Без пословицы слово не молвится

Обновлено: 07.11.2024

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные, не всегда придерживаются русских традиций.

План проведения мастер класса.

Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:

1. Представление технологии.

2. Проведение имитационной игры.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания. Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

К малым фольклорным жанрам относятся загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки. Естественно,может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала. В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.

Поговорим сегодня о пословицах и поговорках.

Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.

Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте,ссоре:

В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала.

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

• Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».

Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

«Пословица недаром … молвится». «С родной земли … умри – не сходи». «Без дела жить – только … небо коптить».

• Можно предложить детям подбирать пословицыи поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

«Нет друга – ищи, а найдешь береги» «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». «Родная земля и в горести мила». «Родина мать умей за неё постоять»

• Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу.Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».

• Изобрази пословицу пантомимой.

Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

• Нарисуй пословицу.

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

• Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.

• Найди лишнюю пословицу.

«Дело мастера боится»; «Не бойся работы, пусть она тебя боится»; «Не спеши языком – торопись делом»; «Язык до Киева доведет».

• Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц,близких по смыслу:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Руби дерево по себе»; «Знания никому не в тягость»; «Без корня и полынь не растет»; «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; «По Сеньке и шапка».

Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.

• Картинка + рассказ + пословица.

Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.

• Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки,например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».

Так, при обсуждении понравившегося произведения Л. Кассиля «Твои защитники» ребята восхищались мужеством и находчивостью героев, делали обобщение, используя пословицы: «Тот побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто за Родину горой».

• Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

«Где храбрость и отвага – до победы два шага»; «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»; «Человек без друзей – что солнце без лучей»; «Работай смелее – будешь жить веселее».

К. Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.

«Без дела жить – только небо коптить». «Кто лениться – тот не цениться». «Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

«Человек без Родины, что соловей без песни». «Родина мать умей за нее постоять». «Жить – Родине служить». «Один за всех и все за одного». «Жизнь пройти, не поле перейти».

Пословицы и поговорки помогают включить в словарь дошкольника такие слова, как «боец, герой, Родина, народ, побеждать, защищать и т. д.»

Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

2. Проведение игр с использованием пословиц.

Игра: «Скажи по другому»

Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.

Игра: «Узнай пословицу по картинке»

Игра: «Я начну, а ты продолжи.»

Игра: «Нарисуй пословицу»

Игра: «Инсценировка пословиц»

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы

«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы Цель: создать условия для расширения у детей старшего дошкольного возраста представления о русских народных праздниках. Задачи: продолжать.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация для родителей «Мама, я сам!»

Консультация для родителей «Мама, я сам!» Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам (а!" - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти.

Консультация для родителей «Милосердие» Впустите в сердце доброту Чуткость,сострадание. И в вашем сердце зацветут Любовь и понимание. Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении.

Консультация для родителей «Мы изучали» На этой неделе мы изучали тему «День матери. Женские профессии» 1. Развитие речи: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Задачи:.

Консультация для родителей «Святки». Консультация для родителей «СВЯТКИ». Все на Святки! Все на Святки! Приходите-ка! И ОВСЕНЬ и КОЛЯДА будут вместе снами! -Это что такое СВЯТКИ?.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1

Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1 Пословицы и поговорки— неотъемлемая часть культурного развития русского фольклора. Это можно назвать даже одним из способов передачи накопленного.

Следующая пословица

«Без пословицы речь не молвится».

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними

разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и

пословицы, а ведь в них заключается суть решения любого конфликта. Дети

дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и

воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают

буквально всё, даже не желая того.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки

узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со

сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения,

основным из которых является речь.

В возрасте от двух до пяти лет одной из серьезнейших задач является развитие у детей мышления и формирование чистой, правильной речи, развитие все более тонкого понимания оттенков ее смысла. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Особенно они важны для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Отличаются эти дети и своеобразием отдельных сторон мышления, как например, несформированностью некоторых понятий, замедленностью темпа мыслительных процессов и пр.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в

людях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста устного

народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления,

мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных

Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы и развития речи в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие.

Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным,часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Работа над пословицами и поговорками начинается со средней группы детей дошкольного возраста. Пословицы применяются для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных тяжелых согласных, особенно тех, какие отсутствуют в родном языке. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления.

Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку,который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое,когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель - нет против меня?»

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.

Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл.Например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело - доведи до конца, а не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.

Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.

Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций,как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Добро помни, а зло забывай».

Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать,дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь».

После занятия, кстати, будет пословица: «Делу время, потехе – час».

Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи.Любое совместное дело хорошо напутствовать словами: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)», а после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы (Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались и т. п.) становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую)и она получилась качественной говорю: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело».

Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы,чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи». Пословица показывает отношение к силовому поступку; сила хороша с добротой,а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого,несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».

Ссора может привести к потере друзей. Есть пословицы, подчеркивающие значения дружбы,согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе - тесно, а врозь - скучно», «Старый друг лучше новых двух».А про двух неразлучных друзей говорю: «Куда иголка, туда и нитка».

Таким образом, несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. Приобщая детей к золотому фонду народной культуры решаются не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствуется их внутренний мир, становится более духовным.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Следующая пословица


На протяжении долгих веков, передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки являются зеркалом жизни русского народа. Они возникали и менялись вместе с историей общества, отражая собой обычаи, нравы и чаяния многих поколений. Являясь кладезем народной мудрости, пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка. Предлагаемый сборник будет интересен широкому кругу читателей.

Оглавление

  • Предисловие
  • Пословица не на ветер молвится
  • Не единым хлебом жив человек
  • Дом вести – не лапти плести

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На всякого мудреца довольно простоты. Русские народные пословицы и поговорки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Следующая пословица


Предлагаемый вниманию читателей сборник русских пословиц и поговорок – настоящая сокровищница народной мудрости. Передавая из уст в уста свои наблюдения и накопленный жизненный опыт в форме лаконичной, легкой для запоминания фразы, люди привносили в каждое из высказываний частичку своего понимания. Вы познакомитесь с различными высказываниями о дружбе, любви, родине, семье, работе и многими другими. В книге вы найдете не только собрание русских пословиц и поговорок, но и авторские изречения и побасенки. Этот сборник предназначен для широкого круга читателей: специалистов-филологов, школьников, студентов и всех, кто интересуется творчеством русского народа.

Оглавление

  • Предисловие
  • Пословица неспроста молвится
  • Чужбина – калина, родина – малина
  • Как живем, так и умираем
  • Счастливый скачет, бесчастный плачет

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 20000 русских пословиц и поговорок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Читайте также: