Армянская сказка золотое яблоко пословицы

Обновлено: 22.11.2024

формировать умение работать в парах (диалог царя и бедняка).

Оборудование:

музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»; мультимедиа (слайды); рисунки детей;

иллюстрация - Бабушка-Загадушка; кузовок с загадками, коробка-сюрприз с яблоками; учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова, 3 класс часть 1; оценочный лист «Пушистик настроения».

I. Организационное начало урока.

(Под музыку в “Гостях у сказки”) на доске изображение гостьи.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка. Она приготовила для вас загадки и задания. Вы будете молодцами, если справитесь с её заданиями и получите вкусный приз. Согласны? Тогда начинаем!

II. Повторение пройденного.

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях.

ЗАГАДКА 1. (из кузовка)

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)

- А что за литературный жанр - сказка?

(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)

- Чем же сказка отличается от другого произведения?

(В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)

-Прочитайте слова А.С. Пушкина.

- Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)

- Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

- Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

- А как называются сказки, которые сочинил народ?

(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)

- А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)

- Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки. Будь внимателен, дружок.

Отгадывание сказок (вынимаем задание из кузовка, читаем, отвечаем)

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

- Старик, старуха, горшок, кафтан. ( «Кому горшок мыть» - народная).

- Ученик 3 класса, злые волшебники, ходики («Сказка о потерянном времени» Е. Шварц – литературная)

3. Задание (из кузовка) Самостоятельная работа.

- А сейчас вспомним отличия литературной сказки от народной?

(составление таблицы на карточках лежащих на столах)

(Слайд №4- вопросы)

Кто является создателем народной сказки; литературной?

Форма создания сказки?

Можно ли вносить изменения в сказку?

Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?

Какие жанры используются в сказках?

(Слайд №5 -таблица)

1.Автор – конкретное лицо.

2.Существует в устной форме.

2.Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (Создатель может внести изменения)

3. Внесение изменений не допускается

4.Время создания сказки определить невозможно.

4.Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определенным жанром

- волшебная,
- бытовая,
- о животных.

5. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Итог: Мы повторили особенности народной и литературной сказки. Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

Бабушка-Загадушка, очень довольна, как хорошо вы хорошо знаете особенности сказок.

- Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)

1. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

- А кто сможет догадаться народная эта сказка или литературная? (опираясь на таблицу) (Народная, ограничивается определённым жанром – бытовая)

- Можно ли слушая сказку, сказать какой народ её написал (Нет, нет имен, обычаев, названий мест)

- Тогда хотя бы название сказки предположить вы можете? (Ответы детей)

- Бабушка-Загадушка даст вам подсказку:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (ЯБЛОКО)

( Слайд №6 – тема урока)

I V. Работа над новым материалом.

1. Работа над названием сказки.

- Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку, о ткройте учебники на странице 82.

- Прочитайте название сказки.

- Какой народ сочинил эту сказку? (армянский)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

2. Вторичное чтение сказки по учебнику

(хорошо читающими детьми) – по абзацу, диалог царя и бедняка по ролям.

3. Словарная работа:

- В сказке встретились трудные слова, объясните, если сможете их значение.

Угождали – сделать что-то приятное, нужное, желаемое.

Свирель - музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.

Цитра - струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящика.

Указ - распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.

Великая печаль - большое чувство грусти.

Небылица - это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка

Вельможи - знатные богатые люди.

4. Вопросы после прослушивания. Разбор сказки.

- Кого вы считаете главными героями сказки? Почему? (Царь и бедняк)

- Кто может кратко рассказать о жизни царя? ( Царствовал…… и заскучал)

- Каким образом царь хотел освободиться от скуки? (Подтвердите свои ответы словами из текста – созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)

- Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)

- Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)

- А вам не кажется, что царю не обязательно выполнять физическую работу, он ведь глава государства, он должен думать о жизни своего народа, издавать указы и законы и тогда не будет скучать. Для него от скуки нужно заняться государственными делами, мыслить, думать. Не каждому человеку нужно одинаковое лекарство.

- Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера ? (Смелый, умный, находчивый)

- Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)

- Почему после случая с бедняком царь перестал скучать ? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)

V. Подведение итогов.

Бабушка-Загадушка старенькая, память слаба, стала, просит вас напомнить, с какой со сказкой познакомились.

1. Расскажите все о сказке, с которой сегодня познакомились?

Что вы для себя взяли из этой сказки? Как вы боретесь со скукой?

Итог: От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая.

2 . Работа с пословицами.

-У вас на столе есть список пословиц и поговорок. Выберите те, которые подходят к нашей сказке. Докажите свой выбор. (Дети выполняют задание)

Примеры пословиц и поговорок.

Семь раз примерь, один — отрежь.

Без дела жить - только небо коптить.

В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.

Во всяком мудреце довольно простоты.

Болтовня и красна, и пестра, да пуста.

Был пирог, найдется и едок.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Всяк своим умом живет.

Язык мягок - что хочет, то и лопочет.

Уговор дороже денег.

Худ солдат, который не надеется быть генералом.

Давши слово, держись, а, не давши – крепись.

По заслуге и плата.

Соврет – глазом не моргнёт.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Делу время, потехе час.

Всяк человек своего счастья кузнец.

VI. Итог урока. Оценивание. Домашнее задание. Рефлексия.

1. Самооценка работы.

Бабушка-Загадушка предлагает вам провести самооценку по критериям:

«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;

«4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;

« » - не очень понравилась моя работа на уроке,

встаньте те (поднимите руку), кто за свою работу на уроке не поставил себе оценку;

теперь те, кто поставил оценку «4»;

теперь те, кто поставил оценку «5».

2. Домашнее задание.

Перечитать сказку ещё раз, подготовить ответ на вопрос №2 стр.84; выполнить задание тетради на печатной основе стр. 19.

Бабушка-Загадушка приготовила для вас листок «Пушистик настроения», обведите в кружочек, того Пушистика с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите «Пушистик настроения» соседу по парте.

- Я и Бабушка-Загадушка очень довольны вашей работой. Бабушка-Загадушка дарит вам вкусный приз – яблоки, чтобы вы помнили, что от скуки есть разная работа, как физическая, так и умственная.

воскресенье, 4 августа 2019 г.

"Каждый свое получил" эстонская сказка

Эстонская народная сказка

Жанр: бытовая сказка

Главные герои сказки "Каждый свое получил" и их характеристика

  1. Прохожий. Волшебник. Справедливый.
  2. Бедная хозяйка. Гостеприимная, радушная, добрая.
  3. Богатая хозяйка. Скупая, жадная, злая.
  1. Ночь
  2. Поиски ночлега
  3. У бедной хозяйки
  4. Напутствие
  5. Бесконечно полотно
  6. Работник
  7. У богатой хозяйки
  8. Бесконечный чих
  1. Хотел прохожий переночевать, но богачка не пустила его.
  2. У бедной было много детей, и не было еды.
  3. Прохожий сказал, что будет она делать весь день начатое с утра.
  4. Весь день мерила бедная полотно и похвастала соседке.
  5. Вернула соседка прохожего, и тот пожелал ей того же.
  6. Весь день соседка чихала и не могла остановиться.

Чему учит сказка "Каждый свое получил"
Эта сказка учит быть гостеприимными, отзывчивыми, добрыми, всегда приходить на помощь нуждающимся. Учит не жадничать, не быть скупыми, не завидовать.

Отзыв на сказку "Каждый свое получил"
Мне понравилась эта сказка про добрую и скупую хозяек. Добрая получила заслуженную награду, стала богатой, а богатая тоже получила то, что заслужила - прочихалась на всю жизнь. А не надо было жадничать.

Пословицы к сказке "Каждый свое получил"
По делам и награда.
Доброе дело без награды не останется.
Не просил, а получил, не мечтал, а сбылось.
Жадность всякому горю начало.
При скупости и жадности проживешь жизнь без радости.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Каждый свое получил"
Шел как-то прохожий по дороге, а тут и смеркаться начало. Стал прохожий в дома стучаться, на ночлег проситься. В богатый дом постучал, оттуда его хозяйка с бранью и угрозами прогнала. В бедный дом постучал, открыла ему хозяйка двери и в дом пригласила.
Видит прохожий. живут здесь бедно, ребятишек много, все в рваненьких рубашках бегают.
Извинилась хозяйка, что угостить прохожего нечем, а тот спросил, отчего дети в такой плохой одежде ходят.
Ответила хозяйка, что муж умер, живет одна, денег едва на еду хватает.
Достал прохожий из сумки еды, угостил детей чем было, да спать лег.
Утром собрался прохожий уходить, да сказал хозяйке на прощание, что чем она начнет заниматься утром, будет до вечера делать.
Ушел прохожий, а хозяйка решила сшить детям одну новую рубашку на всех, и стала мерить полотно. Мерила, мерила, а полотно все не кончается. Обрадовалась хозяйка, с богачкой-соседкой счастьем поделилась.
А та сразу смекнула в чем дело и работника за прохожим посылает. Догнал работник прохожего, уговаривает его вернуться, у богачей пожить. Не хотел прохожий возвращаться, да пожалел работника. Вернулся к богачке, стал у нее жить, столоваться. День живет, второй, третий, богачка уже локти кусает, ждет не дождется, когда прохожий уйдет.
Наконец, собрался прохожий уходить, да точно также напутствовал богачку. Что будет она делать весь день то, что начала с утра.
Обрадовалась богачка, схватила аршин и в подвал бегом, полотно мерить. Да только чихнула случайно. И пошла чихать весь день не переставая.

Следующая пословица

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

среда, 16 сентября 2020 г.

Армянская сказка "Отчего лук стал горьким"

Жанр: народная сказка о растениях

Читайте краткое содержание других армянских сказок:
"Золотое яблоко"
"Портной и царь"

Главные герои сказки "Отчего лук стал горьким" и их характеристика

  1. Лук. Злой, ревнивый, завистливый, полный самомнения, чрезмерно гордый.
  2. Арбуз. Добродушный, веселый, всем желает добра.
  3. Подорожник. Стойкий, упорный, крепкий, сильный.
  1. На одной грядке
  2. Подорожник на дороге
  3. Насмешки лука
  4. Заступничество арбуза
  5. Испуг лука
  6. Железо и подорожник
  7. Проклятье и благословение
  8. Горький лук
  1. Раньше лук был сладким, а арбуз маленьким.
  2. Лук рос ухоженным и ни о чем не беспокоился.
  3. Он смеялся над трудолюбивым подорожником.
  4. Лук позвал железо, чтобы оно уничтожило подорожник.
  5. Подорожник проклял лук и благословил арбуз.
  6. Арбуз стал сладким, а лук горьким.

Чему учит сказка "Отчего лук стал горьким"
Сказка учит отзывчивости, доброте, благожелательности. Учит никому не желать зла. Учит не завидовать. Учит довольствоваться тем, что имеешь. Учит радоваться чужим успехам. Учит бороться с трудностями.

Отзыв на сказку "Отчего лук стал горьким"
Мне очень понравилось, что добрый арбуз стал сладким и большим. Он радовался успехам других растений, и теперь мы радуемся его вкусу. Но и лук, став горьким, не потерял своей привлекательности. Сложно представить себе какое-либо блюдо без лука. И пусть лук поступил нехорошо, но это неожиданно привело к его успеху. Горечь лука стала его достоинством.

Пословицы к сказке "Отчего лук стал горьким"
Не знаешь где найдешь, где потеряешь.
От лихости и зависти нет ни прока ни радости.
Не желай другому того, чего не хочешь себе.
С людьми жить - человеком нужно быть.
Чужого горя не бывает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Отчего лук стал горьким"
Когда-то давно арбуз и лук жили рядом, на одной грядке. И в те годы арбуз был маленьким и горьким, а лук большим и сладким.
Сладкий лук поливали, за ним ухаживали, и ему не приходилось заботиться о себе. Поэтому лук скучал.
Однажды он увидел, как за оградой пробивается из дороги подорожник. Лук показал подорожник арбузу и тот пожалел растение, которому приходилось так тяжело.
Но лук смялся над подорожником и издевался над ним. Он спрашивал, что тяжелее, умирать под ногой, копытом, от железа или сухости. Но подорожник отвечал, что трудности только делают его сильнее.
Лук вдруг увидел, что подорожник начинает растить себе детей и испугался. Он подумал, что подорожники выпьют всю воду и он засохнет. Напрасно урезонивал его арбуз, говоря, что воды всем хватит, лук ничего не хотел слушать.
Он позвал железо и то стало безжалостно кромсать подорожник.
А подорожник умирая проклял лук, пообещав тому, что тот станет горьким, как его слезы. И напротив благословил арбуз, пожелав тому стать сладким, как его надежды.
Железо искромсало подорожник, но не заметило, что семена растения развеялись по ветру. И вскоре вокруг во множестве расцвели подорожники.
Лук видел это, скрежетал от злобы, и становился все меньше и все более горьким.
А арбуз радовался, видя детей подорожника, и от радости разбухал и становился слаще.
Так лук стал горьким, а арбуз сладким.

Следующая пословица

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Следующая пословица

Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года.

Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно.

Сидит он на троне и скучает.

Приказал он созвать во дворец музыкантов со всей страны. Играли ему музыканты и на свирели, и на цитре, и на бубне, и на барабане. И надоели царю до смерти.

Приказал он позвать плясунов. Уж плясали плясуны, плясали, и так и этак коленца выкидывали, едва ноги себе не отбили. А царь и смотреть на них не хочет.

Приказал царь созвать самых искусных наездников. Скакали они перед царём, и сидя в седле, и стоя на коне, и по ровному месту, и по горным склонам. А царь смотрит и зевает, зевает и не смотрит.

Приказал царь созвать самых сильных силачей. Стали они бороться, свою силу-ловкость показывать. И только ещё больше скуку на царя нагнали.

Сидит царь и думает: как литься? И придумал.

Послал он гонцов по всем вывесить на всех площадях и царский указ:

Наш милостивый царь,

Пребывая в великой печали, объявляет:

Кто придумает небылицу,

Такую хитрую, что самого царя обманет,

Тот получит в награду золотое яблоко.

Много на свете людей, которые соврут и дорого не возьмут, а тут им золотое яблоко обещают. И не хочешь, а соврёшь.

Повалил к царю всякий народ — и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, завираются, невесть что плетут. А царь только рукой машет:

— Ступайте, слушать вас скучно! Даже соврать толком не умеете!

И вот пришёл во дворец бедняк. Низко поклонился царю и поставил перед ним кувшин.

— Чего тебе надо? — удивился царь.

А бедняк отвечает:

— Я пришёл получить забыл, милостивый царь, золота?

Царь так и подскочил

— Да ты что, в своём ли уме? Когда я у тебя золото брал? Вот уж врун так врун!

— Ну, если я такой хороший врун, - говорит бедняк, — тогда давай золотое яблоко. Для бедного человека и этого немало!

Видит царь, что попался, как мышь в мышеловку.

— Да какой ты врун! — говорит. — Разве же это вранье?

— А если это не вранье, — говорит бедняк, — тогда сыпь сюда золото, — и постучал пальцем по кувшину.

Не знает царь, что делать. Отдать золотое яблоко жалко, а кувшин золотых монет — ещё того больше. Думал он, думал — ничего не придумал. Пришлось ему отдать золотое яблоко.

Читайте также: