Чтение пословиц и поговорок о хлебе цель

Обновлено: 22.11.2024

Цель : формирование нравственных ценностей по отношению к хлебу.
Задачи:

1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок о хлебе.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.

- Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба;

- заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

- Букет хлебных колосьев;

- презентация « Как выращивали хлеб в старину»;

- песня Ольги Воронец «Хлеб всему голова»;

- хлеб соль на полотенце;

- плетенка, круглый сеянный хлеб.

1. Мотивация «Букет хлебных колосьев»

2. Чтение стихотворения «Хлеб»

3. Презентация «Как выращивали хлеб в старину»

4. Психогимнастика «Росточек»

6. Физкультминутка «Замесим тесто»

7. Игра: «Каким бывает хлеб?»

8. Активизация словаря: щедрая земля, борона, жатва, молотьба.

Дети сидят за столиками и входит воспитатель с вазой колосьев ржи и пшеницы

Мотивация: Ребята, а что у меня в руках.

Ответы детей: Ваза…., цветы, трава, колосья

Воспитатель: Правильно это букет хлебных колосьев, а где их взяли?

Ответы детей: На поле

Воспитатель: А вы бы хотели узнать историю этих хлебных колосьев?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем со своими родными и близкими. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!


Воспитатель: Ребята, а что значит щедрая земля?

Ответы детей: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые.

Воспитатель: Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Выходит ребенок с хлебом солью и читает стихотворение «Хлеб»

«Хлеб»
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!

Песня Ольги Воронец «Хлеб всему голова!»

Воспитатель: Правильно говорят в народе, хлеб – всему голова!

Воспитатель показывает белый и черный хлеб.

Воспитатель: А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?

Ребенок: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом.

Ребенок: Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать.

Ребенок: А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать.

Ребенок: Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?

Презентация «Как выращивали хлеб в старину»

Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем сейчас. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали.

Воспитатель: Затем этот участок земли распахивали сохой и плугом, а боронили землю боронами.

Воспитатель : К севу наши предки готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо.

В землю зернышко упало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой ладошки вместе)

Дождик землю поливал (встряхивание кистями рук)

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (встать на носочки)

И красавец обернулся (руки на пояс, повороты вправо, влево)

Воспитатель: Как вы думаете, какая должна быть погода?

Слайд-3 «Хлеб растет»

Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?

Дети: Солнце, и дождей в меру.

Воспитатель: Вот и надеялись люди на хорошую погоду, чтобы солнца и дождя было в меру и песенку пели:

Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки

Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб.

Воспитатель: Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Хлеб убирать помогали и дети.

Слайд -5 «Молотьба»

Воспитатель: Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары.

Воспитатель: Не гром грохочет, не пальба

Идет, грохочет молотьба.

Воспитатель: Ребята я хочу вас познакомить с чистоговоркой. А вы хотите?

Ответы детей : Да

Воспитатель: Тогда повторяйте за мной.

Чу-чу-чу я зерно молочу (дети стучат кулаками друг о друга)

Чу-чу-чу жернова кручу (потирают ладони друг о друга вращательными движениями)

Чу-чу-чу муку получу (щелкают пальчиками)

Ач-ач-ач испеку калач («пекут пирожки» - то одна рука сверху, то другая)

Чо-чо-чо в печке горячо (то вытягивают руки вперед ладонями вверх, то прижимают их к груди)

Ачики-ачики-вкусные калачики (хлопают в ладоши)

Слайд -6 « На мельницу»

Воспитатель: А часть зерна отвозили на мельницу молотить, а с мельницы везли муку.

Слайд-7 «Выпечка хлеба»

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Станьте поудобнее.

Физкультминутка «Замесим тесто»

Мы печём оладушки

А тесту в миске тесно

/имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол

/прыжки на месте/.

Слайд 8 «Хлеб на столе»

Песня Ольги Воронец «Хлев всему голова»

Воспитатель: Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

Ребенок: Без хлеба – нет обеда.

Ребенок: Много света – много хлеба.

Ребенок: Хлеб да каша-пища наша.

Ребенок: Будет хлеб – будет и песня.

Ребенок : Не трудиться – хлеба не добиться.

Ребенок: Хлеб – всему голова.

Слайд 9 «Булочная»

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Каким бывает хлеб?» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они отвечают на вопрос)

Игра «Каким бывает хлеб?»

Дети: вкусным, горячим, хрустящим, свежим , аппетитным, мягким, душистым……

Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали?

Ответы детей: Познакомились с чистоговоркой «Ч», вспомнили пословицы и поговорки о хлебе, узнали, как тяжело доставался хлеб в старину

Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем сможешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всему он голова!

Следующая пословица

Образовательные. Закрепить представления детей о выращивании хлеба, о том, что хлеб — это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить. Знакомить с пословицами и поговорками, с орудиями труда крестьян (серпом). Формировать представления о различии между рассказом и стихотворением.

Развивающие. Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы, называть различия рассказа и стихотворения.

Воспитательные. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Содержание образовательной деятельности. На стол выставлены разные виды хлебобулочных изделий. Воспитатель говорит детям о том, что эти продукты мы едим каждый день, а знают ли дети, из чего они сделаны? (Из муки.) А из чего муку делают? (Из зерен.) Показывает колосья и зерна ржи и пшеницы (если есть такая возможность, предлагает детям найти их сходства и отличия. А какая мука бывает? (Пшеничная, ржаная). Какой хлеб получается из пшеничной муки? (Белый) А из ржаной? (Темный, ржаной)

Предлагает послушать рассказ Я. Тайца «Все здесь»:

— Почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники?

— Почему бабушка сказала, что все это здесь?

Воспитатель спрашивает детей: знают ли они, кто выращивает хлеб? (Объяснение слова «хлебороб», в котором соединились два слова — «хлеб» и «работа»). Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Последовательность процесса выкладывается с помощью карточек-сим-волов в ряд.)

Предлагается также детям с помощью картинок вспомнить, люди каких профессий работают на каждом этапе выращивания хлеба (при посадке — тракторист, при уборке колосьев — комбайнер, перемалывает зерно в муку — мельник, перевозит на хлебозавод — водитель грузовика, пекут хлеб — пекари, продают в магазине — продавцы). Вот сколько людей потрудились, чтобы мы ели свежий, ароматный хлеб.

Предлагается послушать стихотворение С. Погореловского «Слава хлебу на столе»

Хлебушко душистый,

На каждый стол Он пожаловал — пришел.

В нем — здоровье наше, сила,

Сколько рук Его растило,

(Данное стихотворение можно повторять с детьми на протяжении нескольких дней перед обедом и предлагая тем детям, кто запомнил слова, произносить их вместе с воспитателем.)

Воспитатель читает еще одно стихотворение — «Зернышко» (автор — Р. Сеф).

Далее воспитатель говорит: «О хлебе существует много пословиц. Какие вы знаете?» («Что посеешь — то пожнешь», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Худ обед, когда хлеба нет», «Ржаной хлебушко — калачам дедушка», поговорка «Хлеб — всему голова».)

— Мы сегодня с вами прочитали рассказ и стихотворения. Чем они были похожи? (В них говорилось о хлебе.) А чем отличались? (В рассказе используются слова и выражения из жизни, его язык простой, а в стихах подбираются слова, как вы уже знаете, с одинаковыми окончаниями, похожие по звучанию.)

— Вот мы и узнали сегодня, что людей, выращивающих хлеб, называют хлеборобами. А как же называется профессия людей, выращивающих фрукты в садах?. (Садовод.) А тех, кто растит овощи на полях? (Овощевод.) А тех, кто выращивает овощи на своих огородах, называют огородниками. Давайте поиграем в игру про огородников.

Далее проводится игра «Хорошо огороднику!».

Все садятся на ковре по кругу.Воспитатель говорит: «Хорошо ого-роднику! Бросил в землю семечко — оно само и растет. А ты сиди и жди. Вырастет — будет, что покушать! Так?» Дети, скорее всего,согласятся: «Так». — «Побездельничаем?»«Да». — «Хорошо, только сначала давайте семечко посадим. Будет у нас помидор!» (Встали, нагнулись, руками у пола изобразили, как семечко сажают, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только полить надо». (Встали, жестом показали, как взяли воображаемую лейку, полили, лейку поставили, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только прополоть надо». (Встали, нагнулись, выдергиваются воображаемые сорняки вокруг, выпрямились, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только окучить надо». (Встали, изображаем движение работы с тяпкой или граблями.) «А теперь отдыхаем. Вот только лишние отросточки срезать надо». (Встали, снизу доверху отстригли лишние отросточки, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только вороны прилетели, наши помидоры склевать хотят! Кыш!» (Встали, размахиваем руками, отгоняем ворон, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только помидор-то поспел уже, собирать пора! Хватит, насиделись, наотдыхались, за работу пора!» (Встали, собрали помидоры, потащили тяжелые корзинки к столу.) Если кто-то идет легко,воспитатель спрашивает: «А что же ты так мало вырастил? Плохо ухаживал?» — пусть ребенок изобразит тяжелую ношу. (Донесли до стола, поставили.)Воспитатель спрашивает: «Ну, как, много ли огородник посидел? Хорошо ли отдохнул?» (Дети оценивают проигранную ситуацию, свои ощущения.)

Ребята, сейчас за окном осень, выросли и пшеница, и рожь, пришла пора убирать урожай! В старину это делали так. Брали мужчины косы в руки, а женщины – серпы и шли в поле. Я принесла серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп — ручное орудие для молотьбы — и били им по колоскам. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное — хлеб.

Как народ работал в поле мы узнали. А где же о отдыхал?

Ребята, трудолюбивый ли русский народ?

Физминутка «Колос растет» \

Воспитатель. Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому

как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).

— Что значит бережно?

— Куда деть крошки?

— Кому сейчас голодно?

— Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

— Правда, хорошие слова?

— На Руси хлеб называли «каравай».

Аня выучила стихотворение «Каравай».

— Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать,но сначала послушайте такие слова:

— Отчего ты, рожь, Золотая?

А в ответ колоски шелестят: — Золотые руки растят!»

— Что это за золотые руки?

— Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам в подарок каравай.

— Воспитатель. Ребята, давайте поблагодарим повара за чудесный подарок Спасибо!

— В завершение занятия воспитатель еще раз подчеркивает, что труд людей, выращивающих хлеб, овощи, фрукты труден. Поэтому люди относятся к продуктам питания бережно, выкидывать хлеб или играть с ним считается непристойным.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова» Конспект занятия по развитию речи на тему: " Хлеб – всему голова" Цели: 1. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; 2.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Хлеб-всему голова» Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Хлеб-всему голова» Цель: Задачи: Закрепить представления детей о выращивании.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Цветик-семицветик» Конспект проведения НОД Воспитатель Детского сада №83 Попкова Ксения Дмитриевна Группа: Старшая Образовательная область: Чтение художественной.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» «Хлеб – всему голова» Открытое занятие для детей старшей группы Провела Лукьянчикова Т. Ю. Программное содержание: - Воспитывать у детей.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Рассказ Л. Толстого «Филиппок» Конспект занятия. Чтение хyдожественной литературы. Чтение рассказа Л. Тoлстого «Филиппок» Цели: 1. Расширять представление о жизни детей.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе детского сада -Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба. Задачи: Обучающие: – познакомить с названиями хлебобулочных изделий русской кухни (блины,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова» : Цель : Систематизация знаний детей о выращивании хлеба, о труде хлеборобов. Воспитание бережного отношения к хлебу. Задачи. 1 Уточнить.

Конспект занятия по чтению художественной литературы И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак» Программное содержание: 1. Чтение художественной литературы: - закреплять представления детей о басне, ее жанровых особенностях, отличиях.

Конспект занятия-праздника «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе Вед. : Собирайся народ в хоровод. Хороводная игра: «Долгая Арина» 1 Вед: А ну-ка угомонитесь, отдохните маленько! Не было ветру - вдруг.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня я принесла загадочную коробочку. Я тoлькo знaю, чтo тaм нaхoдится «чудo земли». Вы уже дoгaдaлись, чтo этo тaкoе? (выслушиваются версии детей)

Пoсмoтрите, здесь прикрепленa зaпискa: «Эти пoдскaзки пoмoгут вaм узнaть, чтo нaхoдится в кoрoбoчке»:

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Отгадай легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый Что это (Хлеб)

-Кoнечнo этo хлеб. Сегoдня мы с вaми пoгoвoрим o хлебе. В нaрoде гoвoрят «Хлеб— всему гoлoвa».

-Ребята, хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл к людям, хлеб?

Было это очень давно. Учёные говорят, более 15 тысяч лет назад. Когда первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Они постоянно бродили по полянам и по лесам и собирали съедобные травки, корешки и плоды, чтобы не умереть с голоду. И человек попробовал жевать зерна, они ему понравились.

-И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки.

- Первобытные люди ели зерновую кашу и ели ее до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Это были плотные куски зерновой массы и на наш сегодняшний хлеб мало похожи, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения. Человек cтал растирать зерна камнями (жерновами) и так появилась мука.

- Затем человек научился печь из муки хлеб.

- Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло, и когда его испекли, хлеб получился особенно мягким и вкусным — настоящий хлеб. И еще такой хлеб дольше хранился. С тех пор тесто стали заквашивать. А заквашивать тесто люди научились способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей.

-Дрожжи — крошечный живой организм, который вызывает брожение. Дрожжи заставляют хлеб подниматься, превращают его в мягкий, пышный, вкусный и полезный. (показать сухие дрожжи) Ребята, а вы верите, что дрожжи могут проснуться и ожить? А давайте мы сейчас проверим.

(Развести дрожжи с мукой, водой и сахаром. Поставить в теплое место)

-А пока наши дрожжи будут просыпаться, мы с вами еще поговорим о хлебе.

-Сколько народов – столько и хлебов. В каждой стране или даже области существуют свои рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.

-Посмотрите, как много хлебобулочных изделий. Это хлеб пшеничный, это ржаной. Вот армянский лаваш, и узбекский лаваш, этот хлеб выпекают в специальных печах на углях. Печи эти называются тандыры. А это казахские лепешки и баурсаки. Ребята, а вы какие знаете хлебобулочные изделия?

-С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. А какие вы знаете традиции связанные с хлебом?

-Хлеб берегли, хлебом — солью встречали самых дорогих гостей.

-Ребята было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Велико было его значение во время Великой войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды, из сосновых иголок, мерзлой картошки.

-Такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку(125гр) на весь день. (раздать по кусочку хлеба) Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Послушайте стихотворение.

Я получил посылку из деревни:

Свинины по- домашнему шматок

Ржаного хлеба чистого кусок.

Ржаного хлеба ломоть ноздреватый

Побольше фунта весил на руке.

Вдохнув его дух хлебный

О лепешках на шестке.

Из тертой неочищенной картошки,

На горсточке одной муки ржаной

Замешивала мать для нас лепешки,

Тяжелые, как камни мостовой.

Мы ели их, спеша и обжигаясь,

Пока они хранили теплоту,-

Остывшие лепешки не жевались

В забывшем хлебный вкус

Голодном рту.

Я вспомнил щи крапивные пустые,

И суп из первых свекольных листов.

И ложки деревянные большие

Обглоданные с тоненьких краев.

Теперь такое даже не приснится

Под мирной и высокою звездой.

Война не повторится

Оплаченная высшею ценой!

-Самым желанным в те военные годы, был кусочек настоящего хлеба.

-Закройте глаза, вдохните аромат ржаного хлеба. Попробуйте на вкус.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

-В нашей коробочке, кроме хлеба ещё лежат колоски пшеницы, ржи.

- Растения, которые дают зерно, называются зерновыми культурами. Ребята, какие вы знаете зерновые культуры? Основные наши кормильцы не только пшеница, еще это рожь и ячмень — они имеют особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ.

-«Будет ЖИТО и жить можно!» - как вы понимаете эту поговорку.

-А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом,надо три силы: Земля, Солнце, Труд.

-Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб — наше богатство, в него вложен труд многих людей. Хлеб — это дело тысяч и тысяч рук. Давайте посмотрим,какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.

-А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину,у пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю — быстро подготовить ее для посева семян.Пословица гласит: день — год кормит. Как вы понимаете пословицу?

-Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

-На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

-Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел.

-Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. Скажите, как называют человек, который ведет комбайн?

-А потом на машинах везут зерно на элеватор, где зерно сушат и очищают от семян сорняков.

- Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы и мельницы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.

- в пекарни хлеб выпекают пекари.

-Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия.

-Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу. Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

-Всё правильно вы сказали.

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хлеб нельзя бросать на землю.

- хлеб — главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

-А теперь давайте сделаем массаж рук с помощью зерна. Для того, чтобы оно поделилось с нами энергией солнца и подарило нам бодрость, солнечное настроение и здоровье.

Дети подходят к столу, становятся вокруг него. На столе стоят тарелочки с зерном (пшеница, овес, ячмень). Дети вместе с воспитателем.

• Берём в руку зерна, пересыпаем из руки в руку.

• Расправив ладошки, надавливаем на зерна.

• Взяв в руки немного зерна, трём ладошки друг о друга.

• Взяв в обе руки немного зерна, развернув руки ладошками вверх, сжимаем ладошки в кулачки, разжимаем. 10 раз.

• Взяв в одну руку немного зерна – щепотку, сыплем зерно в тарелочку.

По ходу разминки спросить детей какое зерно в у них в тарелочке.

-А как будет называться поле с пшеницей, а каша из овса и т. д.

-Ребята, давайте посмотрим, проснулись ли наши дрожжи? Посмотрите, как поднялись дрожжи, сколько маленьких пузырьков, благодаря этим пузырькам тесто стает пышным, мягким, ароматным.

-Но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками.

И сейчас мы с вами испечем хлеб, но не просто хлеб, а символ прихода весны- жаворонков.

Совместная деятельность: дети с воспитателем лепят из теста жаворонков. Кусочек теста скатывают в жгутик, завязывают узелком, вытягивают носик, ножом разрезают хвостик, осталось вставить глазки – изюминки. Все, символы весны, жаворонки – готовы!

Публикации по теме:

Огород на окне в первой младшей группе «Сказка». Проект: "Огород на окне" Работа над проектом с детьми: 1. Рассматривание луковиц (большая, маленькие;одна,много). 2. Наблюдение за посадкой.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Предварительный просмотр:

Тема: «Хлеб - всей жизни голова!»

Обучающие задачи: Обогатить знания детей о хлебе. Закрепить представления о выращивании хлеба от зерна до колоска.

Развивающие задачи: Развивать у детей представление о ценности хлеба, мышление, память. Закрепить знание народных пословиц, поговорок, стихотворений о хлебе.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.

Интеграция образовательных областей:

«Музыка»: Песня о хлебе

Цель: Развивать музыкальный слух, песенные навыки детей.

пантомимическую выразительность, умение импровизировать.

«Художественное творчество» (Лепка): Печенье

Цель: Создание условий для творчества, поиск изобразительно – выразительных средств, моторику пальцев рук. Сформировать эстетический вкус.

«Коммуникация»: Беседа о хлебе, кроссворд: «Зернышко»

Цель: Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение, связную речь.

«Чтение художественной литературы»: Стихи о хлебе, пословицы, поговорки

Цель: Закрепить знание народных пословиц, поговорок, закличек. Развивать Память, умение выразительно читать стихи. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

«Социализация»: Игры: «Отгадай, что это?», «Кто с нами?», « Что сделано из муки?»

Цель: Развивать творческий потенциал, выразительность, умение соотносить свои действия и фразы с действиями и репликами партнеров.

«Здоровье»: Игры на дыхание, упражнение на развитие координации движений

Цель: Удовлетворить потребность детей в двигательной активности.

Материал: Мультимедийная система. Иллюстрации о хлебе, баночки с зерном, хлебобулочные изделия, хлебные колосья, поварской колпак, шапочка свинки, костюм «тесто». Дощечки для лепки, скалки, фартуки, формочки для печенья, большая ложка.

Путешествие в гости к дедушке - Хлебушко

(Дети под музыку входят в музыкальный зал)

Зал оформлен в виде русской избы

Дедушка Хлебушко: Здравствуйте гости дорогие!

Воспитатель: А кто Вы, наш уважаемый гость?

Дедушка Хлебушко: Рос сперва на воле, в поле, летом цвел и колосился, а когда обмолотился и в зерно я превратился. Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место. Что это? (Хлеб)

Хлеб у нас – самая главная пища. Вот я и есть тот самый дедушка по имени Хлебушко.

Воспитатель: У нас в народе есть слова: «Хлеб - всей жизни голова»

Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.

Ребенок: 1.Велика и необъятна наша русская земля

Урожаями богаты наши нивы и поля.

2.По полям, садам и селам, по стране из края в край,

Загорелый и веселый ходит новый урожай.

3.Хочет он, чтоб полной чашей

Наша жизнь с тобой была,

Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина была.

Воспитатель: Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей

Воспитатель: С древних времен для земледельца главным сокровищем и другом была земля, на которой он жил, старался вырастить свой урожай пшеницы, ржи, овса и проса. Эти зерна потом смелют в муку, а из муки потом испекут для нас хлеб. Давайте посмотрим иллюстрации и вспомним как выращивают хлеб.

Фильм: «Как хлеб на стол приходит»

Игра: «Отгадай что это?» (в баночках ячмень, рожь, пшеница, овес и просо, дети называют зерно)

Воспитатель: Ребята, а чем отличается зерно пшеницы и овса? (размером и формой)

Дедушка Хлебушко: Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе?

Поговорки о хлебе: 1. Хлебушек ржаной – наш отец родной.

2.Всем знакомые слова: «Хлеб всему голова!» Счастлив край – где хороший урожай.

3. Хлеба ни куска – так и в горнице тоска.

4. В начале и в конце обеда для счастья съешь кусочек хлеба!

Воспитатель: Ребята, чем украшен наряд гостя? (Хлебными колосьями)

Воспитатель: Чтобы выросли колосья, надо много трудиться.

Дедушка Хлебушко: Давайте немного потрудимся.

Игра «Кто с нами?» (стоя в кругу)

Пословицы о труде: 1.Когда человек трудится – земля не ленится.

2.День прозевал, урожай потерял.

3.Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

4.Паши под осень глубже – уродится хлеб лучше.

5.Поклонись матушке землице, наградит тебя сторицей!

6. Упорно трудиться - будет хлеб в закромах родиться.

Дедушка Хлебушко: А среди вас нет лентяев? (ответы детей)

Воспитатель: Всякий человек у дела познается. Сейчас расскажу вам про одного лентяя. Жил был мальчик Тит.

Сценка: (В середине зала лежит мальчик – Тит, 2 девочки подходят к нему.)

1 девочка: Не колода – лодырь, не пень, а лежит целый день.

2 девочка: Не жнет, не косит, а обедать просит.

1 девочка: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит!

2 девочка: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Обе: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Воспитатель: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Ребенок: Ветер спросил, пролетая,

Отчего ты рожь золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки нас растят!

Воспитатель: Любовь к труду - у людей на виду.

Дедушка Хлебушко: От труда здоровеют, а от лени болеют. А чтобы урожай был богатым, люди придумали заклички о дождике и солнышке, чтобы и солнце в меру согревало колоски, и дождик в меру лил.

Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Закличка: «Солнышко, выгляни»

К нам на нивку иди,

Ладить косы и серпы!

Посвети нам в лесок,

Покажи нам грибок.

Воспитатель: Прошел дождик, пригрело солнышко, и стали в поле колоски расти.

Упражнение на развитие координации движений: «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (тянем руки вверх, встаем на носочки)
И красавцем обернулся. (2 раза кружимся)

Воспитатель: Какие замечательные колоски у нас выросли, как много муки из них получится.

Что можно испечь из муки? (Хлеб, булки, торты, пирожки…).

Игра « Что сделано из муки?» (Дети выбирают только те продукты питания, в состав которых входит мука)

Игра на дыхание (дети стоят в кругу)

Дедушка Хлебушко: Дрожжи воздух собирали. Дрожжи тесто раздували!

Вдох и выдох; выдох – вдох! Пух! Пух! Ох! Ох!

Ну – ка, тесто, вширь и ввысь! Разрастись и поднимись!

Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!

Мы его слегка помяли и веселкой повзбивали. (сели)

Воспитатель: Замесил пекарь тесто и сел ждать, пока тесто поднимется.

Пекарь: Было тесто бело, дулось и пыхтело, фыркало, шипело. Тесто песню пело.

Тесто: (вылезая из кастрюли) Уползу я из кастрюли. Я не буду пирогом.

Не хочу я быть ватрушкой, быть ватрушкой с творогом.

Пекарь: (пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю) Стой, стой, не беги, я спеку пироги. Будешь ты с начинкой. С ягодкой малинкой. Будешь кулебякой и коврижкой с маком.

Тесто: (вываливается из кастрюли на пол) Мне в кастрюли мало места. Мне в кастрюле стало тесно. В печку лезть не интересно! Уползу я из кастрюли. Я не буду пирогом. Не хочу я быть ватрушкой, быть ватрушкой с творогом!

Воспитатель: На пороге свинка, розовая спинка. Свинка хрюкает, визжит. К тесту белому спешит (Свинка подбегает к тесту)

Тесто: Ты меня не трогай. Подожди немного. Буду я с начинкой, ягодкой малинкой, буду кулебякой и коврижкой с маком.

Свинка: Мне не нужен мак, съем тебя и так (свинка бегает за тестом)

Тесто: Ой, спасите, пропаду! Ой, спасите, караул!

Пекарь: Будешь ты с начинкой, с ягодкой малинкой?

Пекарь: Будешь кулебякой и коврижкой с маком?

Тесто: Буду! Я хочу быть пирогом, вкусным, ароматным! И ребят всех угощу!

Пекарь: Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Тесто: На чужой каравай рот не разевай,

А пораньше вставай да свой затевай!

Свинка: Где работано, там и густо,

А в ленивом дому пусто.

Воспитатель: Ребята, а вы видели как мама и бабушка пекут пироги, хлеб, печенье? Давайте сами испечем печенье.

Пальчиковая гимнастика: «Тесто»

Ой, ладушки, ладушки, мы печем оладушки (хлопки руками)

Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно (имитируем помешивание по кругу)

Тесто выпало на стол, тесто шлепнулось об пол (присели)

Тесто убежало, начинай сначала (легкий бег по кругу)

(Дети стоят возле столов в фартуках, лепят из теста печенье, затем кладут их на поднос.)

Дедушка Хлебушко ставит печенье в печь (Хлебушко обыгрывает как печь разгорается)

Воспитатель: А пока наши печенья пекутся давайте поиграем.

- ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок,

в землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду,

в нем таких, тогда как я, будет целая семья (зернышко)

- весь из золота отлит, на соломинке стоит,

вырос в поле дом, полон дом зерном… (колосок)

- он идет, волну сечет, из трубы зерно течет… (комбайн)

-из меня пекут ватрушки и оладьи, и блины,

если делаете тесто положить меня должны… (мука)

- я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу,

надоела мне квашня, посадите в печь меня (тесто)

- на сметане мешен, на окошке стужен,

круглый бок, румяный бок покатился (колобок)

Словесная игра: «Какой бывает хлеб?»(игра с мячом в кругу)
Педагог передает детям мяч и предлагает подобрать слова к слову «Хлеб», которые отвечают на вопрос «какой?» (вкусный, ароматный, чёрствый, душистый, пышный, мягкий, ржаной, пшеничный, отрубной и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, недаром говорят: Умей дело делать, умей и позабавиться.

Воспитатель: Хлебушко, а наши дети знают стихи о хлебе.

(Дети читают стихи о хлебе.)

« Пшеница » Я. Аким

« Ломоть хлеба » Т. Шорыгина

«Что такое хлеб» И. Токмакова

Воспитатель: Молодцы ребята, славно мы сегодня потрудились. Вот только незадача, у меня есть коробочка, в которую я собираю остатки и крошки хлеба после завтрака, обеда, и полдника. Подскажите, что мне с ними сделать? Может быть выбросить?

Дети : Нет. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатки и крошки мы скормим птичкам на прогулке.

Воспитатель: Пока мы с вами играли, наше печенье испеклось. (Достает печенье из печи)

Воспитатель подводит итог НОД:

- Ребята, как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (ответы детей)

- Как надо относиться к хлебу? (ответы детей)

- Что для вас было самое трудное? (ответы детей)

- Что больше всего понравилось? (ответы детей)

Дедушка Хлебушко: Вот и время пришло проститься. Теперь вы знаете, с каким трудом выращивается хлеб, и будете бережно к нему относиться. Приходите еще в гости! (дети под музыку уходят из зала)

Следующая пословица

Цель: зaкрепление предстaвлений детей o выращивание хлебa (зернoвых культур).

• рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa, как прoдуктa питaния;

• учить детей пoнимать знaчение и мудрoсть нaрoдных пoслoвиц.

• вoспитывaть увaжение и блaгoдaрнoе oтнoшение к труду людей учaствующих в вырaщивaнии и в прoизвoдстве хлебa; бережнoе oтнoшение к хлебу, пoнимaние недoпустимoсти игры с едoй.

• утoчнить и зaкрепить предстaвление детей o вырaщивании хлебa (зернoвых культур); o технике, кoтoрая неoбхoдимa для пoдгoтoвки пoчвы, сбoрa урoжaя.

Предварительная работа: прoсмoтр дoкументaльнoгo фильмa «Жaтвa», чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий.

Художественное слово: Б. Вторушин «Посылка», С. Погореловский «Хлеб душистый», загадки и пословицы о хлебе.

Оборудование: презентация на мультимедиа проекторе «Хлеб – всему голова», коробочка, разновидности хлеба и хлебобулочных изделий, колосья пшеницы, ячменя и ржи, тарелочки с зерном (пшеница, ячмень, овес) для массажа, разделочные доски, ножи, фартуки.

Продукты: дрожжевое тесто, мука, изюм, сахар, дрожжи, вода.

Следующая пословица

Обучающие задачи: Обогатить знания детей о хлебе. Закрепить представления о выращивании хлеба от зерна до колоска.

Развивающие задачи: Развивать у детей представление о ценности хлеба, мышление, память. Закрепить знание народных пословиц, поговорок, стихотворений о хлебе.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.

ВложениеРазмер
khleb_vsemu_golova.doc 60.5 КБ

Читайте также: