н. Ушакова) 2."Бесчестие - всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание. Бесчестный, в ком или в чем нет чести, честности, правды.»(словарь В.И.Даля)
«Честь — это достоинство нравственно живущего человека». (Д.С. Лихачёв) «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье». (Блез Паскаль) «Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего». (Наполеон) «Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А.П. Чехов) «Торгуя честью, не разбогатеешь» Ф.М.Достоевский «Называться человеком легко, быть человеком труднее» (пословица)
Примерные темы 1.Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»? 2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»? 3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»? 4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь» 5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало. 6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица). 7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? 8.Почему честь ценилась во все времена? 9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? 10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
Универсальное вступление: Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.
Произведение Персоналия Ситуация Цитата А.А. Ахматова Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – поэтесса, переводчица, литературовед. После революции Анна Ахматова оказалась перед выбором: остаться в разрушенной и голодной России или эмигрировать в благополучную Европу. Многие из знакомых Анны Андреевны покинули Россию, спасаясь от предстоящих репрессий. У Анны Андреевны тоже была такая возможность, но поэтесса отказалась от нее, хотя предполагала, что жизнь в России будет крайне тяжелой. Вплоть до массовых репрессий знакомые неоднократно предлагали Ахматовой эмигрировать, но она каждый раз отказывалась. В 1922 году граница оказалась закрытой и начались аресты неугодных властям людей. В этот момент А.А. Ахматова напишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» «Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам». (А.А. Ахматова)
Произведение Персоналия Ситуация Цитата А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев, Швабрин, Емельян Пугачев А.С. Пушкин часто обращался к теме чести и бесчестия в своем творчестве. В произведении «Капитанская дочка» эта тема станет центральной. На это указывает и эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Да и отец главного героя дает наставления сыну не добиваться каких-то чинов, а служить честно, не угождать начальству, а беречь честь дворянина. Петр Андреевич Гринев присягает государыне и Отечеству, он готов отдать свою жизнь за императрицу. Герой оказывается в центре страшных событий – бунта Пугачева. Петр Андреевич отказывается присягать лжегосударю во имя спасения собственной жизни «Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду"». (А.С. Пушкин)
Произведение Персоналия Ситуация Цитата А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин, Емельян Пугачев В произведении есть и другой герой – Алексей Иванович Швабрин, который забыл про свою дворянскую честь и перешел на сторону Емельяна Пугачева. Но уважения у Пугачева этим не заслужить. Пушкин показывает, что даже Пугачев понимает, что человек, предавший единожды, может совершить предательство и во второй, и в третий раз. Не чуждо понятие чести и самому Емельяну Пугачеву. Он способен оценить чужое благородство и чужую честь, да и сам верен своему слову «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». (А.С. Пушкин) «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье». (Блез Паскаль)
А.С.Пушкин «Дубровский» Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого исходит из его положения и истории рода, для Троекурова – это богатство и власть. У сына же Дубровского, Владимира, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг, в первую очередь, перед отцом, что заставляет его мстить Кириле Петровичу. Позднее долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви, дочери Троекурова.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю», – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана. Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну князю Андрею. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Друбецких, Курагиных, Бергов, для которых не существует понятия чести. Не мыслит иного пути для своего сына, кроме пути чести, Николай Андреевич Болконский. Боль, которую принесет известие о смерти князя Андрея, он примет. Но весть о бесчестии… «Мне будет… стыдно!» Задумаемся: стыд страшнее смерти. Для семьи Болконских категория чести, нравственной чистоты основополагающая.
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир. Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев – защитника Отечества Кутузова и захватчика Наполеона. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, и убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, как человек чести и высокой нравственности.
В.Быков «Сотников» Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия
Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду- матушку», за семейные ценности, за честь. Кто, если не он, должен спасти от бесчестия свою жену. Алена Дмитриевна верна своему мужу, не утаивает своей беды, у него просит защиты от позора. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности.. Степан Парамонович спокоен и готов принять смерть, ведь на кону – честь его семьи, честь рода Калашниковых. Примечательно, что на площади все его братья, готовые вслед за Степаном защищать правду-матушку. Обратим внимание, что первый удар наносит Кирибеевич. Удаль или снова подлость. И вот бой окончен. Победитель держит ответ перед царем. Ответ ПО СОВЕСТИ тронул Грозного. Казнили Степана Парамоновича «смертью лютою, позорною» и похоронили промеж трех дорог, в безымянной могиле. Совсем не как доброго христианина. Но суд царский разошелся с судом народным. Погребенный как разбойник, купец Калашников стал поистине народным героем
ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Но, к сожалению, многие люди потеряли грань между честью и бесчестием. В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Обдумайте темы сочинений: Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало. Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица). Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? Почему честь ценилась во все времена? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)
2) Выберите одну из них для написания сочинения 3) Сформулируйте главную мысль, заключенную в этой теме, то есть сформулируйте тезис. 4) Подберите аргументы к одной из тем, по которой будете писать сочинение. 5) Оформите свой материал в таблицу Выбранная тема Основная мысль Планируемые аргументы
Читайте также: