А филипп семь лип пословица
Обновлено: 07.11.2024
У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
Около кода три хвои вьются.
Три вороны на воротах.
Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пять лопат.
Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Мимо речек, мимо сёл
Шёл и трёх овечек вёл.
Вёл с кочевья трёх овечек
Один серенький козёл.
Над воре трава,
На трава дрова.
Раз дрова, два дрова,
Три дрова.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Неделю Емеле
Прясть короб кудели,
А Емелиной дочке —
Прясть одну ночку.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке
Три сороки — три трещотки
Потеряли по три щётки:
Три — сегодня,
Три — вчера,
Три — ещё позавчера!
Четыре чёрненьких
Чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами
Чертёж чрезвычайно чисто.
В семеро саней
Семеро Семёнов
С усами уселись
В сани сами.
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек — туесок.
Следующая пословица
Лизуня Маргунова запись закреплена
У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
Михейка на скамейке плетет лапти Анрейке.
Не годятся лапти Андрейке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать
Следующая пословица
С раннего детства нам запомнились веселые скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Карл у Клары украл кораллы.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своем речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.
А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Веселая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймешь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.
Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в веселые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырехстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.
Многие детские поэты берут за основу своего творчества принцип скороговорки: используют аллитерацию в соединении с разнообразным ритмом и мелодикой стиха. И дети, подчиняясь этим магическим, гипнотическим свойствам звукового построения, зачастую не улавливая смысла, мгновенно запоминают и с упоением повторяют:
По хамбер-джамбер я шагал, По хамбер-джамбер-джони. И вдруг увидел — риг-ма-джиг За шею тащит бони. Ах, будь со мною хоб-ма-гог, Мой хоб-ма-гог-ма-гони, Я застрелил бы риг-ма-джиг За кражу бедной бони.
Скороговорка будит фантазию ребенка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
Но проходит время, ребенок подрастает и встает перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актеры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу.
Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговорить с налета почти всегда оканчивается неудачей.
Еще до скороговорок тренинг артикуляции начинается с таких звукосочетаний, как ПТКУ-ПТКО-ПТКА, КПТУ-КПТО-КПТА, ЖЗДРУ-ЖЗДРО-ЖЗДРА, ВРЛУВРЛ-ВРЛОВРЛ-ВРЛАВРЛ и так далее. Звуки в этих упражнениях варьируются, к тренингу подключаются телесные движения, работа с мячиком, скакалкой, гимнастической палкой.
Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках. Для этого подбираются тексты с повышенным содержанием «больных» звуков.
Для лучшего усвоения скороговорки, мысленно проговаривая, отхлопывают, чтобы уловить ритмическую структуру и разобраться в расстановке фонем. Затем медленно произносят вслух, вслед за этим дается время на самостоятельную тренировку. При произнесении скороговорок учитываются замечания педагога и товарищей, которые на примере говорящего улавливают, отмечают и понимают свои ошибки. В конце занятия можно провести небольшое состязание на быстроту и правильность выговаривания вновь выученных скороговорок. Но подчеркнем: о скорости, о повышенном темпе проговаривания речь может идти только тогда, когда отработаны предыдущие этапы.
На каждом занятии добавляются новые скороговорки, в них изменяется местоположение проверяемых отрабатываемых звуков, увеличивается количество слов и их трудность.
Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, но на каждом этапе она имеет свой облик, трансформируется. Сначала ее можно охарактеризовать как чистоговорку, то есть фразу, в которой, не гоняясь за скоростью, отрабатывается наиболее часто повторяющийся звук. Далее эта чистоговорка переходит в разряд скороговорки: теперь отработанные звуки проверяются в ускоренном темпе произнесения. Затем следует так называемая трудноговорка или языколомка, как назвал ее поэт С. Погореловский. Основная нагрузка данной фразы — трудновыговариваемые слова и звукосочетания, нагроможденные друг на друга. Трудноговорка требует подвижности артикуляционного аппарата, быстрого осмысления длинных и запутанных слов.
Есть еще одна разновидность скороговорки — длинноговорка. Это упражнение рассчитано на длину выдоха и владение перспективой фразы.
В данном пособии чистоговорки и скороговорки не разделяются, так как зачастую они взаимозаменяемы. В разряд чистоговорок здесь включены пословицы и поговорки, а порой и загадки, изобилующие повторяющимися звуками. А с длинноговорками объединены стихотворения, рассказывающие в одном предложении короткую историю. Кроме того, отдельно существует подборка скороговорок, используемых при исправлении так называемых «дзяканий» и «тсяканий».
Надеемся, что этот сборник будет интересен всем, кто желает улучшить свою дикцию.
Заранее приносим извинения, если не будет указано чье-то авторство, так как Многие скороговорки передаются из уст в уста и становятся уже истинно народными.
Скороговорки, помеченные знаком *, принадлежат М. Смирновой и С. Смирнову, также в книге
Следующая пословица
Развитие ребенка от рождения до школы запись закреплена
Часть 9. Цифра 8.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца. (С. Маршак)
Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она. (Г. Виеру)
Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим,
Цифра восемь плюс крючки -
Получаются очки…
То ли нуль с другим
нулем
Рядышком уснули,
То ли дедушка
очки
Позабыл на стуле. (Ф. Дагларджа).
Жил осьминог со своей осьминожкой
И было у них осьминожков немножко.
Все они были разного цвета:
Первый — зеленый, второй — фиолетовый,
Третий — как зебра весь полосатый.
Черные оба — четвертый и пятый.
Шестой — темно-синий от носа до ножек.
Желтый-прежелтый — седьмой осьминожек.
Восьмой — словно спелая ягода, красный…
Словом, не дети, а тюбики с краской.
Была у детишек плохая черта:
Они, как хотели, меняли цвета.
Синий в минуту мог стать золотистым,
Желтый — коричневым или пятнистым.
Ну а двойняшки, четвертый и пятый,
Все норовили стать полосатыми.
Быть моряками мечтали двойняшки,
А кто же видал моряков без тельняшки?
Вымоет мама зеленого сына,
Смотрит — а он не зеленый, а синий.
Синего мама еще не купала,
И начинается дело сначала.
Час его трут о стиральную доску,
А он уже стал светло-серым в полоску.
Нет, он купаться нисколько не хочет,
Просто он голову маме морочит.
Папа с детьми обращается проще:
Сложит в авоську и в ванной полощет. (С. Маршак)
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
(Посчитайте-ка, ребята: сколько всего птичек село на березу?)
Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
Сколько всего росло лип?
Дом чудесный — бегунок —
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я —… (Осьминог)
Весна да осень — на дню погод восемь.
Восьмое чудо света. Еще в глубокой древности люди называли великолепные, грандиозные сооружения «семью чудесами света». Выражение «восьмое чудо света» также употребляется в значении чего-то необыкновенного, грандиозного, но иногда и в ироническом смысле.
Семь малюсеньких котят.
Что дают им — все едят
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? (Восемь)
В сад я к бабушке пошел
И копеечку нашел.
Что купил я? Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, шайку, лейку —
Все купил я за копейку.
(Сколько всего вещей купил мальчик?)
Двое шустрых поросят
Так замерзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им?
Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: «Домой хочу».
Сколько их пришло к ручью?
Ежик по грибы пошел,
Восемь рыжиков нашел.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных — на спинку.
— Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж?
Шли четыре гусака,
Вдаль глядели свысока.
Сколько шло голов и ног —
Сосчитаешь ли, дружок?
Кошка, Кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон, сколько кошек?
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных наливных,
Три с кислинкой. Сколько их?
Бегали по лесу
Восемь резвых коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравши хвост.
Пять козочек белых.
Сколько было серых?
Два снегиря и шесть синиц.
Ребята, сколько всего птиц?
Три яблока было у Коли,
Пять дали товарищи в школе
Яблок сколько всего
Стало, друзья, у него?
У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Раз — согнуться-разогнуться.
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть.
Семь, восемь — лень отбросим.
Читайте также: