Что нам негоже пословица
Обновлено: 07.11.2024
Следующая пословица
В детстве я как-то очень хотел порадовать своего отца и вышел встретить его с работы, я надел свои маленькие лыжи на свои маленькие валенки, и поехал ему на встречу. Мне так хотелось его порадовать, что я совершенно забыл закрыть квартиру и даже ключи оставил в замочной скважине. Когда я встретил отца и мы пришли домой, я получил хорошую взбучку и после этого решил, что больше никогда не буду встречать отца с работы, потому что он не может оценить мою любовь. Я был расстроен и раздосадован и только много лет спустя понял, что моему отцу было важно, чтобы я проявил себя, как взрослый и ответственный человек, а я не придумал ничего лучше, кроме как закрыться внутренне и обидеться на него. Порой мы также поступаем с Богом, когда не пытаемся понять Его Сердце, просто делаем то, что сами считаем правильным и потом обижаемся на Него, за то, что Он не принял нашего приношения.
В детстве мне казалось, что я очень люблю свою маму, и я постоянно ждал её, когда она придёт с работы. Мне было очень страшно одному в тёмной квартире, и я очень ждал её прихода. Однако когда мама приходила, и я говорил ей, как её люблю и как я её ждал, она говорила, что если бы я любил её, то прибрался бы в квартире, приготовил бы ужин и самостоятельно сделал свои уроки. Я же просто сидел в темноте и ждал когда она придёт и всё сделает сама. Мама постоянно говорила, что настоящая любовь проявляется в делах, а не в словах, но я не мог этого понять, я просто жалел себя и нуждался в её постоянном присутствии. Также бывает, мы относимся и к Богу, когда говорим, что любим Его, а на самом деле просто ждём, что Он утешит нас, поддержит, защитит в темноте, когда нам страшно. А порой и разочаровываемся в Нём, не получив ответа на свои вопросы, так и не попытавшись понять обстоятельства Самого Бога.
В супружеской любви, часто мы искренне любим своих мужей и жён, но не стараемся понять их потребностей. Мы проявляем свою любовь так, как считаем это правильным. Мы отдаём то, что есть под рукой то, что можно легко отдать или то, отчего сами бы почувствовали проявление любви. Если мы сами млеем от слов поощрения, то постоянно говорим комплименты супругу. Если для нас важнее всего телесные прикосновения, то супругу своему мы не даём прохода, норовя его или её постоянно потискать. Если для нас любовь – это время, проведённое вместе, тогда и своему супругу мы будем постоянно навязывать своё внимание. В супружестве мы руководствуемся золотым правилом нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Однако настоящая любовь – это не тогда, когда я отдаю то, что у меня есть под рукой или то, что сам хотел бы получить, а тогда когда я отдаю другому человеку то, в чём нуждается он. Во многих семьях, супруги даже просто не доходят, до того, чтобы просто сесть и обсудить ожидания друг от друга, не говоря уже о том, чтобы выяснить, кто и через что, больше всего чувствует любовь и наполненность, а потом делать всё чтобы супруг эту любовь и наполненность почувствовал.
Тоже самое, касается и отношений с детьми. Дети порой становятся ужасно непослушными и родители чаще всего применяют по отношению к воспитанию «трёхголового дракона»: шантаж, запугивание, подкуп. «Если сделаешь это, тогда получишь вот это!» «Если сейчас же не прекратишь, тогда лишишься этого!» Если не будешь хорошо себя вести, дядя охранник придёт и накажет тебя». Однако у непослушания есть четыре конкретные причины, которые родители часто просто не хотят понимать, так как для этого нужно время и усилия. Причины непослушания детей следующие: борьба за внимание, борьба за самоутверждение, желание отомстить за обиду и потеря уверенности в собственный успех. Родителю нужно по-настоящему любить своего ребёнка, чтобы попытаться понять его и устранить причину непослушания, вместо того чтобы постоянно бороться со следствиями.
Также и религиозная жизнь и любовь к Богу заключается, не в том, чтобы только просить чего-то от Него и обвинять Его во всех своих трудностях и проблемах, а в том, чтобы попытаться понять обстоятельства Бога и помочь Ему в Его провидении. Порой у нас получается по пословице: «На тебе боже, что нам негоже» , а потом мы расстраиваемся, что Бог не рад нашему приношению и не отвечает на наши молитвы. Дело не в том, чтобы быть рабом Божьим, трудясь из страха наказания и личной выгоды, и не в том, чтобы быть наёмным рабочим, работая за плату, чудеса и благополучие. А в том, чтобы стать Божьим сыном или дочерью и помогать своему Родителя искренне, с настоящей почтительностью, во всех Его трудах.
«Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим!»
Григорий Богослов
«Бог испытывает наивысшую радость, видя, как возникает Царство Небесное, где воплощается высшее добро. Это, по сути, и есть цель, во имя которой Он создал мир».
Следующая пословица
Интересную беседу как-то слушал в магазине: пара весьма приличного вида подбирала подарок ребенку. Нет, не своему. Чьему — понятия не имею, не знаю. Выбирали они по принципу: давай возьмем что подешевле, главное детское.
В результате выбор пал на мягкую игрушку. Какая-то странная фигура, с розовым — из Смешариков, вроде. И вот тут становится интересно, внимание. Игрушку им посоветовала продавщица, причем честно сказала:
— Я сама всегда в подарок мягкие игрушки беру, и выглядят прилично, и стоят не так дорого.
Вмешиваться в чужой разговор неприлично, потому я тут попытаюсь развеяться это заблуждение — мол, подари мягкую игрушку и деть будет счастлив. Возможно, кому-то покажется мое высказывание чересчур резким, но еще с момента взросления Артема я уверен — если человек притащил в подарок мягкую игрушку, значит, подарок он выбирал «на отвали», и плевать ему — получит ли от этого подарка ребенок удовольствие или нет.
Я повторял и еще раз повторю: не надо дарить чужим детям что-то ужасно дорогое, если для вас это не копеечная трата. Надо дарить то, что ребенка — порадует. Такие вещи можно в любых ценовых сегментах найти, если подумать, конечно.
Причем это не обязательно будут игрушки. Знаю малыша, который, образно выражаясь, душу продаст за альбомы, карандаши, фломастеры и прочее. Во-первых, рисовать любит, во-вторых, от всякой канцелярки тащится.
Ему, кстати многие упорно дарят мягкие игрушки, которые потом валяются по всей квартире невостребованными.
У нас история та же самая. Полина игрушками уже завалена — пора комиссионку открывать. При этом большая их часть Полину не интересует, вот вообще, не интересует.
Она любит только героев «Щенячьего патруля», и все. Вот им всегда рада, хотя этих щенят у нас уже тоже…угрожающее количество. Их покупаем мы сами, их ей дарит ее дядя.
А вот остальные…остальные упорно тащат мягкую игрушечку, которая будет валяться. И не важно им, что игрушечка эта куплена по принципу «абы что», потому что к ребенку вроде как, с пустыми руками являться не принято. И даже то, что мы все это понимаем — не беспокоит народ. Внешние приличия соблюдены — и хватит!
Знаете, что хочу сказать… Лучше с пустыми руками, чем так вот. И деньги у гостей целее будут, и получатели подарка не будут испытывать неловкости от того, что им всучают дежурную вещицу, да и захламлять квартиру не придется.
И вообще, нет ничего хуже подарка, выбранного по принципу на тебе (у)боже, что нам негоже.
Зы: Кстати, кто знает, как правильно звучит эта пословица? Встречал два варианта: на тебе, Боже, и на тебе, убоже — потому «у» поставил в скобки, а то мало ли…
Этимология ⇒ Возьми, убоже, что нам негоже!
Происхождение различных слов и выражений- Версия для печати
- Цитата
Удивительно, но даже Даль даёт эту поговорку в извращённом виде «На тебе, Боже, что нам негоже»!
А кто знает другие подобные примеры?
Реклама Лучшие Ответы: 1 Образование: высшее техническое Откуда: Мать городов русских Возраст: 48- Цитата
У Даля - л и гато и ст о к ато!
Добавлено спустя 11 минут 59 секунд:
Yelquin: Удивительно, но даже Даль даёт эту поговорку в извращённом виде «На тебе, Боже, что нам негоже»! Чеширский Бегемот: У Даля в "Пословицах русского народа" уже есть оба варианта:>Вот тебе, небоже (т. е. племянник), что мне негоже.
>Вот тебе, боже, что нам негоже (искажена из предыдущей).
И есть подозрение, что оба за уши притянуты, как и многое у Даля.
Добавлено спустя 6 минут 7 секунд:
Не беру участь я у війні,Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль. Автор темы
- Цитата
Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Вернее, её искажённые варианты.
- Цитата
Ну, с «возьми, убоже, что нам негоже» разобрались? Конечно же, «убоже» здесь — звательный падеж от «убогий», то есть очень бедный или нищий. И естественно, что нищему отдавали, «что нам негоже». И что ж? С этой самой присказкой и отдавали? Может быть. Меня там «не стояло». Зато я не раз наблюдал, как человек выговаривает своему приятелю, ага! вот ты всегда со мной так! «возьми, убоже, что мне негоже», друг называется.
А что с «власть придержащими»? Придерживающие при себе власть, получается. Ведь достаточно запомнить перевод, чтобы никогда больше здесь не путать. «Власти пр е держащие» — «высшие власти», в переводе со старославянского.
- Цитата
– Разумеется, – начал Арамис, – я отдаю должное красотам такой темы, но в то же время сознаюсь, что считаю ее непосильной. Я выбрал другой текст. Скажите, милый д'Артаньян, нравится ли он вам: "Non inutile est desiderium in oblatione", то есть: "Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву господу".
– Остановитесь! – вскричал иезуит. – Остановитесь, этот текст граничит с ересью! Почти такое же положение имеется в "Augustinus", книге ересиарха Янсения, которая рано или поздно будет сожжена рукой палача. Берегитесь, мой юный друг, вы близки к лжеучению! Вы погубите себя, мой юный друг!
– Во погубите себя, – повторил кюре, скорбно качая головой.
.
– Однако выслушайте же меня, – сказал Арамис вежливо, но уже с легким оттенком раздражения. – Я не говорю, что сожалею. Нет, я никогда не произнесу этих слов, ибо они не соответствуют духу истинной веры…
Иезуит возвел руки к небу, и кюре сделал то же.
– Но согласитесь, по крайней мере, что не подобает приносить в жертву господу то, чем вы окончательно пресытились. Скажите, д'Артаньян, разве я не прав?
Следующая пословица
Но дело в том, что наш богатый, образный и красивый русский язык, как и все живое, трансформируется со временем. И предки уже не поняли бы многих наших выражений. И не только новых, в которых речь идет о космосе, информационных технологиях или прогрессе, но и тех, которым много веков.
Вот так, век живи, век учись!
Кстати, эта фраза, которую даже Ленину иногда приписывают, на самом деле имеет продолжение и совсем другого автора. Луций Анней Сенека – вот ее "родитель". А изначально она звучит "век живи — век учись тому, как следует жить".
Кто из нас в школе не слышал: повторенье – мать ученья. Были б мы пограмотнее, продолжили бы цитатой из Овидия: "повторение – мать учения, утешенье дураков". То-то учитель бы удивился! А был бы хорошим учителем, то на ваше колкое замечание парировал бы: "ума палата, а ключ потерян".
Наверное, потому что нашему предку приходилось работать тяжело и упорно, и совсем не в офисе, а в поле, так много поговорок и пословиц влились в людскую жизнь и речь с потом, выстраданы веками.
"От работы кони дохнут, а люди — крепнут", - так подбадривали друг друга те, кто вынужден был заниматься тяжелым, монотонным, но жизненно необходимым трудом.
Делу время, а потехе час. Но это совсем не значит, что много времени надо работать, а отдыхать мало. Наоборот, слова "час" и "время" были раньше синонимами и перевести с русского на русский эту поговорку можно так: "и делу, и отдыху нужно уделять время". А принадлежат эти слова русскому царю Алексею Михайловичу (1629—1676) и являются по сути крылатым выражением.
О работе и следующее выражение: на чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай. Тоже принуждение быть не завистливым, а трудолюбивым.
Караваи да блины – вот пища русского человека. Ну, еще каша, конечно же. Но блины – куда ж без них. Даже у самой умелой хозяйки бывает так, что сковородка плохо прогреется и выходит первый блин – комом. Это уже почти такая традиция, никто и не обижается, если он не получился. Вот и поговорка такая есть.
Но на самом деле это выражение совсем о другом, оно очень древнее и уходит корнями в дохристианскую Русь.
"Первый блин — кОмам, блин второй — знакомым, третий — дальней родне, а четвертый — мне". Комы – это медведи, которых славяне чтили с древних времен. Любой хозяин в первую очередь должен был предложить угощение именно им.
Блины у славян были также едой поминальной. За тризной, на которой традиционно подавали это кушанье и вспоминали умершего, наверняка кто-нибудь, приехавший "из греков" говорил: "о мертвых либо хорошо, либо ничего кроме правды". Именно так в первоисточнике звучит изречение древнегреческого спартанского политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), приведенное историком Диогеном Лаэртским в его сочинении "Жизнь, учение и мнения прославленных философов".
Приходили на поминки и нищие, и им доставался кусочек. И не всегда лучший.
На те, небоже, что нам негоже. Так в первоначальном варианте звучит поговорка , котору мы знаем сейчас как "на тебе, Боже, что нам негоже". Здесь старое русское слово "небоже" – однокоренное с "убогий", то есть нищий, калека, сирый, несчастный человек.
А если хозяева были пощедрее, могли им и сказать: "берите, не свое – не жалко". И это совсем не значило, что собеседнику предлагали украсть чужое. На самом деле крестьяне считали, что все вокруг принадлежит Богу, и такая фраза – ни что иное как искреннее желание поделиться с пришлыми, Божьими людьми.
Они переходили от дома к дому, от калитки калитке, не только просили милостыню, но рассказывали сказки, пели песни, читали духовные стихи. И - уверена! - речь их была пересыпана меткими мудрыми выражениями, собранными по всей Руси.
Так и скитались они. Ведь рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Так сказали бы мы сейчас. А два века тому изрекли бы по другому: "…ищет где лучше послужить родине". Несколько слов, а выражение приобретает совсем другой смысл, прямо противоположный.
Были среди скитавшихся и те, кто еще мог работать, ища себе трудов на чужой стороне. Ни дома, ни имущества, ни семьи - гол, как сокол. А предки наши добавляли – "а остер, как топор", то есть оборотистый, умелый ловкий. Кстати, "сокол" (ударение на второй слог) здесь – не птица, а стенобитное орудие древности, таран.
А был бы такой работник постарше, то могли на предложение побатрачить сказать: "старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет", аргументируя отказ от предлагаемых услуг.
Сколько интересных пережитков прошлого осталось зафиксированными в языке! Есть в нем даже признаки далекого-далекого матриархата. Помните, Царевна-лягушка говорила Ивану :"ложись спать, утро вечера мудренее"?. Но составители сборников сказок почему-то упустили вторую часть фразы "…а жена мужа удалее". Вроде мелочь, а женщинам приятно.Но сердиться за это на не надо, ведь "на сердитых воду возят". Правда, сказали бы наши пра-пра-прадеды, "на добрых сами катаются".
Вот так, с небольшой хитрецой, и жили, и детям своим желали: "расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой".
Какие поговорки и пословицы видоизменились со временем:
Молодые бранятся - тешатся, а старики бранятся – бесятся.
За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
Один в поле не воин, а путник.
Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
Где тонко, там и рвется, где толсто, там и наслаивается.
Свято место пусто не бывает, а пусто место не бывает свято.
Чем черт не шутит, пока Бог спит.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Первый парень на деревне, а деревня в два двора.
Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.
Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
Новая метла по-новому метет, а как сломается - под лавкой валяется.
Читайте также: