Зорко одно лишь сердце самого главного глазами не увидишь смысл фразы

Обновлено: 21.11.2024

Цитадель цитат — название новой рубрики моего канала. Выражение, ставшее цитатой, — сгусток концентрированной мысли, направленной прицельно, катализирующий мыслительные процессы, приоткрывающий смыслы, наталкивающий душу на поиски пути. Цитата в контексте культурологического поля — вестник мысли, смысловой проводник. Есть крепость цитат, вырастающая из гипертекста культуры. Цитадель.

Хрестоматийной стала цитата из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь". О важности зоркого сердца говорит, прощаясь с Маленьким Принцем, Лис. Говорит, делясь своим секретом. Эти слова, как заклинание, повторяет Маленький Принц, чтобы не забыть. Помнить.

В этой цитате — выветренная порода евангельского вывода притчи о сеятеле: "глаза их закрыты, чтобы не видеть истину и не понимать её сердцем". Понять истину. Идти её путём. Это прекрасно, опасно для обыденного сознания и. больно. Главное всегда ускользает от физического зрения в угоду второстепенному. Так, очаровываясь внешним, любыми его формами и выгодами, предают внутреннее, продают себя на аукционе земного благополучия отношений, карьер, всевозможных успехов. И нет страха не успеть осуществить главное — дар души, забывая вселенскую истину о зоркости сердца. Сердце — центр внутреннего человека.
Что же делает сердце зорким? Разум сердца. Это совсем не мир чувств. Чувства ветрены и беЗпечны. Доверять им — пустить по ветру дорогое. К разумности сердца ведёт путь ступеней.

1 ступень — вера. Верить всем сердцем.

2 ступень — доверие. Доверие -- строго по вере. Верю -- значить доверяю, полностью вверяясь.

3 ступень — критическое отношение к себе. В разумном критическом подходе к собственной картине мира -- зерно душевного здоровья. Сомневаться в своих умозаключениях и решениях -- защита от ложных путей рано или поздно предлагаемых чувствами. Сомневаться -- не поддаться рже самомнения, разъедающей крепость веры.

4 ступень — надежда. Когда очень больно, когда очевиден крах внешний, не усомниться, не предать свою веру, не разъять внутреннего человека, не поверить очевидности физики зрения, а превозмочь, уповая, надеясь.

5 ступень — любовь. Именно её искры зажигают сердце на первой ступени, помогая поверить, учат доверять, дают надежду. Но лишь воспитывая в себе зоркость сердечного зрения, можно подняться на вершины любви, которая, как известно, есть совокупность совершенств, а значит, восхождение будет прекрасно в своей беЗконечности. Зорко одно лишь сердце. Сердце любящее.

Чтобы легче было проникнуть в метафизику восхождения-обретения зоркости сердца, можно провести параллель с любовью к другому человеку. Блеснёт искра любви, засияет влюблённостью. Человек полюбившийся станет целым миром для влюблённого, зрящего то, чего другие попросту в человеке не замечают, ибо смотрят только глазами, а это всегда взгляд мимо. Происходит зарождение веры, основа которой доверие. Люди учатся видеть сердцем, умиляясь. Но всем людям свойственно ошибаться, идти на поводу зрения физического — легче, менее болезненно, перспективнее в мире материальных мер. И тут рождается пошлость, которой чурались лучшие умы человечества. Предать своё сердце — пошло и низко. Можно усыпить совесть, можно ослепить сердце. На время. И как помогает надежда, которая, словно на крыльях, поднимает сердце, ослеплённое страстями: любые трещины в отношениях суть страсти. Страсть ревности, блуда, собственничества. Да мало ли. Как легко отчаяться, разувериться в любимом. И, казалось бы, очень это справедливо. Получите — распишитесь. Что хотели — получили. За что боролись — на то и напоролись. О! Излюбленная тема современной психологии: бежать из отношений, бежать от разбившейся любви, теряя тапки навешивая ярлыки: абьюз, нарциссизм, психопатия. Серьёзно, господа?! А как же ответственность за свой свободный выбор: да, да, можно опять Экзюпери, его же Лис: "Мы в ответе за тех, кого приручили"? А ещё выше: Как же заповеди Христовы? Ведь человеческая связь любовью, доверием, верой разбивается лишь о предательство измены (единственная названная Христом причина для развода супругов, с оговоркой для вмещающих, что и это можно простить. По большому счёту, второбрачие не благословляется даже для пострадавшей стороны. Только смерть супруга даёт право вступления в новые отношения. Но и здесь сноска: остаться во вдовстве большее благо, но опять же для вмещающего). Абьюзеры, нарциссы, невротики,психопаты, .. или просто грешники, потерявшие зоркость зрения? Возрастая в надежде, уповая на те, самые первые искры любви, не объяснимые даже химией, гормональной бурей, строить мост доверия, который ведёт к себе, к собственной утраченной зоркости сердца. И потихонечку, падая и поднимаясь, глядишь, и озарится усталое сердце утраченной зоркостью любви, побеждающей время и пространство, бросающей вызов здравому смыслу модных психологических ноу-хау. Страшен крах духовного роста, а именно он видится за утратой зоркости сердца: тогда человек снимает с себя всякую ответственность, укутывается в шёлк самооправданий, если и видит вину — только другого, не находя, что всякий дар — прямо по сердцу. Впрочем, каждому — по его вере.

"Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь".

Не обмануться бы своими объективными взглядами: "Глазки, глазки, что вы делали?"

Читайте также: