Чем сено отличается от соломы поговорка

Обновлено: 28.06.2024

О чем говорит словосочетание сено-солома, кто его в России применил впервые? россия сено словосочетание солома

5 лет Ответы Мимокрокодил

Это апокрифическая история о некоем поручике Его Императорского Величества Гвардии Семеновскаго Полка, обучавшем деревенских рекрутов строю. Право-лево оные не различали, потому сей поручик привязал каждому к правой ноге пучок сена, к левой - соломы, и команды отдавал сообразно - Сено! Солома! - дабы они поворачивали направо и налево совместно. Взято из "Истории Государства Российскаго Академии Его Императорскаго Величества, СПБ" издания 1897 года.

Следующая пословица

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Это знаменитая картина Клода Моне под названием "Стог сена" 1890-91 года из целой серии импрессионистских работ с этим же мотивом. О значимости этой картины, которая сподвигла Кандинского бросить свою карьеру юриста и начать обучаться живописи, мы можем поговорить в отдельном посте в Лиге Искусствоведов.

Но есть одно большое но, которое почти столетие оставалось незамеченным искусствоведами. На картине изображено вовсе не сено, а солома!

При попытке понять в чем же разница между сеном и соломой я наткнулась на одну занимательную статью, с которой делюсь с вами ниже.

Так чем же отличаются друг от друга сено и солома и зачем они вообще нужны?

Для чего солома нужна? Для всего.

Например, это отличный строительный материал. Ещё в древности из соломы строили шалаши и прочие всякие вигвамы. Строят их и сейчас, конечно. На виноградных полях Прикумья то и дело можно встретить соломенные шалаши сторожей. В соломенном шалаше, согласно мифу, жил в Разливе Ленин.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Соломой традиционно крыли крыши. Дома, а особенно сараи, с такими крышами попадаются и сегодня.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

В наше время для строительства солому прессуют в блоки – по полю вслед за уборочным комбайном идёт пресс-подборочный агрегат, собирает солому и выдаёт соломенные блоки.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

В США стене из оштукатуренных соломенных блоков присвоена категория жаропрочности F119. Это означает, что она не воспламеняется и не теряет своих несущих свойств в течение 119-ти минут воздействия открытого огня.

Вообще дома из соломенных блоков легко строить, а ещё они дешёвые и, как сейчас модно говорить, энергоэффективные, то есть хорошо сохраняют тепло.

Частенько (если не постоянно) солому используют и в таком гиперклассическом строительном материале как саман. Саман – это строительный материал из необожженной глины, для прочности и уменьшения усадки смешанной с резаной соломой, древесной стружкой, ракушечной крошкой и всяким прочим мусором. Особенно популярен саман на Ближнем Востоке, там из него целые города построены.

Вот саманный кирпич с соломой:

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Помимо строительства солома идёт на корм скоту.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Ну, то есть, вообще солома фиговый корм – малопитательный и плохо усваивается, – поэтому её чаще добавляют в другие корма (в то же сено), тупо для массы. Ещё, если животных кормят в основном силосом, им в рацион добавляют солому – во избежание пищеварительных расстройств.

Также солому используют в качестве подстилки для животных (в том числе людей; вспомните пословицу: знал бы, где упадёшь, соломки бы подстелил).

Несмотря на развитие индустрии ортопедических матрасов и высокотехнологичных подушек, не теряет актуальности такое явления как соломенный тюфяк, то есть матерчатый чехол, набитый соломой. То и дело в каталогах мебельных магазинов можно встретить кресла с соломенным тюфяком в качестве сиденья, кожаные диваны, набитые соломой, а то и соломенные тюфяки как таковые, то есть набитые соломой матрасы. Впрочем, соломенный тюфяк и самостоятельно сделать несложно.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Но вернёмся к сбору соломы, а то мы как-то перескочили сразу от соломенных блоков к саману и другим вариантам использования. Кроме тюковых пресс-подборщиков сегодня широко используются рулонные пресс-подборщики, укатывающие солому, как нетрудно догадаться, в рулоны:

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

В менее технологически развитых регионах солому увязывают в снопы и транспортируют по-старинке:

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Что касается одежды, то чаще всего из соломы делали (и делают) головные уборы. Не стану подробно останавливаться на их разновидностях (этому можно посвятить отдельный обзор), замечу лишь, что, чтобы купить дамскую шляпку из соломы, и в наше время достаточно дойти до ближайшего места, где вообще торгуют шляпками. Особенно летом.

Делали из соломы и обувь. То есть, на Руси лапти плели чаще всё-таки из лыка или пеньки, из соломы редко, а вот их японский аналог – варадзи – изготавливали преимущественно как раз из рисовой соломы:

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Отдельная песня в одежде – соломенные циновки. Циновка вообще вещь довольно прочная и не очень гибкая при этом. Просто так на себе без особой надобности таскать не станешь. Зато вот если придёт такая надобность. В общем, в Сибири и на Дальнем Востоке из циновок делали доспехи. Из обтянутых кожей или увешанных костяными или металлическими пластинами циновок с чёрт знает какого времени делали боевые доспехи в Японии и Китае. Японский самурай, кроме прочего, носил за спиной плотную прямоугольную циновку, которая одновременно и защищала спину и могла послужить постелью на привале или чем-то вроде зонта во время дождя. В XVIII веке циновочные доспехи пользовались популярностью у ительменов. Встречались доспехи из циновок у племён Океании.

Самураи, кстати, не брезговали носить и накидки, представляющие собой просто внушительные пучки соломы. На них также можно было спать, сидеть, они могли укрывать от дождя и холода.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Вообще, поскольку солома удобна для плетения, из неё плетут почти всё, что в принципе можно плести – от корзинок и шляпок до кресел и других больших вещей. Китайские и корейские мореходы в прошлом делали из соломенных циновок паруса для своих кораблей.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Как и любой древний универсальный материал, солома заняла прочное место не только в материальной культуре, но и в фольклоре, в мифологии, в искусстве, в художественных промыслах. Кто не делал соломенную куколку в детстве на уроках труда, может сделать её сейчас: согнуть пучок соломы пополам, перевязать в двух местах, просунуть поперёк ещё пучок – куколка готова. То же самое, но покрупнее – и вот перед нами уже чучело Масленицы, языческий идол для ритуального сожжения во время обряда проводов зимы и встречи весны.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

А вот традиционная белорусская соломенная игрушка:

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Не обязательно из соломы что-нибудь делать. Можно её просто сжигать, то есть использовать в качестве топлива. Вот пример такого использования – паровой автомобиль (локомобиль) с соломотопкой, то есть печью, специально приспособленной для сжигания соломы:

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Конечно, о соломе можно говорить ещё год без перерыва, но перейдём к сену. Что это такое?

Очень просто: сено – это трава, скошенная зелёной. И основное назначение сена – быть съеденным домашним скотом. Если скошенное сено равномерно раскидать на плоскости и высушить на открытом воздухе, получается зелёное сено. Если сено сложить в стога или скирды и позволить ему перепреть в процессе естественного самонагревания, выйдет бурое сено. А если заложить его в силосную яму, получится уже упоминавшийся силос. Процесс скашивания сена называется сенокосом. Раньше сено косили собственно косой, теперь – специальными косилками. Подбирали его раньше граблями, скирдовали вилами, теперь или опять граблями и вилами, или тракторами со специальными ковшами-подборщиками (стогомётами), или всё теми же пресс-подборщиками.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Бывает, сено используют для набивки тюфяков или покрытия крыш, но гораздо реже, чем солому.

Важное отличие сена от соломы – аромат. Яркий насыщенный аромат сена трудно спутать с сухим пыльным запахом соломы.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Сенокос и стога сена традиционно служили источником вдохновения многих художников.

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Ceно или солома? Сено, Солома, Клод Моне, Длиннопост

Вот так, вкратце, обстоит дело с соломой и сеном.

В заключение вот "Стог сена" от Моне на котором вроде действительно изображено сено. ;-)

Следующая пословица

Чем отличается сено от соломы?

Когда я был совсем ещё маленький и иногда путал право и лево, бабушка или родители поддразнивали меня: «Эх ты, сено-солома!» Истоки этой дразнилки понятны: в первые регулярные армии в европейских странах и в России набирали дремучих деревенских парней, которым в повседневной жизни концепции правой и левой стороны не требовались. Солдаты никак не могли запомнить, что надо делать по командам «НА ЛЕ-ВО!», «НА ПРА-ВО!» или «ЛЕВОЙ! ЛЕВОЙ!» Отцы-командиры, отчаявшись вбить в головы подчинённых сии абстрактные понятия, просто привязывали им к одной ноге пучок соломы, к другой пучок сена и командовали: «СЕ-НО! СОЛО-МА!» Сено от соломы вчерашние селяне отличали легко и вскоре становились вполне себе вымуштрованными солдатами.

Теперь история другая. Нынешние молодые люди понятия правого и левого впитывают с молоком матери, а вот сено от соломы отличат далеко не все. Более того, некоторые вообще не могут сходу соотнести одно из этих слов с той грудой сухого растительного сырья, что, например, лежит перед ними. Говорят: «Сухая трава».

Так чем же отличаются друг от друга сено и солома и зачем они вообще нужны?

Солома – это . Так и хочется сказать: «. это солома». На самом деле, с трудом укладывается в голове, что для многих это понятие тёмное, требующее объяснения. Так вот, солома – это сухие стебли злаковых и бобовых растений после того как их обмолотили, т.е. освободили от зерна/бобов. То есть, пшеницу, например, обмолотили – то, что осталось, называется соломой. В Европе наиболее распространена пшеничная и ржаная солома. На Дальнем Востоке – рисовая.

Для чего солома нужна? Для всего.

Например, это отличный строительный материал. Ещё в древности из соломы строили шалаши и прочие всякие вигвамы. Строят их и сейчас, конечно. На виноградных полях Прикумья то и дело можно встретить соломенные шалаши сторожей. В соломенном шалаше, согласно мифу, жил в Разливе Ленин.

Мемориальный шалаш Ленина на берегу озера Разлив

Соломой традиционно крыли крыши.

Дом с соломенной крышей

Дома, а особенно сараи, с такими крышами попадаются и сегодня.

Более продвинутая технология – это сначала вязать из соломы щиты или циновки, а уже из них что-нибудь строить. Как вяжут щиты из камыша, который растение злаковое, то есть, по сути, та же солома, можно посмотреть в жестоком советском фильме «Камышовый рай». А вот так плетут циновки из рисовой соломы:

Изображение

Циновки или соломенные щиты могут использоваться для строительства юрт (или вот – [External Link Removed for Guests] ). Или туарегских шатров:

Жилище туарегов

Собственно, о соломе в качестве строительного материала все мы знаем с детства из сказки «Три поросёнка» (в этом переводе диснеевского мультика, правда, фигурирует не солома, а как раз сено):

Версия волка:
[youtube] [External Link Removed for Guests] [/youtube]
В наше время для строительства солому прессуют в блоки – по полю вслед за уборочным комбайном идёт пресс-подборочный агрегат, собирает солому и выдаёт соломенные блоки.

Тюковый пресс-подборщик делает соломенные блоки

Тюковый пресс-подборщик делает соломенные блоки

Соломенные блоки


[External Link Removed for Guests]
Работа тюкового пресс-подборщика была воспета в шестой серии культового мультсериала «Ну, погоди!»

Соломенный блок – отличный строительный материал. Единственный недостаток – во время стройки солома неизбежно рассыпается, в воздухе стоит соломенная пыль, поэтому стройка, где используются соломенные блоки, особенно огнеопасна. Зато, когда стены готовы и блоки изолированы от внешнего мира, например, гипсокартоном, или «рубашкой» из штукатурки, ни о какой пожароопасности речи уже нет:

В США стене из оштукатуренных соломенных блоков присвоена категория жаропрочности F119. Это означает, что она не воспламеняется и не теряет своих несущих свойств в течение 119-ти минут воздействия открытого огня. Это, конечно, дофига.

Вообще дома из соломенных блоков легко строить, а ещё они дешёвые и, как сейчас модно говорить, энергоэффективные, то есть хорошо сохраняют тепло.

Частенько (если не постоянно) солому используют и в таком гиперклассическом строительном материале как саман. Саман – это строительный материал из необожженной глины, для прочности и уменьшения усадки смешанной с резаной соломой, древесной стружкой, ракушечной крошкой и всяким прочим мусором. Особенно популярен саман на Ближнем Востоке, там из него целые города построены.

Вот саманный кирпич с соломой:

А вот так его делают:

К слову, другое название самана – адоб. Вот именно, да.

Помимо строительства солома идёт на корм скоту.

Коровы едят солому

Ну, то есть, вообще солома фиговый корм – малопитательный и плохо усваивается, – поэтому её чаще добавляют в другие корма (в то же сено), тупо для массы. Ещё, если животных кормят в основном силосом, им в рацион добавляют солому – во избежание пищеварительных расстройств.

Также солому используют в качестве подстилки для животных (в том числе людей; вспомните пословицу: знал бы, где упадёшь, соломки бы подстелил). У нас, например, в большой будке собаки Пирата подстелена солома.

Но вернёмся к сбору соломы, а то мы как-то перескочили сразу от соломенных блоков к саману и другим вариантам использования. Кроме тюковых пресс-подборщиков сегодня широко используются рулонные пресс-подборщики, укатывающие солому, как нетрудно догадаться, в рулоны:


Изображение

Вот такими рулонами её обычно и продают. Или поменьше и затянутыми в плотный полиэтилен:

Есть пресс-подборщики-упаковщики/обмотчики, выдающие заламинированные рулоны прямо в поле.

Изображение

В менее технологически развитых регионах солому увязывают в снопы и транспортируют по-старинке:

Изображение

Несмотря на развитие индустрии ортопедических матрасов и высокотехнологичных подушек, не теряет актуальности такое явления как соломенный тюфяк, то есть матерчатый чехол, набитый соломой. То и дело в каталогах мебельных магазинов можно встретить кресла с соломенным тюфяком в качестве сиденья, кожаные диваны, набитые соломой, а то и соломенные тюфяки как таковые, то есть набитые соломой матрасы. Впрочем, соломенный тюфяк и самостоятельно сделать несложно.

Изображение

Делали из соломы и обувь. То есть, на Руси лапти плели чаще всё-таки из лыка или пеньки, из соломы редко, а вот их японский аналог – варадзи – изготавливали преимущественно как раз из рисовой соломы:

Изображение

Что касается одежды, то чаще всего из соломы делали (и делают) головные уборы.

Не стану подробно останавливаться на их разновидностях (этому можно посвятить отдельный обзор), замечу лишь, что, чтобы купить дамскую шляпку из соломы, и в наше время достаточно дойти до ближайшего места, где вообще торгуют шляпками. Особенно летом.

Дамская соломенная шляпка легла, можно так сказать, в основу сюжета одноимённого водевиля Эжена Марена Лабиша 1851 года, по мотивам которого много позже было поставлено два фильма: «Соломенная шляпка» Рене Клера (1927 год) и «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе (1974 год, с Андреем Мироновым в роли Фадинара).

В советское время на курортах постоянно продавались широкополые «ковбойские» шляпы из соломы, также засветившиеся во множестве кинофильмов.

Отдельная песня в одежде – соломенные циновки. Циновка вообще вещь довольно прочная и не очень гибкая при этом. Просто так на себе без особой надобности таскать не станешь. Зато вот если придёт такая надобность. В общем, в Сибири и на Дальнем Востоке из циновок делали доспехи. Из обтянутых кожей или увешанных костяными или металлическими пластинами циновок с чёрт знает какого времени делали боевые доспехи в Японии и Китае. Японский самурай, кроме прочего, носил за спиной плотную прямоугольную циновку, которая одновременно и защищала спину и могла послужить постелью на привале или чем-то вроде зонта во время дождя. В XVIII веке циновочные доспехи пользовались популярностью у ительменов. Встречались доспехи из циновок у племён Океании.

Самураи, кстати, не брезговали носить и накидки, представляющие собой просто внушительные пучки соломы. На них также можно было спать, сидеть, они могли укрывать от дождя и холода.


Кстати, обратите внимание: на ногах у всех доблестных воинов на этих традиционных гравюрах – соломенные варадзи.

Вообще, поскольку солома удобна для плетения, из неё плетут почти всё, что в принципе можно плести – от корзинок и шляпок до кресел и других больших вещей. Китайские и корейские мореходы в прошлом делали из соломенных циновок паруса для своих кораблей.

Как и любой древний универсальный материал, солома заняла прочное место не только в материальной культуре, но и в фольклоре, в мифологии, в искусстве, в художественных промыслах. Кто не делал соломенную куколку в детстве на уроках труда, может сделать её сейчас: согнуть пучок соломы пополам, перевязать в двух местах, просунуть поперёк ещё пучок – куколка готова. То же самое, но покрупнее – и вот перед нами уже чучело Масленицы, языческий идол для ритуального сожжения во время обряда проводов зимы и встречи весны.

Из соломы вязалось и плелось вообще немало ритуальных, детских игрушечных и более или менее функциональных традиционных фигур и фигурок. Вспомните хоть сказку «Соломенный бычок – смоляной бочок» или Страшилу Трижды Премудрого, который был, как мы помним, набитым соломой чучелом:

Изображение

А вот традиционная белорусская соломенная игрушка:

Кстати, наверняка многие сталкивались с соломенной инкрустацией. В моём детстве эту технику рукоделия называли просто «соломка», сейчас распространён варваризм «маркетри». Выглядит это так:


Нетрадиционная скульптура – некие британские чуваки соорудили из соломы гигантскую статую суриката:

Изображение

Не обязательно из соломы что-нибудь делать. Можно её просто сжигать, то есть использовать в качестве топлива. Вот пример такого использования – паровой автомобиль (локомобиль) с соломотопкой, то есть печью, специально приспособленной для сжигания соломы:

В наше время солому, кроме прочего, перерабатывают в топливные гранулы.

Наконец, гимн соломине из набора открыток 1981 года издания «Мастерская природы»:

Высокие сооружения, созданные природой, по конструкции гораздо тоньше и намного совершеннее того, что умеет делать человек. Немало в природе растений, отличающихся большой высотой при минимальной площади опоры. Они приспособлены к действию внешних нагрузок и гравитации. Так выдерживают тяжелые соцветия аконит, дельфиниум или борщевик, диаметр соцветия которого нередко в 50 раз превышает диаметр стебля.

Величайшим достижением мастерской природы является стебель злаков – соломина. У тростника она, например, вырастает высотою до 3-х м, имея в поперечнике всего лишь 15 мм, у стебля ржи отношение диаметра стебля к его высоте (коэффициент стройности) достигает 1:500, причем соломина несет еще груз (колос), вес которого в 1,5 раза больше, чем вес стебля.

Большая прочность и устойчивость таких таких высотных природных конструкций обусловлены рядом особенностей растений: взаимным расположением в стебле прочных и мягких тканей, способностью их работать как на сжатие, так и на растяжение. В стебле злаков большую роль играют его веретенообразная форма и расположенные на нем узлы, представляющие особо устроенные упругие шарниры-демпферы. И не случайно сильная буря вырывает с корнем деревья и лишь пригибает к земле тонкий стебель злака.

На основе принципов построения природных высотных конструкций строители проектируют высотные здания нового типа – типа стволовой конструкции. По принципу строения стебля пшеницы разработан проект высотного здания, у которого основание более узкое, чем средняя часть. Упругие демпферы, разделяющие здание по высоте на несколько элементов, снижают силу ветрового напора и сокращают нагрузку на основание.

Конечно, о соломе можно говорить ещё год без перерыва, но перейдём к сену. Что это такое? Очень просто: сено – это трава, скошенная зелёной. И основное назначение сена – быть съеденным домашним скотом. Если скошенное сено равномерно раскидать на плоскости и высушить на открытом воздухе, получается зелёное сено. Если сено сложить в стога или скирды и позволить ему перепреть в процессе естественного самонагревания, выйдет бурое сено. А если заложить его в силосную яму, получится уже упоминавшийся силос. Процесс скашивания сена называется сенокосом. Раньше сено косили собственно косой, теперь – специальными косилками. Подбирали его раньше граблями, скирдовали вилами, теперь или опять граблями и вилами, или тракторами со специальными ковшами-подборщиками (стогомётами), или всё теми же пресс-подборщиками.

Бывает, сено используют для набивки тюфяков или покрытия крыш, но гораздо реже, чем солому.

Важное отличие сена от соломы – аромат. Яркий насыщенный аромат сена трудно спутать с сухим пыльным запахом соломы.

Изображение

Сенокос и стога сена традиционно служили источником вдохновения многих художников.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

С сеном связано и такое полное эротических ассоциаций понятие как сеновал. Простой поиск по картинкам в интернете показал, что очень многие сегодня и о сеновале представление имеют весьма смутное. Например, публикует человек фото обычной скирды посреди поля и подписывает его: «Сеновал». Так вот, скирда – это скирда, а сеновал – это такой антресольный этаж над конюшней или хлевом, где сено хранят. В крайнем случае – специальный сарай (ну хотя бы навес) для хранения сена.

Изображение

Изображение

Вот так, вкратце, обстоит дело с соломой и сеном.

Последний раз редактировалось OlesNoir 19 янв 2012, 00:11, всего редактировалось 2 раза.

Кто будет арбайтн плехо, тот буде кушайт сено! Кто будет работать карашо, тот
будет кушайт саЛь.. сал. саль.

Следующая пословица

Потому что не нужно быть грамотным, чтоб различать лево-право. Любой православный крестится исключительно правой рукой и в старорусском языке разница между правой и левой рукой была отражена даже лучше, чем в современном русском - в старину их называли соотвественно "десница" и "щуйца".

Тех кто предпочитал левую руку в работе - называли - "левша", "шулепа" и т.п. Коса - ярко нессиметричный инструмент и требует понимания прав-лево.
К лошади все всегда подходили и подходят с левой стороны.
Иконы что в избе, что в церкви располагают всегда с учетом правой и левой стороны (богоматерь всегда справа от христа), крестный ход идет строго в одну сторону от церкви и это было даже предметом страшных волнений и раскола в ходе церковной реформы - куда ход закручивать - влево или вправо.

Да миллион примеров можно вспомнить того, что левую и правую сторону всегда все прекрасно различали, да иного и не могло быть.

Кроме того, "сено-солома" как военная команда звучит слишком длинно и неудобно. Проговорить сто раз "Со-ло-ма!" - аж три слога! вместо "правой" это мазохизм какой-то.
Военные всяко придумали бы что-то более короткое.

Мне кажется, что надо честно говоря хорошо ебнуться или быть невежественным, чтоб поверить в такую байку.

Так что я попробовал найти исходник этой шляпы. Самое ранее, что мне удалось найти у нас - это роман Алексея Толстого "Петр Первый" от 1934 года. Ну и далее это все уже тиражируется всякими совписателями как реальная история, чуть ли не в учебники вошло:

Нагнали полуроту солдат в бурых нескладных кафтанах, к ногам у всех привязаны пучки травы и соломы, — шли они вразброд, сталкиваясь багинетами. Сержант — отчаянно: «Смирна!» Петр вылез из одноколки, — брал за плечи одного, другого солдата, поворачивал, щупал корявое сукно. — Дерьмо! — крикнул, выкатывая глаза на угреватого сержанта. — Кто ставил кафтаны? — Господин бомбардир, кафтанцы выданы на Сухаревой швальне. — Раздевайся, — Петр схватил третьего — востроносого, тощею солдата. Но тот будто задохнулся ужасом, глядя в нависшее над ним круглое, со щетиной черных усиков, лицо бомбардира. Близстоящие товарищи выдернули из рук у него ружье, расстегнули перевязь, стащили с плеч кафтан. Петр схватил кафтан, бросил в одноколку и, не прибавив более ни слова, сел, — погнал в сторону меншикова дворца. Раздетый солдат, дрожа всеми суставами, очарованно глядел на удаляющуюся по травянистой дороге одноколку. Сержант толкнул его тростью: — Голиков, вон из строя, плетись назад. Смир-р-рна! (Разинув пасть, закинулся, заорал на все поле.) — Лева нога — сено, права нога — солома. Помни науку. Шагом, — сено — солома, сено — солома.

Таким образом, пока есть основания считать что это лишь тупые бредни советской сволочи и не более.
Во всяком случае достоверных дореволюционных РОССИЙСКИХ наблюдений такого свойства я не смог найти.

Зато нашел нечто подобное у англичан (там несколько источников 19 века) - им приходилось учить маршированию солдат, которые плохо знали английский и вот они как раз якобы использовали сено-солому, привязанные к ногам. Ну так по-английски это звучит гораздо короче и различимее - straw-hay.
Это еще можно как-то понять и принять. Так вот Толстой видимо слышал что-то такое из англоязычных источников и приписал уже русским крестьянам. Ну а дальше пошло говно по трубам.

Читайте также: