Амчанина тебе во двор откуда поговорка

Обновлено: 05.07.2024

В течение многих веков Мценская земля подвергалась опустошительным набегам иноземных завоевателей. В разное время за город воевали татары, Литва, рязанские и московские князья. Большую роль в отражении врага сыграла мценская крепость, воздвигнутая на обрывистом берегу Зуши.

В XVI-XVII вв. мценская крепость была одной из мощнейших на южных рубежах русского государства. О богатой событиями истории Мценска напоминают нам памятники архитектуры, которые придают городу особый колорит. Многие культовые памятники зодчества расположены на видных перспективах улиц и живописных береговых холмах.

Наличие уникальных памятников природы, архитектуры и истории, глубокая связь Мценского края с историей нашего государства обеспечило древнему Мценску достойное место в ряду городов России.

Материалы по теме:

1890-1907

/ Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 18901907.

1964-1973

/ Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М.Р. Фасмер. 1964-1973.

1972

Впервые упоминается в 1147 под названием Мьченск в составе Черниговского княжества. В 1320 присоединён к Литве; с начала XVI в. – в составе Русского государства. С 1778 – уездный город.

Заводы: вторичных цветных металлов, алюминиевого литья (филиал Московского автозавода им. Лихачёва), коммунального машиностроения, кормовых антибиотиков, кирпичный; овощеконсервный, мясной комбинаты; швейная, мебельная фабрики. Крупный цветоводческий совхоз. Вечерний металлургический техникум. В 10 км к С. от М. – заповедник-усадьба И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново.

/Макашов А. Ровесник Москвы.Орел, 1972.

1994

С начала XIX в. М. начал быстро расти как торговый город с речной пристанью; отсюда по Оке и Зуше сплавлялись продукты сельского хозяйства и изделия кустарных промыслов. Ежегодно на баржах (за навигацию отправлялось свыше 500 барж и паромов) вывозилось 3,5 млн. пудов хлеба в Серпухов, Коломну, Москву и Рязань. На прядильных заводах М. производили канаты (до 4 тыс. пудов в год), кузнецы выделывали снасти для речных судов, плотники были заняты ремонтом барж и паромов. После открытия в 1868 Московско-Курской железной дороги от Орла до Москвы (пересекла с севера на юг левобережную часть М., где со временем сконцентрировалась большая часть промышленных предприятий) мценская хлебная пристань постепенно утрачивает своё значение(центром торговли становится Орёл). В 1802 г. в Мценском уезде, в селе Алябьеве, был построен один из первых в России свеклосахарный завод (просуществовал до 1868). В 1862 в М. построено каменное здание пересыльной тюрьмы, где в 1880-1881 гг. содержались революционеры-народники П.А. Алексеев, И.Н. Мышкин и др. (здание сохранилось). В XIX в. в М. действовал подземный деревянный водопровод (длина 1 км). В конце XIX в. в торгово-купеческом М. насчитывалось 164 каменных и 1673 деревянных жилых дома, действовали маслобойный, 2 мукомольных, кирпичный, шорный, бондарный, свечно-сальный заводы.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 М. был оккупирован немецко- фашистскими войсками 11 октября 1941; освобождён 20 июля 1943 во время сражений на Орловско-Курской дуге; сильно разрушен.

Планировка М. в основном сложилась в XVII в. Дороги, связывавшие М. с Белёвом, Орлом, Курском и Новосилем, сходились к торговой площади у речного перевоза, что определило веерный характер застройки правобережья, остальные улицы шли параллельно и перпендикулярно реке. К 1780 г. все узлы планировочной структуры были закреплены приходскими и соборными храмами, монастырями. Торговая площадь у перевоза играла роль общегородского центра, где размещались приказная изба, причалы пристани, лобное место и др. В 1780 г. утверждён генеральный план М.; для каждого берега была намечена прямоугольная система планировки, которая учитывала принципы старой застройки (с 1790 почти полностью застроен в соответствии с планом).

При подготовке статьи использовалась литература:

  • Дунаев М.М. На земле великой битвы. – М., 1976.
  • Макашов А.И. Мценск. – Тула, 1980.
  • Макашов А.И. На семи холмах. – Тула, 1988.
  • Орловская область. Каталог памятников архитектуры. – М., 1985.
  • Аниканов В.Ф. Мценск в памятниках истории и архитектуры. – Орел, 1988.
  • Аниканов В.Ф. Город на Зуше. – Орел, 1993.

/Города России. ЭнциклопедияМ.: Большая Российская Энциклопедия И. Кондратьева, 1994.

Следующая пословица

ИСТОРИИ О ЧАРАХ И СТАРЫХ ВРЕМЕНАХ В МЦЕНСКОМ РАЙОНЕ
( Булгаковские чтения. Сборник научных статей по материалам V Всероссийской научной конференции с международным участием. Орел, 2011 - С. 377 - 381. )

Мценский район Орловской области чаще всего привлекал внимание фольклористов возможностью записать старинные песни. Легенды, истории о чарах и чудесах данной местности практически никогда не становились объектом исследования. На настоящий момент опубликованными и официально признанными являются всего несколько таких повествований. В первую очередь, это легенды о гибели первосвятителя Кукши и об обретении жителями города чудесного образа Николая Чудотворца, якобы прибывшего во Мценск в древние времена на каменном кресте, приплывшем против течения по реке Зуше. Орловский историк В. Неделин считает, что последняя легенда была создана, как и образ Св. Николая Мценского, в конце XVII в.
Стоит прибавить к этим, затрагивающим сказочную старину, легендам шутливый рассказ, объясняющий известную поговорку о нравах жителей Мценска («Амчанина бы тебе на двор!»), который записал исследователь фольклора И.П. Сахаров (1807 – 1863): «Когда-то амчане, обиженные летом проезжими, вздумали зимой отыскивать виноватых. Летом было не до того им: то сенокос, то жатва. Зимой другое дело: с печи да на полати, с полатей да на печь. Собрались миром и стали толковать: где же искать проезжих? Известное дело: на постоялых дворах. Долго не думали: собрались всем миром на одних санях да отправились в дорогу. Куда не приедут, везде находят виноватых. Расправа коротка: в кнуты да в дубины. С тех пор мценские дворники не могут равнодушно слушать, когда им говорят: «Амчанина бы те на двор!»
На этом, пожалуй, практически исчерпываются все легенды и истории, связанные с Мценским районом, опубликованные на настоящий момент. Между тем, ещё возможно записать обрывочные истории, которые составляли когда-то богатый полусказочный мир местных горожан и крестьян. Как правило, они короткие и не имеют сложного сюжета, привязаны к конкретной местности, а иногда к конкретному, реально существовавшему человеку. Услышать их можно при подходящем случае в разговоре от людей, как преклонного, так и среднего возраста. Истории эти пересказываются как всем известные, вполне достоверные вещи, даже если в них говорится о необычных явлениях. Можно выделить ряд тем этих рассказов :

1) О старине мест – истории, объясняющие название места, или рассказывающие о связанном с ним памятном событии.

Посмотри на гору Самород…

Посмотри на гору Самород. Раньше там стояла литовская крепость. Однажды к ней пришли московские войска. Горожане Мценска храбро им сопротивлялись под руководством литовского князя Александра. Но однажды защитники города проснулись и узнали, что князь исчез (бежал). Они пали духом, и враги взяли город.
Записано в Мценске со слов Лебедева Н.Г. в 1989 г. и Савчук Е.Ю. в 1990.

Следует отметить, что исторически никакого литовского князя в Мценской крепости никогда не было, хотя город действительно в процессе вхождения в состав Московского государства несколько раз брался штурмом московскими войсками, так и не дождавшись помощи от Великого княжества Литовского, в состав которого он входил.

Почему у Троицкой церкви светлое пятно на кресте.

Однажды шли венчаться двое сирот. Вдруг ветром с невесты сорвало плат и вознесло на крест, обмотав вокруг него. Из-за дурного предзнаменования свадьбу отложили. Позже выяснилось, что молодые - родные брат и сестра. С тех пор у Троицкой церкви светлое пятно на кресте.
Записано в Мценске со слов В.П. Чумазова, 2008 г.

Между деревнями Елизаветинкой и Кручь есть лес Покой. Он носит такое название потому, что, как бы ни бушевала непогода, внутри него всегда стоит тишина, и ни одна ветка не шелохнётся. Все стараются бывать в этом лесу только днём, до темноты. После войны в лесу скрывались бандиты, которые убили местного почтальона. Однажды в лесу голодный волк напал на женщину, которая зимой возвращалась с вечерней дойки коров на санях, запряжённых лошадью, в деревню. От толчка женщина выпала в снег, но сумела схватить волка за язык. Она тащила его за собой более километра до конюшни, где мужчины закололи зверя вилами.

Чудесные свойства Покоя объясняются, вероятно, тем, что этот очень густой, смешанный лес растёт в лощине. Случаи с почтальоном и женщиной являются реальными. Последний даже освещался в районной прессе.

В Савином лесу возле деревни Подъяковлево есть овраг, называемый «Тишкины портки». Говорят, он так называется потому, что однажды деревенский пастух Тишка, увидев волка, так испугался, что, убегая, потерял свои штаны. По форме овраг действительно напоминает брошенные портки.
Камушки
Возле деревни Подъяковлево есть большие заросшие валуны, а под ними – ручей с мелким песком и камушками на дне. До революции под валунами были вырыты углубления, в которых полоскали бельё и мочили лён. Старики говорили, что нельзя двигать валуны, иначе разольётся большая река и отрежет пахотные земли Подъяковлево, которые отойдут в пользу соседней деревни Тросна.
Записано от А.Н. Минаковой родом из д. Подъяковлево (Мценский район) во Мценске, 2009 г.

2) Рассказы о разбойниках.
Разбойничий промысел был давно и широко распространён по всей Орловской губернии. Он сохранялся даже во вт. пол. XIX в. Шайки разбойников состояли из людей, бежавших от рекрутчины, налогов, нарушителей закона и просто лихих молодцов. Иногда разбойным промыслом промышляли целые деревни. Их добычей становились не только купцы и сборщики налогов, но и простые прохожие.

О разбойничьих названиях

В старину было много разбойников. Когда купцы выезжали в дорогу, они писали завещания, опасаясь не вернуться. Знаешь, от чего пошло название Думчино? В старину, подъезжая к лесу, начинавшемуся у этого места, купцы кручинились и задумывались о том, удастся ли им проехать благополучно. Если опасное путешествие удавалось, то, достигнув первой безопасной деревни, они заказывали благодарственный молебен в церкви и радовались. Эта первая безопасная деревня до сих пор так и называется - Отрада. Между Думчино и Отрадой ныне находится железнодорожная станция Железница. Знаешь, почему она так называется? В этих местах бродила шайка Железницы, разбойника с железной рукой.
Записано в Мценске со слов Лебедева Н.Г. в1989 г.
О разбойничьих деревнях
В старые времена бывали днём деревни, как деревни, а по ночам их жители ходили сторожить запоздалых путников на дорогу. В окрестностях д. Волково до революции находились два населённых пункта, известных под неофициальными названиями Грабиловка и Разгуляй. В последнем происходило «празднование» разбойничьей удачи. Теперь на том месте ничего нет, лишь иногда неосторожный путник может провалиться в старый погреб давно разрушенного дома. Там есть знатные погреба, с кирпичными стенами и потолками. Однажды мой отец, пойдя по грибы, наступил на примятую траву и провалился в такой погреб. Внизу уже лежал издохший кабан, который так и не смог выбраться из ямы.

О братьях Смородиновых

Знаешь, почему Азарово называется Азаровым? Потому что его жители «озорничали» на дорогах. Мой дед рассказывал со слов своего деда, Егора Егоркина, промышлявшего шитьем шуб, о случае, приключившемся с ним давно, ещё до революции. Однажды Егор, тогда очень молодой человек, пришел в Азарово и остановился в доме семьи Смородиновых, где было несколько взрослых сыновей. Чтобы не мешать семье днем, швец работал по ночам в особо отведенном для работы углу. Как-то ночью хозяйские сыновья встали и, пожаловавшись на скуку, предложили Егору пойти «поозорничать». Он отказался, сославшись на работу. Тогда парни запрягли телегу и куда-то уехали. Они вернулись под утро, нагруженные всяким добром. Из их разговоров Егор понял, что попал в разбойничье гнездо, и, побыстрее закончив работу, бежал оттуда без оглядки.
Записано в д. Волково в 2006 г.

О разбойнике Алексее Кирюхине

Алексей Кирюхин был старшим сыном деда Никифора Милочки и жил в деревне Волково. Он очень любил лошадей. Однажды он заступился за мать в каком-то споре с управляющим имением и оказался вне закона. Чтобы прожить, Алексей начал промышлять уводом лошадей и продажей их в г.Туле, но никогда при этом не проливал крови людей. Все жители деревни знали о нем, но его никто не выдавал. Тогда управляющий, в сговоре с властями, устроил в Туле на базаре в воскресный день драку. Они знали, что Алексей обязательно вступится за незаслуженно обиженного и тем выдаст себя. В этой драке разбойник был убит ножом.
Записано в д. Волково от Е.Р. Шелковиной в 2000 г.

3) Рассказы о зачарованных местах, чарах и людях, наделённых необычными способностями.

Между Полянками и Подъяковлево - расстояние не более одного километра. В седловине между ними когда-то находилась церковь с домом священника, садом и прилегающим к ней кладбищем. Когда церковь забросили, она стала постепенно разрушаться и зарастать травой и кустарником. Старые могилы без ухода сделались совершенно незаметными и постепенно начали сравниваться с землёй. В этом месте никто не селился, не косил траву и не собирал грибы. Считалось, что если кто-то случайно наступит на старую могилу, то в наказание его будет «блуд водить». Моя бабушка, Алёна Ивановна Харламова, будучи девочкой, договорилась с подругой сходить в заброшенный сад священника при церкви, чтобы нарвать яблок. Осуществив своё намерение, девочки решили вернуться домой, но когда тропинка дошла до большака (большой проезжей дороги), откуда должна была виднеться их деревня, подруги обнаружили, что их домов на месте нет. Несколько раз они возвращались обратно и вновь доходили до большака – деревня пропала. Наступила ночь. Девочки рассорились и разбрелись искать дом поодиночке. Алёна брела в полной тьме, пока не обнаружила, что под ногами её не дорога, а камни и вода. Тогда она решила остановиться и ждать утра. Когда забрезжил рассвет, и стали различимы предметы вокруг, она услышала злой смех, после чего поняла, что стоит в ручье Камушки. Добежав до большака, девочка увидела, что дом её находится на прежнем месте. Подруга её также нашлась очень далеко от деревни.
Алёна Ивановна Харламова умерла в 1972 г. в возрасте 82 лет.

Полдень на большаке

Запомни, что в полдень нельзя находиться на перекрёстке большака. В это время там можно повстречать нечистую силу и пропасть без вести. Раньше в это время никто на большую проезжую дорогу не выезжал.
Записано от А.Н. Минаковой родом из д. Подъяковлево (Мценский район) во Мценске, 2009 г.

Дед Милочка, Никифор Кирюхин, жил в д. Волково Мценского уезда. Он был зажиточный человек, и всё спорилось в его хозяйстве. Какие бы беды не обрушивались на крестьянскую общину – падёж скота, эпидемии, неурожаи – всё обходило его стороной. Никифор разводил скот и умел на ярмарке выбрать лучшую корову или лучшего коня. Часто люди приходили к нему и говорили: «Отдай нам эту скотину, ты себе ещё наживёшь». Милочка продавал им корову или лошадь по сниженной цене, а бедным отдавал просто так. Был он лучший и щедрый хозяин в округе. Всегда помогал соседям словом и делом. Никифор дожил до образования в Волкове колхоза и первым вступил в него.
Когда я была маленькая, помню, бывало, бредёт он, старенький, с палочкой через косогор, улыбается всем встречным и говорит: «Здравствуй, милочка»! От этой присказки и пошло его прозвище.
Записано в д. Волково от Е.Р. Шелковиной в 1989 г.

О родительском проклятии

У отца моей свекрови, Никифора Кирюхина, было семеро детей. Все были хорошими, а о моей свекрови и одном из её братьев, Акиме, их мать Анна говорила: «Как не мои дети, верно, их подменили в колыбели». Свекровь в молодости была замужем за парнем из соседней деревни – Василием, но она была распущенной. Василий оставил ей двух детей – моего мужа Колю и дочь Валю, а с другими детьми – Лизой и Ваней – ушёл в город. Однажды Аким пришёл к нему вроде как повидаться по - родственному, и попросил помочь продать на базаре лошадь. Василий согласился. На базаре его арестовали: лошадь оказалась украденной из колхоза. Василию дали за кражу лошади 10 лет. Анна в отместку мужу отдала детей, находившихся при нём, в детский дом. Перед войной отец приходил к ней, чтобы забрать детей, но она ему не призналась, где они. Больше его никто не видел.
Мой муж Коля работал в колхозе на конюшне. В это время он нашёл свою сестру Лизу и получил от неё письмо. Однажды он долго не возвращался с работы. Я пошла его искать и нашла сильно пьяным.
-Коля, зачем же ты так напился? – спросила я.
-Как же мне не напиться, если меня прокляла родная мать за то, что я нашёл Лизу.
Вскоре после этого Коля увидел, как в лесу на переходе через железную дорогу один наш мужик отнял у женщины кошелёк, и заставил его вернуть деньги. Немного погодя мой муж стал объезжать колхозную лошадь, но она внезапно встала на дыбы и растоптала его. Под седлом у неё были найдены колючки. Думали на того мужика, что хотел ограбить женщину, да никто ничего не доказал. Вот оно каково, родительское проклятие!
Записано в д. Волково в 1990 г.

Лес всех святых

Однажды мне так плохо было, что хоть криком кричи. Муж пил, свекровь травила, и захотелось мне умереть. Пошла я в лес, иду и вижу: лес в самой гуще приветливый и светлый. Церковь стоит в лесу, и такая благодать разлита вокруг, что села я на пенёк и сижу, как зачарованная. Подходит ко мне маленький человечек в чёрной ряске, точно монашек, и строго спрашивает:
-Ты что тут делаешь?
-Плохо мне, муж пьёт, свекровь травит, вот и пришла я в лес: хочу умереть.
-А знаешь ли ты, что за лес?
-Нет.
-Это лес всех святых. Оглянись.
Я оглянулась, а позади меня стоят все святые в несколько рядов, как в церкви на иконостасе. Стоят и так по-доброму на меня смотрят. А маленький человечек в ряске и говорит:
-Если хочешь, то можешь здесь навсегда остаться.
И так мне захотелось никуда оттуда не уходить! Да только я вспомнила о своём маленьком сыне и говорю:
-Простите меня, дяденька, только мне нужно назад. У меня ребёнок проснётся, а меня нет.
-Тогда иди вперёд и не оглядывайся.
Я пошла, и вскоре лес кончился. Я увидела впереди поле, а на нём – мой сын играет с другими детьми и смеётся.
И я вдруг проснулась… Но ведь когда я пошла в лес, я не спала. Как так могло получиться? Не знаю.
Записано в д. Волково в 1989 г.

Предание дома земле

Однажды случилось мне быть в одном доме на похоронах, и я увидела, как одна женщина по-имени Анна рассыпает тайком по углам землю. Я сразу поняла, что это могильная земля, и она желает извести хозяев, предавая их заживо земле. Когда все вышли из дома, я задержалась и тщательно собрала землю, после чего отнесла её в церковь и спросила у батюшки совета. Батюшка велел мне поставить Анне свечу за здравие, а сам что-то читал над землёй, после чего велел отнести её на кладбище. Когда я возвращалась домой, то узнала от соседки, что в то время, как я была в церкви и на кладбище, Анне внезапно сделалось худо, и её никак не могли привести в чувство. Позже, когда мы с ней встретились, Анна сильно испугалась и закричала, что я – ведьма.
Записано в д. Волково в 1989 г.

4) Рассказы о старых временах.

Барский сын
Давно ещё, до революции, у наших родственников, в семье Потаповых, невестка Александра родила ребёнка, и муж велел ей идти на заработки кормилицей в богатую семью. Та семья переехала в Одессу, и женщина отсутствовала дома несколько лет. Вернувшись, она привезла с собой деньги, полный вещей сундук и сына, которого родила от барина. Мальчику было 2-3 года. На деньги Потаповы построили новый дом и купили корову, сундук прибрали. А барский сын был всем, как бельмо на глазу. Муж его жене не простил: бил её смертным боем. Матери он был в тягость: из-за него пошли все её беды. Родственникам барский сын тоже не пришёлся ко двору. Был он высокий и красивый, тихий да вежливый: ни на кого из них не похож. В приходской школе быстрее всех схватывал науки и закончил её хорошо. Его рано отдали на заработки в город, он и там не оплошал: видно было, что выбьется со временем в люди. Пока он был маленьким, родня его всё шпыняла. А как стал барский сын подрастать, все забеспокоились: вдруг он начнёт материнское наследство искать или требовать свою долю имущества. Когда мальчику было 14 или 16 лет, родами умерла его мать. Родственники вызвали барского сына из города домой, на похороны. После похорон началась в доме ссора из-за сундука Александры, и родственники мальчика убили, а властям сказали, будто произошло всё из-за несчастного случая. Сундук тот забрал старший законный сын, а остальная родня за это на него осталась в обиде: до сих пор помнят и простить не могут.
Записано со слов жительницы д. Нижняя Зароща Марии Ивановны Новиковой, умершей в 1999 г. в возрасте 92 лет.

Помещики из Волкова

Что тебе сказать про здешних помещиков? Знаю только, что один из них ехал навеселе на тройке, да и упал с лошадьми в Гремучие Ключи. Там ведь дна нет, так его и не нашли. Жена его велела за это Ключи засыпать землёй, но до конца это сделать не удалось. Раньше они сильно били из-под земли, так что ворочали камни. Шум стоял на всю округу. А теперь тихо бьют, заболачивают почву, но вода по-прежнему ледяная.
Ещё слышала, что последний барин любил ходить с крестьянами в церковь. Той крестьянке, что нарядится лучше всех, давал рубль. Бабы с подачи мужиков все старались перещеголять одна другую. В лицо помещика за награду благодарили и кланялись, а за спиной смеялись: разве станет умный человек разбрасываться деньгами за такую безделицу?
Записано в д. Волково в 1989 г.
Д. Волково принадлежала помещикам Шеншиным, родственникам поэта А.Фета.

Следующая пословица

"мы сами и вся Орловская область называет нас Амченском"
Сочетание "мц/мч" в начале слова относительно редко встречается в славянских языках. Поэтому для удобства произношения в говорах в начале слова могла появляться гласная "а". Другой путь "облегчения" произношения - вставлять гласную после начальной "м" (летописный Меченьск), или смягчать "м" (мьченьск).

"По-удмуртски пчела - «муш», по-коми-пермятски - «мош», по-зырянски - «малямуш»"
Нельзя исключать заимствование волжскими угро-финнами основы "муш" из славянского, либо праиндоевропейского языков, в которых находим корень "муск/моск" для обозначения летающих насекомых - мух, мошки (в латыни "муска" - муха). Контакты ранних арийцев, а затем славян с угрофинскими народами, как и взаимные языковые заимствования - установленный факт. Больше того, есть предположения о миграциях несколько тысяч лет до н.э. предков италиков и кельтов в бассейне Оки. Здесь ученые отмечают массу гидронимов, которые можно интерпретировать с помощью кельтских и латинских корней. При этом корень -цна (тсна) лингвисты обнаружили в древнеиталийских наречиях (в значении "течь, плыть", "струиться").
"буква «ЕРЬ»-звучала, как кратное «О» - кажется, опечатка. Следует читать "краткое". Насколько я знаю, "ерь" даже в современном болгарском произносится ближе к нашему "ы", хотя и краткому (гълъба - звучит примерно как "гылыба"). В других славянских языках Ъ звучит примерно так же, но на письме не показывается. Сравните сербское и чешское смрт/smrt (произносится ближе к "смырт"). Вообще общеславянский звук Ъ в современном русском языке замещается не только "о" (болгары, борзый, волк, полк), но и "е" (смерть, перст, вертеть - смърт, пърст, въртати). Мне известен случай, когда ерь передается в современных славянских языках звуком "у" или дифтонгом "оу": общеславянское (и болгарское) слово "тъга" (печаль) в "Слове о полку Игореве" пишется как "туга" (отсюда современное "тужить") или "тоуга" (touha) в чешском варианте.

"Кирил и Мефодий создали церковно-славянский язык для богослужений на основе македонского наречия, которое звучало в тогдашних салониках и в котором было менее развито полногласие, чем в древнерусском языке.
Точнее, на основе солунского диалекта древнеболгарского языка. Полногласие вовсе не характерно для общеславянского языка. Только в языках белорусов, русских и украинцев отмечается этот момент. У южных и западных славян полногласия нет. При этом я заметил, что в украинском языке полногласие проводится несколько более последовательно (борошно, охорона, боротьба), чем в русском, в котором часто соседствуют краткая и полная формы: глава-голова, град-город; бразда-борозда, злато-золото, здравие-здоровье.

"Не было закрытых слогов и все слова возникают поселения с роменской (славянской - прим.авт.) керамикой."
Прошу простить, не понимаю смысла этого предложения.

"Городами северян были Север, Новгород-Северский, Путивль, Рыльск, Ромны, Курск."
Но главным городом был Чернигов (возможно, перевод на славянский сарматского топонима). По одной из научных версий, самоназвание "северяне" ("сиверь") происходит от сарматского "сявир" - черный. Известно сарматское племя сявиров, кочевавшее к западу от Дона, на границе лесостепи, в ареале будущих северян, и распавшееся в эпоху Великого передвижения народов. Потомками северян на территории современной Украины считается этническая группа - сердюки. Не исключено, что часть сарматов влилась в ранний славянский этнос (анты, сербы и хорваты - самоназвания, объясняемые из древних северо-иранских языков), добавив, кстати, в говоры некоторых племенных групп характерный аффрикативный звук (украинское, чешское, словацкое и белорусское "г").

"многочисленные слова в области религиозно - культовой лексики являются скифскими - Бог, слово, злой, каять, вопить, рота(клятва), болг (добрый, богатый), кумир, Сварог, Хорс."
Трудно разграничить скифское, сарматское или раннее иранское/индийское влияние на славянские языки. Например, слово "сварга" - небо - из санскрита, слово "Бог" находит параллель у древних индийцев и иранцев (бхага, багха - лучшая доля, изобилие, счастье; кстати, "убогий" - не имеющий счастья, а украинский, белорусский, польский, чешский, словацкий небожчик/небожтик и т.д. - покойник, т.е. утративший долю). Отмечу, что в украинском языке слово "богатый" пишется "багатий" (сохранилось арийское "а" в основе), а в языке древних согдов (восточные иранцы) словом "бага" называлось божество плодородия. К приведенным вами словам можно добавить собаку, хороший, топор, дважды, рай и целый ряд других - есть параллели в древнеиранском и древнеиндийском языках.

"Беру осетинские словари и сразу же натыкаюсь на знакомые слова - «бындз» - «муха», «мыд» - «мёд»
Слово "мед" - индоевропейского происхождения (иранское "мада", арийское "мадха"), но, как ни странно, рассматривается как заимствование из западно-семитских языков, в которых оно означает "сладость". Вообще труднообъяснимыми считаются индоевропейские заимствования из семитских языков, например, числительных "шесть" и "семь" (семитские шеш, шева).

"Балчуг. Но это совсем просто."
Не просто. Выводят из тюркского со значением "болото", "грязь", "глина", или "рыбный торг", или "овраг/буерак".

"Думаю, что Амченское слово «цон» - «суадон» является родственным южно-скифскому «дон» и лежит в пределах диалектных отличий древне - скифского языка.
Это уже не скифский, а общеарийский язык, в котором сочетание "дън" означало "поток, река, вода (в аланском эпосе есть богатырь, родившийся и погибший в водной стихии; кажется, его имя - Сырдон)". Известно древнеиндийское сказание о битве легендарного вождя ариев Индры с демоном Дану где-то в Северном Причерноморье во время исхода праариев из своей северной прародины. Побежденный Индрой, демон "истек" реками - Доном, Днепром, Донцами, Днестром, Дунаем. В славянских языках праарийское "дън" сохранилось в слове "дно".

"Ведь не смотря на вроде бы славянские названия рек - Десна". "не верится в глупость наших предков, назвавших реки Правой (это левый-то приток!)"
Насчет Десны могу лишь сказать, что гидроним относят к балтским (Дисна, Диесна; значение гидронима - от балтского "дисти" - расти, развиваться)- в этом районе до славян обитали так называемые "днепровские балты". Кроме того, объясняют название реки "правая" тем, что ранние славяне заселяли регион с юга, т.е. "снизу" (они направлялись вверх по течению), и левый приток Днепра для них располагался как бы справа. Высказывались мнения происхождения гидронима с целью обмана нечистой силы (левый приток назвали правым), либо из латинской основы -денс.
Кстати, суффикс -сна является распространенным балтским суффиксом.
В конце концов, если следовать концепции балтославянского единства (а она представляется мне вполне обоснованной), славяне - потомки древних балтов (венедов).

Следующая пословица


Село Большая Косуль основано в 1756 г. В это время через село проходила дорога из центральной России в Сибирь – сибирский тракт. По обе стороны дороги там и тут стояли низенькие избушки с подслеповатыми окнами, а вокруг расстилались бесконечные перелески и степи. Возле речки Косульки появились первые домики, построенные переселенцами - рязанскими мужиками.

КУДОЯРОВ Василий Яковлевич. Род. в 1903. Проживал в с. Б0Косуль Б-Косульского с/с Боготольского р-на Ачинского округа. Состав семьи: жена Анна Николаевна 1903 г.р., отец Яков 1866 г.р., мать Ефимия Ивановна 1869 г.р., дети Борис 1921 г.р.. Александра 1923 г.р., Татьяна 1927 г.р. Лишены избирательных прав в 1931 высланы за пределы р-на (Боготольский районный архив, ф. 1 оп. 1-с. д. 14, 12а, 18, 378).

ПОВЕСТЬ ЖИЗНИ НАПИСАНА - КУДОЯРОВОЙ АЛЕКСАНДРОЙ ВАСИЛЬЕВНОЙ
УРОЖЕНКОЙ СЕЛА БОЛЬШАЯ КОСУЛЬ БОГОТОЛЬСКОГО РАЙОНА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ О СВОЕЙ ЖИЗНИ!
**********************************************************
Александра Васильевна Кудоярова (Коншина)
Внучка Ефимии Ивановны Собакиной
Из древнейшего дворянского рода,бояр
Собакиных(Марфа Собакина - 3 жена Ивана Грозного)
Воспоминания о тяжёлой жизни
Древнейшего рода в революционный период


Большая Косуль 22 апр 2017 в 14:22
Село Большая Косуль основано в 1756 г. В это время через село проходила дорога из центральной России в Сибирь – сибирский тракт. По обе стороны дороги там и тут стояли низенькие избушки с подслеповатыми окнами, а вокруг расстилались бесконечные перелески и степи. Возле речки Косульки появились первые домики, построенные переселенцами - рязанскими мужиками. В строящееся село съезжались задавленные нуждой бедные крестьяне из центральных губерний России, особенно их поток в районы Урала и Сибири увеличился после отмены крепостного права в 1861году.

В 1850 году в селе появилась первая небольшая деревянная церковь, которая впоследствии была перевезена в село Орешково Кемеровской области, а на её месте была построена новая деревянная большая церковь с колокольней высотой 25 метров. Праздничный звон большого колокола был слышен далеко за пределами села.

В 1891 году через село проезжал наследник царского престола Николай Второй, которому в ту пору было 23 года. Нужно сказать, что император Николай — единственный из русских царей совершивший подобное путешествие. Он проехал через Хабаровск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Томск, Тобольск, Сургут, Омск, Оренбург. Для жителей этой части империи, населённой в то время разноплеменными и разноязычными народами приезд императора стал небывалым событием. Николай писал о своём впечатлении от путешествия: “… Я в таком восторге от того, что видел, что только устно могу передать впечатления об этой богатой и великолепной стране до сих пор так мало известной и (к стыду сказать) почти незнакомой нам, русским!»".

Уже в середине XIX веке в нашем селе была построена первая церковно-приходская школа, в которой обучалась 14 учеников различного возраста. К 1880 году в школе было 3 класса и обучалось 90 человек.

А село всё росло и росло. Старые улицы назывались в народе «Рязанью», «Заречкой». Появлялись новые – улица Просвещения , улица Новая

К началу 1932 г. на территории Большекосульского сельского совета было создано 15 колхозов с многоотраслевым хозяйством. С 1933 года земли колхозов начали обрабатывать техникой Каштановской МТС. В этом же году первыми трактористками стали девушки Калугина А.В., Пронина Н., Орлова М. и другие. Среди животноводовотличилась Петрова Л.К.

Сегодня село Большая Косуль – это один из крупнейших и благоустроенных населённых пунктов Боготольского района. К Большекосульскому сельсовету относятся поселок Каштан, деревни Тузлуки, Львовка, Малая Косуль. Общая численность населения составляет примерно 1500 человек. Жителям оказывают услуги такие учреждения как: почта, библиотеки, централизованная клубная система, детский сад, общеобразовательная школа, врачебная амбулатория, спортклуб «Олимпиец».

Кудояров Никифор Григорьевич (1901--,1931) в д.Парное Чарковской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Проживал в Томской обл. Единопичник. Арестован в 1931.05.. Освобожден в 1931.06. в связи с прекращением дела. [Красноярск]

А село всё росло и росло. Старые улицы назывались в народе «Рязанью», «Заречкой». Появлялись новые – улица Просвещения , улица Новая

Кудеяр-разбойник? ИЛИ .
_________________________

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ -ЭТО НЕВЕРОЯТНО . НО ОБ ЭТОМ МОЛЧАТЬ ТАКЖЕ НЕЛЬЗЯ. В ОПИСАНИЕ НАШЕЙ РОДОСЛОВНОЙ МОЯ МАМА КУДОЯРОВА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА УКАЗАЛА , ЧТО ПРАДЕД МОЕЙ МАМЫ АЛЕКСАНДРЫ ВАСИЛЬЕКНЫ КУДОЯРОВОЙ - СИДОР И ЕСТЬ РАЗБОЙНИК КУДЕЯР . ПРИ ЧЁМ МАМА ПИСАЛА ЭТО В ЗДРАВОМ УМЕ И ПАМЯТИ . КТО ОН КУДОЯР И ЯВЛЯЛСЯ ЛИ МОЙ ДЕД СИДОР ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КУДЕЯРОМ И КТО ОН - ЦАРСКИЙ СЫН ИЛИ ОДИН ИЗ СВИТЫ КУДЕЯРА ..КОТОРЫЙ РЕШИЛ ОСЕСТЬ В СИБИРИ И КТО БЫЛИ ЕГО СЫНОВЬЯ ЯКОВ КАРП И НИКИФОР . .. ВСЁ ТАИНСТВЕННО И НЕПОСТИЖИМО. НО ЭТО ВСЁ ДЕЛО ПРОФЕССИОНАЛОВ А Я ТОЛЬКО РЕШИЛА ОПУБЛИКОВАТЬ ТО . ЧТО БЫЛО СЕМЕЙНОЙ ТАЙНОЙ . Т ВСЕ МОИ РАССУЖДЕНИЯ ПОКА ПРОСТО ФАКТЫ
НУ А ТЕПЕРЬ СТАТЬИ КТОЖЕ ТАКОЙ КУДЕЯР? ЖЕНА ЕГО СЫНА ЯКОВАЕФИМИЯ ИВАНОВНА СОБАКИНА СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА ИЗ ДВОРЯНСКОГО РОДАВ СОБАКИНЫХ ВРЯТЛИ ВЫШЛА БЫ ЗАМУЖ ЗА СЫНА РАЗБОЙНИКА .. ТАК КАК СЕМЬЯ СОБАКИНЫХ БЫЛА СОСЛАНА НА КРАСНУЮ РЕЧКУ ИЗ МОСКВЫ . СЕСТЁР ЗВАЛИ ЕЛЕНА И МАРИЯ ВСЕ ТРОЕ ИМЕЛИ ОБРАЗОВАНИЕ ЗАКОНЧИВ ГИМНАЗИЮ В МОСКВЕ . В СИБИРИ ОНИ РАБОТАЛИ УЧИТЕЛЬНИЦАМИ. ЯКОВ СЫН СИДОРА КУДЕЯРА?ВЗЯЛ В ЖЁНЫ ФИМУ С КРАСНОЙ РЕЧКИ.. НЕ ПРОСТУЮ ДЕВУШКУ И СТОЛБОВУЮ ДВОРЯНКУ ЕФИМИЮ ИВАНОВНУ СОБАКИНУ . ВОЗМОЖНО ЧТО СИДОР МОЙ ПРАДЕДУШКА ..И ПОДАРИЛ ИМ ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ И КОЖЕВЕННЫЙ ЗАВОДИК. ИЛИ ОН ПОСЛЕ СМЕРТИ СИДОРА ПЕРЕШЁЛ ПО НАСЛЕДСТВУ ..ПОЧЕМУ ИМЕННО СИДОР -КУДЕЯР?ВЫБРАЛ СЕЛО БОЛЬШУЮ КОСУЛЬ БОГОТОЛЬСКОГО РАЙОНА ДУМАЮ НЕ СЛУЧАЙНО ..ЧЕРЕЗ СЕЛО ПРОХОДИЛ ТРАКТ ПО КОТОРОМУ ВЕЛИ ЗАКЛЮЧЁННЫХ. ЧЕРЕЗ ЭТО СЕЛО А ДОРОГ В СИБИРИ БЫЛО НЕ ТАМ МНОГО ..КТО ОН МОЙ ПРАДЕДУШКА СИДОР ЦАРСКИЙ СЫН ИЛИ РАЗБОЙНИК И РАЗБОЙНИ ЛИ . ВСЁ ТАЙНА КОТОРУЮ ПРИ ЖЕЛАНИИ СМОГУТ ВОЗМОЖНО ОТКРЫТЬ ПРОФФЕССИОНАЛЫ . А СОКРОВИЩА КУДЕЯРА БЫЛИ ПОХИЩЕНЫ И КРОВАВЫМ СЛЕДОМ ВОЗМОЖНО ОТМЕТИЛИСЬ В Г РИГА И ВОЗМОЖНО ЧТО ОНИ ВЛОЖЕНЫ В ПАРК КУДИЯРА ВЛАДИМИРА НИКИФОРОВИЧА.

В прежнее время да и не так еще давно, - говорит предание, кругом всего города Орла верст на сто, а то и на другое сто, все леса были, леса были дремучие; а в тех лесах не столько зверя было дикого, сколько разбойников. Про злодейства их еще не так давно рассказывали здесь со страхом, добавляя при этом: "не даром Орловцев зовут проломленными головами!" А то и другая сложилась об них поговорка: "Орел да Кромы— первые воры".
При этом уместно будет прибавить, что не один Орел да Кромы славились в древности, как первые воры. Подобный взгляд образовался и на все почти города Орловского края. Так говорят, что и Дмитровцы старым ворам невыдавцы; что и Карачев на поддачу; что Елец всем ворам отец, а Ливны самим ворам дивны! О жителях Мценска образовался такой взгляд, что когда кто хочет другому беды, то в сердцах посылает к нему амчанина: "амчанин тебе на двор!" Это означает, что от амчанина не ожидать добра, или, как говорят под рифму: "коли амчанин на двор; то уж выноси святых вон!" И каких воров-разбойников не было в старину в Орловских пределах!
В народе особенно помнят Кудеяра. "Этот где-где не разбойничал! И к Калуге, и к Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Севску, и к Брянску, и к Смоленску - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, какого ручья полушубок или свиту, и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит, нет ли погони где; а там левый спи, правый сторожи, - так в переменку; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку и поминай как звали… Так и издох своей смертью, - никак изловить его не могли, как там ни старались" (Орловские Губернские Ведомости, № 30, 1861 год).
По Орловско-Витебской дороге есть станция Нарышкино (в 20 верстах от Орла), от которой в четырех верстах находится село Сергиевское, а версты с полторы от этого села находится гора с трясиною по средине. Об этой горе с трясиною рассказывают, что здесь давным-давно жил Кудеяр разбойник, имел там дом и оттуда разбойничал; гора, надо заметить, окружена была густым лесом, от которого остались теперь одни кустарники. Долго разбойничал здесь Кудеяр; но Господь смиловался. Разбойник оставил к старости это место и ушел в Брянские леса, а дом, где он жил, за нечестие Кудеяра, провалился сквозь землю; теперь на том месте трясина; и как дом был огорожен кругом, так и трясина круглая (со слов местных старожилов).


ВСЁ ЗАГАДКА . ВСЁ ТРЕБУЕТ ТЩАТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ А ПОКА ТОЛЬКО МЕМУАРЫ МОЕЙ МАМЫ ВНУЧКИ ЕФИМИИ ИВАНОВНЫ СОБАКИНОЙ -КУДОЯРОВОЙ ИЗ СЕЛА БОЛЬШАЯ КОСУЛЬ

Читайте также: