Цель обсуждения поговорок о семье
Обновлено: 07.11.2024
Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким.
Задачи:
Образовательные:
-активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Развивающие:
-развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
- совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, с опорой на мнемотаблицу ;
-развивать умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;
- развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление;
-расширить представления детей о членах семьи и родственных связях;
-развивать речь, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, творческие способности.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
-воспитывать желание заботиться о своих близких.
Материал и оборудование: проектор, магнитофон с аудиозаписью песни «Моя семья», презентация к занятию, генеалогические древа, схема для составления рассказа, картон, цветная бумага, клей, свеча, мяч, клубок ниток.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; составление и оформление генеалогического древа своей семьи, беседа по семейным древа; рассказы детей о членах своей семьи; чтение художественной литературы, обсуждение пословиц о семье, рисунки детей на тему «Моя семья».
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель заводит детей в группу.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются с гостями).
Становитесь в круг, ребята.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
-Ребята, с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня! Присаживайтесь.
-Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете. (Слайд 2). А как вы думаете бывает так, что у человека никого нет (ответы детей)
Дети: нет, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники( Слайд 3). А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Воспитатель: правильно. Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников (родня) – значит у него большая семья!
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Основная часть.
-Воспитатель: а знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)
Поиграем в игру «Назови родственников».
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
-Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье. (Слайд 4)
Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»?
Игра «Назови пропущенное словечко».
Воспитатель: ребята, я буду зачитывать пословицы с пропущенными словами, а вы постарайтесь узнать, какие слова я пропустила, и назовите их.
«При солнышке тепло, при (матери) – добро».
«Нет милее дружка, чем родная (матушка)».
«Дерево держится корнями, а человек (семьей)».
– А как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие вы молодцы!
Упражнение «Из семени в дерево».
Воспитатель: давайте, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево»
-Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой, удобряю, пропалываю… (поглаживает по голове).
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются).
Растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются,появляются листочки и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Ребята посмотрите, какой у нас чудесный, волшебный сад! У нас в саду открылась выставка родословных деревьев «Моя семья».
Дети, посмотрите на свои деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья.
- Вместе с родителями вы составляли своё родословное дерево.
- Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)
- А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом.
Кто хочет рассказать о своей семье? (рассказ по родословным древа с опорой на мнемотаблицу).
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! У вас очень интересные рассказы о ваших семьях. Но у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям нашей группы о своих семьях. Давайте с вами поиграем?
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (наклоны туловища вправо, влево)
Деда, бабушка, и я! (повороты туловища влево, вправо)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Пальчиковая игра «Дружная семья».
Раз, два, три, четыре, (ребенок сжимает и разжимает кулаки)
Мы посуду маме мыли (потереть одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибаем пальчики начиная с большого пр. р.)
Мы посуду маме мыли, (потереть одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Носик чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали (загибаем пальчики начиная с мизинца лев. р.)
Вот как маме помогали! (сжимаем и разжимаем кулаки)
Игра «Какая ваша семья?»
Воспитатель: а сейчас поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу клубок называя слова.)
Психогимнастика «Семья».
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Вера радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Илья? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Воспитатель: теперь давайте вспомним про нашего мальчика, помните у него есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом, где они все счастливо будут жить!
Групповая аппликация «Дом».
Звучит песня «Моя семья» гр. Непоседы. На экране картинка дома.
Воспитатель: давайте подойдем к столу, здесь разложены детали дома, их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом (инструкция: сначала наклеивается основа дома, затем наклеивается крыша, потом окна и двери, наклеивается все в определенной последовательности, аккуратно и красиво)
-Какие вы все молодцы, ребята! У нас получился красивый городок, нашей семье будет в нем жить уютно и хорошо. (Слайд 5)
Заключительная часть
Воспитатель: Чем мы должны дорожить? Кого больше всех любить?
Стихотворение «Семья» (Слайд 6)
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Дети, возьмите друг друга крепко за руки.
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Звучит спокойная мелодия.
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а пламя от свечки обязательно донесёт их до ваших близких. (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье (Здоровья,счастья, радости, благополучия…» гаснет свет, дети передают свечку друг другу).
Воспитатель: Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая и крепкая семья. Чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-moja-semja_16ac8.pptx | 2636,2 Кб |
Итоговое занятие по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игры «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игры «Что? Где? Когда?» Программное содержание: Закрепить.
Конспект ООД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по картине на тему «Моя мама» Конспект ООД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по картине на тему: «Моя мама» Цель: формировать связную речь.
Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Я и моя семья в большом мире» с презентацией Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие,.
Конспект по развитию речи для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Составление рассказа» Тема: «Составление рассказа по серии картинок» Цель: установление логической цепочки в каких –либо действиях, изображенных на картинках.
Открытое занятие в подготовительной группе «Моя семья» Открытое занятие в подготовительной группе Тема: «Моя семья» Программное содержание: • Закрепить представление о семье, как о людях,.
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя семья, мой город, моя страна» Срок: один месяц (сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.
Развивающий проект для воспитанниц СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя семья, мой город, моя страна» (фотоотчет) На сентябрь для воспитанниц семейного детского сада старшего дошкольного возраста был запланирован развивающий проект "Я, моя семья, мой.
Семейный досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Моя семья-моё богатство!» Семейный досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Моя семья - моё богатство!». Цель: способствовать формированию у.
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Самое дорогое, что есть у меня — это моя семья» Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, воспитывать любовь и уважение к своим родным. Задачи.
Методы исследования
-
Наблюдение
- Аналитический метод
- Статистический метод
Значение семьи в традициях русской культуры
В традициях русской православной культуры первое место всегда занимала семья. В ней скреплялись и вырастали поколения русского народа. Ею принято было гордиться, на нее - надеяться. Да и вся жизнь русского человека была наполнена семейной жизнью, освященной церковным браком. Семья лежала в основе удивительной богатой добрыми традициями русской цивилизации. Это была духовная и житейская общность, в идеале которой утверждались «Совет да любовь», «Одна думка, одно и сердце».
В словаре Ожегова это слово трактуется так:
«Семья - группа живущих вместе близких родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами».
Что такое крепкая семья? Каковы ее признаки? Какую роль играет семья в обществе? Эти вопросы пытались решить люди с давних времен, и эти же вопросы волнуют нас и сейчас.
По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, между старшим поколением и младшим, основанную на браке и кровном родстве.
Нравственные понятия о долге перед семьею и родителями берут начало в далеком прошлом и их истоки в фольклоре.
Следующая пословица
Актуальность темы: каждый человек задумывается о роли семьи в своей жизни, о взаимоотношениях между близкими родственниками, о гармонии и семейном счастье. Эти вопросы волнуют как отдельного человека, так и государства в целом. Данная тема остается актуальной на протяжении всего времени, пока существует человечество, потому что для каждого человека и сейчас, и в прошлом было важно иметь дом-крепость, где бы он был надежно защищен.
Тема семьи возникала еще в древние времена время. Отношение народа к семье люди выражали в пословицах и поговорках. Меня до сих пор удивляет, как точно русский народ умел передать в них свой жизненный опыт, свои представления о семейных ценностях, о взаимоотношениях старшего и младшего поколений.
Цель: исследовать, какой представлена семья в пословицах и поговорках русского народа; сопоставить семейный уклад в русской семье и современном обществе; проанализировать языковой состав пословиц и поговорок.
-Изучить литературу по данной теме.
-Подобрать пословицы и поговорки.
-Проанализировать собранный речевой материал.
-Провести социальный опрос в классе: «Какова ваша семья?», «Какой бы вы хотели видеть свою семью в будущем?»
Семья - важное звено в жизни каждого человека, как в далеком прошлом, так и в современном обществе. Человек воспитывается в семье.
Идея проекта возникла при изучении темы «Фольклор» на уроках литературы. Проект включает исследование групп пословиц и поговорок о семье. По каждой группе пословиц и поговорок сделан вывод и проводится связь с современной семьей. Также был проведен социальный опрос учащихся 6г класса. По итогам опроса сделаны выводы, построены графики. Итогом проекта стала презентация, включающая основные положения и выводы.
1.Использование материала исследовательской работы на уроках литературы в 5-7 классов по теме: «Пословицы и поговорки».
2. Знакомство с семейными традициями, ценностями на классных часах по теме «Моя семья».
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Вокуева Оксана Юрьевна
Проблема, требующая решения : дети мало знают пословиц и поговорок о семье,
Цель : формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи : продолжать знакомить детей с понятием «семья», учить составлять рассказы о семье по образцу воспитателя. Познакомить детей с русскими народными пословицами. Побуждать использовать пословицы в речи, закреплять умение объяснять их смысл. Развивать навыки связной речи. Воспитывать у детей гуманное чувство по отношению к своим близким.
Словарная работа : обогатить речь детей словами: почитать, отчество;
активизировать речь детей словами: семья, родственники, внук, правнук.
Предварительная работа : беседа на тему «Моя семья», организация выставки совместных работ родителей и детей на тему «Я и моя семья», чтение пословиц и поговорок о семье, дидактическая игра «Мои родственники», рассматривание семейных фотоальбомов.
Материал : семейные фотографии, CD диск с детскими песенками, музыкальный центр.
Возраст детей : 6лет;
Количественный состав детей :10 человек.
Ожидаемый результат : использование детьми в речи пословиц и поговорок о семье, умение рассказывать о своих ближних и дальних родственниках.
Воспитатель читает стихотворение:
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «я» и слово «мы».
«Я» на свете одиноко,
В «я» не очень много прока.
Одному или одной
Слово «мы» сильней, чем «я».
Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи?
Воспитатель: прошу, проходите за мной.
(Дети под музыку входят в музыкальный зал)
Воспитатель: участники передачи, занимайте, пожалуйста, места. Приготовились! Начали!
Дети: меня зовут, моя фамилия… .
Воспитатель: благодарю вас! А теперь давайте поговорим о семье. Как вы думаете, что такое семья?
Дети: семья – это мама, папа и их дети.
Воспитатель: правильно. Семья- это самое дорогое, что есть у человека. Неслучайно у русского народа так много пословиц о семье. Я думаю, и вы знаете пословицы о семье. Дети, расскажите нам их.
Диана А. - семья сильна, когда над ней крыша одна.
Коля К. - нет родителей - нет покровителей.
Сережа А. - сердце матери лучше солнца греет.
Дарина А. - добрые дети - дому венец, а злые - конец.
Стасик К. - при солнышке тепло, при матушке добро.
Марианна К. - вся семья вместе, так и душа на месте.
(Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц о семье)
Воспитатель: молодцы, ребята. Нашим телезрителям и гостя в студии, думаю, было интересно услышать новые пословицы.
Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Ребята, папа, мама и дети - это ваша маленькая семья. Но у вас есть и большая семья. Как вы думаете, кто в нее входит?
Дети: бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка, тетя, дядя и т. д.
Воспитатель: правильно. Молодцы! А сейчас, я вас приглашаю в фотогалерею. Многие из вас принесли фотографии своей семьи. Нашим телезрителям очень интересно послушать рассказы о вашей семье. Но сначала, я хочу вам рассказать о своей семье (воспитатель рассказывает о своей семье). Затем выслушиваются рассказы детей.
Воспитатель: Спасибо, дети, за такие интересные рассказы.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/
Ребята, я думаю, в каждой семье очень любят отмечать разные праздники, радостные события. Диана, какие праздники принято отмечать в вашей семье? (ответы детей)
А я знаю, что недавно у кого-то из вас произошло радостное событие.
У Славы Широкого родился братик. Воспитатель: я знаю, что Слава нам приготовил стихотворение. Расскажи нам его, пожалуйста.
Слава: У нас сегодня праздник. Довольна вся семья.
У нас родился братик, вернее, у меня.
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: на маму, очень славненький с лица.
Мама говорит: на папу, вид смешливый у мальца.
Обе бабушки друг дружке уступают битый час:
- Внук похож на вас, не спорте,
- Что вы, душенька, на вас.
Я один сижу, как мышка: пусть потешится родня!
Я- то знаю, что братишка уродился весь в меня!
Воспитатель: Спасибо, Слава, тебе за такое интересное стихотворение. Мы надеемся, что ты будешь заботливым старшим братом.
Кто нам брат, кто нам друг,
Выходи, скорее, в круг.
Друг друга за руки возьмем
И играть сейчас начнем.
проводится игра «А ты мне кто? »
Дети исполняют песню «Что такое семья?»
Что такое семья?
И сестрёнка моя –
Вот и вся у нас семья.
Ну а как же бабушки?
Ну а как же дедушки?
Что такое семья?
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки: Егор, Василий,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
Ну а как же дяди?
Ну а как же тёти?
Что такое семья?
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки: Егор, Василий,
Тётя Аня, тётя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестрёнка моя –
Вот и вся у нас семья.
А братишек и сестрёнок
Всех двоюродных назвать
Так до вечера считать!
Воспитатель: время нашей передачи подошло к концу. Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят и ждут. Хочется сказать вам, чтобы и вы ценили своих близких и никогда их не огорчали. В заключение нашей передачи пусть каждый из вас пожелает что-то своим близким. До свидания, до новых встреч.
1. Р.Моисеева «Пальчиковые игры-упражнения»
2. К. Горская «Веселая горница»
3. В.Аникин, Ю.Круглов «Русское народное поэтическое творчество»
Группы пословиц и поговорок о семье
Взгляды народа на семью были определены экономическими и нравственными условиями его жизнедеятельности. Только в рамках семьи посредством совместной деятельности мужа и жены было возможно вести полноценное хозяйство и обеспечить существование. Отсюда и говорят: «Духовное родство пуще плотского», «Смерть да жена — Богом суждена», «Женился — на век заложился», «Холостой — полчеловека».
В то же время в пословицах и поговорках отмечаются и негативные стороны семейной жизни: «Женишься раз, а плачешься век», «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает», «Женился на скорую руку, да на долгую муку». Развод до 1917 года расценивался как тягчайший
грех. Говорили: «Женитьба есть, а раз-женитьбы нет». Эти факторы обеспечивали семье ее устойчивость среди других социальных институтов.
Особенности патриархальной семьи нашли выражение в пословицах: в них отражается домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки, мачехи к неродным детям.
Рассмотрим пословицы и поговорки, созданные русским народом и собранные В.И. Далем:
«Добрая жена, да жирные щи — другого добра не ищи!»;
«Одному не страшно, двоим веселее»;
«Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»;
«Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться»;
«Бабенка не без ребенка»;
«Все в семье спят, а невестке молоть велят»;
«У лихой свекрови и сзади глаза»;
«В лесу медведь, а в дому мачеха».
Семьи были многодетные, и многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:
«Дети — благодать Божья»;
«Живот болит, а детей родит»;
«Горьки родины, да забывчивы»;
«Ребята, что мокрицы — от сырости заводятся»;
«Татьяна хромонога, народила детей много»;
«Плодятся и множатся, что голуби».
В пословицах и поговорках отражается быстрый рост маленьких детей : «У ребят, что у зайчат: по два зуба»;
«Растет, как пшеничное тесто на опаре».
Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:
«Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»;
«С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;
«Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»;
«Растить дочку, что лить в дырявую бочку».
Привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как: «Свое дитя и горбато, да мило», «Свой дурак дороже чужого умного», «Кто девку хвалит? Отец да мать».
В основе всех воспитательных ценностей лежали православная христианская мораль.
Цель воспитания — создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде: «Делай не ложно, все выйдет по Божьи».
Любовь и доброта ставились первым условием: «Тот мне и сват, кто мне рад»; «Сват не сват, был бы добрый человек».
Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей . Говорилось о своевременном раннем воспитании детей:
«Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»;
«Народила, да не научила»;
«Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»;
«Умел дитя родить, умей и научить».
В пословицах и поговорках отражалась необходимость упорства труда и ученья:
«Не учась и лаптя не сплетешь»;
«Дорог парень, да не учен»;
«Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»;
«Голова всему начало, где ум там и толк»;
«Не копьем побивают, а умом»;
«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»;
«Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Труд был одной из важных воспитательных ценностей:
«Без дела жить — небо коптить»;
«Маленькое дело лучше большого безделья»;
«В чужом платье не накрасоваться»;
Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом: «На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво».
Представляют интерес методы воспитания детей в семье: «Засиженное яйцо всегда болтун».
Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания:
«Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»);
«Блудный сын — ранняя могила отцу»;
«На старости две радости: один сын — вор, другой — пьяница».
Родители плачутся о дурных детях: «Ни себе на радость, ни людям на послугу».
Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завиди-ще»; «Дай Бог деток, да дай Бог и путных».
В народе были популярны физические наказания :
«Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь»;
«Любимого сына жезлом»;
«Не наказанный сын — бесчестье отцу»;
«Кулаком да в спину — то и приголубье сыну».
В то же время народная мудрость требует от людей добра и любви:
«Не все таской, ино и лаской»;
«Ласковое слово, что весенний день»;
«Не корми калачом, да не бей кирпичом»;
«Добро добро покрывает»;
Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:
«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»;
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;
«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»;
«Мать праведна — ограда каменна»;
«Материнская молитва со дна моря вынимает».
Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах: «Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»;
«Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»;
«Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»;
«Все купишь, а отца-матери не купишь».
Есть пословицы, признающие личность детей : «У меня сын мой, да ум у него свой».
Сказано о печальной участи детей-сирот : «В сиротстве жить — слезы лить».
Особо следует сказать о воспитательном значении пословиц в высмеивании негативных качеств . Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность . Например: «В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется». Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству:
«Клюет птичка, да и то сыта живет», «Щей горшок, да сам большой» — это чувство независимости, которое не дает склонить голову.
Самодурство считалось пороком: «Не купил батька шапки, пусть уши мерзнут».
В народе ценилось сознание справедливости: «Каков привет, таков ответ».
Желание, возможность достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц: «Око видит, да зуб неймет»; «На хотенье есть терпенье».
Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голому нечего щипать».
Выбор спутника жизни, любовь в семье
-Выбирай жену не в хороводе, а в огороде
-Не с богатством жить, а с человеком
-Муж - голова, а жена- сердце
-Семья сильна, когда над ней крыша одна
Смысл этих пословиц сводится к тому, что семья с самого начала должна строиться на уважении и любви, очень серьезно нужно относиться к выбору спутника жизни, если хочешь, чтобы семейная жизнь была долгой и крепкой. Несмотря на то, что некоторые из этих пословицы и поговорок устарели, их смысл не теряет значение и сейчас.
Воспитание детей в семье. Родители и дети.
-Кто родителей почитает, тот вовек не погибает
-Умел дитя родить, умей и научить
-Полна хата детей, так и счастье в ней
-Один сын – не сын, два сына-полсына, три сына- сын
-Сколько в лесу пеньков, столько вам и сынков ,сколько в лесу
кочек, столько вам и дочек
Особо почитались на Руси многодетные семьи, где родители воспитывали детей в труде и почитании старших, а дети должны уважать родителей
Отдельную группу занимают пословицы о матери
-Без матери родной и цветы не цветут
-Всякой матери свое дитя мило
-Нет милее дружка, чем родная матушка
-При солнышке тепло, при матушке добро
-Другой матери не будет
Самое дорогое для матери – это ее ребенок. Это незыблемое чувство объединяет многие поколения, наполняя добротой и любовью сердца людей.
Пословицы и поговорки о старшем поколении-бабушке и дедушке
-Молодой работает, старший ум дает
-Молодость плечами крепче, старость - головой
-Старость к правде ближний путь знает
-Не ладны те детки, коих не журят бабки и детки
-Корми деда на печи - сам будешь там
Старшее поколение обладает большим жизненным опытом и житейской мудростью, поэтому нужно уважать старших членов семьи, почитать их возраст и прислушиваться к советам. Это особенно нужно знать и нашему молодому
поколению, потому что каждого ожидает преклонный возраст, и как к тебе потом будут относиться твои дети, зависит от того, как ты относишься сейчас к своим родителям.
Нужно принять во внимание и особую речевую особенность пословиц и поговорок. Каждая из них обладает богатым речевым составом.
Фонетические средства
Пословицы и поговорки, как правило, чаще воспринимаются на слух. И роль фонетических особенностей здесь неоспоримо велика. Здесь особую роль играет рифма. Установлено, что слова выделенные ритмом и рифмой, лучше запоминаются.
-Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
Полна хата детей, так и счастье в ней.
Синтаксические средства
Пословицы и поговорки могут передавать как общие суждения, так и суждения частного характера. Например, пословица
Корми деда на печи - сам будешь там
имеет частное суждение. А пословица
Другой матери не будет
имеет более общее суждение, т.е. применимо для большего количества людей и ситуаций.
Обобщающему характеру пословиц и поговорок способствует в определенной степени тип их синтаксического построения. Многие из них выражены обобщенно – личными предложениями. Кроме того, глагольные сказуемые в составе пословиц и поговорок чаще всего употребляются в форме настоящего времени. Например, Не ладны те детки, коих не бранят бабки и дедки.
Напротив, в составе пословиц с более конкретным содержанием глагольные сказуемые обычно употребляются в форме прошедшего времени (пример?).
Структурное своеобразие пословиц и поговорок
а) Конструкции, в составе которых сказуемое выступает в роли повелительного наклонения
Умел дитя родить, умей и научить
б) употребление предложений подчинительного типа(условные, временные, уступительные и т.п.)
Где любовь и совет, там и горя нет
в) Употребление предложений с противопоставлением
Не с богатством жить , а с человеком
Лексические средства
Пословицы и поговорки отличаются разной степени смыслового разнообразия. С этой точки зрения можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц и поговорок.
а) К первому типу мы отнесем пословицы, которые в настоящее время не употребляются в прямом, буквальном смысле.
Муж в дверь, а жена - в Тверь.
б) Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным смыслом - прямым и иносказательным.
Возможны случаи, когда одна и та же пословица в одном контексте выступает в прямом смысле, а в других - в переносном.
Дитя худенько, а отцу и матери миленько
Третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле.
Всякой матери свое дитя мило
К лексическим вариантам относятся те словесные видоизменения , которые в рамках одной и той же синтаксической конструкции претерпели изменения в связи с приходом нового времени.
Ищи жену не в хороводе, а в огороде
Ищи жену не на дискотеке, а в библиотеке
Итак, проанализировав языковой состав на примере пословиц поговорок о семье, мы пришли к выводу, что пословицы и поговорки действительно обладают богатым составом языковых средств: от фонетических до синтаксических.
Проанализировав смысл пословиц и поговорок о семье, я пришла к выводу, что семья играла и играет огромную роль в жизни каждого человека. Человек счастлив, если у него есть надежный тыл - семья. Очень важно беречь семью, считаться с мнением других членов семьи, любить своих ближних. Так думали наши предки. А как думаем мы, современное поколение?
Мы провели опрос в своём классе и получили следующие результаты:
Какие ассоциации возникают у ребят?
Любовь Дружба Взаимопонимание Взаимоуважение Доверие
Мы задали вопрос: «Что ,по-вашему, самое главное в семье?
А) Взаимопонимание, доверие, уважение, любовь.
Б) Материальное благополучие, достаток .»
80% выбрали первый вариант ответа, лишь 20%-второй.
Получается, что именно взаимопонимание , доверие и уважение ценится нашими одноклассниками более всего.
Мы поинтересовались, какой бы хотели видеть свою семью в будущем ребята?
Большинство ребят мечтают о дружной семье, где царят любовь и взаимопонимание. Многие хотят стать членом счастливой семьи, в которой будет присутствовать доверие, дружба.
Небольшая группа ребят считает, что семья должна быть весёлой.
Итак, проанализировав пословицы и поговорки о семье, я пришла к выводу, что моя гипотеза верна. Действительно, семья играла и играет огромную роль в жизни каждого человека. Человек счастлив, если у него есть надежный тыл - семья. Очень важно беречь семью, считаться с мнением других членов семьи, любить своих ближних. Так думали наши предки, так думаем и мы, современное поколение.
Данная работа, я считаю, интересна и актуальна. Ведь человек живет в семье, общается с родственниками и в будущем планирует создать собственную семью. Мы многое узнали в ходе исследования о семейных ценностях . Возвращение к образцам народной мудрости имеет воспитательное значение в семье и в обществе, а знание корней семейных отношений расширяют кругозор современного молодого человека.
Материал исследовательской работы имеет практическое применение, может быть использован на уроках литературы в 5-7 классов по теме.
Я восхищаюсь мудростью русского народа, который в малых жанрах: пословицах и поговорках передал важный смысл и знания: как создать собственными руками счастье и взаимопонимание в семье.
Следующая пословица
Знакомить детея с понятие "семья", воспитывать любовь к близким людяи, знакомить детей с пословицами и поговорками о семье.
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_moya_semya.docx | 18.27 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект посиделок «Семья домовёнка Кузи».Конспект о том, как домовёнок Кузя выбирает себе семью, где он будет жить. В итоге он остаётся в детском саду у детей.
Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"Конспект для подготовительной группы.
Разработка по теме "Моя родословная" в старшей группе.
Образовательная область " Музыка".
Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат.
Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат.
Занятие для средней группы, включающее интеграцию образовательных областей: Познание, Социализацию, Коммуникацию, Физическую культуру, Чтение художественной литературы, Музыку.
Пословицы и поговорки
Фольклор – произведения устного народного творчества. Это сказки, загадки, былины, песни, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Это краткие мудрые изречения, в которых заключен поучительный смысл.
Каждый человек, независимо от того, где он живет, употребляет множество пословиц и поговорок. Все это происходит потому, что ценность высказываний заключена в краткости изложения и емкости передаваемого смысла. Главное назначение пословиц - давать народную оценку объективных явлений действительности. Пословицы говорят о многих сторонах жизни. В некоторых из них глубоко раскрывается мир семейных отношений, связь между человеком и обществом.
Пословица -это не просто изречение. Это выражение мнения народа. В ней заключена оценка народной жизни, наблюдение народного ума. Не всякое изречение становится пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мнением множества людей. Такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой пословицей стоят поколения, их создавшие. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают.
Проведя исследование по данной теме, я пришла к выводу, что пословицы, повествующие о семейной жизни, разделяются в свою очередь на подгруппы:
Читайте также: