Золотуха что значит фраза
Обновлено: 04.11.2024
Слова «золотуха», «золотушный» на слуху: они упоминаются в пословицах и художественной литературе. В прошлые века употреблялись чаще, сейчас — реже. А вот что означают, понять не так просто. Давайте разберемся.
25 февраля 2021 Фото Gpointstudio/Getty Images/iStockphotoПисатели XIX и XX веков часто давали своим персонажам характеристику «золотушный». В романе Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги» читаем: «В погреб вбежал маленький человек, золотушный, с глазами подслеповатыми, как у щенка, не совсем прозревшего»… У Николая Лескова в повести «На ножах»: «…и сестры с ее пьяным мужем и золотушными детьми»… У братьев Стругацких в «Град обреченный»: «…маленький, тощий Отто Фрижа, золотушный юноша с сильно оттопыренными ушами»…
Какие признаки недуга имели в виду авторы, наверняка сказать невозможно, поскольку термин «золотуха» относили к двум болезням с похожими внешними проявлениями — экссудативному диатезу и скрофулезу. И тот, и другой предполагали появление на лице, шее, за ушами и в разных местах туловища желтовато-глянцевых корочек или чешуек, отливавших золотом. Только в одном случае они скрывали мокнущую воспаленную кожу, а во втором — вскрытые лимфатические узлы и слюнные железы. Диатезам и экссудативному диатезу в том числе мы посвятили отдельную статью. А здесь остановимся на золотухе как скрофулезе.
«Не понос, так золотуха»
Так в старину говорили про малышей до года, которые приносили родителям много хлопот. Самыми распространенными были понос и пищевая аллергия (диатез). Проходил один недуг, начинался другой. Теперь это выражение стало крылатым и означает «не одна проблема, так другая».
Золотуха как скрофулез в истории
Первое упоминание о скрофулезе встречается в европейских источниках XII века, в частности в трактате «Приметы святых». Причем там описана не сама болезнь, а способы ее лечения — довольно необычные — с помощью католических реликвий и «возложения рук». Якобы, молочный зуб Спасителя, хранившийся в начале XII века в аббатстве Сен-Медар под Суассоном, обладал чудодейственным свойством исцелять золотушных. Туда и устремлялись больные, чтобы приложиться к святыне. А целителями выступали некоторые монаршие особы.
Так, например, считалось, что французские короли Людовик VI и его отец Филипп I обладали даром исцеления золотушных подданных. Автор трактата пишет буквально следующее: «Собственными глазами зрел я, как больные, страдающие золотухой, с язвами на шее или других частях тела, толпами сбегались к нему и молили его, чтобы коснулся он их рукой, а притом и осенил крестным знамением. Я стоял подле него, совсем близко, и даже защищал его от их докучливости. Король же меж тем выказывал прирожденное свое великодушие; привлекши больных к себе покойной рукою, осенял он их крестным знамением. Отец его Филипп также наделен был сим славным и чудесным даром и пользовал болящих с превеликим пылом»… Аналогичные качества приписывали и английскому королю Генриху II, святому Маркулю и другим историческим персонажам.
Читайте также: